Военно-морской флот петра i

Первые русские Боевые галеры

Галеры относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.


Галера «Двина» Россия 1721 год

Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.

Боевое крещение

После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за турецкого флота, который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 брандера, к весне был готов новый поход.

В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.


Битва у мыса Гангут

Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.

Азовский флот

Азовский флот родился зимой 1695-96 годов. Приготовления начались уже в октябре 1695, когда в Воронеж прибыл Роман Михайлович Романов, которому царь одновременно со снятием первой осады Азова поручил организовать верфи для строительства чего-то крупнее, чем обычные речные струги, коих заказали до полутора тысяч по всей стране, от Казани до Астрахани. В первую очередь Петру требовались галеры вроде тех, которые ему прислали из Голландии, однако одними ими дело не ограничилось – в Воронеже было решено построить также гребные фрегаты, бомбардирские суда и яхты. Замах был впечатляющим, но в городе не было никаких особых возможностей для строительства подобных кораблей, потому все пришлось создавать с нуля. Роман Михайлович проявил все свои организаторские возможности и все влияние своего отца, четко спланировал и быстро построил в городе настоящее речное адмиралтейство, а также организовал поставки всех необходимых материалов и рабочих. На верфях работал сам государь, который вновь и вновь впечатлялся талантами своего родича. К маю 1696 года все запланированные корабли были введены в строй, и новорожденный Азовский флот принял участие в решительном взятии крепости Азов, выйдя в открытое море.

Вслед за этим последовала новая чехарда и кропотливая работа боярина Романова-младшего, так как для строительства полноценных морских судов требовалось построить верфь в Таганроге, а так как самого города еще не существовало – то и им предстояло заняться тоже Роману Михайловичу. И вновь его таланты и распорядительность дали о себе знать – худо-бедно, не с первого раза, потратив немало времени и нервов, царскому фавориту удалось отстроить в Таганроге город и адмиралтейство, и уже в 1698 году начать закладывать линейные корабли. В Воронеже судостроение также не затихало – но из-за проблем с выводом крупных единиц из устья Дона было решено ограничиться там мелкими парусными и гребными судами, в то время как в Таганроге можно было спокойно строить суда с осадкой до 5 метров. При этом на верфях, организованных Романом Михайловичем, корабли еще строились недостаточно качественно, но быстро и дешево, что контрастировало со всеми прочими судостроительными предприятиями на Дону. Вскоре Петр I попросту упразднил их, и передал все строительство Азовского флота на предприятия своего родственника. Следующее десятилетие оказалось наполнено постоянной работой и постепенным наращиванием могущества военно-морского присутствия России на юге.

И уже вскоре Азовский флот понадобился России, так как грянул очередной конфликт с Османской империей. Его создание целиком окупилось, и в результате короткой, но победоносной войны Кубань и южный берег Крыма перешли в состав России. У судостроителей юга появилась возможность строить корабли в еще более удобных местах, чем Таганрог. Первым из них стала Камыш-Бурунская бухта, южнее Керчи, где глубины доходили до 6-7 метров, а вторым – Севастопольская (Ахтиарская) бухта, где строилась главная военно-морская база южного флота Российской империи. И вновь последовал переезд верфей, на сей раз полный – Таганрогское адмиралтейство упразднялось, а взамен создавались Керченское и Севастопольское, вокруг которых строилось укрепления и поселения. С 1718 года там начали строить полноценные морские корабли. Впрочем, к тому моменту Азовский флот уже был упразднен – получив выход в Черное море, главные силы флота были в 1715 году провозглашены Черноморским, в то время как привязанной к Азову оставалась лишь небольшая парусно-гребная флотилия, состоявшая из гребных фрегатов и галер. По своему статусу среди всех флотов и флотилий РИФ она по своей незначительности будет уступать лишь Каспийской. Пальма первенства на юге уже к концу правления Петра Великого перейдет к Черноморскому флоту.

Оценка проекта

«Пётр Великий» вошёл в историю как один из самых мощных линкоров своего времени, хотя и надо отметить, что концептуально он представлял собой не «классический» броненосец, а выросший до соответствующих размеров монитор.

Тем не менее, он стал важнейшей вехой в отечественном кораблестроении – с него началось строительство тяжёлых боевых кораблей исключительно на машинном ходу и с достаточно современной по меркам «железного века» артиллерией.

Кроме того, хочу отметить, что создание экспериментального корабля с использованием лучших материалов определило и его долговечность – он оставался в строю более восьмидесяти лет, став одним из самых известных кораблей-долгожителей. И, пожалуй, лишь наплевательское отношение советской власти к дореволюционному периоду отечественной истории не позволило ему достичь заветного столетнего юбилея.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Комментарии к законам

Шлюп «Диана»

Pvcский 3-х мачтовый военный шлюп, совершивший в 1807 — 1813 гг. дальнее плавание под командованием известного русского мореплавателя В. М. Головнина. Перестроен из транспорта для перевозки леса в 1806 г. корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым. В 1807 г. перешел на Камчатку по маршруту Кронштадт — мыс Горн — мыс Доброй Надежды. В Саймонстауне (Юж. Африка) в 1808 г. из-за начавшейся англо-русской, войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г. команда сумела вывести его из бухты и спастись бегством. «Диана» продолжила свой путь и, обогнув Тасманию с юга, в мае 1809 г. прибыла в Петропавловск-Камчатский. Курсировала от Камчатки к Русской Америке, доставляя грузы для русских поселений. С борта «Дианы» производилась опись Курильских островов. После пленения японцами командира шлюпа Головнина в 1811 г. в командование вступил старший офицер П. И. Рикорд. В ноябре 1813 г. «Диана» совершила послед ний рейс, после чего служила складом на отмели в Петропавловской гавани. Именем шлюпа назван пролив между островами Кета и Симушир (Курильские острова). Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м. Вооружение: 14 6-фунтовых пушек, 4 8-фунтовые карронады, 4 3-фунтовых фальконета.

Атмосфера и климат

Атмосфера Сатурна схожа с юпитерианской. Верхний ее слой состоит из водорода(96,5%) и гелия(3%). Также в нем встречаются примеси инертных газов, метана, этана и аммиака в виде плотных бледно-желтых облаков.  Ближе к мантии состав облаков меняется – их основными компонентами являются сернистый аммоний и водяные пары.

Для Сатурна характерно
стремительное передвижение атмосферных масс. Благодаря этому явлению его
называют планетой бурь.  Это связано с
большим количеством тепловой энергии, излучаемой ядром. Скорость ветров может
достигать 1799 км/ч, при этом дуют они по направлению осевого вращения, т.е. в
восточном направлении. Наиболее мощные ураганы наблюдаются у сатурнианского
экватора.

Самым интересным
атмосферным явлением на Сатурне является Большое белое пятно. Это ураган
гигантских размеров, достигающий по площади нескольких тысяч километров.
Возникает он с периодичностью в 30 лет и последний раз наблюдался в  сатурнианской атмосфере в 2010 году.

В 80-х годах 20 века
космический зонд Вояджер зарегистрировал еще одно уникальное атмосферное
явление. На северном полюсе облака формируют необычное образование – гигантский
шестиугольник практически правильной формы. Его размеры превышают размеры
Земли. Вращается шестиугольник так же быстро, как и сама планета вокруг своей
оси. Как возникло данное явление, ученые на данный момент не могут точно
установить.

Помимо ураганов, погоду портят молнии. Они в сотни раз мощнее земных и могут достигать размеров в несколько тысяч километров. Электрические бури не стабильны: они могут почти полностью исчезать, а потом внезапно наращивать мощность.

Флот Петра: история и предпосылки к созданию русского флота

Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью.

Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии.

В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли.

Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости  технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

АКС-74У калибра 5.45Х39 и АК-101

Примечания

  1. Чепур А. Перспективы перевооружения российской армии (по материалам открытой печати) (рус.) // Армейский сборник. — 2015. — № 03. — С. 12-18.

Ракетный

Такие многоцелевые крупные боевые корабли несут на борту установки для запуска управляемых ракет. В случае с «Петром Великим» это — противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 «Гранит», предназначенный для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе авианосными. Разработка и испытание этот ПКРК заняло 14 лет, и он был принят на вооружение в 1983 г. Ее ударный элемент — крылатая ракета длиной 10 м и размахом крыльев 2,6 м, способная развивать сверхзвуковую скорость и на высоте (2,5 Маха), и над поверхностью воды (1,5 Маха). Она способна доставить 750-килограммовую боеголовку (или 500 кг в случае ядерного заряда) на расстояние около 600 км.

Однако «Гранит» — не только ракета, но целый комплекс взаимосвязанных элементов. Помимо носителя, в этот ПКРК входят космические аппараты радиолокационной и радиотехнической разведки, которые обеспечивают целеуказание. Наконец, важную роль играет бортовая автономная система управления, делая ракеты почти что разумными убийцами кораблей. Работает это примерно так.

Корабль (или подводная лодка: «Граниты» стоят и на борту 12-ти подлодок типа «Антей») дает залп — на борту «Петра Великого» имеется 20 таких ракет. Одна из них поднимается высоко и выполняет роль «наводчика», остальные летят ниже. Все ракеты обмениваются информацией друг с другом, а установленные на них трехпроцессорные вычислительные комплексы, содержащие данные о всех современных классах кораблей, самостоятельно выбирают, классифицируют и распределяют между собой цели, что позволяет им действовать в режиме «один корабль — одна ракета». Когда одна из ракет поразит основную цель в группировке противника, остальные распределят между собой цели второстепенные, что исключает расходование ракет впустую. Если же ракету-«наводчика» собьют, одна из оставшихся займет ее место.

Впрочем, считается, что сбить такую ракету практически невозможно, и сегодня «Граниты» остаются едва ли не единственной действенной силой в мире, представляющей весьма серьезную угрозу для американских авианосных группировок. А учитывая тот факт, что стоимость, к примеру, одной подводной лодки типа «Антей» вдесятеро ниже, чем одного только авианосца типа «Нимиц», угроза эта, как любят выражаться российские руководители, «асимметрична». (О самых современных противокорабельных ракетах вы можете прочесть и в нашей статье «Оружие Посейдона».)

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли?

Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли.

Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела. Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора.

Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился.

Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше.

К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1 составлял всего 5-10 лет.

После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем.

Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так.

В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Основные части

История появления ТАРКР «Пётр Великий»

В середине 1960-х годов в Советском Союзе было начато проектирование нового типа боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода.

Первоначально планировалось создать противолодочный корабль водоизмещением порядка 8 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 1960-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера про сравнению с ранее проектируемым.

В итоге были начаты проектно-конструкторские работы над проектом 1144, целью которого стало создание тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК). Проект, получивший название «Орлан», был завершён в 1972 году. Изначально по проекту 1444 «Орлан» предполагалось построить семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Начиная с 1973 года на Балтийском заводе были заложены и построены крейсеры данного типа: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», а с 1992 года они стали называться соответственно «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».

К строительству очередного корабля, которому суждено было стать последним в серии ТАРКР, верфь приступила в апреле 1986 года. Ко времени его строительства проект был модернизирован, получив обозначение 1444.2. Конструкция кораблей при этом не изменилась, по сравнению с предшественниками каждый новый крейсер получал в оснащения более современные системы вооружений. При закладке корабль именовался «Куйбышев», затем недолгое время носил имя «Юрий Андропов». В конечном итоге наиболее мощный в мире крейсер, спущенный на воду в 1989 году, окончательно достраивался уже после распада СССР.

К тому времени два первых крейсера проекта «Орлан» в 1990-е годы пошли под списание, а «Адмирал Нахимов» на долгие годы оказался законсервирован. С 2013 года на этом крейсере развернулись работы по его глубокой модернизации с целью переоснащения на более современные типы вооружения, но ранее 2021 года завершения этого процесса ожидать не приходится.

Каспийская флотилия

Военные суда на Каспийском море существовали едва ли не с момента поглощения Астраханского ханства Русским царством, но «орегулярились» они лишь в 1721 году, когда Петр I начал готовиться к походу в Персию. К тому моменту для строительства и обслуживания флотилии уже было все – два адмиралтейства (Казанское и Астраханское), некоторое количество судов, кадры. Внутреннее и небольшое Каспийское море не требовало такого количества специализированных кадров, да и сама флотилия должна была состоять преимущественно из гребных судов, которых вполне хватало для полного господства в регионе. Пережив пик своего развития в 1720-х годах, Каспийская флотилия быстро уменьшилась и ослабла до самой малозначимой части Русского Императорского флота. Впрочем, ее существование все равно продолжалось, и периодически даже приходилось проводить военные акции против персов, но в целом Каспийская флотилия станет неофициальным местом ссылки неблагонадежных офицеров и матросов, и служба на ней будет оставаться малопочетной. С другой стороны, жалование платили и здесь, а практически полное отсутствие угроз гарантировало сохранность тем офицерам, которые совершенно не рвались в бой. Такая ситуация будет сохраняться до середины XIX века, вплоть до наступления эпохи железа и пара.

Парусники нашего времени

Сейчас под российским флагом ходят несколько парусных судов. Это и «Крузенштерн» с «Седовым», барки с металлическими корпусами, построенные в двадцатые годы прошлого века в Германии, трофеи Второй мировой. И «Мир», «Паллада» и «Надежда», учебные парусники, в конце восьмидесятых сошедшие со стапелей польской верфи в Гданьске. И полноразмерные копии судов эпохи Петра I: фрегат «Штандарт» ходит с 1999-го, линейный корабль «Полтава» был спущен на воду в мае 2020 года.

Но самый интересный отечественный парусный корабль — шхуна «Надежда», в прошлом «Морской дьявол», яхта знаменитого «корсара кайзера» графа Феликса фон Люкнера, совершившего на ней кругосветное путешествие. В Первую мировую он командовал парусным рейдером, во времена Гитлера был в немилости, а перед гибелью Третьего рейха сдал союзникам город Галле.

В СССР «Надежда» попала как личный трофей одного из адмиралов, а затем была передана Нахимовскому училищу.

Фото: AP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector