Военная база. военные базы россии за рубежом
Содержание:
- Америка и Европа
- Военные базы СССР за рубежом
- Тонкость контекста
- Марганцовокислый калий для комнатных цветов
- Примечания
- Военные базы России за рубежом: где и почему они необходимы
- See also
- Мексика
- Стратегия России относительно зарубежных баз
- Республика Молдова
- Приднестровье
- Военные базы США
- Россия стремится вернуть былое влияние, но что она успела потерять?
- Военные базы России на постсоветском пространстве
- Турбина
Америка и Европа
За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).
А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.
Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.
Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».
Военные базы СССР за рубежом
- Ангола — ВМБ в Луанде
- Венгрия — Южная группа войск
- Вьетнам — ВМБ в Камрани
- Гвинея — ВМБ и станция прослушивания в Конакри
- ГДР — Группа советских войск в Германии, станция прослушивания в Ростоке
- Египет — Александрии и Мерса-Матрухе
- Йемен — ВМБ в Сокотре и Адене
- Куба
- Ливия — ВМБ в Триполи и Тобруке
- Монголия
- Польша — Северная группа войск, станция прослушивания в Свиноустье
- Сирия — ВМБ в Латакии и Тартусе, станция прослушивания в Тартусе
- Сомали — станция прослушивания в Бербере
- Тунис — ВМБ в Бизерте и Сфаксе
- Финляндия — ВМБ в Порккала-Удд
- Чехословакия — Центральная группа войск
- Эфиопия — ВМБ в Дахлаке, станция прослушивания в Нокре
- Югославия — ВМБ в Сплите и Тивате
Тонкость контекста
У предложения Алексея Чепы есть определенные временные и личные контексты, которые требуют их конкретизации и отделения от вопроса о необходимости расширения российского военного присутствия за границами РФ. Если этого не сделать, возникнет множество лишних вопросов к самой идее создания новых баз и реанимации старых, что может в итоге повлиять на реализацию проекта.
Во-первых, это предложение было озвучено в преддверии голосования по закону о бессрочном размещении в Сирии российского военного контингента. Это самый первый законодательный акт, который утвердил новый состав Госдумы и тем самым легитимизировал уже существовавшие российско-сирийские договоренности о бессрочном использовании авиабазы Хмеймим и «пункта снабжения ВМФ» в Тартусе. Данные соглашения действуют уже год, но требовали дополнительного одобрения парламентом в новом виде, который подтверждает права РФ на использование этих объектов на территории Сирии в интересах МО РФ на бессрочной основе и с учетом дополнительных договоренностей с правительством в Дамаске. Там много чисто юридических деталей, которые требовали парламентского утверждения как со стороны России, так и со стороны Сирии. Это правовой статус военнослужащих, их подсудность, распределение ответственности и финансирования и множество других необходимых моментов, обычно не заметных для тех, кто следит только за сводками боевых действий. В таком контексте предложение заместителя председателя одного из двух профильных комитетов Думы (второй – по обороне и безопасности) выглядит уместным и своевременным. Человек решил к месту расширить и углубить предложение, которое и так давно витало в воздухе.
Но, во-вторых, Алексей Чепа упомянул в своем заявлении все обитаемые мировые континенты, кроме Австралии, что сильно расширило его предложение, выведя его за рамки понятия «бывшие советские базы». На пике активности СССР в третьем мире официальных баз за границей было не так уж и много. Помимо сирийского Тартуса, был объект электронного слежения на Кубе (ставим галочку напротив позиции «Латинская Америка») и два пункта снабжения ВВС и ВМФ во Вьетнаме (галочка у «Юго-Восточной Азии»). Некоторое время (но недолго) функционировал так называемый рыбный порт на острове Сокотра, который принадлежал в те времена ныне не существующей Народно-Демократической Республике Йемен. В разные периоды советские войска (официально и не очень) располагались в Эфиопии, в той же НДРЙ на континенте и в Анголе. Стоит подчеркнуть: сейчас мы говорим о длительной дислокации на основании официальных межгосударственных договоров, а не о разовом прибытии военных советников, например, в Египет, Ливию, Алжир, Индонезию, Мозамбик, Сомали и даже Марокко (был такой малоизвестный факт), но при этом забываем об Афганистане.
Чепа сделал это заявление в формальном соответствии с должностью, но с точки зрения идеологического обеспечения данного проекта можно было бы выбрать и другую фигуру. Нынешний заместитель председателя комитета ГД по международным делам от «Справедливой России» (один из богатейших ее представителей, кстати) известен в том числе своими коммерческими проектами в Анголе (заодно он трудится еще и председателем Фонда дружбы и сотрудничества с Анголой) и еще в нескольких странах, входивших в 70-80-х годах в орбиту советского и китайского влияния в черной Африке – Намибии, Конго, Мозамбике и даже в ЮАР. Если бы с предложением расширить российское военное присутствие на другие континенты выступил человек, не имеющий личных коммерческих интересов в странах, которые теоретически могли бы принять новые российские базы, предложение от этого только выиграло бы. А сейчас очень сложно отрешиться от мыслей о лоббизме, который при отсутствии опыта парламентской и кулуарной работы способен дискредитировать любую хорошую идею. Чепе не обязательно было начинать свою парламентскую работу с такого прямолинейного заявления, можно было бы передоверить «право первого слова» другому депутату или даже СМИ без ссылки на себя, любимого.
Теперь необходимо отделить весь этот контекст от действительно прорабатываемого вопроса расширения российского военного присутствия за границей в целях обеспечения безопасности и национальных интересов РФ и ее союзников.
Марганцовокислый калий для комнатных цветов
Обработку проводят весной, когда растения начинают просыпаться после зимнего периода покоя. Используют вместе с борной кислотой: по 3 г кислоты и кристаллов калия на 10 л воды. Опрыскивать или поливать грунт в горшках. Маленьким экземплярам по 0,5 л, большим – по литру.
Для закладки цветочных почек у домашних питомцев можно применять и сульфат марганца.
Если на листьях домашних растений наблюдается хлороз между жилками, то это может говорить и как о недостатке марганца, так и о дефиците железа. Симптомы практически одинаковые. Принято, что для большей пользы нужно комбинировать два этих микроэлемента, так как они работают в паре, и только тогда приносят пользу.
Луковичные растения перед посадкой вымачивают в растворе бора и марганца для профилактики грибка. Время воздействия – 2 часа при концентрации 0,1 %.
Применение марганцовки для комнатных растений не ограничивается протравливанием грунта и подкормками. Против некоторых вредителей – тля, мошки – применяют слабый раствор плюс хозяйственное мыло. Нужно обмыть листья со всех сторон, предварительно закрыв землю полиэтиленом, чтобы жидкость не попала в грунт. Потом сполоснуть чистой водой.
Примечания
Военные базы России за рубежом: где и почему они необходимы
Вопрос о создании новых российских военных баз за пределами страны обсуждается все активнее. Но нужно ли нашему государству на самом деле масштабное расширение своего военного присутствия в разных точках планеты? Военные базы за рубежом нужны не для каких-то агрессивных действий против других государств, а для укрепления обороноспособности страны, обозначения и защиты ее геополитических и экономических интересов. Например, в США именно так объясняют наличие сотен своих баз и военных объектов практически по всему миру. Не случайно большинство стран, претендующих на статус даже не сверхдержав, а просто сильных и самодостаточных государств, предпочитают иметь хотя бы одну-две военные базы за пределами страны.
Мировой лидер по количеству зарубежных военных баз – США, но свои военные объекты за пределами государственной границы есть у Франции, Великобритании, Германии, Китая, Японии и даже Индии, Турции и Пакистана. Естественно, что есть такие объекты и у России.
До распада СССР военных баз за рубежом было значительно больше, но и сейчас наша страна располагает базами в Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Приднестровье, Сирии, Таджикистане и Южной Осетии. Как видим, единственная страна за пределами постсоветского пространства, где есть российские военные объекты – Сирия. Здесь размещаются военно-морская база в Тартусе и военно-воздушная база в Хмеймиме. Военные объекты в Сирии позволяют не только поддерживать российский контингент, помогающий правительственным войскам страны бороться с террористами, но и контролировать обстановку на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье.
Однако базы в одной лишь Сирии за пределами границ бывшего СССР – это мало, особенно если сравнить Россию с США и учесть сложную мировую политическую обстановку. Поэтому в последнее время все чаще говорят о перспективах создания российских военных баз в других странах дальнего зарубежья. Среди возможных вариантов называют Египет, Ливию, Судан, Сомали, Йемен и даже Центральноафриканскую республику и Мозамбик. Кроме того, не исключается возможность восстановления военных баз во Вьетнаме и на Кубе. Но пока всё это больше на уровне слухов.
Сейчас Россия нуждается в том, чтобы контролировать обстановку не только в одной Сирии или на постсоветском пространстве, но и на основных стратегических направлениях, а это и Атлантика, и Индийский океан с побережьем Восточной Африки, и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если говорить о регионах планеты, то России желательно обзавестись военными базами как минимум на северном и восточном побережье Африки, в Юго-Восточной Азии, а также на атлантическом побережье – в Латинской Америке.
Но далеко не каждая страна будет готова разместить военные объекты России на своей территории. Поэтому в списке потенциальных кандидатов – либо дружественные России страны, у которых и так непростые отношения с США, либо развивающиеся страны третьего мира, которым размещение базы может быть интересно с точки зрения финансирования, да и для поддержания безопасности внутри своих государств. К первой категории стран относятся Куба, Сирия, ко второй – Судан, Сомали, Мозамбик, Центрально-Африканская Республика и ряд других государств.
Кстати, помимо Кубы российские военные базы вполне могли бы быть размещены в Венесуэле. Это позволило бы не только поближе подобраться к границам США, но и поддержать Николаса Мадуро, обезопасив последнего от свержения и установления проамериканского режима. В Юго-Восточной Азии российская военно-морская база позволила бы обеспечивать более широкие возможности для Тихоокеанского флота в том же Южно-Китайском море. Самым выгодным и разумным вариантом в данном случае становится возрождение советской базы Камрань. Переговоры об этом ведутся, но информация засекречена и пока непонятно, появятся ли во Вьетнаме снова наши военные.
В любом случае, очевидно, что сейчас размещение новых военных баз за рубежом становится уже не только вопросом национального престижа, но и средством обеспечения национальной безопасности. Без российского военного присутствия в виде баз в Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане достойно противостоять США вдали от границ нашей страны мы не сможем. К тому же российские военные базы – еще один инструмент и в борьбе с международным терроризмом или тем же пиратством (что особенно актуально для северо-восточного побережья Африканского континента). Другой вопрос: а потянет ли современная России военные базы за пределами страны — от Кубы до Вьетнама? Найдётся ли достаточное число кораблей и военно-технических ресурсов в целом, чтобы эти базы обеспечивать?
See also
Мексика
«Великая стена» имени Трампа, призванная появиться вдоль всей территории Мексики на границе с США, резко ускорила процессы отторжения Мехико от Вашингтона. Новое правительство, пришедшее к власти еще в 2018 году, рьяно бросилось искать новые альтернативы. На этом фоне позиция присутствия третьих стран на своей территории будет поддержана и населением, чего явно не может понять Белый дом. Показательно, но именно Мексика первой среди стран Латинской Америки отказалась признавать поддерживаемого Штатами оппозиционного «лидера» Венесуэлы Гуайдо, при том, что ранее всегда следовала фарватеру, который задавал Вашингтон.
Стратегия России относительно зарубежных баз
Так все-таки как понимать: нужны России военные базы за рубежом или нет? Прежде чем отвечать на этот вопрос, следовало бы обратиться к военной доктрине, базирующейся на оценке военных угроз и политических интересах государства. Если бы из этого документа следовало, что мы претендуем на мировое господство или нам нужны какие-либо нефтеносные территории, к примеру, в районах Ближнего Востока, то, пожалуй, для обеспечения наших интересов базы в этих нефтеносных регионах — а возможно, и по всему миру, — безусловно, были бы нам нужны.
Но таких доктринальных целей наше государство перед собой не ставит. Хотя высокопоставленные российские чиновники за последние годы все же не раз отмечали, что мы будем увеличивать свое присутствие в других государствах. Более того, в марте 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом, о чем ведет переговоры с рядом стран, в том числе с Вьетнамом, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами, Сингапуром.
