Орудия системы гатлинга и гаста

Варианты [ править ]

ШКАС в кольцевой оправе

Первоначально производство состояло из крылатых и башенных ШКАС с тросовой зарядкой, синхронная версия которых поступила на вооружение в 1936 году.

К 1952 году западная разведка определила пять различных моделей, каждая из которых имела номер «426» в своей маркировке:

  • опытный образец «426» появился в 1932 г.
  • КМ-33, в гибком амплуа, появился в 1933 году.
  • КМ-35, в подвижном (1934 г.) и крыловом (1935 г.)
  • КМ-36, в подвижном (1935 г.) и винто-синхронном (1937 г.); у последнего был удлиненный ствол
  • крыло образца 1941 г.

«КМ» означает «построенная модель», то есть производство. Предполагаемая роль была обозначена буквами «T» для гибкого, «K» для крыла и «S» для синхронизации. Гибкая версия обычно устанавливалась в советскую копию кольца Scarff . У модели 1937 года максимальная скорострельность была немного выше — 2000 выстрелов в минуту. Количество боеприпасов обычно составляло 750 патронов для стационарных моделей и от 1000 до 1500 для гибких.

Советские архивы указывают следующие объемы производства по годам:

  • 1933 г. — 365 произведенных
  • 1934 г. — 2 476
  • 1935 г. — 3566 чел.
  • 1937 год — 13 005
  • 1938 г. — 19 687 чел.
  • 1940 г. — 34 233
  • 1943 год — 29 450
  • 1944 год — 36 255
  • 1945 — 12 455

Ультра-ШКАС: В 1939 году было произведено небольшое количество Ультра-ШКАС с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту, но они имели ограниченное применение из-за проблем с надежностью.

Пулемет Гатлинга

В это же время, американский врач, и по совместительству изобретатель Р. Дж. Гатлинг, приняв за основу идею использования нескольких стволов одновременно, доработал ее, изменив общую концепцию. По его задумке, в отличие от Монтини, стволы орудия должны не одновременно, а по очереди выполнять заряжание, выстрел и выбрасывание гильзы.

Первый пулемет Гатлинга

Первая экспериментальная модель имела 6 стволов. Патроны, которые помещались в стальной подаватель, под собственным весом спускались к патроннику. Потом досылались до боевого положения. Но, чтобы вся система начала работать, ее необходимо было постоянно вращать. Делалось это за счет мышечной силы стрелка, который рукой крутил специальную ручку. Таким образом, за один полный цикл, каждый из стволов успевал зарядиться, выстрелить и выбросить гильзу, тем самым подготовиться к следующему заходу. Темп стрельбы начальных моделей не превышал 200 выстрелов в минуту. Но позже, после доработки механизма вращения, стал достигать даже 1000.

Было бы ошибочно присвоить доктору Гатлингу идею вращающегося блока. Так как на то время уже были известны револьверы «Pepper Box». Более того, активно применялись. Но он ее существенно усовершенствовал, добавив собственную систему циклической подачи, а также экстракции отработанных гильз. После получения патента в 1862 году, указанное изобретение Гатлинга поступило на вооружение армии США.

Основные сложности и слабые стороны пулемета были частые осечки и перекосы. И опять потребовались десятки лет, чтобы появилось изобретение механического привода вращения.

Картечница Р. Гатлинга принцип работы

К основным узлам и составным частям указанного пулемета относили:

  1. Канал ствола;
  2. Поворотный магазин;
  3. Патронник;
  4. Ось, вокруг которой, поворачиваются стволы.

В боях воздушных и наземных

Свою роль в воздушных боях и ШКАС, и ШВАК сыграли. Полковник запаса Н. И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но все равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично. А вот ШВАКи – и пулемет, и пушка, особенно пушка – при такой же надежности, как и ШКАС, имели и более мощный патрон… Из них я сбил большинство своих противников».

И для ШВАКов, и для ШКАСов в 30-е годы планировалась также «наземная» карьера. Так, в Туле были разработаны мотоциклетная и автомобильная установки ШКАС, оставшиеся опытными. В 1940-м заводу № 66 заказали опытную партию пулеметных станков Соколова «с универсальной головкой для наземной стрельбы из пулемета ШКАС». Это скорее всего была попытка «утилизации» авиапулеметов нормального калибра, которые вскоре должны были заменить крупнокалиберные – скажем, на 1941 год план заказов ШКАСов составлял всего 3500 штук. Для 20-мм ШВАКов в Коврове на заводе № 2 в 1935 году изготовили «универсальные» зенитно-противотанковые треножные установки. Но работа эта не дала удовлетворительного результата, тем более что 20-мм патрон ШВАК был слабоват для «противотанкового». Зато в первый период Великой Отечественной войны ШВАК нашла применение как танковая пушка. Задание на доработку пушки для установки на легкие танки Наркомат вооружения выдал уже 5 июля 1941 года. Работу выполнил А. Э. Нудельман в ОКБ-16, доводилась пушка в ОКБ-15 Шпитального. 5 декабря 1941 года «ШВАК-танковая», выполненная на основе крыльевой ШВАК, принята на вооружение. Она получила обозначение ТНШ («танковая Нудельмана – Шпитального»), ставилась на танки Т-60, Т-40С, Т-38.

Тогда же авиационные пулеметы нашли применение в системе ПВО. 8 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О пулеметах для ПВО города Москвы»: «1. Разрешить НКАП взять из своих запасов на самолетных заводах 150 пулеметов БТ и БК и 250 пулеметов ШКАС и оборудовать их для охраны 10 авиационных заводов от воздушного нападения по указанию ПВО. 2. Обязать ВВС – т. Жигарева немедленно доставить в Москву (на самолетах) 1000 шт. пулеметов в распоряжение ПВО г. Москвы. 3. Обязать НКАП – т. Шахурина выделить из своих запасов 100 шт. пулеметов БК и 250 шт. пулеметов ШКАС и передать их в распоряжение ПВО г. Москвы». Зенитные установки под 7,62-мм пулеметы ШКАС и 12,7-мм УБ с кольцевыми прицелами были за неделю разработаны Можаровским, Веневидовым и Афанасьевым. В том же 1941 году ШВАК на тумбовых установках использованы как зенитное вооружение бронепоезда «Ковровский большевик».

Управление коммуникациями

Особенности конструкции

Схема автоматики пулемёта ШКАС. Справа вверху подробнее изображён принцип работы подающего барабана.

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов. Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень, непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему. Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня». Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди.

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику. Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы.

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник. По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен.

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок. Стрельба одиночными выстрелами невозможна. Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона.

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад. После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается.

Электроспуск

Приказом НКОП № 00112 от 23 июля 1937 года Особому техническому бюро (ОТБ) поручено разработать систему автоматической перезарядки и электроспуска пулемета ШКАС на самолёте И-16. Для этого на заводе № 81 НКАП выделялись помещения для опытных и конструкторских работ. Результаты проведенных работ неизвестны.

Нарукавный знак Сухопутных войск России

Нарукавный знак:Тканевая нашивка в виде щита с кантом красного цвета, в центре — малая эмблема. Над эмблемой надпись желтого цвета: «РОССИЯ».Цвет поля нарукавного знака при ношении должен соответствовать цвету верха военной формы одежды. Круглый нарукавный знак в 1998-2015 гг.:Тканевая нашивка круглой формы красного цвета с кантом желтого цвета, в центре — средняя эмблема Сухопутных войск. Размеры знака (по внешним сторонам канта) — 80 мм.Учрежден приказом Министра обороны РФ от 14.01.1998 № 15 «Об Описании предметов военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил РФ». Нарукавный знак до 1998 г.Тканевая нашивка круглой формы черного цвета с кантом желтого цвета.
В центре — желтая пятиконечная звезда поверх дубового венка зеленого цвета. По краям надписи белого цвета: вверху — «СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА», внизу — «РОССИЯ».

Появление скорострельных орудий в ВМФ

Модифицированные установки типа «Вулкан» также устанавливали на боевые корабли. Самым распространенным зенитным комплексом был «Фэленкс МК15». Он относится к оружию ближнего боя, применяется для атак и уничтожения живой силы противника, судов и противокорабельных торпед. В начале 1990-х годов его поставили на свои корабли такие страны, как: Британия, США, Япония, Португалия.

Основные характеристики «Фэленкс МК15»:

  • Калибр 20 мм.;
  • Рассчитан под патроны 102 х 20 мм.;
  • Для приведения в действия автоматики применяют внешний привод;
  • Скорострельность – 3000;
  • Максимальная скорость полета пули 1036 м/с;
  • Убойная сила сохраняется до 1470 м.;
  • Угол атаки: до 92 градусов вдоль вертикальной плоскости, 126 – по горизонтали;
  • Общий вес установки 5420 кг.

XM214 Microgun

Советские ученые также уделяли пристальное внимание типу вооружения, работающего по принципу стрельбы за счет вращения барабана стволов. Одним из примеров может служить созданный в 1939 году пулемет Слостина, калибром 7,62 мм

В совокупности он имел 8 стволов. Однако полевые испытания выявили много недочетов. А еще, его распространению в войсках помешал большой вес конструкции станины. Тем не менее, данная разработка послужила своеобразным трамплином к развитию аналогов в 60-х годах. Тогда по заказу ВМФ СССР оружейные мастера принялись разрабатывать шестиствольную пушку калибром 30 мм. Так началось возрождение идей Гатлинга.

Внешний вид пулемета Слостина

В 60-х годах в тульском КБ, конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов создали корабельную установку «АК630», калибром 30 мм. Блок стволов приводился в действие газовым приводом, что обеспечивало скорострельность в 4-5 тысяч выстрелов в минуту. Запускалась система пневматическим стартером. Такие характеристики полностью удовлетворяли потребности флота и были грозным средством против противника. Установка поступила на флот.

Установка АК630К

Корабельная установка имеет следующие характеристики:

  • Общий вес 3,8 т;
  • Калибр 30мм;
  • Длина ствола 1,62 м;
  • Начальная скорость полета снаряда 1030 м/секунду;
  • Скорострельность 4-5 тысяч выстрелов в минуту;
  • Убойная дальность сохраняется до 4000 м.

Модификация для авиации получила название ГШ630, ее внешний вид:

Пушка ГШ-6-23

Начало 70-х годов ознаменовалось возрождением пулеметов, оснащенных несколькими стволами. Первыми из этой линейки были тульские ГШГ, скорострельностью 6000, имевшие четыре дула и рассчитанные под боеприпасы калибром 7,62 мм. За ним последовал разработанный Б.А. Борзовым и П.Г. Якушевым «ЯКБ», калибром 12.7 мм, имевший скорострельность до 5000. Этот пулемет устанавливался на подвижной платформе на отдельные модификации самолет «Ми24».

Четырехствольный пулемет ГШГ и ЯкБ (По краям ГШГ в Центре ЯкБ)

Следует понимать, что система многоствольного оружия не ограничивается системой Гатлинга. История знает еще другую, хотя и менее популярную, но все же, известную многим. Названа она в честь ее изобретателя – немецкого оружейного мастера К.Гаста. Представителем этой линейки может служить изобретенная в 1917 году модель «Gast-Maschinengewehr», калибром 7,92мм. Она совмещает в себе автоматический привод и несколько стволов. Принцип действия заключался в использовании инерционного возвратного движения после выстрела. Так, благодаря отдаче, откатывающийся назад ствол, по средству механизма, досылал патрон в патронник, и так далее. Известно также, что тестовые испытания нового оружия показали его высокую скорострельность: 1600 выстрелов за минуту.

К идее Гаста вернулись в 1965 году на Тульском оружейном заводе, создав там прототип пулемета с использованием указанной схемы заряжания – «ГШ-23». Чуть позже появились его авиационная модификация: «ГШ-30.2» калибром 30 мм. Такое вооружение устанавливали на истребителях Ми24П.

Установка «ГШ30.2»

В общей сложности, система, созданная Гатлингом, существует уже более 150 лет, а изобретенная Гастом больше 100. Они действительно опередили свое время, так как во много раз много превосходили своих предшественников – Митральезы. Но со временем, подобные установки устарели. Хотя придуманный ними принцип до сих пор используются в артиллерийских орудиях, в том числе: корабельных и авиационных. За время существования они претерпели множество усовершенствований и модернизаций. Была увеличена их скорострельность, живучесть. Но, смело можно сказать, что они в своем развитии добрались до той черты, за которой будет новый, качественный скачек, без кардинального изменения концепции, просто невозможен. В данной ситуации не помогут ни современные материалы, ни доработки механизма или привода. Необходим иной взгляд на вооружение. Над которым постоянно работают конструктора.

Танковые войска

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Примечания

Комментарии

  1. 1800 выстрелов в минуту, то есть ресурс оружия вырабатывался примерно за минуту.
  2. ↑ Демонтаж или распатронирование — нарушение целостности боеприпаса до выстрела.
  3. «Цинк» — цинковая герметичная коробка для упаковки боеприпасов.
  4. Выпуски с первого, имевшего №7, по №9.

Источники

  1. , с. 333.
  2. , с. 542.
  3. , с. 310.
  4. , с. 566.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ , с. 228.
  8. ↑ . Самолеты Второй Мировой войны. Дата обращения: 1 марта 2016.
  9. ↑ .
  10. ↑ , с. 16.
  11. ↑ , p. 72.
  12. ↑ , с. 71.
  13. ↑ , с. 230.
  14. ↑ , с. 231.
  15. , p. 74.
  16. , с. 228—229.
  17. ↑ , p. 79.
  18. ↑ .
  19. ↑ , p. 80.
  20. , p. 81.
  21. , с. 228.
  22. , p. 73.
  23. , с. 9.
  24. ↑ .
  25. ↑ , с. 229—230.
  26. , с. 3.
  27. , с. 99.
  28. ↑ .
  29. , с. 161—162.
  30. ↑ , с. 72.
  31. ↑ , с. 73.
  32. Антонов В. . warspot.ru (2015). Дата обращения: 19 декабря 2016.
  33. . aviarmor.net. Дата обращения: 1 марта 2016.
  34. . Малый флот. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  35. .
  36. . Малый флот. Дата обращения: 21 февраля 2016.
  37. ↑ .
  38. ↑ , с. 74.
  39. , с. 76.
  40. , с. 75.
  41. . Finnish army 1918—1945. Дата обращения: 12 октября 2016.
  42. , p. 94, 284, 305.
  43. , с. 179.
  44. , с. 230.
  45. , с. 178.
  46. .
  47. , с. 113.
  48. , с. 125.
  49. , p. 75.
  50. , с. 153.
  51. , p. 126.
  52. .
  53. , с. 71—72.

Боеприпасы

Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля).

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы. Лента подаётся из короба на 250, в более поздних версиях — на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов.

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32), бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки. В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже. На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет. В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации.

Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна

На ящиках и «цинках», куда упаковывались патроны для пулемёта ШКАС, наносились надпись «ШКАС» и условное обозначение в виде изображения пропеллера красного или чёрного цвета. Красный пропеллер означал, что патроны разрешены для использования в синхронизированных пулемётах ШКАС (ведущих огонь через вращающийся винт самолёта). Чтобы аттестовать патроны для синхронизированной стрельбы, проводились проверки на время воспламенения капсюля (что оказывает главное влияние на время, в течение которого пуля покинет ствол), герметичность патронов, строже допуски на баллистические характеристики. Патроны, не прошедшие испытания, не допускались для стрельбы из ШКАСа через винт самолёта, поэтому на упаковках рисовался чёрный пропеллер, означающий допуск только стрельбы из синхронизированных пулемётов ПВ-1.

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки. Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова. Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск

Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным — нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки — недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя.

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода, Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт, по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим»). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями. Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в Московском механическом институте он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в Научном автомоторном институте, он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста.

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого. В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия.

Принятие на вооружение

Коллектив ПКБ стрелкового оружия — создатели пулемёта ШКАС. В заднем ряду второй слева — Ф. В. Токарев, третий слева — П. П. Третьяков.

В 1930 году на Тульском оружейном заводе (ТОЗ) для проведения испытаний изготовлен первый образец скорострельного пулемёта под наименованием П-426. В начале 1932 года коллектив разработчиков завершил окончательную отладку конструкции, и 13 февраля артиллерийское управление заказало изготовить на Тульском заводе пробную партию из 7 пулемётов для дальнейших испытаний. В июне 1932 года пулемёт был предъявлен К. Е. Ворошилову. 14 июля пулемёт одобрен правительством, разработчики решили ускорить доводку образца и предъявить его государственной комиссии к осени того же года. 7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта и 11 октября постановил принять его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года» или ШКАС.

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500—2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года. К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС.

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500—2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали, смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной.

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени.

Немного истории

История предприятия началась 10 октября 1951 года, когда в Туле Постановлением Совета министров СССР из автомастерских был создан по производству радиолокационных станций наземной артиллерийской разведки. В 1954 году при заводе организовали Особое конструкторское бюро по сопровождению производства и разработке новой техники. В 1979 году ОКБ было преобразовано в «НИИ «Стрела». С 1979 по 2010 год «Арсенал» и «НИИ «Стрела» (с 2001-го — ОАО «НИИ «Стрела») работали как самостоятельные предприятия, тесно взаимодействуя между собой. В 2002 году началась совершенно новая страница истории — ОАО «НИИ «Стрела» и ОАО «Тульский вошли в состав крупнейшего в России оборонно-промышленного холдинга «Алмаз — Антей». Через четыре года «Стрела» стала головной организацией по координации деятельности предприятий ОПК России в области разработки, производства, модернизации и ремонта систем и средств разведки ракетных войск и артиллерии ВС РФ.

В 2010 году произошло присоединение ОАО «Тульский к ОАО «Научно-производственное объединение «Стрела». В этот момент родилось «НПО «Стрела» — единый высокопрофессиональный коллектив.

Особенности конструкции

Пулемет Ю. Ф. Юрченко Ю-7,62

На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе родился один из самых экзотических проектов авиационного стрелкового оружия, разработанный Юрием Федоровичем Юрченко. Пулемет, имевший в основе автоматики оружия кривошипно-шатунный механизм.

Изучая задачи повышения скорострельности оружия, Юрченко заметил, что основной проблемой, которая существенно сказывается на скорострельности, является то, что в классических схемах работы скорость теряется в крайних точках хода затвора. Кроме того, увеличение скорострельности при таких схемах ведет к существенному снижению ресурса оружия.

Юрий Юрченко подметил, что фактически эту проблему решили уже до него, осталось только реализовать то, что было сделано под новые задачи

Так, Юрченко обратил внимание, что первый в мире пулемет Хайрема Максима уже несет в себе элементы скорострельного оружия. Затвор пулемета Максима кривошипно-шатунного типа, и потому скорость его движения изменяется синусоидально

При таком роде движении затвора даже при увеличении скорости его движения его скорость в начале и конце движения сравнительно невелика, а значит можно рассчитывать на меньшие инерционные силовые нагрузки на патрон, позволяющие исключить его разрушение или распатронивание.

В отличие от пулемета Максима, у которого части кривошипа поворачиваются на угол менее 180º, Юрченко устроил кривошип, поворачивающийся, как пишут, на угол целых 350º. Это исключало удар подвижных частей в крайнем заднем положении. Т.е. цикл автоматики был практически безударный. При каждом повороте такого кривошипа совершался полный цикл работы автоматики. Патрон разгонялся плавно, и инерционные нагрузки на пулю не превосходили усилия ее запрессовки в гильзу, а значит, не происходило распатронивания. Подобно пулемету ШКАС, патрон в пулемете Юрченко не извлекался из ленты назад перед досыланием в патронник, а досылался непосредственно вперед.

В 1938 году Юрченко представил на испытания версию своего пулемета Ю-7,62 под патрон 7,62×54R, в которой помимо очень простой конструкции добился громадной скорострельности. Темп стрельбы пулемета Юрченко составлял 5000 выстр./мин.

Правда, в ходе испытаний на Ногинском Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения ВВС РККА пулемет Ю-7,62 не выдержал столь интенсивной стрельбы и был возвращен на доработку, был доработан, прошел испытания и поставлен в план на 1941 год по изготовлению первой опытной партии.

Но с началом войны и переориентацией завода на выпуск противотанковых ружей тема была отложена, а после войны уже более не поднималась.

Крупнокалиберная версия пулемета Юрченко – Ю-12,7 была представлена на испытание в 1939 году. Темп стрельбы составил 2000 выстр/мин, вес 24 кг (для сравнения – серийный авиационный пулемет с газовым двигателем УБ-12,7 весил 21 кг при темпе стрельбы 1000 выстрелов в минуту). Но и этот вариант не был принят на вооружение по причине поперечного габарита. Профиль пулемета напоминал гитару (гриф – ствол, первое утолщение – приемник патронов, второе утолщение – кривошип).

К сожалению, несмотря на все достоинства пулемета Юрченко, он страдал одним недостатком, который «зарывал» полностью разработку конструктора на два метра в землю. Дело в том, что в то время еще не было технологии изготовления стволов, которые бы могли выдержать такой высокий темп стрельбы.

Сейчас единственный уцелевший экземпляр пулемета Ю-7,62 находится в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации.

Модификация

СН

ЦКВСВ-19

УльтраШКАС

КБ-П-65

Ю-7,62

Калибр, мм

7,62

7,62

7,62

7,62

7,62

Тип автоматики

Газоотвод с откатом ствола вперед

—//—

—//—

—//—

Кривошипно-шатунный

Масса, кг

6.5

Длина, мм

675

Длина ствола, мм

610

Темп стрельбы, выстр/мин

3000

3500

2400-3000

1300-1950

До 5000

Начальная скорость пули, м/с

775—825

775—825

775—825

775—825

775—825

Емкость магазина

лента

лента

лента

лента

лента

Масса пули, г.

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

Тип боеприпаса

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R

7,62×54R

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector