Созданный в ссср ту-144 поразил мир и летал быстрее звука. но успех резко оборвался

Содержание:

Содержание

Государственные услуги

Советское превосходство

МиГ-17 пошел в серию в конце 1951 года и выпускался до 1968
года. Он стал одним из самых массовых реактивных истребителей в мире — всего
было выпущено около 11 тысяч таких машин. В свое время он состоял на вооружении
более 40 стран, включая Германию, Китая, Польшу, Чехословакию.

Первое боевое применение МиГ-17 состоялось 29 июля 1953 года
— советские летчики сбили над территорией СССР американский самолет-разведчик
RB-50. Из 17 человек, находившихся на борту, выжил только один. При этом один
из истребителей получил повреждения в результате оборонительного огня RB-50.

Наиболее серьезное испытание МиГ-17 прошел в боях в Северном
Вьетнаме, советский истребитель прекрасно показал себя в схватках с F-105. За
все годы войны северовьетнамские МиГ-17 совершили около 2000 боевых вылетов. В
воздушных боях было сбито 143 вражеских летательных аппарата, при этом своих
было потеряно всего 75 штук.

В СССР постепенный вывод из эксплуатации МиГ-17 начался в 70-х
годах. Списанные самолеты со снятым вооружением передавались в учебные центры
ДОСААФ. Однако в других государствах МиГ-17 служили намного дольше. Сейчас единственной
страной, которая имеет МиГ-17 на вооружении, остается КНДР.

Ссылки

Сравнительные характеристики

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Тактико-технические характеристики Автомата подводного специального(АПС)

Наименование Показатели
1 Калибр автомата,мм 5,66
2 Масса автомата,кг 2,46
3 Длинна ствола,мм 508
4 Темп стрельбы,выстрелов/мин 350
5 Длина,мм:
5,1 со сложенным прикладом 615
5,2 с выдвинутым прикладом 823
6 Начальная скорость пули,м/с
6,1 В воздухе 365
6,2 В воде 240-250
7 Емкость магазина патронами,шт 26
8 Прицельная дальность на воздухе,м 30
9 Эффективная дальность стрельбы,м
9,1 на глубине 5 м 30
9,2 на глубине 20 м 20
9,3 на глубине 40 м 10
9,4 на воздухе 100

Подводный автомат АПС имеет меньшую массу и габариты,чем АК-74,используются удлиненный патрон -5,66 мм МПС(со стальной пулей) и патрон МПСТ(с трассирующей пулей).

При движении под водой пуля стабилизируется за счет возникновения вокруг нее кавитационного пузыря(каверна).Полет такой пули в воздухе не стабилизируется.

Патроны имеют относительно высокую кучность стрельбы,защищены от коррозии в морской воде и проникновения воды в пороховой заряд и капсюль-воспламенитель.

Подводный автомат АПС способен решать задачи на глубинах до 40 метров.На всех глубинах погружения в воду он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов на дальностях,значительно превышающих их визуальную видимость.

Автомат подводный специальный не имеет аналогов и является уникальной разработкой.Этими разработками впервые положено начало освоения новой(водной)среды для применения в ней огнестрельного самовзводного и автоматического оружия.

Из АПС можно вести одиночную и автоматическую стрельбу короткими очередями 3-5 выстрелов и длинными до 10 выстрелов.

Огнестрельное оружие боевых пловцов

Ту-144 начали разрабатывать 60 лет назад практически с нуля

В 1962 году Великобритания и Франция объединили свои усилия для создания первого пассажирского сверхзвукового самолета. Проект получил название Конкорд.

После этой новости США и СССР решили не отставать от Европы и вскоре тоже объявили о создании сверхзвуковых пассажирских самолетов. В США разработку поручили Boeing. Но в 1971 году проект Boeing 2707 закрыли, так и не выпустив ни одного самолета.

В тему: Вот самые крутые самолёты в мире. Ты таких не видел

В СССР созданием сверхзвукового лайнера по решению ЦК КПСС занималось конструкторское бюро Туполева. Это обусловлено тем, что к 60-м годам у КБ Туполева был большой опыт в разработке реактивных самолетов и сверхзвуковых бомбардировщиков, таких как Ту-22.

Ту-22 выпускался в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщика помех.

Официальным стартом создания Ту-144 считается 16 июля 1963 года, именно в этот день было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №798-271 «О создании ОКБ А.Н. Туполева сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолётов».

Ведущим конструктором Ту-144 был назначен Алексей Туполев.

К 1965 году инженеры приняли ключевые конструктивные решения и в этом же году начали создание первого прототипа.

22 июня 1966 года был утверждён полноразмерный макет самолёта.

Опытный образец Ту-144 выкатывают из ангара.

В 1967 году разработку Ту-144 пришлось сильно ускорить, поскольку 11 декабря был представлен Конкорд. ЦК КПСС поручил провести первый полет Ту-144 до конца 1968 года.

31 декабря 1968 года Ту-144 впервые поднялся в небо. Тестовый полет продолжался 37 минут. Конкорд полетел только через два месяца, СССР выиграл эту гонку.

Каким будет Ту-244 по лётно-техническим характеристикам

Проектирование затянулось, Ту-144 в комплектации 1968-го достиг своих первых конструкторских характеристик к середине 1970-х. Работы по его усовершенствованию с 1992-го – начало проекта Ту-244, с тех пор прошло уже 25 лет, чтобы закончить начатое понадобится ещё 10. Наглядно видно, что привлечение США, Англии и Франции к развитию программы Ту-244 с распадом ССССР ни к чему хорошему не привели, как и во всех подобных случаях по бывшему СССР. Только сбор научных данных от Ту-144ЛЛ для военно-космической программы НАСА и торможение наших предприятий в развитии.

На сегодня много вариантов проектов Ту-244. Точно никто не скажет, каким будет сам самолёт. По неофициальным источникам распространяется неоднозначная информация. Описанные ниже характеристики – условные, составлены на базе нынешних возможностей. Характеристики: длина 88,7 м; размах крыльев 54,77 м, площадь 1 200 кв.м., а удлинение 2,5 м; стреловидность крыла по кромке – у центроплана 75 град., – у консоли 35 градусов; ширина фюзеляжа 3,9 м, высота 4,1 м, багажное отделение на 32 кв.м.; взлётная масса 350 т, включая топливо 178 т; двигатели НК-32 – 4 единицы; крейсерская скорость 2,05 М; дальность 10 тыс. км.; макс. высота 20 км.

 макет ту-244

Примечания

Салон сверхзвукового самолета

Изначально предполагалось три варианты компоновки салона Конкорда — от 108 до 144 пассажиров. В итоге сертификацию он получил на перевозку 128 пассажиров, но такая компоновка никогда не использовалась. Все самолеты изначально вмещали 108 человек, но эксплуатировавшие их British Airways и Air France привели салон к тому, что в нем было ровно 100 человек.

Вот так скромно выглядел салон Конкорда.

Больше в него было не уместить, так как его ширина составляла всего 2,62 метра. Это даже меньше, чем у ТУ-134. В итоге слева и справа от прохода в каждом ряду было всего по два кресла. При этом гермокабина Конкорда занимала 85% его общего объема.

История

После появления в 1940-х годах реактивных самолётов-истребителей перед авиаконструкторами встала задача дальнейшего увеличения их скорости. Более высокая скорость расширяла боевые возможности как истребителей, так и бомбардировщиков.

Начало сверхзвуковой эре положил полёт Чака Йегера, американского лётчика-испытателя, 14 октября года на экспериментальном самолёте Bell X-1 с ракетным двигателем XLR-11 достигшего сверхзвуковой скорости в управляемом полёте.

Развитие

Первый сверхзвуковой истребитель — МиГ-19 (первый полёт в конце 1952 года, поступил в серийное производство в 1954 году). 

60—70-е годы XX века ознаменовались бурным развитием сверхзвуковой авиации. Были решены основные проблемы устойчивости и управляемости самолётов, их аэродинамической эффективности. Большая скорость полёта также позволила увеличить потолок свыше 20 км, что было актуально для разведчиков и бомбардировщиков (в то время, до появления зенитно-ракетных комплексов, способных поражать цели на больших высотах, основным принципом применения бомбардировщиков был полёт к цели на максимально возможной высоте и скорости). В эти годы были построены и запущены в серийное производство сверхзвуковые самолёты самого различного назначения: истребители (тактические и перехватчики), бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, разведчики (первый сверхзвуковой всепогодный перехватчик — Convair F-102 Delta Dagger; первый сверхзвуковой дальний бомбардировщик — Convair B-58 Hustler).

В наши дни появляются новые самолёты, в том числе выполненные по технологии снижения заметности «Стелс».

Сравнительные схемы Ту-144 и «Конкорда»

Славянские руны и обереги

Существуют общие обереги, подходящие практически для всех. Несколько примеров:

  • Оберег Родовик – универсальный талисман. Славяне в древности верили, что человеку, носящему такой знак, покровительствуют боги.
  • Оберег Ярило – также универсальный символ, несущий добро. Подходит только взрослым. С ним мужчина в доме станет заряжаться энергией для работы, женщина – лучше справляться со своими домашними обязанностями.
  • Амулет славянский крест (небесный или солнечный) – поможет тем, кто передает знания другим людям.
  • Символ рода – славянский оберег, который несет энергию солнца и достаток на духовном уровне.

Оберег Родовик – знак покровительства богов

Для женщин

Руна Сила используется для налаживания личной жизни. С этой руной можно создать славянский амулет любви.

Руны Мир и Нужда помогут женщине дольше оставаться привлекательной и не стареть. Такие знаки наносятся на косметику, которая часто используется. Также их можно вышить на амулете из ткани, чтобы носить его с собой.

Для мужчин

Руны для успеха в работе – это Даждьбог и Радуга. Они изображаются на дереве (буке или дубе) путем выжигания или вырезки.

Руна Сила поможет мужчине сохранить мужскую силу. Оберег изготавливается из камня или металла, лучше всего носить его в виде браслета на правой руке.

Детские

Для мальчиков и девочек (в том числе и подростков) больше всего подходят рунические обереги, изготовленные из серебра, так как оно хорошо защищает от темных сил, разнообразных напастей и неудач.

Ремонт двигателя

Силовые агрегаты, используемые в конструкции данной модели, отличаются повышенной надежностью и сравнительно редко требуют ремонта. При выявлении каких-либо неисправностей, их устранение не составляет труда, что обусловлено наличием в продаже множества запчастей от ГАЗ 3307.

Капитальный ремонт

При необходимости, используемые в конструкции двигатели можно подвергнуть капитальному ремонту, что позволит восстановить их первоначальное работоспособное состояние при наличии многочисленных неисправностей. Для этого, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:

  1. Промыть и разобрать силовой агрегат, определив изношенные детали и узлы.
  2. Отремонтировать блок цилиндров.
  3. Отшлифовать коленвал, прочистить масляную систему. Если степень износа велика, целесообразно заменить деталь.
  4. Заменить прочие элементы с высокой степенью износа.
  5. Собрать агрегат с новыми комплектующими.
  6. Отрегулировать клапаны и обкатать двигатель с помощью специального стенда.
  7. Установить мотор на машину.

После того, как агрегат будет успешно установлен на машину, потребуется проверить целостность системы охлаждения, налив в неё воду. Если течи отсутствуют целесообразно слить её и заменить на тосол/антифриз. Кроме того, необходимо залить моторное масло.

Частичный ремонт

Если двигатель не имеет множественных поломок, допускается частичный ремонт, предусматривающий устранения небольшого количества неисправностей. Чаще всего, требуют ремонта блок цилиндров, клапаны, а также поршневые кольца. При обнаружении серьезных поломок, которые невозможно устранить другими методами, следует заменять элементы.

Одной из распространенных поломок представляется неисправность масляного насоса, которая устраняется его заменой. Подобная процедура крайне проста, так как доступ к нужному узлу осуществляется без каких-либо препятствий. Элемент расположен рядом с картером маховика.

Если двигатель демонстрирует нестабильную работу, часто глохнет и подергивается при движении, скорее всего, имеет место подсос воздуха из-за потери прокладкой герметичности. Для устранения потребуется демонтировать выпускной коллектор, заменить испорченные прокладки на новые и вновь установить узел.

Что такое идеальная высота

Существует такое понятие, как идеальная высота полета, то есть соотношение скорости и расхода топлива во время движения воздушного судна. Именно на высоте 10 000 метров достигаются оптимальные показатели. Однако не стоит думать, что это фиксированная величина. За все время полета высота может изменяться в зависимости от некоторых факторов, например, воздушных ям, обхода грозовых облаков (над или под ними) и прочее.

Во время взлета авиалайнером расходуется огромное количество авиакеросина, так как машина тяжела и велика по своим габаритам. Но при достижении необходимого уровня высоты, где работа всех систем оптимизируется, и авиатопливо начинает расходоваться экономно.

ОЦ-14 «Гроза» автомат с подствольным гранатометом

Открытие памятника Ту-144 в Жуковском

Как говорит о своём городе PR-менеджер аэропорта Жуковский Алексей Игнатенко: «В Жуковском либо скучно, либо секретно». В советское время город был секретным. Не каждый мог приехать в него и жить без разрешения. На двух градообразующих предприятиях – Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и Лётном исследовательском институте имени Громова разрабатывали новейшие самолёты.

Сегодня на территории института Громова располагается международный аэропорт Жуковский с самой длинной взлётно-посадочной полосой в Европе – 5,5 км. В городе работают представительства ведущих конструкторских бюро: Яковлева, МиГ, Сухого.

Аэропорт Жуковский – это новый современный пассажирский терминал площадью 17 тысяч м2, который позволяет обслуживать до 4 млн пассажиров в год как на внутренних, так и на международных рейсах.

С 2018 года из Алматы в подмосковный Жуковский летают самолёты авиакомпании «Уральские авиалинии». Рейсы – пять раз в неделю с понедельника по пятницу. Воздушные судна – французские авиалайнеры концерна Airbus. Подробности можно посмотреть здесь.

24 августа 2019 года в Жуковском открыли памятник сверхзвуковому авиалайнеру Ту-144.

По задумке мэрии Жуковского и российских авиационных производителей, памятник олицетворяет собой возрождение эпохи сверхзвуковых пассажирских самолётов.

Памятник ТУ-144 в Жуковском / Фото пресс-службы международного аэропорта Алматы

«Ровно 12 лет назад на МАКСе 2007 года впервые был показан восстановленный Ту-144. Тогда мы покрасили самолёт, оборудовали салон. Сотрудники компании отреставрировали его. Инженеры разработали и выполнили расчёты на прочность опор и узлов крепления авиалайнера. И, начиная с 2007 года, на каждом МАКСе самолёт выставлялся. Проводилась большая работа по оценке восстановления самолёта. Но вероятность доведения его до состояния лётной годности уже невозможна», – признаётся генеральный директор ОО «Научно-инженерная компания» Александр Корнеев.

По мнению лётчиков, никакого противостояния с «Конкордом» не было. Была поставлена задача – и её выполнили.

Отмена пассажирских рейсов двух конкурентов Ту-144 и «Конкорда» говорит о том, что эти передовые технические мысли опередили своё время. Разработка, строительство и эксплуатация были чересчур дорогими. В то время стало ясно, что их время ещё не пришло. Но в ЦАГИ сегодня продолжаются разработки нового сверхзвукового пассажирского самолёта на базе Ту-144.

Проблемы

В МВФ поддержали план Байдена по модернизации инфраструктуры США

Как научиться учиться

Литература

Рекомендации

Начало трудовой деятельности

Отзывы

Первые достижение сверхзвуковой скорости

Сверхзвуковыми самолетами называют летательные аппараты исходя из их физической способности передвигаться со скоростью выше чем звуковые волны…

Еще самолеты времен Второй мировой войны с поршневыми ДВС и создающими воздушный поток пропеллерами при пикировании уже достигали отметки скорости в 1000 км/ч. Правда по рассказам пилотов, в эти моменты самолет начинало жутко трясти вследствие сильной вибрации. Ощущение было такое, что крылья могут попросту оторваться от фюзеляжной части самолета…

Впоследствии при создании сверхзвуковых самолетов инженеры-проектировщики учитывали влияние воздушных потоков на конструкцию самолетов при достижении скорости звука. И едва ли не каждая новая технология, созданная ведущими государствами мира, прежде всего рассматривалась с точки зрения того, как её можно использовать в обороне или нападении…

Совершенствование сверхзвукового самолета

Работы над совершенствованием сверхзвукового самолета продолжались еще несколько лет. Выпущено пять серийных самолетов; еще пять находились в процессе постройки. Разработана новая модификация — Ту-144Д (дальний). Однако выбор нового двигателя (более экономичного), РД-36-51, потребовал значительной перепланировки самолета, особенно энергетической установки. Серьезные конструктивные пробелы в этой области привели к задержке выпуска нового лайнера. Лишь в ноябре 1974 года серийный Ту-144Д (бортовой номер 77105) поднялся в воздух, а спустя девять (!) лет после своего первого полета, 1 ноября 1977 года, сверхзвуковой самолет получил свидетельство летной годности. В тот же день открыты пассажирские рейсы. За свою недолгую эксплуатацию лайнеры перевезли 3194 пассажира. 31 мая 1978 года полеты прекращены: на одном из серийных Ту-144Д возник пожар, и лайнер потерпел катастрофу, разбившись при вынужденной посадке.

Катастрофы в Париже и Егорьевске привели к тому, что интерес к проекту со стороны государства уменьшился. С 1977 по 1978 год было выявлено 600 неполадок. В результате уже в 80-х годах сверхзвуковой самолет решено снять, объяснив это «плохим влиянием на здоровье людей при переходе звукового барьера». Тем не менее четыре из пяти находившихся в производстве Ту-144Д все же были достроены. В дальнейшем они базировались в Жуковском и поднимались в воздух в качестве летающих лабораторий. Всего было построено 16 сверхзвуковых самолетов (в том числе и в дальней модификации), совершивших в общей сложности 2556 вылетов. К середине 90-х годов из них сохранилось десять: четыре в музеях (Монино, Казань, Куйбышев, Ульяновск); один остался на заводе в Воронеже, где построен; еще один находился в Жуковском вместе с четырьмя Ту-144Д.

Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, сверхзвуковой самолет совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 — пассажирских (было перевезено 3 194 пассажира).

Позже сверхзвуковые самолеты совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов.

На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, аналогичные используемым на Ту-160, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура.

Всего было построено 16 лайнеров Ту-144, которые совершили в общей сложности 2 556 вылетов и налетали 4 110 часов (среди них больше всего, 432 часа, налетал борт 77144). Постройка ещё четырёх лайнеров так и не была закончена.

Ту-144 против «Конкорда»: кто быстрее

Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше, чем его европейский соперник – сверхзвуковой лайнер «Конкорд», но пролетал намного меньше.

Началось с того, что СССР стал активно развивать северные и восточные регионы в 60-е годы прошлого века. Долететь до Дальнего Востока на реактивном самолёте Ту-104 можно было за восемь часов с двумя промежуточными остановками. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв поставил задачу создать пассажирский сверхзвуковой самолёт, на котором до Хабаровска можно будет долететь за 3,5 часа. Достижения советской авиации, как спорт и балет, должны были доказать миру превосходство социализма над капитализмом.

В это время (в 1962 году) в Париже британская и французская стороны подписали соглашение о совместной разработке сверхзвукового самолёта «Конкорд» (что в переводе с английского означает «согласие»). Планировалось, что лайнер будет пересекать Атлантический океан со скоростью 2 000 км/ч.

Обеспокоенное планами европейских конкурентов, советское руководство через месяц издало постановление о создании опытным Конструкторским бюро Туполева сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Тогда началась гонка.

В 1967 году в Тулузе во Франции прошла первая официальная презентация «Конкорда». Советские конструкторы опаздывали, но их спасли технические неполадки у европейцев, по которым вылет «Конкорда» отложили. Хрущёв потребовал от Туполева запустить Ту-144 до конца 1968 года. Перед Новым годом 31 декабря 1968 года с аэродрома Раменское в тестовом режиме взлетел Ту-144. Во время 38-минутного полёта самолёт показал себя отлично.

Ту-144 в полёте /Фото с сайта militaryarms.ru

Через два месяца вслед за Ту-144 в воздух поднялся «Конкорд».

Сверхзвуковой пассажирский «Конкорд» / Фото с сайта need4trips.com

«В конце 60-х годов я был юношей, – вспоминает житель Жуковского, инженер танковой промышленности Павел Городницкий. – Здесь с аэродрома Ту-144 регулярно поднимался над долиной Москвы-реки. Большими кругами на минимальной скорости самолёт отрабатывал различные режимы работы, выпрямляя носовую часть, делая виражи. Для нас это было потрясающее явление, просто спектакль. Но это длилось недолго: делали несколько кругов и улетали».

В 1973 году во время выставки в Ле-Бурже Ту-144 потерпел крушение. Все шесть членов экипажа погибли. Советский лайнер, как и «Конкорд», пытался пролететь над взлётно-посадочной полосой, а потом снова набрать высоту. Однако самолёт начал резко пикировать, а на высоте 120 метров стал разваливаться на части. Сначала отвалилось одно крыло, затем хвостовой отсек. Причин катастрофы так и не установили. Несмотря на это, Ту-144 был показан на авиасалоне в Ле Бурже и в следующие годы.

В 1977 году сменившему Хрущёва Леониду Брежневу во время визита во Францию показали «Конкорд», который за год слетал в Бахрейн и Бразилию. Максимальная скорость самолёта была 2 330 км/ч, а крейсерская скорость – 2 150 км/ч. Генсек поручил отечественным конструкторам ускориться. И утром 1 ноября 1977 года из аэропорта Домодедово в Алма-Ату с пассажирами на борту вылетел Ту-144. Расстояние в 3 260 км лайнер преодолел за 2 часа 10 минут.

Через год во время испытаний у Ту-144 загорелся один из двигателей для дальнего полёта. Экипаж совершил вынужденную посадку. Погибли два бортинженера, которые не смогли покинуть самолёт после приземления. Советское руководство приняло решение отменить пассажирские рейсы на Ту-144. В начале 80-х годов Ту-144 ещё два раза загорелся, но обошлось без человеческих жертв.

В это время на арену пассажирских перевозок вышел новый Ил-86. В 1982 году умер Брежнев. Новое руководство СССР, не заинтересованное в сверхзвуковой пассажирской авиации, издало постановление о прекращении работ над обогнавшим звук Ту-144.

Его конкурент «Конкорд» пролетал до начала XXI века. 25 июля 2000 года самолёт потерпел катастрофу при вылете из парижского аэропорта. Погибло 113 человек. В 2003 году рейсы прекратились из-за повышения цены на топливо. За время полётов через Атлантику британо-французский авиалайнер перевёз 3 млн пассажиров.

Каждый «Конкорд» стоил 350 млн долларов, а общая сумма на постройку 16 самолётов составила 17 млрд долларов. Сколько денег было потрачено на создание и эксплуатацию Ту-144, неизвестно. Но точно немало: в СССР на соревнование с Западом денег не жалели.

Варианты

Порох для пистолетов Люгер (М)

Генеральный штаб в Советской России и СССР

Неутешительные итоги

Несмотря на катастрофу, развитие самолета продолжалось. В 1977 году наконец-то был открыт первый пассажирский рейс Ту-144 Москва – Алма-Ата. Полет проходил на высоте 16-17 тыс. м на расстояние 3260 км со скоростью 2000 км/ч. Самолет летал один раз в неделю и перевозил 80 человек. По отзывам пассажиров, они чувствовали себя в полете, как космонавты. 

В 1976 году началась постройка Ту-144 с новым двигателем РД-36-51А, который должен был обеспечить более длительный сверхзвуковой полет. Происшествие с первой опытной моделью именно этой серии стало решающим в судьбе Ту-144. В мае 1978 года во время испытаний в Подмосковье самолет был вынужден совершить экстренную посадку по причине возгорания одного из двигателей. При этом два члена экипажа погибли. 

В том же году было принято решение о приостановке пассажирских перевозок. Программа развития самолета была свернута, производство Ту-144 прекратили в 1981 году. Позже самолеты использовались для грузоперевозок, тренировочных и испытательных полетов. 

Как показала практика, сверхзвуковые пассажирские перевозки оказались очень затратным делом даже для плановой экономики, которая никогда не скупилась на вложения в промышленность. Ту-144 оказался дорогим и сложным в эксплуатации. В СССР для него не было подходящей инфраструктуры и достаточного количества маршрутов, а для продаж за границу существовали большие препятствия. Его европейский конкурент «Конкорд», пролетавший до 2003 года, испытывал примерно те же трудности и уступил небо более экономным дозвуковым авиалайнерам. 

О результатах воплощения программы сверхзвукового пассажирского авиалайнера до сих пор не утихают споры. Одно можно сказать точно: отечественные авиастроители в очередной раз подтвердили свое мировое лидерство, победив в сверхзвуковой гонке. Работы над Ту-144 помогли поднять уровень советского авиапрома и смежных областей. Опыт разработки был в дальнейшем использован при создании тяжелых сверхзвуковых самолетов Ту-22М и Ту-160. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector