Fairchild republic a-10 thunderbolt ii

Содержание

Литература

  • Капитан В. Антонов, А. Караулин. Американский штурмовик А-10А // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1978, стр.53-59
  • В. Юрцев. Учебно-боевой вариант штурмовика A10A // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр.62-63
  • Г. Осипов. Испытания всепогодного варианта штурмовика A10 // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1981, стр.55-58
  • Самолёт непосредственной поддержки сухопутных войск А-10 (ВВС США). — М.: Военное издательство МО СССР, 1976. — 56 с.
  • Никольский М. В. Штурмовик A-10. — М.: Моделист-конструктор, 2008. — 32 с. — (Авиаколлекция 3/2008).
  • Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 332—333. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9.
  • Bell, Dana. A-10 Warthog. — Blue Ridge Summit, PA, USA: TAB Books, 1986. — 72 p. — (In Detail & Scale Vol. 19). — ISBN ISBN 0-8168-5030-5.
  • Jenkins, Dennis R. Fairchild-Republic A/OA-10 Warthog. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 20). — ISBN 1-58007-013-2.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Пулеметы

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

FN Minimi — ручной пулемет калибра 5,56×45 мм.

Пулемет FN Minimi был создан бельгийской компанией Fabrique Nationale в 1974 году. Создал пулемет Эрнест Вервье, который к сожалению мало известен публике (хотя он также участвовал в создани такой оружейной легенды как FN FAL и FN MAG). Minimi сразу занял свою нишу в пехотном вооружении. Пулемет с ленточным питанием, под патрон промежуточного калибра существенно увеличивал огневую мощь отделений.

Интересно отметить, что прототип Minimi был создан под патрон 7,62х51, но потом калибр был изменен в пользу 5,56х45.

Принцип работы автоматики пулемета основан на отводе газов из ствола, которые толкают газовый поршень, воздействующий на затворную раму. Затворная рама начинает движение назад, однако затвор остается до времени неподвижен. Через некоторое время затвор отпирается. Это сделано для гарантии того, что давление в стволе упало до приемлимых величин к моменту отпирания затвора. Затвор запирается проворотом личинки и имеет 2 боевых упора. Стрельба ведется с открытого затвора, что обеспечивает лучшую вентиляцию патронника и ствола.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Пулемет имеет двухпозиционный газовый регулятор. Как и обычно в пулеметах, второе положение газового регулятора используется только в тяжелых условиях стрельбы и не рассчитано на длительную эксплуатацию в нормальных условиях. Также второе положение поднимает скорострельность более чем до 1000 выстрелов в минуту. Оружие имеет механический кнопочный предохранитель над пистолетной рукояткой. В положении «предохранено» шептало разъединяется с остальными элементами УСМ. Пулемет имеет только автоматический режим огня.

Mimini снабжен быстросъемным стволом, что позволяет при перегреве продолжать вести огонь. Также из-за этого можно часто наблюдать модификации пулемета с иным стволом, нежели это предусмотрено.

Ресивер пулемета выполнен из штампованной стали, пистолетная рукоятка и цевье — полимерные или металлические (зависит от модификации). Оружие оснащено складными сошками. Изначальная версия FN Minimi обладала полимерным цевьем и рамочным металлическим прикладом. Созданная на ее базе модель Para комплектовалась укороченным стволом и телескопическим рамочным прикладом.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Характеристики:

  • Масса, кг: 6,85 (стандартная модель); 6,56 (Minimi Para); 5,32 (для боевых машин); 8,17 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 8,4 телескопический,складной приклад (Minimi 7,62);
  • Длина, мм: 1040 (стандартная модель); 914/766 с откинутым/ сложенным прикладом (Minimi Para); 793 без приклада; 1015 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 1000/865 с откинутым/
  • сложенным прикладом (Minimi 7,62);
  • Длина ствола, мм: 465 (стандартная модель); 349 (Minimi Para); 406 (Minimi SPW); 502 (Minimi 7,62);
  • Ширина, мм: 110; 128 (Minimi 7,62);
  • Патрон: 5,56×45 мм (SS109); 7,62×51 мм (вариант Minimi 7,62);
  • Калибр, мм: 5,56; 7,62 (Minimi 7,62);
  • Принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор;
  • Скорострельность, выстрелов/мин: 700—1150; 680—800 (Minimi 7,62);
  • Начальная скорость пули, м/с: 925 (стандартный Minimi); 866 (Minimi Para);
  • Прицельная дальность, м: 600 (сошки-одиночные цели), 800 (тренога-одиночные цели), 800 (сошки-групповые цели), 1000 (тренога-групповые цели); 200 Minimi (Minimi Para, Minimi SPW, Mk. 46 mod. 0);
  • Максимальная дальность, м: 3600;
  • Вид боепитания: 100- или 200-зарядная разъемно-звеньевая лента M27, 30-зарядный магазин типа STANAG;
  • Прицел: диоптрический.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Сабля

Примечания

Комментарии:

  1. На обшивке хвостовой части фюзеляжа следы осколочных поражений готовыми осколками БЧ ракеты
  2. Самое сложное — была посадка самолёта, которая походила на цирковой трюк. При отказе всей гидравлики не работали воздушные тормоза, тормоза и рулевое управление. Согласно оценке Ричарда Майерса, председателя Объединённого комитета начальников штабов, Кэмпбелл — одна из нескольких пилотов, которые когда-либо совершили посадку на A-10, используя ручное управление.
  1. . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения: 29 сентября 2015.
  2. . spec-naz.org. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  3. . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  4. . army-news.ru. Дата обращения: 29 ноября 2017.
  5. Bell, 1986, p. 17
  6. Bell, 1986, p. 6
  7. Jenkins, 1998, p. 42
  8. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  9. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  10. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  11. . the Guardian. Дата обращения: 2 января 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2011.
  13. Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения: 23 декабря 2014.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Боевое применение

В операции «Буря в пустыне» впервые была продемонстрирована и живучесть A-10. Один из «Тандерболтов» получил тяжёлое повреждение крыла; по словам наземного техника, «Ни один другой самолёт не вернулся бы на базу «. Единственным слабым местом A-10 оказалась его «склонность» к инцидентам «дружественного огня», отмечавшаяся и позднее в других военных конфликтах. Это вызвано спецификой боевой работы самолёта-штурмовика, чаще всего действующего вблизи своих войск. В конце января, во время сражения за Рас-эль-Хафджи, A-10 уничтожил ракетой «Мэйверик» бронетранспортёр LAV-25 морской пехоты США, при этом погибло 7 американцев. Месяц спустя A-10 атаковал британские боевые машины пехоты, что привело к ранению 5 и гибели 1 британца.

С 2001 года A-10 принимают участие в операции международной коалиции в Афганистане. Некоторое время они базировались на аэродроме Баграм под Кабулом.

В операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года принимали участие в общей сложности 60 штурмовиков A-10. Один самолёт был сбит 7 апреля в районе Багдадского международного аэропорта. Другой «Тандерболт» получил тяжёлые повреждения (повреждён один двигатель, отказ гидравлической системы, сотни пробоин в крыле, оперении и фюзеляже самолёта), однако пилот капитан Ким Кэмпбелл сумела успешно посадить самолёт на авиабазе. После завершения основной фазы боевых действий и с началом партизанской войны A-10 продолжали применяться в Ираке.

В первые дни вторжения коалиционных войск в Ирак A-10 оказались причастны, по крайней мере, к двум случаям «дружественного огня». В первом из них «Тандерболт» из-за ошибки авианаводчика морской пехоты атаковали подразделение морских пехотинцев во время сражения за Насирию, что привело к гибели по крайней мере 1 американца. В действительности число погибших могло быть больше, поскольку всего в ходе сражения погибло 18 морских пехотинцев, и лишь для 8 из них (по состоянию на 2004 год) причиной смерти был однозначно назван огонь противника. Другой инцидент получил гораздо большую известность. 28 марта пара A-10 атаковала и вывела из строя четыре боевые машины британских войск, при этом погиб 1 британский военнослужащий. В 2007 году видеозапись этой атаки неизвестным образом попала в распоряжение британской газеты «The Sun», причём было названо имя одного из пилотов, участвовавших в инциденте. Случайными жертвами «Тандерболтов» становились и мирные жители. Так, в 2003 году A-10 нанёс удар по дому предполагаемого террориста возле Газни. В результате удара погибли подозреваемый и 9 детей, игравших поблизости.

Реплика самолета L-39 Albatros с двигателем BMW S 1000 RR

Этот самолет, наверное, единственный в нашем списке, на котором бы не отказался полетать любой летчик. Реплика UL-39 Albi – это уменьшенная версия самолета L-39 Albatros. Этот чехословацкий самолет разработан в 1960-е годы.

В строительстве же уменьшенной копии приняли участие Технический университет Праги, чешский производитель самолетов Jihlavan и специализированная компания по производству углерода под названием LA Composite.

В качестве силового агрегата было решено использовать двигатель BMW S 1000 R. Агрегат представляет собой четырехцилиндровый мотор объемом 1000 куб. см. мощностью 199 л. с. По словам эксперта, этот мотор идеально подходит легкомоторному самолету благодаря возможности работы на 12 000 об/мин.

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК

Подвесное вооружение

Не пушкой единой живет штурмовик.

Ракетывоздух-земля», ракетывоздух-воздух», бомбы, НАРы(неуправляемые ракеты), пушечные контейнеры… С обеих сторон выбор огромный — бери, что душе угодно.

A-10 Thunderbolt II

Американский штурмовик может даже использовать ракеты AGM-65 Maverick с дальностью действия до 30 километров. Но это уже лишнее. С работой по заброске такой ракеты к цели может справиться любой другой истребитель-бомбардировщик — и сделает это быстрее и безопаснее.

А-10 может взять вдвое больший боезапас — 7260 килограммов против 4400 у Су-25. И это не считая патронов к пушке!

Оценка:

А-10: 5 балловСу-25: 4,5 балла

Особенности конструкции штурмовика A-10 «Тандерболт» II

Машина изготовлена в схеме нормальной аэродинамики, на которой были низко расположены крылья. Они имели форму трапеции и оснащены двухкилевым оперением вертикального типа. Корпус построен как полумонокок. В передней части аппарата был установлен фонарь пилота, что повышало обзор во всех плоскостях. На центральной части были установлены гондолы с двигателями, данное расположение позволило стабилизировать поток воздуха от моторов при маневрах и перегрузках.

Газы от ТРДД проходят таким образом, что снижает заметность машины при полете, потому что они проходят выше плоскостей стабилизаторов. Снижению заметности способствует и то, что двигатель оснащен системой двухконтурного охлаждения, которая не позволяет моторам сильно нагреваться.

Строение крыла состояло из двух консолей, которые имели большую степень стреловидности в передней части. Для лучшей генерации вихревых потоков концы консолей были отогнуты вниз. На центроплане и консолях были установлены закрылки Фаулера, которые имели три позиции. Центроплан оснастили предкрылками автоматического типа, они располагались между гондолами шасси и бортом корпуса. Крайняя часть крыла тоже имела элероны, состоящие из двух частей. Они могли расщепляться и при этом выполнять функцию воздушных тормозов.

Самолет Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II имеет систему шасси, которая представлена тремя опорами с носовой стойкой. На основных стойках установлено по одному колесу с пневматиками, что позволяет производить взлет с грунтовых аэродромов и с ровной пересеченной местности с травяным покровом. Стойки во время полета убираются в специальные ниши в гондолах крыла. Носовая стойка тоже имеет одно колесо, но ее особенностью является то, что она смещена на 40 сантиметров от центра симметрии, поскольку центральная часть используется для установки пушки. Кабина пилота разработана в схеме ванны, которая собрана из бронированных листов титана, соединенных между собой болтами.

Силовая установка аппарата была представлена двумя двигателями ТРДД, которые изготовила компания «Дженерал Электрик». Они имели обозначение TF34-GE-100F. Каждый двигатель выдавал мощность в 4100 кгс. Все горючее было расположено в фюзеляжных баках, изготовленных из бронированных листов с пористым наполнителем. Кроме того, все топливопроводы тоже были бронированными.

Много агрегатов самолета работало от гидравлической системы, которая имела автономные насосы, работающие от двигателей. Нормальным было давление в 210 кгс/см2. Электроэнергия поступала от трехфазных генераторов, установленных на моторах силовой установки. В аварийных ситуациях использовали аккумуляторы, расположенные на борту машины. При наземных работах или неработающих двигателях аппарат имел вспомогательную систему электропитания. В кабине пилота также установлено кресло типа ACES II, с помощью которого пилот мог эвакуироваться в аварийной ситуации.

Для полетов на большой высоте кабина пилота имела систему подержания микроклимата и систему вентиляции, продумана система обогрева фонаря кабины. При возгорании использовалась система тушения пожара с помощью фреона.

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

— Первый полёт: 10 мая 1972 года
— Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
— Годы производства: 1975 — 1984
— Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

— $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

— 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

— Длина: 16,26 м
— Размах крыла: 17,53 м
— Высота: 4,47 м
— Площадь крыла: 47,01 м²
— Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
— Удлинение крыла: 6,54
— Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
— База шасси: 5,40 м
— Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

— Масса пустого: 9176 кг
— Масса снаряжённого: 10 515 кг
— Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
— Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
— Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

— 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
— Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)
— Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

— Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
— Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
— Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
— Скороподъёмность: 30,5 м/с
— Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
— Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

— Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км
— Боевой радиус сопровождение: 484 км
— Боевой радиус воздушная разведка: 803 км
— Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
— Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

— 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:
— (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
— центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
— 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
— 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
— 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
— ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:
— 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
— 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:
— фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
— зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
— кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Меры предосторожности

Львиная доля (2001)

Происшествия

  • 10 мая 2010 года — A-10 «Тандерболт» II (сер. номер 79-0141 75-й эскадрильи, 23-го авиакрыла ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в 16:58 при взлёте с авиабазы Муддис. Пилот катапультировался.
  • 1 апреля 2011 года в нескольких сотнях метров от западногерманской коммуны Лауфельд потерпел крушение штурмовик ВВС США A-10 Thunderbolt. Пилот успел катапультироваться, погибших нет.
  • 26 сентября 2011 года — A-10С «Тандерболт» II (26-е истребительное авиакрыло армии ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в окрестностях города Кук Кантри при выполнении тренировочного полёта после взлёта с базы ВВС Муди (Джоржия). Пилот катапультировался и был госпитализирован в госпиталь Адель.

История создания A 10 Thunderbolt II

В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:

  • скорость не должна быть менее 650 км/ч;
  • должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
  • приземление могло осуществляться на любой местности;
  • большое количество узлов подвески снаружи.

В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.

Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8

Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки

В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.

В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.

В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.

18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.

В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.

21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.

В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».

В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:

  • Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
  • Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
  • Ферранти 105 — лазерный дальномер;
  • Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.

4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.

Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.

В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.

В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.

Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».

Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».


A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)

Описание A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.

К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.

«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.

Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.

А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.

Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.

А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.

«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.

Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.

Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.

Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.

Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.

A-10 Thunderbolt Cockpit

The single-seat cockpit is protected by all-round armour, with a titanium ‘bathtub’ structure to protect the pilot that is up to 3.8cm thick. The cockpit has a large bulletproof bubble canopy, which gives good all-round vision.

The cockpit is equipped with a head-up display, which is used for targeting and weapon aiming, a Have-Quick secure radio communications system, inertial navigation and a tactical air navigation (TACAN) system.

“The single-seat cockpit is protected by all-round armor, with a titanium ‘bathtub’ structure.”

Lockheed Martin has begun delivery of 21 USAF A-10 aircraft with the embedded global positioning system / inertial navigation system (EGI), which pinpoints the exact location of the aircraft. The aircraft are also to be fitted with BAE Systems terrain profile matching systems (TERPROM).

The pilot is equipped with night-vision goggles and also the infrared imaging display of the Maverick AGM-65.

Внешние ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector