Подводные лодки проекта 885 «ясень»

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Подводные лодки от античности до наших дней

Античные авторы говорят о подводных работах, как о чем-то само собой разумеющемся. Об этом свидетельствует знаменитое сообщение Аристотеля о… слоне! Слон, оказывается, представлял для древнего европейского естествоиспытателя куда большую диковину, чем подводник!

Риторика требовала «описывать непонятное через знакомое», и Аристотель дает объяснения хоботу неведомого слона через терминологию подводников: «слон переходит реку под водой благодаря задранному над поверхностью хоботу, через который, как к водолазу, поступает воздух».

Это означает, что подводные работы являлись для древних чем-то обыденным. Они были менее удивительными, чем слон. Вероятно, многие документы утеряны, иначе исследователям пришлось меньше ломать голову, например, над тем, что за «спецназ» смог во время войны Афин с Сиракузами (еще до Архимеда) перепилить «противокорабельное» подводное ограждение из толстых бревен.

Сохранились данные о гигантской перевернутой коробке из стекла, в которой Александр Македонский исследовал дно. Этот «проект» можно считать прообразом батискафа или подлодки античности.

В записях об этом факте есть упоминания, что колокол Македонского освещался изнутри. Электричества не знали, освещать могли только факелами, масляными лампами или свечами. Значит, Великий Александр сам себе злобно сократил время пребывания на дне ради «понтов», не учтя того, что реакция горения уменьшит запасы кислорода.

О полезности МАПЛ предельных характеристик

В полномасштабном конфликте с США даже сравнительно небольшое количество таких МАПЛ способно оказывать сдерживающее воздействие на операции надводных сил американцев. Стать целью для ракетного залпа в 40 «Цирконов» не захочет ни один американский адмирал, так что неприятельским АУГ и КУГ придется действовать значительно осторожнее, чем они могли бы. Но следует понимать, что РФ в обозримом будущем может угрожать не только тотальный ракетно-ядерный Армагеддон, но и конфликты рангом пониже, с применением только конвенционального оружия.

Можно сколько угодно говорить о том, что «мы – ядерная держава» и «если что – весь мир в труху!», но факт в том, что Китай, напав на Даманский, почему-то проигнорировал всю нашу советскую «ядерность». СССР же решил китайский вопрос хоть и радикально, но вполне конвенционально. А в новейшей истории даже бывшая Грузия, нынешняя Джорджия, которую без лупы на карте мира не найти, умудрилась атаковать Цхинвал, убивая наших миротворцев. И опять же, вопрос решался нами строго конвенциональными средствами. Можно вспомнить и иностранный опыт – Англия в 1982 г. тоже не торопилась хвататься за «ядерную дубину», предпочитая решить вопрос о принадлежности Фолклендских островов «на кулачках». Причем, с учетом заметного количества британских морпехов, убитых и раненных в штыковых схватках с аргентинской пехотой, «на кулачках» можно было писать и без кавычек.

В общем, до мира во всем мире еще очень и очень далеко. Территориальных претензий к нашей стране предостаточно – взять хотя бы те же Курилы. Да еще и США со своими «арабскими вёснами» и «революциями оранжевых достоинств» так и норовят устроить военно-политический хаос у наших границ. Чтобы эффективно противостоять всему этому, РФ совершенно необходимо иметь мощные вооруженные силы общего назначения – наземные, космические, воздушные, и, вне всякого сомнения, морские. Вот только в силу географического фактора мы вынуждены дробить наши корабли между 5 театрами: Балтийским, Черным и Каспийским морями, Севером и Дальним Востоком.

Получается интересно. Если просуммировать численность всех наших флотов, то ВМФ РФ имеет полное право претендовать на третье место в мире после ВМС США и Китая. По боевому потенциалу, с учетом качества наших подводных кораблей можно, пожалуй, говорить о паритете с Китаем – они, конечно, эсминцев и корветов настроили, как нам и не снилось, но вот в части подплава у «Желтого Дракона» все совсем не так однозначно. Таким образом, ВМФ РФ, даже невзирая на обвальное сокращение своего состава, все еще представляет собой значительную силу, обеспечивая Российской Федерации достойное место среди великих морских держав. Но это если считать общую численность флота.

А вот если смотреть каждый морской театр в отдельности, то картина получается совсем не радужная. На сегодняшний день мы попросту неспособны насытить наш флот таким количеством кораблей, при котором каждый отдельный флот превосходил, или хотя бы стоял вровень с сильнейшими ВМФ присутствующих там держав. Тихоокеанский флот уступает японским ВМС на Дальнем Востоке, Северный едва ли имеет паритет с флотом Его Величества, Балтийский слабее германского ВМФ, а Черноморский имеет куда меньший корабельный состав, нежели ВМС Турции.

Соответственно, для того, чтобы эффективно предотвращать возможные неядерные конфликты с серьезными морскими державами, или, если уж предотвратить не удалось, то побеждать в них, необходим межтеатровый маневр сил нашего ВМФ. Да, это займет определенное время, но в современном мире такого рода конфликты обычно не возникают на пустом месте – им предшествует некий период политической напряженности, за который вполне можно успеть совершить необходимые «рокировки». И наши «Ясени-М», будучи чрезвычайно мощными и универсальными боевыми кораблями, как нельзя лучше подходят на роль той самой «кавалерии», способной быстро усилить наше военно-морское присутствие в нужное время на нужном театре.

Понятно, что в Балтийское или Черное моря МАПЛ не пойдут, но там возможны иные средства усиления. Зато весь мировой океан, включая наши северные и дальневосточные рубежи, а также и Средиземное море кораблям проекта 885М вполне доступны.

Изначально ГПВ 2011-2020 гг. включала в себя слишком мало «Ясеней» — всего 7 ед., из которых действительно современных «Ясень-М» было только шесть. Этого для ВМФ РФ было категорически недостаточно, и автор от всей души радовался новости о закладке еще двух кораблей проекта 885М, что должно было довести общее количество «Ясеней-М» до 8. В идеале следовало бы строить еще хотя бы 3 «Ясеня-М», чтобы сформировать по дивизии из 6 кораблей (включая «Северодвинск») на Северном и Тихоокеанском флотах.

Невидимая угроза

И это только самые общие данные, точные характеристики атомоходов проекта «Ясень» держат в строгом секрете. Однако эти корабли, как пишет американское аналитическое издание The National Interest, оказали неизгладимое впечатление на командование морских сил НАТО. Американский контр-адмирал Дейв Джонсон даже установил модель российской подлодки в своем кабинете, сказав, что офицеры ВМС США должны понимать, с чем будут иметь дело в случае конфликта с Россией.Как «Кузнецов» российский флот опозорил

Первыми забили тревогу ближайшие соседи России. Глава разведслужбы Минобороны Норвегии Мортен Хаги Лунде заявил, что норвежские военные испытывают трудности с обнаружением субмарин ВМФ России. «Современное оснащение российских подводных лодок находится на таком уровне, что становится все сложнее их обнаружить», — сказал Лунде. По его словам, новейшие подлодки могут двигаться под водой практически бесшумно.

Телеканал CNN со ссылкой на экспертов ВМФ США сообщил, что новые российские субмарины проекта «Ясень» оспаривают господство американского подводного флота. «Мы вернулись в те времена, когда мы должны учитывать наличие противника, способного бросить нам вызов под водой. Гарантированного превосходства больше нет», — посетовал капитан ВМС США Оливер Льюис.

Американские эксперты обеспокоены планами РФ выпустить в море новый тип подводных лодок, которые смогут охотиться на субмарины США, вооруженные баллистическими ракетами. «ВМС США не вполне уверены, что способны отслеживать их. Среди всех субмарин, которые есть у соперников США, подлодки “Ясень” — самые бесшумные», — отметил аналитик вашингтонского Центра Вильсона Майкл Кофман.

Американскими аналогами «Ясеня» считаются многоцелевые субмарины классов Seawolf и Virginia. Российские и зарубежные специалисты чаще сравнивают «Ясень» с Seawolf, не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с американскими аналогами, но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач.

Эксперт журнала The National Interest Кайл Мизоками, сопоставив тактико-технические характеристики российских и американских многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения, пришел к выводу, что в случае «дуэли» между ними шансов на победу больше у американской субмарины из-за более совершенной электроники.

Однако преимущество американских субмарин не очевидно. Редактор по военным вопросам того же The National Interest Дейв Маджумдар придерживается противоположного мнения. По его расчетам, в поединке один на один шансов на победу больше у «Ясеня». Он отмечает, что к счастью для американских моряков в строю у ВМФ России только один корабль проекта 885 («Северодвинск»), тогда как ВМС США располагают 12 Virginia и тремя Seawolf.

Фото: пресс-служба СПМБМ «Малахит»

Директор американского Института изучения морского потенциала России Майкл Петерсон имеет на это счет твердое мнение. «Атомные субмарины “Ясень” — самое опасное оружие, которым обладает ВМФ России», — заявил он.

Модификации ПЛАРК проекта «Ясень»

Проект «Ясень» имеет всего две модификации. По первоначальным чертежам (885) построена одна лодка — К-560 «Северодвинск». Все остальные боевые единицы строятся в соответствии с усовершенствованным проектом 885М.

Шифр

проекта

Борт.№ и название ПЛАРК Особенности модификации
885 «Ясень»


К-560 «Северодвинск»

Лодки проекта 885 имеют два принципиальных отличия от подводных военных кораблей предшествующих классов (вне зависимости от назначения и тактико-технических характеристик): Применена полуторакорпусная схема с частичным расположением цистерн главного балласта внутри прочного корпуса.

В связи с большими размерами новой ГАС «Иртыш-Амфора» торпедный отсек разделён на две части и расположен по бортам лодки. Торпедные аппараты установлены под углом к оси лодки

885М (08851)

«Ясень-М»


К-561 «Казань» К-573 «Новосибирск»

К-571 «Красноярск»

К-564 «Архангельск»

К-… «Пермь»

К-…«Ульяновск»

Основные отличия подлодок проекта 885М от головной ПЛАРК «Северодвинск»:

  • оптимизация конструкции обводов корпуса;
  • снижение уровня собственных шумов;
  • установка абсолютно нового, произведённого предприятиями российского ВПК и ранее нигде не применявшегося бортового оборудования

Самые новые единицы строятся с учётом возможного применения перспективного ГАК «Аякс», новейших российских комплексов гиперзвуковых баллистических ракет «Циркон», стратегических ракет Х-101, самонаводящихся торпед «Футляр» и «Физик»

Технологии и стоимость

Тот факт, что корабли относятся к одному проекту, отнюдь не означает их полную идентичность. Каждая новая единица обладает определенными преимуществами перед предыдущей по причине совершенствования технологий и применения более современных видов оборудования и вооружений. Корабли строятся не так быстро, как некоторые другие виды техники, особенно такие сложные, как АПЛ проекта «Ясень». Подводная лодка «Северодвинск», принятая на вооружение ВМФ в прошлом году, обошлась казне в 47 миллиардов рублей. Столько же будет стоить и «Казань», но уже известно, что у этого корабля обводы усовершенствованы, оборудование модернизировано, а шумность еще более низкая. К тому же производство всех узлов и комплектующих ПЛ теперь перенесено на территорию Российской Федерации, что снижает риск утечки секретной информации об их устройстве и повышает независимость от зарубежных поставщиков. Есть основания предполагать, что стоимость каждой последующей единицы будет снижаться по мере совершенствования технологического цикла. Так происходит всегда, но у этого явления есть и другая сторона. В момент достижения наибольшего совершенства любая техника уже устаревает, а новые разработки уже готовы для внедрения, и круг этот повторяется бесконечно. Каким бы ни был удачным проект 885 «Ясень», у российских КБ наверняка есть уже другие идеи. Через несколько лет ими наверняка будет создана новая подводная лодка, характеристики которой будут еще лучше.

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчасвирджиний» 3-й и 4-й серий(Block III и IV) — 12 крылатых ракетТомагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia(SSN-774)

Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед(вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводнойдуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств(которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексовОникс» иКалибр», итого 32. По сравнению с 12томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того жеКалибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированныеЯсени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыреОникса» либо пять более компактныхКалибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 3

5.

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й — реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов.
Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

История создания АПЛ проекта 885 «Ясень»

Многоцелевая атомная подводная лодка Ясень, технические характеристики которой разработаны для оснащения крылатыми ракетами на борту — проект АПЛ 885М (08851), усовершенствованный вариант головной субмарины проекта АПЛ «Ясень» (по кодификации НАТО — «Graney», «Yasen»).

АПЛ 885М — усовершенствованный вариант проекта АПЛ «Ясень».

Согласно стратегическим планам руководства Вооружённых Сил РФ до 2020 года в состав ВМФ должны быть включены 7 единиц. Подлодки класса Ясень (проект 885) должны постепенно заменить многоцелевые лодки более ранних проектов. Первая АПЛ проекта 885 (К560 «Северодвинск») построена по первоначальному проекту. Строительство остальных лодок ведётся по проекту 885М.

История проекта берёт начало в далёком 1977 году. Военное руководство СССР разработало концепцию замены большого количества различных типов многоцелевых дизельных и атомных ПЛ второго и третьего поколений усовершенствованной лодкой четвёртого поколения.

Многоцелевая подводная лодка должна была выполнять различные стратегические и тактические задачи в любой точке Мирового океана. Новые подлодки России Ясень должны были стать адекватным ответом на разработку военно-промышленным комплексом США в последней четверти двадцатого века новейших многоцелевых субмарин классов Сивулф» и «Вирджиния».

1977 — Ленинградское закрытое КБ подводного флота (будущее Санкт-Петербургское Морское бюро машиностроения «Малахит») получает задание на проектирование многоцелевой атомной подводной лодки четвёртого поколения с минимальным уровнем шумности, вооружаемой крылатыми ракетами и торпедами.

1988 — в издаваемом в Ленинграде специализированном журнале «Гангут» впервые появляется фотография, информация о параметрах, описание ттх и особенностей подводной лодки четвёртого поколения, проектируемой под шифром 885 «Ясень». Автор статьи — заместитель главного конструктора МБМ «Малахит» А.М.Антонов.

1993 — на заложена первая лодка проекта 885. Она получила шифр К-560 и наименование АПЛ проекта 885 Ясень «Северодвинск».

1996 — работы по постройке лодки остановлены на неопределённое время из-за отсутствия финансирования.

2004 — строительство головной лодки проекта 885 возобновлено.

2009 — произведена закладка второй лодки проекта. Строительство решено вести по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». Корабль получил шифр К-561 и название «Казань».

24.06.2010 — многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» спущена на воду.


Вывод лодки К-560 из эллинга на

26.07.2013 — заложена третья АПЛ проекта «Ясень-М» — К-573 «Новосибирск».

12.09.2011 — начало швартовых испытаний К-560. Доработка основных параметров и комплекс заводских испытаний продолжался в течение трёх лет.

05.11.2013 — начало государственных испытаний ПЛАРК «Северодвинск».

30.12.2013 — государственной комиссией подписан акт о приёмке лодки.

17.06.2014 — подлодка К-560 зачислена в состав Военно-морского флота Российской Федерации.

27.07.2014 — произведена закладка четвертой АПЛ «Красноярск» проекта 885 Ясень — К-571.

19.03.2015 — произведена закладка пятой АПЛ типа Ясень — К-564 «Архангельск».

29.07.2016 — произведена закладка шестой лодки проекта («Пермь»).

31.03.2017 — торжественно спущена на воду лодка К561 «Казань».

28.07.2017 — произведена закладка седьмой лодки проекта, получившей наименование «Ульяновск».

Серия из семи лодок проекта 08851 «Ясень-М» должна полностью войти в состав ВМФ РФ до 2023 года.


Главный конструктор проекта 885 «Ясень» В.Н. Пялов

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того,Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель —архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствамиЯсень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместитьшумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.

К-560Северодвинск»(фото: Источник)

Традиционно для российского подплаваЯсень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощныешумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делаютЯсень» значительно тише по сравнению сЩуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот жеусовершенствованный Лос-Анджелес»,Ясень» превосходитВирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

Ясень» — 4,5Вирджиния» — 4

Достоинства и недостатки многоцелевых лодок проекта «Ясень»

Основным оппонентом подлодок «Ясень» будут лодки трёх классов:

  • «Сивулф» (США);
  • «Вирджиния» (США);
  • «Барракуда» (Франция).

Российские ракетоносцы заметно крупнее оппонентов по водоизмещению и имеют самое большое количество торпедных аппаратов. Это достоинство многократно растёт с учётом того, что обычный 533 мм автомат можно использовать как для запуска торпед различного класса, так и для ракетных стрельб.

Во время сирийского конфликта надводные корабли Каспийской флотилии произвели залповые стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» по целям на расстояние свыше полутора тысяч километров.

«Ясень-М» оснащаются ОКР «Калибр» для стрельбы под водой.

Перспектива применения гиперзвуковых ракет «Циркон» делает «Ясень-М» безусловно самой мощной лодкой в классе многоцелевых атомных подводных ракетоносцев. С появлением на борту новейших образцов ракетного оружия российские лодки становятся ещё более грозным оружием. К этому необходимо добавить критически малый уровень шумности во время движения.

Ракетоносец может пройти незамеченным через глобальную систему слежения SOSUS и выполнить поставленные задачи тактического и стратегического характера. Причём, находясь на довольно большом удалении от средств обнаружения и нейтрализации вероятного противника.

Параметр «Сивулф»

(США)

885

«Ясень» (РФ)

«Вирд-жиния»

(США»

«Барра-куда» (Франция)
Сроки постройки серии 1989-2004 1993 — н.в. 1999 — н.в. 2007- н.в.
Число единиц в серии факт/план 3 1/7 15/30 0/6
Водоизмещение, надв./подв., т 7460

9130

8600

132800

7080

7925

4755

5300

Число торпедных аппаратов 8 10 4 4
Число пусковых установок 8 12

Главным недостатком «Ясеней» является их малое количество в сравнении с флотом вероятного противника. На данный момент у ВМС США 18 лодок такого класса. В перспективе — ввод в строй ещё 15 многоцелевых субмарин класса «Вирджиния». Количество многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М» в составе ВМФ РФ ограничено 8 единицами.

Подводный воздух

Вторым по значимости после энергетической установки на подлодке является сжатый воздух. Им продуваются цистерны с балластной водой, выстреливаются торпеды. Именно запасы воздуха на субмарине ограничивают время движения в подводном положении.

На субмаринах воздух содержится в трех системах:

  • основной, высокого давления (ВВД) ─ под давлением от 193 до 400 атмосфер;
  • среднего давления (в районе от 30 до 6 атмосфер);
  • низкого давления (менее 6 атмосфер).

Пока подводные суда не способны существовать без запасов воздуха, сжатого под высоким давлением. На современных субмаринах существуют системы получения воздуха из морской воды, но они не настолько совершенны, чтобы полностью заменить запасы ВВД. Запасы можно пополнять при всплытии, но тогда нарушается режим скрытности подлодки.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Поэтому ведётся жесткий контроль запасов ВВД на борту субмарины, рационирования и циркуляции воздуха. Баланс кислорода внутри лодки восстанавливается специальными устройствами. Подсчитано, что в конце похода современной АПЛ, подводники дышат воздухом, восстановленным более 150 раз

Системе регенерации воздуха на субмаринах уделяется особое внимание, технологии там почти космические

Острый нос и оперение

Сейчас в составе ВМФ числится многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) «Северодвинск» — головной корабль проекта 885 «Ясень». Она была принята на вооружение еще в 2014 году, после чего корабелы взяли небольшую паузу для того, чтобы обкатать технику и внести необходимые изменения в конструкцию.

Многоцелевая АПЛ проекта 885М «Казань» построена как раз с учетом доработок. Сейчас эта субмарина находится на государственных испытаниях, после завершения которых ее должны будут принять в состав ВМФ. Ожидается, что это произойдет до конца текущего года.

Как рассказали «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе, первая обновленная подлодка получила более заостренный нос. На многочисленных фотографиях «Казани» этого нельзя разглядеть, так как большая его часть скрывается под водой. Кроме того, на субмарине уменьшилось количество торпедных аппаратов (ТА) — с 10 до 8. Примечательно, что на проектах 885 и 885М впервые в практике отечественного кораблестроения ТА расположены не в носу корабля, а рядом с отсеком центрального поста.

В носу ближе к отсеку центрального поста расположены пусковые установки для пуска противоторпед. Также у АПЛ увеличили габариты кормового оперения.

Ранее «Известия» писали, что длина подлодки сократилась на 10 м, а жилой отсек был урезан на 4 м. Эти изменения в конструкцию можно было внести за счет использования более совершенного и компактного радиоэлектронного вооружения и средств автоматизации.

«Северодвинск» был заложен в 1993 году, а техзадание на него утверждалось еще раньше. При строительстве субмарины использовали материалы и узлы, которые изначально предназначались для лодок 971-го и 949-го проектов, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— С тех пор многое изменилось. Появились усовершенствованная гидроакустическая аппаратура и новая элементная база, — пояснил он. — И этим глупо было бы не воспользоваться при строительстве АПЛ. Например, изменение формы носа корабля может говорить о том, что в его оконечности разместили антенну более совершенного, но в то же время компактного гидроакустического комплекса.

Головная лодка проекта, как правило, отличается от последующих серийных, подчеркнул контр-адмирал, бывший командир АПЛ, Герой России Всеволод Хмыров.

— Это обычная практика, — рассказал «Известиям» эксперт. — Изменения направлены на улучшение характеристик, как отдельного оборудования, так и корабля в целом. В частности, пока строят серию, могут принять на вооружение новую систему, которая расширит возможности субмарины. Тогда проектант вместе с заказчиком — сейчас это Минобороны — вносят коррективы. Из-за этого могут меняться внешние габариты субмарины, но в целом проект не перерабатывается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector