Крейсер «варяг»: подвиг на века
Содержание:
- «Крейсер и два миноносца противника на дне»
- Навигация
- Детали, не указанные в отчетах
- Дальнейшая судьба корабля
- На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов
- Примечания
- Два против четырнадцати
- На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов
- Живые и мёртвые
- Строение гиганта
- Литература и источники
- «Они до конца исполнили свой долг…»
- Состав вооружения
- Как забрать военный билет после 27 лет
- Последний бой
- Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”
- История создания корабля
- подлинные фотографии крейсера «Варяг»
- Аналоги
- Отзывы
- Инженерные и полетные данные
- Добавлено
«Крейсер и два миноносца противника на дне»
Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.
Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.
Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.
Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.
Навигация
Детали, не указанные в отчетах
В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.
Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».
По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.
Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.
Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).
Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.
Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.
Дальнейшая судьба корабля
Японцы были поражены поведением и мужеством русских. Показательно, что император Муцуито в 1907 году отправил капитану Всеволоду Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Гибель крейсера «Варяг» год от года вспоминалась не только в России, но и в Японии. В Токио решили поднять и отремонтировать крейсер. Он был включен в Императорский флот и получил название «Соя». Семь лет его использовали в качестве учебного судна. Название «Варяг» на корме корабля было сохранено японцам в знак уважения мужества русских моряков и офицеров. Однажды крейсер даже отправлялся в поход на Гавайские острова.
С началом Первой мировой войны Россия и Япония стали союзницами. Царское правительство выкупило «Варяг» обратно. В 1916 году он под российским флагом вернулся во Владивосток. Корабль перевели во флотилию Северного Ледовитого океана. Накануне Февральской революции крейсер отправился в Великобританию на ремонт. Власти этой страны конфисковали «Варяг», когда большевики отказались выплачивать долги царского правительства. В 1920 году корабль продали немцам на металлолом. В 1925-м крейсер попал в шторм во время буксировки и окончательно затонул в Ирландском море.
На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов
В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» — 14 152 мм; «Нийтака» — 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» — 10 152 мм, «Акаси» — 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.
В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».
Примечания
* — При водоизмещении 6500 т
** — При водоизмещении 6400 т
*** — При водоизмещении 7100 т
†† — После ремонта в Порт-Артуре 16.10.1903
‡‡ — После ремонта во Владивостоке 15.05.1906?
- ↑
- На испытаниях 13.07.1900
- ↑ На 12-ти часовых испытаниях 21.09.1900
- , с. 138.
- , с. 288—289.
- , с. 162—190.
- , с. 202—208.
- , с. 171—172.
- , с. 239—240, 243, 250.
- Младший штурманский офицер мичман граф Нирод, Алексей Михайлович.
- , с. 369—371.
- , с. 68.
- , с. 170—173.
- Отечественная история с древнейших времён до 1917 года.— М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1994.— Т.1.— с.341.
- Сюжет о подвиге крейсера «Варяг» // Россия-24, 23.01.2010
- ↑
- ↑
- ↑
Два против четырнадцати
В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей — 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.
Тут необходимо сделать несколько уточнений.
Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов — броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».
На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов
В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» – 14 152 мм; «Нийтака» – 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» – 10 152 мм, «Акаси» – 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.
В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».
Живые и мёртвые
Отдельно от легенды складывались судьбы людей из экипажа героического крейсера. Поскольку Корея и после начала русско-японских боёв формально считалась невоюющим государством, то оставшиеся в живых офицеры и матросы с «Варяга» и «Корейца», сошедшие вечером первого дня войны на берег у Чемульпо, через нейтральные страны вернулись в Россию уже к весне того года.
Их встречали с восторгом, торжественно принимали у царя в Зимнем дворце, всех выживших наградили Георгиевскими крестами. Примечательно, что для экипажа и самого капитана крейсера «Варяг» Всеволода Руднева такие почести оказались полной неожиданностью — они не считали свой неравный бой особо выдающимся подвигом, а многие офицеры «Варяга», возвращаясь в Россию, думали, что их ждёт разбирательство и даже суд за потерю новейшего боевого корабля в самом начале войны.
Строение гиганта
Облик Юпитера формируется благодаря его атмосфере.
Основа газового гиганта – водород и гелий, имеются примеси аммиака, метана, сероводорода. Облака газа движутся с огромной скоростью, образуя вихри и ураганы.
Самый знаменитый ураган Юпитера известен всем – это Большое Красное Пятно, впервые обнаруженное в 1600 году.
Его возраст определить не удается – вполне вероятно, что пятно существовало еще задолго до открытия человеком. Размеры пятна не постоянны, оно может расти и уменьшаться.
Помимо штормов в атмосфере происходят и другие процессы. Аппарат Юнона (Jupiter Polar Orbiter), запущенный в 2011 году, сделал множество уникальных качественных фото газового гиганта.
На полученных снимках можно наблюдать полярные сияния, многокилометровые молнии, которые образуются во время штормов.
В центре газового гиганта находится твердое ядро, которое по размерам больше, чем Земля, в полтора раза. Оно излучает колоссальное количество энергии – от Солнца планета получает гораздо меньше.
Ядро окружено толстым слоем металлического водорода, который принимает эту форму при воздействии огромного давления. Благодаря тому, что такая прослойка – отличный проводник, Юпитер имеет мощнейшее магнитное поле.
Литература и источники
Труды В. Ф. Руднева
Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. — СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. — 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. — Тула: Гриф и К, 2003. — 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)
Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880—1883 годах. — СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 . — 169 с.
Словари и энциклопедии
Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. — М, 1969. — Т.12. — Стб. 243—244.
Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. — М., 1977. — Т.22. — С. 349—350.
Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. — М., 1979. — Т.7. — С. 156.
Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. — Тула, 1996. — Т.2. — С. 145—146. — Библиогр. в конце ст.
Другие источники
Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855—1913) // Гордость земли Тульской. — Тула, 1982. — Т. 1. — С. 221—228.
Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. — 1995. — № 8. — С. 3.
Боть В. И. Подвиг и слава // Позиция. — 1995. — 26 авг.—1 сент.
Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. — 2004. — № 1. — С. 2.
Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник — 2000. — 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.
Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: . — Тула: Кн. изд-во, 1960. — 247 с.: ил.
Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». — Тула, 1996. — С. 23—26. — Библиогр. в примеч.
Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. — Тула, 1997. — С. 37—43.
Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман — М, 1997. — Кн. 2. — С. 231—232.
Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904—1905 гг.
Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»
100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. — № 4. — С. 44.
Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. — 2004. — № 3. — С. 26—30: ил.
Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. — 2001. — 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)
Мизь Н., Стратиевский О. Автором русской песни «Варяг» был немецкий поэт Грейц // Владивосток. — 2004. — № 1520. — 10 марта.
Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. — Тула, 1981. — С.78—80.
Библиография
130 лет со дня рождения (1855—1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. — Тула, 1985. — С. 22. — Библиогр.: 7 назв.
Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. — Тула, 1989. — Библиогр.: с. 33—34.
Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. — Тула, 2003. — С.73—78. — Библиогр.: 34 назв.
Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. — 2004. — 15 янв. — С. 12—15
В. Ф. Руднев — контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. — Тула, 1965. — С.48—49, фото. — Библиогр.: 7 назв.
«Они до конца исполнили свой долг…»
Торжественная церемония переноса праха павших матросов «Варяга» началась в порту Чемульпо в два часа дня 25 декабря 1911 года. Вот как её описывал один из русских очевидцев: «Заблаговременно останки, кости и черепа, были помещены в гробы бархатного дерева (так называемый бархат амурский, или амурское пробковое дерево, распространённое на Дальнем Востоке — DV), запаяны в цинковых ящиках и затем помещены в особый вагон, бесплатно предложенный японским правительством для перевозки праха героев по Корее и южной Маньчжурии до русской станции… Всех гробов с останками 12, число же убитых в героическом бою при Чемульпо было выше 30 человек, но большинство из них были прямо погребены в море… Весь вагон и все гробы старанием русских были украшены цветами, хвоей и венками. Два венка были возложены японцами».
На церемонии присутствовали российские дипломаты, священники Русской православной миссии в Корее, представители японских властей и отряд японских солдат, отдавших воинские почести павшим. Присутствовало и множество корейцев, также принесших цветы к траурному поезду.
Состав вооружения
Основным вооружением крейсера «Варяг» являлись двенадцать шестидюймовых (152 мм) орудий со стволами длиной в 45 калибров. Они разделялись на две батареи – носовую и кормовую, по шесть пушек в каждой. Заряжание орудий главного калибра было раздельным (гильза с зарядом бездымного пороха и снаряд). Боекомплект составлял в общей сложности 2388 выстрелов, по 199 на одну пушку.
Главную артиллерию дополняла третья батарея, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий. Заряжались они унитарными патронами, общее количество которых составляло 3000 штук, по 250 выстрелов на каждую пушку.
«Контрминоносная» артиллерия «Варяга» состояла из восьми 47-мм и двух 37-мм орудий, стрелявших унитарными патронами. Боекомплект к этим пушкам составлял, соответственно, 5000 и 2584 выстрела.
Одно из орудий главного калибра крейсера «Варяг»
Кроме того, на корабле имелись две 63,5-мм пушки на колесных лафетах. Они предназначались не для морского боя, а для вооружения десанта и могли вести огонь непосредственно из шлюпок. В состав боекомплекта к этим орудиям входило 1490 унитарных патронов.
Около боевой рубки на кронштейнах устанавливались два пулемета калибра 7,62 мм. Предназначались они для обстрела катеров и миноносцев противника.
Крейсер оснащался шестью торпедными аппаратами (381 мм). Четыре из них были поворотными и размещались по бортам корабля. На носу и корме находились стационарные аппараты. Боекомплект состоял из двенадцати торпед.
В состав вооружения крейсера также входило 35 мин заграждения. Устанавливать их следовало при помощи шлюпок и плотов. Такой способ в те годы являлся общепринятым.
К сожалению, приходится констатировать, что в начале 20-го века шестидюймовые орудия считались уже недостаточно мощными для вооружения кораблей такого класса, как «Варяг». Это в значительной мере снижало реальные возможности крейсера. Отказ от установки более крупных восьмидюймовых пушек был вызван стремлением к максимальному облегчению корабля – в противном случае он не смог бы развить проектную скорость.
В то же время основным недостатком артиллерии «Варяга» стало её открытое размещение на верхней палубе. У пушек не было даже самых примитивных щитов – их сняли, стараясь максимально уменьшить вес корабля. В результате артиллеристы во время боя попадали в очень уязвимое положение.
75-мм пушка Кане, которой вооружался крейсер «Варяг»
Как забрать военный билет после 27 лет
Многие люди интересуются вопросом получения военных билетов после 27 лет. В этом случае дела обстоят несколько сложнее. С одной стороны придется объяснять принимающим сотрудникам причины, по которым были пропущены сроки.
Кто не сможет доказать объективные причины, тому придется заплатить штраф в размере 500 рублей. Разумеется, оплачивать нужно будет не сразу, а через платежные поручения (квитанции) в указанных кассах банков. И это и будет оплата штрафа за несвоевременное получение военного билета после 27 лет.
Вслед за проведением вышеописанных процедур, дальше все пойдет по обычной схеме: подача заявления, документов, после чего получение военного билета. В этом, как и в предыдущем случае, исполнительным органам даются 10 рабочих дней на подготовку документа. Однако это относится к тем, кто не служил срочную службу в вооруженных силах.
Последний бой
Недоделки при строительстве стали проявляться всё чаще. Ломалась машина крейсера, снизилась скорость. Всё это вынудило командование эскадры отправить корабль в корейский порт Чемульпо. Чтобы не перегружать машины, крейсеру для связи была прикомандирована канонерская лодка «Кореец».
24 января 1904 г. соединённый японский флот вышел в море, чтобы за пять дней до назначенного в Токио начала войны постараться нанести урон русским кораблям. Корабли контр-адмирала Сотокити Уриу уже готовились принять капитуляцию русских кораблей в Чемульпо.
Учитывая это, русское командование 26 января отправило «Корейца» в Порт-Артур с сообщением о вероломном нападении японцев. Задание канонерская лодка не выполнила, так как была обстреляна японскими кораблями. Это было первое боевое столкновение в начинавшейся войне.
Японцы заблокировали залив и начали высадку десанта. 27 января контр-адмирал Уриу предложил иностранным кораблям покинуть Чемульпо, чтобы они не мешали бою с русскими кораблями. Командиры судов, стоявших в Чемульпо, провели совещание на борту английского крейсера «Талбот». Они осудили этот ультиматум и даже выразили протест. Командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев заявил, что будет прорываться и примет бой. Зарубежные капитаны смогли выразить русским морякам лишь сочувствие, а вот командир крейсера «Талбот» коммодор Л. Бейли поступил по хорошо известному принципу «англичанка гадит». Он передал японцам планы русских моряков.
9 февраля «Варяг» и «Кореец» начали свой путь в бессмертие. Моряки иностранных судов выстроились на своих палубах и провожали наших моряков. Французский капитан 2-го ранга В. Сэнес писал: «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть».
Итоги этого трагического сражения хорошо известны. Фраза «Погибаю, но не сдаюсь» на долгие годы стала девизом русского флота. Крейсер «Варяг» ушёл в воды залива с развевающимся на мачте Андреевским флагом. Сегодня различные злопыхатели и фальсификаторы истории в разных вариантах пытаются умалить значение этого подвига. Но мы знаем, что победа осталась за русским крейсером, он ушёл на дно не от действий врага, а был затоплен после боя по решению офицерского состава. Русские моряки не стали военнопленными, они были спасены французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал капитана «Терплю бедствие» (как потерпевшие кораблекрушения). Примечательно, что помощь русским морякам не оказали только американские моряки.
Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”
После получения ультиматума Руднев собрал офицеров. Было принято решение не сдаваться, а прорываться с боем в Порт-Артур, где базировались основные силы 1-й Тихоокеанской эскадры. Если же прорваться не удастся, то тогда придётся взорвать и “Варяга”, и “Корейца”.
27 января 1904 года в 11 часов 20 минут русские военные корабли снялись с якоря и пошли в открытое море. Пока они пересекали бухту, моряки иностранных судов стояли на палубах и отдавали им честь. На французских и английских кораблях громко играла музыка. Так под музыку будущие герои беспрецедентного морского сражения и вышли в открытое море.
В 11 часов 45 минут раздался первый выстрел с флагманского корабля “Асамы”. Расстояние между противниками составляло 8 км. Крейсер “Варяг” тут же ответил залпом из своих орудий. Так начался бой.
Своими выстрелами русский корабль повредил кормовую башню на “Асаме”, уничтожил кормовой мостик. На судне вспыхнул пожар, и оно временно прекратило стрельбу. На “Акаси” произошёл сильный взрыв. Был потоплен один японский миноносец и получил серьёзную подводную пробоину “Такачихо”.
Но ответный огонь японской эскадры также нанёс серьёзные повреждения русскому крейсеру. Были сметены верхний мостик и боевая рубка. Получили повреждения 9 орудий калибра 152 мм и 7 орудий калибра 75 мм. Корабль получил 5 серьёзных подводных пробоин. Из личного состава погибло 39 человек и 73 человека получили ранения. А вот канонерская лодка “Кореец” осталась невредимой. Её экипаж также не понёс никаких потерь, на лодке даже не было раненых. У японцев потери составили 30 человек, и 200 человек получили ранения разной степени тяжести.
Русский корабль начал крениться на левый борт, и было принято решение вернуться в порт Чемульпо. Уже в порту командиры решили затопить судно. Взрывать его было нельзя, так как в этом случае можно было повредить суда нейтральных иностранных государств. Команда открыла кингстоны, и в 18 часов 10 минут “Варяг” лёг на морской грунт. “Корейца” взорвали прямо на рейде. Лодка была небольшая, и её взрыв не причинил никому никакого вреда.
Французский посол передал русским морякам условия японцев. Те потребовали, чтобы весь личный состав был отправлен в Шанхай и находился там вплоть до окончания военных действий. Это условие было выполнено. Моряки, а также казачья команда, нёсшая охрану посольства, погрузились на суда нейтральных стран и отбыли в Шанхай.
Дальнейшая судьба русских моряков
Из Шанхая моряки небольшими группами переправились в Одессу. Всего, за период с 19 марта по 6 апреля, в одесский порт прибыло 630 моряков с геройски погибших судов. К этому можно добавить 85 военнослужащих, которые не входили в личной состав, нёсший службу на славных боевых кораблях.
Из Одессы моряки отправились в Петербург и прибыли туда 16 апреля 1904 года. Здесь их на Дворцовой площади приветствовал лично государь-император. В честь героев был устроен торжественный обед. После обеда каждому военнослужащему Николай II вручил именные часы.
В 1954 году вышло постановление Президиума ЦК КПСС. В нём, по случаю 50-летия битвы при Чемульпо, было обнародовано решение о награждении ветеранов, принимавших участие в сражении, медалями “За отвагу” с назначением ветеранских пенсий. Всего было награждено 118 человек.
Дальнейшая судьба героического крейсера
В 1905 году японцы подняли затопленный русский корабль, отремонтировали его, и 22 августа он был введён в эксплуатацию под названием “Соя”. Использовался он японскими военными в качестве учебного корабля.
В 1916 году российское правительство выкупило корабль у японцев. Судно было приписано к Владивостоку под своим старым именем. Затем вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана, которая базировалась в Мурманске. То есть корабль совершил переход из Владивостока в Мурманск, который в то время назывался Романов-на-Мурмане.
В феврале 1917 года крейсер “Варяг” был отправлен на капитальный ремонт в Великобританию. После Октябрьской революции был конфискован британцами, так как советское правительство не захотело оплачивать его ремонт. В 1923 году корабль продали немцам на металлолом. В 1925 году во время буксировки судно затонуло в Ирландском море рядом с берегом. В следующем году каркас взорвали.
В 2003 году была организована экспедиция в район останков корабля. В ней принимал участие внук контр-адмирала Руднева. Со дна были подняты отдельные фрагменты судна. Так закончился славный путь доблестного крейсера, внёсшего свой посильный вклад в героическую историю русского военного флота.
Александр Арсентьев
История создания корабля
В 1897 году правительство Российской Империи утвердило ряд дополнений к основной программе по строительству военно-морского флота. Причиной этого решения стала нарастающая активность Японии. Долгое время её недооценивали, считая отсталой и слабой, однако игнорировать быстрое усиление японского военного потенциала со временем стало невозможно. Особенную тревогу вызывало постоянно увеличивающееся количество современных боевых кораблей. Было вполне очевидно, что в ближайшие годы Япония станет обладательницей самого мощного флота на Дальнем Востоке.
В рамках реализации обновленной программы кораблестроения Россия в 1898 году заключила контракт с американской компанией «Уильям Крамп и сыновья». Это соглашение предусматривало строительство нового бронепалубного крейсера, водоизмещение которого должно было составить шесть тысяч тонн. В первоначальном варианте договора никаких других требований к будущему кораблю не устанавливалось.
Можно сказать, что уже одно только это более чем странное «техническое задание» стало впоследствии одной из причин гибели «Варяга». Договор определял лишь сроки строительства крейсера (20 месяцев) и стоимость выполнения работ – около четырех с половиной миллионов рублей.
Бронепалубный крейсер «Диана», который первоначально рассматривался как возможный прототип для «Варяга»
В соглашении, кроме того, указывалось, что спецификацию корабля предстоит точно определить в ходе его изготовления на заводе — по итогам консультаций между заказчиком и исполнителем.
Чарльз Крамп не упустил случая воспользоваться столь свободным форматом договора. Когда в июле 1898 году в США прибыла российская комиссия, возглавляемая капитаном первого ранга А.А. Данилевским, сразу же выяснилось, что «американская сторона» не склонна прислушиваться к запросам заказчика. В частности, Крамп настоял на увеличении проектного водоизмещения корабля и повышении мощности силовой установки.
https://youtube.com/watch?v=9ykGVZKXDJ8
Этим «капризам», ко всему прочему, потакал морской атташе Российской Империи Д. Ф. Мертваго – невзирая даже на то, что он всё время находился в Вашингтоне, а крейсер строился на верфях в Филадельфии (кроме того, там был заложен еще и эскадренный броненосец). Если бы подобное происходило сегодня, то журналисты, вероятно, уже говорили бы про «откаты» в пользу высокопоставленных чиновников.
Дальнейшие разногласия между российской комиссией и Чарльзом Крампом происходили по следующим основным вопросам:
- Максимальная проектная скорость. Комиссия настаивала на том, что она должна была составить 23 узла, что казалось Крампу завышенным требованием;
- Внешний облик корабля. Американцы хотели сделать «Варяг» похожим на японский «Касаги», в то время как в России предпочли бы получить крейсер, построенный по образцу «Дианы» (то есть такого же типа, как всем известная сегодня «Аврора»);
- Состав вооружения. Комиссия настаивала на оснащении корабля орудиями калибра 203 мм, но в компании «Крамп и сыновья» полагали, что в этом случае не удастся сделать крейсер достаточно лёгким.
Японский крейсер «Касаги» — еще один несостоявшийся прототип «Варяга»
Поскольку российское правительство не пожелало поддержать в полной мере собственную комиссию, американцам удалось настоять на своём по большинству спорных моментов. Из-за этого главным калибром «Варяга» стали шестидюймовые (152 мм) орудия, а основой силовой установки – так называемые котлы Никлосса. Правда, требование комиссии о необходимости оснащения главных механизмов корабля электрическими приводами было выполнено, но за это пришлось доплачивать отдельно.
Построили крейсер лишь к 22 сентября 1900 года – в поставленные сроки компания «Крамп и сыновья» не уложилась. За несколько месяцев до этого были проведены ходовые испытания корабля, в ходе которых он двигался на скорости в 24,6 узла, то есть даже быстрее, чем хотел заказчик. После подписания акта приёмки на борт поднялся российский экипаж, включавший в себя 21 офицера, 9 кондукторов и 550 матросов («нижних чинов»). Первым командиром крейсера стал В.И. Бэр, капитан первого ранга.
3 мая 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт, где его осмотрел Николай II и некоторые члены семьи самодержца. Императору новый крейсер понравился – до такой степени, что он полностью одобрил принятое ранее решение не накладывать штрафные санкции на компанию «Крамп и сыновья» за нарушение условий договора. Вскоре корабль отправился к месту своей постоянной службы – на Дальний Восток. На этом несколько затянувшаяся история создания крейсера «Варяг», даже краткое содержание которой требует упоминания о целом ряде технических аспектов, закончилась.
подлинные фотографии крейсера «Варяг»
крейсер «Варяг» в доке Филадельфии
«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию
рейд Алжира, сентябрь 1901 года
крейсер «Варяг», 1916 год
Однако все вооружение «Варяга» было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.
19 октября 1899 года после освещения и молебна крейсер был торжественно спущен на воду. «Варяг» поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг» была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг» стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.
Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas» они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг» был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга» руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан» для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.
Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг» 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг» отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав императорской яхты «Штандарт» направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг» отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг» успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.
Порт-Артур на карте
Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.
Аналоги
Наиболее близкие аналоги серии Вепрь-308 Win (СОК-95) L=590 следующие:
- Вепрь — 308Win ОР 4Х24М L=590;
- Сайга АКМ 9;
- Вепрь К 132, 139.
Вообще очень популярны такие «Вепри» как Пионер, Супер, КМ, 1В, ВПО-139, Хантер.
Очень популярен по отзывам и карабин Вепрь-308 Супер (экспортный вариант), характеристики и цены на который рассмотрены в данном видео:
https://youtube.com/watch?v=M1Q5qO9oM1s