Ту-16 гражданские модификации и самолёты постановки помех

Ту-16 встает на крыло

За создание новой машины отвечал заместитель Андрея Туполева опытный авиаконструктор Дмитрий Марков. 27 апреля 1952 года на подмосковном аэродроме в Жуковском опытный самолет «88-1» впервые оторвался от взлетной полосы и выполнил первый полет продолжительностью 12 минут. Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Бессонов потом вспоминал: «В этот день на аэродром приехало много высоких гостей во главе с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым. Было очевидно, что событие предстояло значительное. Машин, подобных Ту-16, в мире не было тогда. В тот день погода долго не позволяла экипажу летчика-испытателя Николая Рыбко сделать первый вылет. Высокие гости ходили около машины и время от времени спрашивали у Туполева: «Когда полетим?» Поначалу Андрей Николаевич отмалчивался, а потом ответил: «Ну что вы ко мне подходите? Вон к кому подходите!» – и указал на Рыбко. Туполев считал, что летчик и только летчик мог в такой ситуации сказать, приемлема ли та или иная погода для столь ответственной работы».

Заводские испытания прототипа Ту-16 продолжались в течение полугода, всего было выполнено 46 полетов. В ходе испытаний была достигнута скорость 1020 км/ч и дальность 6050 километров, что было выше заданных параметров.

Еще на этапе разработок прочнисты и конструкторы перестраховались, взлетная масса «88-1» была увеличена более чем на 10 тонн, что потребовало от ОКБ А.Н. Туполева заранее провести необходимую работу по облегчению самолета. Это было сделано на втором экземпляре самолета − дублере под индексом «88-2». Но сам факт того, что еще до окончания государственных испытаний самолет был одобрен для серийного производства, говорит о высоком качестве машины.

Для организации производства пришлось значительно перестроить казанский авиационный завод №22. Применялись новые методы и технологии. Например, был внедрен математический метод построения кривых и поверхностей, который сэкономил много сил и времени. Все наработки, реализованные в Казани, позже были перенесены в два других центра производства нового самолета − завод №1 в Куйбышеве и завод №64 в Воронеже. В процесс создания будущего главного «стратега» страны были включены сотни предприятий и заводов Союза, поставлявших различные системы, оборудование и комплектующие.

Первый серийный бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо  29 октября 1953 года. Широкая публика увидела самолет на параде 1 мая 1954 года. Весной 1954 года Ту-16 стал поступать в строевые части. Через год на параде в Тушино в небе пролетели уже 54 самолета. Всего за последующие 10 лет, пока производство не прекратили, было выпущено 1509 бомбардировщиков Ту-16.

Самолет получился очень запоминающимся, со стремительным силуэтом, длинным стреловидным крылом и и стреловидным хвостовым оперением. Гондолы двигателей были утоплены в фюзеляж. В машине были применены современные материалы и множество новаторских решений. Например, благодаря шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками Ту-16 мог садиться на грунтовые и снежные посадочные полосы.
 

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия

ВВС России — 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России, так же парк до 2020 года пополнится новыми типами стратегических бомбардировщиков.

Состоял на вооружении СССР

ВВС СССР — Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году

Украина

ВВС Украины — 19 Ту-160 на вооружении 184-й гвардейского тбап на авиабазе Прилуки, по состоянию на 1993 год. Утилизировано 10 Ту-160, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России.

16 ноября 1998 года Украина приступила к утилизации Ту-160 по программе Нанна-Лугара (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.

8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн.

5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».

21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».

30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.

2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть утилизированы по договоренности с США и РФ.

Ту-16 — видео

https://youtube.com/watch?v=oz9gk172avg

Рассматривались различные варианты компоновки самолета. Среди них был проект, предложенный А.А. Туполевым — сыном главного конструктора, с двумя двигателями, прижатыми к фюзеляжу. После предварительных оценок А.Н. Туполев выходит в правительство с предложением по самолету «88», гарантируя получение лучших характеристик, чем у Ил-46. А.Н. Туполев каждое утро приходил в бригаду С.М.Егера, где шла окончательная компоновка самолета, знакомился с состоянием дел, вносил изменения и направлялся в макетный цех.

Главным конструктором по этому Ту-16 был назначен Д.С. Марков. Размещение двигателей в корне крыла позволяло снизить сопротивление интерференции в зоне стыка крыла с фюзеляжем. Чтобы газовые струи не попадали на фюзеляж, двигатели развернули — установили их под углом к плоскости симметрии самолета. В фюзеляже самолета были расположены две гермокабины с катапультными креслами. Вместительный грузоотсек располагался за задним лонжероном центроплана и был окружен мощными продольными бимсами. Оборонительное вооружение состояло из семи пушек АМ-23, одна неподвижная на правом борту носовой части фюзеляжа, по две наверху, внизу и в кормовой установке.

К концу 1951 г. первая опытная машина была собрана. Первый полет самолет «88/1» совершил 27 апреля 1952 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Н.С. Рыбко. Первая опытная машина была значительно перетяжелена, что сказалось на летных данных. Чтобы не сорвать намеченные сроки выпуска первых серийных машин, А.Н. Туполев принимаем смелое решение о запуске в серию облегченного варианта самолета Ту-16. Первые серийные самолеты Ту-16 стали поступать в части ВВС в начале 1954 г. Серийное производство самолетов производилось в Казани, Куйбышеве и Воронеже. Все три серийных завода до конца 1963 г. выпустили 1509 экземпляров, включая два опытных. За это время серийными заводами было выпущено 11 основных модификаций. Производство этих бомбардировщиков было налажено в Китае (Н-6). На конец 1981 г. общие потери Ту-16 в ВВС и ВМФ составили 106 машин. Несколько бомбардировщиков были поставлены в Египет, Ирак. Также участвовали в Афганской войне. После 1991 г. все эти самолеты были сняты с вооружения.

Модификации Ту-16

Ту-16А — самолет-носитель атомного оружия;

Ту-16Р — самолет-разведчик;

Ту-16 «3» — самолет-заправщик с системой крыльевой дозаправки; Ту-16КС — самолет-ракетоносец для двух самолетов-снарядов КС-1; Ту-16К-10 — самолет-ракетоносец, носитель самолета-снаряда К-ЮС; Ту-16К-16 — самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет КСР-2; Ту-16К-26 — самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет КСР-5; Ту-16 «Елка» — самолет-постановщик помех;

Ту-16 «Циклон» — самолет для гидрометеорологических исследований;

Ту-16С «Фрегат» — самолет-спасатель со спасательной лодкой.

Характеристики и область применения


Технические характеристики провода ПУНП

Перед использованием изделия важно ознакомиться с его техническими характеристиками:

  • Максимально выдерживаемое напряжение – 250 Вольт.
  • Частота тока – 50 Гц.
  • Диапазон допустимых температур – от -15 до +50 градусов.
  • Максимальная температура поверхностного нагрева покрытия – до 70 градусов.
  • Гарантированный срок службы – до 30-ти лет.

Из приведенного списка следует, что этот вид продукции к универсальным изделиям отнести нельзя даже при большом желании. Провод ПУНП допускается применять в ограниченном диапазоне температур и напряжений, что подходит только для однофазных сетей бытового назначения. В 90-х годах прошлого века сфера его использования ограничивалась монтажом розеток и приборов освещения, не более. Прокладывать его разрешалось только в кабельных каналах или в трубах типа «гофра». Это объясняется тем, что у ПУНП полностью отсутствует какая-либо защита, а его гибкость и мягкость лишь повышают вероятность механических повреждений. Именно поэтому области, в которых удается применить это изделие, очень ограничены.

Конструктивные особенности и правила выбора


Конструкция провода ПУНП

По своему внутреннему устройству этот кабель относится к изделиям, которые традиционно называют плоскими, поскольку проводники внутри оболочки уложены в одну линейку. Сами жилы у ПУНП медные и состоят из нескольких тонких проволочек.

Нарушения стандарта, нередко наблюдавшиеся в прошлом веке, проявлялись в том, что у некоторых производителей внутри жилы была всего одна проволочка. Следствием этого является ее высокое сопротивление, приводящее к выделению большого количества тепла. Перед покупкой кабеля нужно внимательно обследовать его срез и убедиться, что внутренняя часть составлена из нескольких проволочек.

Каждая из двух или 3-х рабочих жил защищается отдельной оболочкой из ПВХ, при этом общее наружное покрытие выполняется из того же материала. Они не отличаются высокими прочностными показателями и иногда бывают поврежденными уже на стадии продаж

При приобретении ПУНП на это также обращается внимание

Чтобы не допустить непоправимых ошибок при покупке ПУНП, обязательно проверяется дата его выпуска, которая нередко бывает просроченной. От такого образца лучшее всего сразу отказаться, так как заявленный производителем срок годности в 30 лет чаще всего не соответствует действительности. Существует и его аналог, обозначаемый как АПУНП, выполненный из алюминия. На практике он встречается лишь в очень старых домах с ветхой электропроводкой.

К особенностям устройства ПУНП также относят ограниченный выбор по количеству и сечению проводников. Число отдельных жил составляет не более 3-х, а их сечения соответствуют диапазону значений от 1,5 до 6 мм квадратных.

История Ту-16

Первым дальним бомбардировщиком СССР в послевоенное время стал поршневой Ту-4. Однако спустя короткое время после его выпуска стало понятно, что будущее дальних истребителей за турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Результаты корейской войны показали, что хорошо оснащенную ПВО противника тяжело прорвать хорошо вооруженными, но тихоходными В-29.

К тому же советский военно-морской флот требовал появления самолета, способного сдерживать атаки превосходящих по вооружению судов западных флотов.

В 1948 г. были определены следующие требования к проектному Ту-16:

рабочая дальность полета − 3000 км;

  • полет на околозвуковой скорости;
  • бомбовая нагрузка − 3-7 тонн;

Единственной проблемой на то время стало отсутствие двигателя, способного обеспечить вышеперечисленные характеристики.

В ОКБ им. Туполева проводятся работы по созданию прототипов Ту-16. Среди них фронтовой двухдвигательный бомбардировщик со стреловидным крылом − модель «82». Он не попал в серийное изготовление из-за выхода более досконального аппарата Ил-28 КБ Ильюшина. Однако наработки, идеи и технические решения, которые были применены в процессе его проектирования, послужили базой для создания Ту-22. Предшественником Ту-16 стал самолет «86», построенный к лету 1949 г. Он мог нести 2 тонны бомб на расстояние до 4000 км, максимальная скорость составляла 980 км/ч, а практический потолок – 13 400 м.

После разработки и серийного производства в СССР новой ядерной бомбы РДС-3 потребовалось создать самолет, который мог перенести это оружие весом 5 тонн на дальние расстояния. Проект «86» не мог справиться с таким заданием. Расчеты, проведенные в ОКБ Туполева, показали, что нужно увеличивать массо-габаритные показатели самолета и тягу двигателей в 1,5-2 раза. В инициативном порядке туполевское бюро приступило к проектированию модели «88», которая в серийном производстве обрела название Ту-16. 5.07.1951 был окончательно утвержден эскизный проект.

Во время проведения испытаний были выявлены некоторые недостатки, и самолет направили на доработки. Они были направлены на облегчение конструкции и обеспечение защиты от поражения ядерным взрывом.

На вооружение Советской Армии самолет поступил в 1953 г. Серийное производство Ту-16 стартовало в октябре 1953 г. и проводилось с 1953 по 1963 г. на трех авиационных заводах. Казанский авиазавод выпустил 800 машин, Куйбышевский №1 – 543, Воронежский – 166.

В ходе эксплуатации в самолет внедрялись новые системы оборудования и вооружения. Ту-16 снят с вооружения России в начале 90-х годов. Бомбардировщики, собранные в Китае (Xian H-6K) до сих пор эксплуатируются.

Описание конструкции

Самолёт представляет собой моноплан. В конструкции Ту-16 используются алюминиевые сплавы, магниевые сплавы, стеклотекстолит. Обшивка в районе верхней турели сделана из нержавеющей стали.

Компоновка самолета Ту-16

1. Передняя пушка МР-23 калибра 23 мм, боезапас — 100 снарядов
2. Штурман
3. 2 летчика
4. Стрелок-оператор радиолокатора
5. Бак для горючего
6. Установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас — 250 снарядов на пушку
7. Стрелок
8. Антенна радиолокационного прицела «Аргон»
9. Передняя герметическая кабина
10. Антенна радиолокатора
11. Переднее шасси
12. Аэрофотоаппарат АФА-33/75 для перспективной съемки
13. Аэрофотоаппарат АФА-33/100
14. Баки для горючего
15. Бомбовый отсек
16. Подвесной бак для горючего(может быть подвешен при загрузке бомб 2000-5000 кг)
17. Баки для горючего
18. Стрелок-радист
19. Задняя герметическая кабина
20. Кормовая установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас — 300 снарядов на пушку

Крыло и оперение

Крыло являлось одним из успехов конструкторской мысли. Уникальность его была в там, что оно мало деформировалось в полёте. Само крыло было в виде стрелы и располагалось в середине самолёта. Также в районе двигателей были установлены силовые рамы, для предотвращения повреждения фюзеляжа. Крыло снабжено однощелевыми закрылками.

Шасси

Шасси состояло из передней ноги, которое было снабжено механизмом поворота колёс, а также двух главных ног и хвостовой-предохранительной. При взлёте основные стойки шасси убирались в специальные гондолы за вторым лонжероном крыла. Ещё хочется отметить, что в качестве противоколебательного элемента, было применено спаривание колёс на одну ось.

Силовая установка

Серийные машины оборудовались 2-мя ТРД РД-3М или РД-3М-500. Общая тяга составляла 2× 9650 кгс, если использовался чрезвычайный режим, то 2х 10650.

Вооружение и оборудование

Бомбардировщик Ту-16А мог нести до 9 тонн в отсеке оружия. В модификации Ту-16-К-10-26 присутствовали 2 ракеты КСР-5 и одна ракета К-10С. Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12000 кг. Все машины оснащались пушечным вооружением, а также ракетным. Чаще всего была одна ракета «воздух-поверхность» и две ракеты на внешне подвеске. Сами боеголовки могли быть обычного или ядерного типа.

Модификации

Основными модификациями можно выделить следующие разработки:

  • Ту-16 — первая серийная модификция
  • Ту-16А — бомбардировщик с ядерным вооружением
  • Ту-16Б — модификация с более улучшенным двигателем ТРД М-16-15
  • Ту-16К — самолёт с ракетно-бомбовым вооружением
  • Ту-16КС — ракетоносец с КС-1
  • Ту-16КСР — ракетоносец с КСР и КСР-2
  • Ту-16К-10 — носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года.
  • Ту-16КРМ — самолёт-носителей беспилотных мишеней
  • Ту-16Т — торпедоносец
  • Ту-16Р — разведчик
  • Ту-16РМ — разведчик-целеуказатель для ВМС
  • Ту-16П — самолёт РЭП
  • Ту-16Е — самолёт РЭП
  • Ту-16-3 — самолёт-заправщик, использовал крыльевой метод заправки
  • Ту-16Н — самолёт-заправщик, использовал метод шланг-конус
  • Ту-16С — морской поисково-спасательный самолёт
  • Ту-16Г — почтовый самолёт
  • Ту-16 Циклон — разведчик, предназначавшийся для наблюдения за погодой

Также, конструктора создавали новые модификация, опираясь на основные разработки, улучшая те или иные показатели самолёта.

Продолжение табл. 5

Номинальный размер проволоки по стороне «в» Максима л ь-ныи размер провода по стороне «В» Номинальный размер проволоки по стороне «а»
2,80 3,00 3,15 3,35 3,55 3,75 4,00 4,25 4,50
Максимальный размер провода по стороне «А»
3,35 3,77 3,20
3,55 3,97 3,20
3,75 4,17 3,20
4,00 4,42 3,20
4,25 4,67 3,20
4,50 4,92 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97
4,75 5,17 3,20 3,55 3,97
5,00 5,42 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4.42
5,30 5,72 3,20 3,55 3,97 4,42
5,60 6,02 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
6,00 6,42 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
6,30 6,72 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
6,70 7,14 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
7,10 7,54 3,20 3,40 3,55 3.77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
7,50 7,94 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
8,00 8,44 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
8,50 8,94 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
9,00 9,44 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
9,50 9,94 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
10,00 10,44 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
10,60 11,04 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
11,20 11,64 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
11,80 12,24 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
12,50 12,94 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
13,20 13,67 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
14,00 14,47 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
Примечание — Удвоенная толщина изоляции минимальная -0,25 мм; номинальная — 0,30 мм.

Конструкция Ту-16

По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.

Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.

В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.

В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.

На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.

На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.

Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.

В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.

Ту-16 характеристики:

Модификация   Ту-16
Размах крыльев, м   33.0
Длина, м   34.8
Высота, м   10.4
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37200
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   1050
  крейсерская   850
Перегоночная дальность, км   7200
Дальность полета, км   5925
Боевой радиус действия, км   3150
Практический потолок, м   12300
Экипаж, чел   6
Вооружение:  семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
 Боевая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия
 Бомбы до ФАБ-9000

Вооружение и оснащение

Пушечное вооружение самолёта было представлено семью двадцатитрёхмиллиметровыми пушками АМ-23. Они размещались в трёх дистанционных башенных установках и одной носовой. КОУ мог взять управление всеми на себя. Инженерные особенности конструкции оставляли военным большую свободу в практическом использовании свободнопадающих бомб. Отсек для боеприпасов рассчитан на 3000 кг, но если нужно создать запланированный перегруз, то Ту-16 в состоянии поднять 9000 кг в отсеке и ещё нести прицепные бомбы на крыльях. Это означало, что самолёт мог сбросить противокорабельную фугасную бомбу ФАБ-9000М-54, которая была способна серьёзно повредить и даже затопить авианосец противника.

Ту-16, подготовка

Различные модификации бомбардировщика позволяли использовать буквально все виды авиационных боеприпасов того времени. Это бомбы, торпеды, мины и крылатые ракеты. В варианте ракетоносца Ту-16 нёс сразу три крылатые ракеты общим весом более 12 тонн. На него же можно было подвешивать и бомбы.

Ту-16 был оснащался передовыми по тем временам приборами и электронными системами. Существовала возможность боевого применения машины в любое время суток, при любых погодных условиях и поражения видимых и невидимых целей.

Ту-16, памятник в Рязани

Категория «В» — ограниченно годен к военной службе

«В ограниченно годен к военной службе» — один из запросов, касающихся записей в военном билете российского призывника. Разберемся, кому присваивается такая категория и какие последствия имеет ее присвоение. 

Как классифицируется пригодности к армии?

Что значит «ограниченно годен к военной службе»?

Как классифицируется пригодности к армии?

В России каждый военнообязанный должен пройти освидетельствование врачей. В зависимости от того, какие результаты оно покажет, призывная комиссия присваивает одну из категорий, определяющих, насколько данный призывник соответствует требованиям по здоровью для военной службы:

А — абсолютно здоров и годен к любой службе, вплоть до частей специального назначения.

Б — имеет заболевания, но в целом годен к службе. Внутри делится на 4 подкатегории — от «Б1» (может служить в частях вплоть до морской пехоты или ВДВ) до «Б4» (годен к службе в качестве технического специалиста или в частях с минимальными требованиями по здоровью).

В — ограниченно годен к военной службе. Как правило, ограничения связаны с хроническими заболеваниями, мешающими полноценной службе. Внутреннего категория деления не имеет.

Г — не призывается, однако отсрочка дается лишь до выздоровления. Категория присваивается временно, с последующей перекомиссией.

Д — абсолютно негоден.

Что значит «ограниченно годен к военной службе»?

Категория В (ограниченно годен к военной службе) — это автоматическое отправление в запас без фактической службы. ВУС при этом присваивается по гражданской профессии, а при ее отсутствии — по имеющимся навыкам.

Во время войны категория В подлежит призыву в части 2 очереди. Исходя из содержания общедоступных нормативных актов министерства обороны, можно сделать вывод, что эти части будут предназначены для восполнения потерь.

Следовательно, категория В (ограниченно годен к военной службе) шанс послужить получит лишь при тотальной мобилизации.

Последствия присвоения категории

Во мирное время военнообязанные категории В не могут служить в контрактных частях армии и поступать в военные учебные заведения. Кроме того, зачастую они не могут служить в МВД и других силовых ведомствах.

На вооружении

Состоит на вооружении

  • КНР:

    • ВВС КНР — 120 H-6 (китайская лицензионная копия Ту-16), по состоянию на 2012 год
    • ВМФ Китая — 14 H-6 и 26 H-6DU, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

  • СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году. Бомбардировщики Ту-16 остались в следующих странах образовавшихся после распада СССР:

    • Россия — порядка половины Ту-16 после распада СССР осталась в России, но уже к 1995 году бомбардировщики этого типа были сняты с вооружения.
    • Украина — после подписания Беловежских соглашений Украина получила 121 самолёт. К концу 1993 года летало 19, на консервации находилось 49. Сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Белоруссия — получила 18 машин. Сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Грузия — сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Азербайджан — сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Армения — сняты с вооружения в середине 1990-х
  • Египет
  • Индонезия
  • Ирак

Боевое применение

Стратегический бомбардировщик Ту-16 на протяжении десятилетий оставался одним из основных самолётов Вооружённых Сил Российской Федерации. В период «холодной войны», Ту-16 являлся одним из основных сил ядерного сдерживания. В эти годы боеготовность полков Ту-16 была доведена до высокого уровня. Именно благодаря Ту-16-ым сложился примерный паритет между ядерными потенциалами СССР и США. К счастью применять ядерное вооружение пришлось только на полигонах. Ту-16-ые были главными участниками советских ядерных испытаний. Проверка спецвооружения происходила на полигонах под Семипалатинском и на Новой земле. За 1957 год было испытано не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. Уже в следующем году было проведено 8 бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15, 18, 20 и 22 марта. Наибольшее количество сбросов произвели в 1962 году. Также, хочется отметить, что на полигоне №2 под Семипалатинском была испытана первая советская термоядерная бомба. Хотя бомба и была подорвана в не полном снаряжении, её тротиловый эквивалент составлял 1,6 мгт. Последние испытание атомной бомбы в СССР состоялся в конце 1962 года, с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний.

Афганская война

Несмотря на свой долгий срок службы – почти 40 лет, единственной войной, в которой участвовали Ту-16 была Афганская война. В этой войне в основном принимали участие такие самолёты как: Ту-16А, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16Р – разведчик, Ту-16П – постановщик помех. В ходе боевых действий в Афганистане Ту-16 наносили бомбовые удары по районам прилегающим к городам Герат и Кандагар. Типовое вооружение самолётов состояло из 12 бомб ФАБ-500 калибром 500 мм. Также Ту-16 использовались во время масштабной Панджшерской операции 1984 года. В этой операции было задействовано 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, с вооружением ФАБ-250, и 2 эскадрильи 200-го Гв.ТБАП Бобруйска и 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви. В 1986 году Ту-16 вновь были привлечены к боевым действиям в Афганистане. Их целью стали базы, на которые опирались разросшиеся формирования крупных полевых командиров. Так как склады и оружейные мастерские располагались в труднодоступных ущельях авиация 40-ой Армии не давали ощутимых результатов. А Ту-16, благодаря своей боевой мощи, без проблем могли накрыть всю территорию Афганистана. В налётах принимали участие Ту-16 и МиГ-21 в качестве прикрытия. В последние месяцы войны, Ту-16-ые, активно использовались в качестве прикрытия выводимых наземных частей. В группу прикрытия входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП Белой Церкви.

Зарубежные конфликты

Помимо Афганской войны Ту-16 применялись и в зарубежных конфликтах между странами. Перед «шестидневной войной», между Египтом и Израилем, в июне 1967 года ВВС Египта получили 20 бомбардировщиков Ту-16К. Но Египет так и не смог реализовать боевой потенциал бомбардировщиков. Командование Израиля, понимая на что способны Ту-16, при помощи истребительно-бомбардировочной авиации нанесла массированный удар по аэродромам Египта, в результате чего не один Ту так и не поднялся в воздух. В 1973 году египетские ВВС получили на вооружение новые машины Ту-16У-11-16 вместо уничтоженных в 1967 году. В боевых действий приняли участие 16 бомбардировщиков базировавшихся на аэродромах к югу от Синая, вне досягаемости израильской авиации. После разрыва военного договора между Египтом и СССР в 1976 году египетские Ту-16 оказались без запасных частей, для бомбардировщиков. Тогда Египет обратился за помощью к Китаю. В обмен на истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН Китай поставлял необходимое оборудование. В ходе ирано-иракской войны Ту-16К-11-16 иракских ВВС наносили неоднократные ракетно-бомбовые удары по объектам в глубине иранской территории (в частности, ими был совершен налет на аэропорт в Тегеране). В ходе боевых действий в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-16, почти вылетавшие ресурс, оставались на земле, где частично были уничтожены авиацией союзников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector