Сверхтяжёлый танк
Содержание:
- Семейство «Тигров»
- Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V
- 2 уровень
- От Царь-пушки к Царь-танку
- «Черепахи» союзников
- Улучшенный вариант
- 7 место – израильский Меркава Мк.4М
- Pz.Kpfw. V/IV
- FCM F1, 145 т
- 5 уровень
- Концепция
- Причины создания
- Тяжёлый штурмовик Tortoise A39
- 7.K1А1
- Примечания
- Самые большие танки в России
- 8. Т-90 АМ
- Старинные проекты
- 8 уровень
- 7.
- Ссылки
- Примечания
- Символ военной мощи Красной армии Т-35
- 6 уровень
- 5 место – российский Т-90АМ
Семейство «Тигров»
При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.
Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.
Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte
Не довелось «понюхать пороху» и танку VIII Maus. Его габариты были намного скромнее, но также внушительны – почти 190 тонн веса. Статья про танк Maus
Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V
Впечатлённые применением бронированных машин на Сомме, немецкие инженеры ускорили работы по созданию собственных танков. В октябре 1917 на базе трактора «Holt» свет увидел первый серийный немецкий танк A7V.
Всего выпустили 20 машин, и они ограниченно участвовали в боях последнего периода Первой мировой войны. Размерами походил на британский аналог, но был в два раза быстрее и мог преодолеть расстояние на 15 км больше, чем британский Mark.
Экипаж немецкого 30-тонника состоял из 18 человек. Почти все боевые машины имели имена собственные и были утрачены в боях или сданы на слом после краха Германской империи.
2 уровень
Т18 (максимальный урон 131-219 единиц)
Низкоуровневая американская ПТ-САУ Т18 не отличается большим запасом очков здоровья, но зато обладает самой толстой лобовой броней на втором уровне и хорошей мобильностью.
Добавьте к этому мощную пушку 75 mm Howitzer M1A1 — и вы получите ПТ, которая может нагло выходить на врага, наносить ему огромный урон, а сама получать только царапины.
Рекордным уроном в 131-219 единиц отличаются, как обычно, фугасные снаряды. С такой мощью можно одним выстрелом убить противника на уровень выше себя, но только при условии, что снаряд попадет в незащищенную часть корпуса. Если же противник стоит к вам лбом, то смело заряжайте «золотые» кумулятивные боеприпасы, урон у них чуть поменьше, зато бронепробиваемость в разы лучше.
Артиллерия Sturmpanzer I Bison (максимальный урон 225-375 единиц)
Эта САУ по праву занимает место «песочной» королевы. Если во вражеской команде оказалась такая артиллерия, берегите головы. На первый взгляд эта хлипкая машинка не представляет опасности, но если от нее прилетит снаряд, мало не покажется.
От Царь-пушки к Царь-танку
Царь-танк Лебеденко
Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире. Статья про Царь-танк
«Черепахи» союзников
Англичане приступили к созданию танка прорыва еще до войны, предполагая, что в случае войны «на континенте» они будут штурмовать укрепления вроде германской «линии Зигфрида». В 1939 году образовался комитет, куда вошли почтенные ветераны британского танкостроения — А. Стэрн, Ю. Д’Энкур, Э. Суинтон, Г. Риккардо, У. Вильсон. Производство развернули у пионера танкостроения компании Фостера. Конструкторы назвали себя «The Old Gang» — «старая смена», а подготовленный ими проект получил обозначение TOG. В октябре 1940 года построили опытный танк TOG 1, а в мае 1941-го — TOG 2. Их конструкция свидетельствовала, скорее, о попытке вернуться к старым канонам, чем о стремлении сделать нечто новое. Подвеска была жесткой, планировалась даже установка вооружения в бортовых спонсонах. «Старая смена» все же поставила башню с длинноствольной 76-мм пушкой и электроприводом, а также использовала электротрансмиссию. Гусеницы, как и у французских 2С, охватывали корпус. Правда, 600-сильный двигатель был слабоват для машины массой 81 т. В серию TOG 2 пущен так и не был. Теперь он украшает экспозицию Королевского танкового музея в Бовингтоне.
Улучшенный вариант
Впоследствии создавалась улучшенная вариация ИС-7. Была существенно усилена броня башни танка и его корпуса, увеличена толщина бортовых устройств, откорректированы углы, намного меньше стала уязвимость у формы башни. Кроме этого танк был вооружен новой конструкцией пушки. Визуально внешность пушки отличалась дульным тормозом. Танк был оборудован прибором по оптимальному управлению огнём. При этом обеспечивались очень точные прицелы. Из-за больших габаритов была значительно увеличена высота корпуса. За счет гидравлических амортизаторов с двухсторонним действием удалось добиться нужной плавности хода.
Всего было изготовлено 4 образца ИС-7, проведены необходимые заводские испытания. Однако, несмотря на уникальные технические и эксплуатационные параметры, танк не был одобрен Госкомиссией и не получил рекомендаций для вооружения. А ведь это был действительно самый тяжелый в мире танк. Ему по всем характеристикам уступала германская модель, потому что у «Королевского Тигра» не было таких гарантий. А также, с ИС-7 не могла сравниться бронетехника США, включая Т29, образец Т32, модель ТЗО и Т34.
Тем не менее, конструкторами был накоплен достаточно богатый практический опыт. Опробованные детали и агрегаты ИС-7 активно применялись в дальнейшем при создании других советских танков.
7 место – израильский Меркава Мк.4М
Самый необычный танк в нашем рейтинге. Не похож на другие внешне, не универсален, имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны.
Обеспечивает лучшую в мире защиту своему экипажу благодаря компоновке с двигателем спереди, служащим дополнительной бронёй. Более того, в корме корпуса имеются двери, благодаря чему танк может транспортировать экипажи подбитых танков либо десант.
Меркава вооружён 120 мм пушкой, способной вести огонь по низколетящим вертолётам благодаря современной системе управления огнём.
Помимо комбинированной пассивной брони защищён уникальным комплексом активной защиты «Трофи».
Минусом можно считать плохую подвижность, но Мервава создавалась под определённые условия, в которых находится израильская армия и ставку делали на другие характеристики.
Pz.Kpfw. V/IV
FCM F1, 145 т
FCM F1 — это особый французский сверхтяжелый танк. Изначально предназначался для замены другой машины. Но уже к 30-м годам он сильно устарел.
Вскоре были выявлены новые требования по изготовлению, и начались они в 1936 году. Предполагалось создать более улучшенный вариант такого танка. Стоит отметить, что толщина брони на машине составляла почти 100 мм. Французы посчитали, что такую большую, прочную машину невозможно пробить. В настоящее время считается одним из самых тяжелых танков.
Он обладал большой грузоподъемностью, а также был неуязвим для огня противника. К сожалению, к нашему времени сохранились всего лишь некоторые модели.
5 уровень
КВ-1 (максимальный урон 338-563 единиц)
После разделения легендарного КВ на два танка (КВ-1 и КВ-2) обе новые машины заняли первые места на 5 и 6 уровнях рейтинга самой убойной техники в World of Tanks.
КВ-1 в «топовой» комплектации обладает хорошо бронированной компактной башней, которая позволяет ему безнаказанно вести огонь из-за укрытий и складок местности.
У этого танка широкий выбор орудий пятого и шестого уровня, но максимальным уроном (338-563 единиц) обладает лишь фугасница 122 мм У-11. В такую пушку можно зарядить фугасы или кумулятивные «золотые» снаряды.
Осколочно-фугасные боеприпасы, несмотря на большой заявленный урон, принесут мало пользы если стрелять в крепкий лоб ПТ-САУ и тяжелых танков своего уровня, зато легкие танки и артиллерия буквально взрываются чуть ли не с первого попадания.
