Сухой, павел осипович
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Реформы Гурбангулы Бердымухамедова
- Историческое значение
- Награды
- Смотрел в будущее
- Деятельность
- Запчасти и шины на ГАЗ 3309
- Масса снаряженного ГАЗ 3309
- СХЕМА ГАЗ 3309
- Новые покупатели
- Гомельский период
- Литература
- Памятники
- История
- Памятники
- Примечания
- Инженерное чутье
- Павел Сухой – авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание
- Арабский бисмарк
- Производство
- Специфика создания СФ
- См. также
- Литература
- Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник
- Литература
- См. также
- Похожие термины:
Содержание
Содержание
Реформы Гурбангулы Бердымухамедова
Первым указом новый президент вернул десятилетку в школе. Он отменил массовое празднование своего дня рождения, непременные концерты для его визитов и клятву верности ему. Гурбангулы Бердымухамедов убрал из логотипа телеканалов золотой бюст Туркменбаши.
Также он изменил государственную символику и ритуалы, в виде ограничения культа личности Сапармурата Ниязова. В 2009 году изъяли экземпляры книги «Рухнама» из всех учреждений и предприятий страны и заменили книгами Бердымухамедова. В туркменских школах «Рухнама» осталась в списке предметов, но была сокращена для преподавания до одного часа в неделю. Отменили и выпускные экзамены по «Рухнаме».
В 2008 году было запрещено производство, реализация, использование и завоз насвая. Школы перешли на 12-летнее обучение. Кроме английского и русского языков, в школах и некоторых вузах начали изучать китайский и японский языки. В 2013 году разрешили приватизацию жилья. В 2016 году ввели монополию на экспорт-импорт табачных изделий с увеличением цен на сигареты с целью достичь к 2025 году статуса страны без табака.
Историческое значение
В конце Великой Отечественной войны Сухой одним из первых начал работать над проектами реактивных самолётов, считая, что за ними будущее авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.
Награды
Внешние изображения |
---|
В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот».
Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).
Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно), Государственная премия Российской Федерации в области дизайна (1997 — посмертно) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолётов Су-27.
Сухому в 1940 г. присуждена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации.
За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР (), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.
Смотрел в будущее
Руководил Сухой и началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27. Он создавался как ответ на американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle. «Одним из основных требований, предложенных Сухим при создании Су-27, был комплексный подход. Когда одновременно с самолетом разрабатывались и все элементы авиационного комплекса: двигатель, вооружение и бортовое оборудование», — отмечают специалисты ПАО «Компания «Сухой».
Су-27
Источник изображения: Владимир Яцина/ТАСС
Принципиально новым на Су-27 было использование так называемой интегральной аэродинамической компоновки, существенно повышающей величину аэродинамического качества на всех основных режимах полета. А также повышение маневренности за счет реализации малых запасов статической устойчивости и использования электродистанционной системы управления
«Вот эта интегральность подхода — это было новое слово в аэродинамической компоновке современных самолетов. И сегодня так и делают. Что получилось из Су-57? Это интегральная схема. Все интегрировано в крыло, а это — и малая радиолокационная заметность, и визуальная (оптико-электронная) незаметность, и размытие температурного следа эмиссии выходящих газов двигателей машины. А значит, этот след менее заметен для ракет самонаведения с инфракрасными головками», — объясняет летчик Попов, подчеркивая, что «подобное было заложено еще при Сухом, хотя это был завтрашний день».
Все эти решения во многом определили успех всех последующих самолетов семейства «Су». «И сейчас созданные на его (Су-27) базе Су-30, Су-34 и Су-35 серийно поступают в Вооруженные силы РФ. Гордимся нашими достижениями и низко кланяемся ветеранам ОКБ Сухого, которые смогли в самые тяжелые годы с авиаконструктором Михаилом Симоновым (был главным конструктором Су-27 — прим. ТАСС) сохранить фирму, найти способы выжить… и не просто выжить, а продолжать совершенствоваться и достичь блестящих результатов», — рассказал в 2019 году в интервью ТАСС заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Пугачев.
В ноябре 1989 года он впервые посадил на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» истребитель Су-27К (сегодня это Су-33), а незадолго до этого впервые показал миру новую фигуру высшего пилотажа, которую впоследствии назовут «кобра Пугачева».
Су-30СМ при выполнении маневра «кобра Пугачева»
Источник изображения: Татьяна Белякова/ТАСС
Сверхманевренность современных истребителей «Су» поражает, можно рассмотреть воочию, и эту «кобру» можно сделать стойкой в течение десятка секунд, что демонстрируют наши замечательные летчики Юрий Ващук на Су-35 и Сергей Богдан на Су-57. В общем, система управления позволяет ее поукрощать, постоять и дальше выполнять следующий маневр. Гордимся!
Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза
Не зря многие авиационные специалисты отмечают, что вся линейка Су-27 признана самой красивой, причем не только в России, но и за рубежом. Еще в 1990-х годах проходил конкурс, и именно этот истребитель был признан самым красивым современным летательным аппаратом. Специалисты и эксперты называют Су-27 «королем воздушного боя».
Деятельность
Компания является крупнейшим российским авиационным холдингом. В состав холдинга входят конструкторские бюро и серийные самолётостроительные заводы, что обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до производства и послепродажного обслуживания авиационной продукции. Основными задачами компании являются обеспечение современной авиационной техникой ВВС России, увеличение доли своей продукции на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданской авиации за счет перспективных разработок и диверсификации своей продукции.
Продукция холдинга, боевые самолёты марки «Су», составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Некоторые фигуры высшего пилотажа типа: «Кобра Пугачёва», «Хук», «Кульбит» были впервые выполнены на самолетах марки «Су».
Компания занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей (по состоянию 2006 год). В настоящее время компанией реализуются перспективные программы в области как военного, так и гражданского авиастроения. В области гражданского авиастроения реализуется программа создания семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100.
Техника марки «Су» принята на вооружение в 30 странах мира. Боевые самолеты марки «Су» поставлялись в Азербайджан, Индию, Китай, Ирак, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Германию, Сирию, Алжир, КНДР, Вьетнам, Афганистан, Йемен, Египет, Ливию, Иран, Перу, Анголу, Эфиопию. Всего по экспортным контрактам в зарубежные страны поставлено более 2 тысяч самолетов «Су». На сегодняшний день приоритетными региональными рынками для самолетов «Сухого» являются Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии.
Основными перспективными проектами компании на середину 2008 года являются:
- производство истребителя поколения 4++ Су-35БМ
- производство фронтового бомбардировщика Су-34
- разработка истребителя 5 поколения Су-57
- производство гражданского ближнемагистрального авиалайнера Sukhoi Superjet 100
Санкции Госдепартамента США
В августе 2006 Государственный департамент США ввёл санкции против российских государственных компаний «Рособоронэкспорт» и «Сухой». Их обвиняют в нарушении закона «О нераспространении в отношении Ирана» от 2000 года, которым запрещается сотрудничество с Ираном в сфере распространения оружия массового поражения. Введёнными санкциями запрещается американским государственным органам покупать или продавать какие-либо товары, пользоваться или оказывать услуги этим компаниям. В конце июля 2006 «Рособоронэкспорт» заключил контракт на модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 ВВС Ирана, которые теоретически могут быть носителями тактического ядерного оружия. Контракт будет исполнять компания «Сухой».
Запчасти и шины на ГАЗ 3309
Масса снаряженного ГАЗ 3309
СХЕМА ГАЗ 3309
Новые покупатели
У российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) появились новые потенциальные заказчики из числа российских авиакомпаний. Об этом «Известиям» рассказал источник в авиапроме. По словам собеседника «Известий», производитель SSJ-100 корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) сегодня ведет переговоры с двумя российскими авиакомпаниями, не эксплуатирующими эти самолеты. Представитель «Иркута» не стал опровергать эту информацию.
