Калиакрия (эсминец)
Содержание:
- История службы
- Ход битвы
- Литература
- Ход битвы
- См. также
- История службы
- Русская эскадра[править]
- Ход битвы
- Образ адмирала в культуре и искусстве
- История службы
- Канонизация Федора
- Навигация
- См. также
- Ход битвы
- Характеристики личности по воспоминаниям современников
- Величайший флотоводец
- Военно-политическая обстановка перед сражением[править]
- Навигация
- См. также
История службы
Участие в Первой мировой войне
1917 год.
16 декабря в Севастополе был создан Военно-революционный комитет большевиков, который взял власть над кораблями Черноморского флота в свои руки. «Калиакрия» совместно с другими кораблями вошел в состав советского Черноморского флота.
1918 год.
В начале января совместно с эсминцами «Фидониси» и «Пронзительный» доставил морской десантный отряд из Севастополя в Феодосию для «содействия установления Советской власти».
С 29 апреля по 1 мая совместно с эсминцами «Пронзительный», «Пылкий», «Громкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Гаджибей», «Керчь», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», миноносцами «Жаркий», «Живой», «Сметливый», «Стремительный» переход из Севастополя в Новороссийск во избежание захвата немецкими войсками.
Гибель
18 июня затоплен командой в Цемесской бухте Новороссийска по приказу Советского правительства во избежании захвата германскими войсками.
В 1919 году водолазная партия подняла с эсминца 102-мм орудия и боезапас к ним.
Подъем и восстановление
1925 год.
Носовая часть эсминца после подъема со дна Цемесской бухты. Октябрь 1925 года.
Корабль обнаружила партия ЭПРОН на 28 метровой глубине вблизи оградительного мола Новороссийского порта. Он не имел крена и дифферента и был в удобном для поднятия положении. Корпус повреждений не имел, мачты были сломаны, а настройки сильно повреждены.
С 17 июня по 5 октября эсминец готовили к подъему классическим способом, с использованием судоподъемных понтонов. После продувки последних, корабль оторвался от грунта и медленно всплыл, имея дифферент на корму. После подъема корабль отвели на отмель, где произвели откачку воды из внутренних помещений.
В декабре эсминец отбуксировали в Севастополь,
1926 год.
26 апреля отбуксирован с Севастополя в Николаев. Во время заключительной части, следуя на буксире ледореза «Ф. Литке», эсминец попал сначала в сильный шторм, а потом в широкую полосу плавающего льда. Но благодаря самоотверженности буксировочной команды корабль дошел до места назначения, на Николаевский государственный судостроительный завод им. Андре Марти, для восстановительного ремонта.
24 ноября переименован в «Дзержинский».
С 1 января 1927 по 1929 гг. проводился восстановительный ремонт.
Ход битвы
Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.
У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».
Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.
Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.
Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.
Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.
В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).
Литература
Ход битвы
Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.
У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».
Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.
Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.
Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.
Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.
В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).
См. также
История службы
Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года. Заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства, арендованном ОНЗиВ 29 октября 1915 года, спущен на воду 14 августа 1916 года. В 1917 году, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 12 ноября 1917 года «Калиакрия» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. Был назван в честь мыса Калиакра в Болгарии, у которого в 1791 году русский флот контр-адмирала Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.
Участия в боевых действиях корабль не принимал. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» вошёл в состав советского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Феодосии. После предъявления германским командованием 25 апреля ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота 29 апреля 1918 года «Калиакрия» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя. 1 мая 1918 года корабль прибыл в Новороссийск; 18 июня корабль по решению советского правительства был затоплен экипажем на глубине 28 метров (во избежание захвата германскими войсками).
В период с 17 июня по 4 октября 1925 года в ходе специальной операции эсминец «Калиакрия» был поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года корабль отбуксировали в Николаев для восстановительного ремонта. 24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января по 24 августа 1929 года корабль проходил восстановительный и капитальный ремонты, после завершения которых 29 августа 1929 года был принят в строй Морских Сил Чёрного моря, став флагманом 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В декабре 1929 года «Дзержинский» нанёс визит в Стамбул. В —1934 годах корабль прошёл второй капитальный ремонт на Севморзаводе.
К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. В ходе войны участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов у кавказского побережья и обороне Одессы. С конца сентября по март 1942 года «Дзержинский» находился на среднем ремонте в ВМБ Поти, после окончания которого участвовал в обороне Севастополя.
14 мая 1942 года эсминец следовал с маршевым пополнением из Новороссийска в Севастополь. На подходе к Севастополю в тумане «Дзержинский» отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров в точке 44° 27’ с.ш. 31° 19’ в.д. При этом погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 человек, в том числе командира корабля. 24 июня 1942 года эсминец был исключён из состава советского ВМФ.
Русская эскадра[править]
«Рождество Христово» (до 15.3.1790 — Иосиф II) — флагманский корабль Ф.Ушакова
-
-
- Линейные корабли:
-
1) 84 — пушечный «Рождество Христово» под флагом контр-адмирала Ушакова, какпитан 1 ранга Елчанинов.
2) 74-пушечный «Иоанн Предтеча», капитан 1 ранга Баранов.
3) 66-пушечный «Мария Магдалина», бригадир Голенкин и капитан 2 ранга Ишин.
4) 66-пушечный «Святой Владимир», капитан бригадирского чина Пустошкин.
5) 66-пушечный «Святой Павел», капитан 1 ранга Шапилов.
6) 66-пушечный «Преображение Господне», капитан 1 ранга Кумани.
7) 50-пушечный «Святой Георгий Победоносец», капитан 1 ранга Чефальяно.
8) 50-пушечный «Святой Александр Невский», капитан 1 ранга Языков.
9) 50-пушечный «Святой Андрей Первозванный», капитан 2 ранга Саранденаки
10) 46-пушечный «Святой Иоанн Богослов», капитан 2 ранга Шишмарёв.
11) 46-пушечный «Святой Пётр Апостол», капитан 1 ранга Заостровский.
12) 46-пушечный «Царь Константин», капитан 2 ранга Ознобишин.
13) 46-пушечный «Феодор Стратилат», капитан 1 ранга Селивачёв.
14) 66-пушечный «Святой Леонтий Мученик», капитан 1 ранга Обольянинов.
15) 46-пушечный «Навархия Вознесение Господне», капитан 2 ранга Д. Н. Сенявин.
16) 50-пушечный «Святой Николай», капитан 2 ранга Львов.
-
-
- Фрегаты:
-
17) 44-пушечный «Святой Нестор Преподобный», капитан 2 ранга Ларионов.
18) 36-пушечный «Макроплия Святого Марка», капитан 2 ранга Великошапкин.
-
-
- Бомбардирских судов — 3. Брандер — 1. Крейсерских судов — 17.
-
Ход битвы
Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.
У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».
Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.
Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.
Ход сражения на картине конца 18 века
Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.
Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.
В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).
Образ адмирала в культуре и искусстве
История службы
Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года. Заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства, арендованном ОНЗиВ 29 октября 1915 года, спущен на воду 14 августа 1916 года. В 1917 году, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 12 ноября 1917 года «Калиакрия» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. Был назван в честь мыса Калиакра в Болгарии, у которого в 1791 году русский флот контр-адмирала Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.
Участия в боевых действиях корабль не принимал. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» вошёл в состав советского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Феодосии. После предъявления германским командованием 25 апреля ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота 29 апреля 1918 года «Калиакрия» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя. 1 мая 1918 года корабль прибыл в Новороссийск; 18 июня корабль по решению советского правительства был затоплен экипажем на глубине 28 метров (во избежание захвата германскими войсками).
В период с 17 июня по 4 октября 1925 года в ходе специальной операции эсминец «Калиакрия» был поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года корабль отбуксировали в Николаев для восстановительного ремонта. 24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января по 24 августа 1929 года корабль проходил восстановительный и капитальный ремонты, после завершения которых 29 августа 1929 года был принят в строй Морских Сил Чёрного моря, став флагманом 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В декабре 1929 года «Дзержинский» нанёс визит в Стамбул. В —1934 годах корабль прошёл второй капитальный ремонт на Севморзаводе.
К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. В ходе войны участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов у кавказского побережья и обороне Одессы. С конца сентября по март 1942 года «Дзержинский» находился на среднем ремонте в ВМБ Поти, после окончания которого участвовал в обороне Севастополя.
14 мая 1942 года эсминец следовал с маршевым пополнением из Новороссийска в Севастополь. На подходе к Севастополю в тумане «Дзержинский» отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров в точке 44° 27’ с.ш. 31° 19’ в.д. При этом погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 человек, в том числе командира корабля. 24 июня 1942 года эсминец был исключён из состава советского ВМФ.
Канонизация Федора
Деятельность Ф. Ф. Ушакова оставила глубокий след в истории России. Всю свою жизнь адмирал Федор Федорович Ушаков посвятил служению Отчизне. Он вел праведную жизнь, и командуя десятками тысяч матросов и офицеров и по-отцовски заботясь о них, сберег личный состав (убитых — менее 500 человек). Адмирал по-настоящему отвечал за каждого подчиненного перед Богом и своей совестью, осознавая равенство доверенных ему людей в минуты страшной опасности.
Русская православная церковь в 2001 году причислила святого праведного воина Феодора Ушакова к лику святых. Люди верующие считают его покровителем военных моряков.
Навигация
См. также
Ход битвы
Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.
У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».
Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.
Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.
Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.
Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.
В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).
Характеристики личности по воспоминаниям современников
Многие общавшиеся с Ф. Ушаковым люди отмечали его необычайную простоту в общении, доброжелательность и прямоту в сочетании с храбростью, мужеством, огромной силой воли и бесконечной верой в Бога. По свидетельству очевидцев, в любом сражении Ушаков приказывал вести свой корабль в эпицентр боя, показывал матросам и офицерам личный пример храбрости и мужества, сам отдавал боевые команды.
Побежденные враги всегда просили Ушакова о пощаде, присылали парламентеров, предлагали богатые выкупы, и Федор Федорович щадил врагов. О нем рассказывали, как об очень набожном и добром человеке, при этом вспыльчивом, настойчивом и строгом с офицерами, но справедливом, любимом и глубокоуважаемом русскими матросами и турками. Именитые современники Ушакова Суворов и Нельсон подчеркивали его самостоятельность в действиях и решениях и беспрецедентную храбрость.
Величайший флотоводец
С образованием Второй антифранцузской коалиции (Россия, Турция, Англия, Австрия) Ушаков, назначенный командиром объединённой русско-турецкой эскадры, действовал уже против Франции. Вместе с недавними врагами – турками Ушакову по поручению императора Павла I предстояло очистить от французов средиземноморские острова. Сначала Ушаков захватил Ионические острова, затем буквально за сутки с моря была взята мощнейшая крепость Корфу, где стоял многочисленный французский гарнизон. Операция был проведена блестяще, турецкий султан был настолько впечатлен искусством русского адмирала, что представил его к высшей награде – бриллиантовому украшению для тюрбана (в нашем случае – шляпы). А турки стали уважительно называть нашего адмирала Ушак-паша. Тогда же у Федора Федоровича появились и дипломатические обязанности. На образованной под защитой Турции и России Республике семи островов он формировал государственность и даже создал для греков-островитян конституцию. До возвращения в Севастополь в сентябре 1800 года русские корабли успели поучаствовать в поддержке войск А.В. Суворова, блокаде Генуи и освобождении Рима и Неаполя. Новый император Александр I сместил прославленного адмирала с командования так любимого им Черноморского флота и отправил на второстепенную должность на Балтике. В 1807 году Ушаков подал в отставку, а через 10 лет мирной жизни в 1817 скончался в своем имении и был похоронен в основанном его дедом Синаксарском монастыре близ города Темникова.
Военно-политическая обстановка перед сражением[править]
20 мая 1791 года русский флот вышел на севастопольский рейд. В начале июня в Севастополе было получено известие от Гудовича, осаждавшего Анапу о появлении турецкого флота близ устья Днестра и 10 июня адмирал Ушаков вывел флот из Севастополя. На следующий же день наш флот близ мыса Айя застиг турецкий флот, который начал удаляться к югу. Через четыре дня безуспешного преследования Ушаков остановил его, полагая, что турки будут бежать до Константинополя, и 18 июня вернулся в Севастополь. Между тем, 22 июня войска Гудовича взяли Анапу штурмом; 28 июня войска Репнина разбили при Мачине 30-ти тысячное турецкое войско. Эти поражения заставили Турцию пойти на мирные соглашения. Предварительные условия были подписаны в Галацах 31 июля, в день сражения при Мысе Калиакрии.
28 июля Ф.Ф. Ушаков, не имея сведений об успешных переговорах и получив донесения от крейсеров, что турецкий флот находится у Анапы, выступил из Севастополя с эскадрой в составе 16-ти кораблей, двух фрегатов, трёх бомбардирских судов, одного брандера и 17-ти крейсерских судов.