Полеты налегке и наяву
Содержание:
- содержание
- Сверхтяжелый морской экраноплан ТТС-ИС
- Крупнейший самолет в мире совершил второй полет после двухлетнего перерыва
- «Прорывные решения»
- Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения
- Проект многорежимного экранолета Сухой С-90
- ЯК-130
- Ссылки
- Мария Октябрьская
- Военно-транспортная авиация: современное состояние
- Многоцелевой экраноплан на воздушной подушке «Тунгус»
- F-35 (США)
- Blue Origin расскажет, как купить билет на ее ракету ровно через 60 лет после первого полета американца в космос
- «Полностью отечественная машина»
- Ветеран ВТА воздушный труженик Ан-12
- Современная Российская авиация
- Ссылки
- БА-64
- Конструкторы и ученые
- Ссылки
- Су-35: между четвертым и пятым
содержание
Сверхтяжелый морской экраноплан ТТС-ИС
Год: 2004
Модель колоссального концепта
Ещё один «псевдосамолёт» с предварительным названием «Тяжелый транспортный самолет интегральной схемы» стал относительно свежей разработкой Центрального Авиационного Государственного Института (ЦАГИ), начавшей свой путь в 2014 году.
Первоначальный проект предполагает создание сверхтяжёлого экранолёта с взлётной массой 1000 тонн, полезной нагрузкой 500 тонн, c дальностью полёта более 6000 км, крейсерской скоростью 500 км/час.
Подробная схема выпущена пару лет назад. Новых материалов пока нет
Более «продвинутая» версия должна стать сверзвуковой и достигать крейсерской скорости в 1900 км/ч при сохранении дальности в 8600 км.
Внушительные цифры пока остаются на бумаге: планируется, что первые опытные образцы уменьшенных габаритов появятся только в тридцатых годах нашего века. Пока нет подходящих технологий для реализации.
Пока ЦАГИ концентрируется на разработке уникальных материалов и технологии сборки. Ждут двигателей. Будут ли подходящие существовать — сегодня остаётся загадкой.
Крупнейший самолет в мире совершил второй полет после двухлетнего перерыва
«Прорывные решения»
ЦКБ-26 создавался для поражения объектов военной и хозяйственной инфраструктуры противника. Однако в отличие от фронтовой (оперативно-тактической) авиации дальние бомбардировщики были предназначены для выполнения боевых задач в глубоком тылу неприятеля, за сотни и тысячи километров от позиций своих войск.
Как отмечают эксперты, ЦКБ-26 был во многом экспериментальным самолётом и не являлся полноценной боевой машиной. Работы над его совершенствованием привели к созданию модели ДБ-3, уже подходившей для массового серийного производства.
- Пилот ДБ-3 ВВС СССР
В августе 1936 года ильюшинский бомбардировщик был принят на вооружение ВВС Красной армии. Его производство развернулось на предприятиях в Москве, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре. В авиационных частях СССР новые машины заменяли тихоходные и маломанёвренные туполевские бомбардировщики ТБ-3.
ДБ-3 получился достаточно компактной машиной, обладая при этом хорошей для того времени грузоподъёмностью. В зависимости от дальности расположения цели и погодных условий самолёт мог взять на борт 1—2 т боеприпасов. Длина детища Сергея Ильюшина составляла — 14,22 м, высота — 4,19 м.
К тому же новый бомбардировщик отличался высокой для своего класса скоростью — ДБ-3 мог разгоняться до 390 км/ч. По мнению Владимира Попова, скоростные характеристики советского самолёта вполне удовлетворяли требованиям к такому типу авиатехники в конце 1930-х и первой половине 1940-х годов.
«В ЦКБ-26 или ДБ-3 было реализовано немало прорывных технологических решений. Ильюшину удалось разработать скоростную и манёвренную машину, способную к тому же поднимать в воздух большой объём боеприпасов. Отдельных комплиментов заслуживают аэродинамика и надёжные конструкции, которые использовались для сборки ДБ-3», — рассказал Попов.
Также по теме
«Чёрная смерть»: как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны
29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира…
Новый бомбардировщик оснащался двигателем М-86 мощностью 960 л. с.
Высокие лётные и эксплуатационные характеристики самолёта были подтверждены в 1938—1939 годах, когда советские пилоты совершили дальние беспосадочные перелёты из Москвы на Дальний Восток и в Северную Америку через Атлантический океан.
Между тем Ильюшин продолжал совершенствовать своё детище. В конце 1930-х годов для нужд авиации Военно-морского флота СССР был разработан ДБ-3Т. Данный самолёт предназначался для уничтожения кораблей противника с помощью торпедного вооружения. Также он мог применяться в качестве дальнего морского разведчика.
В мае 1939 года Коккинаки поднял в небо модификацию ДБ-3Ф с улучшенной аэродинамикой и более мощным двигателем. Обновлённый бомбардировщик мог развивать скорость до 445 км/ч.
К недостаткам ДБ-3 эксперты относят проблемы с поддержанием устойчивости во время горизонтального полёта и уязвимость при атаках вражеской истребительной авиации. Как отметил в разговоре с RT член ассоциации военных историков Второй мировой войны Дмитрий Хазанов, ильюшинские машины нуждались в прикрытии, обеспечить которое ВВС Красной армии могли не всегда.
«С моей точки зрения, оборонительного вооружения у ДБ-3 было недостаточно. Экипаж с трудом мог отбиться от истребителей, хотя попытки усилить вооружение для самообороны предпринимались. Например, ДБ-3 удалось оснастить тремя огневыми точками: башенный стрелок, подфюзеляжная турель и пулемёт в носовой части. Но и этого оказалось мало», — говорит Хазанов.
Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения
Су-57 Истребительная авиация является грозной силой на поле боя. Она способна обеспечивать выполнение широкого спектра боевых задач. С каждым годом технологические системы развиваются, что позволяет создавать все более эффективные самолеты. Появление у России истребителя Су-57, который является перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), внесло существенные коррективы в распределении сил.
Ведь помимо РФ истребительной авиацией пятого поколения обладают лишь США со своими F-22 и F-35, а также Китай, но с большой натяжкой. Истребитель J-20 до сих пор многие эксперты относят к классу 4++. Однако КНР называет этот самолет представителем класса «пять».
С российским Су-57 связано много слухов. Некоторые специалисты уверены, что Минобороны будет делать ставку далеко не на Су-57, а на самолеты следующего поколения. Этот довод подтверждается довольно малым количеством заказанных военным ведомством самолетов. Вероятно, ПАК ФА – это лишь промежуточный самолет, который должен отвести взгляды от действительно прорывного проекта России – истребителя шестого поколения.
На данный момент информации по данной разработке практически нет, однако о его создании представители Минобороны упомянули сразу же после создания Су-57. Однако уже сейчас можно определить некоторые базовые возможности данного класса истребителей.
Очевидно, что новая модель истребителя должна полностью превосходить по функционалу самолеты поколения «5». Это означает, что под новый самолет будет создана новая РЛС, способная обнаруживать объекты на огромном расстоянии. Будет разработано новое вооружение, включающее сверхдальние ракеты, а также, возможно, оружие на новых физических принципах (лазерное, плазменное, пучковое).
Будет переработано стелс-покрытие и прочее. Однако главным критерием для данного класса являются беспилотные технологии с инновационным умным роботом, который будет руководить всеми процессами полета и ведения боя. Западные инженеры считают, что Россия обзаведется истребителем шестого поколения, который получит название Т-60 «Голубь».
Такое название вызвано формой истребителя, напоминающей всем известную птицу. Зарубежный инженер Родриго Аквелла даже представил образ нового истребителя России. По его мнению, РФ еще с советских времен обладает проектом шестого поколения истребителя, но с некоторыми оговорками. Проект Т-60 в советское время представлял собой бомбардировщик разработанный специалистами «Сухого». Он был предназначен для средней дальности полетов.
Проект возник в 1984 году, но завершился одновременно с прекращением холодной войны. Аквелла считает, что форма Т-60 идеально подходит для истребительной авиации, ведь советские специалисты предполагали совместить некоторые функции ракетоносца и истребителя в своем проекте.
Другими словами, Россия уже сейчас обладает существенным преимуществом перед конкурентами в разработке нового истребителя. Необходимо лишь доработать советский проект с учетом особенностей современного ведения боя. Предполагается, что в новом истребителе РФ шестого поколения будут установлены сразу два двухконтурных двигателя с управляемым вектором тяги. Это позволит добиться максимально возможных показателей маневренности и скорости. Кроме того, такая разработка предусматривает нечеловеческие перегрузки во время полета, что подталкивает к выводу о беспилотной версии истребителя.
О вооружении пока говорить рано, ведь Россия в данном вопросе идет с опережением конкурентов. Это означает, что к моменту появления планера «Голубя», в распоряжении РФ могут быть уже совершенно инновационные образцы вооружения, в том числе и оружие на новых физических принципах. Без сомнений, Россия в ближайшие годы может изменить представление мира о боевой авиации.
SMP
Проект многорежимного экранолета Сухой С-90
Год: 2000
Фото опытного образца С-90. Место и время неизвестны
От этого проекта КБ Сухого поспешило откреститься после заявленной, но так и не состоявшейся в 2000 презентации на авиасалоне в Геленджике. Официальной информации о состоянии проекта до сих пор нет — по крайней мере, на сайте компании.
В общем виде С-90 можно описать как «летательное средство безаэродромного базирования с шасси на воздушной подушке». Но это не все. Главное — его многорежимность, от которой зависят характеристики и «способ» полёта.
В зависимости от выполняемых задач, С-90 может быть
- самолётом местных воздушных линий с шасси на воздушной подушке, летая на высотах свыше 3 тысяч метров со скоростью 400 км/ч, перевозя до 2,5 тонн груза на дальность до 2000 километров;
- экранопланом, летая со скоростями до 400 км/ч на высоте до 15 метров над любой гладкой поверхностью (вода, земля, снег или лёд), перевозя до 3 тонн груза на дальность до 3000 километров;
- «кораблем» на воздушной подушке, парящим на скорости до 80 км/ч в полуметре от воды или гладкой поверхности с загрузкой до 4,5 тонн и дальностью в 3000 километра.
Все это не требует переоборудования. Загрузились, взлетели на нужную высоту, выбрали подходящий режим и полетели. Разве что пилотов пришлось бы серьезно переучивать. Или брать мореходов?
Смеха С-90
Аэродром для взлёта и посадки не требуется в любом режиме. Достаточно ровного участка земли или воды на 240 метров (или 800 по самолётным правилам) с любым покрытием. Хоть в деревню летай, хоть на острова.
Бизнес-проект предполагал выпуск до 2 тысяч удивительных многофункциональных аппаратов только для России. И не меньше — для иностранного заказчика. Остаётся только догадываться, что именно произошло.
ЯК-130
Свой первый полет данный самолет совершил в 1996, однако тогда на запуск серии не было денег, да и нужно было еще выиграть конкурс у МиГ-АТ. Первоначально он должен был стать просто учебным самолетом, однако конструкция получилась настолько удачная, что в 2011 году на его базе был создан легкий штурмовик, который может выполнять и боевые задачи.
Основные технические характеристики
Длина — 11 500
Размах крыла — 9 800
Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный двигатель
Тяга в обычном режиме — 2х2500 кгс
Нормальная / Максимальная взлетная масса — 7700 / 10290
Максимальная боевая нагрузка: 3000
Максимальная скорость у земли / на высоте — 1050 км/ч
Практический потолок — 12 500 м
Ссылки
Мария Октябрьская
Военно-транспортная авиация: современное состояние
В настоящее время транспортная авиация вооруженных сил РФ имеет четыре типа самолетов, основным отличием которых является их грузоподъемность. Это легкие транспортные самолеты (Ан-26) с полезной нагрузкой 6 тонн, средние (Ан-12, грузоподъёмность 20 тонн), тяжелые (Ил-76, нагрузка до 60 тонн) и сверхтяжелые самолеты, к которым относится Ан-124 «Руслан», способный брать на борт нагрузку в 120 тонн. Общее количество транспортных машин, состоящих на вооружении российской армии, около 250 единиц.
Кроме вооруженных сил, свою транспортную авиацию имеет и МЧС России. В ее состав входят Ил-76 и Ан-74.
Наиболее массовым военно-транспортным самолетом российской армии (около 100 единиц) является Ил-76 различных модификаций. В 2012 году появилась модификация самолета Ил-76МД-90А, с более экономичными двигателями и современным бортовым оборудованием.
В Советском Союзе основным конструкторским бюро, которое занималось разработкой транспортных машин, являлось киевское ОКБ имени Антонова. Львиная доля транспортных самолетов, которые сегодня используются и в армии, и на «гражданке», разработана конструкторами этого бюро. После распада СССР для этого авиастроительного предприятия начались нелегкие часы. «Антонов» и сегодня занимается разработкой и строительством авиационной техники, однако количество выпускаемых самолетов уменьшилось в разы.
За годы, прошедшие с момента распада СССР, российские и украинские власти неоднократно пытались реанимировать былую кооперацию в авиастроительной области, однако большинство этих попыток так и остались нереализованными. Нынешняя ситуация в отношениях между двумя странами, вероятно, поставит жирный крест на сотрудничестве в этой области.
А как обстоят дела с транспортной авиацией у вероятных противников?
США имеет самый большой в мире флот транспортных самолетов, он насчитывает более 400 машин нескольких типов. Во многом это позволяет американской армии проводить масштабные операции за многие тысячи километров от своих границ. Основными транспортными самолетами ВВС США (и всего блока НАТО) являются C-130 Hercules (грузоподъемность 19 тонн) и C-17 Globemaster III (может поднимать до 80 т грузов) и C-5 Galaxy (до 120 тонн груза).
В настоящее время европейцы и американцы считают разработку и серийное производство транспортных машин с грузоподъемностью выше ста тонн дорогой и ненужной экзотикой, хотя при этом не стесняются нанимать «Русланы» для перевозки военных и гражданских грузов.
Многоцелевой экраноплан на воздушной подушке «Тунгус»
Год: 2015
“Тунгус” летает, но пока в единственном экземпляре
Отечественная школа разработки всепроходимых транспортных средств часто удивляет профессионалов Запада. «Тунгус» не остался в стороне, став едва ли не самым вездеходным аппаратом в мире. С некоторыми оговорками.
Этот удивительный гибрид экраноплана и судна на воздушной подушке может взлетать с любой плоской поверхности, перевозить до 21 пассажира или 2 тонны груза с дальностью до тысячи километров при минимально расходе топлива.
Схема работы проста: двигатели нагнетают воздух под «корабль» и приподнимают его на высоту до полуметра, одновременно придавая горизонтальную тягу. Так он может перевозить до 1,8 тонны груза со скоростью до 80 километров в час.
Уменьшенный вариант эксплуатируется уже не один год
Форсированный режим позволяет увеличить высоту «полёта» до 15 метров и достичь скорости до 190 километров в час, двигаясь на высоте до метра. Тогда и снежные торосы в 15 метров высотой не помеха.
Здесь в дело вступает экранный эффект, и подушка создается без тяги, только благодаря аэродинамике крыла. Вся мощность двигателя в этом случае идёт на горизонтальное движение.
Воздушная подушка позволяет свободно подниматься с заболоченных участков, лесных полян, песков, отмелей и тех мест, где обычная техника пасует. Или просто быстро плавать над водой.
F-35 (США)
Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.
F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.
F-35A Lightning II(фото: U.S. Air Force)
Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!
За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.
Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.
На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.
Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.
Blue Origin расскажет, как купить билет на ее ракету ровно через 60 лет после первого полета американца в космос
«Полностью отечественная машина»
Полковник в отставке Михаил Ходарёнок заявил RT, что налаживание серийного выпуска Ил-76МД-90А на «Авиастаре» стало грандиозным проектом для современной России. Помимо модернизации производственных мощностей Минобороны и ОАК требовалось наладить кооперацию между десятками предприятий.
«Решение разместить сборку Ил-76МД-90А в Ульяновске было абсолютно правильным. Ил-76 — это стратегически важный продукт для нашей страны. Поэтому неразумно вступать в кооперацию, по крайней мере тесную, с иностранным государством. Запуск серийного производства на «Авиастаре» был очень сложным процессом, приходилось многое делать с нуля, было немало проблем, но сейчас эта задача успешно решена», — подчеркнул Ходарёнок.
Также по теме
«Огромный модернизационный ресурс»: каким потенциалом обладают отечественные самолёты-амфибии
В России создаётся новое поколение самолётов-амфибий и проводится модернизация серийных образцов. Об этом сообщается в годовом отчёте…
Внешне Ил-76МД-90А почти не отличается от предшественника. Преимущества российского самолёта заключаются в более прочных конструкциях, современных двигателях и бортовом оборудовании. В частности, у машины абсолютно новое крыло, изготовленное из длинномерных панелей, усиленные элементы планера и шасси.
28 декабря главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов рассказал в интервью RT, что основным новшеством в Ил-76МД-90А стал отказ от двигателя Д-30КП2 в пользу более экономичного ПС-90А-76. Данная силовая установка соответствует требованиям к шуму и к эмиссии (выбросу) вредных веществ, которые установила Международная организация гражданской авиации.
Ил-76МД-90А оснащён так называемой стеклянной кабиной — панелью управления с цифровыми дисплеями, а не традиционными аналоговыми датчиками. Также работу лётчикам облегчают новый пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией и цифровая система автоматического управления САУ-76.
Как отмечает разработчик, Ил-76МД-90А заметно превосходит предшественника по удобству в управлении, безопасности и различным эксплуатационным характеристикам. Реализованные в машине технические новшества позволили увеличить дальность полёта до 5 тыс. км, а максимальную грузоподъёмность — до 60 т.
«Самолёт может выполнять взлёт и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах высотой от -300 до 3 тыс. м над уровнем моря и выполнять полёты в любое время суток над сушей и водными пространствами», — говорится в материалах «Авиастара».
- Сборка самолёта Ил-76МД-90А в цеху окончательной сборки
Дмитрий Дрозденко отметил, что конструкторам ПАО «Ил» удалось решить все поставленные перед ними задачи без привлечения к кооперации иностранных компаний. По его словам, Ил-76МД-90А — вполне конкурентоспособная машина, которая может завоевать популярность за рубежом.
«Ил-76МД-90А имеет высокий экспортный потенциал. Сейчас машина будет востребована на пространстве СНГ, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Этот относительно недорогой самолёт позволит повысить мобильность любой армии. Но конкурентами Ил-76 будут Airbus и Boeing, которые продвигают на мировом рынке широкую линейку военно-транспортных самолётов», — сказал эксперт.
Как заявил ранее вице-премьер РФ Юрий Борисов, новой машиной интересуются Алжир и Казахстан.
Михаил Ходарёнок придерживается несколько иной точки зрения. Эксперт считает, что Ил-76МД-90А в большей степени будет востребован в ВКС РФ, чем на зарубежном рынке.
Ветеран ВТА воздушный труженик Ан-12
Экипажи воздушных судов Ан-12 и авиационные специалисты давно поняли, что эта машина продолжает эксплуатироваться только по причине реализации в ней нескольких удачных инженерных решений: мощные и неприхотливые двигатели, удобная и вместительная грузовая кабина, надёжная и простая по конструкции система управления.
Транспортник Ан-12, созданный ещё в советское время, этот «воздушный трудяга» остаётся до сих востребованным. Вместе с ветераном Ил-76 выполняет сложную и тяжёлую работу по доставке груза и личного состава в отдалённые районы, порой туда, куда обычный гражданский борт не сможет перевезти людей и военную технику.
Не только новейшие истребители ставят рекорды высоты и скорости, но и «рабочая лошадка» ВТА по заключению специалистов стала в своё время рекордсменом по стоимости перевозок коммерческих грузов. Ан-12 в доставке техники и личного состава на расстояния в несколько тысяч километров среди военно-транспортных самолётов принадлежит рекорд по стоимости – всего 10 копеек за километр.
Воздушный труженик Ан-12 способен работать с грунтовых аэродромов.
Экспортируемая во многие государства мира эта машина отличалась поистине уникальной живучестью и надёжностью. Так, в рамках продления срока службы при выполнении капитальных ремонтов на Ан-12 ещё в середине 90-х годов выяснилось, что ресурс некоторых самолётов возможно продлить на 40 тысяч часов, а это приблизительно ещё 40 лет эксплуатации.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается, так и самолёты, построенные ещё в СССР, несмотря на всю их надёжность и неприхотливость подлежат неминуемой замене. Вот для этого и вступил в силу проект разработки нового военного транспортника средней грузоподъёмности Ил-276.
Современная Российская авиация
В начале нового тысячелетия гражданский авиапром был на гране краха. Строительство новых самолетов ограничилось лишь несколькими единицами. Но и они не получили признания в международном сообществе, та как не имели должного уровня безопасности. Но к 2006 году ситуация улучшилась за счет заказов от лизинговых компаний. В 2005 году по инициативе правительства было положено начало консолидации отрасли. Всех основные компании, которые производят самолеты России хотели объединить в одну организацию. Это бы помогло добиться максимального результата при минимальных потерях. Финансовая поддержка со стороны государства значительно повысила качество изготовляемой техники. Самолеты России вновь стали завоевывать доверие. В 2005 году их было выпущено 6, а в 2009 – уже 15 единиц.
Ссылки
БА-64
Конструкторы и ученые
Ссылки
Су-35: между четвертым и пятым
Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают отличными скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость около 2,5 тыс. км/ч, летают на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей. Первыми отечественными представителями этого поколения стали легендарные Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.
Некоторые из отечественных самолетов четвертого поколения удовлетворяют большинству требований к истребителям пятого поколения. Это дало все основания для разделения четвертого поколения и поколений 4+ и 4++. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.
Именно к таким машинам относится Су-35, который признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. За исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.
В частности, новые двигатели АЛ-41Ф1С позволяют Су-35 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Также «тридцать пятый» оснащен радиолокационной станцией «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Несмотря на отсутствие АФАР, «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.