Реактивная артиллерия врагов и союзников. русские «катюши» против немецких «ванюш»
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- История создания
- Конкуренты
- Подробно о категории Б
- Совместимое снаряжение
- История создания истребителя МиГ-31
- «Невидимый фон для локаторов»
- Оборудование кабины
- Астероид, виды и названия астероидов, открытие, отличия от других объектов.
- Салют и Парад Победы
- Тактико-технические характеристики МиГ-31
- История создания перехватчиков МиГ-31
- Модификации МиГ-31
- Набор в военную полицию
- Что нового в модификации БМ
- Мнение специалистов
Содержание
Содержание
История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Конкуренты
Чтобы понять какие перспективы имеет ружье МР-155, характеристики которого мы сегодня рассмотрели, стоит сопоставить его с основными конкурентами. Итальянские ружья имеют превосходную эргономику, отличные технико-боевые характеристики и высочайший уровень отделки. Именно по уровню отделки, в первую очередь, оружие Ижевского . А вот что касается эксплуатационных характеристик, прилагаемых опций и надежности, то здесь ружье МР-155 выглядит очень даже достойно, даже в сравнении с итальянскими моделями
Здесь также важно отметить, что ружья, сделанные в Италии, могут стоить и 50 и 100 тысяч рублей, в то время как российское оружие в разы дешевле
Сложнее обстоят дела, если сравнивать ижевские ружья с турецкими. Здесь цена уже вполне сопоставима. Турецкие модели славятся высоким уровнем отделки, который растет у них с каждым годом. Тем временем российские ружья держаться на плаву благодаря надежности и долговечности. Время покажет, насколько успешной окажется модель МР-155. Ижевск выпускает неплохое оружие, и уже сейчас очевидно, что у ружья есть все шансы достичь такой же популярности как МР-153. Теперь давайте узнаем, как об этом оружии отзываются реальные пользователи.
Подробно о категории Б
Категория под литерой «Б» является второй и последней группой здоровья, с которой берут в армию без предоставления отсрочки.
В категорию включены четыре подгруппы, каждая из которых содержит определенный перечень военных специальностей и рода войск, куда могут направить призывника для прохождения службы.
В «Расписание болезней» входит более сотни позиций. Свыше двух десятков из них соответствуют различным подкатегориям Б. В группе нет абсолютно здоровых молодых людей, но имеющееся у призывника заболевание (его форма и течение) позволяет проходить армейскую срочную службу без ущерба для организма.
В связи с общими проблемами ухудшения здоровья нации большинство призывников составляют категорию Б. Для них доступны все рода войск, кроме ВДВ, морской пехоты и спецназа. На практике правило четкого разграничения категорий А и Б не работает.
При масштабном недоборе военнослужащих А-группы в команды морпехов, бойцов специального назначения и десантников берут с категорией Б. Наибольший шанс попасть в элитные войска имеют призывники с отметкой Б-1 в военном билете. Чем выше цифровой показатель, тем больше проблем со здоровьем, соответственно, ограничений, выявлено у призывника.
Совместимое снаряжение
История создания истребителя МиГ-31
Перед инженерами военные поставили задачи, требовавшие принципиально нового решения. Система ПВО нуждалась в многоцелевой машине, способной не только вести борьбу с воздушными судами вероятного противника, но так же противостоять ракетам различных классов.
При этом по техническому заданию, перехватчик должен был иметь достаточно большой радиус действия для надежного прикрытия охраняемой области. Первоначально многие конструкторские решения встречали сопротивления консервативно настроенных военных летчиков и части инженеров.
В 1969 году специалисты-приборостроители из НИИ им. Тихомирова предложили неожиданный вариант решения этой проблемы, представив революционный по тем временам прибор, размещение которого считалось авантюрой.
Для самолета разрабатывали принципиально новую фазированную антенную решетку (ФАР). Руководивший проектом, маршал авиации Савицкий рисковал всем, согласившись на испытания экспериментального устройства. Но его надежды, равно как и надежды всех участников создания ФАР, оправдались.
Параллельно шли разработки ракеты Р-33, которой предстояло стать главным оружием МиГ-31.
К конструкторам предъявлялись жесткие условия:
- Поражение цели изделием на дальней дистанции
- Малый вес готового изделия
В активе будущего воздушного судна закладывалось минимум 4 такие авиаракеты. Испытания Р-33 завершились одновременно с «Заслоном» в 1981 году, после чего машина окончательно встала на вооружение. На тот момент, МиГ-31 уже 2 года стоял в серийном производстве.
Интересный факт. Работы над созданием перехватчика ускорились после побега в 1976 году летчика Беленко в Японию на МиГ-25. В спешном порядке пришлось снимать с производства, разобранную до самых мелких узлов американцами модель, и скорее принимать на вооружение дорабатываемый истребитель перехватчик МиГ-31.
Новая модель явилась первым советским истребителем в рамках 4-ого поколения и на голову превосходила как МиГ-25, так и аналогичные машины вероятного противника. По классификации НАТО перехватчик получил прозвище «Foxhound» — лисья гончая, порода собак, известная своей высокой скоростью и выносливостью.
«Невидимый фон для локаторов»
В арсенал МиГ-31БМ входят ракеты класса «воздух — воздух» и шестиствольная пушка ГШ-23-6 с боезапасом 260 снарядов. Как говорят собеседники RT, на самолётах можно установить ракеты «воздух — поверхность», в том числе противокорабельные, а также подвесить авиабомбы.
Кроме того, специальная модификация МиГ-31БМ, получившая обозначение МиГ-31К, стала единственным на сегодняшний день строевым носителем гиперзвукового авиационного комплекса X-47М2 «Кинжал».
- Пара перехватчиков МиГ-31, оснащённых ракетным комплексом «Кинжал»
Данная ракета способна поражать наземные и надводные цели на удалении свыше 2 тыс. км на скорости более 5 Махов. Как сообщил ранее президент РФ Владимир Путин, ракета «Кинжал» осуществляет маневрирование на всех участках траектории полёта, «что позволяет ей также гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны».
Уникальные лётно-технические МиГ-31К позволяют доставлять ракету в точку сброса за считаные минуты.
Будущее семейства МиГ аналитики связывают с новейшим самолётом МиГ-41, разработку которого сейчас ведут отечественные конструкторы. Проект получил обозначение ПАК ДП — перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. Машина должна заменить парк МиГ-31.
Также по теме
«Ничего подобного в мире больше нет»: на что способна система ПРО Москвы
22 января свой профессиональный праздник отмечают подразделения противоракетной обороны, входящие в 1-ю армию ПВО-ПРО и защищающие…
РСК «МиГ» начал разработку самолёта в инициативном порядке, но позже получил поддержку Минобороны РФ.
«Перспективный самолёт будет создан с использованием новых технологий малозаметности, он сможет перевозить необходимое количество вооружения и применять новые виды авиационных средств поражения, действуя на очень большом радиусе перехвата», — заявил генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в интервью РИА Новости в июне прошлого года.
Юрий Лямин считает, что МиГ-41 будет достаточно сильно отличаться от предшественника. По его словам, в облике ПАК ДП будут преобладать плавные формы, которые свойственны самолётам пятого поколения. Такая геометрия корпуса и крыльев в сочетании с новыми материалами и покрытием значительно уменьшает видимость самолёта на радарах.
Владимир Попов полагает, что МиГ-41 получит новую компоновку и более совершенные двигатели по показателям тяги, экономичности, дальности полёта и боевому радиусу. Кроме того, эксперт уверен, что ПАК ДП заметно превзойдёт предшественника по уровню автоматизации процессов применения оружия и «освободит» лётный состав от некоторых рутинных обязанностей.
Малозаметность перспективного самолёта, с точки зрения Попова, должна обеспечиваться главным образом за счёт средств радиоэлектронного противодействия. Сигналы, которые сможет излучать МиГ-41, будут создавать «невидимый фон для локаторов противника».
«Наверняка можно реализовать технологию ионизации — создания вокруг частей самолёта ионизационного слоя. Он также снижает заметность. Впереди у наших конструкторов много работы, но думаю, что новый перехватчик оправдает ожидания военных», — подчеркнул Попов.
Оборудование кабины
Штурман-оператор оснащен передовыми электронными устройствами, аналогов которых нет практически во всех аналогичных самолетах мира. Тактическая обстановка, навигационное оборудование транслируются на крупный индикатор. Таким образом, оператор способен следить за всеми возможными ситуациями в небе.
Перед пилотом установлен цветной индикатор, отображающий практически каждый аспект технических данных о состоянии самолета в полете. Шкалы, индексы, реперы дают исчерпывающий анализ для дальнейших действий экипажа.
Для безопасности пилотов установлены кресла-катапульты. К сожалению, они иногда жизненно необходимы.
С самолетами этой серии произошло несколько крушений, по разным причинам. И к счастью, система катапультирования спасала жизни пилотам.
Астероид, виды и названия астероидов, открытие, отличия от других объектов.
Астероид – одна из разновидностей тел, присутствующих в Солнечной системе. Размеры астероидов достаточно крупные – от 30 метров в диаметре. Тела меньших размеров причислены к метеороидам.
