Линкор «императрица мария»: история создания корабля, конструкция, тактико-технические характеристики, состав вооружения, использование в первой мировой войне и гибель

Взрыв на рассвете

Утром 20 октября 1916 года весь Севастополь потряс оглушительный взрыв. Стоящий в Северной бухте линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух

Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что в 6 часов 20 минут утра матросы каземата №4 обратили внимание на сильное шипение, которое слышалось из носовой башни главного калибра. После из люков и вентиляторов повалил дым, появилось пламя

Была объявлена пожарная тревога, матросы бросились тушить пожар, но сильнейший взрыв снёс всех матросов. Следующий взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку. После начали взрываться погреба.

По тревоге к кораблю подошли спасательные буксиры и пожарные катера. Они растаскивали стоявшие вблизи горящего линкора другие корабли и тушили пожар. Вскорости на корабль прибыл командующий флотом Колчак, который и возглавил спасательные работы. Но помочь линкору уже было невозможно. Через 50 минут произошёл ещё один взрыв, который по мощности превзошёл первый. Корабль лёг на правый борт, перевернулся вверх килем и быстро ушёл на дно. Погибли 152 человека, ещё почти столько же скончались впоследствии в госпиталях от ран и ожогов.

Проектирование и основные параметры

На судостроительных вервях в северных районах страны строились линкоры проекта «Севастополь». Их конструкцию взяли за основу при разработке дредноутов для Черноморского флота. Однако существовали некоторые отличия:

  • Максимальную скорость уменьшили до 21 узла;
  • Усилили защиту внешней части корабля и жизненно важные установки;
  • Увеличили угол возвышения 305-мм пушек;
  • Появление у Турции 8 эсминцев вынуждало усилить противоминную артиллерию – 16 120-мм пушек заменили на 20 единиц 130-мм техники.

Корпус черноморских дредноутов состоял из 3 видов стали. Палуба имела небольшой подъем в передней части. Протяженность судна составляла 168 м, полная грузоподъемность – 24 500 тонн. Жизнеспособность обеспечивали 4 паротурбины Parsons и 20 котлов фирмы Yarrow. На первых испытаниях было достигнуто предельное ускорение, равное 21,5 узла. Для управления кораблем требовался штат из 1 200 человек.

Главный броневой пояс был обшит стальными пластинами толщиной 262,5 мм. Башни для 305-мм пушек покрывали 250-мм листовой сталью, командная рубка была забронирована 300-мм панелью. Эти показатели превышали защиту строящегося для Османской империи дредноута «Султана Османа I».

Строительства корабля “Император Александр III”

Следствие продолжается

Взрыв линкора наделал много шума не только на Черноморском флоте. Сразу была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил адмирал Николай Матвеевич Яковлев – уважаемый моряк, который в русско-японскую войну был капитаном броненосца «Петропавловск». Приехали и другие высокопоставленные чиновники. Несмотря на то, что комиссия работала очень тщательно, особых успехов она не достигла. Опрошены были все участники и свидетели трагедии, но вот вещественные доказательства оказались на дне и не смогли помочь экспертам в определении причин трагедии.

Тем не менее версии трагедии были. Из наиболее вероятных обозначились целых три: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или небрежностью и, наконец, диверсия. Комиссия рассмотрела все версии и не исключила ни одну из них. Особое место занимало несоблюдение уставных требований, или попросту халатность. Сейчас это безобразие обозначают выражением «человеческий фактор». В этот «фактор» входило, например, недолжное хранение ключей от помещений с пороховыми зарядами, причём некоторые отсеки вообще были открытыми. На линкоре находились посторонние люди: 150 инженеров и рабочих ежедневно приходили на борт и вели ремонтные работы.

Линейный корабль «Императрица Мария» после гибели

В этом плане очень показательны итоги работы комиссии, которая сделала важное и очень умное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства». Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович

Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений

Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович. Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений.

В заключение я вновь хочу вернуться к повести А. Рыбакова, к высказыванию Полевого, бывшего матроса с «Императрицы Марии»: «Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция… С царских адмиралов нужно спросить…».

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год

P.S. Первые попытки поднять линкор начались ещё в 1916 году, но революция и Гражданская война не позволили поднять его и завершить расследование. В 1918 году корпус подняли и отбуксировали в док. Его перевернули, осушили, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но денег таких не нашлось, и в 1927 году останки судна продали на металлолом.

Комиссия Крылова

Для расследования обстоятельств катастрофы была создана специальная комиссия под председательством генерал-лейтенанта, академика, учёного с мировым именем А.Н. Крылова. В распоряжении комиссии имелись как показания всех мыслимых свидетелей происшествия, так и технические данные корабля. Несмотря на это, она не смогла дать однозначного ответа на вопрос — почему взорвался корабль? Однако в отчёте комиссии есть такие строки: «Небрежность в обращении с огнём и неосмотрительность в обращении с порохом представляются также маловероятными причинами возникновения пожара. Крюйт-камеры вентилируются, и в них не скопляется столько паров эфира и спирта, чтобы могла образоваться гремучая смесь, способная воспламениться от пламени свечи или спички и т.п. Даже при полном отсутствии вентиляции и полном высыхании растворителя количество воздуха в крюйт-камере значительно превосходит то, при котором могла бы образоваться гремучая смесь. Таким образом, если в крюйт-камеру зайти с зажжённой свечой или зажечь спичку, заронить огонь и оставить гореть какую-нибудь тряпку, ветошь или пучок пакли, то это не вызовет возгорания паров эфира и спирта, хотя бы их запах и чувствовался. Чтобы загорелся заряд, надо, чтобы самое пламя проникло в закрытый футляр и достигло или лент, или воспламенителя, или надо, чтобы воспламенитель, состоящий из шашек чёрного пороха, совершенно рассыпался, в виде мякоти проник через неплотно завёрнутую крышку, подвёргся касанию с пламенем и, вспыхнув, передал горение заряду, находящемуся в футляре. Как видно, необходимо сочетание целого ряда случайностей, каждая из которых сама по себе маловероятна». Ну вот, а теперь — о вероятности.

Конструкция

Корпус

Корпуса линкоров изготавлялись из трех сортов стали: мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм² и растяжением не менее 20 %; повышенного сопротивления до 63 кгс/мм² и растяжением не менее 18 %; высокого сопротивления до 72 кгс/мм² и растяжением не менее 16 %. Корабль имел гладкую верхнюю палубу с незначительным прямолинейным подъёмом в носовой оконечности на 0,6 метра и ещё две полные палубы среднюю и нижнюю. Поперечная метацентрическая высота, составляла 1,76 м.

«Императрица Мария» покидает завод Руссуд, 24 июня 1915 года

Бронирование

Система броневой защиты состояла из вертикальных поясов по ватерлинии и верхнего пояса, двух внутренних бортовых продольных переборок, 305-мм башен главного калибра, котельных кожухов и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 262,5 мм в средней части корпуса, уменьшаясь к оконечностям: в нос и корму до 125 мм. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра, опускался, при проектной осадке, ниже ватерлинии на 2 метра и нижней частью опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку толщиной 14-16 мм, связываясь с силовым набором корпуса. По бортам верхнего броневого пояса крепились броневые плиты толщиной 125 мм, уменьшаясь к носовой оконечности до 75 мм. В районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал. Носовой траверз верхнего пояса имел толщину броневых листов 50 мм, а кормовой — 125 мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 12 мм стелилась на стальную палубную обшивку толщиной 12 мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы из броневых листов толщиной 50 мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса (без скосов) и имела толщину в 50 мм. Средняя броневая палуба, в средней части корабля, имела толщину 25 мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25 мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5 мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5 мм покрывала цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности — до 6 мм, а поверх броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Боевые носовая и кормовая рубки защищались бортовой бронёй имевшей толщину 300 мм, крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 250 мм, а полы — 76 мм. Трубы, защищающие провода между боевыми рубками и центральным постом, имели толщину 76 мм, а в самих рубках — 127 мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 250 мм, а тыльные плиты имели толщину 305 мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 125-мм, а броня неподвижных барбетов была толщиной над верхней палубой 250 мм и ниже — 150 мм. Кожухи дымовых труб закрывались броневыми листами толщиной 22 мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4 мм.

Интересные факты

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.
«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Основные тактико-технические характеристики линкора «Императрица Мария»

Одной из особенностей черноморских дредноутов является их взаимная «непохожесть». Возникла она как вследствие целого ряда доработок проекта, выполнявшихся в ходе строительства, так и из-за того, что изготовлением линкоров занимались разные предприятия. Наиболее важные характеристики головного корабля серии, «Императрицы Марии», были таковы:

Длина корабля 168 м
Осадка
Ширина корпуса 27,3 м
Полное водоизмещение 25 465 тонн
Нормальное водоизмещение 22 600 тонн
Мощность силовой установки (общая) 33 200 л.с.
Максимальная скорость (на испытаниях) 21,5 узла
Численность экипажа 1220 человек (включая офицеров)
Дальность плавания 3000 морских миль (на скорости в 12 узлов)

Наиболее защищенной частью линкора являлась рубка, покрытая трёхсотмиллиметровой броней. Толщина основного броневого пояса изменялась в пределах от 125 до 262 мм. Две палубы имели броневую защиту в 25 мм, и одна – в 37 мм. Толщина башен составляла 250 мм.

Силовая установка состояла из двадцати паровых котлов и четырех турбин, приводивших в движение гребные винты.

Категории, связанные с освобождением

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 9 / Царствование императора Николая I. А — Г. — 592 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-13-6.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия России. Часть 1. Чёрное и Азовское моря. — М.: Институт Наследия, 2016. — 440 с. — ISBN 978-5-86443-211-2.

«Боинг 767-300»: схема салона «Норд Винд»

Авиакомпания Nordwind Airlines («Норд Винд», или «Северный ветер») была сформирована в мае 2008 года как интернациональная компания, занимающаяся чартерными перевозками, а также обладающая лицензией на грузоперевозки. Масштабы полетов авиакомпании охватывают практически весь мир – в основном это пользующиеся популярностью курорты.

В 2010 году компанией было закуплено 8 самолетов модификации ER для обеспечения максимального комфорта своим пассажирам. Позднее они были проданы другим авиакомпаниям, а 4 из них были сданы в аренду авиакомпании «Пегас Флай» (ООО «Авиакомпания Икар»).

В парке авиакомпании было два варианта схемы салона «Боинга 767-300» на 290 и 300 мест – из 39 и 43 рядов. Оба варианта компоновки с двумя классами – бизнес и эконом. Кроме того, особенностью данной компании является расположение сидений и кресла от итальянской компании RECARO, обеспечивающие большой уровень комфорта на протяжении всего полета.

Описание корабля

Чертеж боевых повреждений линейного корабля «Императрица Мария» из фондов ЦВММ

Один из двух парусных 84-пушечных линейных кораблей типа «Храбрый», строившихся в Николаеве с 1841 по 1853 год. Корабли этого типа являлись самыми крупными кораблями 84-пушечного ранга за всю историю флота. Водоизмещение корабля составляло 4160 тонн, длина между перпендикулярами — 61 метр, длина по гондеку — 62,8 метра, ширина — 12,3 метра, а осадка — 7,3 метра. Вооружение корабля по сведениям из различных источников составляли от 84 до 90 орудий, из них восемь 68-фунтовых бомбических орудий, от пятидесяти шести до пятидесяти восьми 36-фунтовых чугунных пушек, двадцать 24-фунтовых пушек или пушко-карронад, две 24-фунтовые, две 12-фунтовые и две 8-фунтовые карронады, два 10-фунтовых чугунных десантных «единорога» и четыре 3-фунтовых фальконета. Экипаж корабля состоял из 770 человек.

Корабль назван в честь супруги императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны, и был одним из двух парусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. До этого одноимённый корабль строился в 1827 году и также нёс службу в составе Черноморского флота.

Чудеса в сундучке

Линейный корабль затонул на достаточно мелком месте в акватории главной базы Черноморского флота. Имелись все предпосылки, чтобы его поднять, отремонтировать и вернуть в строй. «Марию» подняли и ввели в сухой док. Аварийно-спасательными работами ведал инженер Сиденснер, а его помощником был назначен инженер-поручик корпуса корабельных инженеров Шапошников. И вот на какую находку наткнулся он в подбашенном отделении второй башни. Это был матросский сундучок, в котором лежали набор сапожных инструментов, две свечи, коробок спичек и пара матросских ботинок. Один чинёный, второй — с незаконченной починкой. У Шапошникова глаза полезли на лоб, когда он обнаружил, что вместо кожаных подмёток к башмакам пришиты пластины бездымного пороха вырезанные по форме, из полузарядов главного калибра линкора! Рядышком лежала пороховая пластина, ещё не разделанная для подшивки. Тут нужно кое-что пояснить. 305-миллиметровые орудия главного калибра русских дредноутов комплектовались из расчёта два полузаряда на каждый снаряд (100снарядов на ствол). Полузаряд представлял собой цилиндрический шёлковый мешок бездымного пороха, упакованный в железный контейнер-кокор с герметической крышкой, итого 600 на трёхорудийную башню. При слове «порох» перед мысленным взором обычно автоматически возникает чёрный порошок. В отношении бездымных порохов это абсолютно неверно! Бездымный порох — собственно, пластик, один из первых созданных человеком синтетических материалов. Грубо говоря, немного доработанный целлулоид. И выпускается он в самых разнообразных формах: тут и «макароны», неотличимые внешне от самых натуральных макарон, и ленты, и пластины, и даже «леска», и пороховые шашки самой причудливой конфигурации. Так вот, полузаряды 305-миллиметровых пушек «Марии» представляли собой пучки пластин (полосок) бездымного пороха, упакованные в цилиндрические шёлковые мешки-картузы. Можно ли заменить кожаную подметку башмака пластиковой? Странный вопрос — да сегодня 99% обуви имеют подошву и каблук из синтетики. Резина, неопрен, их бесчисленные аналоги, а «чисто кожу» можно купить только в элитных обувных магазинах, и то — зачем? Дефилировать дома? Пластик долговечней и практичней. Согласно предположению Шапошникова, в первой башне 305-миллиметровых орудии, видимо, имелся такой же сапожник-умелец, что и во второй.

Борьба за живучесть

Моряки в течение всей катастрофы действовали согласно Уставу и выполняли обязанности так, как велело штатное расписание. В 7:20 матросы четвертого каземата, находившиеся на вахте, заметили странное шипение, исходившее из-за перегородки погреба соседней с ними носовой башни. Они сразу доложили своему непосредственному начальнику о происходящем, успели раскатать пожарные шланги и подали воду. На это ушло всего две минуты. Сменившиеся после вахты матросы в это время умывались перед отдыхом, все они были сожжены адским пламенем взрыва. Электропитание было нарушено, свет погас. Взрывы продолжались (всего их прогремело 25), детонировали снаряды 130-мм калибра. Тем временем по приказу старшего инженера-механика мичман Игнатьев пытался запустить пожарные помпы. Это ему не удалось, отважный моряк погиб. Попытка затопить погреба второй носовой башни для создания водяного барьера также оказалась безуспешной, на это просто не хватило времени. Понимая, что всем не спастись, начальники давали команду матросам уходить, а сами оставались на верную смерть, пытаясь выполнить свой долг. После подъема корабля были найдены и преданы земле останки героев…

Любимая невестка

Невестку полюбили все. При знакомстве она поражала тактом и врожденным достоинством. Особенно тепло относился к Марии император Николай I. Свои письма к ней он всегда начинал со слов «Благословенно Твое Имя, Мария». Александр с каждым днем все больше привязывался к невесте. Его сестра Ольга Николаевна была уверена, что этот союз был от бога.

Ольга Николаевна с большим теплом отзывалась о Марии Дармштадской в своих дневниках. Она вспоминала, как семья приехала в Германию, чтобы поздравить будущих родственников с помолвкой. Мария выглядела старше своих 15 лет и смотрела на мир умными глазами. Только румянец слегка выдавал ее волнение. Император сказал ей: «Ты не можешь понять значения, которое ты имеешь в моих глазах. В тебе я вижу не только Сашино будущее, но и будущее всей России; а в моем сердце это одно». Ночью девушки никак не могли наговориться и поздно уснули.

Порфироносное название

Серия кораблей получила имена царственных особ Государства Российского. Интересно, что только линейный корабль «Императрица Мария» Черноморского флота был назван в честь живой, здравствующей на тот момент вдовы Александра III, урожденной датской принцессы Луизы Софии Фредерики Дагмар, ставшей настоящей русской патриоткой, кстати, несмотря на свое зарубежное происхождение. Впрочем, такое уже случалось, достаточно вспомнить Екатерину Великую, чье имя получил другой линкор этого же типа. Без сомнения, эта женщина заслуживала такой чести, к тому же она была матерью Николая II. Роль ее в русской истории велика, а сила характера, доброта и праведность жизни удачно соперничали с внешней красотой.

Судьба Марии Федоровны трагична, она умерла на своей родине, в Дании (1928), одновременно пребывая в эмиграции и олицетворяя собою долю всех тех русских, которым довелось есть горький хлеб чужбины, «не оставляя корок». А перед тем она потеряла дорогих и близких людей: двух сыновей, невестку, четырех внучек и внука.

Конструкция

Корпус

Корпуса линкоров изготавлялись из трех сортов стали: мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм² и растяжением не менее 20 %; повышенного сопротивления до 63 кгс/мм² и растяжением не менее 18 %; высокого сопротивления до 72 кгс/мм² и растяжением не менее 16 %. Корабль имел гладкую верхнюю палубу с незначительным прямолинейным подъёмом в носовой оконечности на 0,6 метра и ещё две полные палубы среднюю и нижнюю. Поперечная метацентрическая высота, составляла 1,76 м.

«Императрица Мария» покидает завод Руссуд, 24 июня 1915 года

Бронирование

Система броневой защиты состояла из вертикальных поясов по ватерлинии и верхнего пояса, двух внутренних бортовых продольных переборок, 305-мм башен главного калибра, котельных кожухов и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 262,5 мм в средней части корпуса, уменьшаясь к оконечностям: в нос и корму до 125 мм. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра, опускался, при проектной осадке, ниже ватерлинии на 2 метра и нижней частью опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку толщиной 14-16 мм, связываясь с силовым набором корпуса. По бортам верхнего броневого пояса крепились броневые плиты толщиной 125 мм, уменьшаясь к носовой оконечности до 75 мм. В районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал. Носовой траверз верхнего пояса имел толщину броневых листов 50 мм, а кормовой — 125 мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 12 мм стелилась на стальную палубную обшивку толщиной 12 мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы из броневых листов толщиной 50 мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса (без скосов) и имела толщину в 50 мм. Средняя броневая палуба, в средней части корабля, имела толщину 25 мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25 мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5 мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5 мм покрывала цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности — до 6 мм, а поверх броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Боевые носовая и кормовая рубки защищались бортовой бронёй имевшей толщину 300 мм, крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 250 мм, а полы — 76 мм. Трубы, защищающие провода между боевыми рубками и центральным постом, имели толщину 76 мм, а в самих рубках — 127 мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 250 мм, а тыльные плиты имели толщину 305 мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 125-мм, а броня неподвижных барбетов была толщиной над верхней палубой 250 мм и ниже — 150 мм. Кожухи дымовых труб закрывались броневыми листами толщиной 22 мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4 мм.

Когда сажать чеснок весной в зависимости от региона

Чеснок – культура относительно не капризная и к условиям выращивания неприхотливая в отличие от других овощей. Его можно начинать сажать весной, когда температура земли +5 градусов или чуть выше.

Даже если впереди еще предстоят легкие морозы, то укоренившись за пару тройку дней, корнеплод вполне сможет продержаться

Но в зависимости от региона, посадка может приходиться на разные дни календаря, поэтому данный момент важно учитывать

Центральная часть России

В данной территориальной полосе весной сажать рекомендуется во второй декаде апреля или в начале мая, соблюдая правила лунного календаря. Это касается следующих районов Европейской части – Подмосковье, Костромская, Ярославская, Нижегородская области.

Для тех, кто живет ближе к югу посадку можно начинать уже с начала апреля, не забывая о лунном календаре.

Ленинградская область

Для северной столицы лучшим временем для высадки считается, последние числа апреля и весь май

Важно не забывать о подборе удачных дней лунного календаря

Урал и Сибирь

Для Урала и Сибири начинать сажать чеснок можно с первых чисел мая.

Если же погодные условия достаточно мягкие без заморозков и проливных дождей, то можно рассчитывать на двадцатые числа апреля. В конце месяца как раз будут удачные дни по лунному календарю.

Южная часть

На юге страны затягивать с посадкой чеснока не стоит, ведь уже в начале марта в  Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском крае температура находится на отметке +4.

Поэтому оптимально сажать в начале марта-апреля.

Германские шпионы

В пользу «диверсионной» гипотезы также говорят некоторые обстоятельства. На корабле проводились ремонтные работы, контроль доступа был слабым, и что могло бы помешать лазутчику подложить в погреб микровзрыватель, подобный тому, что был обнаружен на итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи» летом 1915-го? Тем более что многие люки не запирались. Еще один факт говорит на первый взгляд в пользу шпионского вредительства: в 1933 году органами НКВД была обезврежена резидентура немецкой разведки во главе с неким Верманом. По словам арестованного, он был завербован еще до революции. И интересовался достижениями военной русской электротехники, в том числе и схемами «Императрицы Марии». Внимания этому тогда чекисты не придали. Был ли Верман шпионом, неизвестно, тогда люди признавались в чем угодно.

Корабль был порезан на металлолом в 1926 году. Осталась лишь память о том, каким был линкор «Императрица Мария». Модель его есть в музее Нахимова, на родине флотоводца — в Смоленской области. Еще один искусно выполненный макет — в крупном масштабе — украшает экспозицию Николаевского Музея истории судостроения и флота.

Проектирование и строительство

Решение об усилении Черноморского флота было вызвано сохранением баланса военно-морских сил на Черном море, так как Турция намеривалась приобрести три корабля новой постройки типа Дредноут, что требовало постройки своих кораблей как можно скорее. Чтобы реализовать это было принято решение Морским министерством о заимствовании архитектурного типа и ключевых технических узлов (включая трехорудийные башни, считающиеся венцом отечественной техники) у образцов линкоров типа «Севастополь», заложенных в 1909 году.

Постройка судов была возложена на частные заводы в Николаеве — ОНЗиВ и Руссуд. В конструкторском конкурсе одержал обеду проект Россуда. В итоге по приказу Морского министерства Россуду было поручена постройка двух кораблей, а ОНЗиВу один (по чертежам Россуда).

11 июня 1911 года были заложены и внесены в списки флота три новых корабля: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр III». В основном у этих линкоров структура корпуса и бронирования была схожа с проектом балтийских дредноутов, но имели некоторые доработки. Было увеличено количество поперечных переборок до 18, двадцать водотрубных котлов треугольного типа питали турбинные агрегаты работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при 21-узловой скорости 320 об/мин). Общая мощность корабельной электростанции составляла 1840 кВт.

Планировалось сдать «Императрицу Марию» на приемные испытания к 20 августа 1915 года, на сами испытания отводилось порядка четырех месяцев. 6 октября 1913 года корабль был спущен на воду. Высокие темпы и преддверие войны заставляло вести постройку корабля и чертежей — параллельно, не смотря на печальный опыт.

Линкор «Императрица Мария» в походе

Параллельный со строительством рост заводов (которые и так строили крупные корабли — впервые), внесение конструктивных доработок в ходе строительства привели к увеличению тоннажа — 860 т. В итоге произошло образование дифферента на нос (внешне это было не заметно — скрадывал конструктивный подъем палубы) и была увеличена осадка на 0,3 м. Трудности вызваны были и с доставкой и заказом турбин, дейдвудных устройств, гребных валов и вспомогательных механизмов из английского завода «Джон Браун». Турбины были доставлены только в мае 1914 год, подобные сбои вынудили Морское министерство изменить сроки готовности кораблей. Было принято решение на введение в строй как можно скорее хотя бы одного корабля, как следствие этого, все силы были брошены на постройку «Императрицы Марии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector