История военной каски или как правильно уберечь голову

Современные шлемы

Однако старичок СШ-68 уже не отвечает требованиям современного боя. Ему на смену в 80-е годы стали приходить новые разработки отечественных конструкторов.

Шлем СТШ-81 «Сфера»

Шлемы разделились на сугубо армейские и те, что предназначены для полицейских операций. Те и другие пошли по пути резкого увеличения защиты и использования первоклассных современных материалов. Из армейских можно выделить титановый шлем СТШ-81 «Сфера», обладающий очень неплохой защитой. А из полицейских в нашей стране надолго заняли нишу шлемы с забралом, считающиеся аналогами знаменитого TIG, – «Алтыны», «Рыси», «Маски» и другие. Подобно древним шлемам витязей, они надежно защищают наших спецназовцев даже от прямых попаданий пистолетной пули.

Шлемы с забралами производные от шлема Tig Psh-77

А вот армейские коллеги сейчас используют передовой мировой опыт «шлемостроения». Если в 90-е наблюдался некий застой, то сейчас наши шлемы ничем не уступают, а по массе иногда и превосходят американские аналоги. Перескочив через 2000-е годы, мы сразу приступили к производству современных армейских шлемов, таких как 6Б7, 6Б27 и им подобных.

Современные каски 6б47 «Ратник»

Но и они не задержались в войсках. Сейчас наши солдаты получают шлемы 6Б47 из экипировки «Ратник». Оснащенный креплениями для приборов ночного видения, фонарей и других необходимых дополнений шлем активно используется в Сирии и уже показал себя лучшим образом не только по ставшему привычным нам оценочному сочетанию «цена – качество», но и по надежности, защитным свойствам. По крайней мере, сами пользователи его хвалят.

Бойцы ССО РФ в современных касках в Сирии

Но эволюция не стоит на месте, и в новое десятилетие XXI века мы входим с новыми шлемами. «Безухие», радиофицированные шлемы с полной интеграцией в экипировку уже присутствуют в самых элитных подразделениях как в России, так и за рубежом. Недалёк и тот день, когда их сменят цифровые шлемы нового поколения. Кстати, у России есть все возможности производить их сейчас, опираясь на тысячелетний опыт создания надежной защиты для воина.

Обложка: pinterest.ru

С начала Руси

Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.

Каркасный шлем

Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.

Русский шлем с полумаской и бармицей

Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.

Шелом Ивана Грозного

Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.

Шишак

Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.

Мисюрка

Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.

Железная шапка взятая от кабассета

Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.

Примечания

  1. Каска // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.555
  2. Шлем // Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 8. М., Воениздат, 1980. стр.522
  3. ↑ Каска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Ian Drury, Gerry Embleton. German Stormtrooper, 1914-18. London, Reed International Books Ltd., 1995. pages 8-9
  5. Martin Pegler, Mike Chappell. British Tommy 1914 — 1918. Weapons, armour, tactics. London, Osprey Publishing Ltd., 1996. pages 13-14
  6. Дерябин А.И., Паласиос-Фернандес Р. Гражданская война в России 1917—1922. Белые армии. — М.: АСТ, 1998. — 46 с. — (Солдатъ). — ISBN 5-237-00041-X.
  7. ↑ А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. том II (кн. 4-5). М., «Правда», 1989. стр.218-219
  8. ↑ Форма военного времени // В. Н. Шунков, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. Русская армия в Первой мировой войне 1914 — 1918. М., АСТ, 2014. стр.48-51
  9. А. Б. Асташов. Русский фронт в 1914 — начале 1917 года: военный опыт и современность. М., «Новый хронограф», 2014. стр.102
  10. Юстров. К спору о каске // «Военный зарубежник», № 2 (19), 1936. стр.105
  11. За рубежом // журнал «Техника молодёжи», № 7, 1942. стр.41
  12. Н. Соболев. Из прошлого: металлический шлем // журнал «Техника молодежи», № 1, 1940. стр.62
  13. Дмитрий Купрюнин, Александр Егоров, Евгений Чистяков. Шлем будущего // «Арсенал», № 2, 2012. стр.42-45
  14. П. Могутов. Разработка в США нового комплекта индивидуальной защиты // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1980, стр.36-37
  15. О. В. Чернозубенко (ЦНДІ ОВТ ЗС України). Шляхи розвитку захисних шоломiв // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-15 травня 2015 року). Львів: АСВ, 2015. стор.96-97

Что собой представляет

Сама каска СШ-40 стальная, изготовлена она из высокопрочной легированной броневой стали. Благодаря этому, несмотря на толщину около 1,2 миллиметра, стальной лист уверенно останавливал пули, не говоря уже об осколках гранат и обычных ударах. Выпускалась каска в трех размерах – самый крупный и тяжелый весил восемьсот грамм.

Кроме самого прочнейшего корпуса, каска состояла из подтулейного устройства – оно амортизировало удар, снижая его разрушительный эффект. Представляло собой три лепестка, изготовленных из дерматина или искусственной кожи, что обеспечивало высокую устойчивость перед истиранием, хотя и доставляло солдатам массу неудобств – голова сильно потела и чесалась. Но в бою на такие мелочи внимания не обращали.

Между собой лепестки соединялись шнуром, который можно было затягивать или расслаблять, подстраивая каску под особенности головы. С внутренней стороны лепестков располагалась плотная ватная подушечка, которая и обеспечивала амортизационный эффект.

Третьим и последним элементом был подбородочный ремень. Благодаря нему каска не спадала на бегу, в падении и любых других экстремальных ситуациях. Состоял он из двух частей: один заканчивался скользящей пряжкой, а другой для удобства обжимала полукруглая оправка из металла. Скользящая пряжка позволяла надежно затянуть его во время боя и расслабить, когда атака отбита, но опасность не до конца миновала.

Арабские войны

Как выбирать и с чем носить каску

Поскольку от правильно выбранных средств защиты во многом зависит здоровье, а часто и жизнь человека, к подбору каски нужно подойти очень тщательно. Учесть требуется следующее:

  • Условия, в которых она будет эксплуатироваться. Для строителей наиболее важным будет прочность шлема, а для работников химической промышленности – его устойчивость к разным веществам.
  • Нужный уровень защиты. Он указывается в документации по охране труда каждого предприятия.
  • Специфика производства. От нее зависит необходимая форма каски и ее фурнитура.
  • Материал. Элементы, контактирующие с головой, должны быть созданы из гипоаллергенных нетоксичных материалов.
  • Размер. Правильно подобранная каска не должна болтаться.
  • Наличие устройства вентиляции. Иногда требуется не только наличие отверстий, но и возможность их регулировки.
  • Цвет. Средство защиты должно быть хорошо видимым в темноте и при плохом освещении.

Для идентификации владельца часто используются наклейки на каски. Так, например, на наружную сторону шлемов пожарных обычно наносится маркировка. Это могут быть соответствующие должности и подразделению:

  • Цифры.
  • Буквы.
  • Разноцветные полоски.
  • Графические символы.
  • Фамилия и инициалы.

Используя современные технологии, можно создавать уникальные вещи с помощью печати всевозможных изображений и текста, нанесения логотипов на каски.

Каска халхинголка СШ-36

Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). придавал советскому солдату узнаваемость. Хотя по мнению некоторых членов Политбюро

СШ-36 у советского солдата получился «иностранный вид». Несмотря на свою новизну, шлем, тем не менее имел некоторые элементы, присущие предыдущим моделям. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части шлема и прикрывалось небольшим гребнем, явно позаимствованным от французской каски Адриана. Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. (Небольшая партия этих шлемов поставлялась в качестве военной помощи республиканцам). Затем были испытания у озера Хасан в 1938г., у реки Халхин-Гол в 1939 (что впоследствии дало неофициальное название шлема : «Халхингольский») и в «Зимней войне» с Финляндией 1939-40гг.

В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой Отечественной войны в виду острой нехватки стальных средств защиты, солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» и на них мог быть установлен подшлемник более позднего образца. В виду того, что, недостатки СШ-36 стали слишком очевидны, понадобился новый, более лучший шлем. Сперва протестировали множество шлемов, созданных за последние годы в западных странах. В 1937-38гг. несколько наиболее удачных шлемов были протестированы на Ржевском полигоне. В 1938г. был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала итальянский стальной шлем образца 1933г. Не исключено, что именно этот шлем был взят за основу советского. Характерный гребень отныне был снят со шлема, сам же шлем приобрел новые очертания. Силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы

Каска СШ 40

Этот шлем известен как СШ-40 по дате, когда планировалась передача его в войска. На самом же деле первые образцы такого шлема были произведены в 1939г. Такой шлем получил индекс СШ-39 и главное его отличие от СШ-40 заключалось в том, что подшлемник ( кольцевое подтулейное устройство) крепился на трех заклепках. (Отсюда пошло неофициальное название СШ-39- «трехклеп»). Крепление же подшлемника на СШ-40 осуществлялось на шести заклепках, что несомненно было более надежно. Подшлемник, установленный на шлемах, выпущенных до 1942г. имел купольную форму (изготавливался из ткани, кожи, кожзаменителя или вощеной ткани). Шлемы же, выпущенные после 1942г.( индекс СШ40\42) имели новый тип подшлемника, состоявший из трех лепестков искусственной кожи, с обратной стороны которых крепились амортизационные ватные подушечки. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использования шлема с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор ( например, шапку-ушанку). Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера.

Шлем СШ 40 в СССР и других странах

Шлем СШ-40 используется до настоящего времени всеми армиями стран СНГ. Кроме СССР СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а также многочисленными повстанческими армиями африканских, ближневосточных, азиатских и др. стран.

Параллельно с разработкой нового стального шлема для нужд армии, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской обороны и частей ПВО, в том числе и специальными шлемами. По заданию Наркомата обороны на Ленинградском металлургическом заводе в 1938г. начали производить такие шлемы. Внешне шлем сильно напоминал английский шрапнельный шлем Brodie обр.1915г. и по сути был упрощенным вариантом британской модели

Применение

Турбовальный двигатель ВК-800В на МАКС 2013.

Вертолёт имеет просторную грузо-пассажирскую кабину, которая переоборудуется под различные варианты целевого применения.

Машина может быть использована для решения широкого круга задач: доставка грузов, перевозка пассажиров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, оказание экстренной медицинской помощи, административные перевозки, первоначальное обучение. Модификация вертолёта повышенной комфортности (VIP) предлагается для организации перевозки высокопоставленных пассажиров.

Закупаемые ВС РФ вертолёты Ансат — в учебной версии, Ансат-У.

На выставке МАКС-2005 была представлена также боевая версия вертолёта — Ансат-2РЦ. О заказах на неё сведений нет.

Ближайшим зарубежным аналогом является вертолёт EC-145 концерна Eurocopter.

28 октября 2016 года –  Холдинг «Вертолёты России» планирует обеспечить поставку порядка 40 российских вертолётов «Ансат», сообщил в пятницу журналистам заместитель генерального директора компании Александр Щербинин.

Парк компании «Русские вертолётные системы» (РВС) пополнился новейшей отечественной машиной «Ансат» производства Казанского вертолётного завода. Вертолёт, поступивший в распоряжение РВС, изготовлен в VIP-варианте, однако будет использоваться не только для перевозки пассажиров, но и в качестве учебной машины авиационного учебного центра компании. «Ниша лёгких многоцелевых машин интересна как зарубежным, так и российским заказчикам. Этой осенью первый «Ансат» с медицинским модулем был передан Минздраву Республики Татарстан. Продвижение новой машины – одна из наших приоритетных задач. Выполненные и имеющиеся у нас заказы подтверждают хороший задел на будущее», – отметил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев.

Контракт на поставку двух машин в медицинском исполнении подписала китайская компания Wuhan Rand Aviation Technology Service Co. Ltd., сообщает холдинг “Вертолёты России”. Объявление было сделано на авиасалоне в китайском Чжухае. Вертолёты планируется поставить до конца 2017 г. Китайское предприятие также оформило опцион, который предусматривает покупку ещё шести “Ансатов”. Ожидается, что компания получит их до наступления 2019 г.

В июне 2017 года первый в России вертолёт «Ансат», оборудованный модулем реанимации прибыл в Волгоград.

Военные шлемы в Германии

Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.

В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

Польский поход;Халхин-Гол;Финская война;Гражданская война в Испании;Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

Он изготавливался из легированной броневой стали;Толщина стенок равнялась 1,9 мм;При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:

СШ-68М;СШ-68Н.

Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.

Как снять статью?

Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году

Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году. Новый шлем действительно был основательно переработан, а не стал очередной модернизацией СШ-39. Отличия новой модели заключались в следующих нюансах:

  • Металл был заменён на более прочный броневой сплав;
  • Наклон лобовой стенки был увеличен;
  • Бортики укоротили.

Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:

  • СШ-68М;
  • СШ-68Н.

Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.

Первая мировая война

Германия. На момент начала Первой мировой войны каски были на вооружении только у германской армии, да и то, тевтонский пикельхельм вряд ли можно назвать шлемом в современном понимании этого слова. Это была кожаная каска с металлической отделкой и пикообразным навершием. Она, конечно, стильно смотрелась, но защитить голову своего владельца не могла. А шип и многочисленные металлические детали еще и выдавали месторасположение солдата.

Немцы попытались изготавливать пикельхельмы из металла, но очень быстро выяснилось, что подобный «девайс» не может надежно защитить голову своего владельца. После этого к вопросу решили подойти со всей немецкой основательностью: на полигоне были испытаны каски самых разных форм и конструкций. К новому изделию были составлены технические требования, которые касались толщины и марки металла, веса, конструкции. В результате этих изысканий появился знаменитый Stahlhelm, который на долгие десятилетия стал настоящим символом германского солдата. Его первая модель, М16, стала массово поступать в войска уже в 1916 году.

По своим защитным характеристикам и удобству эта каска значительно превосходила аналоги, которые имели на тот момент противники Германии. М16 была принята на вооружение армиями Османской империи, Австро-Венгрии и Болгарии. До конца ПМВ немцы успели выпустить еще две модификации Stahlhelm – М17 и М18, в которых были исправлены недостатки первоначального варианта.

Франция. Французы вступили в войну, вообще не имея шлемов. Головы их солдат закрывали обычные кепи, которые хорошо защищали от непогоды, но не могли уберечь от осколка. Франция быстрее всех смогла разработать металлический защитный шлем – каску Адриана. Она была названа в честь своего создателя генерала Огюста Адриана и начала поступать в войска уже в 1915 году.

Каска Адриана состояла из трех (по другим данным, из четырех) частей, имела характерный гребень и козырек. Для ее изготовления использовалась сталь толщиной 0,7 мм, общий вес изделия составлял 700-800 гр. Если немецкий Stahlhelm считался самым надежным, то каска Адриана («адрианка») не имела равных по дешевизне и технологичности. При этом шлем весьма надежно защищал солдата от шрапнели, осколков, разлетающихся камней и др. «Адрианка» стала самой массовой каской периода Первой мировой. Кроме самой Франции, эта каска была принята на вооружение Бельгией, Грецией, Италией, Японией, а затем и Россией.

Англия. Англичане также вступили в войну без шлемов, но уже к концу 1915 года в войска стала поступать каска Mk.I (Shrapnel helmet). Вопреки распространенному мнению, ее характерная форма была навеяна не пробковым шлемом, а знаменитой средневековой капеллиной. Создателем Mk.I был лондонец Джон Броди. Толщина стали шлема составляла 0,9 мм, он был простым, дешевым и при этом неплохо защищал голову солдата от ударов сверху, то есть, когда он находился в окопе. За время Первой мировой войны было изготовлено более 7,5 млн Mk.I. Английский шлем был взят на вооружение Канадой, США и Австралией.

Россия. В 1914 году у российской армии также не было шлемов. Необходимость их введения стала очевидной уже в 1915 году. Однако вопрос тормозился на самом высоком уровне – император Николай II высказался против использования каски. Военные были другого мнения по этому поводу, и в том же 1915 году российский Генштаб инициировал разработку собственного шлема на основе каски Адриана. А летом во Франции был заказан миллион этих шлемов. В ноябре 1916 года армия стала получать собственные каски, которые были внешне похожи на французские, но имели несколько иную конструкцию. Потом в государстве начались революции и смуты, о касках на долгое время забыли.

 

Вторая мировая война и послевоенные годы

Уже первый год боевых действий на восточном фронте показал, что «блицкрига» у германской армии в России не получится. Вместо этого, началась тотальная война. На военную службу были призваны миллионы человек, каждого из которых нужно было вооружить и обмундировать. Такая ситуация требовала максимального удешевления и упрощения производства.

Советская армия прошла войну, используя шлемы СШ-39 и СШ-40. В послевоенный период советский шлем СШ-40 (в 1954 и 1960 году) два раза проходил модернизацию, результатом которых стали модели СШ-54 и СШ-60. В обоих случаях изменения касались только подтулейного устройства, сам стальной купол оставался прежним. В 1968 году произошла более серьезная модернизация, которая коснулась и стального купола шлема. Ее результатом стала каска СШ-68. Она была изготовлена из более прочного сплава, также был увеличен наклон лобовой части купола. СШ-68 и сегодня является основной каской российской армии и вооруженных сил постсоветских республик. Позже она была модернизирована, в результате чего появились каски СШ-68Н (для ВС РФ) и СШ-68М (для МВД РФ). Оба этих шлема изнутри усилены арамидной тканью, улучшена конструкция их подтулейника.

Вплоть до 80-х годов каски всех вооруженных сил мира выполнялись из листовой стали. В 1980 году произошла настоящая революция – на вооружение армии США был принят шлем, изготовленный из прессованной кевларовой ткани. Он был частью комплекса индивидуальной защиты солдата PASGT. Кроме шлема, в него входил еще и бронежилет. Новый шлем имел площадь защиты большую на 11% по сравнению со стальной каской М1. Его средняя масса составляла 1630 гр, а противоосколочная прочность на 50% превосходила М1.

В СССР в начале 80-х годов на вооружение был принят шлем СТШ-81 «Сфера» с титановым куполом. Его масса составляла 2,3 кг. Он разрабатывался для милицейских подразделений специального назначения, а также внутренних войск. Во второй половине 80-х и начале 90-х для бойцов спецназа было создано еще несколько шлемов: титановый «Алтын», стальные «Маска-1» и «Витязь-С», композитный ЗШ-1 и др.

Еще в начале 90-х годов в НИИ Стали началась разработка первого отечественного полимерного шлема 6Б7. Он был принят на снабжение войск в 2000 году. В настоящее время выпускается его улучшенная модификация 6Б7-М1. Она выдерживает выстрел из пистолета ПМ с пяти метров, а из ТТ – с пятидесяти метров. В 2007 году в том же НИИ Стали был разработан полимерный шлем 6Б27, который по своим защитным качествам не уступает лучшим иностранным аналогам. В настоящее время он закупается вооруженными силами РФ.

В 2011 году началась разработка шлема 6Б47, который является частью комплекта экипировки «Ратник». В 2015 году эксперты американской компании DuPont признали его лучшим в мире легким шлемом.

 

Из чего делали каски советских солдат?

Впервые массово советские шлемы начали изготавливать в 1936 году. Каски оказались крайне непрочными, и уже к концу года стало ясно, что такой шлем плохо защищает голову бойца. За три года каски доработали, в Финской войне использовались уже улучшенные образцы СШ-39.

Однако шлемы нельзя было носить с шапками и утеплёнными подшлемниками. Таким образом, каска не спасала солдат от обморожения. Амуницию вновь отправили на доработку. К началу Великой Отечественной войны подтулейное устройство шлема сильно изменилось. Советская каска СШ-40 лишилась неприятного недостатка.

Во время войны советская промышленность также испытывала недостаток качественных материалов. В частности, не хватало легирующих добавок. Каски, изготовленные в середине войны, имели в составе меньше никеля. В целом пулестойкость шлемов не уменьшилась, однако сильно увеличилось количество брака при изготовлении. При первой же возможности военные заводы вернулись к стали с исходным составом.

Современные шлемы

Западные компании, которые занимаются созданием и производством новых армейских шлемов, заявляют, что отрасль сегодня находится на подъеме и активно развивается. Более того, по их словам, в последние годы произошел качественный скачок в характеристиках материалов и конструкции шлемов.

В каком же направлении идет развитие боевых шлемов? Как будут выглядеть пехотные каски через 10-15 лет.

В первую очередь, конечно, разработчики шлемов заняты повышением уровня безопасности и надежности своих изделий. Однако не менее важным вопросом является снижение их массы. И дело здесь не только в удобстве ношения более легкого снаряжения, но и в установке на шлемы различных аксессуаров, таких как, например, приборы ночного видения, видеокамеры, навигаторы или средства связи. Современный шлем все больше превращается в платформу, на которую устанавливаются многочисленные обвесы, значительно облегчающие жизнь солдата в бою. Однако все вышеперечисленные девайсы увеличивают вес каски.

Если говорить о новых материалах касок, то сейчас наметилась тенденция перехода от арамидных волокон – таких, как, например, Кевлар – к сверхвысокомолекулярному полиэтилену (СВМПЭ), что дает значительный выигрыш в массе изделия. Активно ведутся поиски других, еще более прочных и легких материалов. Так, например, в лаборатории NATICK, в которой была создана каска PASGT, ведутся исследования относительно нового материала Zyion. Использование его позволит уменьшить вес шлемов до 800-900 гр, при сохранении необходимого уровня защиты. Правда, пока он боится воды и солнечного света.

Операторы

Литература

Шлем «Алтын»

Эксплуатация: 1984 ― настоящее время Производство: прекращено Корпус: титан 4 мм поздние модели ― титан 3 мм с арамидным подпором Конструкция: купол цельный, без швов, радиогарнитура Масса: 3,5 — 4 кг Класс защиты: купол ― 2-й забрало ― 1-й Использование: ФСБ, ранее КГБ СССР Примечание: «Алтын» ― легендарный российский (советский) шлем. Его купол и забрало изготовлялись в НИИ Стали, сборку осуществляли только специалисты КГБ СССР. «Алтын» входил в экипировку групп «А», «В» и «С». Применялся при спецоперациях в Афганистане и Чечне.

Практически точной копией «Алтына» является защитный шлем К6-3, который НИИ Стали выпускал с начала 1990-х и вплоть до 2014 года. Изменив название шлема, производитель избавился от контроля КГБ (ФСБ) и тем самым получил возможность осуществлять конечную сборку шлемов, а затем продавать их другим силовым структурам и охранным организациям. Отличии К6-3 от «Алтына» очень невелики: — отсутствие радиогарнитуры — крепление визора усилено и выполнено в виде титанового кожуха (как у «Рыси») — ограничители забрала приклепаны, а не закреплены винтами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector