Гоплиты

Копис

Древняя Греция греч. κοπίς,-ίδος; лат. kopis Изогнутый вперед меч с односторонней заточкой лезвия. Клинок однолезвийный, вытянутый в сторону острия, с клинком узким около эфеса и расширяющимся около острия с односторонней заточкой на вогнутой стороне. Ширина клинка кописа расширяется по направлению к острию. Рукоятка оканчивается загнутым к клинку крючком, который предотвращает выпадение оружия из руки при сильном ударе. Гарда практически отсутствует. Но от пятки клинка может отходить крючок, подобный тому, которым оканчивается рукоятка, для защиты пальцев и предохранения руки от соскальзывание на лезвие. Эти два крючка могут быть соединены цепочкой или пластиной. Ранние экземпляры имели клинок длиной до 65 см, более поздние македонские экземпляры были короче и имели клинки около 48 см. Хотя κόπτω по-гречески и означает «рубить, отсекать». Есть альтернативная версия происхождения от древнеегипетского термина «khopesh» для обозначения рубяще-режущего меча Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, забоя животных, либо для принесения их в жертву, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян со схожей формой, с односторонней заточкой, рассчитанный на рубяще-колющие удары, и рекомендовал использовать его (не отличая его от махайры) для кавалерии. Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии. Копис как меч заимствован греками, видимо, от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Некоторые ученые заявляли об этрусском происхождении кописа, ввиду того что подобные мечи появились уже в VII в. до н.э. в Этрурии. Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. Иногда тыльная часть клинка прямая. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии, куда его, вероятно, занесли купцы и наемники в примерно VI—V в. до н. э. Римские солдаты заимствовали иберийский копис после войны с Ганнибалом, и приняли его на вооружение под названием махейра испана — «machaera Hispana», то есть испанской саблей, и только в XIX в. «испанский меч» получил название фальката (falcata) с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который неправильно применил слово falcatus, то есть в переводе с латинского «изогнутый как серп».

Категории: Клинковое оружие, Метки: Древняя Греция, клинковое оружие, копис, меч, фальката

Причёски


Вазопись, 5 в. до н. э.

Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию.
Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.

В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.

Мужские причёски

Герма, 5 в. до н. э.

Согласно Фукидиду, писавшему в 420-х годах до н. э., афиняне из числа богатых «только недавно перестали носить льняные хитоны и укреплять себе волосы на голове в кробил с помощью золотых цикад» (I, 6, 3). Далее сообщается, что ионийцы использовали эту причёску дольше, чем афиняне.

Точное устройство упомянутой Фукидидом мужской причёски «кробил» неизвестно. По мнению исследователей XIX века, это мог быть «высокий шиньон, собранный повязками на затылке или темени, или такая прическа, при которой волосы собирались на шее и стягивались повязкой либо металлическим обручем, или такая прическа, при которой две длинные косы заматывались в виде венка вокруг головы и завязывались на лбу в узел».

Некоторые современные исследователи определённо утверждают, что до персидских войн греческие мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.

В V—IV вв.до н. э. вместо длинных волос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада», возможно, из-за сходства с крылышками этого насекомого).

Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам.

Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.

У спартанцев в классический период сохранялся запрет на стрижку волос и бороды даже в период войны, поэтому на надгробных стелах афинян времен Пелопоннесской войны поверженного спартанца всегда можно отличить по длинным волосам и бороде.

Женские причёски

Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912

Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела.
Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.

Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.

Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.

300 спартанцев

Можно с уверенностью сказать, что главную роль по защите своих городов от неприятельских войск тогда играл именно греческий гоплит. 480 год до н. э. – это время, когда огромная армия царя Персии Ксеркса переправилась через пролив и вторглась на чужую территорию. Греция вынуждена была защищаться. Ее союзническая армия состояла из отрядов гоплитов, присланных из одиннадцати городов, в числе которых была и Спарта. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения неприятеля вглубь страны, греки попытались перекрыть узкий Фермопильский проход. Два дня им удавалось отбивать превосходящие силы персов, но предательство одного из местных жителей, проведшего вражеские отряды в обход защитников, не давало ни единого шанса на победу. Все греческое войско отступило, кроме трехсот спартанцев и еще двух отрядов — фиванцев и феспийцев, которые, впрочем, в скорости тоже сдались на милость врагу.

Спартанцы знали, что им не выиграть бой, но отступить не позволяли закон и честь. Здесь, в Фермопилах, они защищали свою землю – Опунтскую Локриду и Беотию, через которые должна была пройти персидская армия. Мужественные гоплиты не отступили и погибли, приняв неравный бой.

Время неумолимо бежит вперед, но история все же сохранила неопровержимые доказательства существования свободного города Спарты и его храбрых воинов, защищавших свою землю от врагов. Их героизмом до сих пор восхищаются многие люди, а именитые режиссеры снимают о них фильмы. Кроме того, практически в любом магазине, где есть сувенирный отдел, обязательно найдется хоть одна довольно реалистичная фигурка греческого гоплита в необычайно красивом обмундировании.

Головные уборы

Гермес

Золотой венок

Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного под подбородком. Особенно охотно носили петас торговцы, которым приходилось подолгу находиться в разъездах. Поэтому и бога Гермеса, покровителя торговли, было принято изображать именно в такой шляпе.

Войлочные колпаки — пилосы и круглые кожаные шапки — кюне были в обиходе у ремесленников и моряков. Рабы головных уборов не носили никогда.

Особое место среди головных уборов занимали венки. Они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан. Так, победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей священной оливы, перевязанными белой шерстяной лентой, а тех, кто одержал победу в Истмийских играх, посвящённых Посейдону — венками из сосновых веток или из свежего сельдерея. Выдающихся ораторов, поэтов, драматургов и актёров увенчивали ветками лавра — дерева, посвящённого Аполлону, покровителю всяческих искусств (отсюда слово «лауреат»). Миртовый венок надевали те, кто выступал в Народном собрании, в знак того, что они выполняют свой гражданский долг и их личность неприкосновенна. Венок из золотых дубовых или лавровых листьев служил символом царской власти (такой венок был найден в гробнице царя Филиппа II, отца Александра Македонского). Венки были также обязательным головным убором на пирах и во время праздников. Для таких случаев плели венки из душистых трав и цветов, причём особенно любили розы и фиалки. Для пиршественных венков часто использовали плющ, так как верили, что он предохраняет от опьянения.

Греческие женщины нуждались в головных уборах ещё меньше, чем мужчины, так как обычай предписывал им как можно реже покидать дом. Если всё же им приходилось появляться на людях, то они прикрывали голову краем плаща, платком или лёгким шарфом — калиптрой. В жаркие летние дни, чтобы уберечь лицо от загара, поверх головного покрывала укрепляли ярко раскрашенную круглую плоскую соломенную шляпку — фолию. Отправляясь в путь, женщины, как и мужчины, надевали петас.

Внешность

Греки очень привлекательная нация, но, как ни странно, внешность у представителей мужской и женской половины населения немного отличается. На взгляд многих европейцев, природа более щедро наградила мужчин. Они обладают высоким ростом, спортивной фигурой. Лицо европеоидного типа, с высоким лбом, четко очерченными скулами. Глаза у большинства греков светлые: серые, голубые, зеленые. Встречается ярко-синий цвет радужной оболочки, что в сочетании с темными волосами смотрится просто потрясающе. Матовая кожа оливкового цвета делает из них неотразимых мачо. У многих нос с горбинкой, что является следствием примеси арабской крови. Многие греческие мужчины в возрасте сохраняют подтянутый вид и выглядят очень презентабельно.

Что касается представительниц прекрасной половины, то их внешность описывают немного по-другому. Девушки невысокого роста, приземистые, коренастые. Многие страдают лишним весом. Они имеют темные густые волосы и светлые глаза, но при этом проблемную кожу. Гречанки используют максимум косметики, чтобы замаскировать недостатки на лице. Еще одна особенность — любовь к бижутерии, разнообразным ожерельям, браслетам и т.п. Греческие женщины не комплексуют из-за своей недостаточно хрупкой фигуры, как европейки или россиянки. Они всегда пребывают в хорошем настроении и много улыбаются.

Гоплиты и вспомогательные войска Греков

Помимо тяжелой пехоты и достаточно малочисленной конницы в греческой армии существовали также легкие пехотинцы. Их называли пельтасты (peltastae) или “вооруженные пельтой”, то есть, небольшим круглым (или серповидным) щитом. Они были вооружены связкой дротиков и использовались, главным образом, для совершения разведывательных или диверсионных операций, в которых обычно использовалась тактика “бей-беги”. Сдержать же атаку противника они, естественно, не могли.

