«адмирал нахимов» (крейсер): модернизация
Содержание:
- Содержание
- Огненное небо российского флота
- Жизнь германских племен
- Адмирал
- Крейсер «Адмирал Нахимов» выйдет на ходовые испытания до конца 2020 года
- Гордость ВМФ
- Белые слоны флота
- Радикальная модернизация
- Конструкция
- Литература и источники информации
- Общие характеристики корабля и его перспективы
- Особенности конструкции
- Легенда о кузнеце Амакуни
- Пистолет из бумаги
- Цели модернизации
- Характеристики
- Назначение
- Технические характеристики
- Проекция силы
- Суперкомпьютер для крейсера
- Оценка корабля
- Почему корабли называли героическими именами
- “К кораблю привыкают и любят как ребенка”. О том, как строят “Ясени” и “Бореи” ВМФ России
- Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены
- Конструкция
- Опубликовано видео стрельб модернизированных Т-72
- Противовоздушная оборона
- Постройка и испытания
- См. также
Содержание
Огненное небо российского флота
Без эффективной и сильной морской авиации не может быть современного ВМФ
Одним из самых серьезных замечаний, высказанных автору по предшествующим двум статьям (“ВМФ России напоролся на мины и подлодки”, “НВО” от 22.11.18 и “ВМФ РФ лишают океанского статуса”, “НВО” от 30.11.18) была нераскрытая роль и значение авиации на морских ТВД – фактора, ставшего определяющим для облика всех флотов со времен Второй мировой войны. Ранее автор уже касался этого вопроса в ряде публикаций, где рассматривались различные аспекты применения авиации флота, включая историю, а сегодня речь пойдет о текущем состоянии и перспективах развития.
Жизнь германских племен
Древний ообщественный уклад племен, которых римляне называли варварами, был классическим примером родовой общины. Германцы периодически воевали друг с другом за ресурсы. Перелом в их отношениях с римлянами произошел после того, как императоры начали нанимать варваров в собственную армию. Иногда это же делали мятежные военачальники, которые владели достаточным количеством золота. Германцы ценились в любой армии. Это были суровые и мужественные воины, физически более сильные, чем жители южных провинций империи.
Некоторые наемники оставались жить среди римлян, получая жалование. Они принимали чужую культуру. Их пример стал заразительным. Германцы, жившие между Рейном и Вислой, также хотели золота и других римских благ. Со временем приток варваров в империю только увеличивался, что обостряло национальные конфликты и приводило к войнам.
Адмирал
Павел Степанович Нахимов прошел весь путь русского офицера, начав карьеру кадетом морского училища и приняв геройскую смерть от вражеской пули на бастионе Севастополя с адмиральскими эполетами на плечах. В пятнадцатилетнем возрасте он участвовал в дальнем походе к берегам Дании и Швеции, получив звание мичмана, занял должность во 2-м флотском экипаже Петербургского порта (1818 г.). В 1822 году удостоился ордена Св. Владимира IV степени за участие в кругосветном плавании. Командовал палубной батареей на крейсере «Азов» во время битвы при Наварине и легендарным фрегатом «Паллада», входившим в эскадру Ф. Ф. Беллинсгаузена. На Черноморском флоте служил с 1834 года, командовал линкором «Силистрия». Участвовал в операциях на Кавказе, за что был награжден орденом Св. Владимира III степени. В октябре 1852 года получил звание вице-адмирала.
Героическая Севастопольская эпопея заслуживает отдельных слов. Высокие качества флотоводца проявились в ней наиболее ярко. Память о таком человеке заслуживает того, чтобы его имя носил самый мощный и современный ракетный крейсер. Адмирал Нахимов – русский национальный герой.
Крейсер «Адмирал Нахимов» выйдет на ходовые испытания до конца 2020 года
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» вывели из наливного бассейна Севмаша и поставили к достроечной стенке. Вся операция по выводу столь габартиного корабля прошла без сучка и задоринки.
Как пишут местные СМИ, операция по выводу «Адмирала Нахимова» из наливного бассейна Севмаша прошла 18 августа.
Четыре буксира провели корабль через ворота ботопорта и поставили к достроечной стенке. Крейсер выводили из наливного бассейна со всеми установленными на него временными конструкциями и понтонами, необходимыми для продолжения ремонта. Всся операция заняла несколько часов, а с учетом заполнения наливного бассейна водой — почти неделю.
Вывод из наливного бассейна крейсера ознаменовал окончание наиболее трудоемких работ на корпусе и механизмах корабля. «Адмирал Нахимов» находится на Севмаше с 1995 года, однако работы по модернизации начались в 2013 году.
По проекту модернизации ТАКР «Адмирал Нахимов» получит новые универсальные пусковые установки для крылатых ракет типов «Калибр», «Брамос», «Оникс» и гиперзвуковой ракеты «Циркон». Полностью обновится зенитное вооружение: будут установлены компрексы ЗРК «Полимент-Редут» и «Морфей», а в качестве противолодочной защиты — комплексы «Пакет-НК».
Планируется, что достройка корабля завершится уже в октябре-ноябре 2020 года, и до конца года крейсер выйдет на заводские ходовые испытания.
Гордость ВМФ
Как неоднократно отмечали в Минобороны РФ, «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём.
В октябре 2019 года американский журнал Military Watch назвал «Адмирал Нахимов» самым опасным боевым кораблём ВМФ. К достоинствам крейсера издание отнесло средства радиоэлектронной борьбы, зенитные и гиперзвуковые ракеты.
Аналитики также считают «Адмирал Нахимов» чрезвычайно грозным кораблём для потенциального противника. По их словам, габариты корабля позволяют разместить на нём широкую номенклатуру радиоэлектронного оборудования, средств нападения и обороны.
- «Адмирал Нахимов» в море
- РИА Новости
«Есть основания полагать, что боекомплект «Адмирала Нахимова» увеличится до 72 ракет. Уничтожение авианосной группировки будет обеспечиваться залпом, причём ракеты будут лететь стаей, выстраивая тактику атаки с помощью заложенных в них алгоритмов», — рассказал в беседе с RT редактор «Независимого военного обозрения» Дмитрий Литовкин.
Кроме того, аналитик не исключает, что модернизированный корабль получит новые артиллерийские комплексы, в частности флотскую версию 152-мм самоходной гаубицы «Коалиция-СВ», дальность стрельбы которой составляет 70—80 км. В настоящее время она испытывается в частях российской армии.
В комментарии RT бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов назвал одним из главных преимуществ обновлённого «Адмирала Нахимова» мощное противолодочное вооружение. Согласно открытым источникам, работники «Севмаша» установят на крейсер комплексы «Пакет-НК» и «Ответ».
«Возможности «Адмирала Нахимова» после модернизации будут позволять эффективно противостоять авианосным группировкам и подлодкам противника. Это будет многофункциональный корабль, гордость ВМФ, способный решать разнообразные задачи на самом высоком уровне», — резюмировал Игорь Касатонов.
Белые слоны флота
Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» — один из зримых символов ВМФ СССР и одновременно хороший пример того, что получается из долгой волокиты при разработке и уточнении технических проектов. Первые подходы к снаряду начались еще на рубеже 1950-х и 1960-х, головной корабль заложили в 1973-м, а сдали флоту только в декабре 1980-го.
Из идеи создать большой противолодочный корабль с атомным реактором и водоизмещением 8 тыс. т сначала выросли две ветки (атомный противолодочный крейсер и атомный крейсер с противокорабельным вооружением), потом их объединили. Получившееся многоцелевое чудовище водоизмещением свыше 25 тыс. т, до сих пор характеризуемое на Западе как линейный крейсер, при всех неоспоримых боевых возможностях превратилось в склад новых комплексов оружия и радиоэлектронного вооружения флота — с сопутствующим возрастанием сложности и стоимости постройки.
СССР осилил ввести только три корабля этого типа: головной «Киров» (1980), «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1988). Недостроенный «Юрий Андропов» перешел по наследству к Российской Федерации, которая и сдала его флоту в 1998 году под именем «Пётр Великий».
Крейсер_1
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» и плавмастерская ПМ 74 (слева направо)
Фото: ТАСС/Владимир Саяпин
Оставшиеся корабли к этому времени переименовали, соответственно, в «Адмирал Ушаков» (в 2004 году имя отобрали и остался формально безымянный корабль с бортовым номером 090 и несбитыми буквами «Киров»), «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».
Основой вооружения крейсера были 20 наклонных пусковых шахт противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» (дальность до 600 км). Зенитное вооружение включало дальнобойный ЗРК С-300Ф «Форт» и ЗРК самообороны «Оса-М» (на первых трех кораблях). На «Петре» вместо С-300Ф поставили С-300ФМ «Форт-М», вместо «Осы» — более современный «Кинжал». На «Калинине» и «Петре» 30-миллиметровые автоматы АК-630 заменили на шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик». От корабля к кораблю менялся состав противолодочного оружия и радиоэлектронного вооружения.
Радикальная модернизация
«Адмирал Нахимов» предназначен для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне и является одной из самых крупных платформ в составе ВМФ. Подобно другим крейсерам проекта 1144.2, корабль способен поражать все типы морских целей, вести огонь по наземным объектам и прикрывать соединения от средств воздушно-космического нападения.
Полное водоизмещение «Адмирала Нахимова» составляет 26,19 тыс. тонн, длина — 252 м, ширина — 28,5 м, осадка — 9,1 м, экипаж — более 700 человек. Движение крейсера обеспечивается двумя котельными установками и атомным реактором мощностью 140 тыс. л. с.
До начала модернизации в боекомплект «Адмирала Нахимова» входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.
За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».
По мнению экспертов, по состоянию на конец 1990-х годов и начало XXI века корабль с таким вооружением мог «уверенно чувствовать себя» на просторах мирового океана. Однако на современном этапе средства поражения, зенитные ракетные комплексы, радиоэлектронное оборудование и механизмы крейсера устарели. В связи с этим было принято решение о радикальном обновлении «Адмирала Нахимова».
По информации Минобороны РФ, на крейсере будут заменены различные узлы, агрегаты, системы жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, корабельной энергетики. Как сообщил ранее «Интерфаксу» Рахманов, в рамках модернизации были открыты 18 опытно-конструкторских работ.
Также по теме
«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…
По имеющимся в СМИ данным, на «Адмирале Нахимове» существенно обновятся средства ПВО.
Согласно данным «Интерфакса», задачу по обороне дальних рубежей будет выполнять ЗРК вертикального пуска 3К96-2 «Полимент-Редут». Система будет способна перехватывать цели на дальности до 400 км с появлением сверхдальней ракеты. Сейчас в боекомплект комплекса входят ракеты 9М100, 9М96 и 9М96Д дальностью в пределах 15 км, 120 км и 150 км соответственно.
При этом РИА Новости сообщает, что на «Адмирале Нахимове», скорее всего, будет установлена флотская модификация ЗРК дальнего радиуса С-400 «Триумф» с арсеналом в 96 ракет и модернизированная версия «Форта».
Как говорят эксперты, если наличие «Полимент-Редута» подтвердится, то «Адмирал Нахимов» должен быть оснащён пусковыми установками универсального корабельного комплекса 3С14 (УКСК), которые используются в ВМФ для применения крылатых ракет «Калибр», противокорабельных ракет «Оникс», а в доработанном виде — «Цирконов».
Конструкция
Корпус
Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:
- торпедный отсек;
- аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
- центральный пост, пульт ГЭУ;
- ракетный отсек;
- ракетный отсек;
- дизель-генераторный отсек;
- реакторный отсек;
- турбинный отсек;
- турбинный отсек;
- электродвигательный отсек.
Шумность лодки на 4 узлах: 100—130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м
Литература и источники информации
Литература
Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4
Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8
Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
Павлов А. С. Атомные крейсера типа «Киров». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.
Ссылки
Страница о ТАРКР типа «Киров» на military.tomsk.ru
Статья о модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» на сайте kramtp.info
Подборка материалов о модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» на сайте bastion-karpenko.ru
Фотографии ТАРКР «Калинин» на navsource.narod.ru
Фотографии спуска ТАРКР «Калинин» в 1986 году
Подборка фотографий ТАРКР «Адмирал Нахимов» в блоге Олега Кулешова
Страница «Википедии» о ТАРКР «Калинин»
Общие характеристики корабля и его перспективы
В прессу просочилась информация о том, что определенной модернизации подвергнется силовая установка, в том числе и атомный реактор, но, по всей видимости, конструктивные изменения не будут носить революционного характера. Улучшать хорошее – только портить, так считают военные специалисты. «Адмирал Нахимов» — крейсер, ТТХ которого и так считаются уникальными, по своим ходовым качествам не имеет себе равных. При полном водоизмещении свыше 26 тысяч тонн и длине в 251 метр, он обладает энергетической установкой, мощности которой (более 100 МВт) хватило бы для энергоснабжения города населением в четверть миллиона жителей. Помимо атомного реактора корабль обладает двумя резервными котлами. Его ход (так моряки называют скорость) – 32 узла. Дальность плавания неограниченная, полная автономность составляет два месяца. Экипаж состоит из 630 матросов и чинов младшего командного состава и сотни офицеров.
Когда корабль вновь вернется в строй Северного Флота? По плану это должно произойти в 2018 году. Возможно, возникнут некоторые непредвиденные трудности, которые несколько продлят модернизацию. Но он неизбежно выйдет на океанский простор — обновленный крейсер «Адмирал Нахимов». Фото его, опубликованное в периодических изданиях, порадует друзей нашей страны, и, скорее всего, расстроит ее недругов. И не только фото…
Особенности конструкции
В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии – «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».
Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442
В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.
Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ – для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.
Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.
Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:
РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;
2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
ГАК МГК-355 «Полином»;
комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);
БИУС «Лесоруб-44»;
МКРЦ «Коралл-БН».
Легенда о кузнеце Амакуни
Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.
И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами
Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны
После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.
Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил – многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.
Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».
Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.
Пистолет из бумаги
Цели модернизации
Главной целью дорогостоящих работ является придание боевой единице Северного флота желанной боевой эффективности. Для этого требуется не только полная замена устаревшего за период с 1980 года оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации согласно требованиям предстоящих десятилетий. Электронная техника, ракеты и системы управления теряют актуальность довольно быстро, и не следует повторять ошибок конструкторов, строивших в восьмидесятые годы крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация, неизбежная через несколько лет, должна пройти менее болезненно и обойтись значительно дешевле.
Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте значится замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45). Всего шахт было 20, столько же их и останется, но в каждой из них будет расположена модульная система с четырьмя ракетами. Итого, число противокорабельных реактивных снарядов возрастет в четыре раза и составит цифру 80.
Какими они будут, остается гадать, скорее всего, «Оникс» или «Бирюза». Репутация крейсера как «убийцы авианосцев» предполагает возможность оснащения ударных вооружений спецзарядами (ядерными). Такое большое количество ракет в арсенале «Нахимова» диктуется «стайным» способом их применения. Отразить групповую атаку ПКР практически невозможно.
Помимо главного калибра, ТАРК предположительно будет вооружен дозвуковыми средствами 3М14, предназначенными для наземных береговых целей. Борьбу с подводными лодками экипаж будет вести комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.
Характеристики
Назначение
Технические характеристики
«Адмирал Нахимов» перед отправкой на модернизацию
Технические характеристики атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлены без учета модернизации. Окончание работ и спуск корабля для испытаний ожидается в 2022. Какими будут итоговые параметры судна пока неизвестно.
Реакторы
Атомная энергетическая установка (АЭУ) с реакторами КН-3 создана на базе ледокольных аналогов ОК-900. Применяемый уран имеет высокую степень обогащения (до 70%). Срок работы без перезарядки рассчитан на 10-11 лет. Мощность силовой установки в теории способна питать целый город с населением в 150 тыс. человек.
АЭУ размещается в трех отсеках и состоит из двух реакторов общей мощностью 342 МВт. Дополнительно имеются два турбозубчатых агрегата и два автоматизированных котла КВГ-2 в резерве. Система пароснабжения позволяет подавать его к любой установке, паропроизводительность — по 115 тонн в час.
Скорость хода
Максимальная скорость хода составляет 32 узла, что соответствует примерно 59 км/ч. Оперативно-экономичная скорость на котлах — 17 узлов.
Дальность плавания
Крейсер «Адмирал Нахимов» не имеет ограничений по запасу хода на ректорах. На котлах при скорости в 17 узлов дистанция составляет 1000 миль.
Проекция силы
Здесь речь идет об оказании политического давления военными средствами, и для этого все три типа кораблей пригодны одинаково. Отметим только, что ТАРКР, будучи крупным океанским кораблем с намного большей, чем фрегат, автономностью, лучше подходит для выполнения этой задачи в дальней морской и океанской зонах.
В то же время МАПЛ, наподобие «Ясень-М» в решении этой задачи ограничена в эффективности, по той простой причине, что реальную опасность для ВМС потенциального неприятеля представляет необнаруженная АПЛ. Но если АПЛ не обнаружена, то и угроза от нее не ощущается, а если она сообщила о себе, то превращается из охотника в дичь.
ТАРКР «Пётр Великий»
Суперкомпьютер для крейсера
Работа по ремонту корабля идет по плану. Однако на данном этапе предусматривается не только формирование внутренних и внешних конструкций, но и замена многих важнейших систем крейсера.
Как сообщил сайту телеканала «Звезда» представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России по ВМФ Игорь Дыгало, на корабле будет заменена система жизнеобеспечения корабля, радиотехническое вооружение, система корабельной энергетики.
Читайте: «Севмаш» приступил к закупкам вооружения для «Адмирала Нахимова»
Кроме того, добавил Дыгало, на крейсере будет установлен новый мощный бортовой компьютер, разработку которого завершила Объединенная приборостроительная корпорация.
Сейчас на крейсере установлена информационно-справочная система с небольшим набором параметров. Новый компьютер значительно повысит скорость принятия решения в боевых условиях.
Как пояснил Дыгало, компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий во время боя, а также обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.
В свою очередь военный эксперт, главный редактор Центрального военно-морского портала Сергей Совеванов рассказал сайту телеканала «Звезда», что, скорее всего, речь идет о боевой информационно-управляющей системе (БИУС).
«Это комплекс оборудования корабля, который автоматически дает рекомендации о принятии решения по управлению оружием при обороне. Стоит учитывать, что система вооружений корабля очень сложная. Это касается и системы ПВО ближнего и дальнего боя. Управление всей системой вручную очень сложно, поэтому особенно актуально использование системы БИУС», — рассказал Сочеванов.
По его словам, в определенной ситуации компьютер может самостоятельно определить вид цели и автоматически уничтожить ее из соответствующего оружия.
Оценка корабля
Ударная мощь крейсера «Адмирал Нахимов» позволяет наносить ракетные удары по группам кораблей противника. Однако успешность таких операций обеспечивается только внезапным и согласованным нападением вместе с поддержкой других судов, включая подводные. Это обусловлено значительными габаритами и заметностью корабля для противника.
Габариты крейсера делают его уязвимым для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Противовоздушная система обороны корабля представлена лишь зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», не способными поражать цели ниже 25 м.
С учетом современных требований к боевому кораблю часть вооружений планируется заменить на более современные аналоги. Также ожидается повышение радиолокационной защиты и оснащение судна современным цифровым оборудованием по управлению кораблем и вооружением.
Почему корабли называли героическими именами
Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова
Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.
Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.
В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.
Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.
Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.
В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи
Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С
Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.
“К кораблю привыкают и любят как ребенка”. О том, как строят “Ясени” и “Бореи” ВМФ России
ТАСС — о некоторых уникальных технологиях, использующихся при строительстве атомных подводных лодок, и о том, какими возможностями обладает крупнейшая судоверфь страны
Бутылка шампанского разбита о гигантский корпус, экипаж исполнил Гимн России, и суперсовременный подводный корабль выведен из эллинга самой крупной верфи России – “Севмаша”. На стапель-поезде сначала выведут лодку в док наливного бассейна, а затем выпустят в родную среду. До того как “Ясень” или “Борей” встретятся с Белым морем, пройдут еще недели и месяцы – американские спутники непременно заснимут их прибытие. Такое никогда не проходит незамеченным.
Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно-, двух- и четырёхместных кают для офицеров и мичманов, более 32 кубриков для матросов и старшин (на 8-34 человек в каждом), коридоры, трапы и тамбура общей длиной почти в 20 километров, более 30 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 4×3 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.
Основные тактико-технические элементы
- Водоизмещение
- Стандартное: 23 750 т
- Полное: 25 860 т
- Размеры
- Длина наибольшая: 250,1 м
- Ширина наибольшая: 28,5 м
- Осадка габарит: 10,3 м
- Скорость хода
- Полная — 31 узел (более 55 км/ч)
- Оперативно-экономическая — 18 узлов (более 33 км/ч)
- Автономность плавания: 60 суток
- Экипаж
759 человек (в том числе 120 офицеров)
Энергетическая установка
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе»
Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)русск., имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в городе Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.
Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях
Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час
Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.
Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора производства Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов.
Опубликовано видео стрельб модернизированных Т-72
Противовоздушная оборона
Было бы наивно полагать, что КБ «Севмаш» не позаботится о том, как защитить от возможной атаки авиации и ракет столь крупную морскую цель, как «Адмирал Нахимов». Крейсер, несмотря на все средства, примененные для обеспечения его скрытности, остается очень заметным объектом, а в случае военного конфликта неизбежно станет мишенью для вражеских противокорабельных систем. Ранее задачу отражения воздушной атаки решали ЗРК «Форт» С-300Ф, очень неплохие, но требующие замены с учетом высокой стоимости проекта и его перспективного значения. Предполагалось, что бортовую ПВО обновят, установив подпалубные ПУ, близкие по схеме и характеристикам к наземным комплексам С-500. Они будут ячеистого типа, а не револьверные, как раньше, и, в силу большей компактности, их станет больше (в арсенале ракет ПВО будет несколько сотен). Одним типом, разумеется, дело не ограничится. Кроме С-500, для контроля неба над кораблем-флагманом и его «свитой» предназначен ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Впрочем, подробности флотское руководство, по понятным причинам, не разглашает.
Постройка и испытания
Атомный крейсер «Калинин» в достройке на Балтийском заводе, 1988 год
17 мая 1983 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде был заложен третий корабль проекта 1144 — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин». Это название было присвоено кораблю в честь лёгкого крейсера «Калинин» Краснознамённого Тихоокеанского флота. Тот, в свою очередь, был назван в честь советского государственного деятеля Михаила Ивановича Калинина (1875-1946). Во время строительства кораблю был присвоен заводской №802.
Спуск «Калинина» на воду состоялся 25 апреля 1986 года.
16 октября 1988 года достроенный крейсер вышел с завода на ходовые испытания в Балтийское море. За время испытаний ракетный крейсер «Калинин» прошёл 5000 миль.
В конце 1988 года для завершения испытаний «Калинин» перешёл на Север, и 30 декабря 1988 года Балтийский завод передал флоту новый тяжёлый атомный ракетный крейсер. Вместе с однотипным «Кировым» ТАРКР «Калинин» был включён в состав 120-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Северного флота СССР, тем самым существенно усилив боевые возможности бригады.