История катюши
Содержание:
- Вы здесь
- Что означает TT в тексте
- Конструкторы и создатели
- Как это было
- Внешние ссылки
- Модернизации
- Устройство
- Оружие и боевая техника
- Немного истории БМ-13 «Катюша»
- Литература[ | ]
- В России стартовали продажи самой мощной версии внедорожника Land Rover Defender. Объявлены цены
- Литература
- Возможности БМРА «Катюша»
- Как и когда сажать розы в Подмосковье
- Сохранившиеся экземпляры
- Примечания
- 15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года
- 27 января – день снятия блокады Ленинграда
- Огненный меч «бога войны»
- Цены на изделие
- Внешние ссылки
- Происхождение прозвища
Вы здесь
Что означает TT в тексте
Конструкторы и создатели
К началу Великой Отечественной войны у нашей страны уже имелись первые образцы реактивных снарядов и артиллерии и успешный опыт их испытания.
Еще в 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе. В 1929-1933 годах Б. С. Петропавловский, при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др., проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.
Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Лангемака, при участии Артемьева, Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др., проводили окончательную отработку реактивных снарядов класса «воздух-воздух» (РС-82) и класса «воздух-земля» (РС-132).
В 1938 году, после успешных войсковых испытаний, эти снаряды были приняты на вооружение в авиацию. Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создать реактивную полевую систему залпового огня, основой которой должен был стать снаряд РС-132. И уже к осени 1939 года И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. разработали 132-мм осколочно-фугасный снаряд и многозарядную пусковую установку МУ-2, смонтированную на грузовике.
Летом этого же года авиационные реактивные снаряды, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли боевое крещение в воздушных боях с японскими захватчиками на реке Халкин-Гол.
Для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили многозарядную пусковую установку залпового огня. Она состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов, массой 42,5 кг каждый, фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов.
В качестве шасси для пусковых установок реактивных снарядов – боевых машин залпового огня — был выбран трехтонный автомобиль ЗИС-5 («Захар»). Поначалу короткие направляющие располагались поперек машины МУ-1, но механизированная установка при такой компоновке раскачивалась при стрельбе, что уменьшало ее боеспособность.
В июне 1939 года в кузове ЗИС-5 был смонтирован второй вариант 24-зарядной установки МУ-2, а в августе – третий образец М-132 с пакетом из 8 спаренных рельсовых направляющих для пуска 16 снарядов калибра 132 мм.
В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп, а это 8-10 с (!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. Для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.
1 сентября 1939 года, в день начала 2 мировой войны, «Катюша» сделала первый залп и прошла успешное испытание. Главное артиллерийское управление приняло решение о ее полигонных испытаниях.
В 1940 году, после доработок и испытаний, первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня М-132 получила армейское обозначение БМ-13-16 (БМ-13) и было принято решение о ее промышленном производстве.
Реактивное НИИ получило заказ на изготовление 5 установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Еще одну пусковую установку БМ-13 заказало артиллерийское управление Военно-Морского флота, чтобы испытать ее в системе береговой обороны.
Что касается реактивного снаряда М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд), то его производство «на поток» было поставлено достаточно быстро. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. А вот с серийным производством пусковых установок дело обстояло сложнее.
Как это было
В конце сентября 1980 года на просторы Белого моря вышла «Акула». Неизвестен художник, который покрыл носовой отдел судна красивой росписью, изображавшей акулу и трезубец. Разумеется, после спуска на воду картину уже не было видно, но в народе название «Акула» уже прочно вошло в обиход.
Все суда этого класса официально стали называть этим именем, а для их экипажей даже был введен шеврон с изображением оскалившейся пасти акулы. На Западе эти подлодки стали именоваться Typhoon. Вскоре самая большая подводная лодка «Тайфун» стала официальным соперником американской «Огайо».
Да, в те годы наши бывшие союзники интенсивно пополняли свой подводный флот новыми судами..
Но «Акула» должна была стать не просто очередной лодкой, а частью огромной и очень важной программы «Тайфун». Техническое задание на ее проектировку отечественная наука и промышленность получили еще в 1972 году, а куратором проекта был назначен С
Н. Ковалёв.
Но самая большая в мире подводная лодка все же известна во всем мире именно своими размерами. Отчего же все специалисты бывают шокированы ими? Быть может, корабль не так уж и велик?
Внешние ссылки
Модернизации
Памятник «Катюша» в Челябинске возле завода им. Колющенко. БМ-13Н на базе ЗиС-151, установлен в 1975 году
- БМ-13Н — базовый вариант на шасси автомобиля Студебекер ЮС6, на вооружение с 1943 года, в 1948 г. — на ЗИС-150
- БМ-13НН (Индекс ГРАУ — 52-У-941Б) — вариант на шасси автомобиля ЗИС-151, принят на вооружение в 1949 году (первая модернизация)
- БМ-13НМ (Индекс ГРАУ — 2Б7) — вариант на шасси автомобиля ЗИЛ-157, принят на вооружение в 1958 году (вторая модернизация)
- БМ-13НММ (Индекс ГРАУ — 2Б7Р) — вариант на шасси автомобиля ЗИЛ-131, принят на вооружение в 1966 году (третья модернизация и последняя)
Устройство
Снаряд M-13
Снаряд М-13 без боевой части
Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо́льшую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих.
Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части снаряда М-13 22 кг. Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы — до 8,4 км.
Продолжительность залпа у БМ-13 (16 снарядов) — 7 — 10 секунд, у БМ-8 (24 — 48 снарядов) — 8 — 10 секунд; время заряжания — 5 — 10 минут. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно.
При вдвое меньшем заряде ВВ, поражающее воздействие на небронированную технику и живую силу было намного сильнее, чем у Небельверфера. Это было достигнуто путём увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации. Подрыв ВВ осуществлялся с двух сторон (длина детонатора была лишь немного меньше длины полости для ВВ) и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого осколки корпуса имели значительно большее ускорение, разогревались до 600 — 800 °C и имели хорошее зажигающее действие. Кроме корпуса разрывалась ещё и часть ракетной камеры, раскалявшейся от горевшего внутри пороха, это увеличивало осколочное действие в 1,5 — 2 раза по сравнению с артиллерийским снарядами аналогичного калибра. Именно поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш». Термитный заряд испытывался в Ленинграде весной 1942 года, но оказался излишним — после залпа «катюш» и так всё горело. (из сборника «Гвардии „катюша“»). Совместное применение десятков ракет одновременно также создавало интерференцию взрывных волн, что ещё более усиливало поражающий эффект. В отличие от немецкого Nebelwerfer, представляет собой площадное оружие низкой точности с большим разбросом снарядов по местности. Вследствие этого точные удары, как у Nebelwerfer, наносить было бессмысленно.
Оружие и боевая техника
Немного истории БМ-13 «Катюша»
После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.
Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.
Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова
В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации
В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.
В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.
Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.
В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.
В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.
В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.
В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.
В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.
При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.
В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».
За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.
Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.
Литература[ | ]
- Гвардейские миномётные части // Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 2).
- Гвардейские миномётные части // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 182. — 863 с. — 150 000 экз.
- АКИМОВ В.Н., КОРОТЕЕВ А.С., ГАФАРОВ А.А. и другие. Оружие победы — «Катюша» // Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. 1933-2003 : 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники. — М: «Машиностроение», 2003. — С. 92—101. — 439 с. — ISBN 5-217-03205-7.
- Артиллерия на «весах» Победы. Артсистемы залпового огня – РСЗО (неопр.) . Федеральное архивное агентство (2010). — Цифровые копии десятков архивных документов 1941-1984 годов. Дата обращения 14 ноября 2020. Архивировано 14 ноября 2020 года.
В России стартовали продажи самой мощной версии внедорожника Land Rover Defender. Объявлены цены
Литература
Возможности БМРА «Катюша»
Катюша использовала улучшенный авиационный реактивный снаряд РС-132, адаптированный для наземной установки — М-13.
- Снаряд содержал в себе пять килограмм взрывчатого вещества.
- Машина, на которой перемещалась артиллерийская установка – БМ-13 – была создана специально для реактивной полевой артиллерии.
- Дальность полета ракеты достигала 8,5 километров.
- Разброс снаряда после выстрела с осколочным действием достигал десяти метров.
- Установка вмещала в себя 16 реактивных снарядов.
Новая, улучшенная и увеличенная версия снаряда М-13 – трехсотмиллиметровый М-30/31 – была разработана в 1942 году. Данный снаряд также запускался с машины специализированного назначения, названной БМ-31.
- Луковичной формы боеголовка содержала в себе больше взрывчатого вещества и запускалась, в отличие от М-13, не с рельсовой установки, а с рамы.
- Раме на БМ-31 не хватало мобильности по сравнению с БМ-13, поскольку изначальные версии подобной пусковой установки не были предназначены для передвижных платформ.
- Содержание взрывчатки в М-31 повысилось до 29 килограмм, но ценой сокращения дальности до 4,3 км.
- Каждая рама вмещала в себя 12 боеголовок.
Также использовался и меньший снаряд, М-8, калибром 82 миллиметра, прикрепленный к установке на БМ-8.
- Дальность М-8 достигала почти шесть километров, а сам снаряд содержал в себе полкило взрывчатого вещества.
- Для запуска данной боеголовки использовалась рельсовая установка, на которой, благодаря меньшему размеру снарядов, помещалось куда больше ракет.
- Машина, вмещающая тридцать шесть ракет, называлась БМ-8-36, вмещающая сорок восемь – БМ-8-48 и так далее.
Изначально, М-13 оснащались только взрывчатыми боеголовками и использовались против скоплений вражеских войск, но доказавшая свою функциональность в ходе войны Катюша, стала снабжаться и бронебойными ракетами для противостояния танковым войскам. Дымовые, освещающие и прочие ракеты также были разработаны, дабы дополнять взрывчатые и бронебойные боеголовки. Однако, М-31 по-прежнему оснащалась исключительно взрывчатыми снарядами. Залпом, превышающим сотню ракет, они наносили не только максимальные физические разрушения, но и психологический урон противнику.
Но все подобные ракеты имели один недостаток – они не отличались точностью и были эффективны только в больших количествах и в атаках на крупные и растянутые по территории цели.
Изначально, пусковые установки Катюши монтировались на грузовик ЗИС-5, но дальше, по ходу войны, установки монтировали на разнообразные транспортные средства, включая поезда и лодки, равно как и на тысячи американских грузовиков, полученных в ходе ленд-лиза.
Как и когда сажать розы в Подмосковье
Сохранившиеся экземпляры
Мемориал в Орше на ЗиС-6 у места первого боя
БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Киеве в Музее Великой Отечественной войны. 2008
БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Рудне. 2005
БМ-13-16 12-го огвмдн на шасси СТЗ-5. Новомосковск
Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров:
- В Петербургском артиллерийском музее,
- На 116 км автомагистрали Москва — Санкт-Петербург у поворота на дорогу к городу Конаково установлен монумент «Катюша». Памятник сооружен в 1965 году. На этом рубеже началось наступление войск Калининского фронта в декабре 1941 г., где шли ожесточенные кровопролитные бои. Наши войска отбивали многочисленные атаки противника, задерживая его продвижение к Москве. На постаменте мемориальная доска с надписью: «Здесь шли бои, здесь пламенем объятый стоял на смерть России верный сын. Отсюда начинался путь солдата, нелегкий путь к победе Берлин».
- В Запорожье.
- Миномёт на базе «Полуторки» стоит как памятник в украинском Кировограде (ныне переименован в Кропивницкий),
- В Нижегородском кремле.
- В музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке.
- В Москве, на территории Исследовательский центр имени М. В. Келдыша (на базе ЗиС)[источник не указан 346 дней]
- В Кубинке ВППКиО «Патриот» сектор воздушно-космических сил, павильон №11. Катюша на базе ЗИС-151. Ранее хранилась на 147 автобазе МО РФ в Москве
- Два миномета находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму.
- В Новосибирске, на монументе славы стоит БМ-13 на базе ЗиС-6.
- В Киеве в Музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- В г.Корсунь-Шевченковский Черкасской области в музее Корсунь-Шевченковской битвы.
- В Изюме, как памятник в Мемориальном комплексе.
- В Мценске, как мемориальный памятник.
- В Новомосковском историко-художественном музее (город Новомосковск, Тульская область), как мемориальный памятник. На ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2015 года (единственная сохранившаяся на гусеничном ходу)
- В Кирове на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ», как памятник
- В Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области представлена «Катюша» БМ-13-16 раннего выпуска, так называемая «ненормализованная», на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6.
- В г.Белгороде, в музее под открытым небом.
- В Сеуле в военном музее (трофей, захваченный во время Корейской Войны)
- Памятник-мемориал в городе Тула
- На территории Измайловского парка г.Москвы.
- В г.Рудня Смоленской области. При реставрации в восмидесятые годы выяснилось, что снаряды на памятнике боевые.
- В г.Верхняя Пышма Свердловской области как экспонаты Музея военной техники УГМК: образца 1943 г. на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6, образца 1941/1951 гг, БМ-13НМ образца 1958 г, БМ-13НММ образца 1966 г.
Согласно ежегоднику «Military Balance 2014», в 2014 году на вооружении армии Украины оставались 2 машины БМ-13.
Примечания
- 15-17 июня 1941 г. прошли войсковые испытания на Софинском полигоне, а 21.06.1941 г. — принят на вооружение — Постановление ЦК ВКП (б) от 21.06.1941 г.
- П. Федин. В бой идут «катюши». Серийное производство пусковых установок началось на пятый день после нападения гитлеровской Германии // «Известия», № 307 (20653) от 3 ноября 1941. стр.3
- Директива командующего войсками Московского военного округа (МВО) № 10864 от 28.06.1941 г. «О формировании первой экспериментальной батареи реактивных установок РС-132» (в дальнейшем, переименована в 1-ю отдельную миномётную батарею).
- ↑ «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». «Техника и оружие» № 1 1995
- Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — С. 124. — 191 с. — ISBN 5-7030-0226-5.
- Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
- ↑
- The Military Balance 2017. — P. 277.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года
27 января – день снятия блокады Ленинграда
Огненный меч «бога войны»
К маю 1945 года в частях реактивной артиллерии имелось около трёх тысяч боевых машин самых разных типов и множество «рам» со снарядами М-31. Ни одно советское наступление, начиная со Сталинградской битвы, не начиналось без артподготовки с использованием «катюш». Залпы боевых установок стали тем самым «огненным мечом», с помощью которого наши пехота и танки прокладывали себе путь через вражеские укреплённые позиции.В ходе войны установки БМ-13 порой использовались для стрельбы прямой наводкой по танкам и огневым точкам противника. Для этого задними колёсами боевая машина заезжала на какое-нибудь возвышение, чтобы её направляющие принимали горизонтальное положение. Конечно, точность такой стрельбы была довольно низкой, но прямое попадание 132-мм реактивного снаряда разносило на куски любой вражеский танк, близкий взрыв опрокидывал боевую технику противника, а тяжёлые раскалённые осколки надёжно выводили её из строя.
После войны советские конструкторы боевых машин продолжили работу над «катюшами» и «андрюшами». Только теперь они стали называться не гвардейскими миномётами, а системами залпового огня. В СССР были сконструированы и построены такие мощные СЗО, как «Град», «Ураган» и «Смерч». При этом потери противника, попавшего под залп батареи «Ураганов» или «Смерчей», сопоставимы с потерями от применения тактического ядерного оружия мощностью до 20 килотонн, то есть со взрывом атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Цены на изделие
Внешние ссылки
Происхождение прозвища
Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:
- По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав 14 июля 1941 года залп по Базарной площади города Рудня. Это было первое боевое применение «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе, в частности, маршалом Андреем Еременко,. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне могла возникнуть у бойцов. Наконец, считается, что по песне оружию дал имя сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов (впоследствии — военный историк). Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21—27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год, а 26 февраля 2013 года его не стало. На письменном столе он оставил свою последнюю работу — главу о первом залпе «Катюш» для готовящейся к печати многотомной истории Великой Отечественной войны.
- Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд). Также возможно произошло мнемоническое соединение и словарная перегруппировка индекса «К» и номера 13 — «ка-трина дцать».
Помимо двух основных, существует также множество других, менее известных версий происхождения прозвища — от весьма реалистичных до имеющих чисто легендарный характер:
- В ходе битвы «Катюши» использовали исключительно М-8, в модификации «КАТ» (термитные), соответственно прозвище могло появиться от названия используемого снаряда.
- В советских войсках существовала легенда, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев.
- Опытная эскадрилья бомбардировщиков СБ (командир Дояр) в боях на Халхин-Голе была вооружена реактивными снарядами РС-132. Эти самолёты иногда называли «Катюшами» — прозвище было получено ими в ходе гражданской войны в Испании.