Таким же уроном обладает СУ-85.
Артиллерия M41 (максимальный урон 713-1188 единиц)
Американская САУ пятого уровня славится тем, что помимо отличного урона, она обладает замечательными углами горизонтальной наводки и хорошей скорострельностью.
Также М41 может разгоняться до 56 км/ч, но из-за слабого движка на это требуется немало времени.
«Топовое» орудие 155 mm Gun M1918M1 может стрелять двумя видами осколочно-фугасных снарядов — обычными и премиумными. У обоих видов боеприпасов одинаковый урон (713-1188 единиц), но «золотые» снаряды чуть лучше пробивают броню и при взрыве дальше разбрасывают свои осколки.
Таким же уроном обладают Hummel и AMX 13 F3 AM.
Концепция
В основе концепции сверхтяжелых танков лежит предположение, что значительно увеличив размеры и массу бронированной машины, возможно достичь качественного скачка в её защищенности и боевой мощи.
Предполагается, что за счет своей защищенности, сверхтяжелый танк будет полностью неуязвим для огня стандартных противотанковых средств противника, и, тем самым поставит неприятеля перед дилеммой:
- Пытаться оснастить свои части нестандартным, особо мощным противотанковым оружием, способным поражать сверхтяжелые танки — что потребует значительных затрат (так как подобное оружие должно иметься на каждом участке, где существует угроза прорыва с применением сверхтяжелых машин), и создаст проблемы с мобильностью войск, так как подобное сверхтяжелое противотанковое оружие будет тяжелым и малоподвижным.
- Игнорировать существование сверхтяжелых танков, тем самым подвергая фронт угрозе прорыва в случае применения таковых.
Сверхтяжелые танки почти всегда рассматривались как машины усиления, предназначенные для прорыва мощной обороны в позиционной войне или близкой к таковой; лишь немногие проекты сверхтяжелых танков рассматривали (безуспешно) их применение в ином качестве.
Проблемы концепции
Критической проблемой концепции сверхтяжелых танков является их крайне низкая стратегическая и оперативная мобильность, а также их высокая сложность и стоимость. Хотя тактически, сверхтяжелые танки могут быть — при достаточно мощном двигателе — достаточно подвижны, переброска их на значительные расстояния представляет собой почти нерешаемую в военное время проблему. Сверхтяжелый танк, перемещаясь своим ходом, наносит значительный урон местности, по которой движется; ввиду своих размеров, он не в состоянии проезжать по мостам и тоннелям. Река с крутыми берегами, не позволяющими переправиться вброд, представляет для сверхтяжелого танка почти неодолимое (без долгой инженерной подготовки) препятствие. Кроме того, при движении своим ходом, ходовая часть сверхтяжелого танка подвергается сильнейшему износу из-за огромной нагрузки при движении.
Единственным адекватным способом перемещения сверхтяжелых танков на значительные расстояния является либо их транспортировка по морю, либо перевозка по железной дороге в полностью или частично разобранном виде. И тот и другой способы связаны со значительными трудностями; перевозка по морю делает танк привязанным к наличию оборудованных портов вблизи театра военных действий, переброска в разобранном виде требует длительной последующей сборки и подготовки. Если в позиционной войне со стабильным фронтом подобные способы ещё могут рассматриваться, то в маневренной войне с быстро меняющимися линиями фронта, своевременная доставка сверхтяжелого танка на поле боя представляется невозможной.
Другим значимым недостатком сверхтяжелых танков является их высокая заметность, сложность маскировки и уязвимость на позиции при продвижении к полю боя. Развертывание сверхтяжелого танка, ввиду приведенных выше причин, является долгим и сложным мероприятием, скрыть которое от противника весьма непросто. Таким образом, сам факт развертывания сверхтяжелого танка выдает противнику направление вероятной атаки; неприятель получает возможность заранее усилить и эшелонировать свою оборону, сделав тем самым даже успешный прорыв фронта бессмысленным ввиду невозможности развития успеха.
Наконец, главным сдерживающим фактором в отношении создания сверхтяжелых танков является их огромная стоимость и сложность производства.
Закат концепции
Появление ядерного и высокоэффективного бронебойного оружия, управляемых авиабомб и ракет и даже гранатомётов привело к полному исчезновению концепции сверхтяжелого танка из рассмотрения. В настоящее время не представляется возможным создать машину, устойчивую к поражающему эффекту тактического ядерного удара, нанесенного прямо по ней или даже в радиусе 1-2 км, либо способную выдержать попадания специально сконструированных бронебойных средств. Боевые задачи, традиционно выставляемые перед сверхтяжелыми танками — прорыв укрепленной обороны — могут быть проще и дешевле решены другими средствами, вроде авиации и тактического ядерного оружия, объемно-детонирующих боеприпасов и воздушных тактических десантов.
Причины создания
Тяжёлый штурмовик Tortoise A39
Штурмовик А39, прозванный «Черепахой», создавался в годы войны с целью преодоления укреплённых линий противника.
Бесповоротная башня была оснащена пушкой с калибром 94 мм
При проектировании больше внимание уделялось манёвренности, чем защите. Многие специалисты военной истории склонны относить А39 к самоходным артиллерийским установкам
Как и многие бронированные гиганты, так и не был запущен в серийное производство.
А вы знали, какие крупные битвы Второй мировой войны происходили после 9 мая 1945 года? Если нет, то эта статья для вас!
Теперь пришло время рассмотреть современные модели танков, стоящих на вооружении в армиях ведущих государств мира.
7.K1А1
Примечания
Самые большие танки в России
Российская Федерация превосходит ведущие армии мира по количеству танков. Некоторые из них считаются лучшими в мире. Рассмотрим самые большие современные модели.
Т-80
Боевая машина разрабатывалась в СССР и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Имеется 4 модификации с газотурбинными и дизельными двигателями. В число недочетов включены:
- большой расход топлива;
- высокая стоимость производства;
- небольшая огневая мощь.
Танк Т-80
Применялся в чеченской компании. В свое время стал конкурентом немецкого «Леопарда-2».
Т-90 «Владимир»
Разработанный в советское время, он стал наиболее продаваемым на внешний рынок после распада СССР. Боевой вес 46,5 т., комбинированная прочная броня, 12-цилиндровый дизельный двигатель и современная гладкоствольная пушка делали Т-90 универсальной техникой при ведении боя.
Т-90 на соревнованиях
Ходовая часть подвижна, заимствована у Т-72Б. Единственным минусом объекта считается уязвимость топливной системы.
Армата Т-14
Новейшая боевая машина России с необитаемой башней. Это первая мировая модификация, которая может использоваться в разведке и корректировке огня. Оснащен:
- ультрафиолетовыми камерами с кругозором 360 градусов;
- доплеровским радаром;
- беспилотным разведывательным аппаратом;
- перехватчиком ракет и снарядов;
- защитной системой «Малахит», отражающей удары по машине из РПГ.
Т-14 принимает участие в репетиции парада на Красной площади
Серийно выпускается с 2017 года. Первые модели должны показать недостатки инженерного толка для своевременного исправления ошибок.
8. Т-90 АМ
Т-90 АМ — усовершенствованная версия оригинального танка Т-90. Разработка началась в 2004 году. Его экспортный вариант известен как Т-90 МС, представленный в 2011 во время VIII международной выставки вооружений, проходившей в Нижнем Тагиле. Т-90 АМ может похвастать новой башней, системами управления и модернизированным орудием
Особенно пристальное внимание уделялось расширению возможностей командира по обнаружению целей. Теперь системы эффективны как днем, так и ночью
Также модификация оснащается комплектом активной защиты «Афганит», который устанавливается и на Т-14 «Армата». Экспортный вариант укомплектован КАЗ «Арена-Э» с меньшей функциональностью. Также впервые для управления танком стал применяться штурвал.
Старинные проекты
Первый известный проект машины, имеющей право называться прототипом танка, уже страдал гигантизмом. В 1874 году француз Эдуард Буйен предложил для движения по любой местности поезд, несущий с собой железнодорожное полотно в виде охватывающей его замкнутой цепи (примерно как гусеница охватывает катки танка). Поперечный изгиб цепи позволял этой машине поворачивать. Для военных целей Буйен спроектировал вариант этакого «бронепоезда» из восьми секций, вооруженного 12 пушками и 4 митральезами. Команда должна была включать 200 человек. Понятно, что предложенная Буйеном паровая машина мощностью 40 л. с. не смогла бы и с места сдвинуть это «самое грозное орудие войны». Проект осел в архивах, где его и обнаружили спустя полстолетия.
Кончилась ничем и куда более интересная разработка российского инженера-кораблестроителя В.Д. Менделеева, сына Д.И. Менделеева. Над эскизным проектом наземной машины Менделеев работал с 1911 года в свободное от основной службы время. В августе 1916-го, когда до выхода на поле боя британских танков оставался месяц, он представил в русское Военное министерство тщательно разработанный проект. И это был первый русский проект «танка». Популярная версия, согласно которой первым танком считается «Вездеход», построенный в 1915 году А.А. Пороховщиковым, ошибочна. Эта машина не имела ни брони, ни вооружения и была именно вездеходом. Проект же Менделеева предполагал бронированную машину с вооружением. Причем весьма солидным — 120-мм пушка «Канэ» в корпусе и пулемет «Максим» в выдвижной башенке. Бронирование должно было защищать от 152-мм снарядов. Предусматривались пневматические узлы подвески ходовой части и сервоприводы управления. Любопытно, что во время стрельбы корпус машины должен был опускаться на землю. Была предусмотрена перевозка по железной дороге. Менделеев не указал сферы применения своего «бронированного автомобиля». Возможно, он предназначался для крепостной войны или береговой и противодесантной обороны Финского залива. Однако машина массой 170 т, весьма сложная в производстве, никого не заинтересовала.
8 уровень
ИСУ-152 (максимальный урон 713-1188 единиц)
И снова СССР в лидерах. Усовершенствованная модель предыдущей ПТ-САУ, ИСУ-152, обладает орудием десятого уровня 152 мм БЛ-10, которое может наносить 713-1188 единиц урона фугасными снарядами. Впрочем, намного эффективнее стрелять бронебойными: урон у них чуть ниже, но зато бронепробиваемость позволяет легко прошивать даже самых крепких противников десятого уровня. Использовать «золотые» снаряды с этой пушкой не имеет особого смысла. И без них можно легко пробить любого противника.
ИСУ-152 с «топовой» пушкой имеет сносную точность, что позволяет не ломиться в гущу боя, а прикрывать союзников с безопасной дистанции.
Артиллерия Т92 (максимальный урон 1688-2813 единиц)
Самая убойная и самая бесполезная артиллерия восьмого уровня. Премиумные осколочно-фугасные снаряды наносят 1688-2813 урона и имеют огромный радиус разлета осколков — более 11 метров.
Во всем остальном у Т92 сплошные минусы.
Во-первых, это жутко косая артиллерия. Казалось бы, при огромном радиусе разлета осколков особой точности не требуется. Ну, приземлился снаряд не на голову противнику, а рядом с ним, все равно супостата зацепит осколками. А что делать, если на одной полянке сцепились вражеские и союзные танки? При таком раскладе можно положить и тех и других, причем еще неизвестно, кого зацепит больше, и будет ли после этого команда вам благодарна.
Кроме того, Т92 очень долго перезаряжается. Пока идет перезарядка, враг успеет не только починить сломанные гусеницы, но и легко скрыться из виду.
Ну и напоследок — еще один большой минус этой артиллерии. У него напрочь отсутствует отрицательный угол вертикальной наводки. Представьте, что к вам на базу прорывается легкий танк, подъезжает вплотную к вашему лбу, и вы ничего не можете с этим поделать. Пушка Т92 просто не опускается ниже нулевой линии, а это значит, что танки с низким силуэтом могут спокойной расстрелять вас в упор.
7.
4. «Тигр I» (Германия)
«Тигр I» — немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».
Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.
«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.
Ссылки
Примечания
Символ военной мощи Красной армии Т-35
Первый советский тяжёлый танк выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе. Пятибашенная машина с мощным вооружением предназначалась для поддержки пехоты и прорыва мощных укрепрайонов врага.
Конструкция из пяти башен с пушками и пулемётами могла создать вокруг боевой машины море огня. Но командир не мог координировано управлять всем вооружением, и в бою Т-35 действовал неэффективно.
Гордости советского танкостроения так и не удалось поучаствовать в боях Второй мировой войны. Из 59 выпущенных моделей, сегодня сохранилась лишь одна, коротая выставлена в Кубинке.
А о самых крупных битвах Второй мировой войны на thebiggest.ru есть очень интересный материал.
6 уровень
КВ-2 (максимальный урон 683-1138 единиц)
Очень опасный танк в боях на шестом и седьмом уровнях. Благодаря орудию 152 мм М-10, которое в народе получило прозвище «шайтан-труба», КВ-2 может наносить 683-1138 единиц урона, но только при условии пробития фугасом брони. Если же вам противостоит толстошкурый танк, то имеет смысл попробовать бронебойные или кумулятивные снаряды.
В отличие от своего предшественника, КВ-2 имеет внушительный корпус и массивную башню, а это значит, что спрятаться на нем довольно непросто. Старайтесь избегать открытой местности и держитесь ближе к городским постройкам, где можно будет вылавливать врагов на узких улочках. Причина очевидна: с точностью у этого танка беда, стрельба по дальним мишеням — лишь напрасная трата снарядов. Городские строения также пригодятся для отступления на перезарядку, которая длится примерно четверть минуты.
Артиллерия С-51 (максимальный урон 1388-2313 единиц)
С-51 или «буратино» почти всегда желанная артиллерия в чемпионских ротах. Пусть скорострельность у этой САУ самая низкая на шестом уровне, зато с «топовым» орудием 203 мм Б-4 она наносит фугасами 1388-2313 единиц урона при удачном попадании.
По сравнению со своим коллегой СУ-14, эта артиллерия гораздо подвижнее, что позволяет ей вовремя менять позицию при угрозе обнаружения.
Таким же уроном обладает СУ-14.
5 место – российский Т-90АМ
Массово производится в России. Т-90 предыдущих версий — самый коммерчески успешный танк на мировом рынке. Построен на хорошо знакомой со времён СССР базе, отличается скромной ценой, неприхотливостью и надёжностью.
Появился в результате глубокой модернизации Т-72, затронувшей почти всё. Помимо пассивной брони защищён активной «Контакт-5» и КОЭП «Штора-1».
Боекомплект находится в автомате заряжания карусельного типа, что может привести к мгновенной детонации всего БК при поражении автомата и полного уничтожения танка. Способен вести стрельбу управляемыми ракетами.
Небольшие габариты, масса и способность форсировать водные преграды глубиной до 5 метров – заметный плюс российского ОБТ. Из минусов – устаревшая механическая трансмиссия, скорость заднего хода 5 км/час.
Модификация Т-90АМ позволила занять достойное место в рейтинге. Новая башня, ДЗ «Реликт», современный автомат заряжания, часть боекомплекта в коробе башни и автоматическая трансмиссия стали глотком свежего воздуха для устаревающей машины и поставили её рядом с лучшими западными образцами.