Однако здесь следует учитывать, что речь не идет о создании полноценных многотысячных военных баз, какие имеют в различных регионах планеты США
России в первую очередь важно иметь по всему миру пункты материально-технического обеспечения для Военно-Морского Флота или авиации. К примеру, корабли в дальних плаваниях могут нуждаться в ремонте, заправке и снабжении — это чисто технические вопросы, которые нельзя реализовать без наличия таких пунктов
Сегодня Россия располагает такими объектами в той же Сирии и Вьетнаме.
Другой вариант расширения военного присутствия в мире, приемлемый для нашей страны, — это получение возможности упрощенного захода кораблей ВМФ РФ в другие государства. Соответствующие соглашения уже подписаны с несколькими странами, в том числе с Никарагуа и Экваториальной Гвинеей. При этом следует учитывать, что современное вооружение, которым располагает Россия, о чем уже не раз говорил Владимир Путин, позволяет не иметь военные базы по всему миру, в том числе потому, что содержание большого количества военных объектов за рубежом — это серьезное бремя для любого государства.
Зачем взваливать его на себя, если, как показала военная операция в Сирии, Россия располагает современными самолетами стратегической авиации, которые могут производить пуски высокоточных ракет, даже не входя в зону конфликта. Тогда же весь мир увидел, с какой точностью поражали цели на сирийской территории наши ракеты, выпущенные катерами из акватории Каспийского моря. Сегодня, чтобы решать конкретные боевые задачи, России достаточно создавать временные авиационные базы, типа Хмеймим, что развернута сейчас на сирийском аэродроме.
Там располагаются службы обеспечения в модульном исполнении, которые при необходимости можно будет легко свернуть, погрузить на военно-транспортные самолеты и вывезти на территорию нашей страны за считаные дни. Исходя из этого, российская политика относительно военных баз, видимо, должна быть достаточно гибкой. В ситуации с базами Россия должна руководствоваться своими военными приоритетами, но при этом считать деньги. Необходим сбалансированный подход для того, чтобы оценить как военные реалии, так и финансовые возможности.
Так, например, на сегодня можно однозначно утверждать, что состоялась база в Армении, в том числе и потому, что руководство и народ этой страны максимально заинтересованы в российском военном присутствии, так же, как населению частично признанной Южной Осетии наличие российских войск жизненно необходимо для существования этой республики. Но и для самой России нужны базы в Закавказье. России остро нужны и базы в Центральной Азии, так как после окончательного вывода войск США и НАТО из Афганистана нам предстоят непростые годы, и нужны опорные пункты, чтобы иметь возможность вмешаться в случае, если события примут непредвиденный оборот.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развертывание где- либо российских военных баз зависит как от развития военно-политической ситуации в целом, так и в конкретном регионе мира. При этом нельзя не видеть, что обстановка только накаляется, а зона нестабильности неуклонно приближается к нашим границам. Уже всерьез обсуждается вопрос о присутствии натовских войск на Украине. Если подобная политика НАТО продолжится, то Россия будет вынуждена разворачивать базы в качестве передовых позиций обороны, причем делать это как можно дальше от собственных границ, чтобы, как говорят военные, встречать противника на дальних подступах.
На границе Украины с ЛНР на праздничные дни заработал КПВВ
Республика Молдова
Российские войска в Приднестровском регионе Республики Молдова способствуют поддержанию мира в зоне Приднестровского конфликта, а также обеспечивают охрану оставшихся с советских времен складов боеприпасов. Власти Молдовы считают, что российские войска и вооружения находятся в Молдове незаконно, и настаивает на их безоговорочном выводе с заменой российских миротворцев в Зоне безопасности на Днестре гражданской миссией международных наблюдателей под эгидой международных организаций. Непризнанная Приднестровская молдавская республика (ПМР), в свою очередь, высказывается
против вывода российских войск из региона до окончательного политического урегулирования конфликта.
Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВ ПРРМ) Западного военного округа
ОГРВ ПРРМ была образована в апреле 1995 г. на основе 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных сил Российской Федерации. Штаб-квартира группы находится в г. Тирасполь. Она пребывает в Молдове в соответствии с Соглашением о принципах
мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г.
Одной из основных задач группы является выполнение миротворческих функций в Зоне безопасности Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в составе Совместных миротворческих сил, состоящих из воинских контингентов России, Молдовы, Приднестровья и группы военных наблюдателей от Украины.
Задачи решаются успешно – после завершения летом 1992 г. Приднестровского вооруженного конфликта не погиб ни один миротворец, не зафиксировано ни одного конфликта с применением оружия.
Еще одна важная задача ОГРВ ПРРМ – охрана склада боеприпасов в селе Колбасна Рыбницкого района, а также обеспечение вывоза и утилизации хранящихся там вооружений, военной техники и боеприпасов.
1411-й артиллерийский склад боеприпасов (АСБ), находящийся в Колбасна с мая 1949 г., являлся стратегическим арсеналом войск Одесского военного округа. С января 1992 по апрель 1995 гг. он входил в состав 14-й гвардейской общевойсковой армии, а в апреле 1995 г. вошел в состав ОГРВ ПРРМ. Основная часть боеприпасов была завезена туда после вывода советских войск из ГДР, ЧССР и других стран Восточной Европы. Всего на складе к 2000 г. хранилось около 42 тыс. т вооружений, военной техники и боеприпасов. Затем Россия вывезла или уничтожила на месте около 22 тыс. т вооружений, военной техники и боеприпасов. Однако в конце 2003 г. дальнейший вывоз был заблокирован из-за напряженности между Кишиневом и Тирасполем, вызванной срывом подписания меморандума об урегулировании приднестровской проблемы. В итоге, на складе осталось 19,9 тыс. т боеприпасов (некоторые источники называют цифру в 21,5 тыс. т).
ОГРВ ПРРМ включает в себя два отдельных мотострелковых батальона (82-й Сегедский Краснознаменный отдельный мотострелковый батальон и 113-й отдельный гвардейский мотострелковый Нижнеднестровский орденов Кутузова и Александра Невского батальон), дислоцирующихся
в Тирасполе, и ряд других частей и подразделений. Она насчитывает около 1500 чел. личного состава (включая 441 миротворца). Основная часть военнослужащих группы – граждане ПМР, проходящие
военную службу по контракту. На вооружении оперативной группы находятся около 150 единиц легкой бронетехники (из них не менее 70-75 БТР-70, а также боевые машины – БТР-80, БТР-60ПБ/ПУ и БРДМ-2).
Если в составе ОГРВ и остались какие-то зенитные средства (в частности, ЗРК «Стрела-10», «Оса» и ЗСУ-23-4), танки Т-64БВ и артиллерия крупных калибров, то они, видимо, находятся на долговременном хранении. В отделе хранения и консервации вооружения, военной техники и имущества авиакомендатуры аэродрома Тирасполь находятся
на хранении 2 вертолета Ми-24П, 2 вертолета Ми-24К и 4 вертолета Ми-8МТ.
Приднестровье
Статус российских войск на территории этой непризнанной республики остаётся довольно запутанным с точки зрения международного права. С одной стороны, одному из крупнейших военных складов в Европе, созданному в районе села Колбасна ещё во времена СССР, требуется охрана. С другой, российские военные, находящиеся в Приднестровье, служат гарантией, что конфликт между ПМР и Молдовой не перейдёт вновь в «горячую стадию». Тем не менее хотя Россия не признаёт Приднестровье в качестве государства и выступает за сохранение единства Молдовы, договор о размещении российских военных на её территории так и не был подписан.
Сегодняшняя численность российских военных в ПМР составляет около полутора тысяч человек: два миротворческих батальона, охрана складов, отряд вертолётчиков и несколько частей обеспечения. Это всё, что осталось от 14-й армии, которая в своё время погасила приднестровскую войну. К моменту начала конфликта численность войск составляла 22 тысячи военнослужащих, однако большая часть затем либо была выведена, либо (для частей, размещённых в Кишинёве и других молдавских городах) перешла под юрисдикцию Молдовы.
Военные базы США
По данным Пентагона (причем, как считают эксперты, сильно заниженным), США в последнее время владели и снимали во временное пользование базы в 130 странах мира. Только на зарубежных военных базах у них служат 253 288 военных, плюс такое же количество членов их семей и гражданских специалистов, нанятых военным ведомством. Эти базы обладают 44 870 казармами, ангарами, больницами, другими зданиями, кроме того, для них еще снимается дополнительно 4844 здания.
На содержание этих баз американцы не скупятся. Так, например, «Вашингтон Пост» пишет, что в иракском городе Фаллуджа, к западу от Багдада, официанты в белых рубашках, черных брюках и черных галстуках подносят ужин американским офицерам из 82-й воздушной дивизии в их сильно укрепленной штаб-квартире. Некоторые из этих американских баз имеют такие гигантские размеры, что требуется порядка 9 внутренних маршрутов автобусов, чтобы все солдаты и гражданские контрактники смогли попасть на свои рабочие места.
Таков, например, лагерь «Анаконда» под Багдадом, штаб-квартира 3-й бригады 4-й пехотной дивизии, которой поручено выполнять полицейские функции на территории в 1500 кв. км, где размещено до 20 000 солдат. Американские военные придумали для своих зарубежных военных баз метафоричное определение — «наш отпечаток в мире». Нанесение четких, уверенных «отпечатков» на мировую карту стало для США одним из способов своего продвижения и утверждения на новых территориях.
Среди государств, которые в свое время известный американский политик Колин Пауэлл рассматривал в качестве территории для новой «семьи баз», обнищавшие страны новой Европы: Pумыния, Польша и Болгария. В Азии это Пакистан (где у Америки уже есть 4 базы), Индия, Сингапур, Малайзия, Филиппины и даже Вьeтнам. А еще Австралия. Что касается Северной Африки, то это Марокко, Тунис и в особенности Алжир. В Западной Африке — это Сенегал, Мали, Гана и Сьерра Леоне (хотя там уже с 1991 года идет гражданская война). Модель для всех этих новых баз, согласно данным Пентагона, — те базы, что были созданы вокруг Персидского залива за последние 20 лет, в таких далеко не самых демократических странах, как Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман и Объединенные Арaбские Эмираты.
Большинство этих новых баз, как красочно объясняют в Пентагоне, будут как бы «листами кувшинок», на которые войска смогут перебрасывать не только хорошо вооруженных «лягушек» с американской территории, но и крупные воинские контингенты НАТО с территорий таких верных США сателлитов, как Япония или Британия. Громко эти планы не афишируются.
Напротив, до недавнего времени Пентагон запускал в СМИ слухи о так называемой «рациoнализации» своих вооруженных сил, заявляя, что подумывает либо сократить, либо вообще убрать многие из гигантских военных резерваций эпохи холодной войны в Германии, Южной Корее, а возможно, и на Окинаве. Однако очень быстро стало понятно, что все это — пропагандистские сказки. Но главное, после событий на Украине у американцев появился повод обвинить Россию в агрессивных планах и более не обременять себя обещаниями вывода откуда-либо своих войск.
Теперь США, прикрываясь испытанным лозунгом времен «холодной войны» «русские идут!», стали наращивать свою военную мощь. В первую очередь в Европе. При этом они даже не скрывают, что основные силы, как и раньше, будут находиться в Германии.
Правда, военным аналитикам хорошо известно, что причина тому вовсе не военная угроза России, а возможность держать под своим постоянным и неусыпным контролем военную мощь самой Германии. Именно это более всего заботило американцев начиная с 1945 года.
Россия стремится вернуть былое влияние, но что она успела потерять?
На фото: на территории российской 12-й военной базы. До 10 сентября Россия обязуется вывести 40 танков с военных баз, расположенных на территории Грузии, 2005 год (Фото: Сейран/ТАСС)
Согласно договору, который был предварительно проработан обеими сторонами, Судан предоставляет России землю для военно-морского логистического центра сроком на 25 лет с возможностью продления еще на 10 лет. Земля будет предоставлена Суданом бесплатно, также Россия сможет ввозить оружие, боеприпасы и оборудование через действующие аэропорты и порты республики. Взамен, пишет «Коммерсант», власти республики ожидают от России помощи в укреплении обороноспособности.
Одновременно в акватории города Порт-Судан могут пришвартоваться до четырех военных кораблей, включая корабли с ядерной установкой, а также вмещаться до 300 военнослужащих или гражданских лиц.
Последние годы Россия укрепляет связи с африканскими странами и активно экспортирует туда оружие. Объект в Порт-Судане предоставит российскому флоту плацдарм в регионе Красного моря и Индийского океана, через который проходят торговые пути между Европой и Азией. Кроме того, пишет FT, Россия нацелена на профильные для российских госкорпораций предприятия, такие как добыча бокситов в Гвинее, нефтяные проекты в Нигерии и никелевые рудники в Южной Африке.
За контроль над регионом Москве придется конкурировать с Турцией и Китаем. Военно-морская база Китая находится в Джибути, Турции — в Сомали.
Впрочем, после развала Советского Союза Россия чаще теряла военное присутствие за рубежом, чем приобретала. Представляем топ-10 крупнейших российских военных баз, которые были ликвидированы за последние 20 лет.
Военные базы России на постсоветском пространстве
Россия, как СССР и США, всегда рассматривала свои военные базы как инструмент могущества государства, которое готово отстаивать не только свои интересы, но и интересы союзников. Военные базы всегда считались фактором сдерживания для противников государства и дополнительным козырем в геополитической игре. Военное присутствие на территории другого государства давало дополнительную стабильность этой территории.
Яркий пример тому российские базы в Таджикистане и Киргизии — странах, которые входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Правда, в качестве платы за свое присутствие там России пришлось полностью перевооружить и обучить местные армии. А вот в Узбекистане для оперативного наращивания и развертывания войск РФ в Центральной Азии с 2006 года российские ВВС использовали авиабазу Карши-Ханабад на территории Кашкадарьинской области.
Но в 2012 году Россия лишилась возможности использования авиабазы в связи с выходом Узбекистана из ОДКБ. После распада СССР содержать военные базы в странах ближнего зарубежья России становилось все сложней. Так, например, особое значение для России всегда имела база ВМФ в украинском Севастополе, которая должна была оставаться местом дислокации Черноморского флота РФ по крайней мере до тех пор, пока не будет построен порт в Новороссийске. На протяжении всего времени, пока российский Черноморский флот находился в Севастополе, регулярно случались конфликты с украинскими властями.
База использовалась как инструмент политического воздействия на Россию. Нет сомнений, что, если бы Крым остался украинским, сегодня лидеры Незалежной при поддержке американцев сделали бы все, чтобы выдавить российских моряков с полуострова. А что еще более вероятно — втянуть Россию в серьезный вооруженный конфликт, выставив ее военным агрессором. В любом случае в ближайшее время России остро необходимы базы в Центральной Азии. Потому что после вывода войск США и НАТО из Афганистана, которые разворошили осиный рой моджахедов, в этом регионе уже сейчас наблюдается резкое обострение ситуации.
России нужны опорные пункты, чтобы иметь возможность вмешаться, если события примут самый неприятный для нас оборот. При этом российские военные базы за рубежом всегда были и не перестают оставаться предметом политического торга. Например, более 20 лет у России фактически есть военная база в Приднестровской Молдавской Республике. Подразделения Вооруженных Сил России входят в трехсторонние миротворческие силы в Приднестровье, это около 1200 военнослужащих.
Власти и население непризнанной республики выступают за то, чтобы российские солдаты и дальше оставались в Приднестровье. Однако со стороны европейских политиков звучат предложения о смене формата миротворческой операции на Днестре, выводе из зоны конфликта прежде всего российских миротворцев. А в целом из постсоветских стран, пожалуй, только Белоруссия и Армения оказали реальное военное содействие России в нынешнем противостоянии с НАТО, не выставляя за базы заоблачные счета.
Турбина
Турбина способна развить скорость до 20 тысяч оборотов в минуту, но винт не сможет ей соответствовать, поэтому здесь имеется понижающий редуктор. Редукторы могут быть разными, но главная их задача — снижать скорость и повышать момент.
Для повышения тяги иногда двумя винтами снабжается турбовинтовой двигатель. Принцип работы при этом у них реализуется за счет вращения в противоположные стороны, но при помощи одного редуктора.
Преимуществами турбовинтового двигателя являются:
- малый вес по сравнению с поршневыми агрегатами;
- экономичность по сравнению с турбореактивными моторами.