Нагинатадзюцу
Содержание:
- История создания необычного оружия
- Последние отзывы
- Михаил Чернушенко
- Ссылки[ | код]
- Боевые возможности нагинаты
- Образы Донателло
- Особенности японских мечей
- Как изготавливалась наги-катана
- История
- Парковые розы – что это за сорт, описание
- Предыстория появления куноити
- Основные вехи в истории существования нагинаты
- Внешний вид и устройство меча
- Техника владения
История создания необычного оружия
Точных сведений о первом применении нет, однако упоминания об оружии относятся к эпохе Хэйан (782 – 1184 гг.). Впрочем, достоверных данных о месте появления тоже нет: одни исследователи говорят, что родина – Китай, другие – Япония. Но Поднебесная более вероятное место появления.
Японская характеристика «меч» возникла от местной классификации оружия, где клинок свыше 15 см относится к мечам и обозначается иероглифом «то» или «катана», переводящимся как «меч».
В европейской боевой традиции придерживаются тождественности нагинаты и глефы, хотя их назначение и строение различаются. Если европейское оружие было оснащено круглым древком и прямым широким клинком, то азиатскому оружию присуща длинная овальная рукоять и изогнутый короткий клинок.
Известен случай, когда 3000 онна-бугейша (женщины-самураи) защитили крепость от 10000 воинов клана Ходжо. В период Эдо (1603 – 1868 гг.) наги-катана стала оружием, которым жены самураев защищали дом, пока мужья были на войне.
Последние отзывы
Михаил Чернушенко
Ссылки[ | код]
- 58 центральный проектный институт проектная организация, принимающая участие в проектировании для строительства и реконструкции зданий и сооружений г. Мирный
- Топографические карты
Лист карты P-37-XI,XII Плесецк. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
Боевые возможности нагинаты
Нагината – универсальное оружие. Оно собрало в себе все самые сильные стороны меча, копья и длинного шеста. Воин с этим оружием мог наносить противнику рубящие и колющие удары, при этом держа его от себя на значительном расстоянии.
Старинной нагинатой не удобно было наносить колющие удары, однако, она обладала высокими рубяще – режущими свойствами за счет сильного изгиба и ширины клинка. Считалось, что простолюдины, которые были ее первыми владельцами, старались отрезать врагу ноги, при этом, не подпуская его к себе на близкое расстояние и защищая себя, таким образом, от ударов вражеского меча.
Зато старинная тяжелая нагината, обладала мощным рубящим ударом, изогнутое и заточенное с одной стороны лезвие клинка идеально подходило для широких секущих дугообразных движений. Применялась для того, чтобы отрубить руки или ноги конного противника или повредить ему сухожилия, так как в этих местах доспехи были слабыми, либо чтобы нанести вред или зарубить лошадь, а так же добить упавшего всадника.
Нагината не рассчитана на нанесение мощного удара сверху вниз по голове и ею с трудом можно нанести прицельный удар, например, попасть в щель забрала, как это может сделать европейская алебарда. При этом оглушающие удары по голове противника, даже если он находился в шлеме, были все равно весьма ощутимы, вряд ли враг оставался после них в сознании. В целом же, нагината считается маневреннее и легче европейской алебарды.
Конструктивные особенности нагинаты собрали в себе приемы, как меча, так и копья в технике фехтования. Как у меча у нагинаты древко овальное, а не круглое, как у копья. По такой форме легче сориентировать в бою направление клинка. Так же с овальной рукоятью удобнее рубить, и отбивать даже самые быстрые удары, наприме, копья или меча. Воин с нагинатой мог рубить и колоть в различных уровнях и по различным траекториям.
До эпохи развития Хэйан в Японии(794 – 1185) нагината, как оружие применялась только пехотинцами. В период воин (с 1181 по 1185 годы) это оружие начинают применять и наездники, так как им эффективно было уничтожать лошадей противника и наносить конному врагу серьезные травмы. Не вышла она из обихода и активно продолжала использоваться в этот период в бою пехотинцами, нагината даже способствовала появлению в доспехах элементов защиты ног, что ранее не было востребовано.
Широкие возможности нагинаты требовали хорошей физической подготовки воина, особенно его кистей и предплечий. Оружие можно перебрасывать из руки в руку, им выполнялись различные круги и восьмерки.
В руках опытного фехтовальщика опасным становился и нижний конец рукояти с острием
Им можно было выполнять различные тычки врагу, отбиваться, отвлекать внимание, чтобы затем острым клинком нанести серьезный удар. Острым наконечником можно было нанести колющие и рубящие удары
Средней частью нагинаты воин мог блокировать удары противника или оттолкнуть его. Длинная рукоять нагинаты давала возможность вести бой на приличной дистанции и проявляла эффективность в борьбе с несколькими противниками одновременно.
Наглядно представлены возможности нагинаты в одном из древнейших памятников японской литературы конца 15 – начала 16 века «Сказание о Ёсицунэ». Живой оригинальный язык того времени профессионально смог передать Аркадий Стругацкий. Вот как там описывается бой главного героя произведения Минамото Ёсицунэ, который стал участником феодальных воин 12 века. «Он рубил навзлет и наотмашь, протыкал животы коням, а упавшим всадникам отсекал головы ударами под шлем, либо оглушал их и резал насмерть. Рубил направо, налево и вокруг себя, и ни один человек не мог к нему подступиться, чтобы схватиться лицом к лицу. В безумной ярости метался Бэнкэй, нанося удары во все стороны. Разогнав нападавших, он воткнул нагинату острием в землю, оперся на древко и устремил на врагов взгляд, исполненный гнева.»
Образы Донателло
Различные экранизации особо не меняли характер этой черепашки. Дружелюбный Донни все также говорит на техническом сленге, постоянно что-то изобретает, присматривает за своими братьями. Он умудряется сохранять дружбу со всеми положительными героями.
На протяжении всего мультсериала Дон едва ли не главный персонаж. Он любит повеселиться, пошутить. Также предпочитает экспериментировать, но его технические умения все больше ориентированы на общую пользу для команды. Он практикуется в изобретении электронных гаджетов. Братья все больше гордятся им. Авторитет Дона как гения непререкаем.
Создатели мультсериала 2012 года решили немного изменить внешность Донни. У него появляется щербинка между зубов. Это милая особенность Донателло, черепашки-ниндзя. Фото мультяшных кадров, где черепашки улыбаются, чаще всего изображает именно Дона. Его можно видеть ниже.
В кино черепашка-ниндзя Донателло — все так же представитель техподдержки. По сюжету главные шутники — в команде Дон с Микеланджело. Во всех фильмах его интеллектуальные способности играли решающую роль. Третий фильм предлагает новый образ Донателло — изобретателя-философа, осваивающего машину времени. По сценарию сериала Дон изучает секреты магии, ее возможную взаимосвязь с наукой.
Особенности японских мечей
Разные формы изгибов, поражающий клинок с режущим острием, удобная рукоять и минимальное наличие гарды — первое, что приходит в голову при упоминании современных боевых мечей Японии. Тамошние мастера — уникальные в своем роде кузнецы, сумевшие создать множество видов оружия, которые объединяют общие особенности (катана, нагитана, вакидзаси и так далее). При изготовлении они использовали металл высочайшего качества и не жалели усилий в процессе прорабатывания каждой детали. Поэтому неудивительно, что современные японские мечи имеют заоблачную стоимость и предназначаются для конкретного самурая.
Японская техника владения парными клинками (зачастую мечами разных видов и из разных металлов) стала легендой военного искусства. Ее пытались перенять соседние нации, но большего успеха на этом поприще достигли арабы. Европейцы создали собственный стиль фехтования с участием шпаги и кинжала, отчасти копирующий японскую методику. Но эта версия до сих пор не нашла подтверждения. Поэтому некоторые исследователи придерживаются того мнения, что национальные боевые искусства развивались параллельно друг другу, не пересекаясь.
Как изготавливалась наги-катана
Для нагинаты принцип изготовления не отличался от прочих мечей. Условно оружие делится на две части: клинок (рубящая часть) и рукоять (ручка). Рукоять, как и у прочих мечей, прямая, овальной формы. Было два варианта длины: 1,5 и 2 м. Двухметровую ручку использовали в боевых или женских вариантах «катаны», а полутораметровую – в тренировочных.
На конце рукояти крепился железный, заостренный колпачок «ишизуки», служивший противовесом и создававший точку нанесения дополнительного удара. Как и у прочих творений сумеречного японского гения, у наги-катаны гарда была лишь в образе кольцеобразной или овальной пластины, соединявшей рубящую часть и ручку.
Рубящая часть составляла более 30 см, была заточена только с одной стороны, нередко клинок был загнут к острию. Характерным признаком меча японской конструкции является идентичность клинков, начиная с танто (кинжал для ближнего боя) и заканчивая нагинатой (длинный меч). Многолетний путь использования наги-катаны в бою.
Естественно, большинство самураев предпочитали использовать обычные катаны, однако эффективность наги-катаны признавали, но сохэи (боевые монахи) и ямабуши (горные отшельники) любили пользоваться наги-катаной. Затем это оружие стало признаком равноправия мужчин и женщин. Женщины с этой палкой могли сражаться наравне с мужчинами, а порой и побеждать более умелого соперника.
Во всяком случае, в стране Восходящего Солнца было свыше 400 школ, обучавших нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой, дословно «искусство длинного меча»), неудивительно, почему многие люди умело ей овладевали. Вслед за развитием техник ведения боя появляются доспехи, защищающие владельца от такого длинного меча. В первую очередь это была защита для ног.
Нагината пережила два спада своей популярности. Первый произошел в XIV-XV веках, и был связан с появление дополнительной брони для ног и с появлением огнестрельного оружия, где конница становилась бесполезной, а вслед за ней полезность теряли и бойцы наги-катаны.
До XIX века люди хранили его в своих домах, отдавая дань памяти древнему оружию. Второй спад связан в эпохой Мейдзи («просвещенное правление» императора Муцухито) и индустриальной революции, воздвигнувший Японию на высокий уровень, отчего оружие стало невостребованным.
История
Парковые розы – что это за сорт, описание
Парковая роза – что это такое? Эту группу цветов селекционеры вывели из простых шиповников, поэтому данные розы нетребовательны в уходе и очень выносливы.
- Цветёт большинство из них один раз за сезон, но цветение продолжается на протяжении 1 – 2 месяцев.
- Розы бывают самых разных цветов – от насыщенного фиолетового до снежно-белого. Есть одноцветные, но имеются и пёстрые.
- Форма цветов обычно махровая, такие розы имеют до полутора сотен лепестков.
- Высота кустов 100 – 200 см.
В преддверии холодных зимних месяцев розы рекомендуется укрывать, однако некоторые гибриды можно оставить без укрытия.
- Те розы, которые цветут один раз за лето, относятся к старинной группе. Их на зиму не обрезают, иначе в следующем году хозяева не дождутся цветения.
- Парковые розы, на которых цветы распускаются дважды за лето, делятся на морозоустойчивые и те, которым требуется защита от холодов в виде слоя укрывного материала.
Предыстория появления куноити
Увековеченный в камне Такеда!
Легендарный японский полководец и даймё (князь) Такэда Синген никогда не знал горечи поражений, покрыв свой меч бессмертной воинской славой, потому что всегда шел на шаг впереди противника.
Мотидзуки Тиемэ — глава школы куноити!
Основную же оперативную информацию он получал от женщин- шиноби. Когда в 1561 году в битве при Каванакадзима погиб самый известный мастер шпионажа того времени Мотидзуки Моритоки, его вдова Мотидзуки Тиемэ не пошла по существующей традиции оплакивать мужа в монастырь, а приняла решение воевать под покровительством дяди, того самого Такэда Сингена, ведущего борьбу за объединение Японии. Род Мотидзуки издавна занимался разведывательной дея
тельностью, и молодая вдова кое-чему научилась еще при жизни мужа. Тиемэ создала и возглавила школу женщин-ниндзя, вошедших в историю под поэтичным именем «куноити» – «смертоносные цветы».
Поскольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность монахов ямабуси и мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову блестящая идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных девушек мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения князя Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата).
подготовленная девушка-боец
В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важный стратегический плацдарм в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих преданных лазутчиков ниндзя. Большей частью он завербовывал их из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов, причём звеном очень важным, добывающим порой бесценную информацию.
Иногда девочек просто покупали у разорившихся крестьян, и в лице настоятельницы-куноити они обретали заботливую мать и строгую учительницу. В глазах крестьян такая настоятельница обожествлялась, ведь она была женщиной, согревшей теплом своего сердца десятки сирот.
На первом этапе детям прививалось чувство безграничной преданности в благодарность за стол и кров, затем осваивались азы добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и уничтожения врагов приемной мамы. В результате многолетних тренировок и искусственной стерилизации бедные сиротки превращались в смертоносные орудия, перед чарами которых не мог устоять ни один мужчина.
Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция — вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике ниже.
Основные вехи в истории существования нагинаты
- Одними из первых технику владения нагинатой применяли ямабуси — монахи-отшельники в Древней Японии. Предполагается, что это оружие использовалось для защиты от разбойников, которых они встречали во время своих странствий.
- Считается так же, что нагинату активно применяли сохэи (буддийские монахи-воины в период феодализма в Японии). Хотя до сегодняшнего дня не понятно было ли это оружие основным или просто одним из видов оружия того времени.
- Несмотря на внушительные размеры и вес оружия, нагинату считают одним из «женских» видов японского холодного оружия. Хотя все же правильнее будет сказать, что нагината была подходящим для женщины оружием.
В средние века в Японии женщина-воин не была редкостью. Однако в более ранний период считалось, что нагината как нельзя лучше подойдет женщине, защищающей себя и свое жилище. За счет внушительного размера оружия можно было держать противника на значительном расстоянии, таким образом, компенсируя недостаток мужской силы, роста и веса. Вот только изучать технику боя с нагинатой могли себе позволить лишь аристократы. Очень быстро для женщины умение владеть этим оружием стало показателем статусности. Нагината могла стать частью приданого состоятельной девушки. Считалось, что в периоды, когда муж отсутствовал дома, жена могла в одиночку, владея техникой нагинатадзюцу, защитить свой дом от бандитов.
С 15 века в традиционной японской школе боевых искусств, вводится обязательная программа освоения техники боя нагинатой. Требования к девочкам были такими же суровыми, как и к мальчикам, поблажек не делалось никому. Считалось, что для того, чтобы стать идеальной супругой самурая, женщина должна не только владеть домашней экономикой, уметь шить, но и обладать техникой нагинатадзюцу, воспитывающей в ней силу воли. К 18 годам японка в совершенстве овладевала техникой борьбы с нагинатой, которой они обучались с 12 лет.
Исследуя места сражений в Японии, ученые пришли к выводу, что около 30% останков принадлежат именно женщинам. От женщины не требовалось участвовать в сражениях, от нее требовалось научиться защищать свой дом, себя и передать навыки своим детям. Главным долгом женщины-самурая считалось служение своему мужу. Кодекс правил самурая Бусидо в Японии ставили в пример таких женщин, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин».
- К 18 веку, из-за возросшей популярности огнестрельного оружия, нагината постепенно начинает отходить на второй план, приобретая статус церемониального оружия или становясь семейной реликвией. Однако периодически она появляется в боях сражений (в 1868 и 1876 годах). Применялась она в это время только женщинами.
- В период с 1868 по 1912 годы западное влияние уменьшает интерес к национальному военному искусству, и нагината постепенно забывается.
- С 1926 по 1989 годы нагинату используют как оружие для обучения в основном, в качестве элемента физкультуры для девушек, чтобы укрепить их дух и для ощущения защищенности при физической слабости. По окончании Второй мировой войны после капитуляции Японии, национальные виды военных боевых искусств были запрещены на протяжении пяти лет. Лишь с 1950 года мастерство использования нагинаты перешло в разряд спорта, а не военного дела.
- С 1955 года действует Всеяпонская федерация нагинаты. Все желающие имеют возможность овладеть древним видом искусства.
- Для современной японской молодежи навыки использования нагинаты являются престижным видом спорта.
Нагината не внесла в историю холодного оружия чего-то необычного, но при этом стала несомненным символом японского воина. Она возродилась в соревнованиях, в том числе и международного уровня по нагинатадзюцу и стала, несомненно, популярным объектом в массовой культуре. В основном это видеоигры. Но все предельно понятно, когда каждый производитель добавляет в свое произведение частичку национальной культуры.
Внешний вид и устройство меча
В некоторой классификации меч Нагамаки относят к японским двуручным мечам. Двуручным он стал по той причине, что его рукоять имеет такую же длину, как и клинок, поэтому бойцу приходится орудовать с мечом двумя руками. Если у меча Катана увеличить рукоять, то может получиться классический Нагамаки. Отличительной особенностью этих мечей является небольшой изгиб клинка. Если рукоять изготавливали в виде древка, то сверху его обматывали перекрестными шелковыми шнурами. Ручка имеет навершие для надежной фиксации в руке. Существует мнение, что именно благодаря обмотке меч получил свое название.
Производство мечей в Японии всегда считалось неким ритуалом. Недаром старые мечи считаются фамильными, так как знания передавались от мастера его потомкам. В Японии оружейные мастера считались особым сословием. К изготовлению меча нужно было как следует подготовиться. Все секреты не раскрываются, но известно, что без помощи духов это дело не обходилось. Вот почему история оружия пропитана мистикой. Кузнец проводил определенное время в медитации, соблюдал пост, молился и лишь потом принимался за работу. Если быть более точным, то ритуал изготовления меча представлял костюмированное зрелище. Мастер облачался в одежду синтоистского священника, кузня предварительно убиралась, украшалась, чтобы отпугнуть злых духов. На стены вешались обереги и амулеты.
Единого чертежа или стандартов для мечей не было. Известно только, что к обязательным элементам относились:
- Рукоять;
- Клинок;
- Навершие (Касира);
- Гарда (цуба).
Были и дополнительные элементы. Так, например, в рукоять могли вплетаться камни, амулеты и прочие металлические изделия. Менуки (Мэнуки) подсовывались под оплетку рукояти. Клинок ножа имел некое подобие оковки (Хабуки). Длина клинка превышала 60 см. Ее максимальное значение не регламентировалось. Как было уже сказано, зачастую размер рукояти равнялся размеру клинка, но строго это требование не выполнялось. Таким образом, длина оружия могла варьироваться от 120 см до 220 см. Отметим, что некоторые другие самурайские мечи изготавливались по строго определенным техническим параметрам.
Встречаются Нагамаки, не подходящие под приведенное описание. Так, в школах Араки-рю используют мечи длиной до 240 см. Масса такого меча превышает 3 кг. Клинок затачивается только с одной стороны. Рукоять и лезвие крепятся «на клинышки». Их число может быть разным, но если в самурайских мечах мог использоваться один клинышек, то в мече Нагамаки их было два или три. Своеобразная форма меча вполне себя оправдывала в реальном бою. При умелом хвате воин получал рычаг с большим плечом. Им удобно было орудовать, причем враг, чтобы добраться до своего противника, вынужден был работать в дальнем бою и, как следствие, быстро уставал.
Техника владения
Техника владения этим оружием называется нагинатадзюцу и является традиционным японским древним искусством. История его происхождения точно не известна. Возможно, она основывается на приемах, которые использовали китайцы со своим орудием гуань дао. Либо самураи самостоятельно пришли к такой технике, пытаясь на основе принципов владения мечом увеличить радиус поражения противника путем увеличения размера рукояти.
Концепция данной техники заключается в укреплении тела и формировании правильного духа (ума), с помощью занятий нагинатой. Посредством занятий нагинатадзюцу человек стремится улучшить себя.
Этот вид боевого искусства требует большой выносливости и координации. Техника владения нагинатой основывается на сильных предплечьях, кистях и запястьях. Если эти мышцы будут плохо натренированы, то в сражении воин быстро устанет и станет легкой жертвой. В бою задействовались обе руки и были они очень подвижны относительно древка. Это давало возможность менять дистанцию до противника и наносить удары под разными углами и менять направление нападения. Держа орудие в одной руке, и периодически подхватывая его другой рукой в различных местах, можно было усилить удар. Руки постоянно свободно скользят по рукояти, активно перехватывая оружие. В бою воин применял и лезвие, и рукоять, даже среднюю ее часть. Противостоять такому восточному бойцу с нагинатой мог только соперник с огнестрельным оружием или несколько противников с копьями одновременно.
Особенностью владения нагинатой является прием жонглирования ею. Постоянное перекидывание оружия из одной руки в другую, обманные удары, разноплановые вращения все это путало и пугало противника. Опытный мастер свободно мог запугать, запутать, а затем и поразить даже самого внимательного врага.
При быстрой смене положения лезвия появляется возможность нанести рубяще-режущий удар, сопоставимый с ударом от меча. Воин с нагинатой должен мастерски владеть навыками владения мечом, так как во время защиты от противника вооруженного мечом, техника строится на основе предугадывания его действий.
При обороне от воина с копьем важный момент заключается в искусстве быстрого вращения и перехвата нагинаты. Не стоит забывать, что нагината тяжелее копья и ее клинок значительно длиннее наконечника. Поэтому для успешной защиты, скорости применения этих орудий должны как минимум быть на одном уровне. При этом активно использовался наконечник рукояти нагинаты для отвлечения врага, чтобы найти удобный момент для нанесения режущего удара клинком, например, по горлу.
В наше время существует большое множество школ, обучающих технике владения нагинатой, где нагинатадзюцу практикуется в форме современного боевого искусства, названного по аналогии с одноименным названием оружия — нагината. Это стандартизированная комбинация всех старых стилей. По нагинатадзюцу проводятся соревнования. Широко распространены школы данного вида боевого искусства при высших учебных заведениях Японии.
Нагината для тренировки чаще имеет длину 210-225 см. Особенностью экипировки при занятиях нагинатадзюцу является дополнительная защита ног. Это связано с тем, что часть приемов направлена именно на поражение нижней части тела.
На сегодняшний день этот вид японского боевого искусства набирает обороты и в нашей стране. С 2017 работает Российская ассоциация нагинаты. Действует Международная федерация, ее филиалы открыты во многих западных странах.
В настоящее время, старые школы военных искусств, которые практикуют более боевые формы нагинатадзюцу, остаются действующими, среди них Araki Ryu, Tendo Ryu, Jikishinkage ryu, Higo Koryu, Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu, Toda-ha Buko Ryu и Yoshin ryu, некоторые из них работают за пределами Японии.
Перспективы развития нагинатадзюцу дают все основания утверждать, что в в ближайшем будующем она способна посоперничать с фехтованием.