Всемирная торговая организация
Содержание:
- Перспективы развития мирового торгового пространства
- Advantages and Disadvantages of the World Trade Organization (WTO)
- Список наблюдателей
- Вопрос о выходе России из ВТО
- Рост экономики
- What Is the World Trade Organization (WTO)?
- Ссылки
- Цели и принципы ВТО
- История ВТО
- Влияние ПЭ на климат
- Критика
- Организационная структура ВТО
- Условия вступления в ВТО
Перспективы развития мирового торгового пространства
В последние несколько лет ВТО утрачивает значение в качестве регулятора и арбитра в международной торговле.
Во-первых, в ходе текущего раунда переговоров, который должен был решить вопрос дисбаланса прав и обязанностей развитых и развивающих стран, ничего значимого не произошло. Развитые страны не пустили на свои рынки сельхозпродукции другие государства и не снизили объем поддержки этой отрасли. В свою очередь, развивающие страны тоже не сделали больших уступок. Переговорный процесс находится в тупике уже 17 лет.
Дохийский раунд переговоров, встреча в Бали
Во-вторых, санкционная политика в отношении России и других стран-членов ВТО, оказывает существенные препятствие в торговых отношениях. Таким образом, ограничения в торговле необязательно вводить с помощью пошлин или административных мер, которые запрещены правилами ВТО. Можно просто ввести санкции и тем самым ограничить доступ на свой рынок определенных товаров и услуг.
В-третьих, новая политика США, которые не считаются с нормами ВТО, а исходят из собственных интересов – вводят пошлины, административные барьеры. США – крупнейший экспортер и импортер в мире. Действия этой страны оказывают негативное влияние на мировое торговое пространство. США считают, что выгоднее заключать двусторонние торговые соглашения, а не состоять в каком-либо блоке. Трамп не раз заявлял, что страна выйдет из ВТО, если её участники будут создавать ей проблемы (подавать иски).
Противоречия внутри организации не дают сделать вывод, что ВТО и дальше будет определять международную торговую архитектуру. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим новые правила регулирования в мировой торговле.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Advantages and Disadvantages of the World Trade Organization (WTO)
The history of international trade has been a battle between protectionism and free trade, and the WTO has fueled globalization with both positive and adverse effects. The organization’s efforts have increased global trade expansion, but a side effect has been a negative impact on local communities and human rights.
Proponents of the WTO, particularly multinational corporations (MNCs), believe that the organization is beneficial to business, seeing the stimulation of free trade and a decline in trade disputes as beneficial to the global economy. Skeptics believe that the WTO undermines the principles of organic democracy and widens the international wealth gap. They point to the decline in domestic industries and increasing foreign influence as negative impacts on the world economy.
As part of his broader attempts to renegotiate U.S. international trade deals, when he was in office, President Trump threatened to withdraw from the WTO, calling it a “disaster.” A U.S. withdrawal from the WTO could have disrupted trillions of dollars in global trade, however, he didn’t withdraw from it during this time in office.
Список наблюдателей
В следующей таблице перечислены все 25 наблюдателей ВТО. В течение пяти лет после того, как ВТО предоставит статус наблюдателя, государства должны начать переговоры о своем присоединении к организации.
Состояние | Дата заявки на членство | Статус |
---|---|---|
Алжир | 3 июня 1987 г. | Неактивен с 2014 г. |
Андорра | 4 июля 1997 г. | Неактивен с 1999 г. |
Азербайджан | 30 июня 1997 г. | Работа в процессе |
Багамы | 10 мая 2001 г. | Работа в процессе |
Беларусь | 23 сентября 1993 г. | Работа в процессе |
Бутан | 1 сентября 1999 г. | Неактивен с 2008 г. |
Босния и Герцеговина | 11 мая 1999 года | Стратегический фокус |
Коморские острова | 22 февраля 2007 г. | Стратегический фокус |
Кюрасао | 31 октября 2019 г. | Активация |
Экваториальная Гвинея | 19 февраля 2007 г. | Активация |
Эфиопия | 13 января 2003 г. | Работа в процессе |
папский престол | Никто | Наблюдатель с 1997 г. |
Иран | 19 июля 1996 г. | Неактивен с 2011 г. |
Ирак | 30 сентября 2004 г. | Реактивация |
Ливан | 30 января 1999 г. | Реактивация |
Ливия | 10 июня 2004 г. | Неактивен с 2004 г. |
Сан-Томе и Принсипи | 14 января 2005 г. | Неактивен с 2005 г. |
Сербия | 23 декабря 2004 г. | Реактивация |
Сомали | 12 декабря 2015 г. | Активация |
южный Судан | 5 декабря 2017 г. | Работа в процессе |
Судан | 11 октября 1994 г. | Работа в процессе |
Сирия | 10 октября 2001 г. | Неактивен с 2010 г. |
Тимор-Лешти | 9 апреля 2015 г. | Работа в процессе |
Туркменистан | Никто | Статус наблюдателя предоставлен 22 июля 2020 г. |
Узбекистан | 8 декабря 1994 | Работа в процессе |
- Заметки
Вопрос о выходе России из ВТО
Депутаты из фракции КПРФ уже разработали законопроект, направленный на планомерный выход Российской Федерации из Всемирного торгового союза. В документе говорится о том, в каком году Россия вступила в ВТО и что за этим последовало. 900 млрд рублей за пять лет членства были утеряны, а к 2020 году сумма ущерба составит 12-14 трлн рублей
Чем грозит выход России из ВТО? К сожалению, никто не знает. По международному соглашению право выхода имеется, но его никто не применял. Россия может создать прецедент. С большой долей вероятности, он повлечет за собой наложение жестких санкций на провинившуюся сторону.
Рост экономики
Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.
Была понижена кредитная ставка — как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок
Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции
Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.
Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.
What Is the World Trade Organization (WTO)?
Created in 1995, the World Trade Organization (WTO) is an international institution that oversees the global trade rules among nations. It superseded the 1947 General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) created in the wake of World War II.
The WTO is based on agreements signed by the majority of the world’s trading nations. The main function of the organization is to help producers of goods and services, exporters, and importers protect and manage their businesses. As of 2021, the WTO has 164 member countries, with Liberia and Afghanistan the most recent members, having joined in July 2016, and 23 “observer” countries.
Key Takeaways
- The WTO oversees global trade rules among nations.
- The WTO has fueled globalization with both positive and negative effects.
- The main focus of the WTO is to provide open lines of communication concerning trade among its members.
Ссылки
Цели и принципы ВТО
Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
- Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
- Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
- Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
- Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемлённая сторона может требовать компенсаций в других секторах
- Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.
Есть три типа деятельности в этом направлении:
-
-
- — Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
- — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики
- — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
- Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы
-
История ВТО
Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.
Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.
Влияние ПЭ на климат
Стабильный климат является важнейшим условием существования жизни на планете. Большинство растений и животных не могут в такие короткие сроки адаптироваться к изменяющимся климатическим условиям
Рассматривая, чем опасен ПЭ, нужно обратить внимание на усиление количества природных катаклизмов в последние 50 лет
Из-за сокращения сезона дождей в некоторых регионах регулярно наблюдаются сильные засухи, которые приводят к гибели урожая и домашнего скота. Проблема голода из-за подобных природных катаклизмов особенно выражена в ряде африканских стран. Популяции диких животных стремительно сокращаются из-за уменьшения территорий, пригодных для обитания.
Повышение температуры из-за парникового эффекта в ряде регионов привело к увеличению территорий имеющихся пустынь. Кроме того, в таких местах, как Бангладеш, сейчас все чаще случаются сильнейшие наводнения, которые наносят экономический урон. Повышение числа смерчей и ураганов тоже связано с нарастающими изменениями климата.
Усилению ПЭ в биосфере способствует повышение испарения воды из Мирового океана и с поверхности континентов. Таким образом, процесс скоро может стать необратимым и изменения климата в будущем способны сделать планету непригодной для жизни. Считается, что повышение уровня океанов и снижение уровня солености воды из-за таяния льдов способно негативно отразиться на океанических течениях.
Отсутствие последних приведет к снижению температур у полюсов и повышению у экватора. Таким образом экваториальная зона будет подвержена сильнейшей засухе, а северные районы – стремительному обледенению. Считается, что данный эффект может стать причиной начала следующего ледникового периода.
Критика
Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Критики считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.
Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО. [источник не указан 1531 день]
В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.
Вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает страны-участники от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций: Санкции США против Кубы, Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года.
Организационная структура ВТО
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено одиннадцать таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.
Во главе организации стоит Генеральный директор с соответствующим подчинённым ему советом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключённых в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и так далее.
Орган по разрешению споров
В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истёкшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истёкшие годы воспринимаются неоднозначно.
Отдельные решения
Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной торговой организации, вызвавшие большой общественный резонанс:
- Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введённых в США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.
Условия вступления в ВТО
Полный текст требований, выдвинутых членами ВТО к России, можно найти на сайте Министерства экономического развития РФ. Большая часть изменений коснулась таможенных пошлин. Были представлены два перечня обязательств — по товарам и услугам. Россия временно ограничивалась в принятии иностранных лиц из членов ВТО на отечественный рынок.
Вступили в силу два важных принципа. Первый — «о национальном режиме». Он означает, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для россиян, так и для иностранных лиц. Второй принцип — «о благоприятствуемой нации». Если Россия предоставит благоприятный режим для некоторых персон одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует для всех остальных лиц любого другого члена организации.
Когда Россия вступила в ВТО? 21 июля 2012 года российский президент подписал Федеральный закон «О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза».