Что такое танковый биатлон: правила и участники
Содержание:
- Танки в лабиринте
- Состав и структура танковой роты
- Танки 1965–1985 гг.
- Полуфиналы в «Танковом биатлоне-2020» состоятся 1 и 2 сентября
- «Танковый биатлон»: как появилась визитная карточка АрМИ
- Танковый биатлон-2020: Результаты жеребьевки
- Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
- Победа на день рождения
- См. также
- Вооружение
- Навигация
- Задача национальной сборной
- Прикладной характер против зрелищности
- Старт
- Современные танки
- Танковый биатлон-2020: заезд 3 в первом дивизионе
- Заключение
Танки в лабиринте
Состав и структура танковой роты
Танковая рота (мотострелковая бригада) – это подразделение мотострелкового либо танкового батальонов. В России состав мотострелковой роты:
- управление;
- боевые подразделения;
- боевое, тыловое и техническое обеспечение.
Указанный состав позволяет оптимально выполнять поставленные задачи в составе батальона, а также совершает эффективные действия самостоятельно. Чаще всего это охрана объекта или территории, а также разведка.
Управление обеспечивает постоянную боеготовность, подготовку и командование подразделениями. Эти войска были отдельным видом только в СССР. В России это подразделения Сухопутных войск.
Танки 1965–1985 гг.
К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.
Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.
Т-64. 1969 г.
Т-72. 1973 г.
С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.
«Чифтен». Великобритания. 1965 г
Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).
«Леопард-1». Германия. 1965 г.
М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.
Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.
Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.
Т-80. СССР. 1976 г.
Полуфиналы в «Танковом биатлоне-2020» состоятся 1 и 2 сентября
Полуфинальные эстафеты определят участников финалов
31.08.2020 года
Вчера, 30 августа, завершился первый этап конкурса «Танковый биатлон-2020», определивший лучших танкистов в индивидуальном первенстве. В первом дивизионе победил первый экипаж сборной России, в составе командира танка старшины Дмитрия Бочкарева, наводчика-оператора старшего сержанта Олега Орлова, механика-водителя сержанта Сандана Санжиева. А сегодня была определена очередность выступления экипажей первого и второго дивизиона в полуфиналах «Танкового биатлона». Полуфинальные эстафеты состоятся 1 и 2 сентября, после чего станут известны сборные, которые примут участие в финале.
Читать далее: «Полуфиналы в «Танковом биатлоне-2020″ состоятся 1 и 2 сентября».
✯✯✯✯✯✯✯✯✯
«Танковый биатлон»: как появилась визитная карточка АрМИ
Пять лет назад, в 2013 году, в России был впервые проведен конкурс «Танковый биатлон». Новый вид спорта зародился по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу.
Тогда на старт вышли всего четыре команды из России, Армении, Казахстана и Белоруссии. Впоследствии смотр лучших танковых экипажей превратился в настоящий аналог Олимпийских игр для военных – Армейские Международные Игры.
Но именно летом 2013-го были заложены главные принципы и правила конкурса танкистов. Турнир состоит изчетырех этапов: индивидуальной гонки, спринта, эстафеты и спортивного старта. Практически все, как в классическом лыжном биатлоне — дистанция поделена на несколько огневых рубежей, а за промахи на каждом полагается дополнительный круг.
В то же время, кроме точной стрельбы и скорости на дистанции, танкистов поджидали еще множество спецучастков. Преодоление колейного моста и водной преграды, змейка, холм, эскарп, и «минное поле» — любая неточность механика-водителя здесь также выливается в штрафные секунды.
Зрительский интерес к «Танковому биатлону» с самого начала превзошел все ожидания. И с каждым годом он только возрастал, так же стремительно, как и число стран-участниц турнира.
Если в 2013-м было четыре команды, то уже через год – в три раза больше – 12. В 2016-м – 17, а в прошлом 19. Нынешним летом свое участие подтвердили уже 33 страны.
Расширилась и география участников, теперь она охватывает три континента и четыре части света: Европу, Азию, Африку и Южную Америку.
Со временем в «Танковом биатлоне » менялись правила. Главные изменения были связаны именно с резким увеличением числа команд. Уже в 2014 году пришлось проводить отборочные соревнования, по итогам которых в финал попадали четыре лучшие сборные.
Ежегодно улучшаются средства объективного контроля. Картинка с различных спецучастков и огневых позиций в режиме реального времени поступает и к судьям, и выводится на огромные экраны перед зрительскими трибунами.
Танковый биатлон – по праву самый зрелищный конкурс Армейских Международных Игр. Он одновременно и максимально динамичен, и понятен. И зрители и судьи видят: попал экипаж, или промахнулся, правильно преодолел препятствие или заглох на трассе. И конечно – это первоклассное зрелище. Эмоции и у танкистов и у экипажей всегда бьют через край.
Россия, как неизменная хозяйка конкурса год от года безоговорочно завоевывает первые места пьедестала. При этом конкуренция безусловно растет, и не только из-за увеличения числа стран-участниц. С каждым годом повышается уровень подготовки танкистов. Каждая команда учится и на своих, и на чужих ошибках.
Например, китайская сборная на предыдущих Играх показала отличные результаты в общем зачете. А когда китайские танкисты выступали впервые – умудрились даже погнуть орудие на одной из своих машин, преодолевая танковый ров.
Подавляющее большинство стран выступают на российских танках Т-72Б3, которые предоставляет наша армия. Свою технику используют только китайские и индийские экипажи. Большой интерес вызывают соревнования различных школ танкостроения, и в том числе поэтому, каждый год неизменно получают приглашения на соревнования и страны НАТО. К сожалению, пока они представлены на танковом биатлоне лишь своими военными атташе.
По традиции финал «Танкового биатлона» завершает программу всех Армейских игр. После награждения финалистов проходит торжественная церемония закрытия соревнований.
Ну а сама программа состязаний лучших танковых экипажей с каждым разом усложняется. В этом году, как и во все предыдущие, она обещает зрителям только самые яркие и захватывающие эмоции.
Танковый биатлон-2020: Результаты жеребьевки
17 августа состоялась жеребьевка конкурса «Танковый биатлон»
17.08.2020 года
Жеребьевка команд-участниц конкурса «Танковый биатлон» Армейских международных игр-2020 состоялась 17 августа в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» в Подмосковье. По ее итогам определились соперники в заездах, день выступления и цвета танков. Жеребьевка, в которой участвовали представители 16 стран, проводилась для каждого дивизиона отдельно. Всего дивизионов — 2, их состав определен местом команды в итоговом рейтинге результатов конкурса «Танковый биатлон», проведенного в 2019 году.
Читать далее: «Танковый биатлон-2020: Результаты жеребьевки».
✯✯✯✯✯✯✯✯✯
Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
В начале 1950-х гг. ОКБ O.K. Антонова приступило к проектированию самолетов короткого взлета и посадки (СКВП). Прежде чем появился самолет Ан-14, было разработано несколько проектов таких самолетов. Проекты самолетов «СКВ» и «Пчела» так и остались на бумаге, хотя были одобрены ВВС и ЦАГИ. «У каждого самолета своя судьба. Одни рождаются легко, при всеобщем одобрении, другие пробиваются с трудом» — это слова генерального конструктора O.K. Антонова. К «многострадальным» детищам Антонова относится и самолет Ан-14 «Пчелка», так он назвал небольшой универсальный самолет для сельского хозяйства.
Победа на день рождения
Согласно результатам жеребьевки, танковый биатлон открылся 28 июля заездом команд из Уганды, Казахстана, Китая и Кувейта. Во втором субботнем заезде участвовали экипажи Азербайджана, Зимбабве, Индии и ЮАР.
Угандийцы, увы, «завалили» стрельбу, заработали штрафные круги, а затем и вовсе оказались сняты с заезда. Не везет Уганде в «Алабино» — год назад угандийцев дисквалифицировали за нарушение техники безопасности.
Танкисты Кувейта в прошлом году умудрились при преодолении колейного моста воткнуть ствол орудия в землю и, возможно, по этой причине в 2018 году шли по дистанции чрезмерно осторожно. Таким образом, основная борьба в первом заезде развернулась между Казахстаном и Китаем
Еще большего азарта состязанию танкистов этих двух стран добавляло то обстоятельство, что в прошлом году Казахстан буквально вырвал во время финального марафона танкового биатлона третье место у Поднебесной. На этот раз танкисты из Казахстана препятствия даже не преодолевали, а буквально перелетали — но все же уступили китайцам. Те, в отличие от казахов, сумели поразить из орудия все мишени. Результат — реванш Китая!
Таким образом, основная борьба в первом заезде развернулась между Казахстаном и Китаем. Еще большего азарта состязанию танкистов этих двух стран добавляло то обстоятельство, что в прошлом году Казахстан буквально вырвал во время финального марафона танкового биатлона третье место у Поднебесной. На этот раз танкисты из Казахстана препятствия даже не преодолевали, а буквально перелетали — но все же уступили китайцам. Те, в отличие от казахов, сумели поразить из орудия все мишени. Результат — реванш Китая!
Во втором заезде 29 июля победил Азербайджан, вторыми пришли индийцы. Танкисты из Зимбабве финишировали на третьем месте, а замкнули четверку танкисты из ЮАР.
Фаворитами субботы стали, безусловно, китайцы, преодолевшие дистанцию за 21 минуту. Уступившие им казахи промчались по «Алабино» за 24 минуты 42 секунды. Результат победивших во втором заезде азербайджанцев — 25 минут 25 секунд. Дольше всех дистанцию в субботу проходили юаровцы — 57 минут 56 секунд.
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
В воскресенье 29 июля состоялись три заезда, в которых приняли участие команды десяти стран. В их числе оказался и выступавший на танке синего цвета российский экипаж старшего сержанта Саяна Самбуева. Именно этот танк пришел к финишу с лучшим на данный момент результатом биатлона 2018 года — 20 минут 28 секунд.
Свою победу наши танкисты посвятили генерал-майору Роману Бинюкову, чей день рождения выпал как раз на минувшее воскресенье.
Второй лучший результат второго дня биатлона показали белорусы, преодолевшие дистанцию за 22 минуты 37 секунд. Сирийский экипаж, состоящий из военнослужащих, поголовно имеющих боевой опыт, закончил заезд с результатом 29 минут 3 секунды. На фоне добившихся куда меньшего экипажей из Индии, Таджикистана, Киргизии, Кувейта, Мьянмы, Вьетнама, Зимбабве и ЮАР достижение сирийских дебютантов танкового биатлона выглядело по-настоящему впечатляюще.
К утру 30 июля судьи перепроверили предварительные результаты первых двух дней биатлона и, после сверки с данными объективного контроля, достижения танкистов подверглись определенной коррекции. Согласно данным ресурса armygames2018.mil.ru, итоговые результаты заездов 28–29 июля подтвердили лидерство России:
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
— Россия: 19 минут 37 секунд,
— Китай: 21 минута,
— Белоруссия: 22 минуты 37 секунд,
— Казахстан: 24 минуты 42 секунды,
— Азербайджан: 25 минут 25 секунд,
— Иран: 25 минут 38 секунд,
— Сербия: 25 минут 53 секунды,
— Армения: 27 минут 7 секунд,
— Сирия: 27 минут 22 секунды,
— Индия: 29 минут 59 секунд.
Что ж, соревнования продолжаются. 30 июля нас ждут индивидуальные гонки новых экипажей Анголы, Монголии, Венесуэлы, Лаоса, Кувейта, Китая, Казахстана, Уганды, ЮАР, Зимбабве, Азербайджана и Индии. Пожелаем им удачи, а 31 июля вновь будем болеть за наших!
См. также
Вооружение
Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулемёты, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днём, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.
Отдельно следует упомянуть танковую пушку. Если в 1930 году танки снаряжались орудиями калибра 30 или 45 мм, то к 1980 году на них устанавливались гладкоствольные пушки калибра 100 и 125 мм, позволяющие использовать снаряды различного действия – бронебойные, осколочные и кумулятивные. На современных танках стоят орудия калибра 120 и 125 мм, а в перспективе рассматриваются пушки калибра 140 и 152 мм с возможностью использовать ядерные боеприпасы.
Пушка танка Армата
На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казённую часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность — заряжающий. В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда и, собственно, снаряда. Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.
Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемёт расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками. Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемёт малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.
В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемёт для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменён.
Навигация
Задача национальной сборной
— Кто на международном этапе конкурса будет представлять Россию?
— Победители Всеармейского этапа «Танкового биатлона», который проходил в Алабино с 29 июня по 4 июля. За право представлять Вооружённые силы Российской Федерации на Армейских международных играх-2020 «сражались» семь команд: танкисты из Южного, Центрального, Западного и Восточного военных округов, Воздушно-десантных войск, Казанского высшего командного танкового училища и Дальневосточного высшего общевойскового командного училища. По результатам крайне острой борьбы за лидерство победителем стал экипаж из ЗВО. Старший лейтенант Илья Клементьев и его солдаты служат в Таманской мотострелковой дивизии гвардейской танковой Краснознаменной армии. За победу во Всеармейском этапе конкурса команда Западного военного округа была награждена переходящим кубком имени легендарного танкиста — дважды Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Михаила Ефимовича Катукова. Второе место заняла команда Южного военного округа, на третьем — команда Восточного военного округа.
Сейчас пять лучших танковых экипажей тренируются в Алабино. Главный тренер национальной российской команды полковник Алексей Рощенко перед началом соревнований отберёт четыре из них — три основных и один запасной экипаж.
— Какая задача поставлена нашим танкистам?
— Задача не меняется из года в год: нам нужна одна победа!
— Техника для соревнований тоже не меняется?
— Да. Большинство команд станут соревноваться в мастерстве вождения и точности стрельбы на модернизированных российских танках Т-72Б3. Исключение, как и прежде, составят команды Китая и Белоруссии. Танкисты из Республики Беларусь привезут Т-72, модернизированные на оборонных предприятиях своей страны. Китайская сборная выступит на Type-96. Воинский эшелон с техникой Национально-освободительной армии Китая для участия в международном этапе конкурса «Танковый биатлон» уже прибыл на российскую железнодорожную станцию Забайкальск. Там китайских солдат и офицеров военнослужащие нашего Восточного военного округа встретили хлебом-солью и помогли перегрузить танки на российские железнодорожные платформы. Эшелон движется к Москве.
Китайская сборная выступит на своих танках Type-96.
— Наши Т-72Б3 готовы к стартам?
— Специалисты Западного военного округа доложили руководству Минобороны о 100-процентной готовности техники. Для этого уже подготовлены более 80 танков, которые будут переданы командам по результатам жеребьёвки.
Прикладной характер против зрелищности
— Виктор Иванович, в 2013 году в России появился «Танковый биатлон», который спустя два года органично влился в АРМИ — «Армейские международные игры». В 2016 году в Германии были впервые проведены соревнования Strong Europe Tank Challenge. Чем наш международный «Биатлон» отличается от их международной «Сильной Европы»?
https://youtube.com/watch?v=ahXIqtslpLY
— Различаются они достаточно радикально. Российский «Танковый биатлон» несет в себе гораздо большую спортивную и зрелищную составляющую, чем SETC
Это дает возможность неподготовленному зрителю во время проведения нашего «Биатлона» не только смотреть танковые соревнования и болеть за ту или иную команду, но и, что немаловажно, легко вникать во все аспекты мероприятия. Все происходит на компактном пространстве — в буквальном смысле на глазах у присутствующих
Формат очных соревнований, когда по трассе одновременно идут четыре машины, демонстрируя самую настоящую гонку, очень зрелищен и хорошо соответствует характеру обычного биатлона. Следствием этого являются присущие «Танковому биатлону» спортивный дух, высокий соревновательный накал и соответствующая медийность. Сужу об этом как человек, присутствующий на «Биатлоне» с момента появления этих соревнований.
— Интерес к нашему «Танковому биатлону» растет?
— Постоянно. И не только со стороны зрителей, но и со стороны стран-участников.
— С «Биатлоном» разобрались, вернемся к SETC. В ходе проведения этих состязаний танковые взводы соревнуются между собой в отработке наступательных и оборонительных действий, ремонте поврежденной гусеницы, стрельбе из личного оружия, маскировке, эвакуации раненых с поля боя…
— Strong Europe Tank Challenge во многом повторяет элементы соревнований для танкистов стран НАТО на Приз армии Канады — Canadian Army Trophy, — проводившихся на территории Германии с 1960-х по начало 1990-х годов. Как и Canadian Army Trophy, SETC носят прикладной характер и проводятся практически без зрителей. Что и неудивительно: вряд ли можно вне армии найти людей, которые с большим интересом будут наблюдать за состязаниями по ориентированию, маскировке или натягиванию «порванной» гусеницы. Это же не финальные заезды «бронеболидов» во время «Танкового биатлона», когда танки зрелищно несутся наперегонки, в пыли и дыму.
— Иными словами, «Танковый биатлон» — это по большей части спорт, пусть и с использованием бронетехники. В отличие от «Биатлона», Strong Europe Tank Challenge имеет больший уклон в подготовку к реальным боевым действиям, не так ли?
— Я не был бы столь категоричен. Если мы посмотрим не на финальные этапы нашего международного «Биатлона», а на отборочные, проводящиеся на уровнях общевойсковых армий и военных округов, то обнаружим, что там прикладных элементов куда больше, чем на эффектных международных заездах в подмосковном «Патриоте».
— То есть отборочные этапы в Вооруженных силах РФ проходят не по правилам международного «Танкового биатлона»?
— Именно так. Во время проведения у нас отборочных этапов на текущий момент мы имеем соревнование взводов с тактическими элементами, во многом идентичными тем, что используют европейцы на SETC: наступление, оборона, преодоление препятствий и т. д. Образно выражаясь, если мы возьмем сборник нормативов для танковых войск и добавим к нему часть курса стрельб из танков, то как раз и получим документацию для проведения как Strong Europe Tank Challenge, так и отборочных этапов российского «Танкового биатлона».
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
— Итак, до SETC на Западе был Canadian Army Trophy. А в наших Вооруженных силах было ли что-то подобное отборочным этапам современного «Танкового биатлона» до 2013 года?
— Да, такие мероприятия в Советской армии проводились. Например, соревнования на первенство танковых экипажей. Я в них участвовал и как непосредственный участник соревнований, и позже, когда работал в Генштабе, как член судейской коллегии. Должен честно сказать, что никакой зрелищности там и в помине не было!.. Это в продолжение разговора, почему ни на SETC, ни на отборочные этапы «Танкового биатлона» никто не продает билеты. Поставить трибуны не проблема. Проблема в изначальной невозможности сделать прикладные элементы танковых соревнований по-настоящему зрелищными и привлекательными для массового зрителя.
Старт
Современные танки
К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»
В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность
Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.
Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.
С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.
Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.
Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.
AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.
Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.
Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.
Поделиться ссылкой
Танковый биатлон-2020: заезд 3 в первом дивизионе
Вторые экипажи Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана
26.08.2020 года
Индивидуальная гонка «Танкового биатлона-2020» продолжилась 26 августа. До начала сегодняшнего старта в первом дивизионе лидирует первый экипаж России (17:47), на втором месте танкисты из Китая (19:44), на третьем — из Беларуси (21:56). Какие коррективы в общий рейтинг экипажей внес заезд №3? Ведь в индивидуальной гонке «Танкового биатлона» 26 августа 2020 года участвовали вторые экипажи Киргизской Республики (зеленый танк), Республики Казахстан (желтый танк) Республики Узбекистан (синий танк) и Российской Федерации (красный танк).
Читать далее: «Танковый биатлон-2020: заезд 3 в первом дивизионе».
✯✯✯✯✯✯✯✯✯