В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Содержание

В ожидании ПВО

Почему же строительство корабля так сильно затянулось? Тут наложилось сразу множество факторов, начиная от банальной нехватки финансирования и заканчивая изменением облика корабля и ожиданием готовности отдельных компонентов. Боевой корабль — это общая, заранее посчитанная и выраженная в чертеже сумма технологий. И любые, пусть незначительные изменения требуют переработки всей структуры. Вот и в случае сГоршковым» очень затянулось ожидание зенитного ракетного комплексаПолимент-редут».

Грубо говоря, это специально созданный для флота ЗРК, сочетающий в себе элементы сухопутных систем С-350 и С-400, с новым радаромПолимент».

И ракеты отличаются от использующихся в сухопутном варианте, и пусковые установки свои, вертикального пуска. И сам упомянутый выше радарПолимент» — с четырьмя фазированными решётками, что совершенно необходимо в случае морского боя, когда даже примерно нельзя предсказать, с какого направления может последовать атака.

Радар 5П-20КПолимент»(фото: R_G)

Всего жеПолимент» может одновременно обстреливать до 16 целей. Правда, если они ловко распределятся по четыре перед каждой решёткой радара(на что рассчитывать не приходится). ЗРК имеет четыре вертикальные пусковые установки по восемь ячеек в каждой. Этого хватит на 32 ракеты большой(до 400 километров) или средней дальности или на 64 ракеты малой дальности. Естественно, можно комбинировать в любых сочетаниях и наборах.

Есть на корабле и противолодочные средства, и артиллерийская 130-миллиметровая установка А-192М. В общем и целом получается очень крепкий фрегат, способный не дать себя в обиду, как ты к нему ни подступись.

Если хочется сравнить с проектом 11356Р/М, тоГоршков» даже по основным показателям смотрится гораздо серьёзнее — во многом из-за более совершенной ПВО.

Примечания

  1. Парусная оснастка корабля с тремя и более мачтами, несущими прямое парусное вооружение.
  2. Главное управление по заготовке, переработке и сбыту вторичных черных металлов при Совете Народных Комиссаров СССР
  3. Рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
  4. Косой четыреугольный парус, ставящийся на бизань-мачте
  5. Добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх
  6. Рангоутное дерево, подвешенное вертикально под внешним ноком бушприта
  7. Отводы у нока бушприта для утлегарь- и бом-утлегарь-бакштагов.
  8. Металлические полосы, стержни или цепи, проходящие снаружи борта парусного судна и прочно скреплённые с набором и обшивкой
  9. Элементы рангоута парусного судна, представляющие собой тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки дополнительных парусов — лиселей.

Время на Марсе и год на Марсе

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётом «эскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.

Почему эту мелочь обозвали корветами — загадка.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типа «Флауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.

Корвет типа «Флауэр» и фрегат типа «Ривер» в одном масштабе

Мореходность «цветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типа «Ривер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называли «двухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.

Фрегаты: начало

История фрегатов началась с… галер. В конце XV века на Средиземном море появились лёгкие галеры с шестью-двадцатью банками для гребцов; манёвренные, быстрые, ходкие, предназначенные для набеговых и разведывательных миссий. Именно их изначально и стали называть фрагатами(fragata). Эти фрагаты очень полюбились берберийским пиратам, которые использовали их для набегов на европейское побережье по принципу тактики hit & run(бей-беги).

На ту же тему Зачем нужны паруса?

Юркие судёнышки стали настоящей головной болью средиземноморских государств, но у фрагат было два недостатка, которые ограничивали их применение: малая автономность и возможность использования только в хорошую погоду.

Новый виток развития фрагат пришёлся на 1606 год. Некий голландский ренегат Саймон Дэнсер(Симон Данса, Симон Датзер — называют его по-разному) перешёл на службу к паше Алжира и предложил… строить быстроходные парусные корабли. Доподлинно неизвестно, то ли он сам был неплохим кораблестроителем, то ли выкрал корабельных дел мастеров, но в 1609 году берберийские пираты обзавелись четырьмя бретонскими буерами(малые двухмачтовые суда с косыми парусами), которые могли плавать в непогоду и имели повышенную автономность.

Вскоре этот опыт распространился и на Тунис, и на Марокко, и на другие страны Варварийского берега.

Пираты вышли за пределы Средиземного моря и начали свои рейды к берегам Англии, Шотландии, Дании, Норвегии и т. д. Так, только в водах Англии с 1606-го по 1616 год берберийцы захватили 466 британских кораблей, и это не считая кораблей других наций.

Подклассы: крейсеры

Поскольку первый ранг – самый серьезный, то обязательно нужно отметить вниманием и подклассы кораблей. Первыми по списку идут тяжелые авианесущие крейсеры

Их водоизмещение составляет более 25 000 тонн! Работают они на паротурбинной энергетической установке. Именно эта классификация кораблей ВМФ России демонстрирует на международной арене мощь нашего государства.

Следом идут тяжелые атомные ракетные крейсеры. Их характеристика близка к той, которой отличаются вышеупомянутые суда. Только работают они на атомной энергетической установке. На этих судах постоянно базируется два вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, который способен уничтожить крупные надводные корабли.

Также классификация кораблей ВМФ России включает в себя ракетные крейсеры. Они действуют в удаленных районах океанов и морей, и их назначение – уничтожать крупные надводные суда противника, тем самым обеспечивая ПЛО и ПВО своих суден. Ещё к первому рангу относятся атомные подводные крейсеры, которые способны из положения под водой на глубине 400-600 метров поразить крупные береговые объекты на дальности вплоть до 8250 километров.

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Универсальные: Black 65 мл

Какой газовый баллончик для самообороны лучше среди более мощных моделей? Перцовый баллончик объемом 65 мл – это универсальное решение, так как его можно носить с собой и применять для самообороны. Данное средство имеет аэрозольно-струйное распыление, поэтому можно быть уверенным в том, что баллончик достигнет цели. Смесь данного средства состоит из экстракта натурального жгучего перца и синтетического вещества, которые разрешены к использованию на территории России.

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

Скромный немецкий головной фрегат типаБаден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

Мифическая «немореходность» российского флота

Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.

Фото из архива
Миноносец российского императорского флота «Буйный» — участник трансокеанского перехода и сражения при Цусиме.

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

Скромный немецкий головной фрегат типа «Баден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

«Кто виноват?» и «Что делать?»

Бэкингема в 1628 году убил отставной офицер Джон Фельтон, а проблема пиратов и корсаров осталась. Король Карл I строил мощные 70-100-пушечные корабли, но неожиданно выяснилось, что состоявший изплавучих крепостей» флот неспособен защитить собственные английские воды от берберийских и дюнкеркских корсаров. Большие корабли оказались слишком дорогими в содержании в мирное время и недостаточно быстроходными, чтобы догонять лёгкие пиратские суда.

Прорыв произошёл в 1635 году, когда в руки англичан попал голландский приватирСван», предназначенный для действий против дюнкеркских корсаров. Корабль был очень быстроходным, и по его образу и подобию в 1636 году построили кораблиРобек» иГрейхаунд». Однако они оказались гораздо медленнееСвана».

В этом же году англичане захватили настоящий дюнкеркский флибот —Никодемус», который они охарактеризовали каксамый быстрый корабль в мире»(most absolute sailer in the world). Естественно, его решили скопировать, и, хотя систершипыЭкспедишн» иПровиденс» получились довольно удачными, скоростиНикодемуса» они не достигали.

присутствие

Менди (F 148) от Valor класса на тест — драйв в Neustädter Bucht

После Второй мировой войны тип корвета снова сначала исчез. Из-за более совершенных и быстрых подводных лодок поиск подводных лодок снова стал задачей эсминцев и фрегатов .

В последние 30 лет корабли снова стали называть корветами. Как и во времена парусных кораблей, это военные корабли, которые больше патрульных катеров или скоростных катеров , но меньше фрегатов. Однако современные корветы иногда больше, чем фрегаты и эсминцы времен Второй мировой войны. В англоязычном мире они также известны как «маленькие фрегаты». Это объясняет, например, Б. также, что корветы ВМС Германии имеют в бортовом номере приставку «F», обозначающую фрегат.

До сих пор корветы были особенно привлекательны для флотов развивающихся стран и часто строились немецкими или итальянскими верфями для экспорта. Советский Союз построил несколько кораблей , которые были классифицированы по НАТО , как корвет, но по Варшавскому договору в качестве ракетных кораблей или малых противолодочных кораблей, в зависимости от района эксплуатации .

В последние годы корвет стал привлекательным и для других стран. По мере того как ракетные катера становились все более опасными, необходим небольшой военный корабль с лучшими оборонительными возможностями. Сегодняшние корветы почти так же хорошо вооружены, как и фрегаты , но обычно обладают лишь минимальными навыками подводной охоты. Кроме того, из-за недостатка места и стоимости часто обходятся без системы вертикального взлета для ракет . Однако с таким маленьким кораблем всегда есть риск, что он будет перегружен системами вооружения.

Страны, в которых используются такие современные корветы, включают Израиль ( класс Sa’ar-5 , построенный в США) и Южную Африку ( класс Valor , построенный Blohm + Voss ). Германский флот представил K130 корвет ( класс Брауншвейг ) в качестве замены для быстроходных катеров . Вероятно, самый футуристический современный корвет — это шведский корабль класса Visby , построенный как корабль- невидимка .

С классами Independence (Littoral Combat Ship) и Freedom ВМС США также используют меньшие корабли для операций вблизи побережья, но описывают оба класса новым термином Littoral Combat Ship .

Примечания

  1. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660—1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987
  2. О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
  3. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 29-30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano

Крейсер

Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).

Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю

Лёгкий и Тяжёлый крейсер

Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.

Линейный (большой) крейсер

Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.

Крейсер ПВО

Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.

Ракетный крейсер

Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.

Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)

Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.

Отпуск солдату срочной службы по семейным обстоятельствам

Несмотря на то, что основной отпуск военнослужащего по призыву отменен, он может получить отдых по личным обстоятельствам. Жизненные ситуации бывают разными. Могут произойти события, при которых парню необходимо, к примеру, находиться рядом с близкими людьми. Тогда он вправе рассчитывать на кратковременный отпуск, срок которого не должен превышать 10 суток. При этом к предоставляемому времени добавляется количество суток, которое требуется для приезда домой, а затем возвращения в военную часть.

К исключительным случаям, когда разрешается отлучка военнослужащего домой, относится тяжелое состояние здоровья или уход из жизни близкого человека срочника, например, жены, одного из родителей, ребенка, брата или сестры (родных), опекуна или попечителя. Рядовой также отпускается в кратковременный отпуск из-за наступления стихийного бедствия, например, пожара, в результате чего пострадала его семья или близкие люди. Закон допускает рассмотрение иных обстоятельств, не конкретизируя их, а оставляя на усмотрение командира ВЧ. Однако вне зависимости от того, в чем они заключаются, это обязательно должно быть подтверждено документально.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Эра Горшкова

В июле 1955 года Горшков стал заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом СССР, а в январе 1956 года — главкомом и заместителем министра обороны. Он возглавлял советский ВМФ на протяжении 29 лет.

Также по теме

«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова

115 лет назад родился герой Советского Союза адмирал Николай Кузнецов, руководивший наркоматом ВМФ СССР во время Великой Отечественной…

«Сергей Горшков — единственный адмирал, период деятельности которого был признан отдельной эрой. «Эра Горшкова» — так и писали западные СМИ о времени его нахождения на посту главкома», — подчеркнул в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам эксперта, советский (а в известной мере — и современный российский) океанский флот является «детищем Горшкова».

«Он вошёл в историю как гениальный организатор, администратор, управленец. Он не просто направлял в определённые регионы Мирового океана группы кораблей, он создавал стратегию. Этот человек был для отечественного флота буквально всем. При нём в сухопутной по большому счёту державе флот стал одним из ключевых и мощнейших орудий защиты национальных интересов», — подчеркнул Стрельбицкий.

По его словам, Горшков был сторонником развития океанского и подводного флота, дальних боевых походов.

«Корабли под советским военно-морским флагом появились практически во всех морях мира. Флот стал ракетно-ядерным, превратившись в один из ключевых компонентов обеспечения безопасности страны и изменив за счёт ядерных ракетоносцев баланс сил в мире

Кроме того, что немаловажно, советские корабли — как надводные, так и подводные — получили в это время ядерные силовые установки, обретя практически неограниченный ресурс хода», — продолжил историк

  • Адмирал Сергей Горшков с моряками Дунайской военной флотилии
  • РИА Новости

Специалист отметил, что с приходом Горшкова на пост главкома ВМФ резко интенсифицировались научные исследования в интересах флота. Множество НИИ и конструкторских бюро проектировали новые суда, самолёты морской авиации, разрабатывали современные оружейные системы.

При этом, работая над стратегией развития флота, Сергей Горшков не забывал о его текущих нуждах, старался разбираться во всех аспектах деятельности своих подчинённых. Он проводил личные собеседования с командирами первых советских ядерных субмарин и участвовал в испытании новых подводных кораблей, хотя это, естественно, было сопряжено с риском для жизни.

  • Министр обороны СССР, маршал Советского Союза Андрей Гречко (слева), начальник Главного политического управления Вооружённых сил СССР Алексей Епишев (справа) и главком ВМФ Сергей Горшков во время оперативно-стратегических учений
  • РИА Новости

По словам Юрия Кнутова, «американцы в бульварных газетах, играя на публику, могли называть советский флот времён Горшкова «ржавыми корытами», зато в экспертных изданиях и специальных докладах били тревогу, буквально крича о том, что флот сухопутного СССР догоняет, а в чём-то и превосходит флот «великой морской державы» США».

Также по теме

«На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны

105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов. В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал…

«В средствах массовой информации, как западных, так и постсоветских, можно найти критические утверждения по поводу того, что в СССР при Горшкове было слишком много типов кораблей, стратегия развития авианосцев была неверной, а на подводные лодки и морскую авиацию делался слишком большой акцент. Но на практике нужно констатировать, что советский ВМФ справлялся со своими задачами блестяще. А ведь это был не флот мирного времени. Он отлично решал свои задачи во время Карибского кризиса, ближневосточных конфликтов, войны во Вьетнаме», — заметил Кнутов.

Сергей Горшков находился на посту главкома ВМФ до 1985 года, после чего был переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, при жизни стал почётным гражданином ряда городов. Ему дважды было присвоено звание Героя Советского Союза, множество орденов и медалей СССР и других государств.  

Скончался Сергей Горшков 13 мая 1988 года. После себя флотоводец оставил несколько книг, содержащих его воспоминания и оценки событий советской военно-морской истории. Памятники адмиралу установлены в различных городах СССР. Его имя было присвоено двум боевым кораблям. В 2013 году Минобороны России учредило ведомственную медаль «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков».

  • Адмирал Сергей Горшков

Построенные корабли

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введен в строй Судьба
«Генерал-Адмирал» Русское общество механических и горных заводов (С-Петербург) 15 ноября 1870 года 26 сентября 1873 года 8 сентября 1875 года В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Нарову».
«Герцог Эдинбургский» Русское Балтийское жел.-дор. и механич. общество (С-Петербург) 15 сентября 1870 года 29 августа 1875 года 1877 год В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Онегу».

Один в поле не воин

Проблема тут только одна — один в поле не воин. Ну никак. И фрегатуГоршков» требуется как минимум десяток систершипов, чтобы иметь возможностьзаткнуть дыры» российского флота на самых важных направлениях. Всего в серии предполагалось создание 16 кораблей. Но это чрезвычайно оптимистичная оценка.

В настоящее время заложено три фрегата этого проекта и подписан контракт ещё на два. Где-то впереди маячат ещё две единицы, но это уже совсем дальняя перспектива.

Пока же можно рассчитывать лишь на шесть кораблей, а этого очень и очень мало. Остаётся лишь держать пальцы крестиком, покаАдмирал Горшков» будет проходить первые месяцы службы, когда могут вылезтидетские болезни» и досадные недоделки.

В добрый путь, адмирал!

Типы приборов тепловидения.

Отпуск для военных — порядок предоставления для призывников и контрактников

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

Оптимистический итог

Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.

Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.

navy.mil
Из-за крайней дороговизны эсминец Zumwalt существует в единственном экземпляре.

В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.

Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.

Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.

В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.

В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector