Бомбардировщики сша и воздушное превосходство

Содержание

Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания

Литература

Боевой опыт

Впервые B-2 был применен в бою во время агрессии НАТО против Югославии 23 марта 1999 г. Бомбардировщики летали бомбить Югославию со своей базы в штате Миссури, выполняя 30-ти часовые беспосадочные полеты с дозаправками в воздухе. Хотя они выполнили только 50 боевых вылетов, ими было сброшено 11% всех бомб НАТО и уничтожено 33% всех избранных для бомбардировок целей в первые восемь недель войны. Именно с B-2 были сброшены 7 мая 1999 г. пять управляемых авиабомб JDAM, которые поразили китайское посольство в Белграде. При этом погибли журналист агентства «Синьхуа» Шао Юньхуань, журналист газеты «Жэньминь жибао» Сюй Синху и его жена Чжу И, а еще 27 китайцев получили ранения.

НАТО утверждало, что целью бомбардировки было находящееся неподалеку от посольства здание Федерального управления по снабжению, занимавшегося, в частности, экспортом и импортом оружия, и что посольство, чье здание было построено в 1993 г., поразили случайно из-за устаревших карт.

В век космической и космической разведки подобные оправдания вызывают, мягко говоря, большое недоумение. США выплатили Китаю компенсацию в 4,5 млн долл., которую поделили между родственниками погибших и ранеными, а также еще 28 млн долл. за повреждения, нанесенные зданию посольства. Китай, в свою очередь, заплатил 2,87 млн долл. за ущерб, нанесенный дипломатическим представительствам США в КНР в ходе антиамериканских выступлений после бомбардировки.

В дальнейшем B-2 применялись в боевых операциях в Афганистане, Ираке и Ливии, при этом ни один самолет не был потерян. В Интернете можно встретить утверждения, что два бомбардировщика B-2 были сбиты в Югославии (при этом конкретно называют «Spirit of Missouri» и «Spirit of Washington»). Однако эти самолеты неоднократно появлялись на фотографиях, сделанных уже позднее 1999 г. Да и нереально скрыть потерю столь дорогих именных самолетов – разве что замаскировать боевую потерю под авиакатастрофу. Но в 1999 г. B-2 не разбивались, а первая и единственная катастрофа произошла, как я уже упоминал, только в 2008 г. через много лет после окончания войны в Югославии. Так что о потерях речь идти не может, а вот боевые повреждения вполне могли иметь место. Но для того, чтобы это доказать или опровергнуть, надо внимательно отследить летную историю каждого B-2, что не входит в задачи этой статьи.

Ту-22М

В далеком 1965 году советские конструкторы запустили в производство сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М.

Военная машина была оснащена различным вооружением и выполняла задачи на разных высотах по уничтожению как наземных целей, так и целей на воде. Примечательно, что самолет мог преодолевать большие расстояния, неся на своем борту свыше 20 тонн бомбовой нагрузки.

В заочном противостоянии с США Ту-22М значительно превосходила американские аналоги по тактико-техническим характеристикам. Модернизированный Ту-22М3 и сейчас находится на вооружении российских ВКС.

8

Стратегическая авиация 1945–1965 гг

Изначально атомные бомбы несли «обычные» самолеты дальней авиации, которые были поршневыми. Однако быстрый прогресс реактивных истребителей потребовал роста скорости бомбардировщиков, и сразу после окончания Второй мировой войны турбореактивные двигатели получили и они.

В начале 1950-х гг. в арсеналах СССР и США появились термоядерные бомбы. У американцев они были намного крупнее атомных бомб и весили до 19 т. Это потребовало более крупных носителей, чем В-29, которые сбросили первые атомные бомбы на Японию. В США под «термояд» в 1946 г. был сделан огромный бомбардировщик В-36 с гибридной силовой установкой: 6 поршневых и 4 реактивных двигателя. Он простоял на вооружении до 1959 г., но основным носителем уже не считался – появились более совершенные чисто реактивные машины.

Бомбардировщик В-29 «Суперкрепость». США. 1945 г

Бомбардировщик В-36 «Конвэр». США. 1949 г

Американцы разрабатывали реактивный тяжелый бомбардировщик В-47 с 1943 г. по 1947 г. Мощности 4 двигателей В-47 не хватило, и на нем установили 6 двигателей. В СССР первый реактивный тяжелый бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо только в 1952 г. Зато его двигатели АМ-3 оказались в 4 раза мощнее чем у В-47, и их понадобилось всего два. Первые реактивные «стратеги» не устраивали военных по боевой нагрузке и дальности, поэтому и в США, и в СССР почти сразу появилось их второе поколение. Американцы по-прежнему увлекались многомоторностью – на В-52 было 8 двигателей. КБ Туполева сделало ставку на экономичность, и Ту-95 получил уникальные и по сей день турбовинтовые двигатели. Бомбардировщики стареют медленно: истребители начала 1950-х гг. уже давно списаны, В-52 и Ту-95 стоят на вооружении до сих пор.

Бомбардировщик В-52 «Стратосферная крепость». США. 1952 г.

Непонятно почему, но англичане решили принять на вооружение сразу три типа тяжелых бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие. Они получили общее обозначение V-серия V-серия, хотя общим у них была только первая буква названий. Первый из них – «Вэллиент» – был, в общем, самолетом обычной схемы, а вот два других весьма интересны. «Вулкан» был построен по редкой для бомбардировщиков схеме «бесхвостка», то есть не имел горизонтального оперения. А футуристические формы «Виктора» до сих пор служат источником вдохновения для авиационных художников.

Бомбардировщик «Вэллиент». Великобритания. 1955 г.

Бомбардировщик «Вулкан». Великобритания. 1956 г.

Бомбардировщик «Виктор». Великобритания. 1958 г.

Задача истребителя – догнать, задача бомбардировщика – убежать. Поэтому сверхзвуковой бомбардировщик В58 появился в США уже в 1956 г., всего через пару лет после появления сверхзвуковых истребителей.

Машина оказалась сложной и ненадежной и была снята с вооружения, прослужив всего 10 лет. Советский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 тоже был не подарок, но все же пробыл в строю до середины 1990-х гг.

Следующая попытка американцев оказалась и вовсе неудачной. Бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия», способный лететь втрое быстрее скорости звука, поднялся в воздух в 1964 г. Однако он оказался слишком дорог, и построено было только два опытных самолета, да и то один из них был потерян в результате столкновения с истребителем сопровождения.

Бомбардировщик Ту-22. СССР. 1962 г.

Тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны встречали истребители противника, «ощетинившись» десятками стволов пулеметов и пушек. Их реактивные наследники ограничивались уже единичными стрелковыми оборонительными системами. С появлением ракет «воздух-воздух», которые истребители запускали с дистанции нескольких километров, защита огнем и вовсе потеряла смысл. Англичане строили свою V-серию уже без пушек, американцы демонтировали с В-52 стоявшую в хвосте 20-мм шестистволку. На советских бомбардировщиках пушечную установку оставили – но не для поражения вражеских истребителей, а для отстрела помеховых снарядов. Они взрываются, разбрасывая полоски фольги и создавая «радиооблако», которое мешает РЛС противника увидеть бомбардировщик.

Бомбардировщик В-58 «Хастлер» . США. 1956 г.

Судьба крылатых «духов»

Первоначально планировалось закупить 132 серийных B-2 для полной замены бомбардировщиков В-52. Затем в апреле 1990 г. это число сократили до 75. В конечном итоге из-за окончания «холодной войны», распада СССР и крайней дороговизны B-2 в январе 1992 г. президент Джордж Буш-старший принял решение ограничиться закупкой только 20 серийных самолетов (всего с учетом прототипа произведен 21 B-2). Серийные самолеты были собраны в Палмдейле и поступили на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) в 1993-1999 гг. При этом первая машина прибыла на базу 17 декабря 1993 г., в 90-ю годовщину первого полета самолетов братьев Райт. В июле 2000 г. в Уайтмен перегнали и прототип, который первоначально не собирались использовать в качестве боевой машины.

