Ретротест знаменитого «козлика» газ-69: на нем ездили анискин и мухтар

Содержание:

Недостатки

Примечания

Источники

  1. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. – СПб. : В&К, 2001. – С. 266. – 294 с. – ISBN 5-93414-063-9 .

  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm

  3. В. Шестериков. Розы и ракеты // Нива. – Астана: Нива, 2007. – Вып. 4 . – С. 155-161 . Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI. 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (неопр.)

    . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.

Комплекс «Точка-У» предназначен «для уничтожения одиночных, групповых и площадных неподвижных целей в глубине обороны противника (ракетных установок, узлов связи, пунктов управления, самолетов и вертолетов на стоянках, легко бронированной техники)». Ракета твердотопливная, одноступенчатая. По всей траектории полет ракеты контролирует инерционная система управления. Для высокоточного прицеливания нужно знать точные координаты цели и иметь электронные карты местности.

Пуск, скорее всего, был произведен с территории Северной Осетии до того, как ракетные установки «Точка-У» 58-й армии были 11 августа введены, по свидетельству очевидцев, через Рокский туннель на территорию Южной Осетии, о чем «Новая газета» уже писала. По сведениям Пентагона, на который ссылается газета «Нью-Йорк таймс», пусковые установки «Точки-У» (SS-21) 58-й армии были в середине августа развернуты к северу от Цхинвали.

До сих пор российские власти отрицали, что использовали в операции «по принуждению Грузии к миру» боевые баллистические ракеты, но теперь есть прямое доказательство по меньшей мере одного пуска. Но, по сведениям Пентагона, на который ссылается телеканал CNN, с 8 по 12 августа наши запустили более 15 ракет SS-21 по Грузии. В районе города Поти были также найдены остатки ракетной ступени, несомненно, «Точки-У».

Удивительно, но Синагури далеко (40 км) на северо-запад от Цхинвали, где шли бои, и лежит по дороге от Джавы на грузинскую Чиатуру. Не было сообщений о боях в этом районе, это вообще вне зоны грузино-осетинского конфликта, хотя российские войска все же и здесь установили «зону безопасности».

«Точка-У» – оружие высокоточное и всепогодное, если надо – ночное, в отличие от нашей технически отсталой авиации. Грузины утверждают, что сбили 19 самолетов, наши признают 4, истина, похоже, лежит где-то посередине. Неся потери, наши ВВС, которые организационно не подчинены Сухопутным войскам, не слишком успешно поддерживали их на поле боя. Недостаток авиаподдержки должны были компенсировать ракетные удары, но для высокоточного пуска нужна столь же высокоточная разведка целей, а нечем – нет современных беспилотников и разведспутников. Потому эффективность миротворческого ракетного удара оказалась невысокой, а под Синагури вообще непонятно, по чему стреляли.

Само по себе использование в ходе боевых действий тактических ракет, тем более высокоточных, законно, но «Точка-У» накрывает осколками очень большую площадь, и применять ее вблизи городов и населенных пунктов недопустимо. Впрочем, в ходе второй войны в Чечне «Точка-У» использовалась нашими войсками прицельно по городам. Самые известные и расследованные случаи: удар по рынку в Грозном 21 октября 1999 года и по городской площади в Шали 11 января 2000-го. В обоих случаях погибли сотни людей, включая женщин и детей.

После удара по Грозному премьер Владимир Путин и тогдашний официальный представитель Генштаба генерал Валерий Манилов утверждали, что на рынке, мол, торговали оружием, что там было «столкновение двух бандитских группировок» и у них взорвался товар. Потом утверждали, что была какая-то «спецоперация». Позже командующий западной армейской группировкой генерал Владимир Шаманов признал, что мог быть ракетный удар, но решение в любом случае принимал высший начальник. Всего во время второй войны в Чечне было пущено несколько сотен ракет «Точка».Гарантийный срок эксплуатации ракеты 9М79 – не менее 10 лет. После краха СССР сроки постоянно удлиняли, но нельзя ведь до бесконечности. По чеченцам израсходовали ненужные запасы, что существенно дешевле мирной утилизации. Теперь досталось грузинам.

По достоверным сведениям, «Точку-У» с кассетной боевой частью 9Н123К уже не производят по привычным для современной России причинам – нет комплектующих, утеряны советские технологии и т.д. Выпускается только осколочно-фугасный моноблок 9Н123Ф, который, похоже, взорвался где-то вблизи Синагури, а ракетная ступень упала в кукурузное поле. Кассетная БЧ накрывает существенно большую площадь, так что грузинам пока везет, не то что чеченцам.

ГАЗ-69 технические характеристики

Технические характеристики ГАЗ-69
Годы выпуска 1952-1972 гг.
Тип автомобиля автомобиль повышенной проходимости
Колёсная формула 4 х 4
Число мест 5 и 50 кг. в багажнике
Габариты
Длина/Ширина/Высота 3850/1750/2030 мм.
Колесная база 2300 мм.
Колея передняя/задняя 1440/1440 мм.
Масса 1525 кг.
Дорожный просвет (клиренс) 210 мм.
Наименьший радиус поворота наружный-6м. внешний-6,5м.
Двигатель
Двигатель ГАЗ-69
Материал Алюминий
Компоновка двигателя Передняя
Двигатель/система питания Бензиновый / Карбюраторная
Число цилиндров 4
Клапанов 8
Клапанный механизм нижний
Материал блока цилиндров серый чугун
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндров 82 мм.
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Ход поршня 100 мм.
Степень сжатия 6,2-6,5
Число клапанов/расположение 8 / верхнее
Рабочий объём 2120 см3
Мощность 55 л.с. при 3600 об/мин.
Максимальный крутящий момент 127 Н·м при 2000-2200 об/мин.
Коробка передач трехступенчатая, двухходовая
Раздаточная коробка двухступенчатая
Динамика
Электрооборудование 12 V
Максимальная скорость 90 км/ч.
Норма расхода топлива 17,5 л. на 100 км.
Грузоподъёмность 2 чел.+500 кг.
Вес буксируемого прицепа 800 кг. (вес прицепа 300 кг.)
Размер шин 6,50-16″
Тормоз ножной колодочный, на все колёса
Тормоз ручной колодочный, на трансмиссию
Рулевой механизм глобоидальный червяк и двухгребневый ролик
Данные «Краткий автомобильный справочник» НИИАТ Автотрансиздат Москва 1958 год

Модификации:

Вездеход выпускался в двух версиях.

ГАЗ-69

Первая (ГАЗ-69) – двухдверная с откидным задним бортом и деревянными лавками в кузове, на бампере установлено устройство для буксировки 800-кг прицепа или пушки. Под левой рукой водителя – фара искатель. Этот вариант применялся как легкий тягач или как средство доставки восьми солдат. Такие машины широко использовались и в гражданских силовых структурах.

ГАЗ-69А

Второй (ГАЗ-69А) – четырехдверный пятиместный вариант назывался «Командирским», а на гражданке – «Председательским». Из дополнительных элементов комфорта – заднее мягкое сиденье. Брезентовый тент не снимался, а откидывался назад, так что, по формальному признаку, УАЗ-69 величался кабриолетом.

Стоил «Козлик» прилично, 14 тысяч дореформленных рублей. Для сравнения: в 1958 году за гораздо более комфортабельный Москвич-407 надо было отдать всего на две тысячи больше. Но купить УАЗ-ик было невозможно, вся продукция шла по гос. заказу.

На парадах «Козлики» выглядели франтово, белые решетки радиатора, красочные эмблемы на дверце. В повседневной армейской жизни для гламура места не было, зато служебных обязанностей непочатый край. Военная автоинспекция, химическая разведка, фельдъегерская связь. Козлики служили в военно-десантных подразделениях, на них монтировалась аппаратура проверки ракет, они доставляли авиационные экипажи к воздушным судам.

Модификации

За время производства автомобиля много раз проводился тюнинг Газ 69, который вылился в появление более 10 модификаций. 
К основным стоит отнести:

 Модификация  Назначение
 69  основной вариант на 8 мест, с 2 дверьми и открытым кузовом
 69А  «козлик» на 5 мест с 4 дверьми, с/х версия с багажным отсеком
 69Э  8 мест, 2 двери, установлена экранированная аппаратура
 69-68  8 мест, 2 двери, откидной борт, производилась с 1968-го
 69М производилась на экспорт, 8 мест, 5 дверей, объем мотора — 2.4 л, горючее — АИ-72
 69А-68  5 мест, 4 дери, для с/х целей, имеет багажник
 69МЭ  транспорт на экспорт, имеет экранированное оборудование
 69П  машина для милиции
 69ЭМ  экспортная версия с 5 местами и 4 дверьми
 69АМЭ  транспорт на экспорт, 8 мест, 2 двери, откидной борт, экранированное оборудование
 69Б  сельская почтовая машина
 69ЛСД  для медиков
69ДИМ  машина-миноискатель со сканированием на глубину до 70 см
 69-68МТЭ  машина для тропиков, 8 мест, на экспорт

Также на базе ГАЗ 69 были созданы и другие машины, к примеру, ПМГ 20, Газ 69 РХ, Газ 46А, 2П26 и другие.

Причины возникновения

Карибский кризис тянется с 1961 года, после того как США разместило ракеты в Турции. Данные ракеты относились к оружию средней дальности, но могли спокойно долететь практически до всех стратегических центров Советского Союза в кратчайшие сроки. Это и послужило причиной карибского кризиса. Проблема для СССР заключалась в том, что они не владели комплексами ракет, при помощи которых можно нанести ответный удар.

Правительством СССР было решено разместить ракетные установки на Кубе, которая находится недалеко от побережья США. Но СССР прибегнул также к ядерным боеголовкам, что и спровоцировало Карибский кризис. Целью такого размещения, по заявлению СССР, была только помощь Кубе.

Модификации ГАЗ-69

ГАЗ 69 восмиместный, с двумя дверями и откидным бортом
ГАЗ-69А пятиместный, с четырьмя дверями и багажником
ГАЗ-69Э с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-69М восмиместный, с двумя дверями и откидным бортом. Экспортный вариант с объемом двигателя 2.432 см, диаметр цилиндра 88 мм, 72 бензин.
ГАЗ-69МЭ восмиместный, с двумя дверями и откидным бортом. Экспортный вариант с объемом двигателя 2.432 см, диаметр цилиндра 88 мм, 72 бензин. С экранированным электрооборудованием
ГАЗ-69АМ пятиместный, с четырьмя дверями и багажником. Экспортный вариант с объемом двигателя 2.432 см, диаметр цилиндра 88 мм, 72 бензин.
ГАЗ-69АМЭ восмиместный, с двумя дверями и откидным бортом. Экспортный вариант с объемом двигателя 2.432 см, диаметр цилиндра 88 мм, 72 бензин. С экранированным электрооборудованием
ГАЗ-69-68 восмиместный, с двумя дверями и откидным бортом.
ГАЗ-69А-68 пятиместный, с четырьмя дверями и багажником.
ГАЗ-69П Милиция
ГАЗ-69 Т3-П тротуароуборочная машина
ГАЗ-69 Т5 подметально-уборочная машина
ЛФМ-ГПИ-29 (ЛФМ-1) ледово-фрезерная машина для подготовки взлётно-посадочных полос на ледовых аэродромах
ГАЗ-69Б почтовый сельский
АПА-12 аэродромный пусковой агрегат (для электростартерного запуска ТРД)
АПА-12Б модификация АПА-12 с дополнительно установленной гидравлической системой
АТ-3 , АТ-4М аэродромный транспортер, для механизированной загрузки грузов, почты и багажа в транспортные отсеки воздушных судов.
ГАЗ-69А АШП-4 Штабная пожарная машина
ГАЗ 69 — ПМГ-20 (АНП-20) автонасос пожарный
ПМГ-29 (АЦПТ-20) пожарный автомобиль
ГАЗ-69 ЛСД санитарный фургон
СВП-69М автомобиль скорой ветеринарной помощи
ГАЗ-69А АШ-4 штабной автомобиль
ГАЗ-69 ДИМ дорожный индукционный миноискатель
ГАЗ-69ТМ (ТМГ) топопривязчик армейский, с навигационной аппаратурой

Строение АКС 74у

Ссылки

  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Главред (Украина): почему Путин отвел своих «ихтамнетов» от границы Украины

Применение в боевых условиях

В Советской армии ГАЗ-69 использовался очень широко, однако, информации о его участии в реальных военных конфликтах сравнительно немного. Известно, в частности, что эти машины использовались командным составом советских воздушно-десантных войск при подавлении мятежа в Венгрии в 1956 году. Нет никаких сомнений и в том, что ГАЗ-69 были в Чехословакии в 1968.

Наиболее же яркой страницей военной части биографии автомобиля ГАЗ-69 является, видимо, его участие в арабо-израильском конфликте в качестве истребителя танков. Первое применение соответствующей модификации 2П26 было отмечено еще в ходе Шестидневной войны, когда ракетами «Шмель», выпущенными из установки, смонтированной на советском джипе, удалось уничтожить до 10 израильских танков.

2П26 — противотанковые установки на базе ГАЗ-69. Вооружение — 4 ракеты «Шмель»

Во второй раз 2П26 отличился во время «Войны Судного дня» в 1973 году. По количеству пораженных бронецелей соперничать с этим переоборудованным автомобилем ГАЗ-69 тогда мог только пехотный ПТРК «Малютка».

Севмаш: гособоронзаказ на контроле

Общая информация

Далее ульяновские специалисты были заняты созданием небольших внедорожных автомобилей, что, впрочем, они делают и по сей день. Не будет лишним добавить, что «козликом» называют УАЗ 69, а ведь сразу вслед за прекращением выпуска 69-ой модели начали производить другую, не уступающую в популярности модель УАЗ 469, однако разработкой занимались уже на Ульяновском автомобильном заводе.

За все время удалось создать больше 600 тысяч легковых внедорожных автомобилей с индексом ГАЗ-69. Сюда относятся разные модификации. Многим автолюбителям нравится реставрация ГАЗ 69. Дебютные испытания проходили под надзором госкомиссии в сентябре 1951 года.

Благодаря хорошей проходимости и неприхотливости, модель могла стать эталоном для всех мировых машин. Среди достоинств ГАЗ-69 было наличие короткой базы, небольшой массы, системы полного привода, отличной высоты дорожного просвета под мостами машины, какие предоставляли пикапу возможности не страшиться тяжелых дорожных условий.

В качестве основы для легковой машины специалисты Горьковского автомобильного завода решили взять 67-ю модель, какая неплохо себя зарекомендовала во время военных и первых послевоенных годов. Что касается агрегатов и узлов новенького транспортного средства, то их позаимствовали у «Победы», ЗИМ и грузового автомобиля ГАЗ-51.

Поэтому модель отличалась просто феноменальными сроками производства. С «Победы» взяли силовой агрегат, какой подвергли небольшой доработке, что в результате предоставило 55 лошадиных сил. Трансмиссию новенького внедорожного автомобиля тоже позаимствовали у знаменитой «ГАЗ-М-20».

В качестве новинки машина обладала новым устройством, которое обеспечивало предпусковой подогрев. Салон стали оборудовать отопителем, а для фронтального стекла предусмотрели обдув теплым воздухом. Подобные улучшения предоставляли возможность пользоваться Газоном при любом времени года и любой погоде.

67-я модель создавалась для армейских потребностей, а вот Газон-69 шел для использования народного хозяйства. Машину разрабатывали на протяжении 5 лет (1948-1953), а ее опытные образцы обладали названием «труженик». Автомобиль среди народа называли «козликом», потому что он прыгал при движении по ухабистой местности и кочкам, а также из-за короткой базы и высокой посадки.

С подобной прыгучестью двигаться на большой скорости в «пикапе» был опасно – была большая вероятность перевернуться. Производство автомобиля ГАЗ-69 в полноприводном варианте осваивалось в двух комплектациях:

  • Двухдверная кузовная вариация, которая оснащена деревянными лавками и рассчитывалась на шесть людей;
  • Четырехдверная кузовная вариация, где были посадочные места для пяти людей и брезентовая крыша.

Пятиместная модель Газон, получившая индекс ГАЗ-69А, получила в народе прозвище «командирская», либо «председательская», смотря от места, где она применялась — в армейской стихии, либо сельскохозяйственной местности. Однако сама машина была явно не городской, впрочем, не имело смысла кататься ей по городской дороге.

Та проходимость, какой обладал «козлик», служила объектом зависти многих внедорожников во всем мире – 69-я модель с прекрасной ловкостью преодолевала всевозможные броды и выползала из самых непроходимых грязевых местностей. Вторая половина двадцатого века позволяла использовать 69-ю модель как разъездную машину военной автомобильной инспекции.

Гражданское исполнение многие модели получили в ГУВД. Милиция получила специально разработанные автомобили, где был жесткий верх. Последние модификации имели разделение салона на 2 области – впереди находился шофер и патрульный милиционер, а на задней части сидели обычно правонарушители.

История создания

В СССР никогда не было хороших дорог, да и проложены они были далеко не везде. На этом фоне в 1946 году Г. Вассерман создал новый автомобиль под названием Газ 69. Первый экземпляр автомобиля появился в 1947-м, а уже через год на заводе было собрано три таких машины. При этом разработчики решили не придумывать «велосипед», а использовали при создании уже имеющиеся узлы и агрегаты, в частности, с «Победы».

Осенью 1951-го машина прошла первые испытания на уровне СССР. Параллельно была выпущена модифицированная версия Газ 69А, ориентированный на сельское хозяйство. В отличие от основной модели она вмещала пять человек и имела один 60-литровый бак для топлива.

В 1953-м машина была запущена в серийное производство сразу на двух заводах — Газ и Уаз. При этом первые экземпляры 7 ноября принимали участие в параде на Красной Площади. С 1956 года машину стали продавать в другие страны, а поставки осуществляли более чем в 50 государств. Наиболее востребованным в Газ 69 был в Азии, на африканском континенте и в Южной Америке.

Машина производилась до 1973-го. Всего «Труженик» собирался 20 лет, и за этот период удалось выпустить 635 000 машин. Некоторые экземпляры сохранились и до сегодняшнего дня, и купить Газ 69 в нормальном состоянии не составляет труда.

Двигатель УАЗ-469

фотография моторный отсек УАЗ-469

Caмым pacпpocтpaнeнный двигaтeль УAЗ-469 — УMЗ-417, a тaкжe paзличныe eгo мoдификaции. Дaнный мoтop — pядный чeтыpexцилиндpoвый oбъeмoм 2,5 литpa и мoщнocтью 75 л.c. Oн oблaдaeт пpинyдитeльнoй cиcтeмoй пoдaчeй тoпливa, зaкpытoй жидкocтнoй cиcтeмoй oxлaждeния c пpинyдитeльнoй циpкyляциeй. Pacxoд тoпливa cocтaвляeт 16 л нa 100 км.     Ha гpaждaнcкиe мoдeли oбычнo ycтaнaвливaeтcя УMЗ-4178, a нa вoeнныe — УMЗ-4179, кoтopый дoпoлнитeльнo oбopyдyeтcя дaтчикoм pacпpeдeлитeлeм, экpaниpoвaннoй выcoкoвoльтнoй пpoвoдкoй и имeeт cпeциaльнoe мecтo для пoдoгpeвaтeля мoтopa.

Блoк цилиндpoв и вepxняя чacть кapтepa выпoлнeны кaк eдинoe цeлoe и изгoтoвлeны из выcoкoпpoчнoгo aлюминиeвoгo cплaвa. Caми цилиндpы oтлиты из cepoгo чyгyнa и cдeлaны лeгкocъeмными мoкpыми гильзaми. B вepxнeй чacти гильзa имeeт вcтaвкy из киcлoтoyпopнoгo чyгyнa, чтo cyщecтвeннo пoвышaeт изнococтoйкocть дaннoгo элeмeнтa.     Гoлoвкa блoкa цилиндpoв cдeлaнa oбщeй для вcex цилиндpoв и тaкжe изгoтoвлeнa из aлюминиeвoгo cплaвa. Пocpeдинe гoлoвки pacпoлoжeны кaмepы cгopaния, ceдлa клaпaнoв и нaпpaвляющиe втyлки. Cлeвa paзмeщaютcя oтвepcтия для cвeчeй зaжигaния и штaнг тoлкaтeлeй, cпpaвa — выпycкныe и впycкныe кaнaлы, кoтopыe cдeлaны paздeльнo для кaждoгo из цилиндpoв.     Пopшни выпoлнeны из aлюминиeвoгo cплaвa и oблaдaют тpeмя кaнaвкaми, из кoтopыx двe вepxниx иcпoльзyютcя для мoнтaжa кoмпpeccиoнныx кoлeц, a нижняя пpeднaзнaчeнa для ycтaнoвки мacлocъeмнoгo кoльцa.     Koлeнчaтый вaл — пятиoпopный, выпoлнeн из мaгниeвoгo чyгyнa. Пepeдний кoнeц yплoтнeн caмoпoджимным peзинoвым caльникoм, кoтopый зaпpeccoвaн в кpышкy pacпpeдeлитeльныx шecтepeн.

Военная составляющая карибского кризиса

Переброска советских войск на Кубу, получившая название операция «Анадырь», началась в конце июня. Столь нехарактерное название операции, которая связана с доставкой секретного груза морским путем в южные широты, объясняется военно-стратегическими замыслами. Груженные войсками, техникой и личным составом советские корабли должны были направляться на Север. Цель такой масштабной операции для широкой публики и иностранной разведки была банальной и прозаичной, обеспечение хозяйственными грузами и персоналом населенных пунктов вдоль маршрута Северного Морского Пути.

Советские суда выходили из портов Балтики, из Североморска и из Черного моря, следуя привычным курсом на север. Далее, затерявшись в высоких широтах, резко меняли курс в направлении на юг, следуя к берегам Кубы. Подобные маневры должны были ввести в заблуждение не только американский флот, патрулировавший всю северную Атлантику, но и американские разведывательные каналы

Важно отметить, что скрытность, с которой проводилась операция, дала потрясающий эффект. Тщательная маскировка подготовительных операций, транспортировка ракет на кораблях и размещение были выполнены в полной тайне от американцев

В таком же ракурсе происходило оборудование пусковых позиций и развертывание ракетных дивизионов на острове.

Ни в Советском Союзе, ни в Соединенных Штатах, ни в одной другой стране мира никто даже и предположить не мог, что за такой короткий срок под носом у американцев будет развернута целая ракетная армия. Полеты американских самолетов-шпионов не давали точной информации о том, что в действительности происходит на Кубе. Всего до 14 октября, когда во время полета американского разведывательного самолета U-2 были сфотографированы советские баллистические ракеты, Советский Союз перебросил и развернул на острове 40 ракет средней и промежуточной дальности Р-12 и Р-14. В дополнение ко всему близ американской военно-морской базы Гуантанамо были развернуты советские крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Фотографии, на которых были четко видны ракетные позиции советских ракет на Кубе, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Новость о том, что вся территория США теперь находится в зоне досягаемости советских ядерных ракет, общий тротиловый эквивалент которых составлял 70 мегатонн, повергла в шок не только высшие эшелоны власти Соединенных Штатов, но и основную массу гражданского населения страны.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Качественный и надежный металл кузова;
  • Хорошая высота дорожного просвета;
  • Отличная проходимость машины;
  • Наличие системы полного привода;
  • Есть возможность транспортировать небольшие прицепы;
  • Можно ездить как с открытым верхом, так и с закрытым;
  • Небольшие габариты автомобиля;
  • Присутствуют стеклоочистители лобового стекла;
  • Установлена печка;
  • Есть предпусковой подогреватель;
  • Конструкторы сделали небольшое багажное отделение;
  • Удобно располагается запасное колесо;
  • Машина может перевозить до 6 пассажиров сзади;
  • Неприхотливость и легкость в обслуживании.

Минусы машины

  • Нет гидравлических усилителей рулевого колеса и тормозной системы автомобиля;
  • Отсутствуют регулировки рулевого колеса и сидений;
  • Простой интерьер без намека на комфортабельность;
  • По плохой дороге так сильно трясет, что все начинают подпрыгивать, поэтому приходится хорошо держаться за поручни;
  • Странно работает печка, прямо возле нее очень жарко, а вот сбоку уже дует холодный пронизывающий ветер. Вывод – нерациональное распределение тепла из печки;
  • Все-таки, слабоватый силовой агрегат.

как переделывали ГАЗ-69 и УАЗ-469 в Советской Эстонии

В одном из ЖЖ появился довольно любопытный материал о неизвестной страничке советского автопрома. В Советской Эстонии существовало предприятие «Сельхозтехника» в посёлке Нуйа (ныне город Каркси-Нуйа (Karksi-Nuia)) Эстонской ССР, которое производило пикапы и внедорожники на базе ГАЗ-69, а позже УАЗ-469.

Их делали в первую очередь для государственных охотничьих хозяйств и в частные руки не продавали. По крайней мере, официально. Для создания цельнометаллического кузова использовалась кабина от грузовика ГАЗ-52, у которой срезалась задняя стенка и пристраивался дополнительный кузов, более просторный и комфортабельный, после чего эта конструкция помещалась на шасси ГАЗ-69 или УАЗ-469, сразу за капотом.

В результате получался довольно симпатичный внедорожник, который выглядел, как заводской экземпляр, а не продукт кустарного творчества. Например, передние стекла тут опускались, в отличие от оригинальных внедорожников. Судя по всему, каждый автомобиль строился по индивидуальному заказу и чем-то отличался, поэтому найти двух идентичных экземпляров практически невозможно.

После окончания выпуска ГАЗ-69 в Нуйа перешли на переделку УАЗ-469. За основу по-прежнему брали кабину от ГАЗ-52, а готовый внедорожник внешне получался еще более гармоничным. Именно таким должна была быть люксовая версия «козлика». 

Повторять сложную выштамповку на боковине кузова не стали (возможно, не позволяли технологии, или пытались снизить себестоимость) и «законцевали» переднее крыло по кромке двери. Сзади внедорожник стал похож на так называемые «барбухайки» – продукцию различных авторемонтных мастерских, которые делали собственные кузова для «буханок».

Интерьер передней части кабины полностью повторяет ГАЗ-52. Руль, в данном случае, от ГАЗ-24 «Волга».

А это фотографии версии с кузовом пикап. Выглядит необычно, не правда ли? Таких автомобилей очень не хватало в СССР, не хватает и сейчас. Простой и надежный пикап с полным приводом мог бы стать идеальным транспортом для сельской местности.

Технические характеристики Газ 69

Военный Газ 69 собирался с применением уже имеющихся агрегатов, но это не помешало ему получить широкую популярность и выделиться уникальными техническими характеристиками. Ниже рассмотрим главные особенности машины.

Двигатель

В качестве силовой установки на ГАЗ 69 использовался 4-цилиндровый карбюраторный мотор с легкового автомобиля «Победа» объемом 2,12 л. Главной особенностью стало увеличение мощности до 55 л. с. Возможности агрегата позволяли разгонять авто до 90 км/ч. В отличие от предшественников, этот двигатель стал более экономичным и принимал бензин марки АИ-66.

В двигателе Газ 69 предусмотрена двухфазная очистка масла. Сначала смазка проходила фильтр грубой, а потом тонкой очистки. Одной из особенностей было наличие предпускового подогревателя. Для нагрева мотора зимой требуется повернуть руль в правую сторону, а слева открыть люк, а после в жаровую трубу установить паяльную лампу. Таким способом удавалось согреть моторное масло в поддоне и завести силовой агрегат даже в сильный мороз.
Главные характеристики мотора Газ 69:

  • объем — 2.1 л;
  • мощность — 55 «лошадей»;
  • расход — 14 л на «сотню»;
  • число цилиндров / клапанов — 4 / 8;
  • диаметр / ход поршня — 82 / 100 мм;
  • топливо — бензин, АИ-66.

Трансмиссия

Сцепление и КПП на «Труженике» взято с Газ М20, но немного изменились передаточные числа. Три ступени в коробке передач и две в «раздатке» обеспечивали шесть рабочих ступеней и возможность менять усилие в широком диапазоне.
Передаточные числа по ступеням:

  • 1-я — 3,115;
  • 2-я — 1,772;
  • 3-я — 1;
  • задняя — 3,378.

При этом раздатка Газ 69 имела следующие передаточные числа — 1.15 и 2.78.

При выборе понижающей скорости на ведущую ось приходилась слишком большая нагрузка.Чтобы избежать повреждения, включение такой передачи блокировалось при выключенном переднем мосту. Что касается сцепления, здесь использовался классический вариант — сухое с одним диском.

Ходовая

Конструктивно Газ 69 состоит из рамы, в состав которой входит пара лонжеронов закрытого типа, объединенных шестью поперечинами. Рамная часть изготовлена из листовой стали, а главными элементами подвески являются две пары рессор, имеющие форму половины эллипса и продольное расположение. Вся эта система дополнялась гидроамортизатором, способным работать на сжатие и отбой.
Газ 69 комплектуется тремя я карданами: спереди, сзади и между ними. Во всех случаях применяются игольчатые подшипники. Диски машины сделаны из штампованной стали и имеют глубокий обод. На шинах предусмотрены специальные зацепы, улучшающие проходимость.
Характеристики ходовой:

  • масса — 1,525 т;
  • колесная база — 2,3 м;
  • габариты — 3,85х1,75х2.03 м;
  • дорожный просвет — 21 см;
  • грузоподъемность — 650 кг;
  • радиус разворота — 6 м;
  • максимальная скорость — 90 км/ч;
  • запас топлива — 48 л и 27 л в двух баках.

В ступицах переднего моста предусмотрена возможность отключения, что позволяет уменьшить потребление горючего. При этом главный плюс Газ 69 — уникальная проходимость.

Характеристики автомобиля сведены в таблицу:

 Характеристики  Значения
 Двигатель, объем, л  2,1
 Мощность, л. с.  55
 Расход топлива, л/100км   14
 Число цилиндров / клапанов  4/8
 Топливо  бензин АИ-66
 Масса, т 1,525
Кколесная база, м  2,3
 Габариты (ДхШхВ), м  3,85х1,75х2.03
 Дорожный просвет, см  21
 Грузоподъемность, кг  650
 Радиус разворота, м  6
 Максимальная скорость, км/ч  90

Благодаря высокому клиренсу и продуманной подвеске, авто с легкостью преодолевает водные участки глубиной до 0,7 м и подъем до 30 градусов. Из-за рессоры сзади машина подскакивала на кочках, что и привело к появлению клички «козлик».

Тормозная система

При рассмотрении характеристик Газ 69 стоит уделить внимание и тормозной системе. В ее состав входит ножной и центральный тормоз с ручным приводом

Все они являются колодочными. Ножная и центральная тормозная система разделена друг с другом. При этом первая имеет гидропривод, действие которого распространяется на все колеса.

Тормоза спереди и сзади идентичны. Отличается только способ подключения трубопровода к цилиндру. При этом все детали системы идентичны с тормозной системой «Победы». Что касается стояночного тормоза, он барабанный. Для его снятия можно не разбирать ступицы.

Особенности контуров:

  1. рабочий — колодки, гидропривод на все колеса;
  2. ручной — колодки, механический привод.

Технические характеристики ГАЗ-69

В четырехдверный ГАЗ 69А садиться не очень удобно – двери в нем достаточно узкие. Но места в салоне хватает, и водитель размещается комфортно. Дизайн автомобиля считался в свое время передовым, впрочем, до сих пор внешний вид «козлика» нравится многим.

Отопительная система и солцезащитные козырьки в машине присутствовали. Крышка багажника ГАЗ 69А откидывается, автомобиль имеет грузоподъемность 500 кг (без учета двух пассажиров). Кресла в салоне не слишком удобные – они обтянуты дермантином, и на ухабах и поворотах по ним пассажиры скользят. Ремней безопасности в то время не предусматривалось – ремнями только-только стали оснащаться «Форды» в Америке, а в Советском Союзе о них вообще даже и не слышали.


Стеклоочиститель лобового стекла на машине не такой, какой мы привыкли видеть на современных автомашинах. Трапеция (привод дворников) располагается сверху, практически на крыше. Соответственно, поводки со щетками очищают «ветровик» сверху вниз, а не наоборот.

Причины кризиса

Причины Карибского кризиса заключаются в размещении американскими военнослужащими ядерных баллистических ракет на территории Турции в 1961 году. Новые ракеты-носители «Юпитер» были способны доставить ядерный заряд к Москве и другим важнейшим городам Союза в считанные минуты, из-за чего СССР не имел бы шанса ответить на угрозу.

Хрущев должен был отреагировать на подобный жест США и, договорившись с правительством Кубы, разместил советские ракеты на Кубе. Таким образом, находясь в непосредственной близости от восточного побережья США, ракеты на Кубе были способны уничтожить ключевые города Штатов быстрее, нежели ядерные боеголовки, запущенные из Турции.

Интересно! Размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало панику среди населения США, а правительство расценило такие действия как прямой акт агрессии.

Рассматривая причины Карибского кризиса, нельзя не сказать о попытках США и СССР установить контроль над Кубой. Стороны пытались расширить свое влияние в странах третьего мира, этот процесс и получил название холодная война.

«Эрликон» — зенитное орудие 20 и 35 калибра — мал золотник да дорог

Кто проходимее Газ-69 или УАЗ ? — Страница 8 — Вне дорог

sashasv    353

Парашютист    85

трезвый    160

Конь    796

Конь    796

трезвый    160

TIGER    503

Конь    796

Антон    756

  • Мастер
  • Газонщики
  • 756
  • 1 275 публикаций
  • Пол:Мужчина
  • Город:Камышлов, Свердловская обл.
  • Интересы:ГАЗ-69 проходимец, ГАЗ-69 трофи-боец (Гена-самарский), мотовелосипед ПВЗ-16ВМ, Jawa-634

TIGER    503

Конь    796

sashasv    353

esaul1    1 451

  • Мастер
  • Газонщики
  • 1 451
  • 1 160 публикаций
  • Пол:Мужчина
  • Имя:Алексей
  • Город:Нижний Новгород
  • Интересы:Байдарка «ЛУЧ», работа с шашкой, хорошая литература и многое другое, на что остается время… И, конечно, ГАЗ69А 1971 года рождения.

speedoff    2 922

Конь    796

Mиxалыч    1

cubic    225

  • Мастер
  • Газонщики
  • 225
  • 263 публикации
  • Пол:Мужчина
  • Имя:Роман
  • Город:санкт- петербург
  • Интересы:ГАЗ69,YAMAHA V-MAX,ДАЧА,ЛЕС.

Первые УАЗ-469 1972 год.

Первые УАЗ-469 сошли с Ульяновского конвейера автозавода 15 декабря 1972 года. Они полностью сменили ГАЗ (УАЗ)-69. В качестве агрегатной базы в значительной степени использовалась хорошо зарекомендовавшая себя, известная надёжностью и конструктивным запасом прочности ГАЗ-21 «Волга».

фотография УАЗ-469

Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырехзначный номер 3151 (номер 31512 получила гражданская модификация 469Б).     В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус.     Требования основного заказчика (АРМИЯ) для автомобиля со специфичными особенностями внедорожника, базовой модификациии. Автомобиль для военных должен был обладать большим дорожным просветом для лучшей проходимости, должен был иметь предпусковой подогреватель, экранированное электрооборудование с помехоподавителями в электрических цепях, герметичные фары и прочие отличия.     Конструктивные особенности военной модификации при эксплуатации в мирное время автомобили должны быть предельно унифицированы, для условий мобилизации в военное время. Поэтому существовала модификация УАЗ-469БГ — медицинский вариант. При складывании задних сидений и трансформации задней площадки в грузовую стновилось возможным перевозка раненого на стандартных санитарных носилках, пристегиваемых к специальным кронштейнам на заднем борту и поручню переднего пассажирского сидения.

фотография панель приборов и управления УАЗ-469

Внутреннее пространство кузова внедорожника УАЗ-469 по сравнению с ГАЗ-69 стало значительно просторнее. Намного удобнее стала посадка и высадка. Аккумулятор из обитаемого пространства салона переместили в моторный отсек. Подкапотное пространство тоже стало намного просторнее, что обеспечивало хорошую доступность к двигателю и остальным находящимся там узлам. Соответственно упрощая и ускоряя контрольный осмотр, техобслуживание и ремонт.

фотография панель приборов и управления УАЗ-469

Рулевое колесо 1 расположено с левой стороны. В центре рулевого колеса помещена кнопка 2 звукового сигнала. Справа на рулевой колонке расположена рукоятка 3 переключателя указателей поворота. Рукоятка автоматически возвращается в нейтральное положение при повороте рулевого колеса в обратную сторону (движение автомобиля по прямой). На центральной стойке ветровой рамы установлено внутреннее зеркало 4 заднего вида.

В верхней части ветровой рамы установлен электрический стеклоочиститель 5. Справа от водителя располагается панель 6 приборов. На ветровой раме располагаются два противосолнечных козырька 7. Для очистки ветрового стекла установлены две щетки 8 стеклоочистителя. А в нижней части ветровой рамы имеются два патрубка 9 обдува ветрового стекла. Ветровая рама имеет два запора 10. На УАЗ-469 чертеже справа от водителя на передней панели имеется поручень 11 пассажира. Там же под ним фонарь 12 освещения. Справа от водителя под передней панелью располагается рукоятка 13 заслонки люка вентиляции и отопления.

Заслонка люка открывается подачей рукоятки на себя. Отопитель имеет регулировочные заслонки 14 подачи теплого воздуха к ногам водителя и пассажира. Справа от водителя располагается рычаг 15 включения переднего ведущего моста. По инструкции УАЗ-469 передний ведущий мост включен, когда рычаг занимает переднее положение. На отопителе в средней части имеется крышка 16, она позволяет теплому воздуху поступать в салон кузова. Там же располагается и рычаг 17 управления раздаточной коробкой, который может занимать три положения: переднее положение (по ходу автомобиля) — включена прямая передача; среднее положение — нейтральное; заднее положение — включена понижающая передача. Рядом с водителем располагается рычаг 18 переключения передач, на рукоятке которого нанесена схема переключения передач. Схема положений рычагов коробки передач и раздаточной коробки показана на следующей схеме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector