История службы внешней разведки рф
Содержание:
- Введение
- Введение
- Содержание
- Кто руководит Службой внешней разведки
- Структура СВР[править]
- Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»
- Внешняя контрразведка
- Разведывательная деятельность в новых условиях
- Внешняя разведка во Франции
- Главные задачи и направления деятельности внешней разведки
- Территориальное расположение объектов СВР[править]
- Япония
- Разработка «Манхэттенского проекта» резидентурой в США
- Комментарии
- Отзывы
- Италия
- Место СВР России в системе государственных органов России
- История
- Ссылки
- Административное деление
- Главные задачи и направления деятельности внешней разведки
- Заключение
Введение
16 июля 1945 г. в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия. Президент США Г. Трумен, которому доложили об успешном испытании «сверхбомбы», был потрясен, поскольку внезапно почувствовал себя властелином мира. Даже будучи еще вице-президентом, он не знал и не догадывался о том, что тайно на создание оружия колоссальной разрушительной силы тратятся миллиарды долларов.
А степень секретности , действительно, была чрезвычайно высокой. Американский атомный «Манхэттенский проект» осуществлялся в пустынном месте. Для переписки с родственниками , работающими в Лос-Аламосе, письма следовало адресовать в Армию США, почтовый ящик 1663.
То, что являлось секретом для сенатора, а затем вице-президента США Г. Трумена, не было секретом для советской внешней разведки, которая еще в 1941 г. получила в Лондоне информацию о заседании Уранового комитета и рекомендации Комитета начальников штабов о немедленном начале работ по созданию атомного оружия.
Внешняя разведка информировала Москву и о ведущихся в США работах по «Манхэттенскому проекту». В ноябре 1941 г. Центр получил телеграмму, в которой говорилось о попытках группы американских ученых создать «взрывчатое вещество» огромной силы. Разумеется, речь шла об «урановой бомбе», как первоначально называлось атомное оружие.
В июле 1945 г. СССР, США и Англия все еще были союзниками: предстояла кровопролитная война на Дальнем Востоке против Японии, и президент Г. Трумен был заинтересован в том, чтобы Сталин сдержал свое слово о вступлении в эту войну. 17 июля в Потсдаме начала работу конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, которая обсуждала вопросы послевоенного устройства Германии. По рекомендации премьер-министра У. Черчилля президент Г. Трумен, только что получивший шифрованную телеграмму об успешном испытании атомной бомбы, сообщил Сталину о создании в США оружия огромной разрушительной силы. Руководители США и Англии хотели проверить реакцию кремлевского диктатора на это сообщение.
Однако реакция Сталина была весьма сдержанной. Он поблагодарил Г. Трумена за сообщенные сведения и никак их не комментировал. Его поведение казалось настолько странным, что Трумен и Черчилль подумали, что Сталин просто не понял, о чем идет речь. Их попытка оказать давление на советского руководителя в ходе Потсдамской конференции и сделать его более сговорчивым успехом не увенчалась.
А Сталин, как свидетельствуют очевидцы, все понял прекрасно. После беседы с западными лидерами он позвонил в Москву И. Курчатову и дал указание ускорить работы по созданию советского атомного оружия.
На самом деле Сталин уже давно был в курсе работ, которые велись в США и Великобритании по созданию ядерного оружия. Внешняя разведка постоянно его информировала об этом.И когда в августе 1949 г. в СССР была взорвана собственная атомная бомба, США и Великобритания, которые считали, что это может произойти не раньше 1955-1957 г, поняли, что американской монополии на ядерное оружие больше не существует.
В последнее время много говорится и пишется о роли внешней разведки в деле создания ядерного оружия в СССР. Для США все ясно: эти коварные русские разведчики просто выкрали атомные секреты у доверчивых янки. Некоторые отставные разведчики, например, П. Судоплатов, готовы приписать все заслуги в создании этого оружия почти исключительно внешней разведке.
Разумеется, и те и другие впадают в крайность. Ядерное оружие в СССР было создано героическим трудом советских ученых, всего народа, создававшего в тяжелейших условиях современную экономику
Что же касается внешней разведки, то ее заслуга в том, что она своевременно привлекла внимание политического руководства страны к ведущимся на Западе работам по созданию принципиально нового оружия и постоянно держало его в курсе событий.
Введение
80-е годы также были непростыми для деятельности внешней разведки. Условно их можно разделить на два периода — до 1985 года, когда в Советском Союзе внешне ничего не происходило, и начатая Горбачевым в 1985 году перестройка, приведшая к краху сначала социалистической системы, а затем и самого Советского Союза.
Подспудно эти процессы происходили на протяжении последних десятилетий и выявили слабости и недостатки социалистической системы в первую очередь в сфере материального производства. Несмотря на официальную доктрину о загнивании и умирании капитализма Запад демонстрировал всему миру динамизм и жизнеспособность, в то время как на Востоке в бастионах социализма появились трещины и расколы.
Серьезным сигналом нездоровья Варшавского договора были события в Польше летом 1980 года, приведшие к политическим изменениям в стране и создавшие серьезные проблемы для всей Восточной Европы. Однако Варшавский договор на этот раз не рискнул на организацию вооруженного вмешательства во внутрипольские дела.
Коммунистический Китай первым из социалистических стран понял опасность идеологических догм и без лишнего шума в конце 70-х годов приступил к проведению коренных экономических реформ, серьезно улучшивших материальное положение своего миллиардного населения. Попытки же стран Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора сообща выйти из кризисной ситуации успехом не увенчались. Не было уже прежнего единства, каждая из стран, входящих в эти организации, пыталась спастись в одиночку.
Роль разведки в 80-е годы возросла, задачи ее стали более широкими и разнообразными. Предпринимались попытки заменить разведывательной деятельностью некомпетентность и бюрократизм государственных органов. Политическое руководство страны стало ставить перед разведкой задачи, которые с успехом могли бы решать другие органы.
Содержание
Кто руководит Службой внешней разведки
За все время существования российской СВР (начиная с 20-х годов минувшего века) во главе этой организации стояли в общей сложности 33 человека. Одни имена руководителей история сохранила, другие имена известны лишь самому узкому кругу. Некоторые из руководителей продержались на своем руководящем посту достаточно долгое время, другие – в буквальном смысле несколько месяцев, а то и недель. Кто-то из руководителей в дальнейшем ушел в другие службы или на пенсию, кого-то арестовали и расстреляли.
В настоящее время во главе СВР России стоит Нарышкин Сергей Евгеньевич. Официально его должность называется Директор СВР. Такая должность соответствует званию генерала армии. Правом назначения на должность Директора СВР обладает исключительно Президент России. Ему же Директор СВР подотчетен по службе, он же может Директора СВР с должности снять. Генерал армии Нарышкин – тридцать четвертый по счету руководитель внешней разведки России. Штаб-квартира этой федеральной службы находится в Подмосковье, ее пресс-центр расположен в Москве.
Структура СВР[править]
Центральный аппарат СВРправить
В целом структура центрального аппарата СВР России официально выглядит следующим образом: См. схему
Данная схема структуры центрального аппарата СВР, опубликованная на официальном сайте СВР России, в основном сильно устарела, явно не соответствует действительности и, по всей видимости, является частью «активных мероприятий» СВР по введению в заблуждение международной общественности и спецслужб потенциального противника относительно реальной структуры и выполняемых задач СВР.
Указы президента Российской Федерации относительно перечней государственных должностей и высшего начальствующего состава Службы внешней разведки России, а также соответствующих им воинских и специальных званий носили гриф секретности и в открытой печати, а также на сайте президента РФ никогда не публиковались.
Территориальные органыправить
В открытой печати информации о территориальных органах СВР нет.
До выделения разведки из структуры КГБ СССР в октябре 1991 года, первые (разведывательные) управления или отделы были в составе территориальных органов госбезопасности.
У этого термина существуют и другие значения, см. Первый отдел (значения).
Не путать с первыми (режимными) отделами в иных советских организациях и учреждениях — они не имели ничего общего с разведкой и занимались обеспечением режимных мероприятий и секретным делопроизводством.
Резидентуры СВР за границейправить
- Основная статья: Резидентура
Достоверных сведений о структуре и составе резидентур СВР в открытой печати не найдено. С некоторой степенью допустимости можно использовать данные о структуре резидентур ПГУ КГБ СССР, с допуском на современные изменившиеся условия.
Официальные загранпредставительства СВРправить
В отдельных странах СВР имеет свои открытые официальные представительства для координации деятельности с иностранными спецслужбами, в частности для совместной борьбы с международным терроризмом, наркоторговлей или с организованной преступностью. Подобные представительства СВР являются единственными легальными подразделениями СВР в общепринятом смысле слова.
Так Сергей Николаевич Лебедев в —2000 годах и до назначения директором СВР был официальным представителем СВР в США .
Наличие официальных загранпредставительств СВР в большой степени является наследством ушедшей в прошлое эпохи перестройки и гласности. Представляется, что в настоящее время СВР использует возможности подобных загранучреждений по большей мере для своего легального проникновения в международные сети борьбы с терроризмом и оргпреступностью с целью их использования, под благовидными предлогами, для внутренних нужд вертикали российской власти против диссидентов и противников за рубежом.
Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»
Внешняя контрразведка
Основное внимание по линии внешней контрразведки в 20-е годы уделялось проникновению в разведывательные и контрразведывательные органы зарубежных стран, проводивших враждебную СССР политику, выявление их агентуры, забрасываемой на территорию нашей страны, а также вербовочных подходов к советским гражданам. На внешнюю контрразведку возлагалась также задача обеспечения безопасности совграждан и учреждений за границей.. В результате активных действий внешней разведки удалось приобрести ряд ценных агентов в спецслужбах Японии, Китая, Германии, Турции и некоторых других стран
В результате ИНО ОГПУ сумел получить документальные данные о подрывной деятельности немецкой контрразведки против Германской компартии и сорвать провокации против сотрудников советского диппредставительства.
В результате активных действий внешней разведки удалось приобрести ряд ценных агентов в спецслужбах Японии, Китая, Германии, Турции и некоторых других стран. В результате ИНО ОГПУ сумел получить документальные данные о подрывной деятельности немецкой контрразведки против Германской компартии и сорвать провокации против сотрудников советского диппредставительства.
Внешняя контрразведка в 20-х годах сумела также получить документальные материалы, раскрывающие подрывную деятельность спецслужб Великобритании, Франции и Японии против СССР.
Разведывательная деятельность в новых условиях
В предвоенный период в результате принятия экстренных мер по укреплению внешней разведки удалось создать достаточно мощный и надежный разведаппарат. За рубежом действовало 45 «легальных» и 14 нелегальных резидентур. В отдельных странах (Германия, Англия, Франция), наряду с «легальной» резидентурой, действовало от 2 до 4 нелегальных резидентур.
Серьезное внимание уделялось улучшению агентурной работы за рубежом. Если раньше резидентам предоставлялось право самостоятельно принимать решение о вербовке,что приводило к засорению разведсети малоценными агентами, то в предвоенный период вопросы вербовки решались непосредственно руководством разведки.. Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей страны.Изучались совграждане, имевшие родственников за границей
В связи с трудностью проникновения в интересующие внешнюю разведку объекты в предвоенный период впервые было решено приобретать перспективную агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.
Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей страны.Изучались совграждане, имевшие родственников за границей. В связи с трудностью проникновения в интересующие внешнюю разведку объекты в предвоенный период впервые было решено приобретать перспективную агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.
Так, разведчик-нелегал А. Дейч, являвшийся в 30-е годы студентом кембриджского университета, привлек к сотрудничеству с внешней разведкой членов знаменитой «большой пятерки», от которых во время войны поступала наиболее важная политическая и военная информация по Германии, Великобритании и другим странам. Наиболее активно с «кембриджской пятеркой» в годы войны работал резидент внешней разведки Горский.
Учитывая острую нехватку кадров разведчиков, в 1938 году было принято решение о создании Школы особого назначения (ШОН), которая до 1941 года подготовила несколько десятков разведчиков.
Внешняя разведка во Франции
В 60-е годы Франция представляла особый интерес для внешней разведки, поскольку в Париже располагалась штаб-квартира НАТО. Работа по проникновению в эту военную организацию считалась приоритетной в деятельности парижской резидентуры, которая добилась больших успехов в этой области.
Как пишет в своих воспоминаниях бывший заместитель начальника разведки Виталий Павлов,» в самом конце 1962 или в начале 1963 года я исполнял обязанности начальника внешней разведки. Ее руководитель, генерал-полковник А.М
Сахаровский перед отъездом в служебную командировку предупредил, что ожидается получение из Парижа чрезвычайно важной почты. Материалы нужно было послать в политбюро.
Когда вскрыли пакеты, я был потрясен. Передо мной лежали копии строжайше секретных документов Пентагона и НАТО, где были указаны цели атомных ударов объединенного командования североатлантического блока и войск США, расположенных в различных районах мира. На территории СССР должны были подвергнуться атомному нападению все наиболее крупные города».
12 августа 1963 г. французская контрразведка арестовала помощника начальника пресс-службы НАТО Жоржа Пака, в течение 20 лет добровольно сотрудничавшего с советской внешней разведкой. В ходе следствия было установлено, что за четыре года работы в НАТО он передал советской стороне план обороны этого блока для Западной Европы, оборонительные концепции и военные планы стран Запада в отношении СССР, разведбюллетени НАТО и информацию западных спецслужб о социалистических странах и многие другие сведения. Ж. Пак был признан самым крупным советским агентом, когда-либо арестованным во Франции.
Освобожденный в 1970 г., Ж.Пак написал книгу под названием «Славный вор». В ней, в частности, утверждал, что стремился выровнять силы между США и СССР и тем самым избежать международного конфликта, который мог бы закончиться всемирной катастрофой.
Главные задачи и направления деятельности внешней разведки
Коренные изменения, происшедшие после Второй мировой войны на международной арене, поставили перед внешней разведкой новые задачи. среди них наиболее важными были задачи по вскрытию секретных военно-политических планов США и их союзников в отношении СССР, особенно в военной области.
Разведку, в частности, интересовали:
- возможные действия США и Англии в случае военного столкновения с СССР,
- планы перевооружения армий США и Великобритании, в том числе по их оснащению ядерным оружием,
- планы создания НАТО и других антисоветских агрессивных группировок,
- планы послевоенного устройства в Европе, в том числе германская проблема,
- проблемы мирного договора с бывшими союзниками гитлеровской Германии,
- будущее государственное устройство в Польше, Чехословакии,
- устремления США в Китае и Корее, а также другие задачи.
Территориальное расположение объектов СВР[править]
Штаб-квартира службы находится на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, но на территории, административно относящейся к Московской области, хотя официальным месторасположением СВР является столица Российской Федерации.
Штаб-квартира СВР в Ясенево
Штаб-квартира СВР (русское Лэнгли) находится на 38ом километре МКАД на Юго-Западе Москвы, напротив муниципального округа Ясенево (точные географические координаты: широта 55:35:05:66 N – долгота 37:37:04:70 E).
Пресс-бюро СВР
Аэрофотоснимок пресс-бюро СВР России на Google-maps
(точные географические координаты: широта 55:44:14:40 N – долгота 37:35:44:13 E)
Объекты Академии внешней разведки
- Основная статья: Академия внешней разведки
Другие объекты СВР
СВР России имеет другие многочисленные объекты, большая часть которых остается секретной для широкой публики. Учитывая масштабы предательств в ПГУ/СВР, представляется сомнительным, что подавляющее число этих объектов осталось «нерасшифрованным» перед потенциальным противником —иностранными спецслужбами.
Япония
На Дальнем Востоке Япония являлась главным противником Советского Союза, постоянно угрожая военным нападением. Однако в связи со сложной обстановкой в этой стране организовать ведение разведработы непосредственно в Японии не удалось.Разведка по Японии велась в других странах, в частности, с территории Маньчжурии, Китая, Голландии, Германии, Болгарии, Австрии и других стран.
В 1940 г. в Токио обновился состав резидентуры.Она пополнилась за счет молодых работников, впервые выехавших за рубеж в страну со сложной обстановкой и не владевших японским языком. Ей удалось разоблачить подставу японских спецслужб агента «Красавца», передававшего дезинформацию. Других достижений в работе резидентуры не было.Наиболее важные сведения по этой стране получались разведкой в третьих странах, на территории СССР и путем дешифровки секретной японской переписки.
Так, резидент внешней разведки в Иране А.М. Отрощенко привлек в конце 1937 года к сотрудничеству местного сотрудника японского посольства в Тегеране, который принимал и отправлял дипломатическую почту. В результате Центр был в курсе подрывной деятельности японских спецслужб в Иране против нашей страны.
Разработка «Манхэттенского проекта» резидентурой в США
Несмотря на то, что ориентировка Центра была направлена в США еще в 1941 г., добиться ощутимых результатов в разработке ученых и специалистов в области «Энормоза» резидентуре долго не удавалось. Это объяснялось тем, что американские спецслужбы создали вокруг ученых, инженеров, техников и рабочих, сосредоточенных в Лос-Аламосе, прочную стену секретности, которую было непросто преодолеть.
27 мая 1943 г. Москва вновь направила в США ориентировку о работе по «Энормозу», указав, что в качестве объектов проникновения следует считать:
- группу профессора А. Комптона, который руководил всем проектом в исследовательском комитете национальной обороны,
- Колумбийский университет, прежде всего профессоров Даннинг и Юри,
- Чикагскую группу,
- Калифорнийскую группу,
- фирму «Келлог».
Это задание было поставлено на основе информации, полученной лондонской резидентурой.
В ноябре 1943 г. из Москвы в Нью-Йорк на имя многоопытного резидента Василия Зарубина направляется ориентировка, в которой сообщалось, что в США для работы по «Энормозу» выехал ряд ведущих ученых из Англии, в том числе Клаус Фукс, немецкий эмигрант, член Компартии Германии. Ранее он занимался исследованиями в области быстрых нейтронов в Бирмингемском университете и был завербован разведкой ГРУ.
За время работы с военной разведкой К. Фукс, пошедший на сотрудничество с нами из желания нейтрализовать усилия нацистской Германии по созданию ядерного оружия, передал советской стороне ряд расчетов по ращеплению ядра и созданию атомной бомбы. Эти материалы получили высокую оценку Уполномоченного по науке ГКО. Всего от К. Фукса в 1941-1943 гг. было получено 7 весьма ценных материалов.
В работе с К. Фуксом Центр предложил использовать агента-связника, и разведчики с ним в контакт не вступали.
5 февраля 1944 г. в Нью-Йорке состоялась встреча агента-связника Гарри Голда с К.Фуксом, а 25 февраля он передал копии своих теоретических работ по «Энормозу». За время командировки в США К.Фукса его работой на внешнюю разведку руководили Семен Семенов , а затем Анатолий Яцков, о чем ученый, естественно, не догадывался.
15 июня 1944 г. состоялась последняя встреча агента-связника с К.Фуксом в США перед его отъездом в Англию. Впоследствии из-за неявки агента-связника на встречу связь с К.Фуксом в США была утрачена. Агент пытался посетить К. Фукса на его квартире, однако получил ответ, что тот уехал в Англию.
Причина невыхода агента на встречу с Фуксом объяснялась его большой загруженностью по работе. Для перепроверки полученной информации агент-связник решил посетить сестру К.Фукса в Массачусетсе, где выяснилось, что она вместе с мужем находится в отъезде до 20 сентября. Агент также узнал от соседей, что К.Фукс перед отъездом в Англию заходил к сестре попрощаться. Впоследствии ФБР удалось на основе полученных сведений «вычислить» К.Фукса, которого опознали соседи его сестры, и выдать его английской контрразведке.
Летом 1944 г. неизвестный принес в советское генконсульство пакет на имя посла А.А. Громыко. При вскрытии оказалось, что в нем находятся совершенно секретные материалы по проекту «Энормоз». Установить неизвестного резидентуре не удалось. Центр, получивший эти материалы, оценил их как «исключительно интересные», однако отчитал резидентуру за то, что она не приняла мер по установлению контакта с этим лицом.
11 ноября 1944 г. резидентура получила от источника «Персея» доклад о «лагере-2» в Санта-Фе, а также список лиц, работающих по «Энормозу».
Важную документальную информацию по «Энормозу» удалось получить молодому, но уже приобревшему хороший опыт оперативной работы по линии научно-технической разведки А.Феклисову. Как он писал в своей книге «За океаном и на острове», летом 1942 г. к нему на прием в генконсульство пришел инженер-химик из закупочной комиссии П.Н.Ласточкин, который поведал о своем знакомстве с руководителем инженерной группы «Монти». Эта группа строила химические предприятия в США и за рубежом, в том числе опытный завод в Окридже, штат Теннесси, на котором вырабатывался уран-235.
От «Монти» была получена подробная записка, к которой прилагался рабочий чертеж технологической линии завода по получению урана-235. Материал, добытый А.Феклисовым, получил высокую оценку Центра.
Комментарии
Отзывы
Италия
До присоединения Италии к «антикоминтерновскому пакту» Центр, учитывая внешне нормальные отношения СССР с этой страной по межгосударственной линии, рекомендовал вести активную вербовочную работу в отношении иностранцев. В эти годы внешняя разведка в основном разрабатывала иностранные дипломатические представительства, добывала сведения по линии научно-технической разведки.
В результате были приобретены ценные источники информации в английском консульстве в Милане и британском посольстве в Риме.
Однако с присоединением Италии к пакту, направленному против СССР, более тесным сотрудничеством Рима с Берлином и Токио итало-советские отношения значительно ухудшились. Было принято решение об активизации разведывательной работы в этой стране.
Несмотря на малочисленность резидентуры, возглавляемой опытным разведчиком П.М. Журавлевым, к 1939 г. удалось создать широкую агентурную сеть. Важная информация поступала от одного источника резидентуры, являвшегося близким другом Муссолини. По заданию резидентуры он завербовал двух машинисток МИД, от которых поступали важные сведения о внешнеполитических замыслах Рима.
От другого агента, работавшего на римском почтамте, резидентура получала дипломатическую переписку японского посольства и военного атташата.
Активно работал в Италии сотрудник резидентуры Н.М.Горшков, который прибыл сюда в 1939 году. Он лично привлек к сотрудничеству с внешней разведкой ряд источников ценной политической информации.
В 1938 г. П.М. Журавлева сменил новый резидент Д.Г. Федичкин. Учитывая резкое осложнение внутриполитической обстановки в стране и затруднение деятельности резидентуры, он вышел в Центр с предложением сделать основной упор в работе на нелегальную разведку. Предлагалось создать нелегальные резидентуры в Риме и Милане с организацией каналов связи на Турцию. Однако в 1939 г. Д.Г. Федичкин был отозван в Москву и до 1940 г. резидентура не работала, а агентура была законсервирована.
В 1940 г. в резидентуру было направлено три оперработника. Половина агентов в связи с утратой разведвозможностей была исключена из агентурной сети. От оставшихся источников стала поступать информация о политической обстановке в стране и внешней политике, по вопросам науки и техники. С началом войны разведывательная работа в Италии была прекращена.
Место СВР России в системе государственных органов России
Указ № 1185
Служба внешней разведки Российской Федерации является федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого, осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации.
Данный статус СВР России был установлен ещё Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина.
Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством.
СВР России наделена правом ведения оперативно-розыскной деятельности, в СВР России предусмотрена военная служба.
Директор СВР России несёт персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР России и докладываемой Президенту Российской Федерации.
История
В декабре 1991 года СВР России провозгласила себя официальной преемницей Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ КГБ СССР) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).
СВР России подчеркивает свою историческую роль в качестве продолжательницы традиций специальных служб Советской России и Советского Союза: ВЧК СНК РСФСР — ГПУ НКВД РСФСР — МГБ — КГБ.
В результате распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о кардинальной реорганизации органов внешней разведки Российской федерации на базе упразднённой Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).
После распада СССР на базе Центральной службы разведки СССР указом Президента РСФСР Бориса Ельцина № 293 от 18 декабря 1991 года, «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» образована Служба внешней разведки РСФСР (СВР РСФСР).
Согласно официальной версии СВР России, Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года не была создана принципиально новая спецслужба новой России, а Центральная служба разведки СССР была всего лишь «переименована в Службу внешней разведки России».
С распадом СССР изменилось и название службы: СВР РСФСР стала называться СВР России. 26 декабря 1991 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 316 от 26.12.1991 о назначении первого директора СВР России. Им стал директор Центральной службы разведки СССР Евгений Примаков, которому было поручено в недельный срок представить президенту предложения о Положении о вновь созданной службе, её структуре и штатах.
13 января 1992 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 15 о назначении заместителей директора СВР России. Все заместители директора ЦСР СССР сохранили свои посты в новой структуре. К ним добавился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административно-хозяйственную деятельность.
После этого служба внешней разведки ещё несколько раз переформировывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.1992), в СВР при Президенте Российской Федерации (07.10.1992), а затем уже в СВР России в её нынешнем виде.
Ссылки
Административное деление
По состоянию на 2008 год Хиросима делится на 8 районов — старые и новые. Первые, оформившиеся преимущественно в 1970-х годы, служат политико-экономическим и социо-культурным центром Хиросимы, а также всего региона Тюгоку. Вторые, образовавшиеся после 1970-х годов в результате поглощения городом близлежащих населённых пунктов, являются «спальными районами».
Данные по городским районам представлены по состоянию на 1 октября 2007 года.
№ | На русском | На японском | Флаг | Площадь | Население | Плотность | Код | |
1 | Аки | 安芸区 | 94,01 | 78405 | 834,00 | 34107-0 | ||
2 | Асакита | 安佐北区 | 353,35 | 151206 | 427,92 | 34106-1 | ||
3 | Асаминами | 安佐南区 | 117,19 | 224365 | 1914,54 | 34105-3 | ||
4 | Минами | 南区 | 26,09 | 138721 | 5317,01 | 34103-7 | ||
5 | Нака | 中区 | 15,34 | 128449 | 8378,46 | 34101-1 | ||
6 | Ниси | 西区 | 35,67 | 185957 | 5213,26 | 34104-5 | ||
7 | Саэки | 佐伯区 | 224,10 | 134657 | 600,87 | 34108-8 | ||
8 | Хигаси | 東区 | 39,38 | 120455 | 3058,78 | 34102-9 |
Главные задачи и направления деятельности внешней разведки
Внешняя разведка органов безопасности играла важную роль в осуществлении внешней политики государства. Благодаря полученным ею военным планам США и НАТО в отношении СССР, планировавших, в частности, развязывание полномасштабной войны с применением ядерного оружия, политическое руководство нашей страны предпринимало адекватные меры по усилению обороноспособности и срыву замыслов США и НАТО.
Внешняя разведка переживала в начале этого периода серьезные трудности. В 1953 г. ее центральный аппарат по прихоти Берии подвергся ряду неоправданных перестроек. В марте 1953 г. Первое главное управление МГБ СССР было преобразовано во Второе главное управление МВД СССР. В мае того же года Берия, вновь поставивший внешнюю разведку под свой прямой контроль, провел новую ломку ее структуры и сокращение штатов. Большое количество руководителей и оперработников «легальных» резидентур была отозвана в Москву для отчета о работе. Массовой чистке подверглась агентурная сеть разведки, что нанесло ей серьезный урон.
После ареста Берии руководством страны были приняты меры по укреплению внешней разведки органов безопасности. 13 марта 1954 г. решением Президиума Верховного Совета был образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.
30 июня того же года было принято решение ЦК КПСС «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей». В соответствии с ним, перед внешней разведкой ставились следующие основные задачи:
- усилить разведывательную работу против США и Англии как главных агрессивных государств,
- своевременно выявлять агрессивные планы США и НАТО, других враждебных СССР стран, направленные на подготовку и развязывание новой войны,
- добывать достоверную, главным образом документальную, разведывательную информацию о внешнеполитических планах и практических мероприятиях США и Англии, противоречиях между ними и другими капиталистическими странами,
- освещать внутриполитическое и экономическое положение ведущих капиталистических стран, их торговую и экономическую политику, деятельность международных организаций и планов США и Англии по использованию этих организаций против СССР и других стран Варшавского договора.
В области научно-технической разведки ставились задачи добывания документальных материалов по важнейшим открытиям и военным изобретениям в области атомной энергии, реактивной техники, радиолокации и образцов новейшей техники.
По линии внешней контрразведки ставилась задача агентурного проникновения в разведывательные, контрразведывательные и полицейские органы стран НАТО, предупреждать и парализовывать их подрывную деятельность против СССР.
Заключение
В 70-х годах внешняя разведка вела активную деятельность во всех регионах, в которых имелись политические, экономические и иные интересы СССР
Большое внимание уделялось выявлению позиции основных стран Запада в отношении нашей страны. Благодаря координации разведывательных усилий со спецслужбами социалистических стран, она добывала важнейшие сведения по всем интересующим инстанции проблемам.
Внешняя разведка внесла важный вклад в информационное обеспечение договоров СССР, Польши и Чехословакии с ФРГ, в подписание Хельсинкских соглашений о сотрудничестве в Европе.
Активно велась научно-техническая разведка. Получаемые разработки новейших образцов техники в развитых странах регулярно передавались в народное хозяйство страны и многие из них были внедрены.
Разведка отслеживала негативные для СССР тенденции развития ситуации в различных региона мира, признаки кризиса на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, других регионах мира. Получаемая по разведывательным каналам информация позволяла руководству страны заранее быть в курсе событий и предпринимать необходимые меры по предотвращению негативных для СССР последствий.