История байконура: как создавался первый космодром и что его ждёт в будущем?

Содержание:

Перечень государственных/муниципальных услуг

Исторические рекорды

На начало 2018-го «Байконур» является вторым в мире по суммарному количеству запущенных ракет и спутников после российского Плесецка. Речь идёт о примерно 1500 запусков, начиная с 1957 года. Пик стартов пришёлся на 1987 год, тогда одних только спутников отсюда отправили 48.

«Байконур» – пока ещё один из мировых лидеров по количеству коммерческих запусков / Фото сайта pronedra.ru

Первый искусственный спутник, полёт Белки и Стрелки, Юрий Гагарин с его легендарным «Поехали!», первые орбитальные космические станции, исследовательские модули Луны и Венеры, – всё это произошло в истории космонавтики благодаря «Байконуру».

Челнок «Буран» на стартовой площадке / Фото сайта roscosmos.ru

Легендарный космический челнок «Буран», являющийся по сути более продвинутым аналогом американских «Шатлов», 15 ноября 1988 года именно из «Байконура» совершил свой единственный полёт. В городе после этого остался уникальный аэродром.

В 2002 году единственный летавший в космос челнок («изделие 1.01») был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Галерея

Гимн России на последнем звонке

24 мая в школе № 1 имени Георгия Шубникова в Байконуре прошёл последний звонок. Выпускники попрощались со школой на день раньше, потому что 26-го им уже сдавать государственный выпускной экзамен по российским стандартам. На втором этаже школы – патриотический уголок с портретом президента РФ Владимира Путина.

Последний звонок в школе в Байконуре / Фото Informburo.kz

«В этом году у нас один выпускной класс – 26 человек, из них два претендента на золотые медали. Школа была построена в 1958 году, – рассказывает директор школы № 1 Оксана Гузикова. – У нас тут обучаются не только граждане России, но и граждане Казахстана».

Школьники с патриотичными ленточками с изображением российского триколора выстроились во дворе. В торжественной обстановке заиграл гимн России, два выпускника подняли флаги. У некоторых учеников на шеях можно было заметить синие галстуки, напоминающие пионерские.

Два года назад часть школ в Байконуре передали Казахстану. Пять школ из 13 в Байконуре теперь казахстанские, восемь – российские.

Во дворе казахской школы № 272 – бюст Циолковского, прежде это было учебное заведение его имени. После смены власти в школе в названии оставили только номер.

Переход на казахстанские стандарты обучения, как объяснила завуч Айгуль Сайфуллина, был необходим, так как у выпускников с паспортом РК возникали трудности при сдаче ЕНТ. Приходит такой абитуриент на тестирование с аттестатом об окончании российской школы, а его не принимают. И даже если примут, то он всё равно обучался по другой программе. Так что ответить на казахстанские вопросы для ЕНТ таким выпускникам было сложно.

Бюст Циолковского во дворе казахской школы в Байконуре / Фото Informburo.kz

Как рассказала директор школы Мира Оспанова, в этом году она выпускает два класса с одним обладателем «Алтын белгы».

Хоть в Байконуре и появились казахстанские школы, казахский детский садик здесь пока только один. Российских детских садов же тринадцать. Такой дисбаланс порой приводит к тому, что казахские семьи предпочитают, чтобы их ребёнок учился в русской школе, чтобы не переучивать язык.

«Моя старшая дочь ходит в казахскую школу, у меня ещё дети есть, но они ещё маленькие, – говорит жительница Байконура Динара. – Я не буду отдавать их сюда, они в русскую школу пойдут. И старшую после первого класса тоже отсюда вытащу. Она в русском садике была, тут ей трудно общаться. ЕНТ сдаст как-нибудь, все сдают, ничего. Ну ЕГЭ есть, в конце концов, потом в российский вуз поступит».

Добавить комментарий Отменить ответ

Георгиевская лента на прозрачном фоне: картинки и шаблоны для вырезания

Глава администрации

Глава городской администрации — Константин Дмитриевич Бусыгин. Назначен совместным решением Президентов России и Казахстана 30 мая 2017 года.

Ранее должность занимал Анатолий Павлович Петренко, назначенный совместным решением Президентов России и Казахстана 9 июля 2015 года, с 16 сентября 2013 года был исполняющим обязанности Главы администрации города Байконур.

С 2002 года по 11 сентября 2013 года должность занимал Александр Фёдорович Мезенцев.

  1. Брынкин, Виталий Алексеевич (1992—1994)
  2. Дмитриенко, Геннадий Дмитриевич (1994—2002)
  3. Мезенцев, Александр Фёдорович (2002—2013)
  4. Петренко, Анатолий Павлович (с 16 сентября 2013 по 30 мая 2017)
  5. Бусыгин, Константин Дмитриевич (с 30 мая 2017 года)

Развитие космодрома

Одним стартовым комплексом не ограничилось строительство космодрома Байконур. В дальнейшем на отведённой под него территории были построены комплексы, предназначенные для ракет разных классов грузоподъёмности: «Циклон-М» лёгкого, «Союз», «Зенит», «Молния» среднего, «Протон» тяжелого и «Энергия» сверхтяжёлого класса.

Через 4 года после введения в эксплуатацию первого стартового комплекса для «Союза» был построен еще один, аналогичный первому.

В 1965 году была введена в действие первая пусковая установка для «Протона», а через год – вторая. В 1967 году сданы в эксплуатацию две установки для ракеты-носителя «Циклон». Далее строительство и ввод новых объектов прекращается до 1979 года. В 1979 году в Кызылординской области, где находится космодром Байконур, начинают эксплуатироваться еще две установки «Протон».

Продолжает развиваться сопутствующая инфраструктура космодрома.

Почти все космонавты, которые отправляются в космос с «Байконура», обязательно перед полётом приходят в Божий храм

Читайте также

Месторасположение и общее описание

Космодром Байконур – это колоссальный научно-испытательный комплекс, занимающий площадь 6717 кв. км. В его состав входит:

  • 15 стартовых площадок 9 различных типов, предназначенных для запуска ракет-носителей (РН);
  • 4 пусковые установки, на которых проводятся испытания баллистических ракет;
  • 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) для предстартовой подготовки РН и космических аппаратов, а также их заправки компонентами топлива и сжатыми газами;
  • современный измерительный комплекс с вычислительным центром, где происходит управление полетами и обработка телеметрической информации;
  • завод для производства сжиженного азота и кислорода мощностью 300 тонн продукции в сутки;
  • аэродромы «Крайний» и «Юбилейный».

Работу всего этого «хозяйства» обеспечивают сотни трансформаторных подстанций, десятки узлов связи, есть даже специальный газотурбинный энергопоезд, представляющий собой передвижную электростанцию. Кроме того, к объекту проложены тысячи километров железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи.

Схема расположения объектов космодрома

Отсчет номеров площадок на Байконуре идет с ПУ №5 – знаменитого «Гагаринского старта». Именно отсюда на орбиту был отправлен первый спутник, а затем стартовал корабль с Юрием Гагариным. Всего же в активе этой площадки более 600 успешных пусков. Зона безопасного наблюдения имеет радиус 1,4 км. Запуск тяжелых ракет «Протон» осуществляется со стартовой площадки №81. Аэродром «Крайний» используется для пассажирских и грузовых рейсов, а «Юбилейный» был построен специально для посадки многоразового корабля «Буран».

Спутники Плутона

Недостатки модели

  • У пистолета имеются две разновидности невзаимозаменяемых магазинов под патрон 9×19 мм Парабеллум.
  • У магазинов к пистолету губки очень загнуты навстречу друг другу. Из-за этого патроны задерживаются в магазине при стрельбе. Иногда магазины вовсе разваливаются.
  • Не очень удобный и надёжный. Состоит из множества мелких деталей, что повышает вероятность поломок.
  • Большой вес.
  • При стрельбе наблюдаются частые трудно устранимые задержки. Известны случаи, когда во время стрельбы стрелянная гильза застревала в патроннике и не давала сделать следующий выстрел.
  • У некоторых моделей лопалась пластиковая рамка.

Ссылки

Конструкция

Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:

  • 1 отсек — торпедный.
  • 2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 3 отсек — центральный пост.
  • 4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 5 отсек — дизельный.
  • 6 отсек — электромоторный.
  • 7 отсек — торпедный.

Корпус

При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.

Ссылки

В Википедии есть портал «Кино»

Технические характеристики пистолета Ярыгина

История запусков

Первый запуск с Байконура был произведен 15 мая 1957 г., однако он окончился неудачей, вследствие взрыва одного из блоков ракеты. Примерно через 3 месяца ученым все же удалось успешно запустить ракету «Р-7», которая доставила условный боеприпас в указанный пункт назначения.

В том же году, 4 октября произошел успешный запуск искусственного спутника Земли «ПС-1». Это событие послужило началу космической эры. «ПС-1» находился на орбите 3 месяца, успев обогнуть нашу планету 1440 раз! Любопытно, что его радиопередатчики работали на протяжении 2-х недель после старта.

Через 4 года состоялось очередное историческое событие, которое потрясло весь мир. 12 апреля 1961 г. с космодрома состоялся успешный запуск космического корабля «Восток», на борту которого находился Юрий Гагарин.

Интересен факт, что именно тогда сверхсекретный военный полигон впервые назвали Байконуром, что в переводе с казахского языка буквально означает «богатая долина».

16 июня 1963 г. в космосе побывала первая в истории женщина – Валентина Терешкова. После этого ей было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем на космодроме Байконур были произведены еще тысячи запусков различных ракет.

Одновременно с этим, продолжались реализовываться программы по запуску пилотируемых космических кораблей, межпланетных станций и т.д. В мае 1987 г. с Байконура успешно стартовала ракета-носитель «Энергия». Через полтора года с помощью «Энергии» был произведен первый и последний запуск многоразового корабля-ракетоплана «Буран».

После совершения двух оборотов вокруг Земли «Буран» благополучно приземлился на космодром. Интересен факт, что его приземление проходило в полностью автоматическом режиме и без экипажа.

В период 1971-1991 гг. с космодрома Байконур было произведено 7 запусков космических станций «Салют». С 1986 по 2001 год в космос были отправлены модули знаменитого комплекса «Мир» и МКС, которая функционирует и сегодня.

Запуски с космодрома Байконур

Первый запуск, проведенный с Байконура 15 мая 1957 г., потерпел неудачу. МБР Р-7 ушла со стартовой позиции, но из-за взрыва на одном из ее боковых блоков на 98-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей и, пролетев 400 км, она упала на Землю.

Успешный запуск Р-7 состоялся спустя три месяца — 21 августа. А 4 октября 1957 г. с помощью переоборудованной под космические запуски Р-7 (ракета-носитель «Спутник») на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 г. с космодрома был запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. В документах и прессе об этом запуске 5-й НИИП впервые был назван космодромом Байконур (с каз. «богатая долина»). На самом деле так назывался поселок в Карагандинской области, в 325 км к северо-востоку от места проведения запуска (там были построены муляжи стартовых площадок).

Назвать построенный космодром Байконуром было решено для дезориентации иностранных разведок. Однако впоследствии это название закрепилось за ним. В 1995 г. город при космодроме получил официальное название Байконур (ранее — Ленинск).

На космодроме испытывались различные поколения МБР, космические ракеты-носители и их модификации — «Союз», «Циклон», «Протон», «Зенит», «Энергия».

С Байконура проводились запуски пилотируемых космических кораблей «Восток» (1961-1963), «Восход» (1964-1966), «Союз» (первый испытательный запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый — в 1967 г.), а также автоматические «Прогресс» (1978).

С него выводились в космос автоматические межпланетные станции «Луна» (1959-1976), «Марс» (1960-1973), «Венера» (1961-1978), «Вега-1» и «Вега-2» (исследовали Венеру, 1984).

С Байконура стартовал многоразовый корабль «Буран» (единственный запуск состоялся в 1988 г.), запускались орбитальные пилотируемые станции «Салют» (восемь станций работали в 1971-1991 гг.), модули комплекса «Мир» (1986-2001) и Международной космической станции (МКС; находится на орбите с 1998 г.). Выводились на орбиту различные спутники («Космос», «Метеор», «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния» и др.).

В соответствии с соглашением, подписанным президентами России и Казахстана Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым 28 марта 1994 г., и договору об аренде от 10 декабря 1994 г. космодром был передан России в аренду сроком на 20 лет. В 2004 г. аренда была продлена до 2050 г.

Оформление работы

Последствия войны

Создание космодрома

В 1954 г. была организована специальная комиссия по выбору подходящего места для строительства военного и космического полигона. В следующем году Компартия утвердила постановление о создании полигона для летной отработки 1-й советской межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7» в пустыне Казахстана.

Данная территория соответствовала ряду критериев, необходимых для разработки масштабного проекта, включая малонаселенность данного региона, источники питьевой воды и наличие железнодорожного сообщения.

За постройку космодрома в этом месте выступал, и знаменитый конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев. Свое решение он мотивировал тем, что чем ближе будет находиться взлетная площадка к экватору, тем проще будет задействовать скорость вращения нашей планеты.

Датой основания космодрома Байконур является 2 июня 1955 г. Месяц за месяцем пустынная местность превращалась в огромный технический комплекс с развитой инфраструктурой.

Параллельно с этим в непосредственной близости к площадке отстраивался город для испытателей. В результате, полигон и поселок получили прозвище «Заря».

Все жители Байконура равны

В администрации города Байконур заверили, что никакой дискриминации казахстанских граждан в космическом городке не было и нет. Все, кто тут живёт – прежде всего жители Байконура, а если смотреть масштабно, то и планеты Земля, а потом уже россияне, казахстанцы, мужчины, женщины и так далее.

«У нас есть уникальное понятие – это житель города Байконур. Вы больше такого нигде не встретите, ни в каких нормативно-правовых актах, – объяснила нам начальник отдела международных отношений и правового обеспечения правового управления администрации города Байконур Светлана Муратова. – Жителем города Байконур признаётся и гражданин России, и гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный в администрации города Байконур. Права жителя города Байконур – это равные права граждан обеих стран. Из-за этого кто-то не понимает, допустим, почему кто-то выходит раньше на пенсию. Потому что на них распространяется российское законодательство как на жителя города Байконур. У вас же немножко другие законы. Если гражданин Казахстана работает на предприятии РФ, то он выходит на пенсию соответственно. В вашем законодательстве о пенсионном обеспечении есть норма, учитывающая трудовой стаж на комплексе «Байконур» при расчёте выплаты пенсии по законодательству РК».

Фото Informburo.kz

Беседуя с начальником отдела по связям со СМИ Аппарата главы администрации города Байконур Еленой Митрофановой, мы поинтересовались, на самом ли деле существует дискриминация казахстанцев, либо это надуманная проблема и мнение отдельных лиц. Елена Петровна ответила, что дискриминации нет, напротив, у казахстанцев в Байконуре сегодня есть явные привилегии. Они преобладают численно и составляют большинство тех, кто работает на местных предприятиях.

«Этот вопрос муссировался неоднократно и даже выносился на рассмотрение Межправительственной комиссии, – говорит Елена Митрофанова. – На предприятиях города 90% – это граждане Республики Казахстан. Остальные – россияне. На космодроме, конечно, своя специфика. Но когда начинают разбираться, кого не взяли на космодром … Сюда кто приезжает? Рисоводы, овощеводы. Мы ходили в центр занятости и смотрели. Рисовод, шофёр, сколько туда можно набрать шофёров? Возможно, какие-то отдельные случаи и есть, но мы о них не слышали».

Террористический акт 11 сентября 2001 года

Основная статья: Террористические акты 11 сентября 2001 года

Разрушения Пентагона

11 сентября 2001 года, в 9:37:46, объект был подвергнут террористической атаке — самолёт Боинг 757-200 (рейс 77 American Airlines) врезался в левое наружное крыло Пентагона, в котором располагается командование Военно-морских сил США, — оно было повреждено взрывом и огнём, часть здания обрушилась. Разрушение произошло как раз после недавно законченного длительного ремонта и реставрации этой части здания, также была установлена новая система пожаротушения.

Группа террористов-смертников захватила гражданский самолёт и направила его в здание Пентагона. Жертвами теракта стали 125 человек и 64 пассажира авиалайнера.

Боинг-757, врезавшийся в Пентагон, выполнил над Вашингтоном снижение на 2,1 км (7000 футов) с одновременным разворотом на 270 градусов при скорости 805 км/ч (500 миль в час). За 4 мин до столкновения со зданием самолёт снизился, с разворотом на 30 град, до 670 метров, он приблизился к Пентагону по горизонтальной траектории (чтобы нанести зданию максимальный ущерб) на такой малой высоте, что сбил несколько фонарных столбов.

Самолёт врезался в здание на скорости 900 км/ч (250 м/с) с креном на левое крыло и под углом около 60° к фасаду здания. В бортовых топливных баках было 20 тыс. литров топлива.
Самолет пробил дыру поперечником в 5 м[нет в источнике] (хоть и размах крыльев самолёта 38 м), детали самолёта проникли до 95 метров вглубь здания (длина самолёта 47 м). Были снесены 50 (30 уничтожены и 20 серьёзно повреждены) бетонных опор. Пилотажный штурвал и чёрный ящик — единственные детали, уцелевшие при этом.

Через 19 минут обрушилось 23 метра стены, остановив пожарные работы на несколько десятков минут.
Жертв могло быть больше, но за несколько месяцев до этого момента соседний сектор оказался практически пустым — в связи с ремонтными работами работники были переведены в другие сектора. Около 30 человек уцелели в крыле, куда врезался самолёт (один человек выжил в месте непосредственного попадания самолета в здание).

В восстановленном крыле создан Мемориал Пентагона в память о погибших служащих министерства обороны США и пассажирах самолёта. Мемориал около здания Пентагона строится в виде парка со 184 скамьями, обращёнными к зданию. Во время ремонта Пентагона в 2001—2002 годах, в месте, куда врезался рейс 77, была устроена небольшая внутренняя часовня.

Интересные факты про Плутон

Климат

Климат резко континентальный, с малым количеством осадков (120 мм в год), большим количеством солнечных дней; лето длительное и жаркое, зима морозная и ветреная (снежный покров невысокий).

Зима (середина ноября — середина марта) с переменной облачностью и частыми туманами. Средняя температура воздуха днем —5…—10 °C, ночью до —20…-25 °C (минимальная −38 °C). Устойчивые морозы начинаются в декабре. В любой месяц зимы возможны кратковременные (1-2 дня) оттепели с повышением дневной температуры воздуха до +10…+18 °C. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй половине декабря и держится до конца марта; высота его обычно не превышает 10-12 см (в особо снежные зимы, 1 раз в 20-30 лет, до 30-40 см). Средняя глубина промерзания грунта 1,3 м.

Весна (середина марта — апрель) тёплая с неустойчивой погодой в первой половине. Температура воздуха в начале сезона днем —1…-10 °C, ночью до −10 °C; в конце сезона днем до +25 °C, ночью от −1 °C до +8 °C. Осадки выпадают в виде кратковременных дождей, иногда со снегом.

Лето (конец апреля — середина сентября) характеризуется устойчивой жаркой сухой и малооблачной погодой. Температура воздуха днем +30…+40 °C (максимальная +45 °C), ночью температура опускается до +18…+25 °C. Летом часто бывают суховеи и пыльные бури, которые поднимают в воздух песок и пыль.

Осень (середина сентября — середина ноября) — в первой половине сухая и тёплая, во второй облачная и прохладная. Температура воздуха днем +5…+25 °C, ночью —5…+5 °C. Осадки выпадают в виде моросящих дождей; во второй половине ноября выпадает мокрый снег.

Ветры весной и летом преимущественно западные и северо-западные, осенью и зимой восточные и северо-восточные. Преобладающая скорость ветра 3-7 м/с. В течение всего года (особенно в зимний и весенний период) часто наблюдаются сильные штормовые ветры со скоростью 15 м/с и более (45 дней за год).

Среднее число дней с явлениями погоды за год: осадки 58 (январь 9, июнь 2), туман 27, метель 6, гроза 7. Число ясных дней по общей облачности — 119, пасмурных по нижней облачности — 17.

Климат Байконура
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C −5,6 −4,2 4,2 17,5 26,3 31,9 34,1 31,5 24,9 14,0 4,7 −2,2 14,7
Средняя температура, °C −9,6 −8,7 −0,6 11,4 19,4 24,8 27,2 24,4 17,9 8,2 0,3 −5,8 9,1
Средний минимум, °C −13,6 −13,2 −5,3 5,3 12,6 17,8 20,3 17,4 10,9 2,5 −3,9 −9,3 3,5
Норма осадков, мм 12 9 15 17 12 6 5 5 6 14 14 16 131

Демография и перспективы города

Демографическая история города своеобразна. С момента основания (1955) и на протяжении двух последующих десятилетий абсолютное большинство жителей города было представлено славянскими национальностями (офицеры и командированные гражданские специалисты преимущественно из РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР). По соображениям секретности, коренное население региона (казахов) на работу на космодроме не принимали и жилья в городе (за редким исключением) не предоставляли. Таким образом, в 1955—1975 годах коренное население составляло менее 1 % численности населения города. Население пригородных посёлков Тюратам, Акай, Хутор Болдина занималось скотоводством, часть из них работала на железнодорожной станции Тюратам.

Ситуация изменилась в середине 1970-х, когда был снесён посёлок сельского типа Хутор Болдина, находившийся в 1 км к северо-востоку от города (возникший в годы строительства космодрома), вблизи городского водозабора. Здесь наблюдалась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдались частые вспышки инфекционных заболеваний, что могло привести к эпидемии в городе. Жители посёлка были расселены в пятиэтажных домах на северной окраине города (улица Сейфуллина). Таким образом, доля коренного населения в городе достигла 5-7 %, и в дальнейшем постепенно росла (за счёт более высокой рождаемости у казахов по сравнению со славянскими национальностями); им было разрешено работать в городских службах (торговля и ЖКХ).

Следующее изменение демографической структуры города произошло в 1993—1994 годах, когда космодром и город пережили глубокий кризис. Множество сотрудников космодрома покинули Байконур и уехали со своими семьями в Россию, на Украину, в Белоруссию. Освободившиеся квартиры были заняты коренным населением, прибывающим из городов и сёл Кызылординской области (так называемые «самозаселенцы»), часть которых смогла трудоустроиться в торговле и городских службах, а большинство были безработны. К середине 1990-х доля коренного населения составляла в городе уже 40-50 %.

Во второй половине 1990-х и начале 2000-х продолжился отток русскоязычного населения из города, связанный с поэтапным сокращением войсковых частей и передачей объектов космодрома гражданским предприятиям. Был разрешён приём коренного населения на объекты космодрома. К 2007 доля коренного населения в городе достигла 60-70 %. Учитывая высокую рождаемость в казахских семьях (в среднем 3-4 ребёнка в семье, против 1-2 в славянских семьях), можно ожидать, что к 2015—2020 годам этот показатель достигнет 90 %.

Кроме того, на космодром с 2005 года нет притока молодых специалистов космической отрасли извне (раньше сюда ежегодно приезжали сотни выпускников ВКА им. Можайского и других военных вузов). Растёт средний возраст сотрудников предприятий космодрома.

В связи с таким развитием демографической ситуации, а также с учётом того, что в настоящее время лишь небольшая часть населения города (в пределах 20 %) непосредственно занята на космодроме, отдельными российскими политиками с начала 2000-х неоднократно высказывалось предложение вывести город Байконур из Договора Аренды комплекса «Байконур» и передать под управление казахстанской стороне (акимату Кызылординской области), а российских сотрудников космодрома переселить в жилые дома, находящиеся непосредственно на территории космодрома (площадки 113, 95, 2, 32, 43). Это позволило бы ежегодно экономить значительные денежные средства, выделяемые из российского бюджета на эксплуатацию города Байконур (из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно осуществляется безвозмездное поступление в размере 10,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год)).

10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконур под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий привело бы к массовому отъезду российских специалистов с комплекса «Байконур» и породило бы большие кадровые проблемы; для России частичный «уход» с Байконура целесообразен не ранее 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром «Восточный», а окончательный «уход» — в 2050 году (по окончании срока аренды).

В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия была создана Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1301, председателем комиссии назначен Первый заместитель Председателя Правительства РФ Шувалов И. И.

Почему она вообще началась?

Разгромив нацистскую Германию, страны Антигитлеровской коалиции столкнулись с тем, что мир после Второй мировой изменился. Ушли или почти ушли в прошлое колониальные империи, правившие планетой с 19 века. Критически упало влияние Европы, на первый план выдвинулись СССР и США.

Байконур после распада СССР

Развал Советского Союза стал настоящей катастрофой для космической отрасли страны. Резко уменьшилось финансирование, сократилось количество запусков. После 1991 года Байконур оказался на территории другого государства, притом что основные производства по выпуску ракет и космической техники находились в России и Украине. Уникальным специалистам месяцами не выплачивали зарплаты, и многие из них просто покинули космодром.

В 2004 году между Россией и Казахстаном был подписан новый договор относительно Байконура. Согласно ему, срок аренды объекта продлевался до 2050 года, а ее стоимость осталась прежней – 115 млн долларов. В этом же году было объявлено о создании на базе космодрома российско-казахского комплекса «Байтерек», откуда планировали запускать новые РН «Ангара». Этот проект так и не удалось реализовать, что и стало одной из главных причин строительства «Восточного» – будущей стартовой площадки для ракеты «Ангара».

Космодром Байконур сегодня

В настоящее время с космодрома проводятся запуски ракет-носителей «Союз-ФГ» (с 2001 г.), «Союз-2.1а» (2006), «Союз-2.1б» (2006), «Протон-М» (2001). До недавнего времени проводились запуски российско-украинских «Днепр» (1999-2015; из шахтной пусковой установки МБР РС-20, на базе которой создана космическая ракета) и «Зенит-3SLБ» (2008-2013; в рамках проекта «Наземный старт»).

Только с Байконура могут осуществляться российские пилотируемые запуски. С космодрома выводятся на орбиту пилотируемые корабли «Союз МС» (с 2016 г.) с экипажами на МКС и грузовые «Прогресс МС» (2015), обслуживающие станцию.

Итоги войны

Главным итогом войны стало установление советской власти на всей территории России. Была образована единая коммунистическая партия, новые органы власти, фактически установлен новый режим. Крестьяне и рабочие получили гражданские права, земля и предприятия были переданы в собственность государства.

Гражданская война в России – пятилетний период в истории страны, характеризующийся борьбой между представителями старого и нового порядка — белыми и красными. Первые желали восстановить царскую власть, вторые стремились к установлению справедливого режима для всех сословий, но прежде всего, для крестьян и рабочих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector