Зил-131
Содержание:
- Содержание
- Агротехника
- ЗИЛ-157Д
- Устройство
- Технические характеристики грузовика
- Примечания
- Совместимое оборудование
- Средние нормативы для разных моделей грузовиков
- Как выглядит
- Сколько горючего потребляет ЗИЛ?
- История автомобиля ЗИЛ 131
- Причины превышения нормального расхода топлива на грузовике?
- Сообщений 1 страница 1 из 1
- Трансмиссионный узел
- Пожарные автомобили ЗИЛ 131
- Франция
- В Киргизии рассказали, как можно урегулировать конфликт с Таджикистаном
- Назначение
- Расходы топлива при различных условиях
- См. также
- Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
- Как ухаживать за ножом?
- Сколько горючего потребляет ЗИЛ?
- Описание конструкции
- Появления
- Часто болит голова — это опасно! Читай что пропить, чтобы выздороветь
- Учениям свет: в России началась масштабная военная проверка
- Итог
Содержание
Агротехника
ЗИЛ-157Д
Устройство
Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.
Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.
Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.
Внешний вид и кабина
Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.
Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.
В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.
Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.
Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.
Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.
Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.
Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:
- Уровень бензина;
- Вольтметр/амперметр;
- Спидометр;
- Давление масла;
- Уровень температуры;
- Тахометр.
Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.
Технические характеристики грузовика
Технические характеристики ЗИЛ 131 помогли ему завоевать такую популярность, которую модель сохранила на долгие годы. Чтобы разобрать особенности данной машины, необходимо отдельно рассмотреть каждую ее часть.
Двигатель
Карбюраторный двигатель грузового автомобиля отличается высокой мощностью и отличными техническими характеристиками:
Трансмиссия
Трансмиссия отличалась следующими характеристиками:
Отличительной чертой ЗИЛ 131 является доступ только к двум задним мостам. Включение переднего происходит в автоматическом режиме. Для этого в конструкции автомобиля присутствует электропневматический привод.
Электросистема
Система зажигания в данной модели значительно усовершенствована. Она экранирована, герметизирована, бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает эффективную работу в любых условиях. Все электроприборы работают от одного аккумулятора 12 В и генератора переменного тока с большим мощностным запасом.
Подвеска
Подвеска находится спереди. Она работает на двух рессорах. В конструкцию грузовика включены амортизаторы. Задняя подвеска балансирная, с шестью штангами. Тормоза работают за счет барабанов, пневматики и механического привода.
Примечания
Совместимое оборудование
Средние нормативы для разных моделей грузовиков
Расход топлива на 100 км На каждом предприятии рассчитываются свои нормативные единицы расхода топлива КамАЗом на каждые 100 км.
Специалисты опираются на общероссийские показатели, которые прописаны в документе, изданном в 2008 году. Но на предприятиях их дополняют с учетом специфики работы и тяжести перевозимых грузов. В самом документе приводятся лишь рекомендации, следуя которым легко самостоятельно рассчитать потребление горючего.
Для Камских грузовых авто потребительское расходование ГСМ рассчитывается по следующей формуле:
Qh=0.01*Hsanc*S*(1+0.01*D)+Hz*Z
Формула расшифровывается следующим образом:
- S – пробег;
- Hsanc – общероссийский норматив потребления ГСМ для Камских грузовых ТС;
- Hz показывает, сколько машина расходует горючего при полной загрузке;
- Z – количество поездок груженой машины за определенный период времени;
- D – коэффициент погрешности.
Расчет нормативов для самосвалов
Для машин с грузовой платформой (самосвалов) применяется иная формула:
Hsanc=Hs+Hw*(Gпр+0.5*q)
Символы в этой формуле означают следующие параметры:
- Hs – норматив для полностью груженных ТС;
- Hw – коэффициент транспортной работы;
- Gпр – масса грузовой платформы;
- q – грузоподъемность платформы.
Также существуют стандартные нормы расхода топлива КамАЗами, учитывающие модель авто, его модификацию и сезонность проведения работ. Они соответствуют следующим параметрам:
Модель | В холодный сезон, л. | В теплый сезон, л. |
6540 | 37,5 | 34 |
6522 | 39 | 35,5 |
65201 | 41 | 37 |
6520 | 32 | 29 |
65115 | 30 | 27,5 |
65111 | 33 | 30 |
55111 | 30 | 27 |
55102 | 29 | 26,5 |
45143 | 28,5 | 26 |
45141А | 37 | 33,5 |
43255 | 24 | 22 |
Если самосвал используется в качестве автопоезда, потребление горючих материалов несколько увеличится. Количество дополнительных литров зависит от типа двигателя:
- для бензиновых двигателей потребительский показатель увеличивается на 2 литра;
- для дизельных – на 1,3 литра;
- для газовых – на 2,6 л.
Автопоезд на базе КамАЗ расходует больше топлива, чем обычный самосвал
Расчет горючего для бортовиков и тягачей
На Камском автозаводе производятся не только самосвалы, но и другие типы грузовых ТС, к числу которых относятся бортовые машины и седельные тягачи. Для них потребительские характеристики рассчитываются по следующей формуле:
Qh=0.01*(Hsan*S+Hw*W)*(1+0.01*D)
Бортовой КАМАЗ 43118
Параметры данной формулы расшифровываются следующим образом:
- Hsan –норматив для полностью груженных ТС;
- Hw показывает, сколько уходит ГСМ на транспортировку;
- W – объем работы, произведенной ТС;
- D – коэффициент погрешности.
Эти авто также могут оснащаться двигателями различных типов. Поэтому к среднему числу необходимо прибавить дополнительное количество литров, как и в случае с самосвалами.
Средние показатели для тягачей соответствуют таким параметрам:
Модель | В холодное время, л | В теплое время, л |
65116 | 26 | 24 |
6460 | 28 | 25,5 |
6450 | 43,7 | 40 |
5460 | 25 | 22,5 |
54115 | 25 | 22,5 |
44108 | 33,5 | 30,5 |
Потребительский расход топлива КамАЗ для бортовых машин:
Модель | В холодное время года, л | В теплое время года, л |
65117 | 28,7 | 26 |
53605 | 26 | 23,5 |
53215 | 27 | 24,5 |
4326 | 29,5 | 26,7 |
43253 | 24,5 | 22,3 |
43118 | 36,3 | 33 |
43114 | 34,3 | 31 |
4308 | 20,9 | 19 |
Как выглядит
Военный билет представляет из себя документ на котором изображен герб Российской Федерации, над ним находится надпись: «Российская Федерация». Ниже герба написано: «Военный билет». На каждом листе военного билета напечатана звезда и серийный номер. Практически вся информация о владельце документа находится на первое странице: ФИО, дата рождения, национальность, подпись.
В Российской Федерации предусмотрено два вида военных билетов:
- Военный билет военнослужащего ( имеет обложку красного цвета). Его получают все, кто достиг призывного возраст и прошёл медкомиссию.
- Военный билет офицера запаса ( имеет обложку зелёного цвета).
Сколько горючего потребляет ЗИЛ?
ЗИЛ – автомобиль-самосвал, поэтому он потребляет довольно много горючего. Затраты горючего ЗИЛом 130 – 31,5 литров по официальным данным. Эта цифра указана во всей документации, однако она соответствует реальности только тогда, когда машина относительно не загружена и в хорошем состоянии. И всё-таки, интереснее знать, какой реальный расход топлива на ЗИЛ 130.
Увеличение нормы
Есть обстоятельства, при которых увеличивается средний расход топлива на ЗИЛе на каждые сто километров.
Таким обстоятельством может быть время года.
Ни для кого не секрет, что зимой, когда особенно холодно, мотор «съедает» больше горючего, чем в теплую пору.
А теперь реально о том, как увеличиваются затраты:
- в южных регионах изменение незначительное – всего около 5%;
- в умеренной климатической зоне наблюдается рост потребления топлива на 10%;
- немного севернее расход будет уже расти до 15%;
- на Крайнем Севере, в Сибири – до 20% увеличения.
Имея под рукой эти данные, несложно посчитать, какой расход бензина на ЗИЛе 130 в зимнее время. Например, если посчитать (за основу взять норму – 31,5 кубов), то на километровую дистанцию в умеренном климате зимой машина потратит не меньше 34,5 куб бензина.
Линейный топливный расход растет также с увеличением пробега – износим двигателя. Здесь статистика следующая:
- новый автомобиль – пробег до 1000 км – увеличение на 5%;
- при пробеге каждой новой тысячи км – увеличение на 3%.
Потребление горючего меняется в зависимости от местности, по которой вы двигаетесь. Не секрет, что затраты топлива у ЗИЛ 130 на трассе меньше нормы, и обычно составляет 28-32 литра на каждые 100 км. На трассе меньше приходится останавливаться, там лучше дорога, можно набрать стабильные обороты и не перетруждать мотор. Автомобили этой марки чаще всего по трассе и двигаются, ведь грузовики этого типа предназначены для перемещения грузов на большие расстояния.
Как говорят водители, нормы расхода топлива на ЗИЛ 130 в городе значительно возрастают. Самосвалу приходится постоянно маневрировать, стоять на светофорах, пешеходных переходах, соблюдать не такую высокую скорость, которую он мог бы развить на трассе, поэтому и растет потребление бензина. В городских условиях оно составляет 38-42 литра на каждые 100 километров.
История автомобиля ЗИЛ 131
Причины превышения нормального расхода топлива на грузовике?
В технической документации указаны только средние параметры расхода топлива. Можно выделить несколько распространенных причин, которые могут повлиять на превышение показателя:
- Позднее зажигание. В таком случае происходит сдвиг угла на 1%. Как показывает статистика, расход топлива увеличивается в среднем на 1%.
- В свечах зажигания после технического обслуживания или ремонта были неправильно выставлены зазоры. Нередко могут происходить перебои в функционировании свечей.
- Эксплуатация грузовика в темное время суток. Ближний свет фар также становится причиной увеличения количества расхода горючего. Среднее превышение – на 5%. При эксплуатации с дальним светом – этот показатель увеличивается на 10% от нормального значения.
- Нужно следить за температурой охлаждающей жидкости. Расход меняется при снижении расчетного значения.
- Движение транспортного средства, когда двигатель недостаточно прогрет.
- Износ цилиндро-поршневой группы. В таком случае нужно провести диагностику, заменить детали.
- Произошел износ кривошипно-шатунного механизма, сцепления. Также требуется проводить ремонт и замену.
На расход дополнительно влияет неисправность или изнашивание механизма газораспределения, а также когда мастер не выполнил регулировку зазоров клапанов. При отклонениях нужно проверить подшипники. Когда выполнено чрезмерное перетягивание, происходит ухудшение наката. Автомобиль постоянно работает при повышенных нагрузках.
Можно выделить и дополнительные причины:
- не выполнена регулировка схождения-развала транспортного средства;
- в шинах снижен нормальный уровень давления;
- каждые 100 кг дополнительного груза увеличивают расход топлива на 10%;
- при максимальной загруженности багажника – превышение до 40%.
Важно учитывать манеру езды водителя, своевременность замены воздушного фильтра. Производитель указывает в технической документации, что новую деталь нужно устанавливать через каждые 5 тыс
км. пробега. В противном случае можно столкнуться не только с превышением нормы расхода топлива, но и износом других деталей, ухудшением состояния мотора.
Согласно технической документации, в модели ЗИЛ-131 нужно устанавливать оригинальные воздушные фильтрующие элементы, которые оснащаются предочистителями из материи. Можно покупать фильтрующие элементы, которые имеют легкий вес, без предочистителей. Это связано с тем, что сопротивление воздушного потока через такие фильтры не повышается, а остается минимальным.
Проблема с топливными затратами нередко связана с использованием низкооктанового бензина. При регулярной эксплуатации грузовика, необходимо следить за состоянием системы питания. Сюда относят карбюратор, бензонасос. Если они перестают выполнять свои функции, могут возникать дополнительные проблемы. Количество потребляемого горючего увеличивается при дефорсировании мотора и уменьшении степени сжатия, при встречном ветре, движении по дороге, где имеется низкий коэффициент сцепления
Важно учитывать вес груза, количество пассажиров, массу самого транспортного средства
Не так давно появилась новинка, как экономитель топлива, в сфере автомобильных технологий, которая, по словам производителей и продавцов, может уменьшать расход топлива. Она называется FuelFree (Фуел Фри, Фул Фри). Чтобы не стать жертвой рекламы и купить бесполезный товар, надо почитать о нем отзывы на разных интернет-ресурсах.
Сразу появляется множество вопросов: что такое FuelFree? Каков принцип действия? Каким образом, он позволяет экономить? На самом деле ничего сложного в нем нет: молекулы углерода под действием температуры воздуха и влажности способны сжиматься и расширяться, что приводит к образованию надежных связей между ними, которые не сгорают полностью. FuelFree поможет быстро решить эту проблему. В его структуре находятся специальные магниты, которые во время работы автомобиля уничтожают углеводородную цепь. Таким образом, расход топлива уменьшается.
Устройство FuelFree устроено так, что парные неодимовые магниты, из которых Фул Фри состоит, воздействует на топливо. Причем, эти магниты образуют появление мощного магнитного поля, которое раздробляет звенья углеводородных соединений, из-за чего топливо быстрее сгорает.
Сообщений 1 страница 1 из 1
Трансмиссионный узел
Зная, какой вес ЗИЛ-131, нужно понять тип системы, контролирующей процесс движения такой габаритной машины. Рассматриваемый грузовик оборудуется механической коробкой передач на пять режимов. В схему блока входит пара инерционных синхронизаторов. «Раздатка» также механическая, карданная передача — открытой конфигурации.
Сухое однодисковое сцепление агрегирует с гасителем вращательных колебаний пружинной разновидности. Элемент размещен на ведомом диске. Количество трущихся пар — две, фрикционные накладки сделаны из асбестового состава. Некоторые модели авто оснащаются лебедкой, добавочным червячным редуктором, длина троса — 65 метров.
Пожарные автомобили ЗИЛ 131
Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.
Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.
Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.
ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А
Насос | ПН-40УВ |
Тип насоса | Одноступенчатый центробежный |
Подача воды (л/сек) | 40 |
Высота всасывания, max, м | 7 |
Контрольная высота всасывания, м | 3.5 |
Пеносмеситель | ПС-5 |
Тип пеносмесителя | Водоструйный эжектор |
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 | 25 |
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 | 250 |
Лафетный ствол | СЛК-П20 |
Расход воды для ствола, л/сек | 19 |
Кратность пены на выходе из ствола | 6 |
Дальность водяной струи, м | 60 |
Дальность пенной струи, м | 50 |
Поворот лафетного ствола | +90… -20° по вертикали |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) | 41,67…27,78 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) | 83,33…52,08 |
Длина напорных рукавов, м | 408 |
Габариты (д*ш*в), мм | 7640*2500*2950 |
Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.
Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.
Франция
Французская республика гордиться своим военно-морским флотом. Еще в XII веке, в период Столетней войны, корабли этой страны участвовали в сражении при Слёйсе за господство в Европе. Тогда победили англичане. Но самые главные исторические победы Франции на море были еще впереди.
Marine Nationale (национальные ВМС Франции) включают в себя:
- Надводные корабли;
- Подводный флот;
- Военно-морскую авиацию;
- Морскую пехоту и войска спецназначения, сведенные в единую структурную единицу.
Базы ВМФ Франции дислоцированы не только в метрополии (Тулон, Брест и Шербур-Октевиль), но и за рубежом ( в Реюньон -Порт-дес-Галетс, на Мартинике – Фор-де-Франс, в Каледонии – Нумеа, во французской Гвиане –Деград-дес-Каннес и Полинезии –Папеэте). В настоящее время военно-морские силы страны насчитывают около 300 боевых и вспомогательных кораблей.
В Киргизии рассказали, как можно урегулировать конфликт с Таджикистаном
Назначение
Основным заказчиком ЗИЛ-157 было министерство обороны, поэтому к проходимости, надежности и возможности эксплуатации в различных климатических зонах предъявлялись особые требования. Автомобиль прекрасно показал себя в качестве транспортного средства для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава. Оборудованный лебедкой и усиленным бампером он успешно применялся как средство эвакуации техники, как на колесном, так и гусеничном ходу. В гражданской сфере его предполагалось использовать для перевозки грузов в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли, на различных видах производства и строительстве. Причем часть модификаций была выпущена для поставок за границу. ЗИЛ-157 можно и в наши дни встретить на лесозаготовках в Финляндской республике. Кроме того, вездеходные качества автомобиля по достоинству оценены в охотничьих хозяйствах и на рыбоводческих фермах.
Расходы топлива при различных условиях
Хотя данный транспорт использовался преимущественно в местностях с плохими дорожными условиями и практически передвигался по пустыням или лесистых территориях, классифицировать расход топлива требуется в соответствии с нормами.
В ходе определенных исследований и расчетов было выявлено, что контрольные затраты топлива на ЗИЛ 130 в городе составляют 30-32 литров на каждые сто километров. При этом, нормы расхода топлива у ЗИЛ 131 на трассе не существует, поскольку автомобиль не может превышать скорость 80 километров в час и очень редко передвигается по трассе. Однако, признано, что при смешанном цикле езды ему нужно около 45 литров горючего.
Выход из такой ситуации
Многие машины уже перевели искусственным методом на газ или дизель. Но, учитывая то, что такой процесс довольно затратный для отечественных жителей, бак наполнен топливом – более распространенный вариант. Именно поэтому целесообразно будет рассмотреть ряд правил, позволяющих уменьшить реальный расход топлива на ЗИЛ 131 и вместе с тем продлить жизненный путь транспорта.
См. также
Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
Как ухаживать за ножом?
Нож должен быть острым. Проверить его остроту можно с помощью листа газеты: острое лезвие режет, а не рвет газету, удерживаемую за один конец, на весу. Чем более острым является угол заточки, тем лучше будет резать клинок, но тем аккуратней придется с ним обращаться. Новичкам рекомендуется затачивать клинок вручную, а не на станке. В идеале нужно иметь комплект из трех точильных камней разной зернистости. Подробности и тонкости технологий здесь:
Если нож забился грязью, песком или пылью из кармана, продуйте механизмы сжатым воздухом или промойте с водой и щеткой. Конструкция некоторых моделей ножей позволяет разобрать его. Не замачивайте орудие в воде, особенно если в его рукояти использовано дерево или кость. При высушивании она может изменить форму или расколоться.
Смазывайте ваш нож, особенно после его промывки мылом или растворителем. Обрабатывайте соединение раскладного ножа любым ружейным или часовым маслом. Кроме того, все клинки, особенно дамасские, подвержены коррозии, и их также следует смазывать.
Рукояти, выполненные из природных материалов, также необходимо периодически обрабатывать минеральным маслом или воском.
Сколько горючего потребляет ЗИЛ?
ЗИЛ – автомобиль-самосвал, поэтому он потребляет довольно много горючего. Затраты горючего ЗИЛом 130 – 31,5 литров по официальным данным.
Эта цифра указана во всей документации, однако она соответствует реальности только тогда, когда машина относительно не загружена и в хорошем состоянии. И всё-таки, интереснее знать, какой реальный расход топлива на ЗИЛ 130.
Увеличение нормы
Есть обстоятельства, при которых увеличивается средний расход топлива на ЗИЛе на каждые сто километров.
Таким обстоятельством может быть время года.
А теперь реально о том, как увеличиваются затраты
- в южных регионах изменение незначительное – всего около 5%;
- в умеренной климатической зоне наблюдается рост потребления топлива на 10%;
- немного севернее расход будет уже расти до 15%;
- на Крайнем Севере, в Сибири – до 20% увеличения.
Имея под рукой эти данные, несложно посчитать, какой расход бензина на ЗИЛе 130 в зимнее время. Например, если посчитать (за основу взять норму – 31,5 кубов), то на километровую дистанцию в умеренном климате зимой машина потратит не меньше 34,5 куб бензина.
Линейный топливный расход растет также с увеличением пробега – износим двигателя. Здесь статистика следующая
- новый автомобиль – пробег до 1000 км – увеличение на 5%;
- при пробеге каждой новой тысячи км – увеличение на 3%.
Потребление горючего меняется в зависимости от местности, по которой вы двигаетесь. Не секрет, что затраты топлива у ЗИЛ 130 на трассе меньше нормы, и обычно составляет 28-32 литра на каждые 100 км
. На трассе меньше приходится останавливаться, там лучше дорога, можно набрать стабильные обороты и не перетруждать мотор. Автомобили этой марки чаще всего по трассе и двигаются, ведь грузовики этого типа предназначены для перемещения грузов на большие расстояния.
Описание конструкции
Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.
Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.
Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.
В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.
Двигатель
На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.
Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.
На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.
Гидравлика и рулевое управление
Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.
Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.
При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.
Трансмиссия
Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.
От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.
Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.
Электрическая система
Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.
Тормозная система
На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.
Варианты надстроек
Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.
По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.
Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.
Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.
Появления
|
Часто болит голова — это опасно! Читай что пропить, чтобы выздороветь
Учениям свет: в России началась масштабная военная проверка
Итог
Как показала многолетняя практика, автомобиль ЗИЛ 131 проявил себя как надежный, выносливый и простой в обслуживании грузовик. Основным его преимуществом является высокий показатель проходимости, что гарантирует прохождение с полной загрузкой размытых и глинистых участков. Дополнительный бонус — наличие понижающей передачи, а механическая подкачка шин позволяет регулировать давление в колесах, в зависимости от дорожного покрытия и нагрузки на оси.
Кроме того, водители отмечают относительно комфортную кабину, облегченный доступ к основным деталям, что повышает ремонтопригодность машины. Несмотря на то что серийный выпуск этого транспортного средства завершен много лет назад, его можно встретить в различных отраслях хозяйства до сих пор.