Дважды герой советского союза виктор николаевич леонов. легендарный разведчик вмф ссср (16 фото)
Содержание:
В первый день войны…
22 июня 1941 года, Сафонов в группе с лётчиком-истребителем Воловиковым у полуострова Рыбачий вышел на перехват гитлеровского бомбардировщика. Несмотря на то, что вражеский самолёт получил прямое попадание и задымил, он всё-таки сумел оторвался от преследования и ушёл на свою территорию…
Heinkel He 111
24 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов Б.Ф. первым из лётчиков-североморцев добыл первую победу в воздухе — им был сбит бомбардировщик «Хе-111», участвовавший в налёте на военно-морские базы в районе Полярное (ныне город Полярный) и Ваенга (ныне город Североморск). В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом — «эресом» — повредил самолёт противника. «Хейнкель» ушёл в море, преследуемый Сафоновым до бухты Зеленцы, где ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулемёты…
Нож кукри чертежи с размерами
Источники
- Часть I // Наставление по войсковой маскировке. — Москва: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1957.
- Часть II // Наставление по войсковой маскировке. — Москва: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1957.
- Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных войск. — Москва: Военное издательство, 1989.
- Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1984.
- Учебник // Военно-инженерная подготовка. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1982.
- Учебник // Приёмы и способы действий солдата в бою. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1989.
- Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных войск. Часть IV // Инженерное обеспечение, действия частей и подразделений инженерных войск. — 1982.
- Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1984.
Универсальный ИС-2-II
Хотя название этого танка включает аббревиатуру легендарного ИС, по своим модулям он больше похож на КВ-3, на который, как и ИС-2-II, устанавливается 100-мм орудие.
ИС-2-II — универсальная машина и хорошая тренировочная платформа для освоения всей ветки. Комфортные в стрельбе 100-мм орудия помогают лучше освоить новую механику. Подготовка к выстрелу занимает немного времени, и пауза после двойного выстрела — небольшая.
Играя на этой машине, можно протестировать все три режима стрельбы — циклический, последовательный и залп — изучив нюансы каждого из них. Учитывая относительно высокую скорострельность 100-мм орудия циклический режим, возможно, будет использоваться на ИС-2-II чаще других.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
- Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков. — М.: Воениздат, 2000. — 703 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01883-9.
- Герои Советского Союза: Историко-статистический очерк / Под ред. И. Н. Шкадова. — М.: Воениздат, 1984. — 288 с.
- Бортаковский Т. В. Расстрелянные Герои Советского Союза. — М.: Вече, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9533-6190-3
«Победа в воздухе куётся на земле»
Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.
Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.
Также по теме
«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза
125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, один из первых организаторов полярных исследований в СССР Иван Папанин. Хотя он…
По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества. Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте
Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования
Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.
Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле
Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — заявил он однажды в интервью флотской газете.
Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.
-
Летчик-истребитель Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
Кеннет Воод и Чарльтон Ваг Хоу, осень 1941 года - РИА Новости
Сафонов смело атаковал превосходящего по численности противника. 8—9 августа 1941 года его подразделение отразило крупнейшую на тот момент попытку авианалёта на Мурманск, сбив сразу 13 самолётов нацистов. Согласно ряду свидетельств, когда гитлеровские лётчики видели самолёт Сафонова, они сообщали об этом по рации и ретировались с места боя.
«Не припомню ни одного случая, чтобы фашист, с которым вступил в бой командир, смог уйти целым и невредимым. Много новых, никогда и никем не применявшихся тактических приёмов преподал нам Борис Феоктистович. Учил нас внезапному удару, быстроте манёвров», — вспоминал лётчик Пётр Семёненко.
16 сентября 1941 года Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Осенью 1941 года был сформирован новый, 78-й истребительный авиационный полк Северного флота. Его командиром был назначен Сафонов. В полк были переданы предоставленные британской стороной истребители Hawker Hurricane. Сафонов положительно оценил их лётные характеристики, но был крайне недоволен вооружением. Под его руководством советские техники установили на английские самолёты отечественные пушки и пулемёты.
«Важной частью деятельности сафоновцев стало сопровождение в северных водах западных конвоев», — отметил Юрий Кнутов
- Борис Сафонов
- РИА Новости
Первая звезда
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Сафонову Борису Феоктистовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К моменту опубликования данного Указа на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.
Hawker Hurricane
В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась «сафоновская эскадрилья», обосновались английские лётчики на истребителях «харрикейн», прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев (группа «Бенедикт» полковника Шервуда), Сафонов первым на Северном флоте облетал английский «харрикейн», а спустя 10 дней эти машины освоили и другие лётчики эскадрильи.
По инициативе Сафонова английские самолёты, поступавшие по ленд-лизу на вооружение ВВС Северного флота, были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемёта, после чего Сафонов решил заменить пару пулемётов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов.
С октября 1941 года Б.Ф. Сафонов — командир 78-го истребительного авиационного полка, майор. Он увеличил счёт сбитых вражеских самолетов и за один месяц — с 22 декабря 1942 года по 22 января 1942 года — был награждён вторым и третьим орденами Красного Знамени.
Во второй половине марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначили командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он стал меньше летать, отдавая много времени руководству боевой деятельностью подразделения, организационно-хозяйственным делам.
В конце марта 1942 года он провёл воздушный бой в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы — лично сбил два вражеских истребителя.
P-40 Kittyhawk
Свой последний — 224-й боевой вылет подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое лётчиков-североморцев во главе с Сафоновым на американских P-40 «киттихаук», обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил 2 самолёта и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна — либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.