Российский разведывательный бпла «орлан-10»: предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения
Содержание:
- Модификации Sukhoi SuperJet-100
- Особенности
- История
- Наземная часть
- Система дистанционного контроля БПЛА
- Личности
- Примечания
- Конструкция
- 20. Пожар в районе цели
- Краткая характеристика конструкции самолета Су-9
- Боинг 787 – самолёт мечты
- Система взлета и посадки БПЛА
- Перспективное орудие
- «Уменьшит риск для лётного состава»
- Возможности применения Су-9
- Государственные предприятия [ править ]
- Особенности применения
- Кольцо Гималии
- Примечания
- Целевое оборудование
Модификации Sukhoi SuperJet-100
Рассмотрим особенности модификаций пассажирского самолета Su9.
Модель | Особенности |
100В | Базовый вариант машины. |
100В-VIP | Административно-деловая модификация гражданского самолета. Данные версии эксплуатируются в «России» и «Русджете». |
100LR | Данный самолет отличает то, что дальность его полета увеличена конструкторами до 4578 км. |
100LR-VIP | Административно-деловая версия машины предыдущей комплектации. Ее особенности: конвертируемый салон для пассажиров, адаптированный для перевозки лежачих больных. |
100SV (Stretched Version) | Коммерческая эксплуатация такого самолета станет возможной только к 2020 году, но работы по его проектированию и созданию ведутся с 2015 года. Самолет будет отличать удлиненный фюзеляж — машина сможет перевозить 110-125 человек. Максимальная взлетная масса при этом будет равна 55 тоннам. Не исключено, что для самолета будет разработано новое крыло с улучшенными аэродинамическими характеристиками. |
Business Jet | Высококомфортабельная версия самолета, предназначенная для перевозки важных лиц. Производится только по индивидуальным заявкам. |
Sportjet by Sukhoi | Модель находится пока в стадии разработки — о результатах можно будет говорить в 2018 году. Модификация разрабатывается специально для перевозки спортивных команд. |
«Сухой Суперджет-100″ — надежный и комфортный пассажирский самолет, разработанный группой российских и зарубежных конструкторов. Машина имеет отличные характеристики и ряд модификаций для различных категорий пассажиров.
Особенности
Рассматриваемый комплекс можно оснастить одновременно несколькими типами целевой аппаратуры. По утверждениям конструкторов, одна единица способна на борту транспортировать фотоаппарат, видеокамеру, ретранслятор сигнала, тепловизор и передатчик. Трансляционные системы необходимы для приема импульсов с других беспилотников, находящихся за пределами доступа сигналов от наземного командного пункта. Это дает возможность вести мониторинг сразу несколькими аппаратами, без необходимости их возврата на базу и смены оборудования.
Особенности российского БПЛА «Орлан»:
- Эксплуатация проводится с ограниченных площадок независимо от сложности метеоусловий.
- Оперативно осуществляется замена оборудования и агрегатов, входящих в полезную нагрузку.
- Обеспечивается фото и видеосъемка в реальном времени. При этом производится учет и регистрация показателей высоты, координат, угла съемки и прочих технических параметров.
- Контрольная и измерительная аппаратура располагается во внутренней части консолей крыльев.
- Беспилотник комплектуется бортовым генератором, позволяющим использовать полезную нагрузку в течение всего полета.
- Одна единица может выполнять функцию ретранслятора для остальных моделей.
История
Разработка БПЛА велась по заказу Минобороны России с 2011 года. В рамках опытно-конструкторской работы БПЛА проходил с шифром «Иноходец». Головным разработчиком и исполнителем работ стала из Санкт-Петербурга. В настоящий момент головной исполнитель — Группа «Кронштадт».
Из отчёта НПК СПП за 2014 год стало известно, что СПП разрабатывает оптико-электронную станцию для БПЛА «Орион»
, серийное производство запланировано в 2020 году (30 изделий ежегодно).
Первый опытный образец для проведения летных испытаниях построен в 2020 году. В том же году, опытный образец «Ориона»
был замечен на рязанском аэродроме Протасово.
Испытания начались в Летно-исследовательском институте им. Громова в первой половине 2020 года.
Экспортная версия данного БПЛА была представлена на авиасалоне МАКС-2017.
Наземная часть
Отдельное внимание стоит уделить наземному комплексу беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Орлан-10». Максимально возможная нагрузка приспособления – четыре агрегата в одном звене
Для разветвленной и мощной группы предусмотрена возможность развертывания локальной командной сети из 30 операторов.
Беспилотник курсирует по заданному маршруту под корректировкой автопилота. Оператор при этом наблюдает за выполнением полетного задания и точностью перемещения. Также он управляет полезной нагрузкой и съемкой объектов с воздуха. Реализовать данную задачу помогает специальный связной канал, который служит для передачи команд управления на борт БПЛА «Орлан» в интерактивном режиме.
Система дистанционного контроля БПЛА
Несмотря на довольно высокий уровень автоматизации «Орлана-10», чаще всего его полет полностью контролируется оператором, находящимся на наземной станции. Размещается она на мобильном шасси. Для комплекса РЭБ «Леер-3» это КамАЗ-5350, но потенциально могут использоваться и другие автомобили.
Наземный пункт дистанционного контроля оснащается рабочими местами операторов, приемной и передающей радиостанцией, оборудованием, предназначенным для ремонта и обслуживания беспилотников, а также стартовой катапультой. Для того, чтобы обеспечить автономность работы оборудования, в состав комплекса включен электрогенератор с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания.
Военнослужащая из состава расчета БПЛА «Орлан-10» рядом с мобильной наземной станцией дистанционного управления.
С одного пункта может осуществляться одновременное управление четырьмя дронами. Кроме того, радиооборудование позволяет установить устойчивые каналы связи с другими наземными станциями для создания сети, состоящей из тридцати рабочих мест операторов. Благодаря этому обеспечивается возможность постоянного обзора обширного пространства с одновременным обнаружением и опознанием сотен различных целей.
Личности
Примечания
- Козлов, Дмитрий СТЦ В 2011 Г. МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬ ПОСТАВКИ БПЛА «ОРЛАН». АвиаПорт.Ru. Проверено 14 июля 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.
- На вооружение армии и силовых структур ежегодно поступают десятки беспилотников «Орлан». Военно-промышленный курьер (25 июля 2015). Проверено 28 октября 2020.
- https://www.youtube.com/watch?v=K2fmL167PA8
- ↑ 12 Комплекс «Леер» с беспилотным летательным аппаратом «Орлан-10». bastion-opk.ru. Проверено 3 мая 2020.
- Способ и устройство определения координат источника радиоизлучения. www.findpatent.ru. Проверено 21 мая 2020.
- Способ пеленгации радиосигналов и пеленгатор для его осуществления. www.findpatent.ru. Проверено 21 мая 2020.
- Орланы Питерские или притча о старухе, маршале Неделине и академике Сахарове (рус.). Inform Napalm (11 августа 2015). Проверено 21 мая 2020.
- Беспилотный летательный аппарат БПЛА «Орлан-10». bla-orlan.ru. Проверено 28 мая 2010. Архивировано 26 апреля 2012 года.
- Комплекс «Леер» с беспилотным летательным аппаратом «Орлан-10»
- Вечерняя Москва — В небе Сирии отличились «Орланы» с «Гранатами»
- США: Россия проводит полеты беспилотников над Сирией
- Сотрудники СБУ в Авдеевке сбили российский «Орлан-10» (ВИДЕО). donbass.ua. Проверено 9 апреля 2020.
- В Авдеевке сотрудники СБУ сбили беспилотник «Орлан-10», который находится на вооружении российской армии. www.unian.net. Проверено 9 апреля 2020.
- На Донетчине упал российский беспилотник «Орлан». www.unian.net. Проверено 17 сентября 2020.
- Над Лисичанском вертолет Ми-24 сбил российский разведывательный беспилотник. Проверено 13 октября 2020.
- Определена траектория полета потерпевшего крушение Ту-154. Сайт Новости Mail.Ru (26 декабря 2016). Проверено 26 декабря 2020.
- Украинский вертолёт Ми-24 сбил ещё один беспилотник РФ над Лисичанском
- Russian Military Tests Artillery Drones To Increase Firing Range; US Military Not Surprised. International Business Times (18 августа 2015). Проверено 21 мая 2020.
- War Is Boring. To Help Guide Artillery Rounds, Russia Deploys the Drones — War Is Boring. Medium (18 августа 2015). Проверено 21 мая 2020.
Конструкция
Су-9 представляет собой цельнометаллический двухдвигательный среднеплан со свободнонесущим трапециевидным крылом, однокилевым вертикальным оперением и трёхколёсным убираемыми шасси с носовой опорой.
Фюзеляж
Неразъёмный полумонокок овального сечения с гладкой обшивкой, каркас из 33 шпангоутов, связанных четырьмя лонжеронами и стрингерами.
Крыло
Состояло из двух консолей, однолонжеронное с двумя дополнительными продольными стенками, крепилось к фюзеляжу с помощью четырёх крепежных узлов. Между мотогондолами и фюзеляжем размещались закрылки, отклоняемые на 50°. Элероны однолонжеронные, отклонялись на 17°30′ вверх и вниз. Тормозные щитки установленные между фюзеляжем и мотогондолами, состояли из верхней и нижней половин и могли отклонятся синхронно -вверх –вниз на угол до 57,5°, а их нижняя половина могла отклонятся отдельно, вниз синхронно с выпуском закрылков. Профиль корневой части крыла — ЦАГИ 12145, концевой — ЦАГИ 1С10-12. Установочный угол — +1°, поперечное «» — +4°20′.
Хвостовое оперение
Включало — двухлонжеронный киль с рулём направления (отклонялся на 30°) и переставной трёхлонжеронный стабилизатор (угол установки можно было менять от +3° до −6°30′). Руль высоты отклонялся от +30° до −25°. Рули оснащались триммерами.
Шасси
Передняя опора убиралась в фюзеляж по потоку и имела спаренные колёса (размер пневматика 500 × 150 мм). Основные опоры крепились к консолям и убирались в фюзеляжную нишу, при этом колёса (пневматик 750 × 260 мм) поворачивались на 90
Силовая установка
Два ТРД РД-10 (имелась возможность замены на Jumo-004) размещались под консолями и крепились на трёх узлах. Топливом служил керосин.
Вооружение
Одна 37 мм пушка НС-37 и две 23 мм пушки НС-23, имелась возможность замены НС-37 на 45 мм пушку Н-45. Также была предусмотрена возможность установки четырёх пушек НС-23. Для прицеливания в кабине имелся коллиматорный прицел ПБП-1, контроль меткости стрельбы осуществлялся при помощи расположенного в носу кинофотопулемёта ПАУ-27. Применять бомбы позволяли два лёгкосъёмных бомбодержателя, расположенных снизу носовой части фюзеляжа, подвешивались две ФАБ-250 или одна ФАБ-500. Однако использования бомб требовало демонтажа пушки НС-37, иначе взлетная масса превышала пределы нормы.
20. Пожар в районе цели
Краткая характеристика конструкции самолета Су-9
Самолет типа Су-9 был спроектирован как среднеплан. Крылья машины имели трапециевидную форму, к ним крепились реактивные двигатели немецкой сборки. Оперение машины было вертикальным. Фюзеляж имел овальное сечение, на котором крепилась гладкая обшивка. Каркас корпуса имел 33 шпангоута, которые были связаны между собой лонжеронами и дополнительными стингерами.
Что касается крыла, то конструкция его очень хорошо спроектирована и продумана. Оно является однолонжеронным, состоит из двух консолей, оснащено дополнительными продольными стенками. К корпусу аппарата крылья крепились с помощью всего 4 крепежных узлов. Закрылки имели возможность отклонения на 50°. Между мотогондолами самолета и корпусом были установлены щитки торможения.
Силовая установка машины была представлена проектным двигателем типа ТРД РД-10 или двигателем с немецких самолетов типа Jumo-004. Двигатели силовой установки работали на керосине.
Боинг 787 – самолёт мечты
Система взлета и посадки БПЛА
Для запуска «Орлана-10» используется небольшая специальная катапульта. Импульс, необходимый для быстрого набора скорости, придается дрону предварительно натянутым резиновым амортизатором. Подобно самому БПЛА, катапульта может быть быстро разобрана для последующей перевозки на автомобиле.
Шасси у этого беспилотника отсутствует, поскольку для его мягкого приземления используется парашют. Вес дрона даже с полной нагрузкой сравнительно невелик, а потому посадочная полоса ему попросту не требуется. Раскрытие парашюта обеспечивается, начиная с минимально допустимой высоты в 30 метров. При этом для дополнительного смягчения удара о землю «Орлан-10» дополнительно оборудован надувным посадочным буфером. Он заполняется сжатым воздухом автоматически, сразу же после выпуска парашюта.
В том случае, если вертикальную скорость не удастся погасить этими штатными средствами, сохранность электронной аппаратуры будет обеспечиваться за счет схемы аварийного разрушения планера – он разделится на отдельные элементы, таким образом, чтобы вероятность случайного повреждения полезной нагрузки была минимальной.
Запуск БПЛА «Орлан-10» с катапульты.
Нормальная схема посадки предусматривает вывод БПЛА в заданный район по команде оператора, остановку двигателя и выпуск парашюта. На случай утраты связи с наземным пунктом управления предусматривается возможность автоматического возвращения дрона и выполнения самостоятельного приземления.
Перспективное орудие
2С19М1-155 предназначена для уничтожения артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, живой силы, а также пунктов управления, оборонительных сооружений и других целей.
Она может вести огонь с закрытых позиций, по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям, а также прямой наводкой, в том числе в горных условиях.
Кроме снарядов 155-мм стандарта НАТО, гаубица может вести огонь управляемыми снарядами «Краснополь-М», которые способны поражать малоразмерные цели на расстоянии до 17 км.
Система управления наведением и огнём (АСУНО) позволяет автоматизировать расчёт установок для стрельбы, наводку орудия, восстановление после выстрела, а также обеспечивает выполнение противоогневого манёвра с автономным определением текущих координат.
- Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С» во время динамического показа вооружений, военной и специальной техники в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2020» на полигоне Алабино в Московской области
- РИА Новости
По данным Рособоронэкпорта, использование АСУНО позволяет сократить время развёртывания самоходной гаубицы на огневой позиции в полтора-два раза, на 25—30% повысить готовность к открытию огня и в два раза повысить её живучесть.
«Мста-С» калибра 155 мм может поражать цели на расстоянии до 41 км, дальность стрельбы может меняться в зависимости от типа используемых снарядов. Скорострельность гаубицы составляет от шести до восьми выстрелов в минуту при возимом боекомплекте в 45 выстрелов.
При этом она оснащена оригинальным механизмом подачи снарядов с грунта, что позволяет вести стрельбу с высоким темпом без расхода возимого боекомплекта.
Также по теме
«Будут наводить ужас на противников, как «Катюши»: на что способны новые реактивные снаряды для огнемёта ТОС-2 «Тосочка»
Государственные испытания новейших реактивных снарядов для тяжёлой огнемётной системы ТОС-2 «Тосочка» начнутся в 2021 году. Об этом…
Масса машины составляет 43 т — это наименьший вес в классе самоходных гаубиц калибра 155 мм с длиной ствола 52 калибра. 12-цилиндровый дизельный двигатель мощностью до 840 л. с. позволяет развивать скорость до 60 км/ч.
Шасси гаубицы «Мста-С» с калибром 155 мм изготовлены с применением узлов от основного боевого танка Т-90 и позволяют машине преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1 км.
БПЛА «Орлан-10Е», во взаимодействии с которым работает «Мста-С», представляет собой многофункциональный комплекс для ведения воздушной разведки. Он может использоваться для обнаружения целей в любое время суток и при сложных метеоусловиях, а также способен вести обнаружение и идентификацию базовых станций GSM и сотовых сетей связи.
Этот комплекс обеспечивает высокую точность определения координат целей, обладает высокой автономностью и мобильностью и имеет закрытый канал связи, что обеспечивает его устойчивое управление.
Алексей Леонков в беседе с RT отметил, что в условиях современных боевых действий применение подобных комплексов в сочетании со ствольной артиллерией становится необходимым.
«В данном случае БПЛА играет одну из ключевых ролей: разведывает цели и в режиме реального времени передаёт их, после чего артиллерийские комплексы типа «Мста-С» поражают объекты противника», — пояснил эксперт.
С такой оценкой согласен и военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин.
При этом «Мста-С» — автоматизированное орудие, которое может получать информацию не только с БПЛА, но и со спутников, отметил Виктор Литовкин.
«У данной системы очень хорошие прицельные устройства, оптика, системы инфракрасного наблюдения за полем боя, хорошая автоматика заряжания, в том числе её можно заряжать с земли. В отличие от других российских гаубиц, у неё единый снаряд вместе с гильзой. В целом это довольно хорошая система. Но ей на смену уже идёт гаубица «Коалиция-СВ», которая способна работать без участия человека», — пояснил эксперт.
Модернизация под натовский калибр была проведена по требованию ВС Индии, но теперь Россия может поставлять эти гаубицы и в другие страны, где используют артиллерийские снаряды калибра 155 мм, отметил собеседник RT.
«Сегодня Москва может без проблем поставлять такие самоходные артиллерийские установки вместе с БЛА тем странам, которые используют как 152-мм, так и 155-мм калибр. Несомненно, данные гаубицы под калибр НАТО, используемые с беспилотниками, заинтересуют зарубежных заказчиков», — заключил Виктор Литовкин.
«Уменьшит риск для лётного состава»
В настоящее время петербургские инженеры ведут разработку нового БПЛА «Сириус» (в СМИ ранее встречалось название «Орион-2»), который будет превосходить предшественника по массогабаритным параметрам и тактико-техническим характеристикам. Об этом проекте на Международном авиакосмическом салоне (МАКС) — 2019 рассказал RT генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков.
Взлётная масса «Сириуса» составит 5 т, размах крыльев — 30 м, длина планера — 13 м, масса полезной нагрузки — 1 т, максимальная высота полёта — 12 км, крейсерская скорость — 295 км/ч. Беспилотник будет способен преодолевать 10 тыс. км и находиться в воздухе до 40 часов при максимальной нагрузке.
Схожие массогабаритные характеристики имеет другой отечественный беспилотник «Альтиус-У», впервые поднявшийся в небо в августе 2019 года. Масса аппарата — 6 т, продолжительность полёта — более 24 часов. Дрон оснащён спутниковым каналом связи, что, по мнению экспертов, делает радиус его применения «практически неограниченным».
Однако самым тяжёлым и крупным БПЛА в российской армии станет разведывательно-ударный комплекс С-70 «Охотник». Дебют в небе этой машины также состоялся в августе 2019 года, а уже в сентябре дрон начал отрабатывать задачи с истребителем пятого поколения Су-57.
Разработчик «Охотника» (компания «Сухой») и Минобороны РФ не публикуют точных характеристик БПЛА. Как предполагают эксперты, беспилотник весит около 20 т, а по размерам сопоставим с типичным самолётом оперативно-тактической авиации РФ.
Эдуард Багдасарян обратил внимание на важность того, что российские инженеры закладывают в новые беспилотники функцию нанесения ударов. Специально для дронов компаний «Сухой» и «Кронштадт» корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) разрабатывает сейчас малогабаритные боеприпасы массой от 50 до 100 кг
Возможности применения Су-9
У перехватчиков Су-9 и Су-11 не было аналогов: их скорость, высота, дальность захвата и обнаружения цели были по тем временам непревзойденными. Именно такие самолеты были нужны для охраны советских границ, вдоль которых постоянно летали иностранные воздушные разведчики. Поэтому в строевых частях ПВО «сухие» занимались боевой работой. Они вылетали на перехваты самолетов и автоматических дрейфующих аэростатов, которые вторгались в советское воздушное пространство. Перехватчики Су-9 и Су-11 служили в частях ПВО страны до начала 80-х годов. Всего было построено около 1100 таких машин.
В 60-х годах на аэродроме Крайний звено перехватчиков-истребителей Су-9 несло боевое дежурство для обеспечения противовоздушной обороны космодрома Байконур. На смену семейства истребителей Су-9 пришли более совершенные истребители П. Сухого. Эти самолеты могли перехватывать любые цели – от стратегических бомбардировщиков до крылатых ракет.
Государственные предприятия [ править ]
Корпорации, предписанные актами парламента
Актами Парламента предусмотрены следующие корпорации:
- Австралийская радиовещательная корпорация ( Закон об Австралийской радиовещательной корпорации 1983 г. )
- Корпорация финансирования чистой энергии ( Закон о финансовой корпорации чистой энергии 2012 г. )
- Специальная служба вещания ( Закон о специальной службе вещания 1991 г. )
Государственные коммерческие предприятия
Следующие корпоративные организации Содружества определены как государственные коммерческие предприятия (GBE) разделом 5 (1) Правил государственного управления, эффективности и подотчетности (PGPA):
- Австралийская почтовая корпорация («Почта Австралии»)
- Defense Housing Australia
Следующие компании Содружества назначаются в качестве GBE разделом 5 (2) Правила PGPA:
- ASC Pty Ltd
- Австралийская компания Rail Track Corporation Limited
- Moorebank Intermodal Company Limited (ACN 161 635 105)
- NBN Co Limited (ACN 136 533 741)
Особенности применения
Беспилотник «Орлан-10» используют в военных целях как фотограф, разведчик, корректировщик огня, поможет в контролировании объектов, находящихся в труднодоступных местах.
Основные особенности российского беспилотника
- Старт с небольших площадей и при неблагоприятных погодных условиях.
- Размещение аппаратуры в консолях крыльев.
- Проведение фото- и видеосъемки с фиксациейвсех данных.
- Простота замены приборов на борту.
- Один БПЛА может передавать радиосигналы другим аппаратам.
- Наличие генератора для использования электрооборудования в течение полета.
Наземная составляющая комплекса может обслуживать одновременно четыре БПЛА «Орлан-10». Входит в единую систему управления тактическим звеном, связывается с САУ, танками, средствами ПВО и передает им данные целей для поражения.
Комплекс системы управления БПЛА «Орлан-10» состоит из:
- места работы оператора;
- спецуправленческого оборудования;
- приборов техобслуживания и старта летательного аппарата;
- радиоканалов, передающих координаты целей;
- бензинового генератора мощностью 1 кВт.
Также «Орлан» применяется гражданскими организациями для геодезической съемки в труднодоступной местности, что помогает ведению ремонтных работ.
Кольцо Гималии
Примечания
- Козлов, Дмитрий . АвиаПорт.Ru. Дата обращения 14 июля 2011.
- . Военно-промышленный курьер (25 июля 2015). Дата обращения 28 октября 2015.
- ↑ . bastion-opk.ru. Дата обращения 3 мая 2021.
- . www.findpatent.ru. Дата обращения 21 мая 2021.
- . www.findpatent.ru. Дата обращения 21 мая 2021.
- . Inform Napalm (11 августа 2015). Дата обращения 21 мая 2016.
- (недоступная ссылка). bla-orlan.ru. Дата обращения 28 мая 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2021.
- (недоступная ссылка). Сайт Новости Mail.Ru (26 декабря 2016). Дата обращения 26 декабря 2021.
- . International Business Times (18 августа 2015). Дата обращения 21 мая 2021.
- War Is Boring. . Medium (18 августа 2015). Дата обращения 21 мая 2021. (недоступная ссылка)
Целевое оборудование
Благодаря разборному фюзеляжу и наличию дополнительного свободного пространства внутри консолей крыла, «Орлан-10» может комплектоваться несколькими разными вариантами электронной аппаратуры. Общий вес полезной нагрузки достигает пяти килограммов, что позволяет разместить на борту следующие виды целевого оборудования:
- Фотокамеры для выполнения плановой аэрофотосъемки (ось объектива направлена вниз, строго перпендикулярно поверхности земли). В базовой комплектации для этого используются фотоаппараты Canon EOS в модификациях 5D, 50D и 500D.
- Видеокамеры для выполнения плановой динамичной аэрофотосъемки.
- Видеокамеры, направленные вперед для выполнения динамичной съемки прямо по курсу движения беспилотного летательного аппарата.
- Поворотные видеокамеры.
- Гиростабилизированные видеокамеры Controp (модели D-STAMP и U-STAMP).
- Тепловизоры. Устанавливаются вместо видеокамер.
- Приемопередающие модули. Используются для подавления терминалов сотовой связи и постановки помех. Аппаратура позволяет глушить сигналы всех используемых сегодня форматов.
- Ретрансляционные модули.
В качестве плановых, поворотных и курсовых камер на первых серийных БПЛА «Орлан-10» использовались такие устройства, как BHV-558 EX и Flir Photon в модификациях 320 и 640.
Подготовка к запуску группы БПЛА «Орлан-10».
Отдельно программируются варианты реакций на возникновение различных проблем. Благодаря этому при утрате связи с наземной станцией, исчезновении спутникового сигнала, или аварийном отключении силовой установки дрон постарается самостоятельно добраться до конечной точки маршрута, вернуться к месту своего запуска, совершить вынужденную посадку или же самоликвидироваться.