Одесский умелец делает автоматы и пулеметы великой отечественной из… дерева: его мечта

Убийца кавалерии

С первых примеров применения станковый пулемет «Максим» оказал большое влияние на тактику ведения боя. Боевые действия англичан при подавлении восстаний в африканских колониях, русско-японская война показали бесполезность массированных атак пехоты против пулеметного огня.

Военные армий разных стран, имевшие в прошлом мундиры ярких цветов, переоделись в скромное хаки, менее заметное в пулеметном прицеле. Изобретение Максима заставило армии зарыться в землю, во многом предопределив появление понятия «окопная война».

Он заставил спешиться конные армейские части, положил конец кавалерии как основному виду войск. При атаке лавой пулемёты выкашивали людей и лошадей почти полностью.

Хотя именно использование рессорных повозок с установленными на них пулеметами породило новый вид подвижного огневого средства. Легендарная тачанка стала символом Первой конной армии Буденного и частей под командованием батьки Махно.

Боевое применение

Впервые пулемет на поле боя применили британцы при сражении против превосходящей по численности армии Махди в Судане. Многотысячное войско, вооруженное мушкетами, было разгромлено за короткий период. Результаты этой бойни показали, что тактика полевых сражений должна измениться коренным образом. Этот факт подтвердили события, происходившие на полях сражений 20-го века.

Изменения в тактике войск после внедрения пулемета:

  • пехота углубилась в траншеи;
  • закончила существование кавалерия;
  • прекратились атаки «шеренгой»;
  • ушел в прошлое оружейный залп.

Первые образцы оснащались тяжелыми лафетами от орудий, и напоминали пушку. Относили их к артиллерии, и применяли для обороны крепостей и укрепленных позиций.

Хайрем Стивенс с первым образцом на лафетеКлассическое изображение пулемета Максим

Первое широкомасштабное применение пулемета в 20-м веке произошло между Россией и Японией в мае 1904 года при обороне порта Артур. Обе стороны использовали их в качестве миниатюрной артиллерии, открывая навесную стрельбу с тыла, через головы своих солдат, — по позициям противника. В таком же варианте оружие Максим применялось во время 1-й мировой войны.

После ряда доработок, образец приобрел известный классический вид на станине с колесами. Этот вариант был более мобильным, его использовали не только при обороне, но и при наступлении. Вес оружия изменился с 244 до 65 кг.

Пулемет устанавливался на рессорных повозках.

А так же броневиках, бронепоездах и кораблях. Применялся он и в зенитной артиллерии.

Во времена Гражданской войны эффективно против пехоты и конницы применялась тачанка. Первым тактику ведения боя на тачанках применил Нестор Махно.

Максим на тачанке

С появлением в армии броневых автомобилей и танков, тачанки утратили свою роль, а легендарный пулемет дальше продолжал свою жизнь.

Броневик с пулеметом МаксимоваРоссийское изобретение – мотопулемет

Широкое применение имел пулемет во времена Гражданской и Великой Отечественных войн. Последнее широкомасштабное использование этого оружия было во время Советско-Китайского конфликта на Даманском острове в 1969 году.

В настоящее время пулемет применяется подразделениями ВСУ в гражданском конфликте на Юго-Востоке Украины.

Боец Правого сектора и пулемет Максимка на огневой позиции под Донецком

Покатушки на русских дорогах

На ту же тему Почему пехота — царица полей?

Но проблема 32-й дивизии заключалась не только в солдатах. Офицеры были не лучше. Генерал Бонштед отметил случаи вопиющего безобразия при доставке пополнения на линию фронта, когда новобранцев распределяли по полкам.

Обычно новые подразделения шли из тыла на передовую в сопровождении офицеров. А последние, для ускорения процесса движения, разрешали некоторым солдатам садиться напопутки» — танки и грузовики. В результате подразделение прибывало на место не полностью, а частично, так как уехавшие новобранцы в дороге терялись и сутками блуждали в поисках своей части.

Комдив потребовал от офицеров прекратить такие покатушки. По его мнению, лучше уж подразделение прибудет на фронт с опозданием, но целым, чем сутками собирать его солдат по тыловым и фронтовым дорогам.

Окончание производства, но продолжение истории

В 1943 году Максим в армии был заменен новым орудием – СГ-43. Так именовался новый пулемет с воздушным остыванием ствола, разработанный оружейником П. Горюновым. Калибр его был тоже под патрон 7,62, но он имел уже другие ттх. Его свойства были более адаптированы к ведению боя в изменившихся критериях, хотя он тоже имел довольно большой вес – 27,7 кг на треноге. Выпуск Максима закончился, но история нет, и он продолжал употребляться. Последним применением этого знаменитого орудия считается 1969 год, когда русские пограничники применяли его во время конфликта на полуострове Даманском.

Есть факты, что Максим применялся в 2014 году во время обороны аэропорта городка Донецк. Таким макаром, история этого орудия длится уже более 100 лет.

Сейчас в каждом музее можно узреть либо реальный пулемет Максим, либо макет пулемета Максим. Также изготавливают макеты знаменитого пулемета для декорации интерьера.

Увлекательный факт. В фамилии изобретателя, ударение ставилось на первом слоге. Но говоря об этом оружии, ударение обычно ставят на последнем слоге, как это принято в российском языке. Хотя, в произведениях неких поэтов, пулемет Максим все таки обыгрывается с изначальным ударением.

Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации

Состояние на вооружении и боевое применение

Сегодня винтовка состоит на вооружении в Армении, а так же на вооружении ВДВ, ВНГ, ГРУ, МВД, ССО, ФСБ и ФСО Российской Федерации. Ранее состояла на вооружении сил спецназа в Белоруссии, но позже была заменена на другие образцы.

Винтовка впервые применялась для подавления Сухумского тюремного бунта в 1990-м году спецподразделениями КГБ Альфа и учебной ротой спецназа ВВ МВД. Осенью 1993-го года ее использовал спецназ МВД «Витязь» в телецентре Останкино.

Позже винтовка широко применялась в ходе обеих Чеченских войн и отлично там себя зарекомендовала, как точное, бесшумное и эффективное оружие.

Разработка

Уникальный пулемет, которая в народе имеет название «МАКСИМ», получил такое наименование в честь фамилии своего разработчика. Им был американский оружейник ХАЙРЕМ СТИВЕНС МАКСИМ.

Данный американский гражданин отличался чрезвыйно высокой изобретательностью, которая выражалась более, чем в 250 различных патентах на современные изобретения. Основная масса изобретений приходилась на оружейные новинки, которые характеризовались автоматическим способом перезарядки. Первыми достижениями оружейника были автоматические винтовки, которые не смогли обрести должного признания, подвигнув изобретателя к разработке оригинального пулемета.

Первоначальный вариант пулемета получил патент в 1883 году. Через определенное время данное оружие было продемонстрировано в специальной выставке в городе Лондоне, где заслужило признание публики. Уже в начале 1887 года в Англии проводились испытания нескольких наиболее перспективных пулеметов, среди которых главным претендентом был «МАКСИМ». После проведения положительных испытаний разработчик возил свое изобретение по всей Европе, чтобы максимально повысить его популярность

Такой подход позволил привлечь особое внимание к оригинальному оружию в нескольких развивающихся европейских странах. Одной из первых стран, которая начала производство собственного пулемета была Германия

По общепринятым меркам считается, что широкое распространение пулемета началось с использования оружия англичанами в известнейшем бою против некоторых южноафриканских диких племен в 1894 году. После блистательного дебюта пулемет берется на вооружение большинства развитых стран мира, среди которых почетное место занимает Россия.

В начале 1888 года уникальное оружие лично протестировал монарх Александр III. После успешных испытаний в 1891-92 годах на вооружение отечественной армии было закуплено несколько единиц оригинального оружия. Начиная с 1895 года, для нужд отечественной армии пулеметы «МАКСИМ» поставлялись английскими компаниями, которые успешно занимались производством оригинального оружия. С 1902 года, так как закупочная стоимость пулеметов за рубежом была достаточно высокой, началась наладка производства на заводе по производству оружия в Туле.

В процессе изготовления тульские мастера внесли в оригинальную концепцию оружия более, чем 200 различных усовершенствований. На тот момент собственное производство одной единицы пулемета стоило государству на 500 рублей дешевле, нежели поставки английских образцов.

БПЛА Аэростатического типа¶

БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок —
21)

Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.

Рисунок — БПЛА аэростатического типа

Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).

Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки

Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.

Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»

Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км

Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.

Боеприпасы к пулемёту

Обсуждая вопрос калибра, следует учитывать изворотливость Хайрема Максима: в поисках прибыли от собственного изобретения он позволял военным ведомствам многих стран производство собственных вариаций пулемета с учётом патента.

В таблице приведены наиболее запомнившиеся модели:

Калибр Страна Примечание
11,43 мм Оригинальная «демонстрационная» модель
7,62*54 мм Россия До принятия на вооружение унитарного винтовочного патрона было закуплено ограниченное количество пулемётов калибра 10,67 мм (под патрон винтовки Бердана)
7,92*57 мм Германия Выпускался под названием MG 08
.303 British (7,69*56 мм) Великобритания «Оружейная компания Максима» была выкуплена фирмой «Виккерс» в 1897 году, и вскоре доработанная версия попала в британские войска под таким же названием
7,5*55 мм Швейцария Лицензированное производство под названием MG 11

В этой таблице указаны лишь первые серийные модели, о дальнейшем развитии будет рассказано позже.

Сравнительные характеристики используемых патронов:

Калибр Начальная скорость пули Масса пули
7,62*54 мм 830 метров в секунду 9,6-11,8 г
7,92*54 мм 735-837 метров в секунду 12,8 г
.303 British 701-760 метров в секунду 10-11,6 г
7.5*55 мм 750-910 метров в секунду 8-13 г

История вопроса

Оружейники долго искали возможность создания оружия, способного после нажатия на спусковой крючок производить более одного выстрела. Первым работающим образцом такого оружия стал пулемет Гатлинга. Многоствольный монстр производил фантастические по тем временам 200 выстрелов в минуту. Из-за большого количества выпускаемых пуль изобретение Гатлинга стали называть картечницей. Но назвать его автоматическим оружием в полном смысле нельзя. Перемещение стволов и перезарядка патронов происходили за счет вращения рукоятки, напоминающей привод для ручной мясорубки.

Необходимость вращать ручку сильно влияла на точность стрельбы, громоздкость многоствольного оружия на тяжелом лафете ухудшала подвижность и скрытность. Несъёмный магазин, который приходилось периодически заполнять, снижал реальную скорострельность при боевом применении.

В современных авиационных и корабельных огневых системах используется до 12 стволов, но в то время одноствольный пулемет «Максим», устройство которого было основано на новом принципе, стал прорывом в автоматизации огнестрельного оружия.

Орудие Резерва Главного Командования 203-мм гаубица Б-4 1931 года

Николай Годовиков (6.05.1950-23.11.2017)

Ваша реакция?

Где сейчас применяется фуражка?

Недостатки

Недовольство вызывывала, как правило, тяжесть пулемета «Гочкис». Суммарный вес оружия и треноги составлял около 50 килограммов. Такие габариты подходили в основном для ведения оборонительной и позиционной войны. Кроме того, вместимость лент была недостаточна для использования пулемета Гочкиса в танке, где его мог обслуживать только один человек, а не команда. Конструкторы нашли простое решение для этой проблемы. Была создана специальная металлическая лента, рассчитанная на 250 патронов. Впоследствии пулемет широко использовался во французских танках того времени.Но гораздо сложнее было устранить недостаток, связанный со слишком большим весом оружия. В поздних модификациях разработчики предложили облегченную треногу, но она только частично решила проблему неудобства в обращении.

История создания и начало производства

Известнейшее оружие двух веков при первой своей публичной демонстрации показалась военным бесперспективной. Существовала вероятность вообще никогда о нем не узнать, если бы в свое время предприниматель Натаниэль Ротшильд не инвестировал производство и рекламную компанию.

История создания необычна. Дело было так: американец Максим предложил изобретение на рассмотрение представителей американской армии в 1880 году. Изобретатель изобрел пулемет, сделав чертежи конструкции и получив на него патент, еще в 1873, но конструкцию довел до оптимального (на то время) рабочего состояния позже.

Дел было много, от велосипедного колеса до ингалятора от астмы.

Демонстрация произвела отрицательное впечатление на американскую, а позже английскую армию – военачальники не видели смысла в скорострельности системы, приходя в ужас от количества необходимых патронов.

Такая реакция объяснима: пока не было оружия – не разработаны и схемы использования его сильной стороны – скорострельности.

Проект требовал введения передовых технологий, что стоило немало. Однако британец, банкир Натаниэль Ротшильд, увидел возможные перспективы и спонсировал «Оружейную мастерскую Максима».

Были проведены усовершенствования самой конструкции и рекламные компании в самой Великобритании и в других странах мира. Результатом кропотливой работы стало признание пулемета. В британских войсках он появился на вооружении уже в 1899 году, правда, доработанный под калибр 7.7 мм.

Другие актеры

ЗИЛ-157

Финская кампания

Финская кампания 1940 года показала большие промахи в подготовке командного и рядового составов РККА, снабжении армии, состоянии вооружения. Война называлась «Зимней» потому, что основные бои пришлись на суровую зиму 1939-1940 годов. «Максим» совершенствовали и приспосабливали к ведению огня в мороз прямо на поле боя. Пулемет тонул в снегу. Его устанавливали на санки и лодки для перемещения по глубокому снегу. Ставили на башни танков, чтобы вести огонь сверху и не отставать от наступающей пехоты.

Много конструктивных решений взяли из финской модификации пулемета Максима. Финский «Максим» M/32-33 был доработан А.Лахти. Он имел более высокий темп стрельбы − 800 выстрелов в минуту. Кроме этого, финский пулемет имел несколько других преимуществ, например, широкую горловину кожуха охлаждения. Горловина позволяла засыпать в кожух снег и лед вместо воды. У него скопировали кран для слива воды после боя. Замерзая, вода могла повредить кожух.

Общее описание, состав и размер

Комета Галлея относится к группе короткопериодичных. Это означает, что время ее возвращения к Солнцу не превышает двухсот лет. Ядро самой известной кометы имеет форму картофелины и состоит из воды, метана, аммиака, углерода и других веществ, связанных воедино космическим холодом. Вероятно, что в лед вкраплены твердые частицы, в основном это силикаты. Спектральный анализ подтвердил наличие органических молекул, что позволило ученым выдвинуть теорию о «кометном» происхождении жизни на нашей планете.

Орбита кометы Галлея имеет форму эллипса с эксцентриситетом 0,967

Размеры небесного тела — 15×8×8 км, но масса его сравнительно невелика — 2,2⋅1014 кг. Это говорит о рыхлости ядра, состоящего из большого количества отдельных обломков. Его средняя плотность – всего лишь 600 кг/м³ (у воды 1000 кг/м3).

Данные о периоде вращения кометы Галлея разнятся: наземные наблюдения называют цифру в 7,4 суток, а изображения, полученные с космических аппаратов, свидетельствуют о периоде в 52 часа. Такая вариативность, вероятно, обусловлена неправильной формой объекта и его сложной топографией.

Еще в 1950 году американский астроном разработал теорию кометных ядер, которая сегодня называется модель «грязного снежка». Согласно ей, кометы представляют собой смёрзшийся ком ледяных частиц, покрытый сверху тонким слоем пыли. В настоящее время теория признана астрономическим сообществом, данные наблюдений также показали, что в целом такая модель соответствует действительности. Альбедо кометы Галлея составляет всего 4%, то есть от нее отражается только 4% солнечного света.

Ядро и хвост кометы Галлея

При приближении этого «снежка» к Солнцу поверхность его начинает нагреваться и интенсивно разрушаться – кометное вещество из твердого состояния переходит в жидкое, а затем и в газообразное. Постепенно вокруг ядра кометы Галлея формируется облако, состоящее из газа и пыли, которое астрономы называют комой. Его диаметр может варьироваться от сотен тысяч до миллиона километров. Объект заметен уже на расстоянии 11 а.е. от Солнца.

Хвост кометы Галлея, так же, как и у других комет, образуется в силу давления солнечного ветра, которое отбрасывает частицы газа из комы далеко назад. Комета имеет наибольшую яркость во время прохождения перигелия, а по мере  ее удаления от Солнца интенсивность свечения уменьшается, пока «хвостатая звезда» опять не превращается в серый и унылый шар изо льда и грязи.

External links[edit | edit source]

Модернизация 1941 года

С началом Великой Отечественной войны Тульский оружейный завод возобновил изготовление пулеметов «Максим». ДС-39 не оправдал надежд.

В 1941 году инженеры Тульского завода модернизировали пулемет в последний раз. Задача стояла удешевить и технологически упростить конструкцию. Боевая практика показала, что дистанция стрельбы обычно меньше 1500 метров. На этой дистанции баллистика легкой и тяжелой пули не имела существенных различий и можно использовать один прицел (для тяжелой пули). Со станка пулемета демонтировали крепление для оптического прицела, так как их все равно не хватало в войсках.

В конце 1941 года Тульский оружейный и Подольский механический заводы эвакуировали на Урал, в город Златоуст. За годы войны, до 1945 года, на новом заводе произвели около 55 000 пулеметов «Максим».

В 1942 году на Ижевском заводе мотоциклов начали выпускать пулеметы «Максим». За годы войны в Ижевске выпустили 82 000 пулеметов.

Официально последний раз пулемет «Максим» применили Советские пограничники в 1969 году во время боев с китайцами на острове Даманском.

The Maxim gun, and they have not

«Как бы то ни было, «Максим» у нас, а не у них». Эта строчка из стихотворения Хилера Беллока «Современный путешественник», написанного им в 1898 году, стала эпиграфом к истории войн начала ХХ века.

В 1893 году, пятьдесят британских охранников Родезийской чартерной компании в Африке за 90 минут из 4 пулеметов расстреляли 5000 атакующих зулусов. 3000 из них погибло.

2 сентября 1898 года в Судане 8 тысяч британских и 18 тысяч египетских солдат, вооруженных 44 пулеметами Максима, разгромили войска Судана, численностью 62 тысячи человек, вооруженных луками и копьями. 20 тысяч человек было убито и ранено. В этой битве участвовал будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

«В памяти сердца»

Беспилотные конвертопланы и гибридные схемы¶

Гибридные винтокрылые аппараты – автожиры и конвертопланы. Кроме
рассмотренных классов аппаратов самолетного и мультироторного типа
существуют их гибридные разновидности, такие как автожиры и
конвертопланы, которые имеют некоторые признаки как вертолетов, так и
самолетов.

Автожир (другие названия: гирокоптер, гироплан, ротаплан, англоязычные:
autogiro, gyrocopter, gyroplane, rotoplane) – схема, подобная самолету,
у которого в качестве крыла (или в дополнение к нему) установлен
свободно вращающийся винт (рисунок — 24)

Рисунок — Пример одного их первых автожиров

Как и вертолету, автожиру несущий винт необходим для создания подъемной
силы, однако создание подъемной силы основным винтом автожира основано
на другом принципе. Он создает виртуальную дисковую поверхность, при
набегании на которую встречного потока воздуха и создается подъемная
сила. Здесь существенно, что в полете этот винт наклонен назад, против
потока – подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки
(вертолет, наоборот, наклоняет винт в сторону движения, т.к. создает
приводным несущим винтом и подъемную, и горизонтальную пропульсивную
силы одновременно). Кроме несущего ротора, автожир обладает еще и
тянущим или толкающим маршевым винтом (пропеллером), как и у обычного
самолета. Этот маршевый винт и сообщает автожиру горизонтальную
скорость.

Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуется
гораздо более короткий разбег для взлета (10-50 м, с системой
предраскрутки ротора), чем самолетам. Почти все автожиры способны к
посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров. По
маневренности они находятся между самолетами и вертолетами, несколько
уступая вертолетам и абсолютно превосходя самолеты. Автожиры превосходят
самолеты и вертолеты по безопасности полета. Самолету опасна потеря
скорости, поскольку он сваливается при этом в штопор. Автожир при потере
скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместо
этого он снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущий
винт вертолета при отказе двигателя также переводится в режим
авторотации, но на это теряется несколько секунд и падают обороты
ротора, важные при вынужденной посадке). При посадке автожиру не
требуется посадочная полоса.

Скорость автожира сравнима со скоростью легкого вертолета и несколько
уступает легкому самолету. По расходу топлива они уступают самолетам,
техническая себестоимость летного часа автожира в несколько раз меньше,
чем у вертолета, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичные
автожиры летают со скоростью до 180 км/ч), а расход топлива составляет
15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Другими преимуществами автожиров
являются гораздо меньшая, чем в вертолетах, вибрация, а также
способность летать при значительном (до 20 м/с) ветре.

В настоящее время автожиры производятся и в беспилотном исполнении
фирмами разных стран. Назначение их самое разнообразное. Так, российская
компания «Рустехресурс» (г. Воронеж) разработала беспилотный автожир
«Химик» для сельскохозяйственных работ – опыления посадок химикатами
(рисунок — 25)

Рисунок — автожир «Химик»

Конвертоплан (англ.: convertiplane, heliplane) – летательный аппарат с
поворотными винтами, которые на взлете и при посадке работают как
подъемные, а в горизонтальном полете – как тянущие (при этом в полете
подъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа). Таким образом,
этот аппарат ведет себя как вертолет при взлете и посадке, но как
самолет в горизонтальном полете. Большие винты конвертоплана помогают
ему при вертикальном взлете, однако в горизонтальном полете они
становятся менее эффективными по сравнению с винтами меньшего диаметра
традиционного самолета.

Среди конвертопланов можно выделить три принципиально различающихся
подкласса: аппараты с поворотными винтами (Tiltrotor), с поворотным
крылом (Tiltwing) и со свободным крылом (Freewing).

В конвертопланах с поворотными роторами обычно поворотными являются не
сами винты, а гондолы с винтами и двигателями. Крылья (обычно небольшой
площади) при этом остаются неподвижными. На рисунке 26 приведен пример
беспилотного конвертоплана типа Tiltrotor.

Рисунок — конвертоплан Tiltrotor

В конвертопланах с поворотным крылом поворачивается все крыло вместе с
установленными на нем двигателями и винтами. Достоинством такой схемы
является то, что при вертикальном взлете крылья не закрывают воздушный
поток от винтов (увеличивая тем самым эффективность работы винтов). На
рисунке 27 приведены примеры конвертопланов типа Tiltwing.

Рисунок — конвертопланов типа Tiltwing

Беспилотные конвертопланы с поворотным крылом, построенные по схеме,
показанной на рисунке 28, часто рассматривают как особые подклассы
мультикоптеров (точнее – квадрокоптеров) – соответственно QTR UAV (Quad
Tilt Rotor UAV) и QTW UAV (Quad Tilt Wing UAV).

Рисунок — Конвертолпан с поворотным крылом

В конвертопланах со свободным крылом (Freewing) в зависимости от фазы
полета отклоняются винты, создавая вертикальную или горизонтальную тягу,
а крылья свободно вращаются вокруг оси, перпендикулярной фюзеляжу.

Под напором воздуха, создаваемого винтами, крылья принимают
вертикальное, горизонтальное или какое-либо промежуточное положение.
Аппараты такой конструкции отличаются стабильностью полета. На рисунке
29 показан пример беспилотника типа Freewing.

Рисунок — беспилотник типа Freewing

Вопросы для самопроверки:

  • Какие отличия международной классификации от российской?
  • Перечислите места, где использование дронов категорически запрещено.
  • Если мой дрон весит 251 грамм, его нужно регистрировать?
  • За счёт чего летает дирижабль?
  • Если у трикоптера и гексакоптера в полете сломался один двигатель,
    смогут ли они продолжить полёт? Почему?
  • В чём особенность конвертоплана?

Список использованных источников

  1. Сборник научных трудов Харьковского университета Воздушных Сил, 2012,
    выпуск 4 — “Летательные аппараты: аэродинамика, силовые установки,
    оборудование и вооружение”
  2. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное
    состояние — Владимир
    Фетисов
    2014 год
  3. *https://russiandrone.ru/news/kvadrokoptery_i_drony_nuzhno_li_razreshenie_v_2020_godu/*

Итог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector