Крейсер аврора в санкт-петербурге
Содержание:
- Ветераны на палубе
- Бой при Цусиме
- Испытания
- Легенды, факты, приметы…
- Вооружение
- Музей — филиал ЦВММ
- «Аврора» – боевые традиции и битвы
- Крейсер Аврора в Петербурге – музей не для неженок
- 5.
- Эксплуатация в мирных целях
- Новая «Аврора»
- Ещё 1 место, связанное с «Авророй» в Санкт-Петербурге
- Режим работы крейсера Аврора
- Парусная «Аврора»
- Ссылки
- Роль «Варяга»
- Секрет везения по-русски
- «Аврора» в Первую Мировую войну
- От учебного корабля до корабля-музея
- Карта
- Лицевая часть противогаза должна соответствовать техническим требованиям, изложенным в разделе 5.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014
- Как доехать до крейсера Аврора
- Реконструкция
Ветераны на палубе
«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.
Бой при Цусиме
Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.
«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.
2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.
В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».
В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.
В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.
Испытания
Заводскими испытаниями занялись 8 августа 1902 года. Проверяли главные машины, устраняли девиацию, выправляли поврежденный правый винт, проводили другие доработки.
4 октября крейсер был готов к приемным испытаниям. Официально их началом стало 10 октября. Комиссия выявила ряд недостатков, исправить которые следовало за 2 недели.
Испытания повторили 25 октября. Прошли они успешно, но 6-часовой режим полного хода выдержан не был, поэтому крейсер был выведен из кампании, а экипаж переведен в казармы на берегу.
Следующую попытку произвели 9 ноября 1902 года. 6-часовые испытания крейсер выдержал, но машина не была принята в казну из-за расхождений с реальными условиями эксплуатации. Кампания была окончена, поэтому Морской технический комитет долго рассматривал дело. Решение приняли только в марте 1903 года – испытания перенесли на лето.
Итоговые испытания провели 14 июня. Крейсер успешно выдержал 6-часовой режим. В последующие дни совершали еще по одному пробегу – всего 4 раза. За это время контрактная скорость так и не была достигнута. Неисправности легко устранили.
Крейсер относится к Российскому императорскому флоту официально с 16 июня 1903 года. Испытания выявили еще один недочет – гребные валы бортовых машин располагались так, что в узостях управлять кораблем было сложно.
В начале июля начали монтировать рефрижераторную установку. 10 июля совершили контрольный выход с опробованием торпедных аппаратов. К сентябрю оставалось только ввести в действие рефрижераторную машину.
Последним испытанием стало плавание от Кронштадта к северной точке Борнхольма (остров) и обратно. Корабль в непрерывном пробеге прошел 1158 миль. Плавание заняло 5 дней (13-18 сентября). Контрольное испытание доказало исправную работу всех механизмов.
Легенды, факты, приметы…
В 1917 году 25 октября с корабля был произведён залп, это стало сигналом для штурма Зимнего дворца.
Легенды «Шер ше ля фам»
До сих пор никому не известна, кто была это странная гостья. Но по некоторым данным этой женщиной была революционерка Лариса Рейснер. По сведению историков залп был осуществлен в 21:40, в то время как штурм начался после полуночи. Как бы то ни было, крейсер «Аврора» был символом Революции.
По легенде в тот поздний вечер на корабль взошла женщина неземной красоты, несмотря на то, что женщина на корабле к беде, матросы не стали её прогонять, они были восхищены её красотой. Затем бледнолицая красавица отдала приказ «Пли» и исчезла.
Существует более ранняя и красивая легенда, связанная с дамами м крейсером. Историки уверены, что тот героический фрегат, первую «Аврору», назвал лично император Николай I в честь «одной из самых красивых женщин Петербурга» Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной — фрейлины императрицы Александры Фёдоровны.
Так это или не так, но имя замечательного фрегата унаследовал крейсер «Аврора» по велению уже Николая II.
Интересные факты
- «Аврора» является объектом культурного наследия Российской Федерации.
- Про «Аврору» был снят олноимённый мультфильм — «Аврора», также её показали в фильме «Крейсер Варяг».
- «Авроре» посвящён ряд песен, самая знаменитая и трогательная из них — «Что тебе снится крейсер Аврора?»
- «Аврора» изображена на множестве почтовых марок, как советских, так и зарубежных.
- Изображение «Авроры» было отчеканено на юбилейных монетах 1967 года достоинством 10, 15 и 20 копеек.
Палуба и приметы
Театр начинается с вешалки, а корабль начинается с палубы. Ещё со времен парусного флота считалось дурной приметой ступать с трапа на палубу правой ногой. Издревле к ней сложилось особое отношение, например, на ней нельзя свистеть, плеваться и выходить на нее без головного убора. На палубах русских кораблей запрещена любая суета, шум, крик, исключение делается только для хозяина палубы — старшего боцмана.
До изобретения ГГС (громкоговорящая связь) главным атрибутом боцмана был специальный свисток — боцманская дудка. У боцмана было несколько привилегий, например, он первый мог выпивать винную порцию или командир корабля, даже сейчас, может обратиться к старшему боцману по имени и отчеству, хотя ко всем остальным принято обращаться по званию.
На «Авроре» палуба выполнена из тикового дерева — это уникальный сорт древесины, который не гниёт. Чем больше на такое дерево выливается воды, тем крепче оно становится. Покрытая солёной морской водой, такая палуба ещё и не скользит, что очень удобно во время дальних морских переходов. Тиковая древесина — одна из самых дорогих, еще в царские времена ее покупали не за рубли и не за доллары, а за золото, зато она самая долговечная, может служить более ста лет.
Во время ремонта в 2014 — 2016 годы было заменено всего 20% древесины, так что можно сказать, что поестители ходят буквально по музейному экспонату.
Вооружение
На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.
В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:
- 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
- 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
- 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
- 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
- 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.
В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.
Крейсер «Аврора», крупнокалиберное орудие
Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.
С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.
Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.
Перевооружался крейсер 5 раз:
- Летом 1903;
- Весной 1907;
- Зимой 1916;
- 1923;
- 1941.
Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.
С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.
Крейсер «Аврора», пушка на лафете
Музей — филиал ЦВММ
В ноябре 1948 года крейсер был переведён к окончательному месту стоянки на Большой Невке. Через 9 лет созданный на «Авроре» музей увеличили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея.
В 1960 году крейсер вошёл в число охраняемых государством памятников. С 1984 по 1987 года судно было полностью реконструировано. В 1968-м «Аврора» была награждена орденом Октябрьской Революции, на котором сама же и была изображена.
Посетив музей можно увидеть машинные и котельные отделения, радиостанцию. Также экспозиция музея предоставит возможность увидеть уникальные документы, письма, распоряжения, фотографии. Отдельно отведен зал под личные вещи экипажа.
«Аврора» – боевые традиции и битвы
В октябре 1904 крейсер сходит в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры и выдвигается в поход на Дальний Восток. Во время движения кораблей приходит известие о падении Порт-Артура, и эскадра получает задание прорыва во Владивосток и обеспечения господства в Японском море нашего флота.
14 мая уже 1905 года «Аврора» в составе эскадры входит в Корейский залив, где встречает хорошо укрепленного и подготовленного врага. Состоялось известное Цусимское сражение, где российский флот потерпел поражение. «Аврора» вместе с крейсером «Олег» приняла на себя удар, защищая транспортные корабли, получив в том бою 21 корпусное попадание. Тогда были ранены 83 моряка и убиты 16 (из 500 членов экипажа). После героических попыток прорыва к Владивостоку, крейсеры «Олег» и «Аврора» отходят на Филиппины.
В апреле 1906 года «Аврора» возвращается домой и становится на ремонт в Кронштадте, после которого корабль переоборудуется в учебный для гардемаринов. В 1907-1908 гг. на нем проходят учебные походы. В 1909-1912 гг. «Аврора» совершает две крупные компании по мировому океану, пройдя 25,5 тыс. миль в первый раз и 26,2 тыс. миль — во второй.
В июле 1914 года крейсер «Аврора» входит во 2-ую бригаду Балтийского флота и занимается успешным дозором, разведкой и охраной в Финском заливе. Боевая вахта крейсера сменяется ремонтами, снова военными событиями, пока не наступает роковой для России 1917 год.
На «Авроре» к тому времени уже вовсю действовало подполье, в феврале на корабле произошло восстание, поэтому крейсер и стал могучей поддержкой революции.
24-25 октября «Аврора» вышла к Николаевскому мосту под красным флагом, демонстрируя свою внушительную поддержку большевиков.
Выстрел с крейсера был холостым, долго время считалось, что он послужил знаком начала штурма Зимнего. Позже сами матросы направили в газету «опровержение» — их выстрел был всего лишь «координационным» для остальных кораблей Балтфлота, которые также прибыли к городу.
Во время гражданской войны новую советскую власть защищали авроровцы и орудия с корабля на разных фронтах, а после победы крейсер снова становится учебным. В середине 1920-х на долю крейсера выпадает и несколько заграничных походов под флагом нового государства.
Во время Великой Отечественной войны с корабля снова снимают всю основную артиллерию, которую и направляют на фронт, а на его борту остается лишь 21 человек. Так, практически безоружная «Аврора» с малочисленной командой защищает морской подход к Ораниенбауму, а моряки экипажа отбивают сухопутные атаки гитлеровцев на Лужском рубеже, под Дудергофом, на Вороньей горе.
«Аврора» защищает Ленинград оставшимися орудиями. При авианалете в октябре 1941 года корабль получает серьезные повреждения, его начинает кренить. Матросы открывают противоположные кингстоны и выравнивают крейсер. Но он садится на грунт. Так, в полузатопленном положении «Аврора» продолжает отбивать вражеские бомбардировки до самого снятии блокады. В один из таких налетов враг сбивает кормовой флаг крейсера. Один из матросов, рискуя, водружает его обратно, демонстрируя всем мужество экипажа неподвижного, «израненного», но все равно боеспособного корабля.
В 1944 году крейсер поднимают, ремонтируют и у него начинается другая жизнь. Жизнь учебного корабля, затем музейного филиала, жизнь символа, жизнь памяти. Но при этом – действующего корабля российского Балтийского флота, где каждый день поднимается Андреевский флаг!
КАК НАЙТИ?
Музей «Крейсер «Аврора»
Санкт-Петербург, Петроградская набережная
(м. «Площадь Ленина»)
(812) 230‑84-40
Крейсер Аврора в Петербурге – музей не для неженок
Мы с женой и маленьким ребенком пошли в музей в выходные. Стоя под моросящим дождем, сразу поняли свою ошибку: очередь была огромной и продвигалась очень медленно. По исконно русской традиции работала только одна касса. Купить онлайн билет в музей «Крейсер Аврора» нельзя.
Нам-то не привыкать, а иностранным туристам тяжко пришлось. Мало того что холодно, так еще и кассиры по-английски не говорят. Беднягам пришлось самостоятельно расшифровывать информацию, распечатанную на многочисленных листах А4. В тот день не принимали безналичные платежи.
Спасал только кофе, который продавали рядом. Закралось подозрение, что музей в доле. В защиту персонала скажу, что они честно пытались помочь: работали быстро, с улыбкой.
Простояв 30 минут, мы-таки купили билет и попали внутрь. Там сказали оставить всю еду и напитки в камере хранения, проверили металлодетектором. «Запищавших» заставляли выворачивать карманы. Если честно, то это не очень приятно.
Вывод: не ходите дети, по выходным в Аврору. На крейсер попадете продрогшими, раздраженными. Не до экспозиций будет. Рекомендую идти в будни – очередей почти нет. Любителям пирсинга советую снять украшения с малодоступных частей тела. Раздеваться на входе – удовольствие ниже среднего.
5.
3. Мурчисонский метеорит: самый «живой» метеорит из найденных на Земле (Австралия)
Названный в честь австралийского города, близь которого он упал в 1969 году, мурчисонский метеорит (Murchison meteorite) считается самым «живым» из найденных на Земле. Виной тому более 14 тысяч органических соединений, входящих в состав 108-килограмового углистого камня, в том числе не менее 70 различных аминокислот.
Исследования под руководством Филиппа Шмитт-Копплина из Института экологической химии в Германии утверждают, что метеорит содержит миллионы различного рода органических молекул, что доказывает существование аминокислот за пределами нашей планеты. По оценкам ученых, возраст метеорита составляет 4,65 миллиарда лет, то есть он образовался до появления Солнца, возраст которого оценивается в 4,57 миллиарда лет.
Эксплуатация в мирных целях
Лишь после окончания Великой Отечественной войны, в 1944 году Аврору переправили в северную столицу России для проведения ремонтных работ. Сразу по их окончанию крейсер передали в ведомство города, а его помещения переоборудовали под музей. Также кораблю присвоили звание учебного. Им пользовались курсанты Нахимовского военно-морского училища.
Крейсер Аврора
В 1945-1946 годах крейсер использовался в съемках кинокартины Крейсер “Варяг”. В связи с этим проведено ряд операций по очистке корпуса от ржавчины, дооборудованию в соответствии с прототипом и т.д. По завершению съемок был возвращен изначальный внешний вид корабля, и он вновь возвратился к месту своего базирования.
Фото корабля
В ноябре 1948 года крейсер Аврора пришвартовался на р. Большая Невка, где его можно увидеть и сегодня. Продолжилось активное его переоборудование в музейный объект. Спустя почти десятилетие его расширили и присоединили к Центральному военно-морскому музею.
В конце 70-х – начале 80-х годов обшивка Авроры подверглась капитальному ремонту. Для этого поврежденные участки снимались и заменялись новыми. Например, полностью была заменена подводная часть. Не смотря на активные протесты историков, для проведения всех необходимых операций использовались современные материалы и технологии. Реставрация легендарного крейсера обошлась стране в 35 миллионов рублей и была окончена в июле 1987 года. После его вновь пришвартовали около стен Петровской набережной.
Крейсер Аврора
Новая «Аврора»
Строительство «Авроры» обошлось императорской казне в более чем огромные для того времени 6 миллионов рублей золотом. Торжественную церемонию спуска на воду посетил сам российский император Николай II, а в почетном карауле на корабле государя встречал 78-летний адмирал Константин Пилкин, служивший на одноименном фрегате вахтенным офицером во время его дальневосточного похода. Новый же экипаж «Авроры» состоял из почти шести сотен моряков и около 20 офицеров.
На доработку и принятие крейсера понадобилось некоторое время и в свою первую кампанию «Аврора» отправилась только в 1902 году, а еще через два года стала участницей Русско-японской войны, попав в мясорубку печально известного Цусимского сражения. В ходе морского боя корабль получил 18 попаданий вражеских снарядов разных калибров, около сотни членов команды были ранены или убиты. Погиб и командир «Авроры» Евгений Егорьев, получив смертельные ранения от осколков снаряда, разорвавшегося на мостике. Один из снарядов вывел из строя рулевое управление корабля. Положение спас обычный матрос Андрей Подлесный. Под огнем неприятеля он сумел починить перебитый силовой кабель, чтобы «Аврора» смогла уйти от огня.
К русскому берегу «Аврора» возвратилась к зиме 1906 года. После ремонта и перевооружения корабль продолжил службу в Балтийском море, в том числе как учебное судно Морского корпуса. В ходе Первой мировой войны «Аврора» ходила в составе второй бригады крейсеров, которая преследовала немецкие крейсера, нападали на вражеские тральщики и минные заградители. Впрочем, серьезных боев удалось избежать, а самой значимой операцией стала высадка десанта в Рижском заливе. «Аврора» выполняла задачу по поддержке сухопутных войск артиллерийским огнем и отбивала атаки немецкой авиации.
Ещё 1 место, связанное с «Авророй» в Санкт-Петербурге
Режим работы крейсера Аврора
Парусная «Аврора»
Под именем римской богини утренней зари в русском флоте ходил не только прославленный бронепалубный крейсер. Впервые «Авророй» нарекли парусный фрегат типа «Спешный», и случилось это в далеком 1833 году. Парусник прослужил на благо отчизны 28 лет. В рамках своего дальневосточного похода «Аврора» дважды обогнула земной шар. Второе кругосветное плавание оказалось последним в истории русских военных парусных кораблей.
В период Крымской войны фрегат участвовал в обороне Петропавловска-Камчатского, морских сражениях с английской и французской эскадрой. «Аврора» высаживала десант и помогала эвакуировать гарнизон и местных жителей столицы Камчатки за реку Амур.
В апреле 1861 года парусник был исключен из списка кораблей Балтийского флота и продан на слом. Его имя перешло к бронепалубному крейсеру I ранга, который преумножил славу своего предшественника.
Существует легенда, что «Аврору» назвали вовсе не в честь богини римского пантеона, а в честь одной из красивейших женщин Санкт-Петербурга того времени – фрейлины императорского двора Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной. По старой морской традиции имя новому кораблю давал царствующий монарх. Из целого списка, в котором были такие варианты как «Психея», «Боярин» и «Полкан», Николай II выбрал все же «Аврору».
Ссылки
Корабли СССР
Эсминцы | II Сторожевой • III Дерзкий • IV Изяслав • V Гремящий • V Подвойский • V Охотник • VI Гневный • VII Минск • VII Ленинград • VIII Огневой • VIII Киев • IX Удалой • IX Ташкент • IX Неустрашимый • X Хабаровск • X Грозовой • X DD R-10 |
Крейсеры | I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск |
Линкоры | III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • IX AL Сов. Россия • X Кремль • X Слава |
Авианосцы |
Крейсеры
Япония | I Hashidate • II Chikuma • III Tenryū • III Katori • IV Yūbari • IV Kuma • IV Iwaki Alpha • V Furutaka • V Yahagi • VI Aoba • VII Myōkō • VII ARP Myōkō • VII ARP Ashigara • VII ARP Haguro • VII Southern Dragon • VII Eastern Dragon • VII ARP Nachi • VIII Mogami • VIII Tone • VIII Atago • VIII Atago B • VIII ARP Takao • VIII ARP Maya • IX Ibuki • IX Azuma • X Zaō • X Yoshino • X Kitakami |
СССР | I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск |
США | I Erie • II Chester • II Albany • III St. Louis • III Charleston • IV Phoenix • V Omaha • V Marblehead • V Marblehead Lima • VI Pensacola • VI Dallas • VII Atlanta • VII New Orleans • VII Helena • VII Indianapolis • VII Atlanta B • VII Boise • VII Flint • VIII Baltimore • VIII Cleveland • VIII Wichita • VIII Anchorage • VIII AL Montpelier • IX Buffalo • IX Seattle • IX Alaska • IX Alaska B • X Des Moines • X Worcester • X Puerto Rico • X Salem • X Austin |
Италия | I Eritrea • II Nino Bixio • III Taranto • IV Alberto di Giussano • V Raimondo Montecuccoli • V Genova • VI Trento • VI Duca d’Aosta • VII Zara • VII Duca degli Abruzzi • VII Gorizia • VIII Amalfi • IX Brindisi • X Venezia • X Napoli |
Германия | I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VII Weimar • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg |
Европа | I Gryf |
Франция | I Bougainville • II Jurien de la Gravière • III Friant • IV Duguay-Trouin • V Émile Bertin • VI La Galissonnière • VI De Grasse • VII Algérie • VIII Charles Martel • VIII Bayard • IX Saint-Louis • X Henri IV • X Colbert |
Великобритания | I Black Swan • II Weymouth • III Caledon • IV Danae • V Emerald • V Hawkins • V Exeter • VI Leander • VI Devonshire • VI London • VII Fiji • VII Surrey • VII Belfast • VIII Edinburgh • VIII Albemarle • VIII Cheshire • VIII Tiger ’59 • VIII Belfast ’43 • IX Neptune • IX Drake • X Minotaur • X Goliath • X Plymouth |
Пан-Азия | I Chengan • VI Huanghe • VIII Irian • VIII Wukong |
Содружество Наций | VI Perth • VI Mysore |
Пан-Америка | II Almirante Abreu • VII Nueve de Julio |
Роль «Варяга»
После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма о крейсере «Варяге». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.
Секрет везения по-русски
Говорят, у кошки девять жизней. У крейсера 1-го ранга «Аврора» жизней оказалось значительно больше. При этом надо понимать, что за всеми случаями «чудесного спасения» корабля стояли живые люди. Наши люди.
Это они били по врагу из орудий «Авроры». Это они голыми руками тушили скатившиеся в артпогреб крейсера горящие патроны. Они заделывали пробоины и откачивали из отсеков воду. Они дважды вырывали крейсер из подводного плена. Они возвращали его к жизни даже тогда, когда это по сотне разных причин казалось невозможным и нерациональным. Они до последнего боролись за спасение корабля и — вопреки всему — спасли.
Вот почему этот трехтрубный красавец, ощетинившийся частоколом орудий, уже больше ста лет числится в составе Флота. Не просто корабль-музей, но и символ феноменального везения, рожденный человеческими усилиями.
В этом смысле, «Аврора» очень напоминает нашу страну, точно так же упрямо идущую сквозь революции и войны, сквозь шторма и ураганы. Следующую своим курсом вопреки всем невзгодам. Страну удивительно везучую — иначе ее уже не было бы на карте. Страну, которой очень повезло с ее народом. С людьми, которые своим неустанным трудом каждодневно спасают Россию от небытия и даже не осознают, что совершают настоящий подвиг.
«Аврора» в Первую Мировую войну
Первую Мировую войну крейсер встретил в составе 2-ой бригады крейсеров Балтийского флота, в которую также вошли крейсеры «Олег», «Богатырь» и «Диана». На крейсеры возлагалась функция несения дозора в устье Финского залива. 26 августа русские корабли добились первого успеха, когда на камни сел германский легкий крейсер «Магдебург». Были найдены секретные немецкие шифры, сослужившие хорошую службу русским и англичанам. Но уже в октябре на Балтийском море появились германские подводные лодки. В то время противолодочная оборона практически отсутствовала. 11 октября 1914 года немецкая подлодка «U-26» обнаружила крейсеры «Аврору» и «Палладу». Командир германской субмарины оценил оба корабля. И «Паллада» показалась ему более серьезной добычей, так была броненосным крейсером. В результате попадания торпеды на «Палладе» произошла детонация погребов с боезапасами, и крейсер затонул. Аврора избежала этой участи.
От учебного корабля до корабля-музея
В 20-е годы XX века крейсер начали использовать в качестве учебного корабля. В этот период времени и в 30-е годы XX столетия он совершил несколько плаваний. В военное время судно участвовало в обороне Кронштадта, регулярно подвергалось обстрелам вражеской артиллерии. В середине 40-х годов решено было превратить корабль в музей.
В настоящее время на борту крейсера можно осмотреть экспозицию, посвященную его участию в трех войнах. Восстановлен корабельный храм, который был упразднен в послереволюционное время. Этот храм является действующим, хотя богослужения в нем проходят нечасто.
Карта
Лицевая часть противогаза должна соответствовать техническим требованиям, изложенным в разделе 5.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014
Как доехать до крейсера Аврора
Добраться до крейсера Аврора очень просто, если знать, куда идти. Предлагаю несколько маршрутов:
- От Финляндского вокзала. Рядом с ним находится станция метро «Площадь Ленина». Перейдите через площадь на Пироговскую набережную и поверните направо. Вскоре выйдете к одному из рукавов Невы и увидите стоящий на приколе крейсер Аврора. Перейти к нему можно по Сампсониевскому мосту.
- От «Горьковской». Если вы приехали поездом на Балтийский, Витебский или Московский вокзал, то вам нужно доехать до станции «Технологический институт» и пересесть на синюю ветку до «Горьковской». Выйдя из вестибюля, поверните направо и идите через Александровский парк на набережную. Сверните налево и идите вдоль Невы. Минут через 15 окажетесь возле крейсера.
- От Пулково. От аэровокзала Пулково-1 доедьте до метро «Московская» на автобусе К800. Вы уже на нужной ветке. Осталось доехать до «Горьковской» и не отклоняться от описанного мной маршрута. Готово! Вы добрались от аэропорта до музея «Крейсер Аврора».
Приезжайте в Питер, ходите на экскурсии и помните: нет лучшего способа узнать город, кроме как пройтись по нему пешком. Хороших путешествий!