класс С,
, , ,
,
, , , ,
Салют и Парад Победы
9 мая 1945 года Москва осветилась невиданным доселе салютом, а 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади, состоялся первый Парад Победы. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Георгий Жуков. С ликованием и со слезами на глазах праздновала первый день мира вся наша страна. Председателем Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калининым был подписан указ Верховного Совета СССР о том, что 9 Мая – День Победы – провозглашается государственным праздником и объявляется выходным днем.
Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Традиция праздновать День Победы и чествовать героев ВОВ существует и пой сей день. Мы всегда должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за подаренную Победу и жизнь будущим поколениям.
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!Роберт Рождественский «Реквием»
Тактико-технические характеристики МиГ-31
Экипаж МиГ-31
— 2 человека
Размеры МиГ-31
— Длина: 22,69 м
— Длина фюзеляжа: 20,62 м
— Размах крыла: 13,46 м
— Высота: 6,15 м
— Площадь крыла: 61,60 м²
— База шасси: 7,11 м
— Колея шасси: 3,64 м
Вес МиГ-31
— Масса пустого: 21820 кг
— Масса с полной заправкой: 39150 кг
— максимальная взлетная масса: 46750 кг
— Масса топлива: 17330 кг
— Масса полезной нагрузки: до 5000 кг
Двигатель МиГ-31
— Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
— тяга максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
— тяга на форсаже: 2 × 15500 кгс
— масса двигателя: 2 × 2416 кг
Максимальная перегрузка МиГ-31
— 5G
Скорость МиГ-31
— Максимальная допустимая скорость на малой высоте: 1500 км/ч
— Максимальная допустимая скорость на большой высоте: 3700 км/ч (M=3.1)
— Крейсерская скорость дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)
— Крейсерская скорость сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)
— Посадочная скорость: 280 км/ч
Дальность полета МиГ-31
— на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км
— на высоте 10000 м, при M=0,8 без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
— на высоте 10000 м, при M=0,8 с одной дозаправкой: до 5400 км
— на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км
— Боевой радиус: 720 км
— Продолжительность полёта: до 3,3 ч
— Практический потолок до 30000 м (динамический); до 20600 м (практический)
Тяговооружённость МиГ-31
— с полной заправкой: 0,79
— при максимальной взлётной массе: 0,66
— Скороподъёмность у земли 160 м/с; на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с
— Разбег: 950—1200 м
— Пробег: 800 м
Вооружение МиГ-31
Один из вариантов комплекта вооружения:
— одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов);
— боевая нагрузка — 3000 кг;
— 4 УР большой дальности Р-33;
— 2 УР средней дальности Р-40Т;
— 4 УР малой дальности Р-60. Р-60М.
Пушечное вооружение МиГ-31
— 1×23мм ГШ-6-23 боекомплект 260 снарядов;
— скорострельность при НУ: не менее 8000/мин., при t = −60 °C: не менее 6400/мин.
Ракетное вооружение МиГ-31
— Ракеты размещаются на шести точках подвески (дополнительно две точки подвески для ПТБ): четыре точки на корпусе и четыре на пилонах на крыльях допускают, в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса, до четырёх ракет большой дальности + ещё до четырёх ракет средней или малой дальности (в том числе четыре ракеты большой дальности и четыре средней Р-77);
Ракеты класса воздух-воздух МиГ-31
— большой дальности: четыре Р-33 до 304 км (2012), шесть Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G Р-33 с дальностью 120 км (1981) и Р-33С 160 км (1999);
— средней дальности: две, Р-40, с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км, скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км, маневрирование цели 4G, четыре Р-77, дальность 110 км, маневрирование цели 12G;
— малой дальности: четыре Р-60(М), четыре Р-73 инфракрасного спектра.
Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг, а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
История создания перехватчиков МиГ-31
Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:
— перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
— Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.
Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.
Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.
Модификации МиГ-31
Поначалу истребитель был «чистым» перехватчиком. Первые попытки модернизации МиГ-31 предполагали развитие по этому же направлению. Затем появились и многоцелевые варианты самолёта. Предназначались в основном для вооружения российской армии, хотя существовали и экспортные модели.
Миг-31М
Эта модификация машины совершила первый полет еще в 1985 году. Внесены изменения в планер, в частности, на крыле имеются более крупные и округлые по форме корневые наплывы, внутри гаргрота размещен дополнительный топливный бак. На передней кабине установлен монолитный козырек, а фонарь штурмана-оператора уменьшился. Это было сделано для того, чтобы улучшить считываемость индикаторов тактической обстановки. Количество фюзеляжных гнёзд для размещения ракет дальнего действия доведено до шести. В то же время пушка демонтирована.
Кроме того, увеличен разнос двигателей относительно продольной оси истребителя. На килях установлены более крупные по площади рули. Мощность силовой установки увеличена примерно на 2000 кгс.
Главные же отличия от базовой модели – это установка обновленной радиолокационной станции «Заслон-М» и усовершенствованного бортового оборудования, в состав которого впервые вошли многофункциональные индикаторы. Теплопеленгатор заменен на оптоэлектронную систему. Перехватчик получил возможность применять ракету Р-37, во время испытаний которой цель была уничтожена с дистанции в 300 км.
МиГ-31М на стоянке. Серийно этот самолет не строился
МиГ-31Б
На этот вариант самолета была установлена выдвижная штанга для дозаправки в воздухе, что позволило заметно увеличить боевой радиус. Модернизированный истребитель получил РЛС «Заслон-А» и несколько улучшенную систему управления вооружения в целом. Такая замена, помимо прочего, позволила компенсировать ущерб, нанесенный в результате утечки секретных сведений о самолете МиГ-31 за пределы СССР, выявленной в 1985 году. Кроме того, в состав комплекта вооружения впервые вошли ракеты средней дальности Р-40ТД.
МиГ-31БМ
Разработка этой модификации началась в 1997 году и осуществлялась сразу по двум направлениям. Во-первых, ТТХ бортовой РЛС и комплекса управления вооружением довели до параметров, достигнутых ранее на самолете МиГ-31М, а во-вторых, перехватчик превратили в многоцелевой истребитель.
Масса боевой загрузки увеличилась и составляет для этой модификации 9 тонн. Самолет способен применять корректируемые авиабомбы КАБ-500 (до восьми штук) и КАБ-1500 (до шести единиц). В состав комплекса вооружения вошли также ракеты Х-31 в противокорабельном и противорадарном вариантах, ракеты «воздух-поверхность» Х-59М и Х-29Т, а также противорадиолокационные Х-25МП (или МПУ).
МиГ-31Д
Несерийная экспериментальная модификация, вооруженная ракетой «Контакт» (79М6). С помощью этого оружия предполагалось уничтожать орбитальные необитаемые аппараты.
МиГ-31И
МиГ-31И «Ишим»
Этот вариант перехватчика представляет собой воздушную платформу для системы запуска спутников, вес которых может составлять от 120 до 160 килограммов. Этому способствует как высокая скорость, так и немалый практический потолок самолета. Обеспечивается выведение на орбиту высотой до 600 километров.
МиГ-31Ф
Эта модификация, показанная в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже, представляет собой результат первой попытки превратить двухместный перехватчик в многоцелевой самолет. Как и на варианте МиГ-31БМ, вес боевой нагрузки увеличен до 9 тонн. Комплект средств поражения наземных целей тоже в основном совпадает. При этом на МиГ-31Ф установлена исходная модификация РЛС «Заслон», возможности которой не так велики, как у бортового оборудования МиГ-31БМ.
Набор в военную полицию
Что нового в модификации БМ
Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ
Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин. В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол
Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км
В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.
Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.
С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.
Мнение специалистов
На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных специалистов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной основе. Ряд ключевых летно-технических характеристик самолета и его уже созданных модификаций ни сегодня, ни в будущем десятилетии, вероятнее всего, не будет в комплексе превзойден ни в России, ни за рубежом по следующим параметрам:
1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М), максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается не более 1800 км/ч, Су-35 могут выполнять лишь кратковременный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.
2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).
3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).
4. Статический потолок –20,6 км (Су-35 –18 км, Т-50 –20 км), динамический потолок –25 км.
Следует отметить, что по максимальной скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только российские Су-35С и Т-50, но и зарубежные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».
По мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении следующих задач:
— перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
— обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
— оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
— эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
— сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
— уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 кг на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
— только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По мнению специалистов, возможна транспортировка двух-трех боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В этом случае разгонная ступень не требуется, благодаря чему дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза в зависимости от габаритов и веса боевого блока.
По оценкам авиационных специалистов, военных ученых и экспертов, самолет МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д. Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.
Учитывая изложенное, для наращивания эффективности системы ВКО представляется целесообразным принять решение о начале ОКР по созданию новой модели самолета на базе МиГ-31 и включить в Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы раздел «ОКР по созданию перспективного самолета – комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО». С учетом новых технологий материалов, развития двигателестроения, авионики боевая эффективность указанной машины может быть весьма высокой.
Кроме того, полагаю необходимым модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и двигатели к ним целесообразно использовать в качестве опытных образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследований, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.
Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно короткий период.
//