Истребитель шестого поколения: фантастика или реальность?
Содержание:
- Авиатакси
- Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный
- Боевая эффективность и объединение в сеть
- Литература
- Когда появятся новые машины?
- Летные характеристики истребителя 6 поколения
- Истребительные поколения
- Минимальное потребление топлива
- КАКИМ БУДЕТ САМОЛЕТ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ?
- «Звенья одной цепи»
- Классификация
- И пришёл «стелс»
Авиатакси
Самолетами будущего можно назвать и авиатакси. Pop.Up Next – это автомобиль-дрон с модульными составляющими. Это совместная разработка немецкой автокомпании Audi AG и авиастроительной компании Airbus. Также участие приняла дизайн-компания ItalDesign Giugiaro. Электрическое шасси мощностью 60 кВт крепится к пассажирской капсуле, благодаря чему вы получаете электромобиль. Есть также летающий модуль, который можно вызвать с помощью специального приложения. Он крепится к крыше капсулы и поднимает автомобиль в небо.
Для передачи капсулы машины дрону и последующей разгрузки, колесная основа оснащена подъемником. Люди в кабине – это простые пассажиры, а все управление, включая трансформацию в каждое из состояний и преодоление маршрута, осуществляется в автоматическом режиме.
Двухместная капсула автомобиля Pop.Up выполнена из карбона. Она имеет габариты в 2,6 м длины и 1,4 м ширины, а также 1,5 м высоты. В воздушном режиме полет и посадка проходят вертикально, а максимальная дальность полета составляет 100 км. Электромоторы могут набирать скорость до 100 км/час. Колесная база может проехать до 130 км, а максимальная скорость составляет 100 км/час.
https://youtube.com/watch?v=McIfSDkrNBM
Как видим, самолеты будущего становятся все интереснее и необычнее. И дело не только в дизайне, но и новых тенденциях, среди которых экологичность, удобство и сверхскорость.
Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный
По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:
· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;
· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;
· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;
· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;
· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.
При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.
Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт — намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.
Боевая эффективность и объединение в сеть
Как упоминалось в предыдущей статье, слияние данных от датчиков и интеграция отдельных самолетов с другими участниками тактической/оперативной сети является типичным для боевых самолетов пятого поколение.
По ряду оценок, F-35 устанавливает новые масштабы разнообразия и количества размещаемых на борту сенсоров, а также степени смешения поступающих от них данных. В то же время самолет способен передавать данные от своих датчиков другим пользователям сети и приобщать информацию от внешних источников к картине обстановки, генерируемой на борту. В результате экипажи F-35 получают всеобъемлющие и непрерывные сведения о своем положении в целом.
Кабина F-35
Общая картина обстановки
Цель (в частности, вооруженных сил США) состоит в том, чтобы создать сеть, которая обеспечивает все действующие в одном оперативном районе силы информацией об общей картине обстановки.
Учитывая вероятный состав подобной сети из сотен или даже тысяч участников и источников, генерирующих огромные объемы данных, решающее значение приобретает разработка необходимых алгоритмов. Алгоритмы управляют данными с требуемой детализацией для имеющего соответствующий уровень доступа получателя, а также позволяют эти данные объединять таким образом, чтобы они могли служить надежной основой для принятия решений.
Технологические вызовы
Для действующего в подобной среде одиночного боевого самолета это означает наличие на борту высокой вычислительной мощности, большой пропускной способности и скорости передачи данных. И, как следствие, дальнейший рост сложности системного программного обеспечения.
В то же время боевая эффективность самолета, зависящая от квази постоянной связи с его окружением, повышает значение его собственной электронной подписи. Самолеты с низким уровнем излучения, если они не должны терять это тактическое преимущество, требуют средств связи с ограниченной степенью пеленгации (LPI). Многофункциональный защищенный канал передачи данных (Multifunction Advanced Data Link, MADL) F-35 считается трудно обнаруживаемым. Вместе с тем, он подходит только для использования в границах одного тактическое формирования, но не для общения с расширенным оперативным окружением. Для решения последней задачи в настоящее время F-35 все еще использует канал «Линк 16» (Link 16), который не отвечает уровню скрытности этого самолета.
Multifunction Advanced Data Link, MADL
Дополнительно к выше перечисленному, независимо от того, благодаря какому техническому решению организуются каналы передачи данных, они должны быть устойчивыми к действию средств РЭБ и кибер-атакам.
В реальности эта устойчивость не сможет длительно существовать, основываясь на единственном комплексе мер, а вероятнее всего потребует постоянного соревнования с совершенствующимися возможностями средств обнаружения и противодействия. Это может означать, что боевой самолет поколения «Х» в ситуациях, когда невозможна достаточная защита каналов передачи данных, должен быть пригоден действовать автономно, т.е. без поддержки тактической/операционной сети.
Таким образом, согласно актуальным тенденциям, боевая эффективность боевого самолета будущего увязывается с крейсерским полетом на сверхзвуке, обладанием высокоточным оружием неограниченного боезапаса и интеграцией в тактические/оперативные сети группировок войск.
Вероятными направлениями достижение намеченных целей может стать реализация проектов нового авиационного двигателя, применение лазерного оружия и дальнейшее совершенствование и усложнение алгоритмов обработки данных. Вместе с тем, успешность перечисленных проектов зависит как от решения многочисленных сложных технологических задач, так и от способности победить в непрерывном соревновании со средствами обнаружения и противодействия противника.
По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»
Литература
Когда появятся новые машины?
Когда же появятся самолеты нового класса? По прогнозам экспертов, тестовые испытания таких машин возможны в пределах ближайших 10 лет, запуск в производство реален в течение 20. Есть версия, что первый истребитель 6 поколения построят американцы. Тому способствует прежде всего колоссальный военный бюджет США, в разы превосходящий тот, который есть в распоряжении у России и Китая, даже если их суммировать. Также у США есть завидный, по мнению многих экспертов, технологический потенциал.
Хотя, как отмечают некоторые специалисты, не все у американцев настолько позитивно. В частности, многие эксперты критикуют существующие передовые разработки из США — тот же F-22, а также перспективный F-35 (который, к слову, не относится к 5 поколению, что может косвенно подтвердить отсутствие заинтересованности конструкторов в выходу на 6 уровень).
Летные характеристики истребителя 6 поколения
Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.
Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.
Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН). Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.
Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.
Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине.
27 июня 2016 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.
Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.
Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.
Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.
Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.
Истребительные поколения
Существует несколько классификаций поколений истребителей, единых соглашений по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:
Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е или в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком истребителей является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.
Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х или в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-х.
Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы является советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. Также к ней относятся такие машины, как МиГ-23, французский истребитель Mirage F1 и шведский Viggen.
Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению истребителей связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокими маневренными качествами по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Первый опыт использования подобных машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.
Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за развала СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд в этом направлении. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: активное использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.
Минимальное потребление топлива
Большие пассажирские самолеты потребляют много топлива. Инженеры Lockheed Martin создали концепт Box Wing – это обычные самолеты, в которых будут использоваться легкие материалы и особенная конструкция крыльев с отношением подъемной силы к лобовому сопротивлению на 16% выше, чем у обычных самолетов. Это позволит им летать дольше и расходовать топливо по минимуму.
Исследователи отказались от турбовентиляторных двигателей в пользу двухканального турбовентилятора и больших на 40% лопастях двигателя. Это позволяет на 50% снизить расход топлива и делать более крутые посадки и взлеты. Самолет представят в 2025 году.
КАКИМ БУДЕТ САМОЛЕТ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ?
Облик самолетов шестого поколения будет определяться дальнейшим научно-техническим развитием и возможностями промышленной базы. Считается, что совершенствование технологий, особенно в областях компьютерного обеспечения, создания новых материалов и оружия на новых физических принципах, происходит настолько быстрыми темпами, что не только конструкция и возможности самолетов претерпят значительные изменения, но может измениться даже само их предназначение.
По мнению некоторых военных аналитиков, авиационные комплексы будущего могут стать носителями более мощных и важных средств ведения боевых действий. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что самолеты шестого поколения должны отвечать следующим требованиям:
- возможность эффективного маневрирования в широком диапазоне высот и скоростей полета при экономичном расходе топлива;
- высокая живучесть;
- малая заметность в широком диапазоне электромагнитного спектра;
- широкое применение в конструкции самолета материалов, изготовленных с использованием нанотехнологий и придающих самолетам новые свойства;
- наличие датчиков, позволяющих получать полную информацию об окружающей обстановке;
- высокоэффективные системы вооружения, разработанные на новых физических принципах;
- системы связи и компьютерного обеспечения, позволяющие функционировать самолету в сетецентрическом пространстве;
- возможность осуществления как пилотируемых, так и беспилотных полетов.
В машинах шестого поколения большая роль будет отводиться новым конструкционным материалам. Композитные материалы позволят значительно снизить массу конструкции самолета и тем самым увеличить полезную нагрузку, а также заметность самолета в радиолокационном диапазоне длин волн. Волоконная оптика заменит большое количество тяжелых металлических проводов в информационных сетях летательных аппаратов. Перспективным видится применение новых самовосстанавливающихся после получения боевых повреждений материалов, обеспечивающих ремонт конструкции планера, например, путем их обволакивания жидкой субстанцией и ее дальнейшего быстрого затвердевания.
Концептуальный облик истребителя шестого поколения фирмы «Локхид-Мартин» |
Сенсорные системы самолетов шестого поколения должны будут обеспечивать осведомленность как экипажа, так и наземного командного пункта по всем направлениям на земле и в воздухе, в видимом, радио и инфракрасном диапазонах спектра. При этом сенсоры предполагается объединить в единую интеллектуальную систему, способную автоматически распознавать получаемые данные и рекомендовать экипажу, а в некоторых ситуациях и принимать автоматически, оптимальные решения для выполнения полетных заданий.
Перспективы создания авиационного вооружения для самолетов шестого поколения западные эксперты связывают в основном с оружием направленного действия — лазерным и микроволновым. Дальнейшее технологическое развитие позволит делать системы этого оружия достаточно мощными и легкими, а его применение может быть наиболее эффективным при нанесении высокоточных ударов и для подавления радиоэлектронных и оптико-электронных систем противника. Предполагается, что применение оружия направленного действия может существенно повлиять на тактику боевой авиации.
Обязательным свойством самолетов шестого поколения будет являться способность вести сетецентрические боевые действия, т. е. функционировать в едином информационном пространстве со своими командными пунктами, другими самолетами, находящимися в воздухе, а также с системами ПВО, объектами СВ и ВМС, принимающими участие в операции. Предполагается, что при помощи высокоразвитого компьютерного обеспечения отдельный самолет сможет стать локальным воздушным командным центром, который сможет по ходу боевых действий оперативно принимать необходимые решения, а также управлять группой сопровождающих самолетов или беспилотных летательных аппаратов в целях выполнения поставленных задач.
«Звенья одной цепи»
Особенно негативное впечатление на европейские страны произвели попытки Вашингтона оказать давление на партнёра по НАТО — Турцию, чтобы та отказалась от приобретения российских ЗРК С-400. США пригрозили расторгнуть с турецкой стороной контракт на поставку истребителей F-35. По мнению экспертов, в Европе многие поняли, что тоже могут стать объектом шантажа, если какие-то их действия не устроят Белый дом.
Также по теме
«Только национальные интересы»: почему Италия отказалась от закупок американских истребителей F-35
Италия решила отказаться от покупки американских истребителей пятого поколения F-35. Такое заявление сделала глава оборонного…
Не обошлось без разногласий и во время проходящего в эти дни саммита НАТО: Дональд Трамп в ультимативном тоне потребовал, чтобы страны — участницы альянса вдвое нарастили расходы на оборону, а также обвинил германские власти в том, что они якобы полностью зависят от России. Ответом на эти выпады, а также введённые США против европейских стран торговые ограничения станет большее обособление ЕС от заокеанского партнёра, считают эксперты.
Например, Рим уже отказался от закупки американских истребителей F-35, мотивировав это решение национальными интересами.
Как пояснил в интервью RT руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков, сейчас европейские страны вкладывают в оборонные проекты серьёзные средства, активность развивается по линии Европейского оборонного агентства.
«Во многом это связано с той суровой конкурентной борьбой, которая развернулась между США и ЕС. Особую роль здесь играет Трамп, и то, насколько американский президент жёсток с европейскими союзниками, можно наблюдать сейчас на примере саммита НАТО. Евроатлантическая солидарность уже оказалась под угрозой. Ситуация, когда США пытались надавить на Турцию за её намерение купить российские вооружения, тоже произвела очень негативное впечатление на европейцев. Всё это звенья одной цепи», — подвёл итог Ермаков.
Классификация
В 1990 году историк авиации Ричард П. Халлион предложил классификацию реактивных истребителей на шесть поколений, существовавших до того времени. С тех пор были описаны другие схемы, включающие пять поколений примерно до того же периода, хотя демаркационные линии между поколениями различаются. Тейлор и Гилмартин называют имена четверых; дозвуковой, околозвуковой, сверхзвуковой и скорость 2 Маха, а также добавить пятое «новое» поколение с многоцелевой способностью и кульминацией таких типов, как F-16 и МиГ-29. Веб-публикация НАСА делит разработку реактивного самолета на пять этапов; pioneer (прямое крыло), стреловидное крыло, трансзвуковое, 1960-е и 1970-е годы, кульминацией которых стали такие типы, как F-15, F-16 и AV-8A.
В 1990-х годах в России вошло в употребление другое подразделение, где истребитель «пятого поколения» был предложен в качестве противовеса Lockheed Martin F-35 , в то время как предыдущее четвертое поколение заполнило пробел со времен F-15/16. Это эффективно сократило предыдущие классификации до трех поколений. В 2004 году Aerospaceweb перечислила одно такое подразделение на пять поколений. Хотя детали различаются, основная классификация на пять поколений с тех пор получила широкое распространение.
Точные критерии для различных этапов генерации не являются общепринятыми и вызывают некоторые разногласия. Например, компания Lockheed Martin применила термин «пятое поколение» к своим самолетам F-22 и F-35 , но это было оспорено ее конкурентами Eurofighter и Boeing IDS . Было высказано предположение, что Lockheed Martin «в 2005 году назвал F-35 истребителем« пятого поколения », термин, заимствованный из России в 2004 году для описания F-22», или что эпоха после холодной войны — Экономический подход Saab Gripen должен квалифицировать его как реактивный самолет шестого поколения. Некоторые учетные записи подразделяют 4-е поколение на 4 и 4.5 или 4+ и 4 ++.
В таблице ниже показано, как некоторые авторы разделили поколения.
Период | Описание | Пример самолета | Халлион (1990) | Aerospaceweb (2004) | Журнал ВВС (2009) | Центр развития авиационной энергетики (2012) |
---|---|---|---|---|---|---|
1943–50 | Высокое дозвуковое обычное вооружение | Me 262, DH Vampire, P-80, МиГ-9 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1953–55 | Трансзвуковые ракеты класса «воздух-воздух», радар | F-86, МиГ-15, Mystère IV, Hawker Hunter | 2 | 2 | ||
1953–60 | Ранний сверхзвуковой радар, ракеты воздух-воздух | F-100, МиГ-19, Super Mystère B2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
1955–70 | Сверхзвуковые (ограниченного назначения), только ракеты воздух-воздух 2 Маха | F-104, МиГ-21, Мираж III | 4 | |||
1960–70 | многоцелевые истребители-бомбардировщики | F-4, МиГ-23, Мираж F1 | 5 | 3 | 3 | |
1970–80 | Сверхзвуковой (многоцелевой) | 4 | 4 | 4 | ||
1974–1990 | Сверхзвуковой многоцелевой, высокий КПД. Высокая маневренность | F-14, F-16, МиГ-29, Мираж 2000 | 6 | |||
1990-2000 гг. | расширенные возможности, усовершенствованная авионика, ограниченная скрытность | F / A-18, Су-30, Рафаль | 4.5 | 4+ | 4.5 | |
2000-настоящее время | Усовершенствованная интегрированная авионика, малозаметность | Су-35, Рафаль | 4 ++ | |||
F-22, F-35, Су-57 | 5 | 5 | 5 |
В настоящее время общепризнано пять поколений, пятое представляет последнее поколение в эксплуатации (по состоянию на 2012 год).
Ожидается, что будущие типы на ранней стадии разработки будут иметь еще более расширенные возможности и будут известны как шестое поколение.
Остальная часть этой статьи в целом следует анализу Бейкера.
И пришёл «стелс»
Следующим шагом стал бы конкурс на полноценные, а не предварительные проекты, но именно на этом этапе программу ATF полностью изменили.
Все правила игры перевернуло предложение от «Локхид», присланное вне рамок программы. Они представили проект истребителя с высоким уровнем незаметности, почти не уступавшим недавно полетевшему F-117.
Хотя он и был чуть хуже своих коллег в манёвренности, выживаемость на больших и средних дистанциях у него оказалась на голову выше существующих и перспективных истребителей. Там, где «не-стелс» самолёт могли заметить издалека, «стелс» подобрался бы значительно ближе и нанёс неожиданный удар. При этом, по расчётам «Локхид», новый стелс-истребитель имел бы и отличную скорость, и даже какую-то сверхманёвренность.
Первый проект «стелс»-истребителя от Lockheed. Родовая связь с F-117 видна невооружённым глазом
Исследования ВВС показали полное преимущество этой концепции над старым обликом ATF. В итоге в 1983 году требования к программе серьёзно скорректировали — на первом месте теперь было создание незаметного истребителя. При этом подобные изменения остались секретными — для прессы программа ATF ничуть не изменилась. И, судя по всему, результатом этой «конспирации» стало то, что весь остальной мир продолжил разрабатывать следующее поколение по старой концепции.
Пока инженеры проектировали YF-22 и YF-23, прессе сливали подобные фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности
Американцы хоть и имели некоторую фору в работе над новым поколением истребителей, на деле не слишком опережали своих конкурентов. Уже в 1979 году Британия, Франция и Германия начали работу над совместным истребителем нового поколения. В 1981 году коалиция распалась. Французы продолжили работы самостоятельно, немцы и англичане остались в союзе.
Но смены концепции у них так и не случилось. Будущие Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon по большинству ЛТХ походили на конкурентов из ранней программы ATF и могли бы честно считаться пятым поколением, не случись смены парадигмы в США.
Ранние проекты Dassault Rafale очень напоминали американские работы в рамках HiMAT
Схожая история произошла и с советской авиацией. Проекты перспективных истребителей нового поколения явно разрабатывались с оглядкой на американские ранние проекты ATF, но ставку на «стелс» до середины 90-х не делали.
Нашлось место и различным нестабильным аэродинамическим схемам, и крылу обратной стреловидности. Более того, произошёл даже похожий на американский спор между сторонниками лёгкого, максимально манёвренного самолёта и более тяжёлого и вооружённого истребителя. В итоге такие проекты, как МиГ-1.44 или С-37, можно отнести как к предыдущему, четвёртому поколению, так и к пятому.
МиГ-1.44 МФИ ближе всех из существующих самолётов подошёл по своим ЛТХ к идеям, заложенным в ранний этап программы ATF
Одним из главных вопросов, поднимаемых по сей день, является: «А было ли верным решением уйти от настоящей сверхманёвренности к созданию малозаметных истребителей?». Точно ответить на него сложно: в мире давно не было конфликтов с полноценными авиационными боями, тем более с участием самолётов пятого поколения. Но некоторые предположения сделать можно.
Программа ЛФИ (лёгкий фронтовой истребитель) сильно напоминала схожие американские идеи создания лёгкого сверхманёвренного истребителя (фото: Jozef Gatial)
Развитие современного ракетного оружия серьёзно снизило влияние сверхманёвренности на выживаемость. Даже дальнобойные ракеты сейчас способны поражать достаточно юркие цели, что уж говорить о специально заточенных на это дело ракетах с меньшей дальностью. А малая заметность по-прежнему способна «скрыть» истребитель от обнаружения на большой дистанции и тем самым защитить его.
В итоге из дуэли «манёвренного» пятого поколения и «незаметного» пятого поколения победителем с большей вероятностью выйдет последний. И как бы ни хотелось патриотам обратного, тот же МиГ-1.44 даже один на один уступит F-22. А если ещё учесть превосходство американцев в самолётах ДРЛОиУ, которые будут наводить «рапторов»…
С другой стороны, старая концепция дешевле, проще в создании и обслуживании. «Незаметные» пятые поколения массово по-прежнему есть только у США, остальные страны или только-только начинают их покупать, или потихоньку проектируют свои. Не случись смены парадигмы, возможно, пятое поколение было бы более распространено. Но вероятнее всего, нынешнее пятое поколение тогда просто стало бы шестым.