Продать надежду
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Однако новые заказчики SSJ-100 не могут рассчитывать на поставку этих самолетов как минимум до конца 2022 года, сообщил «Известиям» гендиректор принадлежащей экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко авиакомпании «Ангара» Сергей Саламатов.
— До конца года ни одна новая авиакомпания не может получить SSJ-100 — все поставки уже расписаны между действующими эксплуатантами. Мы понимаем, что если завтра подадим заявку, то только к концу 2022 года, возможно, что-то нам поставят, — заявил Сергей Саламатов.
Гомельский период
В 1899 году семья переезжает в Гомель, где проживает по Клубному переулку, д.2.
Дом Осипа Андреевича в Гомеле
К тому времени родились еще две дочери: Елена и Александра.
Сестры Павла Сухого
Всех пятерых детей воспитывали в православных традициях, учили музыке. Большой популярностью в семье пользовался рукописный журнал «Молодая поросль», куда можно было записать сочинение, стихотворение, пожелание. У Осипа Андреевича была большая библиотека, но одной книгой особенно дорожили. Это был томик первых стихов Якуба Коласа с личной подписью автора: «Уважаемой Елизавете Яковлевне на память от автора» (из воспоминаний Вевеи Васильевны Фандеевой, племянницы П.О. Сухого).
В Гомеле Осип Андреевич заведовал школой для детей железнодорожников (позже – железнодорожное училище). За отличную работу он был награжден грамотой Героя Труда.
Аттестат Героя Труда выдан Осипу Сухому, школьному работнику, 1921 год
Его сын Павел учился в гомельской гимназии с 1905 по 1914 год. Гимназию он окончил с серебряной медалью, проявив при этом особые успехи в математике и физике.
Гомельская гимназия, где учился Павел Сухой
Павел Сухой – гимназист
Аттестат об окончании Гомельской гимназии
Здание бывшей мужской гимназии сохранилось. Ныне здесь размещается Гомельский государственный технический университет, которому в 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения П.О. Сухого присвоено его имя.
После окончания Московского высшего технического училища в 1925 году Павел Сухой посвятил свою жизнь авиации.
Московское высшее техническое училище
Павел Сухой – студент Московского высшего технического училища
Литература
Об авиаконструкторе Павле Сухом
- Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
- Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
- Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
- Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.
- Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности / Авторы текста и составители Н. С. Царьков и А. М. Шныпарков. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. — Минск: Беларусь, 1986. — 34 с. — (Жизнь-подвиг).
Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации
- Байдуков Г. Ф. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия, 1983. — 351 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12 (552)). — 100 000 экз.
- Байдуков Г. Ф. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература, 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
- Беляков А. В. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ, 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
- Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый.
- Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.
Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы
- Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
- Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
- Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
- Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
- Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
- Арлазоров М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
- Цихош Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.
О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне
- Сивков Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
- Сивков Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.
Памятники
История
Памятники
Примечания
- Сухой Павел Осипович // Большая советская энциклопедия:
- ↑ Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — С. 345. — 408 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-004-1.
- Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Фотографии М. В. Высоцкого и из Коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 3.
- ↑ , с. 7.
- ↑ , с. 8.
- Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Фотографии М. В. Высоцкого и из Коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 3—4.
- Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 4, 18 (фотокопия).
- , с. 12.
- ↑ , с. 14.
- , с. 15.
- , с. 15—16.
- , с. 16.
- , с. 16—17.
- ↑ , с. 17.
- , с. 18.
- , с. 18—19.
- , с. 19—20.
- ↑ , с. 20.
- , с. 27.
- , с. 60.
- , с. 41—42.
- , с. 100—101.
- , с. 104—105.
- Ольга Кисляк.» Был всегда на высоте. (Жизнь и деятельность белорусского авиаконструктора Павла Сухого. Краткий очерк) // Беларусь сегодня. , 15 мая. № 89 (24470). — С. 4.
- Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Авторы текста и составители Н. С. Царьков и А. М. Шныпарков. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 5.
- ↑ , с. 4.
- , с. 235.
Инженерное чутье
Проект сверхзвукового ракетоносца Т-4 («Сотка») был совершенно новым направлением в деятельности КБ. Этот стратегический бомбардировщик воплощал мечты военных об идеальном «убийце авианосцев» — тяжелом ударном самолете, способном со скоростью 3000 км/ч летать на высоте 24 000 км на расстояние 7000 км и нести пару тяжелых (X-45 «Молния») и дюжину легких (X-15) крылатых ракет, не считая пяти тонн бомбовой нагрузки.
«Чувство красоты никогда не изменяло ему и в конструкторских решениях. Он стремился в конструкции избавиться от всего лишнего, оставляя только необходимое… „Во всем должна быть целесообразность”, — не уставал повторять Павел Осипович»
На первых этапах разработки приходилось принимать решения при острой нехватке данных — их просто неоткуда было взять. По легенде, самолет назвали «Соткой» не потому, что он весил 100 тонн, а из-за того, что был новым на все 100%. Один из рабочих моментов проекта Т-4 описывает Олег Самойлович:
«Когда Л. Бондаренко показал мне эту компоновку, я ее не воспринял: „Леня, ты в своем уме?” Вот так заговорили во мне традиции и консерватизм. Но вот ее показали П. О. Сухому, и он мгновенно понял все ее преимущества: „Немедленно в детальную проработку, немедленно изготовить продувочную модель”. Причем такое решение Павел Осипович принял до проведения каких бы то ни было аэродинамических и других расчетов. Вот в этом и состоял его талант — моментально оценить достоинство нового технического решения. П. О. Сухой обладал невероятной конструкторской интуицией».
Именно это качество, скорее всего, подвигло Павла Осиповича принять предложение министра здравоохранения СССР Бориса Петровского
и подключиться в 1966 году к программе создания искусственного сердца. На базе КБ была создана специальная лаборатория, возглавлял которую Моисей Локшин.
В процессе разработки стратегического ракетоносца Т-4 «Сотка» конструкторы КБ Сухого получили около шестисот авторских свидетельств на изобретения. Этот научно-технический задел был использован при проектировании самолетов следующих поколений — Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Т-50
Фотография предоставлена авиационным музеем «ОКБ Сухого»
«Интересно, что здесь, в области, далекой от специфики основной деятельности, проявилось его конструкторское чутье, видение будущей оптимальной конструкции, — вспоминал Моисей Абрамович. — В одной из бесед я показал ему новую модель искусственного сердца, выгодно отличавшуюся, по моему мнению, от предыдущих. Выслушав меня и осмотрев модель, он сделал замечание о сложностях формы и о том, что металлические элементы не вяжутся с полимерной основой. В этот период для медиков и для меня было очевидно, что форма должна быть близкой к форме естественного сердца, а необходимость в металлических элементах диктовалась нагрузками, возникающими при герметизации присоединяемых элементов. Но если сегодня, через много лет после памятного разговора, рассмотреть модель искусственного сердца, то окажется, что совершенствование конструкции шло по пути, предсказанному П. О. Сухим: форма стала строгой, исчезли все металлические элементы».
Переболев в молодые годы тяжелой формой дизентерии, «заработав» на Северном фронте Первой мировой туберкулез, Павел Сухой всю жизнь соблюдал строгий распорядок дня и режим питания, регулярно использовал отпуск. В выходные дни со стопкой иностранных технических журналов отправлялся на дачу или же налегке… в картинную галерею.
Об этом увлечении Сухого со знанием дела писал его коллега Олег Антонов: «Среди авиаконструкторов и летчиков немало людей, для которых умение рисовать, понимать искусство, красоту играло в работе немалую роль. Большим знатоком изобразительного искусства был генеральный конструктор П. О. Сухой. Он мог провести по залам Третьяковской галереи как заправский экскурсовод. Так интересно рассказывал он о картинах, что просто диву даешься, как тонко понимал Павел Осипович живопись, насколько глубоко разбирался в творчестве русских художников. Чувство красоты никогда не изменяло ему и в конструкторских решениях. Он стремился в конструкции избавиться от всего лишнего, оставляя только необходимое… „Во всем должна быть целесообразность”, — не уставал повторять Павел Осипович. И это наверняка не последняя из причин того, что его самолеты среди самых быстрокрылых в мире».
Павел Сухой – авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание
Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант – создал самолет, имевший два двигателя. На этом авиасудне был зафиксирован новый рекорд дальности полета. И в результате не только самолет, но и его создатель обрели популярность. Под руководством Туполева были разработаны модели И-4 и И-14, АНТ-25 и АНТ-37бис.
После Павел занялся разработкой следующего, еще более усовершенствованного воздушного судна. Это был многоцелевой самолет, создание которого позволило Павлу подняться вверх по карьерной лестнице и стать руководителем конструкторского отдела, который работал самостоятельно.
Участвовал в конкурсе по разработке «Иванова». Но закончилось создание выпуском СУ-2, использовавшегося потом в годы ВОВ. Этот самолет сразу поступил в производство. Потом начавшаяся война требовала усовершенствований. Началась разработка новых штурмовиков, которые предназначались для поддержки обороноспособности. В результате появились СУ-6.
Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны. И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.
Павел и другие разработчики усовершенствовали геометрию крыла. Были разработаны системы, которые работали в самых сложных метеорологических условиях. Заслуги Сухого как конструктора были отмечены высшими советскими правительственными наградами.
Арабский бисмарк
Производство
Специфика создания СФ
См. также
Литература
Об авиаконструкторе Павле Сухом
- Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
- Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
- Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
- Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.
Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации
- Байдуков, Г. Ф., лётчик. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия. Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12(552), 1983. — 351 с. — 100 000 экз.
- Байдуков, Г. Ф., лётчик. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература., 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
- Беляков А. В., авиационный штурман. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ., 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
- Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый. Текст: Краткие сведения об изображённой персоне. Выходные данные. Открытка полежит отправке по почте только в конверте.
- Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.
Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы
- Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
- Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
- Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
- Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
- Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
- Арлазоров, М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
- Цихош, Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.
- Gunston, Bill. Tupolev Aircraft since 1922. — Naval Institute Press, 1995. — P. 74—77. — 254 p. — (Putnam Aviation Series). — ISBN 1557508828.
О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне
- Сивков, Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
- Сивков, Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.
Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник
Известными в Беларуси людьми стали двоюродный брат Павла Осиповича Андрей Николаевич Сухий и его племянник Николай Андреевич Сухий.
Семья Андрея Николаевича, который был другом Максима Горецкого
Они вместе учились в Горецком земледельческом училище. Андрей Сухий создал в училище белорусский литературный кружок, члены которого распространяли газету «Наша ніва», белорусские календари. Свои произведения в газете «Наша ніва» Андрей Николаевич подписывал псевдонимом «Мікола Мокры».
Стихотворение Якуба Коласа в первой редакции «Нашым ворагам» печаталось впервые в Виленском издании «Гісторыі беларускай літаратуры» с пометкой «Са спісу агранома – каморніка з Вілейшчыны Андрэя Сухога». Этот вариант стихотворения Я. Коласа отличался от более позднего хрестоматийного, который известен под названием «Ворагам».
Сын Андрея Николаевича Николай Андреевич – известный в Беларуси государственный деятель, кандидат сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда. Живет в Минске.
Николай Андреевич Сухий