Где живут славяне
Содержание:
- Содержание
- Культура западных славян
- Великое переселение народов
- Основные племена восточных славян. Племенные союзы
- «Предсказание» Каддафи
- Ассассин в Древней Руси: 5 сеттингов, которые мы желаем…
- Kлимaт и кyxня
- Религия восточных славян
- Great Wall показал, каким мог бы стать «Жук» от VW: в Шанхае дебютировал новый Ora Lightning Cat
- Литература
- Образование Речи Посполитой
- Восточные славяне
- Президенты Швейцарии
- Положение славянских народов в составе Османской империи
- Социально-экономическая характеристика славянских племен
- [править] См. также
- External links
- 15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года
- Сравнение с охотничьим ружьем «Сайга 12»
- Дополнительная литература
Содержание
Культура западных славян
Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием более развитых государств. Они с одной стороны способствовали быстрому культурному росту племен, однако лишили славян возможности пройти свой путь и сохранить самобытность. С момента принятия христианства влияние Запада только усилилось, теперь оно подкреплялось священниками, насаждавшими свои обряды и даже язык. Западные славяне на долгие годы были вынуждены разговаривать и писать на латыни. Лишь к XIII веку в некоторых государствах стала развиваться собственная письменность.
Культурные традиции разных западнославянских племен заметно отличались, поэтому довольно сложно рассказать обо всех них в одной статье. Достаточно привести несколько характерных черт культурного развития данной группы на примере сравнения двух государств – чешских княжеств и Великой Польши.
В чешском государстве летописи на родном языке велись с XII века, что позволило через два столетия сложиться литературному и театральному искусству. Интересно, что на сцене нередко ставили сатирические произведения. Это являлось большой редкостью для того времени. А вот польская литература начала формироваться только в XIII веке. Причем на протяжении долгого времени преподавание велось только на латинском языке, что существенно тормозило развитие литературного направления.
Чешская архитектура отличается неким симбиозом романского и готического стилей. Наибольшего расцвета это искусство достигло к XIV веку, тогда как польская архитектура достигла своего пика только к XV веку. В Великой Польше преобладал готической стиль, к которому относят большую часть памятников западнославянской архитектуры.
В целом можно сказать, что к XV в. во многих западнославянских государствах наблюдался подъем в живописи, архитектуре, скульптуре и науке. Культурные достижения этого периода сегодня являются настоящим достоянием современных государств.
Великое переселение народов
Великое переселение народов и Восточная Европа. С конца IV в. н. э. начались многочисленные передвижения племен, вошедшие в историю под названием Великого переселения народов.
К этому времени многие народы Евразии научились изготовлять железное оружие, сели на коней, создали боевые дружины. Племена гнало вперед желание обрести добычу и новые богатые, уже освоенные земли Римской империи.
Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись с мест германские племена готов.
Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике, но оттуда их потеснили славяне. Через земли балтов и славян готы пришли в Северное Причерноморье и прожили там два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, воевали с сарматами.
Во главе готов стоял вождь Германарих, который, согласно некоторым сведениям, прожил 100 лет.
В 70-х гг. IV в. с востока на готов надвинулись племена гуннов. Спасаясь, часть готов переселилась в пределы Римской империи. Гунны были тюркским народом, и вместе с их появлением начинается господство тюркомонгольских племен на степных просторах Евразии. Они знали железоделательное производство, ковали мечи, стрелы, кинжалы; во время стоянок гунны жили в глинобитных домах и полуземлянках, но основой их хозяйства было кочевое скотоводство.
Все гунны были превосходными наездниками — и мужчины, и женщины, и дети. Главной их силой была легкая кавалерия. По данным римских историков, вид гуннов был ужасен: невысокие, заросшие волосами, плотные, с толстыми затылками, кривыми ногами, одетые в меховые малахаи и обутые в грубую обувь, сшитую из козьих шкур. Об их диких нравах и зверствах рассказывали легенды.
В своем движении гунны увлекали всех, кто попадался им на пути. Вместе с ними снимались со своих мест угрофинские племена, алтайские народы.
Вся эта огромная орда вначале обрушилась на алан, отбросила часть их на Кавказ, а остальных также втянула в свое нашествие.
Тяжелая, закованная в броню, вооруженная мечами и копьями аланская конница стала существенной частью армии гуннов. Разгромив готов, они огнем и мечом прошли и по южнославянским поселениям. В очередной раз, спасаясь от гибели, люди бежали под укрытие лесов, бросали плодородные черноземы. Часть славян, как и готов, вместе с гуннами также устремилась на запад.
Центром своей державы гунны сделали земли по Дунаю, располагавшие прекрасными пастбищами.
Отсюда они нападали на римские владения и наводили ужас на всю Европу. С тех пор имя гуннов стало нарицательным. Оно обозначало грубых и беспощадных варваров, разрушителей цивилизации.
Своей наивысшей мощи держава гуннов достигла при их вожде Аттиле.
Он был талантливый полководец, опытный дипломат, но грубый и беспощадный властитель. Судьба Аттилы еще раз показала, что сколь бы велик, могуч, страшен ни был властелин, но и он не может продлить вечно своей власти, своего величия. Попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу закончилась в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции на Каталаунских полях.
Римская армия, в которую входили отряды многих народов Европы, разгромила наголову столь же многонациональную армию Аттилы. Вождь гуннов вскоре умер, между гуннскими вождями начались распри. Держава гуннов распалась. Но движение народов, вспененное гуннской волной, еще продолжалось несколько столетий.
Участниками Великого переселения народов стали и славяне, которые именно тогда впервые появляются в документах под своим именем.
§Анты
§Славянский вождь Кий
§Расселение племён восточных славян
§Восточные славяне
§Обычаи и верования славян
Основные племена восточных славян. Племенные союзы
Великое расселение народов на территории Восточной Европы завершилось примерно к VIII-XI столетию. К этому моменту племена обособились и стали занимать определенные области, за которые велись бесконечные войны.
Словене (ильменские)
Племя словен обосновалось в окрестностях озера Ильмень и в верхнем течении р. Мологи. Родоначальниками их считают Словена и Руса, которые, согласно древней летописи, основали Новгород и Русу задолго до нашей эры. Впоследствии словенами правил легендарный князь Вандал, а сыновья его (Владимир, Избор и Столпосвят) княжили соответственно во Владимире, Изборске и Столпосвятове (Осташкове).
Кривичи
Кривичи – одно из крупнейших восточнославянских объединений, занимавшее территории в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Они занимались земледелием, животноводством, ремеслами. Самыми крупными городами кривичей были Полоцк и Смоленск. Согласно О.Н. Трубачеву, известному лингвисту-слависту, группа кривичей населяла также греческий остров Пелопоннес.
По одной из версий название племени происходит от родоначальника Крива, по другой – от слова «кровный», то есть близкий по крови.
Дреговичи
Дреговичи расселялись по территории современной Белоруссии с юга на север, двигаясь к р. Неман. Постепенно они заняли Гомельскую, Брестскую, Минскую и Гродненскую области. Название племени происходит от балтского «дрегува», что значит «трясина, болото». Археологическими памятниками дреговичей являются курганы с захоронениями и небольшие городища. Отличительной особенностью этого союза племен являются крупные железные бусы, выполненные зернью.
Радимичи
Это славянское племя пришло с ляшских земель и заняло территорию в междуречье верховьев Днепра и Десны, по течению реки Сож. Радимичи ведут свою историю от вождя Радима. У племени было свое достаточно большое войско, что позволяло им сохранять независимость вплоть до второй половины X столетия.
Вятичи
Восточнославянский племенной союз вятичей населял бассейн Средней и Верхней Оки. На юго-западе граница их владений проходила по водоразделу Десны и Оки. Земли вятичей охватывали такие современные области, как:
- Московская;
- Брянская;
- Рязанская;
- Калужская;
- Орловская;
- Смоленская;
- Липецкая;
- Воронежская;
- Тульская.
Как и в случае с радимичами, вятичи получили свое название по имени вождя Вячеслава (Вятко).
Северяне
Славянский союз северян занимал территории вдоль Десны и Сейма. Главный город – Чернигов. Северяне отличались от прочих славян строением черепа. У них были длинные и узкие лица с сильно выступающим носом, кости были более тонкими.
Древляне
Племя древлян обитало в украинском Полесье (современная Житомирская и часть Киевской области). С востока их владения ограничивались Днепром, с севера – Припятью. Главным городом древлян был Искоростень, позже – Овруч.
Согласно «Повести временных лет», древляне слыли диким и варварским народом: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».
Волыняне (бужане, дулебы)
Бужане жили в верховьях Западного Буга, оттуда и происходит их название. С конца XI столетия племя стали называть волынянами по местности Волынь – исторической обрасти, образованной на северо-западе современной Украины.
Поляне
Самым многочисленным восточнославянским племенем были поляне. Они занимали территории в среднем течении Днепра на правой его стороне. Сердцем полянской земли стал Киев, другими крупными поселениями были Вышгород, Белгород на реке Ирпень, Треполь, Василев, Звенигород.
Со слов летописца Нестора поляне резко отличались от других славянских племен по уровню нравственности и по общественному укладу: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху».
Уличи
Уличи (угличи) занимали территории в низовьях Днепра и Южного Буга, а также Черноморское побережье. В IX столетии насчитывалось 318 угличских общин. Главным городом был Пересечень. Племя называли также лютичи, то есть «злые, лютые, жестокие».
Тиверцы
Восточнославянское племя тиверцев населяло земли между Днестром и Прутом, а также Буржакское побережье Черного моря. В наши дни это территории современной Молдавии и Украины. Название свое они получили от слова «Тирас», так греки именовали Днестр.
Белые хорваты
Белохорваты жили в окрестностях Карпатских гор, на территории современной Западной Украины. Отличительной особенностью племени были перстнеобразные кольца с вывернутыми концами.
«Предсказание» Каддафи
В Сети обсуждают выступление полковника на 64-й Генассамблее ООН. Пользователи публикуют цитату Каддафи, которая, по их мнению, является пророчеством о пандемии коронавируса:
Это заявление вызвало широкий резонанс. Одни комментаторы выдвигают теории, что именно за это и был убит Каддафи. Другие считают, что у политика «не хватило бы мозгов» предсказать будущее. Третьи жалеют, что лидер не успел сделать больше сенсационных заявлений.
Ассассин в Древней Руси: 5 сеттингов, которые мы желаем…
Kлимaт и кyxня
Kpoмe гeнeтичecкoй пpeдpacпoлoжeннocти к xyдoбe или к пoлнoтe, нa внeшнocти вocтoчныx и южныx cлaвян oтpaзилиcь ycлoвия иx cyщecтвoвaния. Bocтoчныe cлaвянe дoлгoe вpeмя были вынyждeны жить в долгой зиме, кoгдa им пoнeвoлe пpиxoдилocь мaлo двигaтьcя, пepeжидaть xoлoдa в тёплыx избax.
Cypoвый климaт cтpaны, бoлoтa и дeбpи пpинyждaли cвoиx oбитaтeлeй к тяжёлoмy физичecкoмy тpyдy, пpeдпoлaгaющeмy шиpoкyю кocть, кopeнacтoe тeлocлoжeниe, бoльшyю мышeчнyю мaccy.
K этoмy жe pacпoлaгaл и тяжёлый кpecтьянcкий тpyд – oгpoмныe плoщaди зeмли в Bocтoчнoй Eвpoпe пpeдcтaвляют coбoй твёpдый cyглинoк, кoтopый cлoжнo oбpaбaтывaть. Heдapoм y нaшиx пpeдкoв дaжe в жeнщинax цeнилacь пpeждe вceгo cилa, paбoтocпocoбнocть.
Бoлee плoтнoмy cлoжeнию cпocoбcтвoвaлa и кyxня: oтcyтcтвиe cвeжиx фpyктoв бoльшyю чacть гoдa, нaличиe тoлькo зaкoнcepвиpoвaнныx ягoд и яблoк (нaпpимep, в мeдy), нeдocтaтoк oвoщeй и пpиcyтcтвиe в paциoнe yглeвoдoв — кaш, xлeбa, пoзжe – кapтoфeля, вecьмa кaлopийнoгo мacлa, a тaкжe cытныx мoлoчныx пpoдyктoв oбycлaвливaли кopeнacтocть мyжчин (oни вcё-тaки бoльшe двигaлиcь) и нeкoтopyю избытoчнyю «пышнocть» вocтoчнo-cлaвянcкиx жeнщин.
Южныe cлaвянe в cилy бoлee тёплoгo климaтa вceгдa имeли вoзмoжнocть зaнимaтьcя aктивным тpyдoм, a в иx paциoнe былo бoльшe oвoщeй и фpyктoв, вeдь нapaвнe c зeмлeпaшecтвoм oни зaнимaлиcь caдoвoдcтвoм и дaжe винoдeлиeм, кaк и дpyгиe cpeдизeмнoмopcкиe нapoды.
Bcё этo и oбycлoвилo paзницy вo внeшнocти cлaвян и ocoбeннocти cлoжeния: южныe cлaвянe нecкoлькo вышe, в кocти – тoньшe, y ниx бoлee вытянyтыe, xyдoщaвыe лицa, a иx вocтoчныe coбpaтья cтaли бoлee кopeнacтыми, плoтными, шиpoкoкocтными, нo и тe и дpyгиe oблaдaют cвoим oбaяниeм и пpиятнoй внeшнocтью.
Религия восточных славян
Основная статья: Славянская мифология
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
- Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
- «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.
Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.
Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.
В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.
В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.
Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».
Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.
Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.
Great Wall показал, каким мог бы стать «Жук» от VW: в Шанхае дебютировал новый Ora Lightning Cat
Литература
- Нидерле Л. Быт и культура древних славян. — М.: Вече, 2013. — 288 с. — ISBN 978-5-4444-1038-7.
- Нидерле Л. Славянские древности. — М.: Новый Акрополь, 2013. — 752 с. — ISBN 978-5-91896-047-9.
- Седов В. В. Славяне: историко-археологическое исследование. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 624 с. — ISBN 5-94457-065-2.
- Фома Сплитский. История архиепископов Салон и Сплита. — М.: Индрик, 1997. — 320 с. — ISBN 5-85759-063-9.
- Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
- Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней / Литаврин Г. Г.. — М.: Наука, 1987. — 568 с.
- История Югославии. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. — Т. 1. — 736 с.
- История южных и западных славян / Матвеев Г. Ф., Ненашева З. С.. — М.: Издательство Московского университета, 2008. — Т. 1. — 688 с. — ISBN 978-5-211-05388-5.
- Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней / Литаврин Г. Г.. — М.: Наука, 1987.
- Листая страницы сербской истории / Е. Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — 368 с. — ISBN 978-5-91674-301-2.
- Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. / Литаврин Г. Г.. — М.: Наука, 1985. — 363 с.
- Формирование раннефеодальных славянских народностей / Королюк В. Д.. — М.: Наука, 1981. — С. 289.
- Этногенез, ранняя этническая история и культура славян / Толстой Н. И., Литаврин Г. Г., Иванов В. В., Иванов С. А.. — М.: Наука, 1985.
Образование Речи Посполитой
К началу XVI в. в Польском Королевстве сложилась сословно-представительная монархия. В соседнем Великом Княжестве Литовском шляхта практически не принимала участия в управлении государством, а потому считала, что союз с Польским Королевством может изменить такое положение. Идея унии двух государств привлекала и польскую шляхту, которая стремилась расширить свое влияние на новые территории.
К союзу два государства подталкивал и внешний фактор — тяжелая Ливонская война и борьба за восточное побережье Балтийского моря. Это была важная с экономической точки зрения территория, в получении которой были заинтересованы многие страны. В сложных военных условиях наступления Московской армии ВКЛ все больше было заинтересовано в поддержке Польского Королевства. Таким образом, идея унии получила новый смысл.
Восточные славяне
Согласно западноевропейским хроникам, работам историков Римской империи и трудам византийцев, территория восточных славян всегда соотносилась с племенным объединением антов.
Как мы знаем из свидетельств готского историка Иордана, они заселили земли к востоку от Карпатских гор. Причем византийцы говорят, что ареал расселения достигал берегов Днепра.
Археологические данные совпадают с этой точкой зрения. Со второго по четвертый века нашей эры между Днепром и Днестром существовала, так называемая, Черняховская культура.
Позже ей на смену пришла Пеньковская археологическая общность. Между этими культурами есть промежуток в два века, но считается, что подобный разрыв вызван ассимиляцией одних племен с другими.
Таким образом, происхождение славянских народов стало результатом аутентичного формирования более крупных общностей из ряда мелких родоплеменных объединений. Позже летописцы Киевской Руси дадут названия этим группам: поляне, древляне, дреговичи, вятичи и остальные племена.
Согласно древнерусским хроникам, вследствие объединения пятнадцати групп восточных славян и образовалась такая мощная средневековая держава, как Киевская Русь.
Президенты Швейцарии
Положение славянских народов в составе Османской империи
Со второй половины XIV в. власть Османской империи распространилась на значительную часть Балкан, где проживали болгары, сербы, черногорцы, боснийцы. Славянские народы оказались под жестоким гнетом завоевателей, которые стремились не только подчинить их, но и навязать собственную веру — ислам. Под вопросом находилось само существование славян среди множества народов огромной Османской империи.
Вхождение славян в Османскую империю повлекло консервацию феодальных отношений и резкое падение уровня экономического развития земель. На захваченной территории установилась новая система феодальных порядков. Вся земля перешла в собственность государства, которое раздавало ее во временное пользование в качестве тимаров — платы за военную службу турецким военным и чиновникам.
В политике турецкой администрации учитывались региональные особенности захваченных территорий. В первую очередь это касалось пограничных районов, где турки старались максимально подчинить себе славянское население и обеспечить охрану границ. Среди прочего это выражалось в продвижении по военной и административной лестнице потурченцев — представителей местного населения, которые приняли ислам. В итоге ко второй половине XVI в. доминирующее положение на этих славянских землях стали занимать феодалы-мусульмане. На основных административных должностях и во главе гарнизонов находились турки либо потурченцы.
Переход в ислам приносил и значительные экономические выгоды. Таким образом, происходила исламизация славянского населения. Ею были охвачены преимущественно высшие слои славянского общества, а также горожане.
Православная церковь была лишена самостоятельности. Она перешла в подчинение константинопольского патриарха, а богослужения перевели на греческий язык. Местная администрация запрещала строить новые храмы, а значительная часть церквей была отдана под мечети. Само православное население подвергалось дискриминации. Оно было ограничено в правах, платило более высокие налоги, в том числе так называемый налог «кровью» (мальчиков из христианских семей набирали и воспитывали для дальнейшего служения султану в качестве профессиональных воинов), не могло заниматься отдельными видами деятельности (торговля, ремесло и др.).
В условиях жесткого контроля славяне не имели возможности организовать массовое освободительное движение. Однако всякий раз, когда европейские государства начинали войну с Османской империей, они поднимали восстания против турок. С конца XVI в. самым распространенным видом вооруженной борьбы стало гайдучество — деятельность небольших вооруженных отрядов, которые боролись с захватчиками.
Поддержка славянами противников Османской империи вела к нарастанию репрессий. В этих условиях часть сербов во главе с православным духовенством в конце XVII в. совершила Великое переселение с юга на север во владения Габсбургов, где уже проживали славяне. Именно здесь возникла новая заселенная сербами территория с центром в Белграде. Сербы совместно с армией Габсбургов упорно сражались с турками, отвоевывая пограничные территории.
Социально-экономическая характеристика славянских племен
Реконструкция славянского торгового судна
Основная статья: Древние славяне
Общественный строй славян в период заселения Балкан был схож со строем германцев времен Тацита. Славяне расселялись в лесах, или около рек, озер или болот. Они предпочитали строить жилище в труднодоступных местах. Поселки славян представляли собой несколько хижин и хозяйственных строений, расположенных на некотором удалении друг от друга, так как уровень развития хозяйства и орудий труда требовал значительных площадей для каждой семьи. Сама семья состояла из главы, нескольких взрослых сыновей и их семей. Несколько семей, занимавших определенную территорию, образовывали общину. Несколько соседних общин составляли племя. Каждое племя занимало особый округ, именуемый жупой. Существовали советы старейшин и народные собрания.
Основу хозяйства славян составляло земледелие. Однако в зависимости от природных условий предпочтение отдавалось различным видам хозяйствования. Земледелие было или подсечным, или связанным с выкорчевкой леса. В поселениях, расположенных близ водоемов, значительная роль отводилась рыбной ловле. В лесных районах были распространены охота и бортничество. На Балканах также получило широкое распространение скотоводство. Высокий уровень развития земледелия у славян отмечали византийские авторы. Земля обрабатывалась быками, запряженными в плуги с железными наконечниками. Широко использовалась соха. Хлеб убирали серпами, зерно хранили в специальных ямах.
Ремесло у славян тоже достигло высокого уровня. Предметы быта изготавливались из глины, дерева, кости, рога. Существовало текстильное производство. Из металла производились орудия земледелия и оружие. Из цветных металлов также изготавливались украшения. Славянские племена, жившие на берегу моря либо на водных путях, умели строить лодки-однодревки, используемые для дальних путешествий. Была развита торговля. Своим соседям славяне продавали рабов-военнопленных, сами покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. При расчетах использовались иностранные монеты.
Войны с Византией усиливали военную организацию славян. Племенные старейшины и вожди военных дружин становились военно-феодальной верхушкой общества, а захват земель и богатств способствовали расслоению общества и разложению первобытно-общинного строя. Воюя с Византией, славяне начали создавать племенные объединения, а затем и государственные образования. Именно на территории бывших византийских провинций появились первые государственные образования славян.
[править] См. также
External links
15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года
Сравнение с охотничьим ружьем «Сайга 12»
Основные различия оружия двадцатого калибра от двенадцатого:
- ружье в аналогичном исполнении более легкое;
- механизм резче выполняет выстрел;
- значительно меньше масса снарядов и навесков пороха;
- имеет меньшую скорость вылета снаряда за счет большего диаметра ствольного канала и большего калибра;
- ощутимо большая сила отдачи, что увеличивает время прицела для совершения следующего выстрела;
- из ружья двадцатого калибра сложнее попасть в цель, чем из двенадцатого за счет меньшего количества картечи (дробинок), меньшего импульса и массы пули;
- кучностью полета пуль и дальностью эффективной прицельной стрельбы превосходит двенадцатый калибр;
- двадцатка произведена на базе боевого оружия – большинство охотников считают основным недостатком такую адаптацию.
Из всего вышесказанного понятно, что технические характеристики «Сайги 20С» заставляют присмотреться к этому оружию. Оно, несомненно, заслуживает внимания. Но стоит придерживаться советов профессионалов: для охоты на крупных животных лучше всего подойдет ружье двенадцатого калибра, а на дичь мелкого и среднего размера двадцатого.
Оружие не требует особенного ухода, кроме систематической чистки и смазывания. Компактные модификации 20С и 20К позволят охотнику быть мобильным.
В целом видно, что данное оружие эффективно, обладает хорошими техническими характеристиками и справиться с ним сможет даже новичок.
Дополнительная литература
- Евдокимов В. И., Гуменюк Г. А., Андрющенко М. С. Электронно-оптические преобразователи // Неконтактная защита боевой техники. — Санкт-Петербург: Реноме, 2009. — С. 21. — 176 с. — ISBN 978-5-904045-24-1.
- Стэнфорд Э. Приборы ночного наблюдения // Ночной бой. Тактика и техника = Fight at Night. Tools, Techniques, Tactics and Training for Combat in Low Light and Darkness. — Издательско-торговый дом ГРАНД, 2003. — С. 33. — 288 с. — ISBN 5-8183-0641-0.