Реактивная установка бм-13 «катюша» история и характеристики преимущества и недостатки

Создание БМ-13

Идея об реактивных снарядах возникла еще в 20-х годах. Реактивные системы активно исследовали и уже в 39-41 годах впервые представили эти разработки.

Странно, но решение о введении этой батареи в производство было сделано буквально за сутки до начала вторжения Рейха на территории СССР. БМ-13 впервые появилась уже в июле и продолжалось совершенствование этих машин, поэтому в 43-м году представили уже улучшенную версию катюши. Был создан для специальный и уникальный порох, который имел секретный состав. Немцы очень хотели заполучить хотя бы один образец машины или хотя бы пороха, но им это так и не удалось. Порох им нужен был для того, чтобы убрать разсекречиваемость мест ведения огня. Ведь немецкие ракетницы оставляли за собой длинный хвост дыма, а вот русские ракеты летели непонятно откуда. 

Все разработки связанные с этими батареями были перенаправлены на тыл фронта, чтобы немцы не могли захватить и получить желаемые образцы и разработки. 

Что означает TT в тексте

Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля

Калибр снаряда — 132 мм.Масса снаряда — 42,5 кг.Масса боевой части — 21,3 кг.Максимальная скорость полёта снаряда — 355 м/с.Количество направляющих — 16.Максимальная дальность стрельбы — 8470 м.Время заряжания установки — 3-5 минут.Продолжительность полного залпа — 7-10 секунд.

Гвардейский миномёт БМ-13 Катюша

1. Пусковая установка2. Реактивные снаряды3. Автомобиль, на котором монтировалась установкаПакет направляющихБронещиты кабиныПоходная опораПодъёмная рамаАккумулятор пусковой установкиКронштейн прицелаПоворотная рамаРукоятка подъёмного механизмаПусковые установки крепились на шасси автомобилей ЗИС-6, «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси», «Остин» и на гусеничных тягачах СТЗ-5 Наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трёхосных автомобилях «Студебеккер».

Снаряд М-13

01. Стопорное кольцо взрывателя02. Взрыватель ГВМЗ03. Шашка детонатора04. Разрывной заряд05. Головная часть06. Воспламенитель07. Дно камеры08. Направляющий штифт09. Пороховой ракетный заряд10. Ракетная часть11. Колосниковая решётка12. Критическое сечение сопла13. Сопло14. Стабилизатор

15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года

Тактика и участие в боевых действиях

Преимуществом «Катюши» была высокая маневренность. Зная, что ответный удар противника последует немедленно, «Катюши» делали залп и за две минуты снимались с места, меняя дислокацию.

Обычно они уходили поглубже в тыл, чтобы иметь возможность без помех перезарядиться и вновь выступить навстречу врагу. При этом полную перезарядку орудия опытный экипаж производил за 8 минут. Расчет снова менял позицию и производил залп по цели, координаты которой давали наводчики разведки.

Экипаж (расчёт) БМ-13 (ЗИС-6) состоял из 5—7 человек:

  • Командир орудия — 1.
  • Наводчик — 1.
  • Водитель — 1.
  • Заряжающий — 2—4.

Это было самое эффективное средство остановить вражескую атаку. Это оружие не предназначалось для поражения единичных целей, но было очень действенно при уничтожении крупных группировок противника.

Переломной точкой в войне стала битва за Сталинград. Здесь сражался 4-й гвардейский минометный полк «Катюш», который напрямую подчинялся командарму В. И. Чуйкову. Реактивным минометам принадлежала решающая роль в победе в Сталинградской битве.

За минуту на врага было выпущено около 5−6 тысяч снарядов. Этот огонь велся почти полтора часа и явился началом контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.

Гвардейцы нанесли ощутимый урон фашистам. Так, 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион в ходе боев под Сталинградом уничтожил за три месяца более 3000 фашистов, 50 танков и подавил 6 минометных батарей фашистов.

В ходе сражений минометные расчеты стреляли лишь только снарядами М-8, имевших термитную модификацию «КАТ». Температура в месте взрыва в одно мгновение возрастала до 4000 градусов по Цельсию. Возможно применение именно этих реактивных снарядов послужило одной из причин почему установку назвали «Катюша».

ЗИС-6 и другая техника

БМ-13 представляет собой металлическую раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой с помощью сварных лонжеронов. Шестнадцать реактивных мин, каждая из которых весила 42,5 килограмм, размещались на таком основании.

Изначально эта артиллерийская система должна была иметь высокую мобильность, быстро перемещаться по разбитым фронтовым дорогам, нанося сокрушительные удары по противнику в самый неожиданный момент. При этом место атаки должно быть всегда секретным.

Специально для этих целей на базе легендарной довоенной полуторки ЗИС-5 советскими конструкторами был создан автомобиль ЗИС-6:

  1. Повышенную проходимость обеспечивали 6 колес с формулой 6х4. Именно за счет двух задних ведущих мостов машина уверенно преодолевала самое страшное бездорожье, снежные сугробы.
  2. Грузоподъемность составляла 4 тонны.
  3. Этот грузовик получил усиленную раму, увеличенный объем радиатора и вместительный топливный бак емкостью 105 литров.
  4. Машина оснащалась тормозами с вакуумным усилителем. Кроме того, в штатную комплектацию входил компрессор для быстрой подкачки шин.

К сожалению, мощность силового агрегата осталась на уровне все тех же 73 «лошадок». По трассе ЗИС-6 разгонялся до 55 км/час, в то время, как бездорожье преодолевалось со скоростью 10 км/час. При этом в первом случае на 100 километров пути тратилось около 40 литров, а по разбитым проселочным колеям – до 70 литров топлива.

Общая масса автомобиля с полным боекомплектом составляла около восьми тонн. Его обслуживали 5-7 человек.

ЗИС-6 отличался повышенной проходимостью и вполне выдерживал интенсивную стрельбу реактивной системы. Эта версия выпускалась на отечественных заводах тыла до октября 1941 года. За этот промежуток времени было выпущено более 20000 единиц смертоносной техники.

С самого начала военных действий и после прекращения выпуска ЗИС-6 реактивная система «Катюша» устанавливалась на гусеницы, бронепоезда. Однако такие шасси тоже отошли на задний план после появления более мощного американского транспорта.

Возможности БМРА «Катюша»

Катюша использовала улучшенный авиационный реактивный снаряд РС-132, адаптированный для наземной установки — М-13.

  • Снаряд содержал в себе пять килограмм взрывчатого вещества.
  • Машина, на которой перемещалась артиллерийская установка – БМ-13 – была создана специально для реактивной полевой артиллерии.
  • Дальность полета ракеты достигала 8,5 километров.
  • Разброс снаряда после выстрела с осколочным действием достигал десяти метров.
  • Установка вмещала в себя 16 реактивных снарядов.

Новая, улучшенная и увеличенная версия снаряда М-13 – трехсотмиллиметровый М-30/31 – была разработана в 1942 году. Данный снаряд также запускался с машины специализированного назначения, названной БМ-31.

  •  Луковичной формы боеголовка содержала в себе больше взрывчатого вещества и запускалась, в отличие от М-13, не с рельсовой установки, а с рамы.
  • Раме на БМ-31 не хватало мобильности по сравнению с БМ-13, поскольку изначальные версии подобной пусковой установки не были предназначены для передвижных платформ.
  • Содержание взрывчатки в М-31 повысилось до 29 килограмм, но ценой сокращения дальности до 4,3 км.
  • Каждая рама вмещала в себя 12 боеголовок.

Также использовался и меньший снаряд, М-8, калибром 82 миллиметра, прикрепленный к установке на БМ-8.

  • Дальность М-8 достигала почти шесть километров, а сам снаряд содержал в себе полкило взрывчатого вещества.
  • Для запуска данной боеголовки использовалась рельсовая установка, на которой, благодаря меньшему размеру снарядов, помещалось куда больше ракет.
  • Машина, вмещающая тридцать шесть ракет, называлась БМ-8-36, вмещающая сорок восемь – БМ-8-48 и так далее.

Изначально, М-13 оснащались только взрывчатыми боеголовками и использовались против скоплений вражеских войск, но доказавшая свою функциональность в ходе войны Катюша, стала снабжаться и бронебойными ракетами для противостояния танковым войскам. Дымовые, освещающие и прочие ракеты также были разработаны, дабы дополнять взрывчатые и бронебойные боеголовки. Однако, М-31 по-прежнему оснащалась исключительно взрывчатыми снарядами. Залпом, превышающим сотню ракет, они наносили не только максимальные физические разрушения, но и психологический урон противнику.

Но все подобные ракеты имели один недостаток – они не отличались точностью и были эффективны только в больших количествах и в атаках на крупные и растянутые по территории цели.

Изначально, пусковые установки Катюши монтировались на грузовик ЗИС-5, но дальше, по ходу войны, установки монтировали на разнообразные транспортные средства, включая поезда и лодки, равно как и на тысячи американских грузовиков, полученных в ходе ленд-лиза.

Авторы Гайдпарка

  • Кот Баюн конь

    Жизнь в арендованной квартире, это как?

    Читать полностью

  • Ната Нигма

    Я раскрыла схему вывода денег населения за ЖКХ, через трансграничный счёт

    Читать полностью

  • igor..s

    Расчехление. Как Кремль почувствовал себя хозяином и в итоге потерял Чехию

    Читать полностью

  • Евгений Шнуровский

    Гиркин-антиСтрелков всепропальствует не ради России, а ради своего шанса в смуте

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Вакцина Спутник V шагает по планете

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Алипий

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    История денег

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    Кругом беспорядки в ЕС

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Где ситуация с коронавирусом хуже?

    Читать полностью

  • Алмаз Браев

    Аристократия нужна. Профилактика низости

    Читать полностью

  • Юрий Болдырев

    Так вот кто в России главный злодей!

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Скромность Путина провоцирует хищников

    Читать полностью

Подготовка серийного производства

В феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издает приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна (сейчас – ОАО «ВЭКС») производство машин БМ-13. Опытный образец должен был быть изготовлен к 1 июля, еще 40 штук – до конца 1941 года.

Директор завода Ф.Н. Муратов был срочно вызван в Москву. Вернувшись на предприятие, он ознакомил с приказом наркомата начальника отдела П.С. Гаврилова, которому поручил подобрать группу конструкторов для проработки чертежей. В нее вошли ведущий конструктор Н.А. Пучеров, главный технолог С.С. Сильченко, конструкторы  М.И. Павлов, А.Н. Яковлев, Н.Н. Авдеев. На завод из Реактивного НИИ прибыли чертежи БМ-13-16.

Первоначально планировалось лишь ознакомление конструкторов завода  с присланными чертежами, которые должны были технологически  адаптировать их к условиям, необходимым для организации серийного производства. Но вскоре стало ясно, что отдельные узлы пусковой установки следует серьезно доработать. В частности, вызывала сомнение надежность винтовых креплений направляющих планок в полевых условиях. Для того чтобы ускорить согласование необходимых конструктивных изменений, на завод срочно приезжают сотрудники РНИИ: начальник отдела И.И.Гвай, ведущий конструктор В.Н.Гвалковский, технолог С.И.Калашников.

Вся работа с чертежами проходила в строжайшей тайне. После детального обсуждения сложные фигурные направляющие решили упростить, заменив двутавровой балкой. Еще одной «ахиллесовой пятой» установки был выносной пульт управления огнем, с 25-метровым кабелем. Чтобы произвести выстрел, из кабины машины следовало взять катушку с кабелем и пробежать с ней 25 метров до ближайшего укрытия, откуда поворотом ключа замкнуть контакты.  А после залпа, быстро смотав кабель, вновь положить катушку в кабину. Это не могло не сказаться на маневренности установки. Инженеры-электрики завода Я.М.Тупицын и Е.Я.Низовцев предложили сократить время залпа, установив пульт управления огнем рядом с панелью управления машины. Чтобы обезопасить командира и водителя, над самой кабиной сделали броневой щит.

Были внесены серьезные изменения и в другие узлы: переделали контакторы для зажигания пиропатронов в реактивном снаряде, изменили замковую часть, поворотную раму и конструкцию несущей фермы, механизмы наводки и др.

15-17 июня 1941 года пять машин, изготовленные в опытных мастерских РНИИ, были представлены на смотре новых образцов вооружения Красной Армии. Новую необычную технику оценивало высшее командование РКК – нарком обороны, маршал С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба Г.К. Жуков, нарком вооружения Д.Ф. Устинов. Залпы из БМ-13  произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что были мишени, крутились огненные смерчи.

По итогам смотра, 21 июня, за несколько часов до начала войны, было подписано постановление о серийном производстве реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13.

Происхождение и значение

Существует несколько вариантов происхождения имени Венера. По первой версии, данное имя принадлежало римской богине цветочных садов, весны и плодородия, поэтому приобрело значение при переводе как «милость Богов». В последующем Венеру стали связывать с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть». Еще один вариант – образование от латинского слова «venero», что означает «украшать» либо от «veneror» — «чтить», «молить», «умолять», «вымаливать». Согласно испанской версии происхождения (от Venera), имя переводится как «раковина (моллюска)». Оно получило широкое распространение среди татар.

Устройство БМ-13 «Катюша»

Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.

Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.

Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.

Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.

Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.

Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.

Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.

Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.

Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее «Катюш».

Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.

Смысл песни «Катюша»

Главная героиня стихотворения – девушка Катя. Она ждёт своего возлюбленного, который служит где-то далеко на границе. 

Вы задумывались, о ком поётся в «Катюше»? Были у персонажей стихотворения прототипы?

Исаковский не рассказывал, подразумевал ли он реальных людей. Скорее всего, эта история – плод его фантазии. Зато автор вспоминал, откуда взялась идея ввести в текст «Катюши» бойца Красной Армии:

Так «Катюша» стала патриотической песней:

Фронтовая песня «Катюша»

Когда началась война с фашистами, многие популярные довоенные песни отправились с советскими воинами на фронт. В окопах родились многочисленные народные версии слов песни «Катюша». Главная героиня примерила на себя роли партизанки, санитарки и бойца Красной Армии.

Уже в начале Великой Отечественной солдаты назвали «катюшами» мобильные реактивные миномёты. Скорее всего, прозвище появилось из-за маркировки «КАТ» на снарядах.

Накануне 44-года генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко попросил автора написать фронтовую версию «Катюши». Михаил Исаковский сочинил такой текст:

Его положил на музыку композитор Владимир Захаров. Вскоре песню исполнил хор имени Пятницкого.

Известен ещё такой фронтовой вариант «Катюши».

Версии песни «Катюша»

Русский книговед Иван Розанов собрал коллекцию из более чем ста вариаций текста песни «Катюша». Её перевели на греческий, итальянский, французский и многие другие языки. Также известно множество народных переложений. Всё это говорит о невероятной популярности знаменитой музыкальной композиции.

Её исполняли многие всенародно любимые советские артисты. Послушаем, как пела «Катюшу» Анна Герман.

Великолепно поёт «Катюшу» Дмитрий Хворостовский.

Интересные факты

  • Музей песни «Катюша» работает в селе Всходы, что в Угранском районе неподалёку от деревни Глотовка, где родился Михаил Исаковский.
  • Для оперы «Мавра» (1922) Игорь Стравинский написал мелодию, на которую похожа музыка песни «Катюша».

Песня «Катюша» в вопросах и ответах

Кто написал «Катюшу»?

Автор слов песни – поэт Михаил Исаковский. Музыку сочинил композитор Матвей Блантер.

Когда была написана «Катюша»?

Песня датируется 1938 годом?

Кто первым спел «Катюшу»?

Впервые композицию сыграл Государственный джаз-оркестр Кнушевицкого.

Сколько известно народных версий слов «Катюши»?

В коллекции профессора Розанова их более ста.

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Секрет в пороховом заряде

Но чем больше «Катюш» уходило на фронт, тем больше возможностей появлялось у фашистов завладеть секретным оружием.

За время войны армия получила в распоряжение 12 миллионов реактивных снарядов и около 10 тысяч установок БМ-13.

Личный состав настолько отчаянно защищал свою любимицу, что родилась легенда, будто бы ни одной установки в руки немцев так и не попало. Правда это или нет неизвестно, однако фашистам все-таки не покорился секрет загадочной русской души. Они не смогли повторить это оружие, так как не знали рецептуру пороха.

Именно в пороховом заряде заключался секрет «Катюши». Снаряд разгонялся до скорости 350 метров в секунду и летел почти на восемь с половиной километров.

Если дивизион состоял из трех батарей по четыре машины, то полк состоял из 36 установок. За один залп минометы выпускали пятьсот семьдесят шесть снарядов калибра 132 миллиметра. Огненное облако не оставляло ничего живого на территории одного квадратного километра.

Немцы пытались повторить успех советских конструкторов. Вермахт все-таки получил в распоряжение мобильные установки реактивного огня. Но сравниться по мощности, а главное, по точности, с советским аналогом было просто невозможно. До самого конца войны фашисты не оставляли попыток заполучить вожделенное оружие.

В битве за Берлин советские войска задействовали 219 дивизионов реактивных минометов. Солдаты знали, что «Катюша» — это оружие победы.

Аналогичные прозвища

«Андрюша» — боевая машина БМ-31-12

«Ванюша» — реактивный миномёт Nebelwerfer

Помимо получившего широчайшую известность во всём мире народного прозвища «Катюша», в отношении советских боевых машин реактивной артиллерии в период Великой Отечественной войны существовал также ряд его аналогов, менее известных.

Существует мнение, изложенное в англоязычных источниках, что боевая машина БМ-31-12, по аналогии с «Катюшей», получила у советских солдат прозвище «Андрюша», хотя, возможно, «Андрюшей» назывался М-30. Также весьма популярное, оно, однако, не получило столь значительных распространения и известности, как «Катюша», и не распространилась на другие модели пусковых установок; даже сами БМ-31-12 чаще называли «Катюшами», нежели собственным прозвищем. Вслед за «Катюшей» русским именем советские бойцы окрестили также немецкое оружие аналогичного типа — буксируемый реактивный миномёт 15 cm Nb.W 41 (Nebelwerfer), получивший прозвище «Ванюша». Кроме того, фугасный реактивный снаряд М-30, применявшийся с простейших переносных пусковых установок залпового огня рамного типа, впоследствии также получил несколько шутливых прозвищ аналогичного вида: «Иван Долбай», связанное с высокой разрушительной силой снаряда, и «Лука» — от имени персонажа Луки Мудищева из порнографической поэмы XIX века, в связи с характерной формой головной части снаряда; из-за явного непристойного подтекста шутки прозвище «Лука», имевшее определённую популярность у солдат, практически не получило отражения в советских прессе и литературе и осталось малоизвестным в целом.

Миномётные установки назывались «Маруся» (производное от МАРС — миномётная артиллерия реактивных снарядов), а на Волховском фронте назывались «гитарой».

Тогда как в советских войсках боевые машины БМ-13 и аналоги получили устойчивое прозвище «Катюша», в немецких войсках эти машины были прозваны «сталинскими орга́нами» (нем. Stalinorgel) — из-за ассоциации внешнего вида пакета направляющих реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов. Советские установки данного типа получили известность под этим прозвищем, помимо Германии, также в ряде других стран — Дании (дат. Stalinorgel), Финляндии (фин. Stalinin urut), Франции (фр. Orgues de Staline), Норвегии (норв. Stalinorgel), Нидерландах (нидерл. Stalinorgel), Венгрии (венг. Sztálinorgona) и Швеции (швед. Stalins orgel).

Среди немецких солдат также распространилось и советское прозвище «Катюша» — Katjuscha. Из воспоминаний разведчика Н. П. Русанова известно о неадекватной реакции некоторых немецких солдат на это слово:

Когда подводили его (фельдфебеля) к своим, у штаба стояла «катюша». Только немец услышал это слово «катюша», сразу весь затрясся, кинулся в сторону, так что еле удержали. Сколько было смеху у нас, мальчишек ещё!.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector