Прокурорский надзор

Прокуратура субъекта

В структуре генеральной прокуратуры, помимо заместителей и помощников высшего должностного лица, есть должности прокуроров и старших прокуроров. Они могут работать в управлениях и отделах. Прокуратуры субъектов Российской Федерации также возглавляют прокуроры. Их назначение производится Президентом, но оно невозможно без согласования с представительными органами. Прокурор субъекта имеет в подчинении заместителей и помощников. Обычно они не работают в главных управлениях, но могут становиться начальниками отделов. Специализированные прокуроры (например, военные), назначаемые на должность и освобождаемые от нее Президентом, приравниваются к главам прокуратур субъектов.

См. также

ГАМАШИ (ШТИБЛЕТЫ)

2.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации

Прокуратура в Российской
Федерации
— это единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции
и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные
федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых
законом интересов общества и государства

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная
прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов
прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных
изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении
различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру
органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Система органов
прокуратуры построена по принципу: 1) административно-территориального и
национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских
частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере
деятельности.

Система прокуратуры
выглядит следующим образом:

1. Территориальное
деление:

а)  
Генеральная
прокуратура;

б)  
прокуратура
субъектов РФ;

в)   
прокуратура
городов, районов.

2. Военная прокуратура:

а)  
Главная
военная прокуратура в Генеральной прокуратуре;

б)  
военная
прокуратура округов, флотов;

в)   
военная
прокуратура объединений, соединений, гарнизонов;

г)   
прокуратура
Ракетных войск стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной
службы.

3. Другие
специализированные прокуратуры:

а)  
транспортная;

б)  
природоохранная;

в)   
по
надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;

г)   
прокуратуры
закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

4. Научные образования,
учреждения, редакции изданий.
Научно-исследовательский институт проблем
укрепления законности при Генеральной прокуратуре, институт повышения
квалификации кадров.

Территориальные прокуратуры
образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную
структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные
территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько
административных образований.

Военные прокуратуры
осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих
прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских
частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.

В основе создания специализированных
прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая
принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных
образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих
территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.

Одним из важнейших признаков
организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование,
реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса
и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание
и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую
систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:Система органов государственной власти в Российской ФедерацииСистема налогов и сборов в сфере недвижимого имущества (Гриненко С.В.)Система муниципального праваСистема планированияБагиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Система планирования предпринимательской деятельностиСистема показателей для описания земельного участка

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Место прокуратуры в системе государственных органов

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Система органов прокуратуры РФ

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).

Варианты и модификации

  • МР5 — базовая модель с нескладным прикладом, в 1966 году принятая на вооружение полиции и пограничной стражи ФРГ;
  • МР5А1 — модель 1966 года с раздвижным телескопическим прикладом;
  • МР5А2 — с постоянным полым пластмассовым прикладом, на котором имеется антабка для крепления ремня;
  • МР5А3 — с выдвижным телескопическим прикладом. Ранняя модель, с рифленым цевьем и штампованным из стали корпусом модуля УСМ;
  • МР5А4 — развитие MP5A2 с режимом стрельбы «с отсечкой» по 3 патрона
  • МР5А5 — развитие MP5A3 с режимом стрельбы «с отсечкой» по 3 патрона
  • MP5SD — бесшумный вариант образца 1974 года с интегрированным ПБС и перфорированным стволом. Звук выстрела почти не слышно на расстоянии выше 30 м.
  • MP5K — компактная модификация 1976 года с укороченным стволом и цевьем, оснащенным дополнительной рукояткой для удержания оружия;
  • MP5SF — самозарядный вариант 1986 года для полиции Великобритании;
  • MP5N — модификация для ВМС США, ствол дополнительно имеет резьбу для крепления глушителей американского стандарта.
  • MP5F — модификация для вооружённых сил Франции;
  • MP5K-PDW (Personal Defense Weapon) — модель 1991 года с прикладом, отсутствовавшим на модификации K.
  • MP5/10 — вариант под патрон 10mm Auto, выпускался с 1992 по 2000. ФБР закупило 1400 шт.
  • MP5/40 — вариант под патрон .40 S&W, выпускался с 1992 по 2000.
  • HK94 — коммерческий самозарядный вариант для продажи в США с удлиненным до 16 дюймов стволом, выпускался с 1983 по 1989.
  • SP89 (Sport Pistole M1989) — коммерческий самозарядный вариант MP5K, выпускался с 1989 по 1994.
  • МКМ-091 — полуавтоматический карабин, под патрон 9×21 мм, выпускаемый Украиной.

Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры

Существуют также внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры, которые представляют собой основу для осуществления на них распределения обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры.

Группа внутриорганизационных принципов представлена:

  1. Зональным.
  2. Предметным.
  3. Предметно-зональным.

Зональный принцип

Подобный принцип представлен такой организацией, с помощью которой полный объем работы, возложенный на подразделения структурного характера, распределяется между определенными работниками по территориальным зонам.

Пример 1

К примеру, в прокуратурах субъектов Российской Федерации состав зоны в зависимости от объема работы включает в себя прокуратуры одного либо нескольких районов и городов. Прокурор определенного отдела, к которому была прикреплена соответствующая зона, в пределах компетенции областного прокурора и применительно к предопределенной сфере надзора осуществляет контроль исполнения законов, приказов, а также указаний Генерального прокурора Российской Федерации.

Помимо этого таким прокурором осуществляется изучение в данных целях состояния законности в регионе и организация функционирования органов прокуратуры.

Предметный принцип

В органах прокуратуры также можно столкнуться с применением предметного принципа. Сам термин «предметный принцип» берет свое начало от понятия предмета прокурорского надзора и представляет собой такую организацию работы, при которой критерием распределения обязанностей между прокурорами служат области правовой регулировки, то есть, иными словами, установленные заранее группы законов и прочих актов нормативного типа, осуществление исполнения надзора за которыми принадлежит прокуратуре.

Вывод 2

Таким образом, цель предметного принципа организации работы заключается в сосредоточении усилий всех структурных подразделений на решении значительных, приоритетных задач, которые стоят перед органами прокуратуры в целом.

Благодаря применению подобного принципа появляется возможность накапливания, характеристики общего характера и исполнения информации касаемо вопросов поставленной проблемы упрочения законности и осуществлению определенных законов.

Предметно-зональный принцип

Предметно-зональный принцип представляет собой закрепление за зональными прокурорами еще определенных «предметов ведения». Благодаря такому подходу осуществляется способствование специализировать прокуроров по определенным зонам при осуществлении надзора за реализацией законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правоотношений.

Замечание 5

Постановление вопроса, с помощью которого происходит распределение обязанностей в подразделениях органов прокуратуры по определенным структурам в соответствии с зональными и предметными принципами должно оформляться в письменном виде как распоряжение начальника подразделения. Вопросы, которые будут оглашаться, также должны быть отражены в тезисах о структурных подразделениях органов прокуратуры.

Полномочия

Структура прокуратуры определяет права и обязанности для каждого должностного лица, находящегося на службе, в зависимости от возложенных на него функций. Это значит, что у прокурора, следящего за законностью издаваемых актов, есть уникальное право требовать от соответствующих должностных лиц любые материалы и документы в рамках его компетенции. Некоторые должности предполагают возможность отмены необоснованных решений органов, за которыми осуществляется надзор.

Полномочия на запрос документов и вообще вход на территорию проверяемой организации подтверждается служебным удостоверением. От нее требуется выделить одного или нескольких специалистов, которые будут предоставлять необходимые материалы и отвечать на вопросы. Дополнительно прокурор может вызывать и других должностных лиц с целью получить от них объяснения по тому или иному поводу. По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело либо зафиксировано административное правонарушение, в результате чего виновные лица привлекаются к ответственности. Если нарушений закона не обнаружено, прокурор может оставить какие-либо рекомендации по коррекции работы, которым организация должна последовать незамедлительно.

Эти полномочия определены в целом ряде федеральных законов, а также в гражданском и процессуальном законодательстве. В последнем обозначены правовые средства выявления нарушений и их устранения, а также предупреждения. Прокурор обязан использовать их в своей работе.

Однако нормативные документы не могут регламентировать все действия прокурора, и он дополнительно в своей работе использует источники информации и делает соответствующий анализ данных, может проводить необходимые встречи и мероприятия.

Поскольку конкретные полномочия зависят от места, которое занимает служба в структуре Российской прокуратуры, должностные лица могут выполнять разные функции. Прокурор, принимающий участие в суде, может выдвигать обвинения или отказаться от уголовного преследования в случае изменения его позиции в свете новых обстоятельств. Он может самостоятельно обращаться в суд с заявлениями и протестами или просьбами об обжаловании решений вне зависимости от времени вступления их в силу и при необходимости принимать участие в процессе, на каком бы этапе он в данный момент не находился.

Генеральный прокурор обладает более высокими полномочиями. Он может участвовать в заседаниях Верховного суда, обращаться с протестами в Конституционный, запрашивать разъяснения у нижестоящих судов.

Специализированные отрасли

В специализированной отрасли структуры прокуратуры выделяется транспортная организация. В ее ведомстве находится весь железнодорожный, водный и воздушный транспорт, а точнее, исполнение законов его правоохранительными органами и сотрудниками таможни. Транспортная прокуратура привлекает к ответственности должностных лиц, чьи действия нарушают права и свободы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, организациях и учреждениях транспорта.

Экологические проблемы привели к необходимости создания природоохранной прокуратуры в структуре органов. Ее штат занимается надзором за соблюдением должностными лицами природоохранных учреждений и организаций законов в сфере защиты окружающей среды. При совершении ими экологических преступлений, природоохранный прокурор будет выступать в качестве обвинителя в суде по уголовному делу. При этом он может подавать гражданские иски и участвовать в соответствующем судопроизводстве. Если прокурор считает, что судебный приговор был вынесен необоснованно, пока решение не вступило в силу, он может заявить протест. По истечении этого времени ему следует обращаться к территориальному прокурору.

Военная прокуратура, соответственно названию, следит за исполнением законов в военных формированиях, органах и непосредственно войсках. Она ни в коей мере не заменяет для этих организаций территориальную ветвь в структуре прокуратуры, и берет на себя ее функции только там, где она не действует по каким-либо исключительным обстоятельствам, или за границей Российской Федерации.

Гражданские лица становятся военными прокурорами в исключительных случаях, поскольку обычно к этой должности предъявляются повышенные требования: состояние здоровья, позволяющее нести военную службу, и наличие офицерского звания. При этом для них действуют все льготы, существующие для военнослужащих.

Чтобы деятельность специализированной и территориальной организаций не пересекалась, их компетенции разграничиваются Генеральным прокурором. Благодаря этому уменьшается число сфер, которые бы не подпадали под надзор какой-либо ветви системы и структуры прокуратуры РФ, и работа разных отделов не дублирует друг друга.

Обязанности старшины

Обязанностью старшины роты является контроль за оружием, личных вещей солдат и различных материальных ценностей. Он обязан время от времени предоставлять доклад о текущем положении дел своему непосредственному начальнику (командиру роты). Когда командир роты отлучается из расположения, то старшина принимает командование ротой на себя.

Для справки! Далеко не секрет, что военные в мирное время регулярно обучаются стратегии, тактике, а также проходят политическую подготовку. Зачастую проведение учений старшина роты берёт на себя. Затем, в отведённых для этих целей комнатах он проводит занятия по теории. Материал для обучения старшина обязан приготовить своевременно.

Другая группа обязательств сводится к обеспечению контроля над опрятностью и внешним видом солдат, находящихся в подчинении.

Старшине роты нужно провести проверку подчинённых на соответствие воинскому уставу, а также знать всю исчерпывающую информацию:

  • возраст;
  • должность;
  • звание;
  • имя и фамилию.

Имея в своём распоряжении столько обязательств старшина роты имеет определённую власть. В его компетенцию входит наказание или поощрение солдат, находящихся в его непосредственном подчинении.

Внимание! При всём при том все предпринятые меры старшина обязан передавать ротному (командиру роты). Только ротный может дать оценку объективности тех или иных мер старшины

В частности стоит упомянуть психологический аспект. В условиях армейского быта, где каждый военнослужащий находится в ограниченном социуме, семейные проблемы могут сказаться на качестве несения службы и даже привести к необратимым последствиям.

В данных обстоятельствах старшина обязан своевременно увидеть гнетущее душевное состояние солдата, узнать причины и всеми возможными усилиями оказать поддержку.

Именно поэтому любой солдат, который хочет пойти по пути карьеры военного, обязан осознавать, что с каждым новым званием обязанностей и ответственности становится только больше.

ТОП лучших моделей

Руководство

Основная статья: Генеральный прокурор Российской Федерации

Основная статья: Список заместителей генерального прокурора Российской Федерации

Генеральный прокурор:

Чайка Юрий Яковлевич — генеральный прокурор.

Первые заместители:

Буксман Александр Эмануилович — первый заместитель генерального прокурора.

Заместители:

  • Винниченко Николай Александрович
  • Гринь Виктор Яковлевич
  • Гулягин Юрий Александрович
  • Гуцан Александр Владимирович
  • Зайцев Сергей Петрович
  • Карапетян Саак Альбертович
  • Кикоть Андрей Владимирович
  • Коржинек Леонид Геннадьевич
  • Лопатин Геннадий Борисович
  • Малиновский Владимир Владимирович
  • Петров Валерий Георгиевич
  • Пономарёв Юрий Александрович
  • Семчишин Иван Григорьевич
  • Сыдорук Иван Иванович

Советники генерального прокурора Российской Федерации:

  • Гурьев Руслан Владимирович
  • Каримов Салават Кунакбаевич
  • Розанов Александр Александрович
  • Сухарев Александр Яковлевич

Производство

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Основой для формирования и функционирования системообразующих элементов организации и деятельности органов прокуратуры выступают принципы.

Замечание 1

Подобные принципы представлены основополагающим началом, благодаря которому появилась возможность определять сущностные черты признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и центральные предъявляемые к ней требования.

На сегодняшний день выделяют общеправовые и специфические принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Общеправовые принципы представлены:

  • принципом законности;
  • принципом справедливости;
  • принципом гуманности;
  • принципом презумпции невиновности.

Специфические принципы организации и деятельности прокуратуры поделены на две группы:

  • общие принципы;
  • внутриорганизационные принципы.

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью. К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Организация работы

Чтобы все структуры прокуратуры Российской Федерации проводили проверки должным образом и ничего не упускали из вида, каждое полугодие составляется план работы. Для этого изучаются и анализируются все предложения о мероприятиях, поступившие до 5 мая и до 5 ноября от управлений, научно-исследовательских институтов и других заведений, специализирующихся на укреплении законности и правопорядка.

Чтобы материал поступил на рассмотрение, он должен отвечать нескольким требованиям: содержать четкое обоснование, указывать примерные сроки и конкретные способы исполнения, объяснять значимость получения результатов и предлагать кандидатов на проведение мероприятия.

Организационно-контрольное управление формирует план из наиболее перспективных предложений, проект обсуждается на оперативном совещании в присутствии заместителей Генерального прокурора. По результатам встречи план дорабатывается, окончательно согласовывается и представляется для утверждения Генпрокурором.

За месяц до начала полугодия он рассылается по управлениям, отделам и прочим подразделениям прокуратуры. Обычно после этого план не подлежит корректировке. Изменения вносятся Генеральным прокурором лишь в исключительных случаях после мотивированного рапорта от начальника какого-либо управления.

Перевернутый крест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector