«военные строители… мы делали вид, что их нет»
Содержание:
- Знакомство
- Текущее состояние инженерных войск, задачи подразделений
- История создания подразделений
- «Королевские войска»
- ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ
- Ссылки
- Чем отличался стройбат от других рядов войск
- Почему в стройбате не хотели служить
- Происхождение клички «Королевское подразделение»
- Пугало для призывников
- Федеральный период
- Страницы
- УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ
- Чем отличался стройбат от других рядов войск
- История создания
- События на Урале
- КРИТИКА СТРОЙБАТА
- Эмблемы
- Откуда взялось прозвище «королевские войска»?
Знакомство
В Фермере доступ к заднему ряду сидений обеспечивается за счет сдвижной конструкции кресла переднего седока. Одним словом, это идеальный вариант машины для перевозки различных бригад, будь то строительные или коммунальные службы
Фермер называется еще Газ-33023. Чаще всего автомобиль эксплуатировался в сельской местности, из-за чего и дали ему такое прозвище. Оснащенный постоянным ПП на все колеса и увеличенным клиренсом, такой автомобиль представляет собой настоящий вездеход, не боящийся плохих дорог.
Удлиненные детали Фермер
Фермер выпускался в 23-х модификациях. На них ставились различные типы силовых установок, таких как ЗМЗ-4063, Газ-560 и УМЗ-4215. Топливный бак модификаций был рассчитан на 70 л. Некоторые версии Фермера оснащались бортом, другие – шасси, предназначенной для установки удлиненной платформы (это позволяло перебрасывать негабаритные грузы или спецоборудование).
Текущее состояние инженерных войск, задачи подразделений
Инженерные войска в России: с какими целями их создали, что делают данные специалисты в армии? Эти и другие вопросы сегодня интересуют многих российских граждан.
Военнослужащие инженерных войск, которых принято называть саперами, всегда занимают передний край фронта. Они идут в атаку одновременно с бойцами мотострелковых подразделений, а иногда и самыми первыми.
Современные формирования инженерных войск одними из первых получают новые образцы военной техники, в т.ч. осваивают современные тактики ведения боевых действий. При этом не без их помощи в российской армии стали использовать радиостанции, танки, автомобильную и авиационную технику.
Основные задачи современных российских инженерных войск:
- Проведение инженерной разведки, обустройство траншей и окопов для солдат, противотанковых рвов;
- Выполнение подрывных работ, установка мин, разминирование минных полей;
- Маскировка, имитация военных объектов и подразделений;
- Возведение переправ через реки;
- Добыча и очистка воды для питья и приготовления пищи в полевых условиях.
В мирное время подразделения инженерных войск занимаются очисткой государственных территорий от взрывоопасных предметов, принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и прочих спасательных мероприятиях, в т.ч. предупреждают разрушение гидротехнических конструкций и мостов в период ледохода.
История создания подразделений
Каждый род войск имеет свою историю создания:
Инженерные войска состоят из подразделений обеспечения и поддержки войск на марше, в обороне и наступлении. Это инженерно-сапёрные войска, инженерно-дорожные, понтонные и другие подразделения. Точная дата создания затерялась ещё в IX веке нашей эры. То есть, возник данный вид войск вместе с укреплениями и стенами городов. Ведь их нужно было построить, а при нападении на город — разрушить. Вот этой работой и занимались военные инженеры.
Самым ярким событием, связанным с инженерными войсками, является взятие Казани. В XVI веке это был большой, хорошо укреплённый город, захватить который с наскока было невозможно. Тем более русские войска, подошедшие под стены города, представляли собой отличную мишень для защитников. Хранить припасы было негде, лечить раненых да и просто отдыхать, так же не было никакой возможности. В связи с этим на реке Свияга в 25 км от Казани была построена крепость, совмещающая в себе госпиталь, склады и место отдыха для солдат. А чтобы данную крепость поставить быстро и неожиданно для казанцев, заготовленные брёвна и части стен были спущены по Волге из города Углича. Таким образом, крепость была построена за рекордные 28 дней. Примерно в этот же период были разработаны различные инженерные сооружения, спасшие много солдатских жизней, и повлиявшие положительно на ход различных военных компаний. Например, был придуман «гуляй-город» — бревенчатые щиты, перевозимые на повозках и служащие передвижным укрытием для кавалерии и артиллеристов.
Войска радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ) начали свой путь с Первой мировой войны, в годы которой стали применяться отравляющие вещества в виде газа. А там, где есть химическое оружие, нужна и химическая защита. После принятия на вооружение атомного и термоядерного оружия потребовалось обеспечить защиту личного состава и техники от поражающих факторов ядерных взрывов. Войска РХБЗ занимаются разведкой радиоактивного и химического заражения, выполняют работы по деактивации и дегазации поражённых участков, боевой техники и личного состава. Также они обеспечивают личный состав средствами химической и радиоактивной защиты, в которые входит не только противогаз и комплект ОЗК, но и специальные дезактивирующие вещества.
Войска связи. Трудно переоценить значение данного вида войск. Ведь связь является нервной системой всех Вооружённых сил. Они обеспечивают управление войсками на любом уровне: от отделения до частей и соединений. Военные связисты находятся на боевом посту даже в мирное время. Ведь на учениях, когда для других войск идёт имитация боевых действий, обмен данными и связь имитировать невозможно. Применение телеграфной связи началось ещё во время русско-турецкой войны в 1877 году. С этого события началось использование проводной связи. Радиосвязь начала развиваться с русско-японской войны в 1905 году, когда впервые были использованы военные радиостанции. На сегодняшний момент войска связи представлены десятками специальных бригад связи и сотнями отдельных рот и батальонов.
Войска радиоэлектронной борьбы выполняют задачу по защите радиоэфира от проникновения в него вероятного противника, а также войска РЭБ защищают свои системы управления войсками и подразделениями. История применения РЭБ началась с русско-японской войны, когда по приказу командующего Тихоокеанским флотом удалось подавить помехами радиообмен между вражескими кораблями, что и привело к поражению противника. Работа по подавлению радиообмена между штабами и подразделениями вероятного противника ведётся постоянно. Современные войска РЭБ прикрывают радиоэфир со всех возможных направлений.
Разведывательные воинские подразделения изначально выполняли различные задачи в целях обеспечения командования информацией о противнике, состоянии местности и погоды для принятия адекватных решений на операцию (бой) и недопущения внезапности действий противника.
Самыми молодыми являются войска информационных операций. Необходимость их создания объясняется развитием интернета и сетевых структур управления войсками. Задача этих войск — защита сетей автоматического управления от вражеских атак и воздействий.
Войска тыла — многоуровневая структура, появившаяся на базе развития средств транспорта, строительной техники. Они включают железнодорожные войска, обеспечивающие перевозку личного состава и боевой техники по железной дороге, автомобильные, без которых невозможна переброска продовольствия, вооружения и личного состава по всей территории России, дорожно-строительные и понтонные формирования, а также трубопроводные войска.
«Королевские войска»
Строительные войска были учреждены в 1942 году, когда необходимо было отстраивать заново разрушенные во время немецкой оккупации здания. В последующие десятилетия советский стройбат стал выполнять и другие функции. Например, силами солдат стройбатов строились автодороги, жилые здания и различные хозяйственные объекты.
Работы проводились ударными темпами, что совсем неудивительно, учитывая численность стройбатовцев. В восьмидесятые годы в этих войсках служили около 400 000 человек. Из-за многочисленности стройбаты Советской Армии и стали называть «королевскими войсками». Но с настоящей королевской честью и доблестью эти войска имели мало общего.
ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ
Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.
Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.
В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.
По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.
Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.
P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником !!!
Ссылки
Чем отличался стройбат от других рядов войск
Было принято считать, что в стройбат направляли только не благополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.
О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают». Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них это лопата и мастерок.
В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело. Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быт комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.
Почему в стройбате не хотели служить
Стройбат был крайне непопулярен у советской молодежи. Обещание — «пойдешь служить в стройбат!» — было не пустой угрозой: призывники действительно боялись, что их могут забрать в строительные войска. Причин было несколько.
В ВСО не занимались боевой подготовкой, солдат не обучали стрельбе и прочим военным премудростям. А ведь именно это делало службу в армии мужским занятием. Солдаты стройбата выглядели, как обычные работяги со стройки, кем они, собственно говоря, и являлись.
Плакат советских времен, призывающий военных строителей к неустанному труду
Второй причиной была комплектация строительных отрядов. Их костяк составляли выпускники различных профильных учебных заведений. В стройбат редко попадали жители Москвы и других крупных городов, зато там хватало призывников из сельской глубинки, приученных к труду и умеющих держать в руках инструменты. Сюда нередко набирали молодых людей из неблагополучных семей, с приводами в милицию или судимостями. Также брали тех, кто не прошел по состоянию здоровья в другие, более «престижные» войска. Почему-то считалось, что боец, неспособный служить в пехоте, вполне подойдет для стройки.
Около 90% военнослужащих стройбата составляли выходцы из кавказских и среднеазиатских регионов Союза. Они плохо понимали русский язык, из-за чего командиры опасались давать им в руки оружие или доверять сложную технику. Иногда новобранцы не могли прочитать даже текст Присяги. На строительстве данная проблема частично нивелировалась.
Из-за такого «пестрого» контингента, в стройбатах обычно процветала дедовщина и землячество. Молодые солдаты подвергались издевательствам и психологическому давлению. Уровень самоубийств и тяжких преступлений в ВСО был выше, по сравнению с другими родами войск Советской армии.
Претензии к стройбатам были не только у призывников, но и у высшего руководства страны и армии. В 1956 году Жуков заявлял, что использование бесплатного труда солдат незаконно и противоречит советской конституции. Позже неоднократно высказывались замечания о неудовлетворительном качестве работ и о плохой организации ВСО.
Происхождение клички «Королевское подразделение»
Датой появления военно-строительных команд принято считать 13.02.1942 года. Тогда вышло постановление СНК Советского Союза о формировании Военно-восстановительного управления, в задачу которого входила реконструкция и возведение строительных объектов в местностях, очищенных от гитлеровских захватчиков.
Другое, неофициальное название строительного батальона – «королевские войска». В соответствии с одним из объяснений, подобную кличку солдаты подразделения получили из-за их количества: в 80-х годах здесь проходило службу 300 000 – 400 000 человек. В том же году насчитывалось примерно 60 тыс. воздушных десантников, 15 тыс. морских пехотинцев и 220 тыс. пограничников. Иная точка зрения связана с фамилией известного конструктора Сергея Королева. Суть состоит в том, что каждый отечественный космодром тех лет строился руками бойцов стройбата.
Пугало для призывников
Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?
Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».
Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.
И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.
В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.
Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.
Федеральный период
Страницы
УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ
У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.
Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».
Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».
Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.
По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.
Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.
Чем отличался стройбат от других рядов войск
Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.
О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».
Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.
В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.
Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.
История создания
Стройбат – строительный батальон, хотя в официальных документах всё было иначе. Своё начало ВСО (военно-строительные отряды) берут с 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение создать Военно-восстановительное управление. Под его началом строились все объекты инфраструктуры, разрушенные немцами-оккупантами во время Великой Отечественной войны. Сам термин «стройбат» был придуман народом и вышел из обращения в 1970 году
Стоит обратить внимание, что сами солдаты называли себя весьма иронично – королевские войска
Факты – в 1980 году количество личного состава ВСО составляло около 300–400 тысяч человек, что перекрывает общее количество таких подразделений, как: ВДВ, морская пехота и пограничные войска.
Солдат спит – служба идет. Условия службы
Говоря честно, далеко не все солдаты срочной службы хотели попасть в стройбат. И этому есть ряд причин:
- Солдаты имели к военной службе формальное отношение. Они могли больше времени провести не в окопе или стрельбах, а на стройке или рытье котлована.
- Национальная составляющая. Отряды формировались из многонациональных групп. Часто в стройбат брали детей из неблагополучных семей или подростков, состоящих на учете в милиции. Такое сочетание разных типов национальностей и людей, склонных к криминалу, пугало молодого бойца. Часто происходили случаи дезертирства из частей.
- ВСО могли направлять в потенциально опасные места, даже в мирное время. Их бросали на устранения техногенных катастроф или на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Такая работа была связана с риском получения опасного заболевания или различных по сложности травм.
- Само отношение общества к такому виду войск было снисходительное. В народе ходило много анекдотов про стройбат, поэтому служить в таком виде войск было несолидно.
Несмотря на все недостатки, были и отличительные плюсы среди остальных видов войск. Например, солдат получал зарплату за свою службу, причем её размер составлял порядка 120–180 рублей. Из этой суммы нужно вычесть 30 рублей за обслуживание бойца и его пропитание. Но даже в таком случае остается приличная сумма. Эти деньги откладывались на личный счет бойца, и лишь в случае острой необходимости солдат мог ими воспользоваться. Оклад мог доходить и до 250 рублей в месяц. Все зависело от специальности, которой обладал молодой боец. Ценились специалисты узкого профиля, связанного с машинами и техникой, такие как бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики и прочие. Иногда демобилизованный солдат привозил со службы домой сумму до 5 000 рублей.
События на Урале
Первой взбунтовалась строительная воинская часть, размещённая в городе Красноуральске Свердловской области. Узнав 1 сентября от офицеров военкомата о продлении сроков службы, солдаты и сержанты пришли толпой в 250 человек к начальнику стройуправления.
Стройотрядовцы потребовали показать им соответствующее постановление Совета министров. Увидев, что у документа все печати на месте, военнослужащие в порыве ярости переломали стулья в кабинете. Партхозактив оказался сорван, но физически начальство не пострадало. Бунтовщикам данная выходка сошла с рук. Отчитываясь о причинах происшествия, обкомовские деятели писали об отсутствии у солдат клуба и бани, перебоях с обеспечением продуктами.
Строители не имели даже элементарных бытовых удобств. Например, солдаты ВСО № 1052 вынуждены были спать в недостроенном неотапливаемом помещении при температуре +3 градуса. В сильные морозы они работали не в валенках, а в сапогах, из-за чего многие получали обморожения. Неудивительно, что новость о продлении такой «службы» вызвала агрессию.
КРИТИКА СТРОЙБАТА
Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».
В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».
Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении
Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши
Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.
Эмблемы
Эмблемы всех специальных сухопутных войск
Каждый вид войск имеет свою эмблему, отражающую специфические черты. На протяжении десятилетий в результате политических изменений в стране они, конечно, менялись, но основные элементы оставались неизменными.
На шевроне инженеров изображён ковш экскаватора.
У химиков это знак биологической и химической опасности, узнаваемый во всём мире – три кольца, соединённых в виде трилистника и пронизанных по кругу четвёртым кольцом.
У связистов в петлицах и на шевроне красуются перекрещенные молнии и крылья.
У войск РЭБ — тёмный щит с рисунком Земли на нём, на фоне которой кулак, сжимающий молнии. На шевроне войск радиоэлектронной борьбы присутствует двуглавый орёл и Святой Георгий – покровитель военнослужащих.
На шевроне железнодорожников элемент моста, железнодорожное колесо, перекрещенные кувалды и крылья.
Автомобилисты носят эмблему, состоящую из спаренных колёс, руля и крыльев.
На форме трубопроводных войск присутствует эмблема, содержащая элемент трубы с кран-буксой и вентилем.
Откуда взялось прозвище «королевские войска»?
«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.
Еще одно, неофициальное наименование стройбата – «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек. В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте – около 15 000, в погранвойсках – около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева. Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.