Советские лёгкие бронеавтомобили-дрезины
Содержание:
- Содержание:
- Количество генералиссимусов в мире
- Ссылки
- Читайте так же
- Малые и лёгкие танки
- Примечания
- Бронированные автомобили и грузовики
- Примечания
- Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
- БА-10жд
- ГАЗ М-1 (1936–1943 гг.)
- Международная обеспокоенность по поводу участия Китая
- Генералиссимус принц Антон Ульрих Брауншвейгский
- Формирования воздушных армий Фронтовой авиации после 1945 года
- Бронеавтомобили-дрезины на базе БА-64
- ДРУГИЕ МОДИФИКАЦИИ Boeing 717
- Тяжёлые танки
- Примечания
- Машины семейства бронетехники на базе универсального шасси образца 1933 года
- Бронеавтомобили-дрезины ФАИжд
- Танки, полученные от союзников по лендлизу
- Общее определение
Содержание:
- ГАЗ-А (1932–1936 гг.)
- Военные исполнения автомобиля ГАЗ-А
- ГАЗ М-1 (1936–1943 гг.)
- НАТИ-ВМ (1937–1938 гг.)
- Бронеавтомобили на шасси ГАЗ М-1
- ЗИС-101 (1936–1941 гг.)
На этом этапе история военных автомобилей СССР тесно переплелась с трудным становлением всей автомобильной промышленности, поставлявшей в РККА практически всю свою продукцию, часто имевшую американские корни. Несмотря на откровенное копирование, все они в достаточно короткий срок смогли насытить отечественной автотехникой как народное хозяйство, так и Красную армию.
Начало перехода на собственные автомобили отсчитывают от ввода в строй в январе 1932 года крупнейшего советского промышленного предприятия — Нижегородского автомобильного завода (НАЗ), переименованного осенью того же года в Горьковский автомобильный (ГАЗ). Его главной продукцией были простейшие массовые легковушки ГАЗ-А и ГАЗ М-1, а гордостью Московского автозавода являлись, наоборот, самые мощные, совершенные и комфортные машины ЗИС-101.
Об их базовых версиях уже всё давным-давно известно, поэтому эту статью мы посвящаем малоизвестным и порой секретным армейским версиям от простых разъездных командирских машин и пикапов до носителей новых образцов вооружения, автотехники повышенной проходимости и достаточно совершенных легких бронемашин.
Стандартный 40-сильный легковой автомобиль ГАЗ-А двойного назначения
Количество генералиссимусов в мире
Сколько было генералиссимусов в мире? На сегодняшний день их число равно 77. Среди них девять французских военных, шесть австрийских командиров, два немецких. История также насчитывает пять российских генералиссимусов.
Однако это лишь официальные данные. Сколько было генералиссимусов в мире, действительно достойных данного звания? Их значительно меньше, чем 77. Это связано с тем, что звание присваивалось не только за выдающиеся военные заслуги. Его удостаивались многие представители монарших семей, а также их приближенные в качестве поощрения. В этом случае «генералиссимус» было не более чем почетным званием, не отражающим реальное положение дел и какое-либо отношение к армии.
Ссылки
Читайте так же
Малые и лёгкие танки
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
Т-18 (МС-1) | 1927 | 959 | Танки МС-1 или Т-18 в незначительном количестве ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии, к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальных её этапах. | |
T-26 | 1931 | 11 218 | Советский танк при создании которого в качестве образца схемы использовался английский танк «Vickers Mk E», закупленного в 1930 году. Наиболее интенсивное использование танков этого типа было в ходе советско-финской войны в 1940 году, а также в 1941 году во время битвы за Москву. | |
БТ-2 | 1932 | 620 | К 1 июня 1941 года на вооружении РККА имелось 580 линейных разведывательных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. | |
БТ-5 | 1933 | 1 836 | Глубокая модернизация танка БТ-2 | |
БТ-7 | 1935 | 5 328 | Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружении танковых бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады и предназначались для развития прорыва в глубину обороны противника. | |
Т-37А | 1933 | 2 552 | Т-37А также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны. | |
Т-38 | 1936 | 1 340 | Среди модельного ряда советских танков конца 1930-х годов Т-38 являлся одной из наименее боеспособных машин с практически отсутствующим модернизационным потенциалом. Машина имела слабое даже по меркам того времени вооружение и бронирование, неудовлетворительные показатели мореходности, что ставило под сомнение возможность её использования в десантных и амфибийных операциях. | |
Т-40 | 1939 | 722 | Т-40 принял активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. | |
Т-50 | 1941 | от 65 до 75 | По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе. | |
Т-60 Piton | 1941 | 5 920 | Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. До настоящего времени сохранилось не более пяти подобных танков в музеях России и Финляндии. | |
Т-70 | 1942 | 8 231 | Апогеем боевой службы Т-70 стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. | |
Т-80 | 1942 | от 75 до 85 | Из-за ненадёжной работы двигательной установки, слабого на 1943 год вооружения и большой надобности РККА в самоходных установках СУ-76М Т-80 был снят с производства. |
Примечания
- , с. 2.
- ↑ Бронедрезина // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 1).
- , с. 44.
- ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
- , с. 6.
- ↑
- ↑ , с. 235.
- , с. 3—10.
- , с. 2, 378.
- , с. 24 и 58.
- , с. Глава 4. В сражениях Великой Отечественной войны.
- , с. 20—24 и 34-52.
- , с. 141—142.
- Бронедрезина для Дальнего Востока. М. Павлов, И. Павлов «Первые железнодорожные» «Техника и вооружение» № 4 2014
- , с. 142—143.
- , с. 235—236.
- , с. 236—237.
- , с. 237—238.
- , с. 53.
- ↑ , с. 53—54.
- , с. 54—55.
- , с. 55.
Бронированные автомобили и грузовики
Группа бельгийских бронеавтомобилей Minerva
Большинство бронеавтомобилей войны производилось путем строительства бронированных кузовов на базе коммерческих шасси больших легковых и грузовых автомобилей.
- Австро-Венгрия
- Бронеавтомобиль Austro-Daimler
- Бронеавтомобиль Гонсиор-Опп-Франк *
- Бронеавтомобиль Юнович
- Бронеавтомобиль Romfell
- Бельгия
- Бронеавтомобиль Минерва
- Бронеавтомобиль SAVA
- Канада
- Бронированный Автоавтомобиль
- Броневик Джеффри-Рассела
- Дания
Бронеавтомобиль HtK46 †
- Франция
Бронеавтомобиль Peugeot
Белый броневик AM
- Бронеавтомобиль лучник
- Бронеавтомобиль Charron
- Броневик Дион-Бутон 1914 †
- Бронеавтомобиль Dion-Bouton 1916 года †
- Бронеавтомобиль Gasnier †
- Бронеавтомобиль Hotchkiss
- Бронеавтомобиль латил
- Бронеавтомобиль Panhard
- Бронеавтомобиль Peugeot
- Бронеавтомобиль Renault
- Renault 47мм автоканон
- Бронеавтомобиль Vinot Deguinguand †
- Белый броневик AM
- Германия
Эрхардт EV / 4
- Бюссинг A5P
- Daimler 15
- Эрхардт EV / 4
- Бронированный грузовик Mannesmann MULAG
- Бронированный полугусеничный шасси Marienwagen II †
- Италия
- Бронеавтомобиль Bianchi
- Бронеавтомобиль Fiat-Terni
- Lancia 1Z
- Lancia 1ZM
- Бронеавтомобиль Павеси 35 ПС
- Польша
Броневик Пилсудский
- Россия
- Бронеавтомобиль Армстронг Уитворт
- Бронеавтомобиль Fiat-Izorski
- Броневик Фиат-Омский
- Бронированный грузовик Гарфорд-Путилов
- Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini-Mgebrov
- Бронированный грузовик Джеффри-Поплавко
- Броневик Рено-Мгебров
- Броневик Бело-Мгебров
- Великобритания
Бронеавтомобиль Rolls-Royce
Бронеавтомобиль Lanchester
- Бронеавтомобиль переменного тока †
- Бронеавтомобиль Остин
- Бронеавтомобиль Делоне-Бельвиль
- Бронеавтомобиль Ford Model T
- Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini
- Бронеавтомобиль Lanchester
- Бронированный грузовик Leyland
- Бесподобный броневик
- Бесподобный бронированный грузовик
- Бронированный грузовик Pierce-Arrow
- Бронеавтомобиль Rolls-Royce
- Бронированный грузовик Сибрук
- Бронеавтомобиль Sheffield-Simplex
- Ветровоз Sizaire-Berwick †
- Бронеавтомобиль Talbot
- Бронеавтомобиль Wolseley
- Бронеавтомобиль Wolseley CP
- Соединенные Штаты
- Бронеавтомобиль Davidson-Cadillac
- Король броневик
- Бронеавтомобиль Mack †
- Белый броневик
Примечания
- ↑ 12 Броневой автомобиль // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Китайские БКМ (недоступная ссылка)
- Колёсные бронированные машины — современные тенденции
- См. также БРДМ-3
- Otokar Cobra https://www.youtube.com/watch?v=KQko-aM1Xc4&feature=related otokar cobra in georgian army (Turkish)
- ↑ 12Гоголев Л. Д. Бронемашины: Очерки об истории развития и боевом применении. — М.: ДОСААФ, 1986. — 143 с., ил. — 100 000 экз.
- Великая Отечественная война1941-1945: энциклопедия.-/Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.-832 с. с илл., 35 л. илл.
- Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. — М.: ДОСААФ, 1983. — 128 с. — 150 000 экз.
- https://army.lv/ru/ba-3/1505/500 БА-3 — бронеавтомобиль
- Как устроен новейший военный Камаз // «Эксперт», 21 января 2014 г.
- Минобороны РФ получило для войсковой эксплуатации 30 бронемашин «Тайфун» // ТАСС, 24 декабря 2014 г.
- Спецназовцы Южного военного округа получили очередную партию «Тайфунов» // Министерство обороны Российской Федерации, 2 апреля 2015 г.
- RussoAuto. Бронеавтомобиль Тигр — история, характеристики, фото и видео (англ.). russoauto.ru. Проверено 15 ноября 2020.
- Бронеавтомобиль «Тигр» — технические характеристики и фото (рус.), FB.ru . Проверено 15 ноября 2020.
- Минобороны в 2020 году начнет закупать бронеавтомобили нового поколения. www.forbes.ru. Проверено 15 февраля 2020.
- Поставки новых бронеавтомобилей во Внутренние войска начнутся в 2014 году. ТАСС. Проверено 17 февраля 2020.
- Высокозащищенный автомобиль Урал-4320ВВ — фотодетализация. Военно-патриотический сайт «Отвага». Проверено 15 февраля 2016.
- 4. КОЛЁСНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ (БТР) И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА ИХ БАЗЕ. militaryparitet.com. Проверено 11 августа 2020.
- The Military Balance 2020. — P. 212.
В Викисловаре есть статья«бронеавтомобиль» В Викисловаре есть статья«броневик»
Бронеавтомобиль на Викискладе |
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
БТР-152. СССР.1947–1952 гг.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.
БТР-50. СССР. 1954–1970 гг
БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.
БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время
БТР США
Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.
Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).
Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг
БА-10жд
Основная статья: БА-10
Реплика бронеавтомобиля-дрезины БА-10жд, Музей военной техники УГМК. 2015 год
Кроме обычных БА-10, в 1939—1941 годах изготовлено более 20 железнодорожных модификаций БА-10, обозначенных БА-10жд. Их оборудовали домкратом для установки железнодорожных бандажей на переднюю и заднюю ось. Перестановку броневика на железнодорожный ход производили одеванием металлических бандажей с ребордами на автомобильные шины. Бандажи с торцов крепили к ступицам колес. Причем с задних осей снимали только одно колесо с каждой стороны для достижения требуемой ширины колеи при надевании бандажа. Средние оси приподнимали и фиксировали в поднятом положении, чтобы облегчить движение по рельсам. Руль блокировали в нейтральном положении. Масса БА-10жд была 5,78 т. скорость по железной дороге — до 90 км/ч.
Всего выпущено около 43 БА-10жд. В 1937 году по штату в каждом дивизионе бронепоездов и в каждом отдельном бронепоезде должно было быть 5 БА-20жд и БА-10жд. Его охотно эксплуатировали немцы, так как при движении по рельсам ограниченная проходимость советского броневика уже не имела значения. В немецком бронепоезде № 102 (Pz.Sp.Zug.102) в августе 1941 года было четыре бронемашины БА-10жд.
ГАЗ М-1 (1936–1943 гг.)
Легендарный ГАЗ М-1 (Молотовец первый), лучше известный как «эмка», применялся в Красной армии в своем обычном обличье прочного и удобного пятиместного седана с 50-сильным мотором, служившего разъездной и штабной машиной офицеров всех уровней до высшего командного состава. Ее серийный выпуск прекратился через два месяца после начала Великой Отечественной.
Легковой автомобиль ГАЗ М-1 раннего выпуска на службе госбезопасности
В первые годы войны из оставшихся деталей удалось собрать небольшую партию «эмок» упрощенной комплектации. Они лишились одной штатной фары, молдингов, указателей поворотов, гнутых бамперов и колесных колпаков, снабжались светомаскировкой, звуковыми спецсигналами и поисковой фарой.
Гражданский ГАЗ М-1 в «военной форме» с маскировочными козырьками на фарах
Взвод машины боевой: «эмка» в разгар войны с одной фарой и прямым бампером
Простой цельнометаллический пикап ГАЗ-415 (М-415) с двухместной кабиной и кузовом с продольными скамьями в стандартном исполнении служил в РККА для перевозки шести человек личного состава, установки радиостанций и на парадах часто возглавлял колонны автобронетехники.
Знаменосцы на пикапе ГАЗ-415 возглавляют военный парад в Ленинграде
В конце 1930-х из нескольких перспективных более мощных производных версий «эмки» ни одна машина не получила широкого признания в армии. Исключением можно считать автомобили ГАЗ-11-73 с американским 76-сильным двигателем Dodge Six (ГАЗ-М) и измененной облицовкой передка: накануне войны все они поступили в Красную армию как командирские и штабные версии. В разгар войны собрали еще несколько экземпляров, а пик их производства пришелся на первый мирный 1946 год.
Серийный седан ГАЗ-11-73 — модернизированная более мощная «эмка»
Еще в 1940-м на этом шасси собрали опытные пикапы ГАЗ-11-415 с двумя откидными скамейками на шесть человек, но организацию их выпуска прервала война.
Международная обеспокоенность по поводу участия Китая
Генералиссимус принц Антон Ульрих Брауншвейгский
Недолго оставался генералиссимусом русской армии и другой «политический» обладатель этого чина — герцог Брауншвейг-Беверн-Люнебургский Антон Ульрих, отец российского императора Ивана VI Антоновича. Принц приходился также племянником прусскому императору Фридриху II, чьи войска вскоре станут неприятелем, с которым столкнется русская армия в ходе Семилетней войны, в которой совсем молодым поручиком примет участие будущий четвертый и последний русский генералиссимус — Александр Суворов.
Чин генералиссимуса был пожалован супругу императорской племянницы Анны Леопольдовны вскоре после того, как на свет появился его первенец, будущий малолетний император Иван VI. Мальчик родился в августе 1740 года, а 11 ноября его отцу присвоили высшее воинское звание в России. Впрочем, никаких военных успехов за молодым папой к тому времени не числилось, как не появилось и в будущем. Главной заслугой принца Антона Ульриха была его женитьба на Анне Леопольдовне и способность как можно меньше вмешиваться в политическую и военную жизнь России и до ее регентства при собственном сыне, и в ходе него. Так что нет ничего удивительного в том, что, когда Преображенский полк буквально на своих штыках вознес на престол императрицу Елизавету Петровну, не имевший никакого авторитета в армии генералиссимус быстро лишился своего чина. Произошло это 6 декабря 1741 года, в тот же самый день, когда был свергнут и заточен в крепость малолетний император Иван VI, а его родители — арестованы и высланы из Петербурга.
Портрет принца Антона Ульриха Брауншвейгского из замка Мариенбург, 1730-е годы
Формирования воздушных армий Фронтовой авиации после 1945 года
После Великой Отечественной войны воздушные армии сохранили своё назначение, сократив количественный состав. При этом дислокация воздушных армий после перехода на штат мирного времени претерпела изменение. Так было принято решение передать воздушные армии в оперативное подчинение военным округам (группам войск).
Воздушная армия | Округ (группа войск) | Наименование армии после 20.02.1949 г. | Наименование армии после 01.04.1980 г. | Наименование армии после 01.05.1988 г. | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1-я воздушная армия | Белорусский военный округ | 26-я воздушная армия | ВВС Белорусского военного округа | 26-я воздушная армия | |
1-я воздушная армия | Дальневосточный военный округ | 1-я воздушная армия | 1-я воздушная армия | 1-я воздушная армия | сформирована 01.04.1957 |
2-я воздушная армия | Центральная группа войск | 59-я воздушная армия | 09.1955 г. расформирована | ||
3-я воздушная армия | Ленинградский военный округ | в 1946 году часть соединений передана в 15-ю ВА | на базе оставшихся соединений сформирована 1-я воздушная армия дальней авиации | 50-я воздушная армия дальней авиации | 50-я ракетная армия |
4-я воздушная армия | Северная группа войск | 37-я воздушная армия | ВВС Северной группы войск | 4-я воздушная армия | 4-я ВА ВГК ОН4-я армия ВВС и ПВО |
5-я воздушная армия | Одесский военный округ | 48-я воздушная армия5-я воздушная армия | ВВС Одесского военного округа | 5-я воздушная армия | |
6-я воздушная армия | 31 октября 1944 года | переформирована | в управление | ВВС Войска Польского | |
6-я воздушная армия | Туркестанский военный округ | 73-я воздушная армия | ВВС Туркестанского военного округа | 73-я воздушная армия | сформирована в 1946 году |
7-я воздушная армия | Дальняя авиация | 3-я воздушная армия дальней авиации | 65-я воздушная армия дальней авиации | расформирована в середине 1953 года | |
7-я воздушная армия | Бакинский военный округ | 62-я воздушная армия | 20 февраля 1950 года переформирована | 42-я воздушная истребительная армия ПВО | |
8-я воздушная армия | Дальняя авиация | 2-я воздушная армия дальней авиации | 43-я воздушная армия дальней авиации | 43-я ракетная армия | |
9-я воздушная армия | Забайкальско-Амурский военный округ | 54-я воздушная армия | 1 апреля 1957 года | вошла в состав | 1-й Краснознамённой воздушной армии |
10-я воздушная армия | Дальневосточный военный округ | 29-я воздушная армия | 1 апреля 1957 года | вошла в состав | 1-й Краснознамённой воздушной армии |
11-я воздушная армия | 20 декабря 1944 года | преобразована | в 18-й авиационный корпус | ||
11-я воздушная армия | Закавказский военный округ | 34-я воздушная армия | ВВС Закавказского военного округа | 34-я воздушная армия | |
12-я воздушная армия | Забайкальский военный округ | 45-я воздушная армия | ВВС Забайкальского военного округа23-я воздушная армия | ВВС Забайкальского военного округа | 23-я воздушная армия |
13-я воздушная армия | Ленинградский военный округ | 76-я воздушная армия | ВВС Ленинградского военного округа | 76-я воздушная армия | ВВС Ленинградского военного округа76-я воздушная армия |
14-я воздушная армия | Прикарпатский военный округ | 57-я воздушная армия | 14-я воздушная армия | ВВС Прикарпатского военного округа | 14-я воздушная армия |
15-я воздушная армия | Прибалтийский военный округ | 30-я воздушная армия | 15-я воздушная армия | ВВС Прибалтийского военного округа | 15-я воздушная армия |
16-я воздушная армия | Группа советских войск в Германии | 24-я воздушная армия | 16-я воздушная армия | ВВС ГСВГ | 16-я воздушная армия |
17-я воздушная армия | Киевский военный округ | 69-я воздушная армия | ВВС Киевского военного округа | 69-я воздушная армия17-я воздушная армияВВС Киевского военного округа | 17-я воздушная армия |
22-я воздушная армия | Северный военный округ | сформирована в февраля 1952 года | расформирована в августе 1960 года | Управление армии обращено на формирование управления ВВС Приволжского военного округа | |
36-я воздушная армия | Южная группа войск | ВВС Южной группы войск | 36-я воздушная армия | сформирована в апреле 1967 года, расформирована в июле 1991 года | |
49-я воздушная армия | Среднеазиатский военный округ | 49-я воздушная армия | ВВС Среднеазиатского военного округа | 49-я воздушная армия | создана 24 июня 1969 годана базе 73-й ВА, расформирована 01.06.1989. |
Бронеавтомобили-дрезины на базе БА-64
Основная статья: БА-64
БА-64 ранних выпусков. Такие переделывали в БА-64В
БА-64Б. Такие переделывали в БА-64Бжд на заводе им. Войтовича
Внешние изображения |
---|
Внешние изображения |
---|
БА-64В — опытная железнодорожная модификация БА-64. Был разработан летом 1942 года на Выксунском заводе. Первый прототип БА-64В был изготовлен на Выксунском заводе в июле того же года, а в 1943 году к нему добавились ещё три опытных образца, собранных на ГАЗе. От серийного БА-64 железнодорожный вариант отличался лишь наличием сменных железнодорожных колёс, взятых из оставшегося при производстве бронеавтомобиля БА-20жд задела. Испытания бронеавтомобиля показали быстрый износ ряда узлов и агрегатов, а также недостаточную скорость заднего хода, из-за чего БА-64В на вооружение принят не был, хотя производство железнодорожной модификации в дальнейшем всё же было начато, уже на базе БА-64Б.
БА-64Б. Из таких делали БА-64Г
БА-64Г — вторая опытная железнодорожная модификация БА-64. Разработка его была осуществлена КБ ГАЗа в июле — сентябре 1942 года. Первый прототип БА-64Г был закончен в начале ноября того же года, а после проведённых в том же месяце испытаний, в январе 1943 года был изготовлен второй, доработанный, прототип. Оба прототипа базировались, в свою очередь, на опытном ширококолейном прототипе БА-64-125Б. Ходовая часть БА-64Г отличалась наличием двух подъёмных, частично подрессоренных, тележек с железнодорожными колёсами малого диаметра, а движение осуществлялось за счёт контакта с полотном железной дороги сохранявших резиновые шины колёс. Помимо этого, опытные образцы отличались установкой раздаточной коробки с неотключаемым передним мостом и механизмом реверса, позволявшей движение задним ходом со скоростью переднего хода, а также наличием железнодорожной сигнализации. Работы по БА-64Г были прекращены летом 1943 года, когда из-за снизившегося боевого применения бронепоездов организацию его производства сочли излишней.
ДРУГИЕ МОДИФИКАЦИИ Boeing 717
Тяжёлые танки
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
Т-35 | 1933 | 61 | Пятибашенные танки Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны, однако очень быстро были потеряны, в основном из-за неисправностей. | |
КВ-1 | 1940 | 2 769 | Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. | |
КВ-2 | 1940 | 334 | Эта боевая машина была разработана в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг. | |
КВ-1С | (1942) | 1085 | Эта боевая машина была разработана в связи с жалобами командиров Красной армии на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1: | |
КВ-85 | 1943 | 148 | Эта боевая машина была разработана в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. | |
ИС-1 | 1943 | 130 | Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжелого танка КВ-1 и среднего танка тяжелого бронирования КВ-13. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». | |
ИС-2 | 1944 | 3 475 | В целом танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. | |
ИС-3 | 1945 | 2 311 | Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь окончания Второй мировой войны, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. |
Примечания
- , с. 2.
- ↑ Бронедрезина // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 1).
- , с. 3 и 44.
- ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
- , с. 6.
- ↑
- ↑ , с. 235.
- , с. 3—10.
- , с. 191—204, 378.
- , с. 24 и 58.
- , с. Глава 4. В сражениях Великой Отечественной войны.
- , с. 20—24 и 34-52.
- , с. 174 и 378.
- , с. 236—237.
- ↑ БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
- ↑ Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
- , с. 237.
- ↑ , с. 238, 378.
- , с. 238.
- , с. 424.
- , с. 425.
Машины семейства бронетехники на базе универсального шасси образца 1933 года
Машины самостоятельных механизированных соединений
1 Основной танк механизированных соединений
Основной танк механизированных соединений вооружен 45-мм пушкой и двумя 7,62-м пулеметами. Пушка и один спаренный пулемет размещены в двухместной башне, один пулемет – в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.
Бронирование башни: маска пушки – 30 мм, остальная часть башни – 20 мм, крыша башни – 10 мм.
Экипаж танка – 4 человека.
Рис. 2 Основной танк механизированных соединений
2 Танк поддержки механизированных соединений
Танк поддержки механизированных соединений вооружен 76,2-мм полковой пушкой образца 1927/32 годов (КТ) и тремя 7,62-м пулеметами. Пушка и два пулемета размещены в трехместной башне, один пулемет – в передней пулеметной башне уменьшенной высоты. Данные танки могут сводиться в отдельные соединения качественного усиления.
Бронирование башни: передняя часть башни – 30 мм, остальная часть стенок башни – 20 мм, крыша башни – 10 мм.
Экипаж танка – 5 человек.
Рис. 3 Танк поддержки механизированных соединений
3 Триплекс САУ
Триплекс САУ представляет собой три самоходные артиллерийские установки, различающиеся между собой вооружением, размещенным на поворотной тумбовой установке:
- • дивизионная 76,2-мм пушка образца 1902/30 года;
- • 122-мм гаубица образца 1910/30 года;
- • 152-мм мортира образца 1931 года.
Дополнительным вооружением САУ триплекса являются одиночные пулеметы в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.
Бронирование щитка – 10 мм.
Экипаж САУ – 5 человек.
Рис. 4а Триплекс САУ дивизионная 76,2-мм пушка образца 1902/30 года
Рис. 4б Триплекс САУ 122-мм гаубица образца 1910/30 года
4 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина вооружена 7,62-мм пулеметом в стандартной передней пулеметной башне. Задняя часть корпуса предназначена для размещения оборудования.
Рис. 5 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
5 Зенитные САУ
Основным вооружением зенитной САУ является зенитная пушка, установленная на тумбовой платформе. Тяжелая зенитная САУ оснащена зенитной 76,2-мм пушкой образца 1931 года (3К), средняя зенитная САУ оснащена 40-мм зенитной пушкой QF 2 pounder Mark II («пом-пом») или перестволенным отечественным вариантом – 37-мм автоматической зенитной пушкой образца 1928 года. Вспомогательное вооружение – 7,62-мм пулемет передней пулеметной башне стандартной высоты.
Экипаж зенитной САУ – 5 человек.
Рис. 6а Тяжелая зенитная САУ с зенитной 76,2-мм пушкой образца 1931 года (3К)
Рис. 6б Средняя зенитная САУ с 40-мм зенитной пушкой QF 2 pounder Mark II («пом-пом»)
Машины танковых частей, организационно входящие в состав общевойсковых соединений
1 Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты («чистильщик окопов»)
Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты («чистильщик окопов») представляет собой танк, оснащенный тремя 7,62-мм пулеметами в трех стандартных пулеметных башнях: одной передней и двух бортовых. Бронирование башен: передняя часть башни – 20 мм, остальная часть стенок башни – 15 мм, крыша башни – 8 мм.
Экипаж танка – 4 человека.
Задачей танка является непосредственная поддержка пехоты своим огнем.
Рис. 7 Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты
2 Химический танк
Химический танк представляет собой вариант «чистильщика». Вооружение химического танка состоит из двух пулеметов и одного огнемета, размещенных в трех стандартных пулеметных башнях.
Экипаж танка – 4 человека.
Задачей танка является непосредственная поддержка пехоты своим огнем.
Рис.8 Химический танк
3 Штурмовая САУ НПП
Вооружение штурмовой САУ НПП должно состоять из установленной в неподвижной рубке на тумбе 76,2-мм полковой пушки и 7,62-мм пулемета в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.
Бронирование рубки САУ: лоб – 30 мм, борта – 20 мм, крыша – 10 мм.
Экипаж САУ НПП – 5 человек.
Штурмовая САУ НПП предназначена для уничтожения полевых укреплений, пехоты противника, гнезд ПТО и легкой бронетехники противника.
Рис. 9 Штурмовая САУ непосредственной поддержки пехоты
Бронеавтомобили-дрезины ФАИжд
Основная статья: ФАИ (бронеавтомобиль)
ФАИ. Такие переделывали в ФАИжд
ФАИ с «неродными» колесами
ФАИ («Форд-А» Ижорского завода) — советский лёгкий БА 1930-х годов на шасси легковых автомобилей «Форд-А» (ФАИ) и ГАЗ-М1 (ФАИ-М). Выпущено 697 БА ФАИ и ФАИ-М, что делает их вторыми по массовости легкими бронеавтомобилями в Красной Армии перед Великой Отечественной войной (после БА-20).
В 1935 году в оборудование девяти ФАИ ввели сменяемые металлические бандажи с ребордами (кольца с гребнями) на колеса, что позволило ФАИ двигаться по железной дороге с максимальной скоростью 86 км/ч. Экипаж ставил бандажи на колеса примерно за 30 минут. Вес ФАИ в модификации дрезины 1,9 т, боекомплект увеличен до 2520 патронов. Все эти броневики поступили на вооружение 5-го отдельного батальона бронедрезин, в котором эксплуатировались до -1945 годов. Существенные их недостатки — отсутствие радиостанции и малая скорость заднего хода (24 км/ч) и.
Внешние изображения |
---|
Внешние изображения |
---|
Танки, полученные от союзников по лендлизу
Тип | Изображение | Принят в СССР на вооружение | Количество поставленных танков | Примечания |
---|---|---|---|---|
Стюарт | 1942 | 1 681 | Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и НОАЮ.
См. также: . |
|
M3 Ли | 1942 | ~ 1 300 | Всего, в различных вариантах, было выпущено 6258 M3. Около 2/3 выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. | |
Шерман | 1942 | 4 248 | В Советский Союз было поставлено 4 248 танка «Шерман» разных вариантов:
• M4A2 — 1990 единиц. |
|
Матильда | — | 1 084 | До окончания производства в августе 1943 года, в Великобритании было всего выпущено 2 987 танков «Matilda II», из которых 1 084 штуки были отправлены по ленд-лизу в СССР, а 918 прибыли в СССР (остальные погибли в пути). | |
Валентайн | 1941 | 3 782 | В СССР было отправлено 3782 танка, или 46 % всех выпущенных «Валентайнов», в том числе почти все произведённые в Канаде машины. | |
Черчилль | — | 301 | Пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. |
Общее определение
На занятиях по предмету основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) одним из направлений обучения является рассмотрение особенностей ядерного, химического, бактериологического оружия и его характеристик. Также изучаются закономерности возникновения подобных опасностей, их проявление и способы защиты. Это в теории позволяет снизить количество человеческих жертв при поражении оружием массового уничтожения.
Ядерным называется оружие взрывного типа, действие которого основано на энергии цепного деления тяжелых ядер изотопов. Также поражающая сила может появляться при термоядерном синтезе. Эти два типа оружия отличаются силой действия. Реакции деления при одной массе будет в 5 раз слабее, чем при термоядерных реакциях.
Первая ядерная бомба было разработана в США в 1945 году. Первый удар при помощи этого оружия был произведен 5.08.1945 года. Бомба была сброшена на город Хиросиму в Японии.
В СССР первую ядерную бомбу разработали в 1949 году. Ее взорвали в Казахстане, вне населенных пунктов. В 1953 году СССР вела испытания водородной бомбы. Это оружие в 20 раз превосходило по своей силе то, которое было сброшено на Хиросиму. При этом размер этих бомб был одинаковым.
Характеристика ядерного оружия на ОБЖ рассматривается с целью определения последствий и способов выжить при ядерной атаке. Правильное поведение населения при таком поражении может спасти больше человеческих жизней. Условия, которые складываются после взрыва, зависят от того, в каком месте он произошел, какую мощность имел.
Ядерное оружие превышает по мощности, разрушающим действиям обычные авиационные бомбы в несколько раз. Если оно применяется против войск противника, поражение носит обширный характер. При этом наблюдаются огромные человеческие потери, разрушается техника, сооружения и прочие объекты.