10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. почти все российские
Содержание:
- Бен 10: найди пары
- Принцип действия субмарины
- Словарь синонимов
- Самые маленькие подлодки
- Основы теории подводной непотопляемости подводной лодки
- Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ
- Наибольшая глубина погружения батискафа
- В других странах
- Как и зачем переделали «Оренбург»
- Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА АГЕНТ ПЛЕВИЦКАЯ
- Рекомендации
- «Странные» лодки Хирохито
- «Оружие Судного дня»
- Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»
- Примечания
- Первая подлодка, сумевшая потопить корабль
- Подводные атомоходы
- Как устроена служба на подводной лодке
- Оборудование
- См. также
- Простое ли дело — выстрелить торпеду?
- Подводные лодки проекта 641
Бен 10: найди пары
Принцип действия субмарины
Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.
У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.
Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.
Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.
Словарь синонимов
Самые маленькие подлодки
Поэтому помимо больших гигантов популярностью пользуются и маленькие подводные лодки, их чаще всего используют при высадке диверсионных групп, или же для сбора разведданных. Во Вторую Мировую Германия использовала очень маленькие подводки, тип которых обозначался, как «Бибер», вооружались они не внушительно, две торпеды, или же мины. Вмещала она в себя только одного человека, который ей и управлял. Скорость под одой она развивала до 5,3 узлов, погружалась только до 20 метров. С длинной 9,04 метра и 1,57 метров она плавала в прибрежных водах, планировалось данной лодкой уничтожать противников, но на деле это удалось лишь одной подлодке.
Подлодка Бибер
На данный сегмент подлодок обратили внимание и американцы, но в отличии от немцев они выделяли лишь небольшое количество бюджета на создание этого сегмента флота. Так образец Х-1 был лишь в единственном экземпляре, на нём даже не было установлено вооружения, не считая личное оружие солдат
Вмещала она 5 человек вместе с одним командиром и была около 15 метров в длину и 2 в ширину. Впоследствии Х-1 списали и поместили в музей.
Также небольшой просчет ждал подводку «Велман». Она, как и немецкая помещала в себя одного человека. В 1943 году при проведении испытаний конструкторы заметили свой самый главный просчет, они не добавили перископ на судно, что стало большой проблемой.
На данный момент набирает обороты развитие подводного флота, если раньше имело больший вес, какая удельная мощь твоей армии, то сейчас больше шансов на победу у более хитрого и тихого оппонента, который выиграет битву ещё до её начала. Подводные лодки и являются подобным инструментом шпионажа и подрыва стратегически важных объектов противника. На данный момент поставлены многие рекорды в этой ветке вооруженных сил мира. Но каждая страна стремится сделать арсенал своей техники лучше, чем у конкурирующих государств, поэтому стоит ожидать всё новых и новых видов техники в подводных войсках. После холодной войны многие считали, что гонка вооружений полностью установлена, но пока в газетах и телевизионных сводках новостей мы видим представление нового вида оружия от одной из стран, то можно быть уверенными, что гонка идёт, пускай и не так стремительно, как раньше. Очень стремительно развиваются Россия и США, но не стоит пренебрегать такими странами, как Китай, Северная Корея, Индия. Так Пакистан, Иран и Бразилия собрались строить атомные подводные лодки в своих странах, поэтому новые свершения и вершины в подводных плаваниях не заставят себя долго ждать.
Основы теории подводной непотопляемости подводной лодки
Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ
Наибольшая глубина погружения батискафа
Наиболее удобным аппаратом для изучения морских глубин до сих пор остаётся батискаф. От него не требуется хорошей плавучести, единственное требование – высокая прочность стенок, которые должны выдержать чудовищное давление огромной толщи воды.
Впервые на рекордную для человечества глубину, составляющую около 11 тысяч метров, опустился батискаф под названием «Триест», построенный учёными из США и Швейцарии. Акванавты пробыли на дне самой глубокой точки Марианской впадины всего 20 минут, а подготовка к погружению заняла около 8 лет. За это время был построен аппарат, толщина стенок которого составляла 1500 мм, а вес превышал 10 тонн. Рекордное погружение «Триеста» состоялось в 1960 году.
Спустя 52 года, в 2012 году, достижение было повторено американским кинорежиссёром Джеймсом Кэмероном. Аппарат, на котором он спускался, носит название Deepsea Challenger. Режиссёр совершил своё погружение в одиночку, при этом постоянно вёл съёмку и даже собрал на дне Марианской впадины образцы грунта.
В других странах
Как и зачем переделали «Оренбург»
Подводную лодку КС-129/БС-136 «Оренбург», по информации «Известий»,
Почему переделали? Потому что сперва строят боевые лодки, от которых зависит обороноспособность страны. А переделать готовую лодку проще, чем построить новую — достаточно изменить несколько отсеков. Примерно так же планируют сделать с Международной космической станцией.
Подлодка АС-12 состоит из несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи такая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Это позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах. Напомним, это научно-исследовательская станция для исследования морского дна. Для длительных перемещений используется носитель, а в остальном «Лошарик» был способен работать самостоятельно, учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.
Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА АГЕНТ ПЛЕВИЦКАЯ
Рекомендации
«Странные» лодки Хирохито
Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой.
Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике.
Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.
В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.
Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом.
Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.
Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин.
Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.
Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.
Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал.
В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.
Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.
Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.
Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной.
Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.
Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу.
В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.
«Оружие Судного дня»
Изначально «Белгород» строился по проекту 949А «Антей» (разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»). Закладка субмарины состоялась 24 июля 1992 года в Северодвинске. Спустя два года из-за нехватки финансирования строительство подлодки было законсервировано. И только в 2012 году командование ВМФ приняло решение перезаложить АПЛ по проекту 09852.
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что «Белгород» будет в большей мере выполнять исследовательские задачи, которые позволят наладить процесс эксплуатации «Посейдона». Боевыми носителями беспилотника, по мнению эксперта, станут АПЛ проекта 09851.
«Белгород» является долгостроем, но, учитывая весь комплекс проведённых работ, это совершенно новый тип АПЛ. Помимо этого корабля, носителем «Посейдона» станет подлодка проекта 09851 «Хабаровск», заложенная в 2014 году. Как ожидается, она будет спущена на воду весной 2020 года и войдёт в строй в 2022 году. Ещё две лодки «Севмаш» построит, видимо, по тому же проекту (09851)», — рассказал Корнев.
Таким образом, как полагает эксперт, в общей сложности ВМФ получит четыре АПЛ — носителя «Посейдона». Две подлодки будут нести боевое дежурство на Северном флоте, две — на Тихоокеанском флоте. Каждая субмарина будет вооружена шестью — восемью «Посейдонами».
«По официальной информации, «Посейдон» предназначен для поражения авианосных группировок, береговых укреплений и военно-морской инфраструктуры противника. Удары могут осуществляться как ядерными, так и неядерными боеприпасами. Кроме того, взрыв «Посейдона» вблизи побережья может вызывать гигантские цунами. Учитывая его разрушительную мощь, это оружие Судного дня», — заявил RT военный эксперт Юрий Кнутов.
В западных СМИ господствует точка зрения, что создание «Посейдона» является свидетельством «агрессивной» модернизации стратегических сил РФ. В частности, об этом говорится в статье издания The Washington Free Beacon от 8 сентября 2015 года. Это одна из первых публикаций в зарубежной прессе, посвящённая российскому подводному дрону.
- Графическое изображение подводной лодки «Белгород»
Со ссылкой на источники в Пентагоне в материале утверждается, что Москва разрабатывает беспилотник, чтобы иметь возможность «взрывать ключевые порты», которые используют ВМС США. В статье упоминается военно-морская база Кингс-Бей (штат Джорджия), где дислоцированы стратегические подводные лодки типа Ohio, и станция технического обслуживания крупных боевых кораблей Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон).
Издание приводит мнение бывшего аналитика ЦРУ Джека Каравелли, который назвал проект ядерного беспилотника РФ «попыткой нанести катастрофический ущерб военно-морским объектам США или Европы или прибрежным городам».
В России впервые о ядерном беспилотном аппарате стало известно из презентации, которая демонстрировалась 9 ноября 2015 года во время совещания президента РФ Владимира Путина с руководством оборонно-промышленного комплекса (ОПК). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию глава государства сообщил о завершении разработки уникальной океанской системы, которая по результатам интернет-голосования получила название «Посейдон».
Как заявил Владимир Путин, ядерный дрон способен двигаться на глубине в несколько сотен метров «со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей». Помимо этого, аппарат отличается малошумностью и высокой манёвренностью. По словам президента, он «практически неуязвим».
- Подводный аппарат «Посейдон»
«В декабре 2017 года полностью завершён многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Ядерная установка имеет уникально малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооружённость. При объёме в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность», — сказал Путин.
Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»
Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.
Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.
Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.
Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.
Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- Africa Hunts with Smith & Wesson 500.
Первая подлодка, сумевшая потопить корабль
Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.
Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.
Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек
В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.
Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.
Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.
«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась
Подводные атомоходы
Атомные подводные лодки — дело серьезное. Разделение их по классификации очень строгое. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он не подчиняется его командованию — подчиняется непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. По официальной классификации АС-12 — это атомная глубоководная станция. На ее борту нет ни одного орудия или торпедной установки, только инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что в случае военного конфликта лодку можно переоборудовать для иных целей.
Например, для исследования инопланетных океанов. В таком случае будут использоваться исключительно роботы и жизни людей не будет ничего угрожать.
Как устроена служба на подводной лодке
Матросом на подлодку можно попасть через военкомат. Каждой специальности соответствует своя боевая часть. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.
С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.
Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск, заступает другой. Сначала идёт отработка задач. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.
В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров.
Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников.
Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи. Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то.
Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Если подо льдами — то ищут полынью.
За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её.
Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке осталась.
Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству. Начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.
Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.
Оборудование
За счет современных функций, превосходной атмосферы и неповторимого стиля, с четкой ориентацией, приятные впечатления от поездки, как водителю, так и пассажирам гарантировано.
Автомобиль bmw f10 с высокой динамикой, исключительным комфортом, передовыми технологиями трансмиссии и подвески. Здесь предусмотрено динамическое управление режима поездок, поэтому подвеску можно установить согласно требований владельца.
В базовой комплектации седана функция Adaptive Drive.
Это объединение подсистем:
- Dynamic Damper Control.
- Integral Activ Steering.
- Dynamic Drive stability.
Система Connected Drive включает в себя помощь при парковке, круиз-контроль, систему ночного видения, предупреждение о возможном столкновении.
Обновленная система Comfort Access подготовила для автолюбителей автоматический привод багажника, который открывает/закрывает трюм. Для работы привода требуется движение ноги под бампером.
За отдельную плату можно установить:
- акустику,
- развлекательную систему для задних пассажиров, в виде дисплеев-планшетников;
- подсветку с подбором цвета;
- камеры в: боковые зеркала, задний и передний бампер;
- адаптивные фары;
- систему ночного видения;
- проекционный дисплей.
В автомобиле везде компьютерный контроль. Например, динамик контроль следит за показанием датчиков и собирает информацию по колесам. После обработки информации, происходит динамическое регулирование жесткости амортизаторов, которые подстраиваются под дорожное покрытие.
Система iDrive, помогает настраивать все автомобильные опции.
- Повышает комфорт и придает водителю уверенность в управлении авто.
- По максимуму происходит сцепление колес с дорожным покрытием.
- Передние кресла регулируются при помощи боковой поддержкой и электропривода.
- Двухзонный климатический контроль. По желанию покупателя, могут сделать замену на четырехзонный.
Насчет механизма видения, который показывает картинку на центральном десяти дюймовом дисплее
Проводился тест драйв по этой опции. Оборудование распознало идущего человека ночью. Расстояние до него около 300 метров.
В авто предусмотрена как дополнительная опция, дотяжка дверцы, по-другому называется доводчиком дверей
Опция отвечает за безопасность пассажиров. При закрытии дверей не нужно ими хлопать. Прикрывается дверь до первого щелчка замка, а потом система доводит процесс до завершения.
Также, можно приобрести пакет безопасности Active Protection. Благодаря ему, распознается усталость водителя. Если существует угроза ДТП, то натягиваются ремни, спинки передних сидений опускаются до вертикального положения, закрываются окна, люк.
См. также
Простое ли дело — выстрелить торпеду?
В фильмах про подводников обязательно покажут этот момент — стоящий на «товсь!». Вот снимок стрельбового щита лодки проекта 613 с клапанами торпедной стрельбы и эти рукоятки:
Начинается отсчёт по секундомеру времени хода торпеды, соотнося его в уме с пройденным расстоянием.
А все ли в курсе, что в момент пуска торпеды присутствующие в торпедном отсеке получают приличный хлопок по ушам? И страдающим гайморитом придётся очень несладко?
Торпеда в зависимости от типа весит от одной до двух тонн и чтобы выбросить такую массу из трубы торпедного аппарата, давление воздуха должно быть очень приличным.
На надводных-то кораблях никаких проблем нет. Бабахнули сжатым воздухом или даже пороховым зарядом — и торпеда пошла своим путём в воду, а газы — в атмосферу.
На лодке — другое дело, если пусковой водух выскочит из аппарата, то на поверхности воды появится замечательный бурлящий пузырь.
Поэтому уже давно стало применяться специальное устройство беспузырной стрельбы. Когда торпеда проскакивала примерно две третих длины торпедного аппарата и набирала уже хорошую скорость, открывался специальный перепускной клапан и сжатый воздух из аппарата сбрасывался внутрь отсека, резко повышая в нём давление.
Поэтому на том же 613 проекте в момент стрельбы могли открывать переборочные люки между первым и следущими отсеками, что увеличивало объём помещений и снижало динамический удар.
Торпеда не вплотную прилегает к стенкам торпедного аппарата. Пустоты до стрельбы заполнены воздухом при обычном давлении. А снаружи давление воды может составлять несколько атмосфер, в завсимости от глубины погружения.
Чтобы открыть переднюю крышку аппарата, воспринимающую это давление, надо выравнять с ним внутреннее. Делать это с помощью сжатого воздуха глупо, ведь при открытии крышки он может вырваться наружу.
Если по отдельному трубопроводу заполнить этот зазор забортной водой, то нарушится дифферентовка лодки, весить эта вода будет немало. Поэтому кольцевой зазор в торпедном аппарате перед стрельбой заполняют водой, которую возят с собой в специальной цистерне кольцевого зазора. Воздух выдавливается внутрь отсека.
Теперь можно выравнять давление в аппарате с наружным, не приняв ни литра забортной воды и открыть переднюю крышку без риска демаскировать лодку.
Но вот торпеда покинула торпедный аппарат, который заполнился забортной водой. Она сливается в специальную торпедозаместительную цистерну. Разницы в весе компенсируется с помощью уравнительной цистерны.
Подводные лодки проекта 641
Межотсечная переборка подводной лодки
Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), по классификации НАТО — Foxtrot. Проект был признан удачным. Подлодки были предназначены для дальних переходов и патрулирования океана, оснащены новейшими на то время торпедными аппаратами.
Было построено 75 кораблей, в том числе 17 подводных лодок ушли на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.
Первая подводная лодка проекта 641, в создании которой принимал участие один из легендарных главных конструкторов-кораблестроителей Зосим Александрович Дерибин, вошла в состав советского флота в 1958 году.
Проект устарел только с началом массового прихода атомных подводных лодок. Последняя подлодка проекта была сдана в 1983 году. С появлением атомоходов без ограничений по дальности и отчасти по времени патрулирования проект 641 перешел в разряд лодок малой дальности.
Экипаж состоял из 70 человек, а автономность плавания ограничивалась 90 днями. Сегодня, особенно в сравнении с гигантскими атомными подводными лодками ВМС России, это кажется крайне маленькой подлодкой, нести боевую вахту на которой казалось крайне непростым делом.
Безусловно, это факт, ведь у значительно более современной АПЛ (атомной подводной лодки) «» проекта 955 на 107 членов экипажа доступно 24 тысячи тонн водоизмещения, 170 метров длины и 13.5 — ширины, тогда как у ДЭПЛ проект 641 эти показатели, а значит и внутреннее полезное пространство для экипажа, гораздо скромнее:
- длина 91.3 метра;
- ширина 7.4 метра;
- водоизмещение 2 475 тонны
Электромоторный отсек и дизельная
Пройдя по узкому проходу, усеянному множеством приборов, кнопок и вентилей, попадаешь в электромоторный отсек, через который видна дизельная — 6 и 5 отсеки соответственно.
Естественно, на подводной лодке есть и пост гидроакустика, в чью боевую задачу входило отслеживание кораблей и подводных лодок противника и других судов или объектов и препятствий.
Через радиорубку можно было отправлять и получать зашифрованные сообщения, а центральный пост оборудовался радаром, сонаром и, конечно же, одним из главных символов любой подлодки — перископом для поиска и ведения целей.
Запасная торпеда рядом с торпедными аппаратами
К сожалению, на момент посещения данной подводной лодки фотографами часть корпуса уже была срезана, в нем зияли огромные дыры, а оборудование было частично снято или повреждено.
После 30 лет службы она была разделана на металлолом. Жалко… но когда-нибудь нужно и легендам уходить в историю, тем более им на смену приходят гораздо более мощные, грозные и удобные для экипажа единицы.