Каждый B-2 получил именное название в честь одного из штатов США (кроме прототипа, который был назван «Дух Америки» («Spirit of America») и самолета «Дух Китти-Хок» («Spirit of Kitty Hawk»), названного в честь города в Северной Каролине, недалеко от которого состоялся первый полёт самолета братьев Райт):

1 К настоящему времени все оставшиеся B-2 модернизированы до стандартов Block 30.

Бомбардировщик «Spirit of Kansas» (тот самый, который первым посетил Фэрфорд) 23 февраля 2008 г. из-за технической неполадки разбился при взлете с авиабазы Андерсен на тихоокеанском острове Гуам. Машина упала рядом с ВПП и полностью сгорела. Двум летчикам удалось благополучно катапультироваться. В феврале 2010 г. на этой же авиабазе при запуске загорелся один из четырех двигателей бомбардировщика «Spirit of Washington», в результате чего были значительно повреждены двигательный отсек и хвостовая часть. Полное восстановление самолета была завершено только в декабре 2013 г. Столь длительный срок ремонта был связан с закрытием производственной линии бомбардировщиков B-2 в 2000 г.

Таким образом, сейчас в боевом составе ВВС США осталось 19 стратегических бомбардировщиков B-2, входящих в состав 509-го бомбардировочного крыла Командования глобальных ударов ВВС США. Это крыло было создано в 1947 г. на основе 509-й смешанной авиагруппы, сбросившей атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Поэтому на эмблеме 509-го крыла изображен гриб ядерного взрыва – напоминание о том, что это единственная в мире авиачасть, применившая ядерное оружие по реальным целям. Базируется 509-е крыло на авиабазе Уайтмен (штат Миссури), в 120 км к юго-востоку от города Канзас-Сити.

Планируется, что B-2 начнут снимать с вооружения в конце 2020-х гг. и к 2032 г. полностью заменят на находящиеся сейчас в разработке малозаметные бомбардировщики Northrop Grumman B-21 Raider.

США потратят $18 млрд на разработку перехватчиков ракет из Ирана и КНДР — СМИ

Галерея изображений

B-2 Spirit

Эти американские сверхзвуковые бомбардировщики – самые высокотехнологические и дорогие в мире. Цена одного экземпляра превышает два миллиарда долларов. Первые модели выпустили еще в 80-х годах минувшего столетия. Уже через 10 лет программа была законсервирована по причине высокой стоимости проекта, которая была не под силу даже США.

За указанный период изготовили 21 единицу. Самолеты сделаны с использованием технологий «стелс». Этот показатель существенно ниже компактных модификаций F-22 и F-35. В-2 оснащается только свободнопадающими бомбами, что снижает эффективность использования машин против врага, оснащенного современными средствами ПВО. Например, отечественный ЗРК С-400 может запросто обнаружить Spirit. В результате указанные самолеты причисляют к довольно неоднозначным бомбардировщикам в плане эффективности при ядерном конфликте.

Рассматриваемый летательный аппарат сделан по типу «летающего крыла», не имеет вертикального оперения. Конструкция в большинстве своем изготовлена из алюминиевого и титанового сплава с участием углепластиковых компонентов повышенной тепловой устойчивости.

ТТХ самолета В-2:

  • длина/высота – 20,9/5,45 м;
  • крыло по размаху – 52,4 м;
  • вес пустой/взлетный – 56,7/168,4 т;
  • силовой агрегат – четыре двигателя ТРДД General Electric F118-GE;
  • скоростной порог – 1,01 тыс. км/ч;
  • дальность практическая – 18,5 тыс. км;
  • состав экипажа – 3 человека.

FMA IA-58 «ПУКАРА» — борец с наркомафией

Легкий штурмовик (Аргентина)

В нижнюю часть фюзеляжа IA-58 встроена бронеплита, защищающая кабину от огня из оружия калибром 7,62 мм на расстоянии до 150 м

FMA IA-58 «Пукара» стал первой боевой машиной, целиком спроектированной и построенной в Латинской Америке. Работа над ним началась в 1966 году, когда на неспокойном континенте появилась необходимость в самолете, способном сражаться с партизанами в джунглях.

Штурмовик оснастили двумя турбореактивными двигателями и высоким шасси, позволявшим подвешивать под крылом и на фюзеляже разнообразную бомбовую нагрузку, а также многочисленными съемными панелями обшивки, облегчавшими его обслуживание.

В 1974 году запущенный в серийное производство самолет получил имя «Пукара» (Pucara), что на языке индейцев кечуа означает «крепость»

Поначалу самолет привлек к себе внимание разных стран третьего мира, но его покупателями стали только Уругвай (шесть самолетов) и Колумбия (три самолета)

В 1976 году, сразу же после поступления на вооружение, «Пукара» использовался для нанесения ударов по повстанцам в районе города Тукуман. К началу войны с Англией 1982 года аргентинцы располагали 45 самолетами «Пукара», из них 24 базировались на Фолклендских островах. Один был накрыт бомбовым ударом, еще один — сбит британским истребителем. Добычей «Пукара» в этой войне стали два английских вертолета.

Всего за время боевых действий самолет совершил 186 вылетов. Впоследствии пять таких машин были доставлены в Британию для изучения. Колумбийские «Пукара» активно использовались в борьбе с наркомафией — для нанесения ударов по плантациям кокаиновых баронов. Эти самолеты до сих пор состоят на вооружении ВВС Аргентины, Уругвая, Колумбии, Шри-Ланки.

Выбросы загрязняющих веществ

Шестое место: операция «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom), Ирак

Не успев завершить афганскую кампанию, США начали 20 марта 2003 года войну в Ираке, так называемую операцию «Иракская свобода». Помимо США, в ней приняли участие Великобритания, Австралия, Польша, Италия, Грузия, Украина, Чехия, Дания, Нидерланды, Испания — всего 49 стран.

Вторжение в Ирак началось с удара «Томагавков», запущенных с кораблей, массированной бомбардировки Багдада, Мосула, Киркука бомбардировщиками и штурмовой авиацией.

В ходе авиаударов США применяли авиабомбы с белым фосфором в качестве зажигательного/химического оружия в ходе боев за Насирию в апреле 2003 года, а также штурмов Фаллуджи в апреле и ноябре 2004 года. По свидетельствам очевидцев, примененные боеприпасы уничтожали все живое в радиусе 150 метров. Авиаударам коалиции подвергалась гражданские и промышленные объекты, особенно нефтепроводы в районе Басры и других местах на юге Ирака. Общее число боевых вылетов составило 41 000.

Федеральное агентство новостей (ФАН) &nbsp/&nbsp

Потери иракского гражданского населения в ходе войны неизвестны и не могут быть подсчитаны с достаточной точностью. Опубликованные оценки различаются, как правило, на сотни тысяч погибших. По оценке исследователя Карла Конетты, в ходе вторжения погибло 7300 гражданских лиц. Министерство здравоохранения Ирака дает совсем иную оценку жертв среди мирного населения — свыше 100 тысяч человек.

В Ираке вооруженные силы США неоднократно совершали настоящие военные преступления. Так, 19 мая 2004 года в иракской деревне Мукарадиб неподалеку от ирако-сирийской границы американскими военными было убито более 40 человек. В три часа ночи деревня была подвергнута бомбардировке, затем туда вошли американские солдаты и добили мирных жителей. Среди убитых было 13 детей.

За время кампании были убиты не менее 170 тысяч иракцев и почти 5 тысяч американских военнослужащих. Гражданская инфраструктура Ирака полностью деградировала, буйным цветом расцвели терроризм, работорговля и наркотрафик.

Примечания

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS

Ссылки

США

Американский бомбардировщик B-1B совершил первую посадку за Полярным кругом Норвегии

Первая в своем роде короткая посадка и дозаправка на авиабазе Буде были частью учебной миссии сверхзвуковых американских бомбардировщиков, временно развернутых в Норвегии.

Буде к северу от Полярного круга является базой норвежского парка истребителей F-16, в том числе самолетов НАТО, находящихся в боевой готовности для встречи с российскими военными самолетами, вылетающими с Кольского полуострова.

B-1B, приземлившийся в Буде 8 марта, является одним из четырех бомбардировщиков, которые в настоящее время дислоцируются на авиабазе Орланд на юге Норвегии. Самолеты в основном проходят подготовку с ВВС Норвегии, но также участвовали в совместных полетах со шведскими истребителями.

ВВС США приняли первый истребитель Boeing F-15EX

На заводе Boeing в Сент-Луисе представители ВВС Соединенных Штатов официально приняли первый Boeing F-15EX Advanced Eagle. Новый истребитель отправился на авиабазу Эглин для продолжения летных испытаний. Поставка второго экземпляра F-15EX ожидается к концу апреля. Остальные 6 самолетов первой производственной серии рассчитывают выпустить к 2023 году.

ВВС США планируют приобрести 144 единицы Boeing F-15EX для замены устаревшего парка истребителей McDonnell Douglas F-15C/D. Ожидается, что Advanced Eagle будут стоять на вооружении до 2040-х годов.

Финал

Регенсбургская группа — после того как избавилась от бомб — спокойно долетела до Африки. Главными проблемами теперь стали топливо и повреждения. По воспоминаниям очевидцев, весь полёт над Средиземным морем сопровождался дождём из выбрасываемых из самолётов пулемётных лент, гильз и тому подобного, чтобы немного снизить массу. Но пятькрепостей» совершили вынужденные посадки на воду, ещё одна машина разбилась в Италии, а две дотянули до нейтральной Швейцарии(где стали первыми приземлившимися B-17).

На ту же тему На честном слове и одном крыле: лучшие фильмы олетающих крепостях»

Вечером подсчитали общие потери. Из 361Летающей крепости» 60 были потеряны, ещё 11 сумели дотянуть до аэродромов, но были списаны. Повреждения получили 162 самолёта, часть из которых — особенно из числа улетевших в Африку — так и не удалось восстановить. Кроме того, были потеряны три P-47 и дваспитфайра».

Не менее суровыми были потери среди экипажей: 112 убитых, 393 попавших в плен и 20 интернированных в Швейцарии. Примечательно, что 39 членов экипажей смогли избежать пленения на территории оккупированных стран.

Немецкие потери, несмотря на заявки от истребителей в 32 сбитых и целых 288 якобы уничтоженных стрелкамикрепостей», были куда скромнее: около 28 самолётов, 21 из которых сбили в воздушных боях, а остальные потерялись в результате аварий(включая неудачные посадки на повреждённых самолётах).

Немецкий истребительФоке-Вульф» Fw. 190 атакует американский бомбардировщик B-17(источник фото)

Возможно, сопутствующей жертвой этого рейда можно считать и начальника штаба люфтваффе, генерала Ешоннека: 19 августа он застрелился после резкой критики Гитлера в свой адрес.

А что же с разрушениями на земле? Рапорты заявляли о полном уничтожении целей, и авиазавод в Регенсбурге действительно получил существенные повреждения — но вышел на предыдущие объёмы выпуска самолётов уже через несколько месяцев. Три шарикоподшипниковых завода во Швайнфурте пострадали в разной степени, но вскоре также были восстановлены. Бо́льшая часть бомб упала на город — правда, неожиданным бонусом стало накрытие казарм запасного батальона 36-го танкового полка. Суммарно в обоих городах погибли около 600 мирных жителей и заводских рабочих, включая насильно угнанных иностранцев.

Налёт на Швайнфурт-Регенсбург стал тяжёлым поражением американской авиации и поставил под сомнение всю концепцию полётов во вражеские тылы без истребительного сопровождения. Впрочем, несмотря на неудачи, американцы не сдавались. В сентябре налёт на Штутгарт кончился потерей 45 B-17, а вторая попытка разбомбить швайнфуртские заводы 14 октября 1943 года завершилась разгромом по ровно такому же сценарию — с потерей 77 бомбардировщиков сбитыми и списанными.

Падение B-17(источник фото)

После этого налёты вглубь Германии были приостановлены до появления возможности сопровождать бомбардировщики на всём пути.

И только в феврале 1944 года американцы вернулись — с ещё большими силами…

Главные действующие лица

Американский В-29 в корейском небе.

Основными действующими лицами знакового сражения стали не люди, а самолеты. Американский четырехмоторный В-29 поднимал в небо 9 тонн бомб. Но к 1951-му эта машина уже считалась устаревшей. Советский МиГ-15 был новейшим реактивным истребителем. Первые же серьезные стычки в небе лишили американцев сразу нескольких бомбардировщиков B-29. Пытаясь сократить будущие потери, американцы в экстренном порядке перебросили в Корею истребители F-86 Sabre, почти не уступавшие в своем потенциале русским «пятнадцатым». С приходом этих машин воздушные победы уже не так просто давались летчикам из СССР. Свою роль играли и сложности с управлением новой техникой. Изучение и обкатка проходили сразу в боевых условиях.

По железнодорожному мосту через реку Ялуцзян в коммунистическую Корею шла основная военно-гуманитарная помощь с территории коммунистического Китая. С китайской стороны мост прикрывался летчиками из Коммунистического СССР. 12 апреля 1951-го перед американцами поставили задачу уничтожить этот стратегический объект, отрезав львиную долю помощи от союзников.

LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма

Палубный штурмовик (США)

Чтобы обезопасить себя от осколков собственных бомб при сбросе боеприпасов с малых высот, пилот А-7 использует бомбы замедленного падения Mk.82

Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.

Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году

Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично

В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.

Техобслуживание А-7. Под поднятым носовым обтекателем видна бортовая радиолокационная станция

Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.

В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.

В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.

Учебно-боевая модификация А-7 греческих ВВС

Исправление ошибок и восстановление

Помимо сбитых самолетов, на счету советских летчиков — свыше сотни пленных американцев. 

После корейского инцидента США озвучили свою версию «черного четверга». Согласно их информации, сбитыми оказались лишь 3 бомбардировщика, 7 несерьезно пострадали и вернулись на аэродром.

Усвоив урок и подготовившись к вероятным развитиям событий, ВВС США вскоре воспрянули и вернулись к решительным действиям. Следующие несколько лет американские бомбардировщики B-47 неоднократно показывались над Ленинградом, Минском, Киевом. 29 апреля 1954-го самолет США пролетел даже в небе Подмосковья. В 1956-м стартовала операция “Хоум ран”. Два десятка реактивных B-47 на протяжении полутора месяцев совершали до 3 нарушений советского воздушного пространства в сутки. За месяц с северного направления было осуществлено свыше 150 вторжений в СССР с неба. Безнаказанные вылазки бомбардировочной авиации завершились в 1960-м, когда управлявший сверхзвуковым истребителем МиГ-19 Василий Поляков уверенно настиг и расстрелял из пушек американский RB-47H. С той же легкостью, с которой сбивались поршневые «Superfortress» в корейском небе.

Символика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector