Состав, структура, порядок формирования совета федерации рф
Содержание:
- Концепция противостояния
- Аппарат Совета Федерации
- Первый период формирования (январь 1994 — январь 1996)
- Посещение заседаний
- Неразгаданная «Светка»?
- Как формируется Совет Федерации?
- Временная комиссия СФ по защите гос. суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ
- Третий период формирования (январь 2002 — декабрь 2012)
- Описание
- Деятельность
- Примечания
- Как в России появился Совет Федерации?
- Особенности заседаний СФ
- «Мурка»
- Функции Совета Федерации
- Четвёртый период формирования (декабрь 2012 — настоящее время)
- Предыстория
- Поиск
- Второй период формирования (январь 1996 — декабрь 2001)
- Общая информация
- Требования после принятия поправок к Конституции (2020)
Концепция противостояния
На протяжении нескольких десятилетий двадцатого века в мире сохранялось противостояние двух государств: СССР и США. В разных формах конкуренция и соперничество наблюдались на земле, в небесах и на море. По неофициальной классификации Америка считалась морской державой, а Советский Союз сухопутной. Однако начиная со времен царствования императора Петра I, Россия начала утверждаться на морских просторах по всему земному шару. Для этого «утверждения» в течение длительного отрезка времени пришлось создавать мощную производственную базу.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» заложен на стапелях Балтийского кораблестроительного завода в июле 1978 года. На этом предприятии имелись все необходимые условия для строительства современных кораблей для нужд военно-морского флота. Закладке корабля предшествовали события, которые привели к очередному обострению в противостоянии стран на океанских просторах. Появление на вероятном театре военных действий американского крейсера с атомной силовой установкой «Лонг Бич» советский Генеральный Штаб воспринял как серьезную угрозу.
Техническое задание на проектирование тяжелого атомного ракетного крейсера – ТАРК – несколько раз корректировалось. Специалисты старались создать корабль с мощным ударным комплексом и надежной системой защиты от действующих угроз. Американский флот имел на вооружении авианосцы, которые применялись для поражения целей, как на море, так и на суше. Советский крейсер создавался с эффективной защитой от самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. При этом на борту нужно было разместить боеприпасы для ведения военных операций, необходимые ресурсы для питания экипажа и топливо для силовых установок.
Принятый к реализации проект «Орлан» предусматривал постройку четырех кораблей. В начале 60-х годов военно-морские силы Советского Союза базировались на четырех опорных базах. Первый крейсер предназначался для несения службы на Северном флоте. Второй собрат, получивший при закладке название «Фрунзе», готовился к боевому дежурству на Тихом океане. Следует подчеркнуть, что в апреле 1992 года ракетоносец переименован в «Адмирала Лазарева». Согласно принятой на тот момент времени системе проектирования, в конструкцию каждого следующего корабля вносились обновления и дополнения.
Аппарат Совета Федерации
Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.
Руководители Аппарата Совета Федерации:
- Ткаченко Пётр Фёдорович (2001—2008)
- Никитов Владимир Аполлонович (1994—2001)
Первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации:
Заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации:
- Начальник Правового управления — Егорова Екатерина Юрьевна
- Начальник Аналитического управления — Кривов Виктор Дмитриевич
- Начальник Управления организационного обеспечения — Костюлин Николай Петрович
- Начальник Управления делами — Семикин Виталий Викторович
- Начальник Управления информационных технологий и документооборота — Попов Валерий Валериевич
- Начальник Управления государственной службы и кадров — Корчак Александр Борисович
- Начальник Управления международных связей — Парузин Николай Владимирович
- Начальник финансово-экономического управления — Петренко Андрей Владимирович
Первый период формирования (январь 1994 — январь 1996)
В Викитеке есть полный текст Указа Президента России от 11.10.1993 № 1626 «О выборах в Совет Федерации ФС РФ» в редакции 6 ноября 1993 года (применялась на выборах СФ)
Политика — Портал:Политика |
Россия |
Эта статья — часть серии:Политическая системаРоссии |
Конституция России Поправки Президент России Владимир Путин
Выборы
|
В переходных положениях Конституции России 1993 года было указано, что первый состав СФ на два года избирается гражданами по двухмандатным округам, а далее порядок формирования СФ необходимо было установить отдельным законом.
Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 года. СФ заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996.
Практическая деятельность выборного СФ показала, что он не всегда выполняет отведённую ему авторами Конституции роль «фильтра» принимаемых Государственной думой законов и нередко голосует за преодоление президентского вето.
Председатель — Владимир Филиппович Шумейко (избран 13 января 1994 года — постановление Совета Федерации № 9-I СФ, полномочия депутата Совета Федерации первого созыва прекратились с момента начала работы Совета Федерации нового созыва 23 января 1996 года), депутат от Калининградской области.
Посещение заседаний
Член Совета Федерации обязан присутствовать на заседаниях Совета Федерации.
Сенатор до начала заседания Совета Федерации, комитета Совета Федерации, членом которого он является, письменно информирует соответственно Председателя Совета Федерации, председателя комитета Совета Федерации о невозможности присутствовать по уважительной причине (направление в командировку, болезнь, регистрация брака, рождение ребёнка, смерть члена семьи или близкого родственника, чрезвычайные ситуации на местах) на заседании палаты, комитета.
Отсутствие парламентария по иным причинам допускается на основании его письменного обращения с согласия соответственно Председателя Совета Федерации, председателя комитета Совета Федерации.
Неразгаданная «Светка»?
Как пишет «АиФ», один из самых знаменитых российских оружейников Федор Токарев, создатель знаменитого пистолета «ТТ» (десятилетиями служившего табельным оружием армейским офицерам), самозарядную винтовку (будущую СВТ) в конце 30-х годов так и не доделал: в преддверии Великой Отечественной войны промышленному внедрению СВТ в РККА помешал вариант с винтовкой Сергея Симонова — перед войной так и не решили, что предпочтительнее для массового производства.
В 1938 году СВТ разработали под патрон 7,62. Оружие делали с учетом серийного производства при использовании определенного качества стали и ряда других особенностей, не способствующих серийному изготовлению винтовок для армии.
Лучшая советская женщина-снайпер за всю историю, Людмила Павлюченко (свыше 300 пораженных гитлеровских солдат и офицеров), в основном работала по немцам именно из СВТ, это документально подтверждено. Но и она говорила: для общебоевых действий подходит не СВТ, а менее требовательная «мосинка».
Как формируется Совет Федерации?
Совфед формируется по непартийному признаку – фракций, как в Госдуме, здесь нет. Право выдвигать кандидатов имеет заксобрание региона (кандидата определяют большинством голосов депутатов) и претендент на пост губернатора (он называет 3 кандидатов в сенаторы, один из которых становится членом Совфеда после выборов губернатора). Сенаторы избираются на неограниченный срок, и их не могут отозвать ни губернатор, ни заксобрание. Президент не может распустить Совфед, в отличие от Госдумы или правительства. Действующих сенаторов нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если только их не застали на месте преступления) и подвергать личному досмотру.
Временная комиссия СФ по защите гос. суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ
Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации — комиссия, созданная по решению 414-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ с целью защиты государственного суверенитета России и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Предыстория возникновения
Предпосылки появления комиссии наметились ещё в апреле 2017 года, во время проведения 136-й Ассамблеи Межпарламентского Союза в Дакке.
По итогам работы Ассамблеи по инициативе российской делегации была принята резолюция о роли парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Тезисом данной резолюции стала констатация недопустимости насильственной смены законных правительств государств под предлогами т. н. «гуманитарных интервенций».
7 июня 2017 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика», организованные Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. По итогам дискуссий подготовлены рекомендации.
14 июня 2017 года, на 414-м заседании Совет Федерации принял Постановление «О создании Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации».
Также, по сообщениям СМИ, идея создания комиссии возникла в связи с санкционной политикой западных государств в отношении России из-за заявлений о вмешательстве России во внутренние дела других государств.[нет в источнике]
Состав Временной комиссии:
В состав Временной комиссии включены следующие члены Совета Федерации:
- Климов Андрей Аркадьевич — председатель Временной комиссии.
- Невзоров Борис Александрович — заместитель председателя Временной комиссии.
- Богданов Виталий Анатольевич
- Бокова Людмила Николаевна
- Ковитиди Ольга Федоровна
- Кондратьев Алексей Владимирович
- Морозов Олег Викторович
- Полетаев Владимир Владимирович
- Тимофеева Ольга Леонидовна
- Чернышенко Игорь Константинович
При Временной комиссии был образован экспертный совет.
Основные задачи
К основным задачам Временной комиссии относятся:
- Сбор, анализ и обобщение информации о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации;
- Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации;
- Мониторинг деятельности иностранных государств, межгосударственных объединений и международных организаций, направленной на осуществление вмешательства в политическую, экономическую, культурную, гуманитарную сферы деятельности в Российской Федерации;
- Мониторинг состояния международного права в области предотвращения вмешательства во внутренние дела государств, подготовка предложений по его совершенствованию.
Заседания
Первое заседание Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела прошло 27 июня 2017 года.
Третий период формирования (январь 2002 — декабрь 2012)
Целью следующей реформы, предложенной президентом Путиным, стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона).
Главы региональной исполнительной власти были, таким образом, лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет РФ, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.
Третий Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января на неограниченный срок и заседает в полностью обновлённом составе с 16 января 2002. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года.
Председатель:
- Сергей Михайлович Миронов (избран 5 декабря 2001 года — постановление Совета Федерации № 359-СФ, освобождён от должности 29 января 2003 года — постановление № 5-СФ, избран 29 января 2003 года — постановление № 7-СФ, освобождён от должности 30 марта 2007 года — постановление № 106-СФ, избран 30 марта 2007 года — постановление № 107-СФ, отозван из Совета Федерации 18 мая 2011 года), представитель от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
- Валентина Ивановна Матвиенко (избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга.
Описание
Из Конституции Украины:
В качестве малого герба Украины изображение трезубца было утверждено постановлением Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» от 19 февраля 1992 года N 2137-XII.
Деятельность
Примечания
- Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Белонучкин Г. . «Федеральное Собрание»., М., 2000. politika.su (2000). Дата обращения: 18 декабря 2013.
- Румянцев О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления. — Москва: Библиотечка РГ, 2013. — С. 92. — ISBN 978-5-94821-025-4.
- . Президент России. Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . РИА Новости (27 июня 2012). Дата обращения: 17 апреля 2020.
- adminsovfedinfo, sovfedinfo. . Совет Федерации (4 апреля 2017). Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . NEWSru.com (14 июня 2017). Дата обращения: 18 апреля 2020.
- ↑ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . YouTube. Дата обращения: 18 апреля 2020.
- . cbr.ru. Дата обращения: 18 апреля 2020.
Как в России появился Совет Федерации?
К моменту подготовки Конституции 1993 года политические силы в стране и регионы были разобщены, в России нарастал конституционный кризис, который требовал срочного принятия основного закона. При этом процесс написания Конституции сопровождался серьёзной политической борьбой: необходимо было решить вопрос соотношения исполнительной и законодательной власти – президентской и парламентской. Дело в том, что исполнительные и судебные органы смогли сохранить вертикаль власти, опираясь на региональные структуры. У парламента такой базы не было.
В итоге решение вопроса нашли в создании верхней палаты парламента – Совета Федерации. Он, с одной стороны, помог выстроить вертикаль представительной власти, потому что его члены были представителями регионов. С другой стороны, он помог консолидировать регионы, в том числе и национальные республики, которые к тому времени приняли декларации о суверенитете и захотели напрямую участвовать в обсуждении федеральной повестки. Таким образом, роль Совета Федерации оказалась огромной, и наибольшей силы орган достиг во второй половине 90-х годов, когда сенаторами стали губернаторы и председатели региональных заксобраний (с 1993 по 1995 года регионы назначали представителей).
Однако участвовать в заседаниях верхней палаты и одновременно заниматься основной работой губернаторам и главам региональных парламентов было сложно, скоординировать деятельность Совфеда не получалось. Поэтому с 2000 года вновь вернулись к практике назначения представителей. Последние стали работать в Совфеде на постоянной и профессиональной основе. Часто при этом не появляясь в субъекте, который формально их туда делегировал. Так во время первого президентского срока Владимира Путина начался процесс ослабления Совфеда.
Своеобразным «утешительным призом» для губернаторов стало учреждение Госсовета – совещательно-консультативного органа при президенте, в который входят все губернаторы. Однако он не обладал никакими полномочиями. Совфед, при этом, стал неким местом «почётной ссылки» для многих политических деятелей. Например, в 2015 году сенатором стала экс-депутат Госдумы Елена Мизулина, которая известна скандальными инициативами против «гей-пропаганды», разводов и усыновления российских сирот иностранцами.
Особенности заседаний СФ
Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:
- Обращения и послания Президента.
- Поправки к главам 3-8 Конституции, проектам законов, которые приняты в Госдуме и подлежат обязательному рассмотрению.
- Предложения о пересмотре норм, описанных в главах 1, 2, 9 Конституции.
- Проекты постановлений СФ по вопросам, которые касаются его ведения.
- Предложения по поводу направления запросов в КС.
- ФЗ, принятые в Госдуме, касающиеся денонсации и ратификации договоров международного характера РФ.
«Мурка»
Сегодня на руках охотников находится много ТОЗ-87, МЦ21-12, «Бекасов», а также конверсионных «Вепрей» и «Саег», не говоря уже о турецком ширпотребе или более качественном, но непропорционально дорогом европейском оружии, которое позиционируется рекламой в качестве «элитного». Однако охотничье ружье МР-153 – экземпляр весьма неоднозначный. Оно имеет и преданных сторонников, и яростных противников. И тем не менее, ласково прозванное охотниками «Мурка», ружье уверенно лидирует по распространенности и продажам. Попробуем дать объективную оценку этому оружию, которое в свое время стало яркой новинкой как на нашем, так и на импортном охотничьем рынке.
Функции Совета Федерации
В 102 статье Конституции Российской Федерации устанавливаются вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, а именно:
· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положений;
· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;
· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Четвёртый период формирования (декабрь 2012 — настоящее время)
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» вступил в силу в декабре 2012 года. По нему, общие требования к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации выглядят следующим образом:
- Гражданин должен быть старше 30 лет;
- Гражданин должен иметь хорошую репутацию;
- Гражданин должен иметь не менее 5 лет оседлости.
Представителем от законодательного органа региона может быть только депутат этого органа. Кандидатуры вносятся председателем, фракцией или группой депутатов. Решение принимается большинством голосов от общего числа.
Представитель от исполнительного органа региона: кандидатура заранее определена. При выборах высшего должностного лица субъекта каждый кандидат заявляет список из трёх человек, первый из которых в случае избрания кандидата будет наделён полномочиями члена Совета Федерации (второй в списке имеет шанс стать сенатором лишь в случае досрочного прекращения полномочий первого, третий — соответственно после второго). Решение о наделении принимается вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на следующий день после дня его вступления в должность указом (постановлением).
Важное новшество: исключается возможность досрочного отзыва сенатора по инициативе губернатора или законодательного собрания региона. Для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации предусмотрены те же основания, что и для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной думы.. Спикер Совета Федерации направляет информацию о посещении сенатором пленарных заседаний, заседаний комитетов Совета Федерации в орган государственной власти субъекта/региона России, избравшего/назначившего члена Совета Федерации.
Спикер Совета Федерации направляет информацию о посещении сенатором пленарных заседаний, заседаний комитетов Совета Федерации в орган государственной власти субъекта/региона России, избравшего/назначившего члена Совета Федерации.
Ограничения:
- имеющий гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
- признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
- имеющий судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Предыстория
С 30 января 1991 года (с момента утверждения постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Положения о Совете Федерации) включал председателей Советов всех 88 (затем — 89) субъектов Федерации. В июле 1991 пост председателя Совета Федерации унаследовал Р. И. Хасбулатов как и. о. Председателя, а затем — Председатель Верховного Совета.
Совет Федерации РСФСР под председательством Б. Н. Ельцина собирался на заседания трижды — 22 ноября 1990 года, 23 января и 20 марта 1991 года.
18 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации, пока его полномочия не будут определены законодательно действующим парламентом.
Поиск
Второй период формирования (январь 1996 — декабрь 2001)
Реформа СФ была призвана сделать его политически более близким исполнительной власти. В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в СФ по должности. При этом члены СФ работали в нём на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий. Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал по 26 декабря .
Председатель — Егор Семёнович Строев (избран 23 января 1996 года — постановление Совета Федерации № 9-СФ, освобождён от должности 5 декабря 2001 года — постановление № 358-СФ; избран почётным Председателем Совета Федерации 5 декабря 2001 года — постановление № 360-СФ), глава администрации Орловской области.
См. также: Список членов Совета Федерации России (1996—2000)
Общая информация
Совет Федерации (СФ РФ, Сенат) – это верхняя палата российского парламента, в состав которой входят представители субъектов РФ.
Кроме того, часть членов данного органа назначается президентом страны. После принятия поправок в Конституцию 2020 года квота главы державы в СФ РФ возросла до 30 человек. Также благодаря последним изменениям в Основном законе появилось понятие «сенатор», которое хотя и применялось ранее, но не было закреплено законодательно.
Заседания — главная форма работы Совета Федерации.
За время существования данного органа количество сенаторов в нем много раз менялось из-за образования новых субъектов РФ. На данный момент в СФ РФ заседает 187 членов. Согласно последним изменениям в законодательстве, экс-президенты также становятся пожизненными сенаторами.
Кроме того, в работе СФ РФ старается дистанцироваться от политики. Он формируется не по партийному принципу, в органе нет фракций или политических объединений.
Требования после принятия поправок к Конституции (2020)
Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.