Адмирал нахимов (пароход)
Содержание:
- Огненное небо российского флота
- Список построенных ПЛАРБ
- Белые слоны флота
- Что за корабль «Адмирал Нахимов»?
- Служба
- Характеристики
- Хронология
- Почему корабли называли героическими именами
- Современные вариации
- Хронология
- См. также
- Опубликовано видео стрельб модернизированных Т-72
- Миф о затонувшем золоте
- Ношение катаны
- Советское наследие
- Почему считается боевым ножом
- Вторая жизнь Парохода
- Оценка проекта
- Заточка ножей
- Конструкция
- Хронология
- Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены
- Конструкция
Огненное небо российского флота
Без эффективной и сильной морской авиации не может быть современного ВМФ
Одним из самых серьезных замечаний, высказанных автору по предшествующим двум статьям (“ВМФ России напоролся на мины и подлодки”, “НВО” от 22.11.18 и “ВМФ РФ лишают океанского статуса”, “НВО” от 30.11.18) была нераскрытая роль и значение авиации на морских ТВД – фактора, ставшего определяющим для облика всех флотов со времен Второй мировой войны. Ранее автор уже касался этого вопроса в ряде публикаций, где рассматривались различные аспекты применения авиации флота, включая историю, а сегодня речь пойдет о текущем состоянии и перспективах развития.
Список построенных ПЛАРБ
Северодвинск | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Номер | Зав. № | Закладка | Спуск | Дата вступления в строй, флот | Списание | Статус |
К-137
1970-«Ленинец» |
420 | 04.11.1964 | 11.09.1966 | 6 ноября , СФ | 1994 | 1985-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 2003 |
К-140 | 421 | 19.09.1965 | 23.08.1967 | 30 декабря , СФ | 1990 | 1978-модернизирован по пр.667АМ
Утилизирована в 1998 |
К-26 | 422 | 30.12.1965 | 23.12.1967 | 3 сентября , СФ | 1988 | Утилизирована в 2003 |
К-32 | 423 | 23.04.1966 | 25.04.1968 | 26 октября , СФ | 1990 | Утилизирована в 1998 |
К-216 | 424 | 28.06.1966 | 06.08.1968 | 27 декабря , СФ | 1988 | Утилизирована в 1994 |
К-207 | 400 | 04.11.1966 | 20.09.1968 | 30 декабря , СФ | 1989 | Утилизирована в 2001 |
К-210 | 401 | 16.12.1966 | 29.12.1968 | 6 августа , СФ | 1988 | Утилизирована в 2001 |
К-249 | 402 | 18.03.1967 | 30.03.1969 | 27 сентября , СФ | 1988 | Утилизирована в 2004 |
К-253 | 414 | 26.06.1967 | 05.02.1969 | 27 сентября , СФ | 1993 | 1988-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 2004 |
К-395 | 415 | 08.09.1967 | 28.07.1969 | 5 декабря , СФ | 2002 | 1991-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 2007 |
К-408 | 416 | 20.01.1968 | 10.09.1969 | 25 декабря , СФ | 1988 | 1984-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 1995 |
К-411 1998-«Оренбург» | 430 | 25.05.1968 | 16.01.1970 | 31 августа , СФ | 2004 | 1990-модернизирован по пр.09774
Утилизирована в 2009 |
К-418 | 431 | 29.06.1968 | 14.03.1970 | 22 сентября ,СФ | 1989 | Утилизирована в 1998 |
К-420 | 432 | 12.10.1968 | 25.04.1970 | 29 октября , СФ | 1994 | 1990-модернизирован по пр.667М
Утилизирована в 2003 |
К-423 | 440 | 13.01.1969 | 14.07.1970 | 13 ноября , СФ | 1994 | 1987-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 2003 |
К-426 | 441 | 17.04.1969 | 28.08.1970 | 22 декабря , СФ | 1990 | Утилизирована в 2005 |
К-415 | 442 | 04.07.1969 | 26.06.1970 |
30 декабря , СФ
1972-ТОФ |
1988 | 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена
Утилизирована в 2011 |
К-403
1997-«Казань» |
450 | 18.08.1969 | 25.03.1971 | 12 августа , СФ | 2004 | 1983-модернизирован по пр.667АК
1996-модернизирован по пр.09780 Утилизирована в 2010 |
К-245 | 451 | 16.10.1969 | 09.08.1971 | 16 декабря ,СФ | 1992 | 1977-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1995 |
К-214 | 452 | 19.02.1970 | 01.09.1971 | 31 декабря ,СФ | 1991 | 1980-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1998 |
† К-219 | 460 | 28.05.1970 | 08.10.1971 | 31 декабря ,СФ | Достроена по пр.667АУ
06.10.1986-Погибла в Атлантике |
|
К-228 | 461 | 04.09.1970 | 03.09.1972 | 30 сентября ,СФ | 1992 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1997 |
К-241 | 462 | 24.12.1970 | 09.06.1972 | 23 октября ,СФ | 1992 | 1981-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1994 |
К-444 | 470 | 08.04.1971 | 01.081972 | 9 декабря ,СФ | 1994 | 1983-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1995 |
Комсомольск-на-Амуре | ||||||
Номер | Дата вступления в строй | |||||
К-399 | 151 | 23.02.1968 | 23.06.1969 | 24 декабря , ТОФ | 1990 | 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)
Утилизирована в 1998 |
К-434 | 152 | 23.02.1969 | 29.05.1970 | 30 ноября , ТОФ | 1989 | Утилизирована в 2007 |
К-236 | 153 | 06.11.1969 | 04.08.1970 | 27 декабря , ТОФ | 1990 | 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)
Утилизирована в 1994 |
К-389 | 154 | 26.07.1970 | 27.06.1971 | 25 ноября , ТОФ | 1990 | Утилизирована в 1995 |
К-252 | 155 | 25.12.1970 | 12.09.1971 | 31 декабря , ТОФ | 1989 | 1975-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1991 |
К-258 | 156 | 30.03.1971 | 26.05.1972 | 30 сентября , ТОФ | 1991 | 1975-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1998 |
К-446 | 157 | 07.11.1971 | 08.08.1972 | 30 декабря , ТОФ | 1993 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1996 |
К-451
1978-«60 лет ВЛКСМ» |
158 | 23.02.1972 | 29.04.1973 | 7 сентября , ТОФ | 1991 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1999 |
К-436 | 159 | 07.11.1972 | 25.07.1973 | 5 декабря , ТОФ | 1992 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1999 |
К-430 | 160 | 27.07.1973 | 28.07.1974 | 25 декабря , ТОФ | 1995 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 2005 |
Белые слоны флота
Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» — один из зримых символов ВМФ СССР и одновременно хороший пример того, что получается из долгой волокиты при разработке и уточнении технических проектов. Первые подходы к снаряду начались еще на рубеже 1950-х и 1960-х, головной корабль заложили в 1973-м, а сдали флоту только в декабре 1980-го.
Из идеи создать большой противолодочный корабль с атомным реактором и водоизмещением 8 тыс. т сначала выросли две ветки (атомный противолодочный крейсер и атомный крейсер с противокорабельным вооружением), потом их объединили. Получившееся многоцелевое чудовище водоизмещением свыше 25 тыс. т, до сих пор характеризуемое на Западе как линейный крейсер, при всех неоспоримых боевых возможностях превратилось в склад новых комплексов оружия и радиоэлектронного вооружения флота — с сопутствующим возрастанием сложности и стоимости постройки.
СССР осилил ввести только три корабля этого типа: головной «Киров» (1980), «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1988). Недостроенный «Юрий Андропов» перешел по наследству к Российской Федерации, которая и сдала его флоту в 1998 году под именем «Пётр Великий».
Крейсер_1
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» и плавмастерская ПМ 74 (слева направо)
Фото: ТАСС/Владимир Саяпин
Оставшиеся корабли к этому времени переименовали, соответственно, в «Адмирал Ушаков» (в 2004 году имя отобрали и остался формально безымянный корабль с бортовым номером 090 и несбитыми буквами «Киров»), «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».
Основой вооружения крейсера были 20 наклонных пусковых шахт противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» (дальность до 600 км). Зенитное вооружение включало дальнобойный ЗРК С-300Ф «Форт» и ЗРК самообороны «Оса-М» (на первых трех кораблях). На «Петре» вместо С-300Ф поставили С-300ФМ «Форт-М», вместо «Осы» — более современный «Кинжал». На «Калинине» и «Петре» 30-миллиметровые автоматы АК-630 заменили на шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик». От корабля к кораблю менялся состав противолодочного оружия и радиоэлектронного вооружения.
Что за корабль «Адмирал Нахимов»?
Представляет он собой шестипалубного красавца длиной и шириной 174 и 21 метр соответственно, скорость которого достигает 16 узлов. Вмещает в себя полторы тысячи человек. Такую махину создали в 1925 году в Германии, и нарекли её в честь столицы – «Берлин». Спуск на воду завершился успешно и уже спустя полгода пароход отправился в свой дебютный рейс из Бремерхафена в направлении Нью-Йорка.
Четырнадцать лет он исправно работал по этому маршруту. Но потом это стало экономически не выгодно, потому что из-за политической ситуации в мире люди боялись отправляться в международных рейсы. Тогда «Берлин» пустили до Шпицбергена. А в первые месяцы Второй мировой войны его и вовсе сделали госпиталем. В этом статусе он и служил все военные годы, пока однажды не наткнулся на мину и не залёг на дно.
«Берлин»
Лежащий на дне, он стал собственностью СССР по итогам войны. В начале 1947 его попытались поднять, так как глубина была небольшая, но он снова взорвался, так и оставшись на дне. Во втором полугодии его, наконец, удалось достать. Судну дали новое имя – «Адмирал Нахимов».
Служба
Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.
В 1894 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу, затем посетил Владивосток, корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.
После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8″ орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю[источник не указан 3314 дней](низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).
В 1902—1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.
Характеристики
Хронология
- Заложен 17 мая 1983 года.
- 25 апреля 1986 года спущен на воду.
- 30 декабря 1988 года вступил в строй.
- 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
- Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
- 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
- В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
- В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.
- В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
- 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.
- В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.
- 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
- 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
- 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.
- 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша.
- 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля.
- 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования.
- Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.
- По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году.
Почему корабли называли героическими именами
Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова
Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.
Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.
В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.
Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.
Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.
В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи
Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С
Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.
Современные вариации
Сегодня финские ножи производят частные специалисты и крупные компании. Внешний вид клинков продолжает видоизменяться, добавляются элементы декора
Все больше уделяют внимание ножнам, лезвию клинка, рукояти
Самые дорогостоящие клинки изготавливают вручную. Есть регионы, где более 150 компаний частных мастерских занимаются изготовлением финских ножей своими руками, а есть и крупные производители, которые делают только традиционные классические финские ножи.
Актуальные модели от финнов чаще всего:
- из нержавеющей стали;
- с алмазной каемкой для заточки;
- из углеродной стали, для работы по дереву;
Пользуются спросом классические и новые модели:
- Нож «Рысь», «Леуку».
- Рыболовные – по традиции с рукояткой из дерева. Есть усовершенствованные: прорезиненные, из тефлона с пилкой для снятия чешуи.
- Охотничьи тефлоновые – для разделывания мяса, снятия шкуры, вспарывания.
- Серия ножей для кухонь и модели для грибников.
- Эксклюзивные модели – из дамасской стали или модель «Зуб Шамана».
- Коллекционные версии (ручная работа) – с национальным финским гербом или с набалдашником в виде куропатки.
Хронология
- Заложен 17 мая 1983 года.
- 25 апреля 1986 года спущен на воду.
- 30 декабря 1988 года вступил в строй.
- 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
- Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
- 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
- В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
- В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.
- В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
- 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.
- В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.
- 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
- 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
- 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.
- 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша.
- 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля.
- 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования.
- Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.
- По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году.
См. также
Опубликовано видео стрельб модернизированных Т-72
Миф о затонувшем золоте
Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырёх русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».
В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.
Первыми в успехе Сасагавы усомнились профессиональные охотники за морскими сокровищами. Стоило им обратиться к документам русско-японской войны — в частности, к донесениям участников Цусимского сражения, — как стало ясно, что в рассказах Сасагавы нет ни слова правды. Со временем выяснилась и другая любопытная деталь. Слитки металла, якобы поднятые с затонувшего русского крейсера, имели удельный вес 11,34 г/см³. Это плотность свинца, а не платины.
Ношение катаны
Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.
Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.
Советское наследие
Напомним, строительство тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», спроектированных специалистами СПКБ, началось в 1973 году. До 1996 года было построено четыре таких корабля из семи запланированных: «Киров» (с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» (позднее — «Адмирал Лазарев»), «Калинин» (переименованный в «Адмирал Нахимов») и «Куйбышев» (получивший название «Пётр Великий»).
«Адмирал Нахимов» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986-м и принят на вооружение ВМФ СССР в 1988-м. Однако уже в 1999 году крейсер прибыл на верфи «Севмаша» для ремонта и модернизации, направленной на повышение его ударной мощи.
- Северный флот. Учения в Баренцевом море. Тяжелый атомный ракетный броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и самолет базовой патрульной авиации «Орион»
- РИА Новости
- Олег Ласточкин
В рамках текущего глубокого обновления «Адмирала Нахимова» будет заменён весь комплекс радиоэлектронного оборудования, а также усилено вооружение.
В открытых источниках появлялись сообщения о том, что модернизированный крейсер будет оснащён высокоточными крылатыми ракетами «Калибр», противокорабельными «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами».
Кроме того, корабль планируется усилить комплексами ПВО морского базирования «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочными системами «Пакет-НК» и «Ответ».
В конце прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил, что модернизированный «Адмирал Нахимов» войдёт в состав ВМФ РФ в 2022 году.
«Нами проверен ход ремонтных работ. Как и запланировано, получение корабля ожидается в конце 2022 года. Эти сроки не подвергаются сомнению», ― подчеркнул Криворучко.
Замглавы Минобороны ранее также подтвердил, что «Адмирал Нахимов» будет оснащён ракетами «Циркон» — с дальностью превышающей 1 тыс. км и скоростью полёта 9 Махов.
Почему считается боевым ножом
Только в начале ХХ века финские ножи стали появляться в России. По достоинству, одни из первых оценили новый вид криминальные элементы. Небольшие размеры позволяли незаметно прятать клинок за поясным ремнем, в рукав и голенище сапога. Каждый уголовник считал обязательным для себя приобретение финки.
Позднее население страны оценило преимущество нового ножа перед другими и его переименовали в финку. Переняв основную технику изготовления и усовершенствовав ее, российские оружейники быстро наладили производство изделия. Внешне нож уже выглядел немного иначе. В русском варианте:
- имеется желоб на лезвиях;
- появилась гарда – деление клинка и рукоятки.
В 1935 году на территории СССР нож финка становится запрещенным оружием. Но Уголовный кодекс, наложив запрет на финку (до 1996 года), лишь повысил ее ценность. Любой, кто отважился носить финку, среди уголовников, становился авторитетом. В советско-финском конфликте 1939 года маленькие отряды финнов-лыжников, вооруженных пуукко, наносили большой ущерб советским военным путем чередования засад с налетами на дозоры по ночам.
Но помимо применения финки как оружия, клинок выполнял много необходимых для солдата, других военных задач:
- оборудование боевых расположений;
- изготовление снегоступов и носилок;
- ремонт амуниции;
- приготовление еды и подготовка места для ночевки.
Нож финских солдат был практичен. Он бесшумно вынимался, был удобен в рукопашной. Острое, как у бритвы, лезвие отлично резало хлеб и убирало часовых советской армии.
Пришлось Красной Армии принять очевидность удачного использования финки. И ровно через год на вооружении у нашей Армии был утвержден нож «разведчик». Был разработан принцип рукопашного боя с использованием ножа и против него.
Финский клинок остается популярным в обеих странах и сейчас. Разнообразие его модификаций предлагаются на рынке. Многочисленное упоминание об этом типе ножа в художественной литературе ХХ века на десятилетия обеспечило ему репутацию опасного оружия.
Вторая жизнь Парохода
Корабль отбуксировали в док Кронштадского завода. Ремонт осуществлялся и в ГДР, а длился он в общей сложности целых восемь лет. Капитаном «воскресшего» парохода стал Николай Соболев. Впервые оказавшись на нём, он поразился. К судну вёл какой-то узкий парадный трап, но за ним открывался вид, вызывающий восхищение. Одна прогулочная палуба приводила в изумление своими габаритами.
Под стать ей было и внутреннее убранство. Салон был оснащён канделябрами, шикарными коврами, дорогостоящими картинами. Тут и там встречались барельефы русских моряков, выполненные из бронзы. Многие элементы были из натурального дерева и отполированы так, что могли заменить зеркало. Помимо всего этого великолепия были предусмотрены рестораны, барные стойки, даже кинотеатр и парикмахерские.
Рекламная брошюра парохода «Адмирал Нахимов»
В 1960 году судно было отдано в аренду с целью организации на нём недолгих прогулок на несколько часов или дней. От этого шла хорошая прибыль. Так «Адмирал Нахимов» стал самым крупным российским пассажирским судном, потеснив «Россию». Первый рейс был осуществлён вдоль черноморского побережья.
Единственное, на что жаловались туристы, так это духота. Они открывали иллюминаторы, но в них при малейшем крене попадала вода. Кондиционеров тогда не было. Вентиляционную систему дорабатывали долгое время и только спустя десять лет все каюты были кондиционированы.
Оценка проекта
Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.
Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.
Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.
Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.
Заточка ножей
Конструкция
Корпус
Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:
- торпедный отсек;
- аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
- центральный пост, пульт ГЭУ;
- ракетный отсек;
- ракетный отсек;
- дизель-генераторный отсек;
- реакторный отсек;
- турбинный отсек;
- турбинный отсек;
- электродвигательный отсек.
Шумность лодки на 4 узлах: 100—130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м
Хронология
- Заложен 17 мая 1983 года.
- 25 апреля 1986 года спущен на воду.
- 30 декабря 1988 года вступил в строй.
- 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
- Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
- 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
- В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
- В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.
- В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
- 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.
- В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.
- 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
- 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
- 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.
- 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша.
- 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля.
- 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования.
- Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.
- По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году.
Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно-, двух- и четырёхместных кают для офицеров и мичманов, более 32 кубриков для матросов и старшин (на 8-34 человек в каждом), коридоры, трапы и тамбура общей длиной почти в 20 километров, более 30 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 4×3 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.
Основные тактико-технические элементы
- Водоизмещение
- Стандартное: 23 750 т
- Полное: 25 860 т
- Размеры
- Длина наибольшая: 250,1 м
- Ширина наибольшая: 28,5 м
- Осадка габарит: 10,3 м
- Скорость хода
- Полная — 31 узел (более 55 км/ч)
- Оперативно-экономическая — 18 узлов (более 33 км/ч)
- Автономность плавания: 60 суток
- Экипаж
759 человек (в том числе 120 офицеров)
Энергетическая установка
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе»
Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)русск., имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в городе Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.
Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях
Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час
Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.
Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора производства Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов.