Ятаган

Пояснения

Для клинкового оружия: замеряется общая длина, длина клинка, ширина клинка у основания (если есть – ширина елмани, ширина в сужении в средней части); при взвешивании оружия приводится масса в ножнах и без ножен. Если клинок имеет кривизну, может замеряться также и кривизна клинка. Обычно, если об этом заходит речь, авторы предлагают следующий метод измерения кривизны клинка. Проводится воображаемая прямая линия между острием клинка и точкой соединения обуха и эфеса. На нее опускается перпендикуляр: а) от крайней точки дуги лезвия (1-й вариант), б) от крайней точки дуги обуха (2-й вариант). Затем замеряется расстояние от точки соединения перпендикуляра и прямой линии до острия, и показатель максимальной кривизны клинка дается в виде дробного числа, например 65/280, в котором первое число – длина перпендикуляра. Второй вариант измерения не отражает объективно степень кривизны режущей кромки клинка – лезвия. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на некоторые виды восточного клинкового однолезвииного оружия, у которых обух клинка минимально удален от прямой линии или даже находится по другую ее сторону, а линия лезвия при этом достаточно выгнута (кукри). Более того, искривленные клинки некоторых восточных кинжалов вообще не имеют обуха. В этом случае, если выводится показатель кривизны, перпендикуляр опускается па прямую линию, соединяющую острие и точку основания более короткого лезвия.

Линейные размеры оружия указываются в миллиметрах, масса – в граммах.

В.Н. Попенко. Холодное оружие Востока и Запада. Москва. 1992. Джеральд Уинланд/ Мечи Шпаги и Сабли Настольная книга коллеционера. М.: Тривиум. 1991 Хорев В. Н. Реконструкция старинного оружия / В. Н. Хорев. — Феникс, 2006. — 249, Emil Vollmer Werlag. Blanke Waffen. Квасневич Влоджимеж. Польские сабли. – СПб. ООО “Издательство Атлант” 2005.

Кирпичников А. Н. О начале производства мечей на Руси (Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т.4. М., 1998. С. 246-251) Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли (М.: Л., 1966) Форум My armory_

Сабля это одна из разновидностей рубящего холодного клинкового оружия. Сабля состоит из стального клинка и рукояти. Сабля появилась на Востоке в VI- VII вв. С Х века она стала известна и на Руси. Состояла сабля из полосы и крыжа. Составные части последнего: огниво, черен и набалдашник, в который сквозь небольшое отверстие продевался темляк. При обнажении оружия он обыкновенно надевался или наматывался на правую руку и таким образом не позволял выронить саблю.

Для придания удару большей силы полоса делалась вниз с расширением или елманью и имела на плоских своих сторонах дол или долики – продольные желоба для стока крови. Острая сторона сабли называлась лезвием, а тупая – тыльем. Ножны, нередко украшенные драгоценными камнями, имели металлические устье, наконечник, накладки или мишени, обхваты или обоймицы с кольцами для привешивания сабли к поясу. Пояса застёгивались, как и у мечей, и по большей части имели четыре конца: два собственно для застёгивания пояса и два для налуча и колчана.

Металлические оправы на концах назывались наконечниками, а металлические накладки или бляхи на тех местах пояса, где к нему прикреплялись помочи (ремни, задетые за кольца сабли), имели название наузольников). Кроме того, на поясах находилось несколько запряжников. В обычае было украшать пояса разными металлическими накладками и привесками, которые назывались звенцами и бряцальцами.

С XVI в. в Русском государстве сабля состояла на вооружении конных и пеших стрельцов. Применялись сабли восточного типа – сильно изогнутые, с прямым перекрестьем под рукоятью и загнутым навстречу лезвию концом рукояти. В старинных описях этот тип определяли: «по турецкому образцу».

В XVIII-XIX вв. саблями вооружалась лёгкая кавалерия. Рукоять была слегка изогнута, создавая упор для ладони, руку прикрывала дужка гарды, в нижней части переламывавшаяся под углом и переходящая в перекрестье с костыльком.

В 1809 г. гарда сабли получила две дополнительные дужки. Сначала сабля носилась в обтянутых кожей ножнах с фигурными прорезями в металлической оковке и кольцами для портупеи, а с 1817 г. стали употребляться железные ножны с гребнем на конце. Такими саблями стали вооружаться драгуны и конные артиллеристы.

Офицеры с 1826 г. вместо шпаги получили саблю с укороченным клинком (полусаблю), с одной округлой дужкой гарды и крючком для лопасти портупеи на устье, а с 1831 г. они носили сабли в железных ножнах.

В 1881 г. в Российской армии сабля была заменена шашкой, сохранившись лишь в гвардии как народное оружие.

ТУРЕЦКИЙ КИНЖАЛ

ТУРЕЦКИЙ КИНЖАЛ

Интересно, что этот танец имеет довольно сложный сюжет, без знания которого довольно трудно понять, что именно делают танцоры. Сюжет этот основан на старинной легенде о двух друзьях…

В давние времена, два известных мастера полюбили одну девушку. И вот, чтобы решить этот классический спор, они договорились о поединке с использованием двух ножей. В назначенном месте, бойцы бросились друг на друга, нанося режущие и колющие удары. Но мастерство обоих было так велико, что ни один клинок не достиг цели. Тогда, поняв что они рискуют закончить поединок ничем, противники принялись наносить удары сами себе. Это оказалось более эффективным, и в один миг их кинжалы окрасились кровью…

Спустя некоторое время, бойцы прервали самоистязание, вполне удовлетворенные результатом дуэли. С тех пор, они оба отказались от девушки, и их связывала самая крепкая дружба.

Нам всем, вряд ли возможно понять причины, побудившие бойцов действовать подобным образом. Более того, даже Эфкан признался, что не до конца осознает смысл сюжета. Однако, техника, заложенная в этот танец, оказалась более очевидной.

Изучать танец, находя в нем признаки боевых движений – особенное занятие. Как и при знакомстве с настоящим боевого искусства, знакомство с танцем мы начали с шагов. По мере освоения базовых движений, техника усложнялась и насыщалась, к шагам добавились повороты, затем – прыжки и, наконец, засверкали ножи.

Добавлю, что изучение танца потребовало от всех нас еще и физической устойчивости, поскольку комбинации прыжков и ударов оказались довольно изнурительными.

Стоит отметить, что после изучения и довольно длительного исполнения Erzurum Hanger Bari, все мы действительно восприняли прикладную часть семинара с относительной легкостью и, надеюсь, с большей точностью, подлинностью. Все последующие примы – маневры, атаки, защиты с многочисленными порезами атакующих конечностей противника органично легли в двигательную матрицу танца, придав всему происходящему ни с чем несравнимый турецкий колорит

А это, для изучающего национальные боевые традиции, пожалуй, самое важное

Остается только пожалеть о том, что не все народы смогли так бережно сохранить свои боевые танцы.

В течении двух дней, танец Erzurum Hanger Bari оставался центральным событием нашего семинара. Но не единственным! Наряду с ножевым боем, под руководством Эфкана Чалиша мы изучали турецкую саблю клыч, ятаган, а так же матрак – состязательную традицию с тренировочными мечами и щитами, которая сейчас привлекает все больше поклонников в Турции.

А в заключении, Эфкан напомнил нам о приглашении, которое мы получили от кандидата в министры спорта Турции господина Сельчука Оздага еще в феврале. Таким образом, путешествие в Измир – один из древнейших городов Средиземноморского бассейна – намечается на июнь 2014 года, и в ближайшее время мы начнем формировать группу российских любителей национального фехтования. И возможно, в этой поездке нам доведется не только изучить старинные техники турецких боевых искусств, но и как следует потанцевать.

Тем более, что на турецкой земле идейный разрыв между танцем и боем не так уж и велик!

Источник

История развития

Об истории разработки ТОЗ-17 принято начинать говорить с того момента, когда была выпущена знаменитая ТОЗ-8 (1932 год), ставшая прародительницей для многих мелкокалиберных винтовок. На основе этой модели в 1957 году был создан однозарядный карабин ТОЗ-16, который и положил начало знаменитой линейке мелкашек.


Мелкашка ТОЗ-16 — однозарядный карабин

Всего через год после создания первой модели инженеры Тульского оружейного завода принялись за разработку пятизарядной модификации ТОЗ-17, которая превзошла прототип по всем параметрам. В дальнейшем производитель занимался выпуском узкоспециализированных моделей: дорогостоящей ТОЗ-18, а также практически идеальной ТОЗ-17-01.

Ятаган – универсальное оружие

Начиная с эпохи крестовых походов, шло постоянное развитие холодного оружия. Смешение восточной и европейской культуры накладывало отпечаток на технологию изготовления оружия, на его внешний вид и соответственно, на технику владения. Если в Европе на долгое время прижился длинный тяжелый меч , то на востоке основным боевым оружием являлась сабля. Основной причиной такого разделения являлось техническое оснащение воинов. Европейские армии делали ставку на усиление средств защиты воина. Пехота и особенно конница заковывалась в стальные доспехи. Чтобы поразить закованного в броню воина, требовалось тяжелое оружие, одновременно и рубящее и колющее.

На востоке в составе армий превалировала конница. Всадники были одеты в кольчугу и кожаные доспехи. Пехота была иррегулярной и не носила защитного вооружения. Основное боевое оружие должно было быть легким и эффективным. Сабля являлась в этом плане оптимальным вариантом, позволяя наносить сильные и мощные рубящие удары. Единственным недостатком такого оружия была недостаточная прочность клинка и отсутствие возможности наносить колющие удары. Несмотря на такие существенные различия, сабля и меч еще долгое время оставались противниками на поле боя. Только с расцветом могущества Османской империи началась трансформация холодного оружия с учетом опыта боевого применения и тактики ведения боя. Стали появляться универсальные виды холодного оружия, которые вобрали в себя все лучшие качества и меча, и сабли

Турки первыми обратили внимание на то, что можно в результате комбинирования различных свойств и качеств получить универсальное оружие. На вооружение турецкой армии поступил изогнутый меч ятаган, холодное оружие совершенно нового типа. Получилось нечто среднее между коротким мечом и кривой саблей

Оружие позволяло наносить рубящие, режущие и колющие удары. В отличие от сабли клинок имел двояко выгнутую форму, однако острие и рукоять ятагана находились на одной линии. Ятаган был сбалансирован таким образом, что центр тяжести был расположен ближе к рукоятке. Это качество существенно улучшало устойчивое положение оружия в руке, обеспечивало максимально удобный хват. Обоюдоострое лезвие обеспечивало возможность ведения поединка в любых условиях и позволяло наносить противнику глубокие колотые раны. Рубящий удар можно было нанести верхней частью клинка, режущий эффект достигался нижней частью лезвия

Получилось нечто среднее между коротким мечом и кривой саблей. Оружие позволяло наносить рубящие, режущие и колющие удары. В отличие от сабли клинок имел двояко выгнутую форму, однако острие и рукоять ятагана находились на одной линии. Ятаган был сбалансирован таким образом, что центр тяжести был расположен ближе к рукоятке. Это качество существенно улучшало устойчивое положение оружия в руке, обеспечивало максимально удобный хват. Обоюдоострое лезвие обеспечивало возможность ведения поединка в любых условиях и позволяло наносить противнику глубокие колотые раны. Рубящий удар можно было нанести верхней частью клинка, режущий эффект достигался нижней частью лезвия.

Чтобы обеспечить максимальное действие клинка во время схватки, у ятагана отсутствовала гарда. Этот приспособление, выполняющее защитную функцию, часто приводило к тому, что оружие цеплялось за одежду и доспехи противника. Турки избавились от этого приспособления, обеспечив воину более широкое поле для маневра. Основной прием владения оружием — плечевое и кистевое движение. Сильный рубящий удар, дополненный легким движением кисти, наносил противнику одновременно и рубящую и глубокую резаную рану. Ятаган в умелых руках воина становился смертельным оружием, не оставляя шансов менее опытному и слабозащищенному противнику.

Сегодня можно увидеть в музеях мира ятаганы, носимые ранее турецкой знатью. На рукоятке часто присутствовали драгоценные камни, а сам клинок украшался золотыми или серебряными резными орнаментами. Оружие в целях безопасности носилось в ножнах, сделанных из дерева. Обшитые кожей или металлом ножны считались элементом военного костюма, поэтому их внешнему виду придавали особое значение. Носили ятаган, заткнув за кушак спереди, поэтому оружие можно было легко достать как правой, так и левой рукой.

Применение на полях сражений

Ятаганы применялись во всех войнах огромной Османской империи с момента рождения в XVI веке вплоть до века ХХ. Янычарская пехота, основа турецкой армии, помимо огнестрельного оружия часто использовала ятаганы.

В Турции индивидуальной подготовке бойцов уделялось большое значение. В отличие от большей части европейской пехоты, набираемой из крестьянства и горожан, янычары – каста, и их обучение владению клинками начиналось с детства.

Противники осман часто брали верх благодаря строю и сплоченности боевых подразделений, но в бою один на один янычары не знали равных.

Янычары имели, как правило, два клинка. Кривую саблю в правой руке, они держали прямым хватом. Ятаган в левой, обратным, так что бы его клинок был за спиной. Атакуя, воины осыпали противника градом ударов, каждый из которых мог оказаться смертельным.

Обратный хват ятагана, на первый взгляд неудобный, позволял наносить рассекающие удары снизу вверх. Кто-то носил один лишь ятаган, во вторую руку беря небольшой выпуклый щит.

Помимо янычар клинок часто использовали наемные убийцы. Ассасинский ятаган ничем принципиально не отличался от обычного оружия. Однако эффективность оружия приводила охрану жертв в ужас.

Европейцы относились к ятагану как к неблагородному оружию, полагая легкость несерьезной для настоящего оружия. Турок, правда, это волновало мало и они продолжали использовать кинжалы во всех войнах и стычках.

Удобное, хотя и легкое оружие нашло широкую популярность в среде народов, напрямую связанных с турками.

Запорожские казаки, как находившиеся на службе Блистательной Порты, так и противники турок, часто применяли этот тип кинжала. Его с удовольствием брали в качестве трофея. Сделанные на заказ экземпляры для офицеров и знати имели украшения из драгоценных камней, кости, серебра или золота.

Пчаки — ножи Востока

Давние традиции народов Средней Азии выразились в особенностях холодного оружия, так как основной задачей для каждого из них была защита своих интересов. Наиболее мобильным вооружением был клинок, на узбекском языке-пчак. Но он необходим не только на войне, но и на кухне.

Боевые клинки не удобны для снятия шкуры, резки мелких кусков мяса, шинковки овощей и зелени. По этим причинам в те времена мастера начали делать клинки, приспособленные для кухонных операций. Со временем только такие и стали называть пчаками.

Пчак: чем отличается от обычных ножей

Национальный нож узбеков и уйгуров имеет характерное отличие от большинства других конструкций. Прежде всего, это форма клинка. Как правило, кончик лезвия приподнят над линией обуха. Чем больше этот размер, тем оригинальней внешний вид. Это, своего рода, восточный колорит.

Но на самом деле старые мастера в такую конструкцию вкладывали практический смысл. Чем выше кончик, тем длиннее режущая часть. Это очень удобно на кухне при шинковании овощей или нарезки мяса. Такая особенность незаменима при снятии шкуры с туши животного. К тому же форма клинка сразу говорит о том, что для боевых целей он не годится, им невозможно наносить колющие удары.

Это способствовало «одомашниванию» и превращению его в ритуальную принадлежность национальной культуры, придало ему сакральность. Это заставляло мастеров превращать их в произведения искусства. Они не использовали чертежи в своей работе, поэтому каждый экземпляр представлял собой неповторимую оригинальность. Богатая рукоятка из серебра инкрустированная самоцветами и клинок из дамасской стали-такой экземпляр без документов представлял своего хозяина в обществе.

Наряду с этим очень много пчаков делалось для простого использования на кухне. Это клинки из дешевой стали и рукоятки из дерева, а теперь из органического стекла. Тем не менее, трудно найти среди других кухонных ножей более удобный и универсальный. В последующем появились конструкции мини пчаков, приспособленных для конкретных операций.

Современные кузнечные мастерские производят разнообразные модели, начиная с бюджетных с ручками из оргстекла, и заканчивая коллекционными произведениями искусства. Это авторские работы высочайшего качества, на которые мастера дают гарантийный срок в десятки лет. Где купить такие модели? Проще всего заказать онлайн, каждая мастерская имеет свой интернет магазин с ценами от производителя.

Сабли стран Востока

Османская империя ассоциируется скорее с азиатской культурой. Во времена средневековья с европейским миром у нее были довольно напряженные отношения, часто приводившие к открытым вооруженным конфликтам. Как боевые трофеи, сабли, наряду с просими турецкими видами вооружения, попадали на территорию Европы. Ввозили их и торговцы во време редких перемирий между противоборствующими державами.

Из сабель, наиболее часто попадавших таким образом в Европу, в первую очередь стоит упомянуть килидж (клыч), пришедший из Турции и персидскую саблю шамшир. В отличие от традиционных европейских сабель они имеют намного больший изгиб клинка и типичную для восточных сабель форму эфеса.

Простой и функциональный эфес сабель Османской империи практически не изменился на всем протяжении лет, прошедших с момента появления такого вида оружия . Гарда этого эфеса не имела щитков и дужек, призванных в европейских аналогах защищать пальцы, а состояла из обычной крестовины, а ничем не украшенная рукоять была классического пистолетного типа.

Техника боя ятаганом

Техника работы ятаганов базировалась на смене прямого и обратного хвата, при этом обратный хват, скорее всего, применялся чаще. Т.к. гарды не было, воин парировал удары обухом/спинкой клинка, острие берегли. При прямом хвате основными были скоростные удары от кисти, шедшие снизу вверх, в подбородок, в правое и левое подреберье, в руки и бёдра. Затачивали клинок очень остро, чтобы даже лёгкие кистевые удары наносили серьёзные раны.

Ятаган был эффективен против воинов в простых доспехах XVII-XVIII вв. (кожаные, либо стёганые) в соответствующих странах. Разрубались такие доспехи мощными рубящими ударами от локтя и от плеча.

Атака обратным хватом производилась восходящими, нисходящими и боковыми ударами от локтя, завершавшимися доворотом кисти. Такие удары были очень короткими и неудобными для парирования. Кроме того наносились колющие удары обратным хватом в шею сбоку (по линии плеч, с загребающе-рвущим движением на себя) и сверху в грудь врага.

Защита от колющих ударов осуществлялась отбивами вбок, а от рубящих закрывались клинком ятагана, направленным вдоль локтя обратным хватом. В бою с одним противником использовать старались прямой хват, а строевом бою — обратный. К тому же ятаган частенько брали вторым оружием к сабле, в левую руку, закрываясь в момент удара с опасных направлений.При этом пара сабля+ятаган представляла гораздо больше тонкостей и возможностей, чем их современники из Европы — шпага+дага.

Турецкая сабля «килидж» — постоянная «напарница» ятагана (начало XVIII века). Также являлась основным клинковым оружием янычар.

Янычар вооруженный саблей и ятаганом. Саблю воин держит прямым, а ятаган обратным хватом.

Другой постоянный «напарник» ятагана — турецкий кинжал ханджар. На фото турецкие ханджар и ятаган XVIII века. Сталь, серебро, рог, дерево, чеканка, резьба.

Некоторые графические источники указывают на то, что в Турции существовала практика ношения сразу двух ятаганов, которые в схватке, очевидно, также использовались в паре. Турецкий воин. Гравюра XVIII века.

«Игровое фехтование». Середина XIX века. Художник Павле Йованович. На самом деле, на картине изображено обучение сербского мальчика владению ятаганом. Причём его сразу учат действовать двумя руками.

Эволюция

Появление сабли, скорее всего, обязано развитию брони. Вся эволюция оружия это бесконечные соревнования удара и защиты. Длинное прямое лезвие меча проиграло бой пластинчатым доспехам и на смену ему пришли узкие клинки палашей и кривые лезвия сабель.

Кроме того, этот клинок позволял использовать его при фехтовании, в то время как тяжёлые были к этому слабо приспособлены.

Изогнутое лезвие позволяло срубить наконечник копья при атаке, требовала меньше стали для производства, кроме того она была просто удобней. Они впервые появились на Востоке, турецкая сабля – клыч и иранский шамшир наиболее известны в настоящее время.

При извлечении достаточно потянуть за него и шашка сама ложится в ладонь, в то время как сабля вынимается с перехлёстом кисти руки. Второе отличие в балансировке, сабля предназначена не только для рубки, она создавалась как комбинированное оружие.

По этой причине баланс сабли смещён в сторону рукояти, даже у оружия с развитой и тяжелой елманью.

Третье это чисто визуальное отличие. Шашка всегда имеет открытую рукоять без крестовины и гарды. Клинок шашки не предназначен для укола и по этой причине часто имеет закругленное или затупленное острие.

География распространения оружия

Янычары, состоявшие в армии Османской империи, не были единственными воинами, использовавшими ятаган. Турки, прошедшие войной по территории всего Ближнего востока, оставили заметный след в его культуре. Одним из вкладов турок в жизнь покоренных народов стал ятаган. Различные варианты этого оружия применяли на Кавказе, в Египте, на Балканах. Удобный и легкий, идеальный для ближнего боя, ятаган быстро распространился по этим регионам и стал наиболее частым оружием, применявшимся воинскими формированиями.

Османская империя оказала очень заметное влияние на большинство стран Европы и Малой Азии, внеся свою лепту в развитие и формирование в этих странах всех элементов, связанных с армией. Под сильным турецким влиянием сильно изменялись тактика ведения боя, военные традиции, совершенствовалось оружейное дело, появлялись новые виды оружия и осадной техники. В Алжире и Тунисе под влиянием элитных воинских частей армии Османской империи были созданы собственные воинские формирования – башибузуки. Их прообразом послужили янычары, и так же, как и турецкая гвардия, эти подразделения служили ударными отрядами. В отличие от турецкой армии, служили в таких частях в основном наемники. Башибузуки отличались свирепостью и недюжинной отвагой и вселяли ужас в воинов европейских держав во время своих набегов. Вооружены башибузуки были изготовленными по турецкому образцу ятаганами.

Русские воины тоже не раз сталкивались на полях сражений с турками, поскольку длительное время Россия находилась в состоянии войны с Османской империей. Поэтому оценить ятаганы русские солдаты сумели в полной мере. Во время своего вооруженного похода в Египет с башибузуками, вооруженными ятаганом, довелось столкнуться и великому полководцу Наполеону. Наибольшей урон его армии наносили именно стремительные атака именно бешеных башибузуков – иррегулярных египетских формирований.

При одном только упоминании слова ятаган, как правило, возникают ассоциации с турецкими янычарами. Что же это за оружие такое? Некоторые считают, что это какое-то чудо-оружие, а кто-то — всего лишь атрибутом парадов, которые служили гармоничными дополнениями к экзотическим для европейцев восточных костюмам.

Причем такого, который мог бы быть в одинаковой степени неплохо приспособлен в качестве рубящего и колющего оружия. Так кульминацией развития в одном из таких направлений и появился ятаган. Это излюбленное оружие, которым орудовали турецкие янычары, считавшиеся некогда лучшими пехотинцами в древнем мусульманском мире.

Оборудование

Кабина МиГ-25

Прицельное оборудование самолета МиГ-25П включало БРЛС «Смерч-А» со счетнорешающим прибором «Смерч-АВ», радиолинию передачи команд наведения «Лазурь-М» и коллиматорный прицел К-ЮТ. МиГ-25 стал первым в СССР самолетом, на борту которого была установлена ЭВМ, разработанная Раменским приборостроительным КБ (РПКБ). Автоматическая система управления огнем, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения, без участия пилота выводила самолет на цель.

На самолетах МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС применяется радиолокационная станция РП-25 «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25 и теплопеленгатор 26Ш-1. Усовершенствованная БРЛС способна обнаруживать воздушные цели с ЭПР 10 м2 на дальности до 100 км, а также обнаруживать и сопровождать цели на фоне земли.

В состав навигационного комплекса «Полет-1И» входят радиотехническая система ближней навигации РСБН-бс или РСБН-Юс, курсовертикаль СКВ-2Н-2, система воздушных сигналов СВС-ПН-5 и система автоматического управления САУ-155П. Имеется также радиокомпас АРК-10, радиовысотомеры РВ-4 или РВ-УМ, маркерный приемник МРП-56П, ответчик СО-63Б.

Связь экипажа с наземными пунктами и другими самолетами осуществляется посредством УКВ-радиостанции Р-832М или Р-802В (РСИУ-5) и КВ-радиостанции Р-864 или Р-847РМ. На самолете имеются станция предупреждения об облучении СПО-15 «Береза» или СПО-10 «Сирена-ЗМ», ответчик системы госопознавания СРО-2М, самолетный ответчик-запросчик госопознавания СРЗО-15.

Вы здесь

Абордажная сабля

Так как большинство пиратов и матросов были простыми людьми, искусство фехтования было от них очень далеко. Абордажная сабля по принципу действия походила на простой тесак, который был привычен для бывших крестьян и горожан. Для того, чтобы научиться владеть абордажной саблей, достаточно было взять нескольких уроков, так как вся техника боя заключалась в нанесении мощных ударов с широкой амплитудой движения.

Абордажная сабля представляет собой короткий, но широкий и тяжёлый клинок. Так как в морском бою возникали разные ситуации, массивная абордажная сабля могла не только выть оружием, но и использоваться для прорубания дверей. Кроме того массивная гарда отлично защищала руку хозяина и могла использоваться в качестве кастета .

Абордажная сабля могла даже быть тупой, широкий удар в сочетании с весом и шириной лезвия всё равно наносил смертельные раны. Естественно, что хорошие фехтовальщики не использовали абордажные сабли, так как для фехтования они практически не годились.

Тактика боя янычар

Ударной силой турецкого войска была лёгкая и тяжёлая кавалерия (сипахи), которая позволила османам завоевать страны Ближнего Востока, Северной Африки и Закавказья. Однако, приоритетом с определённого периода стали являться европейские страны, в которых изобиловали крепости, поэтому султан Орхад (1324-1359) приступил к формированию качественной пехоты, способной на штурмовые действия, чтобы дополнить кавалерию. Первоначально янычары (тур. yeniçeri — новое войско) были лучниками, но с начала XVI в. лук постепенно заменяется тюфенгом — турецким аналогом европейского фитильного мушкета. Мушкет был способен пробивать кольчужные и даже латные доспехи, поэтому быстро был освоен янычарами, которые с успехом стали пользоваться огнестрельным оружием при осаде/обороне крепостей и в полевом бою. Правда, перезарядка мушкета была делом долгим и хлопотным, поэтому воинам нужно было холодное оружие для самозащиты. Европейские мушкетёры пользовались шпагами, а турки взяли себе на вооружение сабли и ятаганы, при том чаще всего одновременно. И если европейские мушкетёры вели стрелковый бой, а от угрозы ближнего боя уходили под защиту своих пикинёров, то янычары шли в рубку довольно охотно. При этом доспех постоянно упрощался, щиты уменьшались, а затем и вовсе исчезли, поэтому ятаган в левой руке выполнял защитную функцию.

Тут следует добавить, что в турецком войске было мало воинов, вооружённых пиками и протазанами (от силы 1000 на 10.000 янычар), поэтому чтобы защититься от кавалерии противника, позиции подбирались среди естественных преград, либо на оборудованных инженерных позициях (вагенбург, обозные телеги, частокол, валы, позже, окопы), что делает предположения о том, что Иван Грозный скопировал своих стрельцов с турецких янычар, довольно обоснованным. Янычары предпочитали тактику контратаки, разбивая ружейным огнём строй атакующей колонны пикинёров и мушкетёров, после чего выходили из-за укрытия и, орудуя саблей с ятаганом, избивали рассеянного врага.

Карта Османской империя  в XV — XVII веках.

Конструкция рюкзака (или зачем нужны все эти пряжки)

Дагестанская сабля

Также изготавливалась по типу лёгких кавказских сабель, которые имели клинок иранского типа. Дагестанские сабли, изготовленные в Кубачах, имеют свои отличительные особенности. Это исключительная пропорциональность отдельных составляющих сабли, а также изящество и изысканность форм и украшающего саблю орнамента.

Специфика дагестанских сабель достигается за счёт многообразных технических приёмов украшения оружия, которыми владеют кубачинские мастера, таких, как нанесение позолоты, чернение, канфарение, гравировка, резьба и сечение по поверхности металла. Благодаря одновременному воплощению всех этих приёмов оружие и приобретает свой характерный исключительно нарядный и богатый вид.

Для украшения сабли в основном использовались четыре орнамента. Одним из основных является «тутта». В основе этого узора лежит длинный изящный стебель, от которого симметрично отходят короткие прямые или изгибающиеся веточки с лепестками и цветами. Все элементы в орнаменте выдержаны в определённом стиле и наносятся в самых разнообразных сочетаниях, что придаёт неповторимость узору.

Количество элементов не должно превышать двух десятков. Ещё один кубачинский орнамент – «мархарай» представляет собой извивающийся длинный стебель с отходящими по сторонам ветками, полными цветов. «Тутта» и «мархарай» обычно покрывали всю украшаемую поверхность. Реже используются ещё два орнамента: «москов-накыш» (московский рисунок) и «сита» (производное от русского слова «сито»).

Первый орнамент представляет собой кустик или ветку, на которой располагаются национальные цветы и лепестки, с добавлением декоративных элементов, характерных для русского орнамента. Орнамент «сита» – это мелкая сетка, состоящая из взаимно перекрещивающихся параллельных линий, между которыми наносятся элементы (точки, галочки и мелкие цветы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector