Ад над германией: самый огромный провал «летающих крепостей»
Содержание:
- Перенос рассады из грунта
- Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
- Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания
- Цель — Нью-Йорк!
- Рекордсмен по пассажирской вместимости
- Индивидуальные доказательства
- Бомбардировщик B-17 – опровергший предсказания Геринга
- Не долетевшие до Урала
- Влажная ручная чистка
- Тактико-технические характеристики
- Либретто
- Cлед в культуре
- B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Увертюра
- Boeing B-17 Flying Fortress
- Тактико-технические характеристики B-17G Летающая Крепость
- Звёзды и самолёты
- история
- Конструкция планера самолета
- Символика
- Когда реальность сильнее выдумки
- Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
- В заключение
Перенос рассады из грунта
Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
Учитывая наступательный характер вооружения фашистской Германии, немцы не планировали производство тяжелой бомбардировочной авиации. Поэтому аналоги летающей крепости В-17 по большей части входили в арсенал союзнических армий. Но модели советских самолетов подобного класса Пе-8 ввиду малочисленности не могли сравниться по значимости с американскими машинами.
Если сравнивать летно-технические характеристики В-17 с качествами аналогичных самолетов, можно отметить, что по большинству позиций американская разработка при сопоставимых геометрических размерах, существенно превосходила конкурентов по следующим параметрам:
- боевой нагрузке — семь тысяч восемьсот килограммов при пяти тысячах у советской модели;
- максимальной взлетной массе — почти тридцать тонн. По данному компоненту незначительно превосходил только советский Пе-8;
- предельной скорости — свыше 500 км/час, при 488 у ближайшего конкурента;
- крейсерской скорости — 400 км/час при сходных параметрах у того же Пе-8;
- практическому потолку — 10850 метров, что на семьсот метров выше ближайшего соперника.
Предельная граница боевого радиуса составляла 3219 км, что совпадает с данными большинства конкурентов.
Аналогичная машина Люфтваффе вообще была переоборудована с пассажирского лайнера, поэтому не могла быть конкурентом в мощи вооружения и объеме бомбового арсенала при большой дальности полета и сходных габаритах.
Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания
Цель — Нью-Йорк!
К началу 1941 года заинтересованность США в исходе европейского конфликта стала очевидной, а вероятность вступления в войну — высокой. Министерство авиации предложило немецким фирмам изучить возможность создания сверхдальнего бомбардировщика, способного доставить бомбы через Атлантику. Mассового производства «американских» бомберов не предполагалось — речь шла о серии из нескольких десятков машин.
Свои проекты представили компании «Юнкерc», «Мессершмитт», «Блом и Фосс», «Фокке-Вульф». Заказчик отобрал четыре проекта: Ju 290, Me 264, BV 250, Fw 400.
BV 250 был переделкой сверхтяжелой летающей лодки BV 238, разрабатывавшейся с ноября 1940 года. У амфибии был снят редан, на его месте оборудовали бомбоотсек. Сначала планировалась установка четырех двигателей Jumo 223 мощностью по 2500 л.с., но к июлю 1941-го стало ясно, что эти моторы не появятся в серии в разумные сроки. Машину переделали под шесть двигателей DB 603D мощностью по 1900 л.с. Компания получила заказ на четыре прототипа, которые собирались параллельно с «исходными» летающими лодками BV 238. Но дело шло неспешно, и к закрытию программы в 1944 году ни одна машина закончена не была. Еще хуже сложилась судьба Fw 400: шестимоторный самолет, рассчитанный на доставку 10 т бомб на расстояние 8000 км, не продвинулся дальше продувки модели в аэродинамической трубе.
Рекордсмен по пассажирской вместимости
На протяжении 37 лет лидерство по трем параметрам: размеру, весу и вместительности, — удерживал пассажирский Boeing 747. Все изменилось в 2005 году, когда в небо взлетел Airbus A380. С тех пор именно он удерживает лидерство по пассажирской вместимости.
На борту лайнера могут одновременно находиться до 853 пассажиров, в то время как Boeing 747 вмещает до 600 человек.
На разработку лайнера ушло около десяти лет и 12 миллиардов евро. Как заявляли в «Airbus S.A.S», чтобы окупить проект, нужно продать 420 самолетов. На конец 2017 года было заказано 317 самолетов, более 220 из них — уже эксплуатируются авиакомпаниями.
Первый коммерческий рейс А380 совершил в 2007 году из Сингапура в Сидней под флагом Singapore Airlines. В честь этого события пассажиров угощали шампанским и вручали памятные сертификаты.
Габариты рекордсмена не менее внушительны: высота 24 метра, длина почти 73 метра, размах крыла почти 80 метров. Он весит 280 тонн, и может поднять еще столько же. Самым сложным вопросом, по словам разработчиков, был, как сделать такого гиганта как можно легче. Для решения задачи при строительстве применялись легкие композиционные материалы.
Несмотря на свои размеры, A380 является самым экономичным среди гигантов, расход топлива на 20% ниже Boeing 747. Он может преодолеть без посадки до 15,4 тысячи километров со скоростью 1020 км/ч.
Индивидуальные доказательства
- Эта цифра основана на шаблоне: инфляция была определена, округлена до 10 000 и относится к предыдущему январю.
- Олаф Грёлер : История воздушной войны с 1910 по 1980 год. Военное издательство Германской Демократической Республики, Берлин, 1981, стр. 158.
- ↑ см. Фридрих Кениг: Die Geschichte der Luftwaffe , Rastatt 1980, стр. 126
- по Олафу Грёлеру : История воздушной войны 1910–1980 гг . Военное издательство Германской Демократической Республики, Берлин 1981, стр. 158, а также Фридрих Кениг: История военно-воздушных сил. Раштатт 1980 г. 126. Изготовлено 12 726 самолетов.
- ↑ Отчет о расследовании авиационного парка швейцарской армии / полковника Хёггера от 4 ноября 1943 г. на B-17 F.
- Джанусс Пкакевич: Air War 1939-1945. Südwest-Verlag, Мюнхен 1978, ISBN 3-517-00605-X , стр. 164 и далее.
- См. Олаф Грёлер : История воздушной войны 1910–1980 гг . Военное издательство Германской Демократической Республики, Берлин, 1981, стр. 127.
- Статистический сборник ВВС США за 1946 г., стр. 100 и сл .; www.uswarplanes.net
Бомбардировщик B-17 – опровергший предсказания Геринга
Самый известный американский бомбардировщик времён Второй Мировой Войны – B-17. Были машины, не уступающие ему, были превосходящие, но именно самолёту “Боинг” выпало стать символом мощи американской авиации. Опрос, проведённый в 1943 году, показал, что из двух с половиной тысяч человек 73% “что-то слышали” о B-24, и 90% знали о B-17.
И с течением времени известность “Летающей крепости” не падает. О ней сочиняются песни и создаются компьютерные игры
Сохранившиеся экземпляры B-17 привлекают внимание в музеях, а способные летать – на авиашоу. А началась история самолёта тогда, когда речи не шло ни о войне в Европе, ни об участии в ней Америки
Не долетевшие до Урала
Летом 1935 года фирмы «Дорнье» и”Юнкерс” получили заказ на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Прототип Dornier, Do 19, впервые взлетел 28 октября 1936 года. Почти квадратное сечение фюзеляжа выдавало в машине наследника «летающих лодок»,
прославивших фирму в 1920-х. Самолет был цельнометаллическим, с убираемым шасси, двухлонжеронное крыло обшивалось стальным листом. Бомбоотсек вмещал до 16 бомб по 100 кг или 30 по 50. Два первых прототипа были безоружными, третий — со штатным вооружением, но с ним-то и возникли проблемы. Техзадание предусматривало по одному пулемету МG-15 в носу и хвосте и две башни на два стрелка каждая, сверху и снизу с 20-мм пушками. С пулеметами все было просто, а пушечные башни почему-то задумывались новаторскими — один стрелок поворачивал башню вправо-влево, другой наводил пушку вверх-вниз. Движения осуществлялись гидроприводом. Конструкция вышла тяжелее, чем думалось, и потребовала усиления фюзеляжа. Потяжелевшему самолету стало не хватать 600-сильных моторов. Проблему решили, поставив двигатели Брамо-Фафнир-323А-1 мощностью 830 л.с.
Ju 89 заметно отличался как внешне, так и конструктивно. Первый полет состоялся в декабре 1936 года. Как и Do 19, третий прототип должен был получить вооружение, причем такое же. Но до мучений с ним дело не дошло.
Управляемая бомба Hs.293 проектировалась фирмой Henschel с 1939 года. Поступила на вооружение Люфтваффе в 1943 году. Фактически это была стандартная фугасная бомба SC500 с крыльями и жидкостным ракетным двигателем «Вальтер» 109−107В. Масса боевой части — 295 кг. Бомба сбрасывалась с самолета-носителя на высоте от 300 до 2000 м, через секунду-полторы включался реактивный двигатель, работавший 10 секунд. Управление велось по радио вручную при помощи системы наведения FUG203 «Киль», позволявшей изменять высоту полета, но вот возможность поворота влево-вправо отсутствовала, что требовало от экипажей точного захода на цель. Всего в 1943−45 гг. планирующими бомбами Hs.293 было потоплено 16 кораблей союзников, примерно столько же получили серьезные повреждения. Для мировой войны результат скромный.
3 июня 1936 года в авиакатастрофе погиб генерал Вефер. Очень торопясь, он приказал своему пилоту взлететь без предполетного осмотра. Как оказалось, элероны самолета были закреплены на время стоянки. На место Вефера был назначен Альберт Кессельринг — будущий фельдмаршал, один из великих полководцев Второй мировой и, увы, военный преступник. Но, все это будет потом, а в 1936 году «улыбчивый Альберт» безоговорочно ставил на первое место тактическую авиацию. Весной 1937 года программа была закрыта.
Распространено мнение, что бомбардировщики 1936 года предназначались для налетов на промышленные объекты Урала и Поволжья, во многих изданиях они так и называются — «уральские». Версия красива, но ее происхождение неясно: расстояние от восточных границ Германии 1935 года до Урала превышает проектную дальность бомбардировщика примерно вдвое.
Влажная ручная чистка
Тактико-технические характеристики
В-17 Flying Fortress отличался следующими тактико-техническими характеристиками:
- длиной — 22,66 м;
- размахом крыла — 31,62 м;
- высотой — 5,82 м;
- площадью крыла — 131,92 квадрата;
- массой без груза — 16,391 т;
- снаряженной массой — 24,495 т;
- предельной взлетной массой — 29,71 т;
- четырьмя поршневыми двигателями, предусматривающими турбонаддув, с мощностью каждый по тысячу двести лошадиных сил.
Учитывая летные характеристики, указанные ранее, летающая крепость В-17 стала грозной силой, обеспечивающей выполнение поставленных задач, с высокой степенью защиты экипажа, комплектовавшегося следующим составом:
- командиром;
- вторым пилотом;
- штурманом, одновременно управлявшим носовой турелью;
- бомбардиром, отвечающим за вторую носовую турель;
- бортинженером, совмещающим основные функции со стрельбой из пулеметов верхней турели;
- стрелком-радистом;
- стрелком подфюзеляжной турели;
- правым и левым бортстрелками;
- стрелком хвостовой турели.
Данные качества позволили самолету значительно опередить конкурентов.
Либретто
Одной из основных задач американских стратегов стало уничтожение немецкого авиастроения и многочисленных промышленных «бутылочных горлышек» — таких как нефтяная и химическая промышленность, а также производство шарикоподшипников. Это определяло и круг основных целей — в него попали румынские нефтепромыслы в районе Плоешти, заводы «Мессершмит» в баварском Регенсбурге и австрийском Винер-Нойштадте и механические заводы в Швайнфурте.
Первыми под удар попали румыны. Первого августа 1943 года 177 B-24 поднялись с африканских аэродромов и нанесли удар. Налёт признали частично успешным, цель получила существенные повреждения, но при этом были потеряны 54 «либерейтора». С Винер-Нойштадтом получилось относительно лучше: всего 65 B-24, вылетевших из Африки, лёгкие повреждения цели и только два потерянных самолёта.
Налёты на Швайнфурт и Регенсбург с английских аэродромов решили совместить; регенсбургская группа сразу после удара должна была взять курс на Африку, а швайнфуртская — вернуться на Остров. Операция планировалась как самое большое проникновение в глубь Германии; днём туда ещё не летали (не считая одного безумного английского налёта на Аугсбург).
Истребители могли прикрывать бомбардировщиков лишь в начале и конце налёта: английские «спитфайры» — примерно до долготы Антверпена, а американские «тандерболты» — до немецкой границы; дальше «крепости» были сами по себе и могли рассчитывать только на свои пулемёты. Для отвлечения внимания немецкой авиации были запланированы многочисленные налёты по целям на севере и юге Франции.
Впрочем, в этом не видели особых проблем. Полковник ВВС США и командир 379-й бомбардировочной группы Морис Престон говорил: «Это как атака кавалерии, мы выстраиваемся и со стрельбой скачем туда, а потом обратно. Если у нас не получается, надо просто собрать ещё больше самолётов».
Основное сопротивление немцев ожидалось вдоль приграничного «истребительного пояса» на оккупированной территории в Западной Германии: считалось, что в глубине рейха истребителей почти нет. По расчётам выходило, что летевшая первой регенсбургская группа примет основной удар на пути к цели, а следующая прямо за ней швайнфуртская получит своё уже на пути домой, пересекая «пояс» в обратном направлении.
Подготовка авиабомб к загрузке в бомбардировщик
Но сразу же после инструктажа все экипажи американских бомбардировщиков бросились на склады боеприпасов за дополнительными коробками с патронами для «браунингов» 50-го калибра.
Никто не сомневался, что стрелять придётся очень много.
Cлед в культуре
Став символом бомбардировочной авиации, B-17 не мог не повлиять на массовую культуру. Его “кинокарьера” началась даже раньше – в фильме “Лётчик-испытатель”, снятом в 1938 году. Там прототип B-17 выступал в качестве… прототипа нового бомбардировщика.
В 1943 вышел фильм Ховарда Хоукса “Военно-воздушные силы”, об экипаже бомбардировщика в канун нападения на Перл-Харбор. В фильме “Вертикальный взлёт” 1949 года Грегори Пек сыграл командира группы “Летающих крепостей”, базирующейся в Британии.
Самый знаменитый B-17 – “Красотка из Мемфиса”, прославился дважды.
В 1944 о нём и его экипаже сняли документальный фильм. В 1990 на основе сюжета документалки сняли одноимённую художественную картину.
Имеет “Летающая крепость” и косвенные связи с кино. Так, бортстрелком на B-17 служил Кларк Гейбл. Некоторое время на B-17 летал, в качестве инструктора, другой знаменитый актёр – Джеймс Стюарт (впоследствии командовавший эскадрильей B-24).
B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Легендарный самолет, внесший большой вклад в дело победы над Германией, Боинг B-17 «Летающая Крепость» навсегда останется одним из лучших бомбардировщиков времен Второй мировой войны. Когда ВВС США в 1934 г. спустили производителям технические требования по созданию многомоторного бомбардировщика, фирма «Боинг» решила построить четырехмоторный самолет «Модель 299». Поднявшийся в небо 28 июля 1935 г., опытный образец хорошо себя показал, и «Боинг» зарегистрировала для нового бомбардировщика название «Летающая Крепость». Несмотря на катастрофу, произошедшую из-за влияния человеческого фактора (что было запротоколировано), когда на борту самолета находились официальные представители армии, ВВС сделали заказ на выпуск испытательных образцов Y1B-17.
Увертюра
Самые продуманные авиационные планы нередко разваливаются на глазах из-за погоды. Так случилось и утром 17 августа.
Английские аэродромы накрыл туман, и это создало серьёзные проблемы. Для взлёта и построения в боевые порядки(этот процесс занимал несколько часов) требовалась хорошая видимость. Регенсбургская группа не могла ждать: по самым оптимистичным прогнозам им предстояло провести в воздухе больше десяти часов, а затем садиться на незнакомых аэродромах в Алжире почти в сумерках.
Командование приняло компромиссное решение:крепости» на Регенсбург вылетают по графику, швайнфуртская волна будет ждать улучшения погоды. Это сразу же рушило основную задумку рейда — прорываться максимально большой толпой, но альтернативой была лишь отмена всей операции.
Сто тридцать девять американскихлетающих крепостей» пересекли голландское побережье и почти сразу же попали под удар немецких истребителей.
B-17 в полёте
С первого же знакомства с B-17 немецкие пилоты сделали вывод, что традиционные атаки с задней полусферы на тесные боевые порядкикрепостей» — дело, граничащие с самоубийством. Поэтому строй атаковали в лоб, где не было турелей, — только два пулемёта в шкворневой установке(турель-подбородок появилась лишь в модификации G, которая первый раз взлетела за день до описываемых событий. — Прим. авт.). Хорошая очередь по кабине выводила из строя пилотов и приборы, а пожар и взрыв установленного кислородного оборудования почти гарантированно убивали самолёт. Кроме того, отличной точкой прицеливания было пространство между внутренними двигателями и фюзеляжем — попадание приводило к пожару баков с топливом.
Благодаря радиоразведке и радарам немцы заблаговременно могли начать собирать команду для встречи. Американцев ждали шесть групп(по-нашему полков) истребителей общим числом около 180 самолётов.Тандерболты» эскорта смогли отбить первую атаку — но только её; затем они повернули домой, оставив B-17 одних.
Немцы, не опасаясь больше получить очередь свинца в хвост от вражеских истребителей, могли позволить себе многочисленные атаки — до израсходования топлива и боеприпасов. Впрочем, немецкие Me 109 и FW 190 не отличались большим запасом ни того ни другого, что отчасти спасало американцев.
В небе разыгралась огромная воздушная битва с участием сотен самолётов.
Не стоило забывать и о зенитках, которые были опасны не только прямыми попаданиями, но и тем, что повреждённые самолёты вываливались из строя, становясь лёгкой жертвой истребителей.
(Источник фото)
Весь путь до Регенсбурга соединение подвергалось постоянным атакам. Первоначальные прогнозы(якобы главное — это проскочить побережье) не оправдались; в глубине Германии к фронтовым эскадрильям добавлялись самолёты учебных подразделений с инструкторами за штурвалом, а на подходе к Регенсбургу прибыла даже заводская эскадрилья из лётчиков-испытателей.
Баланс потерь к моменту подхода к точке удара был совсем не в пользу американцев: на 14 уже упавших B-17 — шесть сбитых Me 109 плюс ещё несколько десятков повреждённых машин, которым ещё надо было дотянуть до Алжира.
По заводу смогли отбомбиться 122 самолёта; бомбы легли отлично, и сверху казалось, что фабрике, которая выпускаласто девятых», каюк.
Boeing B-17 Flying Fortress
Boeing B-17 Flying Fortress. | Фото: Wikipedia.
Одним из самых эффективных бомбардировщиков Второй мировой войны считается американский Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая Крепость»). Всего было произведено 12700 единиц бомбардировщика. Изначала «Летающая крепость» использовался британскими ВВС, но после вступления в войну США самолет обрел вторую жизнь и получил культовый статус. Бомбардировщик мог перевозить 2,2 тонны бомб на расстояние в 3 тысячи километров. B-17 славился также своей «живучестью». Известны случаи, когда самолет успешно возвращался на взлетную полосу с одним работающим двигателем или без части крыла.
Тактико-технические характеристики B-17G Летающая Крепость
— Начало эксплуатации: апрель1938 года
— Конец эксплуатации: 1968 год (Бразилия)
— Годы производства: 1936–1945
— Единиц произведено: 12 731
— Стоимость единицы: US$238 329
— Варианты: XB-38, YB-40, C-108
Экипаж B-17
— 10 человек (командир корабля, 2-й пилот, штурман (стрелок носовой турели), бомбардир (стрелок носовой турели), бортинженер (стрелок верхней турели), стрелок-радист, стрелок подфюзеляжной турели, бортстрелок (слева), бортстрелок (справа), стрелок хвостовой турели)
Размеры B-17
— Длина: 22,66 м
— Размах крыла: 31,62 м
— Высота: 5,82 м
— Площадь крыла: 131,92 м²
— Профиль крыла: NACA 0018 / NACA 0010
— Нагрузка на крыло: 185,7 кг/м²
Вес B-17
— Масса пустого: 16 391 кг
— Масса снаряжённого: 24 495 кг
— Максимальная взлётная масса: 29 710 кг
Двигатели B-17
— 4× Wright R-1820-97 «Cyclone» поршневых двигателей с турбонаддувом по 1200 л. с. (895 кВт) каждый
— Тяговооружённость: 150 Вт/кг
— Скороподъёмность: 4,6 м/с
Скорость B-17
— Максимальная скорость: 516 км/ч
— Крейсерская скорость: 400 км/ч
Боевой радиус B-17
— 3219 км с 2277 кг бомб
Практический потолок B-17
— 10 850 м
Вооружение B-17
— Пулемёты: 12× 12,7 мм (0,5 дюйма) Браунинг M2
— Бомбовая нагрузка: теоретически до 7900 кг. Практически редко превышала 2300 кг
Звёзды и самолёты
80 лет назад ещё не случилось Второй мировой войны, но в Голливуде уже вовсю снимали кино о том, что надо к ней готовиться. Один из таких фильмов —Лётчик-испытатель»(Test Pilot, 1938). Сюжет простой —крутые пилоты летают на самых крутых машинах, поэтому их любят очаровательные девушки».
В ролях — сплошь звезды: Кларк Гейбл, Мирна Лой и Спенсер Трейси.
Фильм стал премьерой для В-17, когда бомбардировщик ещё даже не запустили в серию.
Слева направо — Мирна Лой, Кларк Гейбл, Y1B-17(прототип B-17)
Новинку показали во всех возможных и невозможных ракурсах. А гоночный самолёт с огромным мотором, на котором тоже летал Гейбл — переоборудованный истребитель P-35.
А вскоре началась война. Возниклоразделение труда» — британцы бомбили Германию ночью, американцы — днём, а заодно оттягивали на себя немецкие истребители с русского фронта.
история
B-17F во время атаки на Швайнфурт 17 августа 1943 г.
B-17G 2-й бомбардировочной группы во время бомбежки
Boeing Model 299 прототип был разработан на основе тендера на наземный бомбардировщик для дальних миссий на море. Опытный образец с бортовым номером X-13372 впервые поднялся в воздух 28 июля 1935 года. Из-за ошибки пилота машина потерпела крушение. После адаптации к потребностям ВВС США — модифицированной носовой части, увеличенного вертикального оперения, улучшенного внутреннего оборудования — новый прототип Y1B-17 совершил свой первый полет в январе 1937 года . Наконец, 20 октября 1939 года первый самолет серии B-17B был доставлен в Воздушный корпус армии США (USAAC) . Ведущими служили четыре Wright R-1820-51 — радиальные двигатели 1000 (745,7 кВт). За ним последовали еще 38 машин.
21 июля 1940 года состоялся первый полет B-17C , который помимо усиленного оборонительного вооружения получил броню и самоуплотняющиеся танки . Кроме того, за счет установки циклонных двигателей мощность каждого двигателя была увеличена до 1200 л.с. (894,8 кВт) каждый. 20 из этих машин пошли в крепость Mk I к RAF .
Еще 42 были заказаны USAAC и позже переоборудованы в B-17D .
С B-17E в 1941 году были добавлены вооружения за кабиной и под фюзеляжем, а также задняя стойка, и теперь калибр MG был одинаковым .50 Browning ( .50 BMG ); они получили более крупное и прорисованное хвостовое оперение, которое впоследствии стало характерной чертой B-17. Дальность полета B-17E составляла 5300 км без бомб; бомбовая нагрузка была — по сравнению с более поздними версиями — относительно низки 2000 кг. 512 B-17E и 45 Fortress II были переданы 8-м ВВС и ВВС Великобритании соответственно.
Годом позже последовал B-17F с новой носовой кафедрой из оргстекла и дальностью полета 7110 км (без бомб). Эта машина, из которых было построено 3405 экземпляров, в том числе 61 Fortress II для Королевских ВВС, была способна нести 4700 кг бомб. 61 самолет был переоборудован в фоторазведчик F-9 .
21 мая 1943 года состоялся первый полет последней серийной модификации — Б-17Г . Под носовой частью он имел дополнительную башню вооружения со спаренным пулеметом, а также взаимно смещенные стойки вооружения в носовой части и фюзеляже, чтобы избежать взаимного препятствия пулеметчикам. К середине 1945 года эту модель построили в общей сложности 8680 раз. 85 самолетов поступили в Королевские ВВС, еще 10 были переоборудованы в фоторазведчики F-9C , 40 самолетов были переданы ВМС США как PB-1G или PB-1W , последний с радиолокационной панелью, для противолодочной обороны, и 130 самолетов были переданы ВМС США как PB-1G или PB-1W. больше как морской спасательный самолет B.-17H с прикрепленной под корпусом спасательной шлюпкой. Многие B-17 серии F были переоборудованы в версию G и модернизированы.
В общей сложности 12 731 B-17 было произведено Boeing и лицензиатами Douglas и Lockheed — в часы пик выпускалось 16 машин в день. Важным заводом был завод Boeing 2 к югу от Сиэтла .
Конструкция планера самолета
На всех этапах разработки самолет планировался с цельнометаллическим фюзеляжем — полумонококом. Корпус состоял из четырех блоков, выполненных на болтовых соединениях. Каждый из указанных блоков включал девять составных модулей, к которым на заклепках крепились силовые элементы.
Крыло собрано из восемнадцати секций с ферменной конструкцией главных лонжеронов. Стыки лонжеронов обшиты гофрированными дюралевыми листами, обшивка элеронов — полотняная.
Бомбардировщик разработан с цельнометаллическими килем и стабилизаторами, дюралевой обшивкой нервюров и стрингеров. Металлический каркас управляющих плоскостей выполнен с полотняным покрытием.
Интересно! Самолет В-17 славился отличной живучестью — способностью дотянуть до аэродрома при любых поломках, даже с очень сильными повреждениями сохраняя целостность.
Символика
Когда реальность сильнее выдумки
В 1944 году, после многих пропагандистских поделок, вышел документальный фильмМемфисская красавица»(The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress). Цветной! Режиссёр, майор Уильям Уайлер, позже снялРимские каникулы».
Зрители увидели весь боевой вылет В-17F — одного самолёта из почти тысячи тех, что 15 мая 1943 года поднялись в небо.
Красоты Англии с воздуха. Чёрные облачка разрывов зениток. Бешеная кутерьма воздушных боев.Крепости» одна за другой горят и падают. Но цель накрыта.
Выжившие возвращаются обратно.
Раненых достают из самолётов. Одному суют в зубы сигарету. А война продолжается.
ЭкипажМемфисской красавицы»(источник фото)
Сначала Уильям Уайлер хотел снять фильм о самолёте Оскара О’Нила. Но его сбили над Бременом 17 апреля 1943 года. Тогда и выбралиМемфисскую красавицу» капитана Роберта Моргана — первый экипаж, который должен был сделать 25 боевых вылетов. И, желательно, выжить.
Для сорока минут фильма пришлось снимать несколько вылетов, часть — на других самолётах. В семи вылетах участвовал сам Уайлер. В итоге он оглох на одно ухо.
На случай, еслиМемфисскую красавицу» тоже собьют, была запасная группа, снимавшая самолётHell’s Angels»(«Ангелы ада»)
Предосторожность была не лишней — одного из операторов фильма сбили и он погиб вместе со всем экипажем другого бомбардировщика
Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
Учитывая наступательный характер вооружения фашистской Германии, немцы не планировали производство тяжелой бомбардировочной авиации. Поэтому аналоги летающей крепости В-17 по большей части входили в арсенал союзнических армий. Но модели советских самолетов подобного класса Пе-8 ввиду малочисленности не могли сравниться по значимости с американскими машинами.
Если сравнивать летно-технические характеристики В-17 с качествами аналогичных самолетов, можно отметить, что по большинству позиций американская разработка при сопоставимых геометрических размерах, существенно превосходила конкурентов по следующим параметрам:
- боевой нагрузке — семь тысяч восемьсот килограммов при пяти тысячах у советской модели;
- максимальной взлетной массе — почти тридцать тонн. По данному компоненту незначительно превосходил только советский Пе-8;
- предельной скорости — свыше 500 км/час, при 488 у ближайшего конкурента;
- крейсерской скорости — 400 км/час при сходных параметрах у того же Пе-8;
- практическому потолку — 10850 метров, что на семьсот метров выше ближайшего соперника.
Предельная граница боевого радиуса составляла 3219 км, что совпадает с данными большинства конкурентов.
Аналогичная машина Люфтваффе вообще была переоборудована с пассажирского лайнера, поэтому не могла быть конкурентом в мощи вооружения и объеме бомбового арсенала при большой дальности полета и сходных габаритах.
В заключение
Что ж, большие самолеты поражают нас своим могущественным видом и размахом крыльев. Эти крылья поднимают в воздух не только грузы, но и самооценку Человечества. Конструкции, которые в сотни, тысячи раз тяжелее воздуха, с легкостью поднимаются в небо.
Наука не стоит на месте, и, возможно, в будущем в небо поднимутся принципиально новые модели самолетов-тяжеловесов, и наш список пополнится самолетами, которые превосходят описанные в статье по летно-техническим и грузоподъемным характеристикам.
Человек с древнейших времен, глядя в небо, завидовал птицам и мечтал, вот также когда-нибудь подняться в небо. От легендарного Икара, приделавшего себе к рукам крылья и до первого самолета братьев Райт, история засвидетельствовала множество попыток, предпринятых человеком, чтобы покорить небо.
Сегодня при производстве самолетов используют передовые технологии, их тестируют с помощью различных методик, проверяя на качество полетных характеристик и безопасность. А для крупных транспортных самолётов добавляется еще одна проверка — на грузоподъемность.
При рассмотрении самых больших самолетов в мире, не перестаешь удивляться, до чего мог додуматься человеческий гений, и судя по тенденции развития самолетостроения, совершенству в этой области нет предела. В людской психологии заложен пунктик, если уж создавать, то обязательно что-то большое, крупное, чтобы удивить весь мир.
Интересно, что у каждой модели своя жизнь. Одни были созданы лишь в единственном экземпляре, другие вышли в серийное производство. Но какова бы ни была судьба каждой машины, все они оставили след своих двигателей в голубом небе, на страницах истории, в судьбах людей.