Помимо прочего, греки использовали лучников, а в более поздние эпохи эти лучники порой воевали и верхом.
Постоянный афинский отряд лучников использовался, главным образом, в полицейских целях, при этом он состоял из скифских рабов, закупленных на общественные средства в северной Греции.
Самыми лучшими греческими лучниками считались критяне, однако, в крупнейшей военной кампании того времени – греко-персидских войнах, они участия не принимали.

Свойства и параметры

Диаграмма Герцшпрунга-Рассела

Масса играет решающую роль в формировании звезд – в крупном ядре синтезируется больше количество энергии, которая повышает температуру светила и его активность. Приближаясь к финальному отрезку существования объекты с весом, превышающим солнечный в 10-70 раз, переходят в разряд сверхгигантов. В диаграмме Герцшпрунга-Рассела, характеризующей отношения звездной величины, светимости, температуры и спектрального класса, такие светила расположены сверху, указывая на высокую (от +5 до +12) видимую величину объектов. Их жизненный цикл короче, чем у других звезд, потому что своего состояния они достигают в финале эволюционного процесса, когда запасы ядерного топлива на исходе. В раскаленных объектах заканчивается гелий и водород, а горение продолжается за счет кислорода и углерода и далее вплоть до железа.

Физическая подготовка и обучение

Как известно, греческие гоплиты – это ополченцы, которые с трудом могли держать строй во время движения, а уж о навыках рукопашного боя не было и речи. Конечно, можно предположить, что свободные граждане занимались какими-то физическими упражнениями, однако работать постоянно над усовершенствованием своего тела, особенно по достижении более зрелого возраста, да еще и крестьянам, не было ни возможности, ни сил.

Другое дело спартанцы. С самого детства каждого их них обучали искусству войны. Они знали, как правильно воевать, и справедливо гордились этим. Спартанские гоплиты не только умели безукоризненно держать строй, в чем им помогали флейтисты, но и грамотно вели рукопашный бой. Они были чуть ли не самыми лучшими воинами Древнего мира.

Преобразования в армии

В VII–V в. до н. э. была проведена реформа по утяжелению доспехов гоплитов. Скорее всего, такие меры были приняты с целью сохранения жизни воинов, так как спартанская армия в то время состояла всего лишь из 8 мор, а это чуть больше 4 тыс. воинов.

Однако начиная с середины V в. до н. э. снаряжение греческих солдат стало облегчаться: льняные панцири стали вытеснять анатомические кирасы. Почти полностью исчезли и наручи. Причиной тому послужило изменение в построении войск. Оно стало более плотным и глубоким, а количество солдат в отрядах удвоилось. Лишь численность спартанских формирований осталась неизменной – по 144 воина в каждом. Из-за перемен в построении рубящие удары наносились все реже, поэтому руки солдат не подвергались опасности быть отрубленными. Теперь все чаще применялось колющее оружие, поэтому копья удлинились с 3 до 6 метров. Так греческие гоплиты стали превращаться в сариссофоров – пеших воинов, составлявших основу фаланг.

Копис, ксифос и махайра .

Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.

С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.

Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.

Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.

В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.

Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.

Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.

При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.

< Предыдущая   Следующая >

Следующие статьи:

  • 13/01/2013 07:47 — Путь самурая. Интуиция – главное оружие самурая. С…
  • 12/01/2013 20:52 — Бой самураев
  • 12/01/2013 19:18 —
  • 12/01/2013 18:17 — Сеппуку — ритуальное самоубивство. Дзюнси
  • 03/01/2013 18:49 — Кинжал СС — холодное оружия фашистской Германии. К…

Предыдущие статьи:

  • 18/11/2012 21:17 — Fallkniven F1 – лучший нож охотника и коллекционер…
  • 30/05/2012 05:04 — бусидо кодекс чести бусидо путь самурая
  • 11/05/2012 04:42 — боевой нож особенности боевого ножа боевые ножи со…
  • 04/01/2012 15:46 — Дамасская сталь ножи. Дамасские ножи
  • 24/02/2011 11:41 — Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурай…

Следующая страница >>

Фракийский тип (Thracian)

Шлем фракийского типа

Фракийский шлем имеет вытянутый вверх кумпол. Наносник обычно отсутствует, плоские нащечники имеют фигурные очертания или отсутствуют. Характерный металлический гребень, наложенный поверх сферы.

Во II в. до н. э., ко времени римского завоевания Древней Греции, фракийский шлем стал самым распространенным в греческих армиях. Гребень становится совсем небольшим по высоте, зато появляется козырек. Был сделан выбор в пользу удобства, хороший обзор и маневренность защищали лучше сплошной брони, особенно от тяжелых мечей и железных пик. В таких шлемах в римское время сражались гладиаторы из фракийцев, что дало название шлему.

Переход на железные доспехи заставил отказаться от универсальных фракийских шлемов.

Еда

Традиционная кухня Греции типична для Средиземноморья. В рационе греков много мяса, овощей, зелени, разнообразных приправ. Мясные и рыбные блюда готовят с добавлением орегано, базилика, чабреца, лука, укропа, мяты. Широко применяется гвоздика, мускатный орех, корица. Оливки являются визитной карточкой Греции. Их кладут практически во все блюда. Также любимым продуктов считается сыр. Существует множество сортов сыра, его могут подавать даже вместо десерта на свадьбах. Популярные блюда Греции:

  1. Греческий салат. Эта блюдо известно на весь мир. Его делают из крупно порезанных томатов, огурцов, с добавлением маслин, феты, лука.
  2. Тарамасалата. Распространенная закуска, по внешнему виду напоминающая паштет. Готовится из копченой икры трески, смеси оливкового масла, чеснока, лимонного сока.
  3. Дзадзики. Всемирно известный соус ко вторым блюдам из йогурта, тертых огурцов, чеснока.
  4. Фасолада. Традиционный суп на основе фасоли с добавлением томатов, сладкого перца, сельдерея, моркови.
  5. Метакса. Знаменитый греческий крепкий алкогольный напиток. Представляет собой смесь из виноградного вина и бренди.

Ткани, цвет, орнамент

Статуя типа кора.

Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

«Дама в голубом», танагрская статуэтка

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Особенности древнегреческого костюма

Древние греки редко сшивали свои одежды, вовсе их не кроили и чаще всего составляли из сложенных на разный манер прямоугольников ткани. Казалось бы, что трудного в том, чтобы сложить и красиво обернуть вокруг себя кусок ткани? А вы попробуйте на досуге. Разнообразная драпировка, скалывание и ношение одного и того же отреза ткани создавали многие элементы костюма, и в древнегреческих семьях считалось правильным тоном с самых ранних лет прививать детям эти навыки. Каждый костюм был индивидуален. Да что там индивидуален, он даже постоянной формы-то не имел и все время изменялся в процессе движения того, кто его носил.

Древнегреческий костюм различался в материковой Греции (дорийский костюм) и в малоазиатских территориях (ионийский костюм).

Женщина в голубом via Wikimedia

Иллирийский тип (Illyrian)

Иллирийский шлем

Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы собственного производства, появившиеся в Древней Греции после «темных веков». Листы бронзы выгибали по форме головы, соединяли внахлест и скрепляли заклепками в местах соприкосновения, в результате чего на макушке получались продольные ребра жесткости. Потом научились ковать из цельной болванки, но продольные ребра остались как ремесленная традиция. Подобного типа шлемы в основном обнаружены на территории, которую в античное время занимала Иллирия, что и дало название данному типу.

Характерной особенностью шлема служат отсутствие наносника, продольные ребра на макушке, крупные треугольнообразные «уши»-нащёчники и прямоугольный вырез для лица. Если добавить массивный наносник, прикрыть шею удлинённой затылочной частью, придать фигурную форму «ушам»-нащечникам и выгнуть их вокруг лица, то шлем эволюционирует в разряд коринфских.

В VII в. до н. э. иллирийские шлемы вышли из употребления в Элладе, вытесненные с развитием ремесленного мастерства коринфскими, но ещё сохранялись в V в. до н. э. в более отсталой Македонии. Археолог Энтони Снодграсс (англ. Anthony Snodgrass) прослеживал эволюцию древнегреческих шлемов по датированным пожертвованиям в храмах Олимпии. Периодом 725—650 гг. до н. э. датируются 30 ранних конических шлема, столько же иллирийских и 17 коринфских. В более позднее время 650—575 гг. до н. э. конические шлемы исчезают, количество иллирийских сокращается до 7, а число коринфских достигает 90.

Пистолет Форт-9

метод судостроения mortise & tenon

В период античности ключевую роль в технологии судостроения shell-first стал играть метод mortise & tenon, который пришел на смену технологии «шитья».

на фотографии — реставрированная часть корпуса торгового судна найденного в 80-х годах XX века в итальянском городе Комачо. Здесь наглядно показан метод стыковки поясьев наружной обшивки корабля. На торце верхнего пояса видны пазы, чуть ниже отверстия для нагелей

Суть метода заключался в том, что на торцах досок поясьев, с шагом 20-50 см, как и раньше, выполнялись пазы (mortise), в которые затем, при стыковке вкладывались пластины из более твердых пород деревьев. Однако те, в свою очередь, не сшивались, как раньше, а гужонились штифтами (tenon) в верхнем и нижнем поясах. Такая пронагелеванная обшивка была жестко связанной, и в тоже время достаточно гибкой. А главное, теперь конструкция не боялась продольных смещений, которые неизбежно приводили к разрыву сшитых узлов. Да и сами эти смещения уменьшились, ведь мягкие канаты были заменены на штифты из твердой древесины. Это обеспечивало поперечную и продольную жесткость, вполне достаточную, чтобы располагать шпангоуты реже, делать их тоньше и, самое главное, составными, используя для этого весь подручный материал. Таким образом, шпангоуты играли роль ребер обеспечивающих лишь местную жесткость. Общая продольная и поперечная прочность судна создавалась самой скорлупой-обшивкой.

На крупных судах дополнительно устанавливались бимсы и палубный настил. Трудно сказать, когда появилась подобная технология судостроения. Однако она широко применялась финикийскими мореплавателями. В то время металлический крепеж применялся крайне редко и в отношении крепления обшивки к шпангоутам, сохранялся прежний метод сшивки.

а) крепление обшивки к шпангоутам с помощью сшивки;

б) крепление поясьев обшивки между собой методом mortise & tenon;

В классический период строительство различных типов кораблей, включая знаменитые триеры, было поставлено на конвейер и отточено до совершенства даже в мельчайших деталях. Сложная и дорогостоящая технология кораблестроения, которую изначально могли себе позволить только богатые державы, являлась таковой лишь при строительстве первого судна. Много средств и времени уходило на создание технологической оснастки, на стандартизацию и унификацию деталей, а также на обучение и содержание высококвалифицированных специалистов. Зато затем проведенная подготовка, которая сегодня называется в судостроении «нулевым этапом», оправдывала себя полностью и позволяла в короткие сроки строить целые флотилии.

Подытожив можно сказать, что в основном в античный период корабли строились по технологии судостроения shell first — сначала корпус. Причем базировался этот способ на принципе крепления поясьев обшивки вгладь, методом mortise & tenon, т. е. укладкой соседних планок из более твердой древесины, которые в свою очередь фиксировались штифтами в верхней и нижней части. Такая техника эмпирически развивалась из различных методов сшивки корпуса, и применялась в юго-восточном Средиземноморье, как минимум с начала третьего тысячелетия до нашей эры. Во втором тысячелетии эта технология кораблестроения легла в основу строительства могущественных флотов народов эгейской культуры. В начале первого тысячелетия подобная практика уже широко использовалась финикийцами, а в классический период приобрела окончательный вид при строительстве греческих триер.

Подготовка и физическое воспитание воинов Классической Греции

Надо отметить, что греки не только хорошо владели оружием, но и благодаря атлетическим привычкам они обладали и должной физической силой.

В легенды вошла например стойкость и выносливость жителей Спарты – государства представляющего из себя, единую, военную машину. Однако жители Афин и других полисов Древней Греции немногим уступали спартанцам – достаточно вспомнить, что впервые “марафонскую дистанцию” пробежал афинянин. Эти неутомимые воины, боевое снаряжение которых весило около 32 килограммов, сначала проделали быстрым шагом примерно милю пути, готовясь к атаке. После тяжелой битвы, в ходе которой они разгромили персидское войско и напали на вражеские корабли, они быстро прошли обратный путь до Афин, который составлял тридцать три километра, и приготовились к отражению новой атаки противника!

Следует также помнить и о том, что в программу Олимпийских игр входили и гоплитские состязания в беге, участники которых были одеты в боевые доспехи или как минимум держали в руках тяжелый гоплитский щит.

Источник – Нет сведений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector