Что такое харакири и сеппуку, в чём разница

Применение[править | править код]

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Совершение ритуального самоубийства

Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.

Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.

В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.

См. также

В Википедии есть портал «Политика»

► Терроризм

► Террор

  • Прямое действие (теория)
  • Покушение на преступление
  • Фанатизм
  • Поваренная книга анархиста
  • Религиозно-политический экстремизм

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота. Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

  1. одной раной горизонтально с левого бока к правому;
  2. двумя ранами: горизонтальной слева направо, затем вертикально от диафрагмы до пупка;
  3. накрест буквой «Х»;
  4. вонзив клинок в живот, навалиться на него телом. Этот метод применяли в более поздние времена, так как вариант был менее болезненным, чем остальные.

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Некоторые особенности

Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:

  1. если самурай выглядел «ненадежным», трусливым или вовсе не желал умирать, его ритуальный кинжал заменяли веером. Самурай символически касался веером живота, «вспарывая» его, а помощник в это время обезглавливал его;
  2. женщина могла перерезать горло или вонзить нож в сердце. Для этого использовался кайкен – короткий кинжал, которые женщины самурайского сословия всегда носили для самообороны. Женщины могли совершить самоубийство с мужем или семьей, если это было дело чести, но правила все же гласили, что она должна умереть в одиночестве, без зрителей. При этом женщина должна была наклонить голову на бок в момент смерти – это был символ увядшего цветка;
  3. в редких случаях сеппуку могли проводить бамбуковым мечом. Разрезать кожу и органы им было намного сложнее, и от самурая требовалась огромная выдержка и самообладание. На такое обычно шли только самые преданные и мужественные люди либо те, кого решили помучить перед смертью;
  4. при желании самурай мог умереть стоя – «татабара» или «в естественном положении».

Древний обычай

Ритуал самоубийства самураи применяли еще в глубокой древности. Происходило это по различным причинам. К примеру, если воин допустил гибель своего хозяина (дайме), чувствовал себя лишенным чести. Совершая сеппуку (сэппуку), самураи показывали свою храбрость и верность сюзеренам, пренебрегали, таким образом, смертью и чувством страха. В средневековой Японии сеппуку могло совершаться не только добровольно, но и по приговору, как своего рода наказание. А в том случае, если человеку, совершающему ритуал, по каким-то причинам не доверяли, специальный кинжал (кусунгобу) мог быть заменен на веер, которым самурай касался своего живота, а в это время помощник (кайсякунин) производил обезглавливание мечом.

Знаете ли вы, что[править]

Между «сеппуку» и «харакири» — две большие разницы:

харакири можно сделать самостоятельно, спрятавшись в укромном местечке.

сеппуку требует помощи лучшего друга. Самурай прячется в укромном местечке, читает своё последнее стихотворение, затем режет свой живот острым дедовским мечом и приступает к наблюдению за своими внутренностями. Тут подключается его лучший друг — он должен одним ударом отделить голову наблюдательного самурая от шеи. В качестве бонуса, отделённая от шеи голова будет отправлена почтовым переводом безутешной самураевской вдове. При неимении такой, она будет отдана травмаям.

А вот разница между харакири и чайной церемонией очень тонка и совершенно недоступна гайдзинам.

Что такое харакири

В Японии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину – превыше всего. Даже собственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное, собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии, самураев.

Харакири бывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание. Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своей семьи.

Практиковали харакири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. А как делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей, мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал был привилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.

А чем делают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая, специальные мечи, ножи

Особым вниманием важно виделить такие ножи как кугуносбу или танто

Руководители

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Для сепуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

Патроны для Сайги

Разведка и контрразведка

Поливать грязью советскую контрразведку стало привычным делом. Методы работы НКВД во время проведения спецопераций нельзя было назвать гуманными. Однако уровень разведчиков НКВД был очень высок. Сотрудники ведомства «охотились» за дезертирами и морально слабыми людьми в армии, вели работу по устранению негативных настроений.

Статистика НКВД насчитывает 650 тыс. красноармейцев и командиров, задержанных разведкой по состоянию на октябрь 1941 года. Спустя годы ситуация изменилась. Всех, кто подвергся аресту, автоматически причисляли к мученикам, расстрелянным без суда и следствия.

Было арестовано минимум 25 тыс. человек, расстреляно – 10 тыс. Остальные оказались на передовой. Среди расстрелянных лиц 1,5 тыс. были признаны шпионами, еще 300 человек оказались диверсантами. Реально таковыми были не больше половины граждан. Однако начальство требовало результатов. На тщательное расследование не хватало времени. Расстрелы в НКВД были привычной практикой.

Работа чекистов также заключалась в подготовке диверсантов, забрасывании разведгрупп на занятые силами противника территории. Агенты НКВД распространяли заведомо ложную информацию о планах советского командования. Однажды чекисты даже проникли в архив немецкой разведки в Риге и захватили секретные бумаги.

После окончания войны ведомство занималось расследованием военных преступлений. На родину вернулось 4,2 млн. советских граждан. Из них свыше 75 тыс. человек попали в распоряжение народного комиссариата. Среди военнопленных показатель был выше – 15%.

В ГУЛАГЕ оказались и военнопленные, уличенные в серьезных преступлениях против народа. Сюда относятся власовцы, гестаповцы и красноармейцы, которые добровольно перешли на сторону немцев. Также в тюрьмы попали участники расстрелов мирных жителей, бургомистры.

Тюрьма была и в здании НКВД. Оно выделяется среди других символов советской эпохи. Лубянка многие годы была штаб-квартирой сильнейшей спецслужбы мира.

Использование в бою

Нумизматика

История возникновения

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].

Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Еще немного истории

Ритуал суицида обладает многовековой традицией. Еще два тысячелетия тому на Курилах и Японских островах, в Монголии и Манчжурии применялись подобные действа. Сперва ритуал выполнялся исключительно по своей воле. Затем, спустя несколько веков, стал применяться в качестве наказания по приказу свыше. Среди воинской аристократии в Японии Средних веков обычай получил широчайшее распространение. Некоторые историки объясняют данный факт тем, что в тогдашней Японии не было тюрем, а существовали всего два вида наказаний: за мелкие нарушения — телесное битье, за крупные — смерть. Также ритуал был чуть ли не единственным вариантом смыть с себя позор и доказать честность своих намерений. А понятие чести высоко ценилось среди самураев.

Что такое Внутренний государственный терроризм — значение, определение простыми словами.

Данный вид террора характеризуется тем, что насилие применяется в отношении граждан собственной страны. Правительство использует все доступные ему рычаги давления на население:

  • судебная система;
  • полиция;
  • контролирующие органы;
  • милитаризированные учреждения.

Правительство меняет законодательную базу, сокращая права и свободы граждан, взамен вводя новые законы, запрещающие те или иные раньше разрешенные действия. Государство становится полицейским, где граждан задерживают и сажают в тюрьмы по причинам инакомыслия и наличия собственного взгляда на те, или иные события.

  • Запрещаются различного рода митинги или собрания, ведется жесткая цензура в средствах массовой информации. На государственном уровне ведется пропагандистская деятельность, рисуя в сознании граждан какого-либо врага.
  • Под предлогом борьбы с терроризмом и экстремизмом  сокращаются права граждан путем изменения положений конституции.
  • Правительством имитируются террористические атаки внутри собственной страны, для нагнетания всеобщего страха. Что в свою очередь, дает правительству пространство для манёвров, которые якобы должны обеспечить безопасность.

Пример внутреннего государственного терроризма:

После прихода к власти, официальная нацистская политика была направлена на зачистку так называемых «врагов государства» вследствие чего, были посажены или расстреляны многие несогласные с политикой власти немцы.  К данному примеру так же можно добавить Сталинские «чистки» 1930-х годов.

Более свежим примером внутреннего государственного терроризма, является использование Саддамом Хусейном  химического оружия на своей собственной территории против курдского населения.

Происхождение[править]

Некоторые учёные придерживаются точки зрения, что первоначально ритуал харакири был тесно связан с сионистской культурой Преведа

Первоначально харакири практиковалось только самураями и представляло собой ритуал, имевший практическое значение — уменьшение численности населения страны, чтобы в тесной Японии освободилось хоть немножко места и туда смогли приехать богатые туристы и недорогие украинские гастарбайтеры

И те, и другие вносили посильный вклад в экономику и генофонд Японии, поэтому харакири стало сперва делом государственной важности, а позже — национальным проектом и национальной идеей.. Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад

От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад. От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Таким образом, проблема перенаселения была решена, и в настоящее время харакири несколько утратило своё функциональное значение и является скорее данью традиции, а также средством приятного времяпрепровождения.

История возникновения

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].

Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Сообщить об опечатке

Примечания

ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

Методика[править]

Лукашенко помогает Путину совершить сеппуку

Истинные ценители искусства харакири совершают его только в одиночестве, по возможности в моменты единения с природой и любования ей при одновременном неспешном написании хайку.

В среде молодёжи удивительным образом популярно харакири, совершаемое уединившимися любовными парами в клубах, торговых центрах и вообще публичных местах, а также дома у кого-либо из партнёров. Изучающие этот феномен учёные, придерживающиеся концепции Преведа, склонны рассматривать это как метод раскрытия темы сисек, но такой подход в настоящее время оспаривается. Кроме того, японские врачи предостерегают молодых, что занятие харакири в спешке и где попало может привести к совместным травмам и, как следствие, к тому, что всё получится очень скомканно, а также к заносу инфекции.

Каждая семейная пара считает своим долгом ежедневно отвести не меньше часа на совместное неспешное харакири. Вообще харакири часто совершается всеми домочадцами в кругу семьи, не становятся исключением и домашние животные (например, особая порода японских котов), которые с удовольствием присоединяются к компании хозяев.

Правильное харакири предваряется воинственным возгласом: Побара бану на («Я поднимаюсь над суетой, царящей в мире, ради созерцания красоты»).

Если харакири производится в компании (или даже вдвоём), то сперва все участники должны взаимно отблагодарить друг друга за участие в совместном харакири и внимание друг к другу, сказав: Но га мисукэ дай ка («Ваши внимание, доброта и соучастие для меня одинаково драгоценны»). На это принято отвечать: Сукахэра-да посо сика («Взаимно благодарен Вам за внимание»)

Затем хозяин трижды предлагает гостям напитки, укрепляющие дух, успокаивающие разум и расширяющие мировоззрение: Апопи ва-су? Во дяру?; два раза гости должны отказаться, а на третий, как бы нехотя, согласиться.

Если харакири производится в гостях или на работе, то следует призвать в помощь добрых духов, обитающих в любом помещении, будь то дом, офис или цех. Для этого произносят короткое заклинание: Ахата-то хэ ровая фура ка кая-то («Добрые духи этого дома, я рассчитываю на вашу благосклонность»).

Потом следует мысленно обратиться к себе и приободрить себя словами: Нукасука хэрани ка («Только я — хозяин себе»).

Только после этих приготовлений можно производить харакири.

После успешно проведённого ритуала принято немного расслабиться, почувствовать душевный покой и произнести традиционную благодарственную фразу: Немогуя хэровато до цугундэра хана да но-сам доэду («Теперь я истинно воспарил над суетой мира — красота открылась мне»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector