Abrams m1a2 sepv3 main battle tank
Содержание:
- Конструкция
- По данным изготовителя
- Конструкция
- Объект 188М
- Конструкция
- Тактико-технические характеристики
- История создания
- Страны-эксплуатанты
- Модификации
- МБТ-70
- Американский танк «Abrams» М1А2
- Ссылки
- Первые неудачи
- Корабль без срока эксплуатации. СНСЗ спустит на воду новый противоминный тральщик.
- Примечания
- Литература
- Неавторитетный источник
- Штаб-квартиры
Конструкция
Танк M1 выполняется по стандартной схеме, разработанной еще во времена Первой мировой войны французами. Условно машину можно разделить на 3 части:
- отсек управления;
- боевое отделение;
- МТО (В нем расположены агрегаты двигателя и трансмиссии).
Корпус выполнен из сварных листов комбинированной бронестали. Верхняя лобовая детали корпуса и башни имеет несколько слоев, что уменьшает вес и улучшает защищенность. Во всех остальных местах броня монолитная.
«Абрамс» вид спереди
В передней части размещены приборы управления танком, место механика-водителя, средства визуального наблюдения за окружающей средой. Вокруг водителя располагаются топливные баки. Переговоры с остальными членами экипажа ведутся через рацию.
Боевое отделение размещается в центральной части танка. В нем находятся остальные члены экипажа: командир, наводчик, заряжающий. В ходе разработки проекта американцы не стали устанавливать автомат заряжания, подсчитав, что заражающий лучшая альтернатива. Связано это не только с надежностью АЗ, но и с более высокой скоростью обслуживания пушки человеком. По крайней мере, первые несколько выстрелов.
Еще одной причиной наличия 4-того человека является обслуживание «Абрамса». Замена траков, очистка, загрузка боекомплекта, а в случае потери машины — дополнительные вооруженные автоматом руки.
Схематичное изображения танка «Абрамс»
К минусам подобного решения можно отнести сложность заряжания «на ходу». Попробуйте зарядить в пушку сначала снаряд, потом метательный заряд и все это на скорости 50 км/ч по пересеченной местности. Споры насчет кто кого, «АЗ или человек» ведутся и поныне.
Кроме людей, в боевом отделении находятся системы пожаротушения, системы наблюдения (тепловизоры, ноктовизоры), системы управления огнем (СУО), в кормовой нише предусмотрены стеллажи с боеукладкой пушки (в случае подрыва ниша отделяется от остального пространства перегородкой, а взрывная вона вышибает предусмотренные на такой случай вышибные панели в крыше).
Особенность Абрамса — система управления на уровне батальона.
Грубо говоря, что видит одни, то видят остальные. Именно за счет этой функции достигается высокая боевая эффективность, особенно по сравнению с танками противников, которые противостояли армии США в Ираке.
Схема бронирования танка M1A1
Основное орудие изначально было 105-мм унитарного заряжания (именно это стало одной из причин появления заряжающего. 105-мм снаряд легче 120-мм, которые стали применять после установки нового орудия.) Впоследствии M68 заменили на 120-мм M256, которая является лицензией германского орудия производства компании «РайнМеталл».
120-мм орудие стало гладкоствольным, в отличие от M58.
Чем стреляет Абрамс? В основном имеется три типа боеприпасов: подкалиберные, кумулятивные, управляемые ракеты. Кумулятивные заряды могут программироваться и выступать в роли осколочно-фугасных. Интересным фактом является использование в номенклатуре боеприпасов снаряды с сердечником из обедненного урана.
В качестве дополнительного вооружения выступают пулеметы. Один спаренный с пушкой 7,60-мм, два размещены на крыше башни (командирский 12,7-мм и для заряжающего 7,62-мм). В наличии система постановки дымовой завесы.
Возвращаясь к защите машины, стоит отметить наличие большого количества динамической защиты и противокумулятивных экранов. Американцы усвоили уроки Ирака, где заряд из РПГ может прилететь неведомо откуда.
Разработана даже специальная модификация для ведения боевых действий в условиях городской застройки. В качестве дополнительной защиты башни на некоторые машины устанавливаются плиты из обедненного урана.
Расположение внутренних агрегатов танка
В МТО установлена силовая установка, соединенная в единый блок с трансмиссией. Двигатель газотурбинный. Отличается высокой надежностью и мощностью в 1500 л.с. Способен заводиться в условиях низких температур, но чувствителен к воздуху, который требуется для работы. Агрегаты фильтрации воздуха занимают львиную долю пространства. Трансмиссия с автоматической коробкой передач.
Работают 4 скорости вперед и 2 — назад.
Для поворота башни и работы электроники с отключенной основной силовой установкой используется дополнительная. Во время войны в Ираке единожды произошло пробитие защитного кожуха этого агрегата и возник пожар. Танк был потерян. После этого туда навесили дополнительную броню. Самое удивительное, что пробила броню пуля от 12,7-мм ДШК.
Первый эскиз танка «Абрамс»
Ходовая часть представляет собой 7 обрезиненных опорных катка и два поддерживающих на каждый борт. Для амортизации применяются индивидуальные торсионы.
По данным изготовителя
21 мая американским СМИ опубликовали любопытные данные от танкостроительного завода Joint Systems Manufacturing Center (Lima Army Tank Plant, LATP), отвечающего за выполнение модернизации ОБТ «Абрамс». Руководство предприятие заявило, что изготовление первого бригадного комплекта танков M1A2C завершится уже этим летом.
Завершение выпуска танков для перевооружения целой бригады считают важной вехой в истории проекта. Одно из соединений армии сможет приступить к полноценному освоению новейшей техники, что благотворно скажется на его боеспособности и потенциале армии в целом
Для выполнения текущего заказа на танки M1A2C заводу в Лиме приходится расширять штат. В 2016 г. на предприятии JSMC трудилось менее 500 человек. К концу прошлого года численность сотрудников превысила 600. До конца текущего года на предприятии будет не менее 700 рабочих мест. В 2020-м планируется принять на работу еще сотню сотрудников. Таким образом, менее чем за пять лет количество рабочих должно увеличиться почти вдвое с соответствующим ростом производительности.
Впрочем, завод сталкивается с некоторыми затруднениями. При поиске работников ему приходится конкурировать с другими крупными предприятиями региона. Руководство JSMC считает такие обстоятельства полезными для экономики, но проблемными для конкретных организаций. Кроме того, государственному танкостроительному предприятию приходится проверять кандидатов перед приемом на работу. В зависимости от должности, проверки длятся до четырех месяцев.
Конструкция
Размещение экипажа в Абрамсе соответствует привычным западным стандартам. Водитель сидит спереди, по центру корпуса, имеет люк. Командир, заряжающий и наводчик находятся в башне, способной вращаться на 360 градусов, наводчик сидит перед командиром, заряжающий слева. Командир и заряжающий имеют свои собственные люки и защитное вооружение, которое, благодаря особой конструкции люков, можно применять прямо из башни, не подставляясь под ответный огонь.
Используется разработанная Британией броня Chobham, которая прикрывает наиболее важные места, такие как экипаж и жизненно необходимые системы. Это комбинированная броня, состоящая из многих слоев кевлара, керамики, пластики и стали.
Объект 188М
Работа по конструированию этого танка в рамках проекта «Объект 188М» стартовала в начале 2010-х годов и заключалась в глубокой модернизации платформы танка Т-90. Первыми были созданы модификации Т-90АМ и Т-90СМ, которые стали основой для внешнего облика и ряда конструкторских решений, впоследствии реализованных в Т-90М «Прорыв».
В своей окончательной форме новейший российский танк впервые был представлен публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2018». Боевая масса Т-90М составляет 48 т. Он может развивать скорость 45 км/ч по пересечённой местности и 70 км/ч по шоссе. Запас хода составляет 550 км. Экипаж — три человека.
Главное отличие «Прорыва» от базового Т-90 заключается в новом многослойном башенном модуле с улучшенными системами управления огнём и автоматики заряжания.
- Члены экипажа танка Т-90М «Прорыв» перед ночной репетицией парада в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве
- РИА Новости
Основное орудие танка — гладкоствольная пушка 2А46М-4 калибра 125 мм. Она может использовать всю номенклатуру боеприпасов этого калибра для пушек семейства 2А46, а также выступать в роли пусковой установки для управляемых ракет комплексов «Рефлекс-М» и «Инвар».
Вспомогательным вооружением являются спаренный с пушкой пулемёт ПКТМ калибра 7,62 мм и зенитный пулемёт «Корд-МТ» калибра 12,7 мм — он размещается в дистанционно управляемой установке на крыше башни.
Также танк получил улучшенные средства связи, двигательную установку, программно-технический комплекс и многоканальный панорамный тепловизионный прицел.
Также по теме
«Защита и мобильность»: на что способна модернизированная машина пехоты БМП-2М с модулем «Бережок»
Российские модернизированные боевые машины пехоты БМП-2М с новым боевым модулем «Бережок», оснащённым пушкой калибра 30 мм и…
Другим принципиальным отличием Т-90М «Прорыв» является повышенный уровень защищённости. Он был достигнут за счёт установки на внешнюю броню машины модулей универсальной динамической защиты третьего поколения «Реликт». Они защищают корпус, башню и бортовые экраны Т-90М от попадания кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом повреждённые в бою модули «Реликта» можно легко заменить на новые. Кроме того, лобовая проекция «Прорыва» может выдержать прямое попадание практически любого современного боеприпаса.
Также благодаря усовершенствованной конструкции был существенно повышен уровень безопасности экипажа. Изнутри отсеки Т-90М покрыты специальным антиосколочным материалом из сверхпрочной ткани, изготовленной на основе арамидной нити.
Военный эксперт Юрий Кнутов в беседе с RT заявил, что Т-90М является одним из лучших танков в мире.
В свою очередь, военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин в числе достоинств нового танка отметил более мощный двигатель, новые системы инфракрасного наведения и обнаружения целей.
«Благодаря мощному двигателю и новому комплексу обнаружения целей танк стал более манёвренным, скоростным и повысил точность огня. Как и у предшественников, у него есть возможность стрелять не только снарядами, но и противотанковыми управляемыми реактивными снарядами ПТУР», — подчеркнул Литовкин в беседе с RT.
Конструкция
Тактико-технические характеристики
6.1 Размеры
- Боевая масса, т: М1 – 55; М1А1 – 57,15; М1А2 – 62, 5
- Длина, м: 7,92
- Длина с пушкой, м: М1 – 9,77; М1А1, М1А2 – 9,83
- Ширина, м: 3,66
- Высота. м: 2,43
- Эквивалентная толщина лба корпуса, мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 — 650
- Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (БОПС), мм: М1 – 450; М1А1, М1А2 — 550
- Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (КС), мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 – 650
- Борта корпуса, мм: 20 (35 до МТО)
- Корма корпуса, мм: 20
- Эквивалентная толщина лба башни, мм: М1 – 700; М1А1 – 800; М1А2 – 900.
- Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (БОПС), мм: М1 – 380; М1А1 – 500; М1А2 – 700.
- Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (КС), мм: М1 – 500; М1А1 – 700; М1А2 — 900
- Крыша, мм: 70
- Клиренс, мм: 483…-432.
6.2 Бронирование
- Тип брони: противоснарядная, катаная комбинированная и стальная
- Активная защита: AN/VLQ-6 MCD (экспериментально, на единичных экземплярах М1А1)
- Динамическая защита: ARAT (опционально).
6.3 Вооружение
- Пушка: М1 – 105-мм М68А1; М1А1, М1А2 – 120 мм М256
- Тип пушки: М1 – нарезная; М1А1, М1А2 — гладкоствольная
- Длина ствола, калибров: 50.92 у M68; 44.2 у М256
- Прицелы: основной прицел наводчика: комбинированый (всесуточный) перископический монокулярный со встроенным лазерным дальномером. Зенитный: перископический монокулярный Kollmorgen Model 938. Резервный: телескопический шарнирный Kollmorgen Model 939
- Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2 HB и 2 × 7,62-мм M240
- Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов: М1 – 55/900/11400; М1А1, М1А2 – 40 (17 из них относятся к первой очереди)/900/11400.
6.4 Подвижность
- Двигатель: ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 л.с.
- Мощность двигателя, л.с: 1500
- Удельная мощность, л.с./т: М1 — 27,6 (22,6); М1А1 — 27,1 (22,3); М1А2 — 23,80
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: М1, М1А1 — ~65; М1А2 — ~67
- Запас хода по шоссе, км: М1, М1А1 – 440; М1А2 — 465
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: М1 — 0,93; М1А1 — 0,95; М1А2 — 1,07
- Преодолеваемый ров, м: 2,7
- Преодолеваемая стенка, м: 1,2
- Преодолеваемый брод, м: 1,2 (2,0 с ОПВТ).
6.5 Остальные параметры
- Боевая масса, т: М1 — 54,4; М1А1 — 61,34; М1А2 — 62,14; M1A2SEP — 63,1
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 4.
История создания
Для победы в гонке вооружений с США, Минский автомобильный завод получил указание разработать и пустить в серийное производство универсальный тягач. Успех ознаменовался сходом с конвейера шасси 537-й серии. В 59 году конструкторское бюро МАЗ разработало полноприводное четырёхосное шасси для военной техники. После серии опытов было принято решение отказаться от гусеничного привода и поставить новоиспечённую модель на колёсную базу.
Военная модификация 537-го шасси получила простое и лаконичное наименование МАЗ-543. От предшественника в неизменном виде остались только оси и рама. Новый серийный автомобиль обзавёлся улучшенными узлами, а за свою скорость и динамические характеристики получил название «Ураган». В таком виде первые образцы были переправлены в Волгоград, на , для испытания на них ракетных пусковых установок.
В 74 году с завода вышел прототип грузового тягача МАЗ-7310, оснащённый бортовой платформой. Конвейерный выпуск налажен в 76 году. Основным ее отличием от 543-й модели стало отсутствие дополнительного оборудования и возможность эксплуатации совместно с двухосным МАЗ-8385, в составе автопоезда.
Отличие от МАЗ-537
При производстве первых образцов было решено использовать наработки и проектные решения, разработанные для улучшения характеристик предыдущего поколения грузовиков МАЗ-537. Принято решение оставить неизменными конструкцию рамы и оси автомобиля. А также использовать барабанную тормозную систему и рулевую колонку с предшественника.
Остальные критически важные узлы получили значительные улучшения. Так, обновлённая модель автомобиля обзавелась новой кабиной. Увеличена длина рамы и установлен новый 12-цилиндровый двигатель Д12А-525А. Решено было использовать торсионную подвеску и организовать механизм регулирования давления в шинах.
Страны-эксплуатанты
- СССР СССР — принят на вооружение в 1971 году, после распада СССР перешёл на вооружение армий стран постсоветского пространства
- Азербайджан Азербайджан
- Армения Армения
- Республика Беларусь Республика Беларусь — на вооружении
- Грузия Грузия — на вооружении
- Казахстан Казахстан
- Россия Россия — на вооружении армии и внутренних войск
- Афганистан Афганистан
- Никарагуа Никарагуа — некоторое количество было получено из СССР в 1980-е годы, они поступили на вооружение 12 батальонов лёгкой пехоты (BLI, Batallones de Lucha Irregulares) — в каждой роте этих батальонов имелся „по меньшей мере один АГС-17“
- Болгария Болгария — модернизированный вариант выпускается под наименованием AGL-30М
- КНР КНР — копия гранатомёта выпускалась компанией „Norinco“
- Украина Украина — на вооружении Вооружённых сил и Национальной гвардии Украины. Также на Украине освоено производство гранатомётов АГ-17 и АГС-17 под названиями КБА-117 и КБА-119 соответственно.
- Узбекистан Узбекистан
- Сербия Сербия — с 1999 года выпускается под наименованием Zastava M93 (Zastava BGA 30 mm)
- Сирия Сирия — состоит на вооружении ВС САР.
- Вьетнам Вьетнам
- Финляндия Финляндия — был принят на вооружение под наименованием 30 KrKK AGS-17 (30mm Kranaattikonekivääri malli AGS-17), в 2005 году заменён на 40-мм гранатомёт HK GMG
- Индия Индия
- Иран Иран
- КНДР КНДР
- Куба Куба
Модификации
После короткого промежутка времени службы стало очевидно, что орудие не отвечает новым стандартам вооружения. Поэтому было решено установить гладкоствольное орудие Rheinmetall AG, известное в США как M256, калибра 120 миллиметров. Такая модификация Абрамса получила обозначение M1A1 и производилась с 1986 года по 1992 год. Также танк получил химическую, биологическую и ядерную системы защиты.
Вскоре появился M1A2, отличавшийся от предыдущей модификации цифровыми системами связи и наведения, тепловизором и улучшенным навигационным оборудованием. M1A2 SEP (дополнительный пакет модернизации) принес Абрамсу еще более высокие стандарты, включающие в себя цифровые карты, более мощный бортовой компьютер и улучшенную систему охлаждения. В состав брони был добавлен обедненный уран, а следующие модификации, M1A1, M1A1D, M1A1HC . Оплетка обедненного урана была также частью усовершенствованных модернизаций, в то время как другие последующие программы модернизации произвели ЦЕЛЬ M1A1, M1A1D, M1A1HC и M1A2 SEP получили динамическую броню и Tank Urban Survival Kit (комплекс по повышению выживаемости танка в городском бою).
МБТ-70
Своему появлению танк обязан провалившемуся сотрудничеству между США и западной Германией по созданию основного боевого танка нового поколения, превосходящего советский Т-72. Американская армия в то время использовала М60 Паттон, чьи корни уходили еще во вторую Мировую войну, а западная Германия Леопард-1. Эта техника во многом уступала новейшему Т-72, поэтому было принято решение совместно разработать боевую машину, удовлетворяющую всем требованиям. Проект получил название МБТ-70 (Main Battle Tank 70).
МБТ-70 имел главное орудие XM-150 калибра 152 миллиметра и с возможностью пуска управляемых ракет в американском варианте и 120 миллиметровую пушку Rheinmetall в немецком. Так же было установлено дополнительное 20 миллиметровое орудие в дистанционно управляемой установке и, ставший стандартом, пулемет 7,62. Башня имела сильный наклон со всех сторон и размещала в себе весь экипаж, чье количество благодаря автомату заряжания составляло 3 человека. Корпус имел сильный лобовой наклон, броня составляла около 400 миллиметров в эквиваленте, в днище корпуса находился эвакуационный люк. Ходовая состояла из гидропневматической подвески, позволявшей с водительского места регулировать клиренс и наклон, ведущих колес сзади, 12 опорных катков и направляющих спереди. Двигатель имел около 1500 л.с. в зависимости от версии и позволял танку массой более 50 тонн разгоняться до 64 км/ч.
Бюджет проекта постоянно разрастался, представления сторон о будущем танке расходились, в итоге западная Германия приняла решение сосредоточиться на своих разработках, что в итоге привело их к Леопард-2. К 1971 году американцы приняли решение свернуть разработку МБТ-70 не смотря на его перспективность и разработать свой собственный танк, без оглядки на кого-либо. Так и появился Абрамс.
Американский танк «Abrams» М1А2
В ходе испытаний, как и следовало ожидать, когда испытывается принципиально новая машина, был выявлен целый ряд недостатков в конструкции машины и работе ее систем и агрегатов. Серьезные нарекания вызывала ненадежная работа газотурбинной силовой установки (ГТСУ). ГТСУ настолько ненадежно работала, что наработка на отказ ГТД в среднем составляла не более 210 км. В связи с этим даже предлагалось заменить ГТД немецким дизелем от «Leopard 2» или британским дизелем «Rolls Royce» CV12. Инженерам в спешном порядке пришлось провести целый комплекс работ по усовершенствованию опытных машин, которые дали положительный эффект.
На испытаниях, которые проводились во второй половине 1979 г., модернизированные прототипы достигли средней наработки на отказ ГТД уже около 480 км. Ряд представителей государственной комиссии по испытаниям ХМ1 настаивали на отсрочке принятия на вооружение танка и начала его серийного производства, предлагая инженерам компании «Chrysler» начать полномасштабную разработку дизельного варианта танка ХМ1.
Тем не менее, большинство экспертов высказались в пользу использования на танке ГТСУ, как более прогрессивного технического решения. Последний третий этап испытаний танка ХМ1 был завершен в 1980 г. и танк был принят на вооружение под обозначением М1 «Abrams» в честь генерала Крейтона Абрамса (Creighton Abrams), бывшего начальника штаба сухопутных войск США, командовавшего американскими войсками во Вьетнаме на заключительном этапе той войны.
Пентагон разместил заказ на постройку компанией «Chrysler» первой партии из 352 серийных танков, (машины). Первые серийные танки М1 «Abrams» были изготовлены в 1980 г. на государственном танковом заводе в Лиме, (штат Огайо), однако массовое полномасштабное производство этих машин началось только в сентябре 1981 г. В 1982 г. серийное производство «Абрамсов» стартовало еще на одном государственном танковом заводе – Детройтском арсенале в г.Уоррен (штат Мичиган). Суммарный для двух заводов темп производства составлял 70 танков в месяц.
Всего было построено 2374 танка «Abrams» модификации М1, производство которого было полностью прекращено в январе 1985 г. К этому моменту на вооружении Сухопутных войск СССР, в том числе в группах войск, дислоцировавшихся в ГДР, Чехословакии, Польше и Венгрии, а также в Западных военных округах, были уже тысячи единиц танков типа Т-64Б, Т-80Б и Т-72А, которые по своим характеристикам значительно превосходили новейший американский танк. А на советских исследовательских полигонах близились к завершению испытания еще более новых образцов бронетанкового вооружения.
Ссылки
Первые неудачи
Первоначальные эксплуатационные испытания и оценка состояния M1A2 проводились с сентября по декабрь 1993 года в Форт-Худе, штат Техас. Они состояли из артиллерийского этапа и маневров. Результаты были признаны удовлетворительными, новый танк США оказался эффективным, но функционально непригодным и небезопасным. Эта оценка была основана на плохой доступности и надежности машины, случаях самопроизвольного движения дула и башни, спонтанной стрельбы 0,50-калиберного пулемета, а также из-за горячих поверхностей, повлекших ожоги у экипажа.
Последующие испытания двух батальонов танков М1А2 проводились в сентябре-октябре 1995 г. с целью обучения применению нового вооружения. Несмотря на заверения о внесении исправлений, имели место многочисленные случаи самопроизвольного движения ствола и башни, зависаний дисплея и контактных ожогов. Дальнейшие испытания были приостановлены по соображениям безопасности. Производитель установил 30 причин неполадок и после обновления оборудования и программного обеспечения в июне 1996 года тестирование было продолжено.
Генеральный план оценочных испытаний танка «Абрамс М1А2» был принят во втором квартале 1998 г. Он включал в себя согласованный план третьих по счету эксплуатационных испытаний в сочетании с первичным тестированием боевой машины Брэдли в 1999 г. в Форт-Худе, штат Техас. Эта комбинированная операционная проверка состояла из 16 сражений. Боевая машина Брэдли A3 и М1А2 SEP с одной стороны против M1A1 и Брэдли-ODS с другой. Кроме того, одновременно проводилось тестирование второго поколения FLIR. Такой подход реализовал курс министра обороны на объединение испытаний в целях экономии ресурсов и обеспечения более реальной боевой обстановки.
Корабль без срока эксплуатации. СНСЗ спустит на воду новый противоминный тральщик.
Примечания
- Mortland, J. E. U. S. Army Land Warfare Laboratory. Volume II Appendix B. Task Sheets. — Columbus, OH: Battelle Columbus Laboratories, 1974. — B-92 (Grenade Launcher for M1 Rifle/Carbine).
- Report of the M16 Rifle Review Panel. Volume 4, Appendix 3. Review (1 June 1968). — Ground Combat System Division, 1968. — P. 3-128, 3-139/141.
- Testimony of Col. Harold W. Yount, United States Army, Project Officer, M-16 Rifle. / Hearings Before the Special Subcommittee on the M-16 Rifle Program : Hearings. — July 27, 1967 — P. 4745.
- ↑ 12 Operation Francis Marion, 6 April 11 October 1967, 4th Infantry Division. — 25 November 1967. — P. 49.
Литература
Неавторитетный источник
В статье такая фраза: «По данным сайта btvt.narod.ru». Источник явно неавторитетный. Что делать? Удалять всё написанное исключительно со ссылкой на этот источник? Просьба только не предлагать мне самому искать АИ. —71.139.22.220 18:33, 6 июля 2010 (UTC)
На том сайте есть и серьезные статьи, и бестолковые компиляции. Конкретно статья о потерях танков в Ираке относится ко второй категории, как результат кривотолкования американского доклада Lessons Learned, подготовленного TACOM. Постепенно исправим. Syglaroth 08:20, 5 августа 2010 (UTC)
М1А2 против отечественных обт https://forums.airbase.ru/2003/08/t22195—chto-dumayut-v-shtatakh-po-povodu-t-80u-vs-m1a2.html — советую просмотреть
любопытно: » В США даже государственные испытания проводят совсем по-другому, у нас технику гоняют в самых жестких условиях, а если это танк, так его еще и обстреливают. Американцы никогда не обстреливали свои «Абрамсы», на словах верили, что они непробиваемые.
» /военный эксперт Алексей Леонков/ — хмм.. —Tpyvvikky (обс.) 17:08, 13 сентября 2020 (UTC) // РИА Новости