Грузинский кризис (новая россия)

Содержание

Ход боевых действий с 7 по 10 августа 2008 года

7 августа все грузинские средства массовой информации поместили информацию о том, что лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты подготовился к ведению массовых боевых действий по захвату территорий Грузии. Так как нападение небольшой южноосетинской армии на Грузию звучало абсурдным, СМИ сообщили, что вместе с армией Южной Осетии против Грузии выступят многочисленные отряды российских добровольцев, которые на самом деле являются регулярными частями российской армии. Сам лидер Южной Осетии находится в Джавы, откуда он и будет руководить боевой операцией.

Вторая половина дня 7 августа была посвящена телевизионному обращению президента Грузии Михаила Саакашвили, который призывал грузинских военных прекратить огонь в одностороннем порядке, а Россию призвал стать гарантом переговоров Грузии с Южной Осетией, в которых он гарантировал дать Южной Осетии максимально широкую автономию в составе Грузии.

Вместе с этим Саакашвили гарантировал полную амнистию всем вооружённым формированиям Южной Осетии, к которым он относил и армию. В результате данных переговоров, обе стороны договорились прекратить огонь до переговоров, которые планировалось провести 8 августа.

Ночью 8 августа Цхинвал был подвергнут массовому обстрелу из реактивных установок залпового огня «Град». В 3.30 ночи грузинские войска начали штурмовать Цхинвал с помощью танков. В результате данного штурма, столица Южной Осетии была взята в окружение, а 6 южноосетинских сёл захвачены грузинскими войсками.

К 21.00, по официальной информации грузинских СМИ, вся территория Южной Осетии кроме поселения Джава, оказалась под контролем грузинских войск. К этому времени на помощь Южной Осетии были отправлены 7 тысяч добровольцев из Северной Осетии. Ещё 3 тысячи добровольцев, собравшись в штабе Владикавказа, ожидали отправки. К концу дня войска Российской Федерации вышли к западной окраине города Цхинвали.

В ночь на 9 августа Совет безопасности ООН так и не принял никаких решений по поводу ситуации в Южной Осетии. Пока ООН пыталась придумать решение данного конфликта, российские войска перешли к активным действиям. Пока грузинская армия бомбила и обстреливала российские и осетинские позиции, российская авиация вела точечную бомбёжку различных военных и стратегических объектов Грузии. Артиллерия России вела обстрел огневых грузинских точек в районе Цхинвали.

10 августа боевые действия в Южной Осетии были в самом разгаре. Грузинская армия планомерно бомбила населённые пункты Южной Осетии и позиции российских и осетинских войск. Российская авиация, в свою очередь, продолжила авиационные удары по следующим объектам в Грузии:

  • Все известные позиции дислокации зенитно-ракетных комплексов Грузии;
  • Военные радары;
  • Различные военные базы по всей территории Грузии;
  • Морские порты;
  • Аэродромы;
  • Мосты по всей стране, с целью ограничения подвижности военных частей грузинской армии.

Хотя Грузинская сторона до сих пор настаивает на том, что Россия наносила многочисленные удары по населённым пунктам Грузии. На самом деле, все потери, которые были среди гражданского населения Грузии, носили случайный характер, так как подобные потери всегда неизбежны в ходе военных действий. Российская сторона полностью опровергает все разговоры о том, что её авиационные удары были направлены против мирного населения Грузии.

Российская сторона увеличила количество своих войск в Южной Осетии до 4 полков, кроме того, были привлечены значительные авиационные и артиллерийские силы. Общая численность российских войск, официально участвующих в данном конфликте, приблизилась к отметке в 10 тысяч человек. В ответ на это грузинская сторона в срочном порядке начала переброску своей пехотной бригады, которая находилась в Ираке.

В этот же день войска Абхазии решили воспользоваться данной ситуацией, и выдвинулись в Кодорское ущелье. Уже к середине дня абхазские войска заняли позиции на реке Ингур. Обеспокоенное последними событиями правительство Грузии вручило российскому консулу ноту, в которой сообщалось о прекращении грузинской стороной всех военных действий в Южной Осетии. Несмотря на это, перестрелки с грузинской стороны продолжались всю последующую ночь.

Предыстория

В последние годы существования СССР обострились отношения между центральной грузинской властью и осетинским населением Южной Осетии. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской АО в автономную республику в составе Грузинской ССР, что вызвало негативную реакцию со стороны Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, который признал это решение незаконным. При попытке проведения в Цхинвале митинга произошло вооружённое столкновение участников акции, местных властей, милиции и осетинского населения, приведшее к гибели людей. Отношения между республикой и её автономией накалялись всё сильнее, причиной которой было стремление Грузии обрести независимость и желание Юго-Осетинской АО остаться в составе Советского Союза. Обострение ситуации накаляли и националистические лозунги лидеров грузинского национального движения.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов ЮОАО провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. 10 декабря Верховный Совет Грузии принял решение об упразднении ЮОАО. На следующий день в Цхинвали произошло убийство трёх человек (двух грузин и бросившегося им на помощь милиционер-осетина), после чего грузинское руководство ввело в Цхинвали и Джавском районе чрезвычайное положение. В город была введена группа курсантов Тбилисской Высшей школы МВД, а комендантом района чрезвычайного положения стал её начальник генерал-майор Гиви Кванталиани. Ситуация в регионе приближалась в вооружённому столкновению.

Преступления в ходе конфликта

В ходе вооружённого противостояния имели случаи преступления в отношении мирного населения. По данным югоосетинской стороны 18 марта 1991 года близ села Ередви грузинские вооружённые формирования после пыток заживо похоронили 12 осетин. Широкий резонанс получил расстрел осетинских беженцев на Зарской дороге. Трагедия произошла 20 мая 1992 года, когда на дороге через село Зар колонна беженцев (преимущественно старики, женщины и дети) из Южной Осетии была остановлена грузинскими вооружёнными формированиями и расстреляна в упор из автоматов. В результате нападения погибло более 30 человек. Расследовавшая этот инцидент Прокуратура Грузии на третий день следствия заявила, что из-за препятствия доступу следователей к трупам и месту происшествия, осетинская стороны мешает следствию и потому сами осетины «не заинтересованы в установлении истины».

«Неизбежность эскалации»

Российские власти не скрывали, что обладали сведениями о подготовке Грузии к вооружённой акции против одной из непризнанных республик. В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что план отражения грузинской агрессии был составлен ещё в 2006—2007 годах.

Как вспоминал бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов, военное руководство предполагало, что наступление грузинской армии начнётся в срок с июля по сентябрь. При этом в Минобороны не рассчитывали, что удар по Южной Осетии будет нанесён в период проведения летней Олимпиады в Китае.

Также по теме


Десять лет после конфликта: в Москве призвали Грузию, Абхазию и Южную Осетию возобновить диалог

МИД России призвал Грузию, Абхазию и Южную Осетию заключить договор о взаимном неприменении вооружённых сил. Обращение министерства…

В ночь на 8 августа премьер-министр Владимир Путин находился в Пекине, где открывались ОИ-2008, а президент Дмитрий Медведев отдыхал на Волге. Министра обороны Анатолия Сердюкова также не было в Москве. В итоге распоряжение о вводе войск в Южную Осетию отдал глава государства.

«Понимание неизбежности эскалации присутствовало, но в каком-то смысле руководство России застали врасплох. По древней неписаной традиции на период Олимпиады прекращались войны. Наверное, такого циничного вероломства действительно не ожидали — и с этой точки зрения Саакашвили выбрал очень удобный момент», — констатировал Козюлин.

Как сообщил эксперт, в Тбилиси не могли не учитывать фактор начавшейся в 2007 году масштабной военной реформы, которая сопровождалась структурными изменениями в армии РФ. В связи с этим, по словам Козюлина, в 2008 году у ВС России появились некоторые «детские болезни».  

«По состоянию на июль-август далеко не вся техника дислоцированных на юге подразделений была в исправном состоянии. Это сказалось на мобилизационных возможностях. Кроме того, из-за реформы не была отлажена система управления», — обрисовал ситуацию Козюлин.

В период операции по принуждению к миру ВС России потеряли 67 военнослужащих, включая десять миротворцев, четыре боевых самолёта, три танка, около 20 единиц бронетехники и грузовиков. По разным данным, грузинские войска потеряли от 170 до 3 тыс. человек, три вертолёта, три самолёта, два боевых катера, десятки танков и бронемашин.

«Грузинская армия не была беззубой. Грузия была вооружена достаточно эффективными системами ПВО, беспилотниками, современными средствами связи и управления. На грузинских солдатах была удобная экипировка», — уточнил Козюлин.

Грузия активно закупала оружие на Украине и в Израиле. В частности, Киев помог Тбилиси восстановить боеспособность артиллерии и средств ПВО, а Тель-Авив поставил реактивные системы залпового огня LAR-160 и БПЛА. США не продавали Грузии летальное оружие, предпочитая снабжать её армию амуницией, средствами связи и всевозможным оборудованием.

Выступая на Валдайском форуме в 2008 году, Владимир Путин заявил, что подготовкой грузинских войск занимались американские инструкторы. По подсчётам экспертов, в общей сложности на военную помощь Тбилиси США потратили около $1,5 млрд.

  • Саакашвили открывает мемориал погибшим в августе 2008 года грузинским солдатам
  • Reuters

Козюлин подчеркнул, что пятидневная война послужила стимулом для совершенствования российской армии. Южноосетинский конфликт, как и любое реальное боестолкновение, позволил выявить и исправить слабые стороны вооружённых сил.

Примечания

  1. The Military Balance 2016
  2. Веретенников А. И. Развитие украинской бронетехники за последние 20 лет (1992-2011 г.г.) // Інтегровані технології та енергозбереження. — 2012. — Вып. 4. — С. 124.
  3. ↑ BTR-3E in forward line // «Ukrainian Defense Review», № 1, January — February 2015. p.12-16
  4. Колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-3У (8х8) // Бронетанковая техника мира: справочник / сост. О. Н. Брилев. М., АРМС-ТАСС, 2006. стр.334-335
  5. Сергей Згурец. Эволюция боем // «Defense Express», № 10-11 (октябрь — ноябрь) 2015. стр.18-20
  6. Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.30
  7. Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.96
  8. The Military Balance 2016, p.185
  9. The Military Balance 2016, p.276
  10. The Military Balance 2016, p.461
  11. The Military Balance 2016, p.359
  12. The Military Balance 2016, p.471
  13. The Military Balance 2018, p.306,307
  14. The Military Balance 2016, p.206
  15. The Military Balance 2018, p.454

Последствия

В 1989 году согласно переписи населения в Южной Осетии проживало 98 527 человека, из которых 66,61 % составляло осетинское население, а 29,44 % грузинское население. В самом Цхинвали 74 % населения составлял осетины, а 16 % — грузины. В ходе конфликта большая часть грузинского населения бежало во внутренние районы Грузии. Десятки тысяч осетин вынуждены были также покинуть свои дома и перебраться в Северную Осетию.

В ходе боевых действий потери убитыми и пропавшими без вести в целом составили 1 тыс. человек, ещё свыше 2,5 тыс. были ранены.

Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и юго-осетинская (в грузинских источниках называемая «Цхинвальской») стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия. Несмотря на заявления президента Саакашвили предоставить Южной Осетии широкую автономию, в рамках СКК такие предложения грузинскими представителями на рассмотрение не выносились. На протяжении работы СКК Грузия назначала всё более радикальных противников уступок Южной Осетии своими представителями в комиссии, сводя её работу на нет. В марте 2008 Грузия вовсе прекратила своё участие в СКК. Полностью работа комиссии была прекращена после вооруженного конфликта 2008 года.

Боевые действия 7-10 августа

В 00:06 8 августа войска Грузии предприняли массированную артиллерийскую подготовку, целью которой стали Цхинвал и прилегающие к столице республики районы. Спустя несколько часов начался штурм столицы пехотой и бронетехникой Грузии. Грузинская сторона назвала официальным поводом для этой атаки Цхинвала нарушение со стороны Южной Осетии режима прекращения огня, а та, в свою очередь, выдвинула аналогичные обвинения против грузинской стороны.

В течение ночи 8 августа Цхинвал подвергся массированному обстрелу из РУЗО «Град», а в половине четвёртого утра в наступление на город пошли грузинские танки. Результатом этой операции стало взятие в кольцо столицы Южной Осетии и захват грузинскими военными шести южноосетинских селений.

Как поспешили проинформировать официальные СМИ Грузии, к 21 часу под контролем грузинской армии оказалась вся территория Южной Осетии за исключением поселения Джава. На помощь Южной Осетии из Северной Осетии к этому времени отправились 7000 добровольцев, а ещё 3000 ожидали отправки, собравшись в штабе Владикавказа. Войска России уже к концу дня оказались у западной окраины Цхинвала.

9 августа, пока грузинская сторона обстреливала осетинские и русские позиции, русская авиация провела точную выборочную бомбардировку нескольких стратегических и военных объектов Грузии, а артиллерия подавляла своим огнём грузинские огневые точки, расположившиеся вблизи Цхинвала. Одновременно российские военные корабли начали патрулировать территориальные воды Грузии.

Самого разгара боевые действия достигли 10 августа. Грузинские войска планомерно обстреливали южноосетинские населённые пункты и боевые позиции осетинских и российских войск. Вечером же российская авиация нанесла мощный авиаудар по расположенному на окраине Тбилиси военному аэродрому.

В короткий срок российская сторона увеличила своё присутствие в Южной Осетии до четырёх полков, помимо них в операции участвовали значительные силы артиллерии и авиации. Официально в данном конфликте участвовали примерно 10 000 российских военнослужащих. Чтобы противостоять им грузинскому командованию пришлось срочно перебрасывать расквартированную в Ираке пехотную бригаду.

В тот же день – 10 августа решили воспользоваться сложившейся ситуацией и войска Абхазии, которые направились в сторону Кодорского ущелья. Уже в середине того же дня их войска оказались на позициях на реке Ингури. Все эти события сильно обеспокоили правительство Грузии, которое поспешило вручить ноту российскому послу, в которой говорилось, что грузинская сторона прекращает всю военную активность в Южной Осетии. Но ещё всю последующую ночь обстрелы с грузинской стороны по инерции продолжались.

Военно-воздушные силы России в ночь на 11 августа нанесли ещё один мощный удар по находящейся возле грузинской столицы военной базе. А позднее, тем же днём российские военные части перешли границы Южной Осетии и Абхазии и оказались тем самым на грузинской территории. Российские части, наступавшие со стороны Абхазии, без всякого сопротивления вошли в город Зугдиди на западе Грузии. Продвижение колонн российской бронетехники заставило грузинских военных оставить без боя город Гори.

12 августа Россией было официально объявлено об успешном окончании операции, которую назвали, «принуждением грузинских властей к миру». На следующий день Абхазия также заявила об окончании операции, целью которой было вытеснение войск Грузии из Кодорского ущелья. После этого все активные боевые действия в этом регионе были прекращены.

Далее настал черёд дипломатии – 14-16 августа состоялось подписание руководителями вовлечённых в военные действия государств плана мирного урегулирования конфликта между Грузией и Южной Осетией. 

Оценить!

9
101

Предыстория

Основная статья: Грузино-южноосетинский конфликт

В последние годы существования СССР обострились отношения между центральной грузинской властью и осетинским населением Южной Осетии. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской АО в автономную республику в составе Грузинской ССР, что вызвало негативную реакцию со стороны Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, который признал это решение незаконным. При попытке проведения в Цхинвали митинга произошло вооружённое столкновение участников акции, местных властей, милиции и осетинского населения, приведшее к гибели людей. Отношения между республикой и её автономией накалялись всё сильнее, причиной которой было стремление Грузии обрести независимость и желание Юго-Осетинской АО остаться в составе Советского Союза. Обострение ситуации накаляли и националистические лозунги лидеров грузинского национального движения.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов ЮОАО провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. 10 декабря Верховный Совет Грузии принял решение об упразднении ЮОАО. На следующий день в Цхинвали произошло убийство трёх человек (двух грузин и бросившегося им на помощь милиционер-осетина), после чего грузинское руководство ввело в Цхинвали и Джавском районе чрезвычайное положение. В город была введена группа курсантов Тбилисской Высшей школы МВД, а комендантом района чрезвычайного положения стал её начальник генерал-майор Гиви Кванталиани. Ситуация в регионе приближалась в вооружённому столкновению.

Война [ править ]

В ночь с 5 на 6 января 1991 года грузинские полицейские силы вошли в Цхинвали, чтобы разоружить осетинские вооруженные формирования. Боевые действия в Цхинвали сначала привели к разделению города: западная часть, контролируемая осетинами, и восточная часть, контролируемая Грузией. В конце января грузины отошли на холмы вокруг города в соответствии с заключенным при посредничестве России прекращением огня. Однако экономическая блокада Южной Осетии сохранялась.

Грузины совершили три нападения на удерживаемые осетинами части Цхинвали, в феврале и марте 1991 года и в июне 1992 года. Самый напряженный период войны был в марте и апреле 1991 года. 23 марта 1991 года председатель Верховного Совета России Советский Борис Ельцин встретился с Гамсахурдиа в Казбеги, на северо-востоке Грузии, и согласился активизировать усилия по выводу советских войск из Южной Осетии и созданию совместных грузино-российских полицейских сил для восстановления мира в регионе. 24 марта было согласовано временное прекращение огня, и грузинские силы в основном покинули Цхинвали. После периода относительного затишья в июле и августе насилие возобновилось в середине сентября, когда Гамсахурдиа снова приказал Национальной гвардии Грузии продвинуться в Южную Осетию. Однако Национальная гвардия мало интересовалась затяжными войнами в провинции, где не было ресурсов для добычи. Лишь несколько отрядов выполнили приказ атаковать, и они были отбиты югоосетинскими ополченцами. Во время июньского наступления грузинская национальная гвардия сожгла и разрушила до 80% жилых домов в Цхинвале. Грузия ввела блокаду Южной Осетии, отключив электричество и заблокировав дорогу на Цхинвали, а осетины блокировали грузинские села. С обеих сторон произошло несколько злодеяний. В результате боев были убиты и ранены сотни человек, а югоосетинские села, а также грузинские дома и школы в Цхинвале подверглись нападениям и сожгли. Грузинские войска заняли позиции на холмах вокруг Цхинвали и осадили город. Другие боевые действия происходили вокруг города в близлежащих селах и по дороге в Северную Осетию .

Карта Южной Осетии после войны, на которой показаны села под грузинским и южноосетинским контролем.

Весной 1992 г. боевые действия снова обострились, причем время от времени в них участвовала Россия . Однако в марте 1992 года Гамсахурдиа был свергнут и заменен Эдуардом Шеварднадзе . Вскоре сторонники Гамсахурдиа подняли . Более того, конфликт с другим, более крупным сепаратистским регионом Грузии — Абхазией , перерос в войну в 1992 году. В результате Шеварднадзе был заинтересован в прекращении конфликта в Южной Осетии и подписал посредничестве России .

По соглашению о прекращении огня Южная Осетия была разделена на районы, контролируемые Грузией, и районы, контролируемые непризнанным правительством Южной Осетии. Он также создал Совместную контрольную комиссию (включая Грузию, Россию, Северную Осетию и Южную Осетию) и в соответствии с мандатом СКК ввел совместные миротворческие силы (ССПМ), состоящие из грузинских, российских и осетинских солдат. Небольшое количество наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе также было размещено в этом районе.

Военные действия конфликта были «запутанными и анархическими». Ни одна из сторон не имела дисциплинированных вооруженных формирований, а командиры и солдаты часто действовали в собственных интересах. Военные группы контролировались политическими фракциями и не подотчетны правительствам соответствующих стран. Это привело к нарушению режима прекращения огня, захвату заложников и обстрелу гражданских целей.

По данным Хьюман Райтс Вотч , во время войны грузинские военизированные формирования совершали акты насилия против осетинского гражданского населения в Южной Осетии, мотивированные желанием изгнать осетин и вернуть села для Грузии, а также явной местью осетинскому народу. От 60 до 100 деревень были сожжены, разрушены грузинскими войсками или заброшены иным образом. Несколько деревень подверглись этнической чистке грузинскими войсками. С другой стороны, грузины, проживающие на территории, контролируемой осетинами, были «легкой мишенью»: дома, занятые грузинами, были выделены, разграблены и сожжены.

Во время войны погибло около 1000 человек. Это также привело к появлению большого числа беженцев: более 40 000 этнических осетин бежали из Южной Осетии и собственно Грузии, в основном в Северную Осетию (часть России), а еще 23 000 этнических грузин бежали из Южной Осетии и поселились в другие районы Грузии. Поток беженцев в Северную Осетию усугубил напряженную этническую ситуацию там и сыграл значительную роль в осетино-ингушском конфликте .

Последующие события

После принятия 3 апреля 1990 года закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», который допускал самоопределение автономий, 25 августа 1990 года Верховный совет Абхазии принял декларацию о суверенитете Абхазской АССР.

9 апреля 1991 года Грузия под руководством президента Звиада Гамсахурдиа провозгласила свою независимость.

В январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа был свергнут вооруженным путем.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции страны и восстановлении Конституции Грузинской демократической республики 1921 года, не предусматривающей существующих границ и национально-государственного устройства (Абхазия и Аджария).

23 июня 1992 года ВС Абхазии аннулировал Конституцию 1978 года и восстановил Конституцию 1925 года. 25 июля 1992 года Госсовет Грузии отменил постановление властей Абхазии о восстановлении Конституции 1925 года. В Сухуми этот шаг оценили негативно. 14 августа 1992 года, в день, когда должен был рассматриваться грузинской стороной договор предложенный Абхазией, суть которого заключалась в построении федеративных отношений между двумя государствами, войска Госсовета Грузии под предлогом охраны железной дороги вторглись на территорию Абхазии.

В дальнейшем ход событий привел к обострению обстановки и приобрели характер военных действий между Грузией и Абхазией, которые продолжались с 1992 по 1993 годы.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector