Как и на какой срок избирают президента сша

Полномочия и обязанности президента США

Президент Дональд Трамп (2017-наши дни), несмотря на возраст, выполняет все свои обязанности, встречаясь с лидерами других держав

Глава Соединённых Штатов Америки вступает в должность после процедуры инаугурации. По статусу президент является главой государства и правительства, его основные права:

  • Требовать от любого высшего должностного лица письменные объяснения и мнения, касающиеся деятельности подвластных чиновнику ведомств;
  • Даровать помилование или отсрочку исполнения приговора за преступления против Соединённых Штатов. Данное право не распространяется на процедуру импичмента президента США или чиновников высшего уровня;
  • Заключать международные договоры после одобрения их 2/3 сенаторов;
  • Заполнять освободившиеся вакансии парламента в периоды между сессиями. По распоряжению президента новым конгрессменам выдаются удостоверения;
  • Созывать внеочередные заседания Конгресса в случае крайней необходимости;
  • Переносить заседания Конгресса, если разногласия между палатами не удаётся решить за определённый промежуток времени. При этом президент волен самостоятельно выбирать время новых заседаний;
  • Назначать послов, консулов и других официальных представителей США за границей;
  • Давать оперативную и правдивую информацию Конгрессу о положении страны на данном временном промежутке;
  • Принимать послов и других представителей зарубежных стран.

Происхождение и значение

Существует несколько вариантов происхождения имени Венера. По первой версии, данное имя принадлежало римской богине цветочных садов, весны и плодородия, поэтому приобрело значение при переводе как «милость Богов». В последующем Венеру стали связывать с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть». Еще один вариант – образование от латинского слова «venero», что означает «украшать» либо от «veneror» — «чтить», «молить», «умолять», «вымаливать». Согласно испанской версии происхождения (от Venera), имя переводится как «раковина (моллюска)». Оно получило широкое распространение среди татар.

Позволить голосовать лучшим

Сама эта столь непривычная система выборов для стран, привыкших к процедуре прямой демократии, уходит к истокам американской истории, а именно — к Конституционному собранию, которое прошло в 1787 году в Филадельфии после окончания войны за независимость.

Тогда основные принципы избирательной системы были изложены во Второй статье конституции США. Позднее, в 1804 году, конституция претерпела модификацию и была принята так называемая Двенадцатая Поправка. Основная идея этой системы, заложенная отцами-основателями, заключалась в том, чтобы отразить федеративное устройство страны как можно полнее.

Тут стоит сказать, что если, к примеру, Россия еще со времен царя Алексея Михайловича — это довольно жесткое унитарное государство, которое исторически выстраивалось вокруг единого центра, то США наоборот выстраивались как «договорная федерация» — это и отражено в расшифровке аббревиатуры. Здесь в каждом штате, как в мини-государстве, существует собственные конституции, законодательство и институты власти.

Капитолий штата Луизиана, место нахождения законодательной и исполнительной власти региона, шедевр ар-деко

(Фото: wikipedia.org)

Именно поэтому американская конституция не отражает в себе права конкретного американца напрямую избирать президента — такое право закреплено за каждым штатом. Именно штат, как замечает Родион Белькович, доцент Факультета права НИУ ВШЭ, является субъектом президентских выборов:

«Более того, конституция США даже делегирует право выбирать ту процедуру формирования выборщиков, которая кажется штату наиболее приемлемой. То есть формально каждый штат как хочет, так и назначает выборщиков. Например, некоторые штаты какое-то время вообще просто выдвигали выборщиков от своих легислатур, то есть законодательных собраний, полностью элиминировав из этого процесса само население».

Однако помимо строго институциональных соображений у отцов-основателей были причины и другого порядка. «Нужно понимать, что главная цель отцов-основателей была создать не демократию, а республику, то есть такое политическое устройство, где правил бы не человек, а закон. Поэтому они крайне скептически относились к прямой демократии или охлократии, то есть к «власти народа», опасаясь, что она может привести страну к хаосу и анархии», — рассказывает Юрий Рогулев, доцент, заместитель заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ.

Иными словами, основатели американского государства посчитали, что выборы президента — ответственная задача, достойная «немногих лучших», то есть тех, кто не только умудрен жизненным опытом, но и осведомлен, хотя бы в общих чертах, о том, что вообще происходит в других штатах.

Кроме того, избирать выборщиков тоже могли не все жители штатов — изначально на избирательное право был наложен имущественный ценз. Например, в 1800 году избирательным правом пользовались только 150 тыс. человек, то есть один избиратель на 35 жителей. Обоснование этой меры также было связано с ценностями той эпохи, когда считалось, что только тот человек может голосовать свободно и разумно, кто обладает материальной независимостью.

Парада планет 4.07.2020. Возможен ли в этом году конец света

Гарри Трумэн

Война за независимость США

До 1765 года Северная Америка являлась частью огромной Британской Империи. Тесная связь метрополии и североамериканских колоний способствовала взаимному экономическому росту и обогащению обеих частей империи. Однако дискриминационная налоговая политика английской короны в отношении американских колоний положила конец идиллическим отношениям колоний и Великобритании. Противоречивые действия со стороны английских властей и местной, зарождающейся политической элиты привели к драматической развязке. Создавшаяся в стране сложная военно-политическая ситуация обернулась революцией. Тринадцать британских североамериканских колоний в 1776 году провозгласили независимость от британской короны.

Заседание Второго Континентального Конгресса 4 июля 1776 года, Филадельфия. Принятие Декларации независимости британских колоний в Северной Америке.

Военные действия длились с переменным успехом в течение восьми лет. За мелкими стычками повстанцев с отрядами английской армии, происходящими в основном на северо-востоке страны, последовали крупные и масштабные военные действия. С 1775 года в военных действиях принимает участие уже регулярная американская армия, которую возглавил Джордж Вашингтон. С именем этого человека ассоциируется национально-освободительная война североамериканских колоний за независимость, трансформация народа, населявшего эти территории, в американскую нацию.

Джордж Вашингтон во главе американской национально-освободительной армии, зима 1780 года

Несмотря на явное превосходство английских войск в техническом плане, молодой плохо обученной и недостаточно оснащенной американской повстанческой армии удалось нанести красным мундирам поражение. Следует отметить, что в борьбе Соединенных Штатов за независимость активное участие принимала Франция — извечный геополитический противник Великобритании. Французский флот и экспедиционный отряд обеспечили военно-техническую и вооруженную помощь повстанцам, придав устойчивости проводимым ими военным кампаниям.

Первым неофициальным флагом США стал Континентальный флаг, известный как флаг Конгресса. Впервые поднят на корабле 2 декабря 1775 Джоном Полом Джонсом. С 14 июня 1777 года символ используется в качестве официального государственного флага.

После капитуляции англичан в Йорктауне в самой Англии поняли бесперспективность продолжения войны. В 1782 году депутатами Палаты Общин было принято решение о прекращении военных действий в Североамериканских колониях. Начатые в ноябре 1782 года в Париже переговоры британских властей с представителями Североамериканских Штатов закончились подписанием перемирия. Через год в сентябре 1783 года Великобритания окончательно признала независимость Соединенных Штатов Америки. Колониальная администрация и британские войска навсегда покинули территорию страны.

«Сталкер»

«Мама»

Фантомные выборщики

Стоит оговориться, что в действительности партий в США куда больше, чем две. «В Америке на протяжении всей истории избирательных кампаний участвовало свыше 3 тыс. различных партий. Их и сейчас довольно много, однако их влияние сильно ограничено. Ведь на федеральный уровень пробиться им практически невозможно ввиду мажоритарной избирательной системы, которая подталкивает всю партийную систему в стране к двухпартийности», — рассказывает Юрий Рогулев.

Конечно, если рассуждать теоретически, любая партия в США может потеснить одного из двух «гигантов», выдвинуть своего кандидата и, получив относительное большинство, обязать выборщиков голосовать за этого кандидата.

Однако, во-первых, для этого нужно обладать мощнейшей сетью партийных ячеек во всех американских штатах, каковая есть только у республиканцев и демократов. Это необходимо для того, чтобы получить необходимое количество выборщиков — минимум 270, — которое обеспечит кандидату победу. И если на уровне одного штата это гипотетически возможно, хотя и крайне маловероятно, то в масштабах всей страны просто невозможно.

Во-вторых, эта партия должна выступить не с радикальной политической программой, а центристской — то есть каким-то образом потеснить повестку умеренных правых (республиканцев) или умеренных левых (демократов). Ведь суть мажоритарной избирательной системы заключается в том, что она создает такую партийную конструкцию, которая исключает любой политический радикализм, обеспечивая представленность только стабильным и умеренным.

В итоге, введение всеобщего избирательного права и монополия двух партий на выдвижение кандидатов в президенты привели к тому, что фигура выборщиков превратилась в анахронизм из прошлого. «Нужно понимать, что теперь на уровне штатов выборщики приобретают не свободный мандат, как это было раньше, а императивный. Иначе говоря, избирая людей в коллегию выборщиков, население штата даем им прямое указание, за кого они должны голосовать, так что выборщик превращается в условную фигуру», — замечает Родион Белькович.

При этом, по сути, сложилось противоречие, ведь конституция не предполагает выдвижения императивного мандата по отношению к выборщикам, однако сложившаяся за минувшее столетие избирательная практика — предполагает. И потому иногда некоторые выборщики, пользуясь этим противоречием, голосуют не так, как им было наказано в штате.

Так, например, случилось в 2000 году, когда один из выборщиков, который должен был голосовать за кандидата от Демократической партии отпустил пустой бюллетень. Или на выборах в 1976 году, выборщик от Республиканской партии проголосовал не за выдвинутого от партии Джеральда Форда, а за Рональда Рейгана — тоже республиканца, но который не был выдвинут от партии.

На республиканском съезде 1976 года Рейган (слева) проиграл Форду (справа), но последний полгода спустя проиграет сами выборы президента демократу Джимми Картеру. Четыре года спустя Рейган все же получит партийную номинацию и следом одержит победу в президентской гонке

(Фото: wikipedia.org)

И хотя на уровне законодательства штатов с такими «вероломными» выборщиками (faithless electors) пытаются бороться, от их неповиновения никто не застрахован. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что на итоги выборов они пока существенно не влияли.

Президенты США в XIX веке

В 19-й век Соединенные Штаты вступили уже с другим президентом. Им стал Джон Адамс — сподвижник Джорджа Вашингтона в войне за независимость, первый вице-президент США в правление Джорджа Вашингтона. Это был второй в истории страны глава государства, занимающий внепартийную позицию и проповедующий принципы федеративного устройства страны. Его полномочия продолжались до 1801 года, когда на пост президента США был избран демократ – республиканец Томас Джефферсон. Третий президент являлся представителем республиканских демократов — политических противников федералистов.

Третий президент США — демократ республиканец. Занимал президентское кресло с 4 марта 1801 по 4 марта 1809 года.

Список президентов США, возглавлявших страну в XIX веке, и их нумерация выглядят следующим образом:

  • 4-й президент США — Джеймс Мэдисон, избран 4 марта 1809 года и оставался на высоком посту до 4 марта 1817 года, два срока подряд;
  • 5-й глава государства — Джеймс Монро, годы правления 1817- 1825;
  • 6-й президент Соединенных Штатов -Джон Куинси Адамс занимал высокий пост с марта 1825 по март 1829 год;
  • 7-й президент Эндрю Джексон был главой государства с 1829 по 1837 год;
  • 8-й глава государства — Мартин Ван Бюрен, годы правления 1837-1841;
  • 9-й президент Вильям Гаррисон (1841 год) умер спустя месяц после принятия присяги президента Соединенных Штатов;
  • 10-й глава государства Джон Тайлер избран в апреле 1841 года и оставался на посту до апреля 1845 года;
  • 11-й президент США — Джеймс Нокс Полк(1845-1849 годы);
  • 12-й президент страны Закари Тейлор пребывал в должности всего 16 месяцев, с марта 1849 по июль 1850 года. Умер, находясь в должности;
  • 13-й глава государства Миллард Филлмор занимал пост президента страны в 1850-1853 годах;
  • 14-й президент страны Франклин Пирс стал президентом США в марте 1853 года. Оставался на посту четыре года, до марта 1857 года;
  • 15-й президент США Джеймс Бьюкенен(годы правления 1857-1861);
  • 16-й глава государства Авраам Линкольн стал президентом США в марте 1861 года и оставался на своем посту до 15 апреля 1865 года. Убит, вступив в президентскую должность на второй срок;
  • 17-й президент Эндрю Джонсон (с 15 апреля 1865 по 4 марта 1869 года);
  • 18-й глава государства Улисс Грант был президентом два срока подряд, с 1869 по 1877 год;
  • 19-й президент страны Ратерфорд Хейс(годы правления 1877-1881);
  • 20-й президент США Джеймс Гарфилд находился в должности с 4 марта 1881 по 19 сентября 1881 года;
  • 21-й глава государства Честер Артур(годы правления 1881 – 1885);
  • 22-й президент государства Гровер Кливленд(с марта 1885 по март 1889 года);
  • 23-й президент США Бенджамин Гаррисон — годы правления 1889-1893;
  • 24-й глава страны Гровер Кливленд с марта 1893 по март 1897 года;
  • 25-й президент США Уильям Мак-Кинли занимал президентский пост с 1897 по 1910 год, три президентских срока подряд.

16-й президент США Авраам Линкольн зачитывает подписанный им закон об отмене рабства на всей территории Соединенных Штатов, 19 июня 1862 года

Из этого обширного списка наиболее весомый след в истории Соединенных Штатов оставили шестнадцатый президент США Авраам Линкольн, 18-й президент Улисс Грант, 22-й и 24-й глава государства Гровер Кливленд, избиравшийся два раза с перерывом в четыре года. Значимое место в истории страны занимает 25-й президент страны Уильям Мак-Кинли.

Во времена правления Авраама Линкольна Соединенные Штаты пережили Гражданскую войну — самый кровопролитный вооруженный конфликт в истории американского государства. Линкольн сумел объединить страну, став к тому же инициатором отмены рабства на всей территории Соединенных Штатов. Улисс Грант продолжил политику Линкольна по укреплению внутреннего государственного устройства.

25-й президент США Уильям Мак-Кинли (годы правления 1897-1901). Убит 14 сентября 1901 года.

Разновидности ПМ

Временная передача обязанностей

Основная статья: Исполняющий обязанности президента США

Согласно той же 25-й поправке к Конституции, в случае временной недееспособности президента (определяемой им самим или другими представителями исполнительной власти, а прекращаемой согласно заявлению президента) вице-президент США может временно действовать как исполняющий обязанности президента США. Всего было 3 таких случая, связанных с медицинскими процедурами, требующими общего обезболивания (1985 — Рейган на 8 часов передавал полномочия Бушу-старшему, 2002 и 2007 — Буш-младший передавал полномочия Чейни, каждый раз на 2 часа).

Временная передача обязанностей

Полномочия и обязанности президента США

Конституцией США определён широкий круг полномочий президента. В особых случаях Конгресс может предоставить главе государства и чрезвычайные полномочия.

  • Президент представляет государство в международных отношениях и имеет право заключать международные договоры, которые ратифицируются Сенатом.
  • Определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • Является главнокомандующим вооружёнными силами государства, совместно с Конгрессом принимает решение о ведении военных действий за пределами страны. Имеет право вводить и отменять чрезвычайное положение.
  • Обеспечивает выполнение законов государства.
  • Назначает и смещает министров и дипломатов высокого ранга.
  • Назначает членов Верховного суда, которые утверждаются Сенатом.
  • Определяет деятельность федеральных должностных лиц, их полномочия.
  • Имеет право созывать внеочередные заседания парламента.
  • Обладает правом отсылать законопроекты на доработку со своими возражениями, а также правом вето, которое может быть преодолено 2/3 депутатов Конгресса.
  • Обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями, которые, по сути, являются программой законодательной деятельности.
  • Имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения государственными наградами.

В обязанности президента США входит разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением. Глава государства должен периодически предоставлять Конгрессу информацию о положении в стране.

Вступление в должность

Основная статья: Инаугурация президента США

Вновь избранный президент и Вице-президент вступают в должность в полдень 20 января следующего года после выборов; устраивается торжественная церемония — инаугурация президента США. До принятия в 1933 году Двадцатой поправки к Конституции США датой инаугурации было 4 марта.

Во время инаугурации президент приносит следующую присягу или даёт следующее торжественное обещание: «Я торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять должность президента Соединённых Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов».

В конце присяги традиционно добавляют ещё слова: «Да поможет мне Бог» (So help me God), хотя Конституцией они не требуются.

Вступление в должность

Основная статья: Инаугурация президента США

Вновь избранный президент и Вице-президент вступают в должность в полдень 20 января следующего года после выборов; устраивается торжественная церемония — инаугурация президента США. До принятия в 1933 году Двадцатой поправки к Конституции США датой инаугурации было 4 марта.

Во время инаугурации президент приносит следующую присягу или даёт следующее торжественное обещание: «Я торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять должность президента Соединённых Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов».

В конце присяги традиционно добавляют ещё слова: «Да поможет мне Бог» (So help me God), хотя Конституцией они не требуются.

Порядок замещения должности

Основная статья: Наследование президентских полномочий в США

В случае отстранения президента от должности, его смерти, отставки или неспособности осуществлять полномочия и обязанности таковые переходят к вице-президенту США. Первоначальный текст конституции США был двусмысленен и позволял как толкование, согласно которому вице-президент получает только полномочия и обязанности (то есть становится, условно говоря, «и. о. президента США»), так и толкование, согласно которому вице-президент получает саму должность (то есть становится президентом США и приносит соответствующую присягу). На протяжении XIX века и XX века это положение всегда практически толковалось в том смысле, что вице-президент становится полновластным президентом; первый прецедент такого перехода полномочий имел место с Джоном Тайлером в , который после кончины Уильяма Гаррисона немедленно провозгласил себя президентом США и отказывался распечатывать письма, адресованные «и. о. президента». Лишь в принята 25-я поправка к Конституции, согласно которой в таком случае однозначно «вице-президент становится президентом».

В случае отстранения, смерти, отставки или недееспособности как президента, так и вице-президента Конгресс может принять закон, указывающий, какое должностное лицо будет действовать в качестве президента. Такое должностное лицо выполняет соответствующие обязанности, пока не устранена причина неспособности президента выполнять свои обязанности или не избран новый президент. C действует закон, согласно которому президента замещают в его должности следующие официальные лица в таком порядке (указан современный состав министерств, включая созданные после 1947 г.):

  1. вице-президент,
  2. спикер Палаты представителей (после освобождения с должности спикера и члена Палаты представителей),
  3. временный председатель Сената (традиционно этот пост занимает старший сенатор из партии большинства; постоянным председателем Сената является вице-президент),
  4. государственный секретарь,
  5. министр финансов,
  6. министр обороны,
  7. министр юстиции,
  8. министр внутренних дел,
  9. министр сельского хозяйства,
  10. министр торговли,
  11. министр труда,
  12. министр здравоохранения и социальных служб,
  13. министр жилищного строительства и городского развития ,
  14. министр транспорта,
  15. министр энергетики,
  16. министр образования,
  17. министр по делам ветеранов,
  18. министр внутренней безопасности.

После вице-президента и избираемых председателей палат в списке идут министерские должности Кабинета США в порядке учреждения (последним идёт Министерство внутренней безопасности, созданное в 2003 г.). До 1947 г. председатели палат Конгресса не имели приоритета над министрами; этот приоритет введён Гарри Трумэном для уменьшения вероятности ситуации, когда президент сам назначает своего преемника. В настоящее время список насчитывает всего 18 должностей (есть теории заговора, согласно которым существует секретное продолжение списка, насчитывающее 50 или 100 имён и рассчитанное на случай ядерной войны или масштабной катастрофы; большинство экспертов воспринимает их скептически).

Порядок замещения ограничен тем условием, что лицо, вступающее в обязанности президента, должно быть гражданином США по рождению на его территории, иметь не менее 35 лет от роду и жить в США 14 лет (если одно из этих условий не выполняется, то соответствующее лицо пропускается, и право замещения переходит на следующий номер в списке). Невозможен переход президентских полномочий к временно исполняющему обязанности спикера или министра; лицо, получающее президентские полномочия, должно быть до момента открытия вакансии на этом посту официально назначено (избрано Конгрессом) на дающую это право должность. Опять же не существует действующих законов, уточняющих, становится ли это лицо президентом или и. о. президента; прецедентов такой передачи власти пока не было.

Следующие президенты: Тайлер, Филлмор, Э. Джонсон, Артур, Т. Рузвельт, Кулидж, Трумэн, Л. Джонсон и Форд вступили в должность с поста вице-президента, причём Форд раньше не был избран и на этот пост, а назначен Конгрессом по представлению президента. Т. Рузвельт, Кулидж, Трумэн и Л. Джонсон были избраны впоследствии на очередных выборах.

Порядок замещения должности

Основная статья: Наследование президентских полномочий в США

В случае отстранения президента от должности, его смерти, отставки или неспособности осуществлять полномочия и обязанности таковые переходят к вице-президенту США. Первоначальный текст конституции США был двусмысленен и позволял как толкование, согласно которому вице-президент получает только полномочия и обязанности (то есть становится, условно говоря, «и. о. президента США»), так и толкование, согласно которому вице-президент получает саму должность (то есть становится президентом США и приносит соответствующую присягу). На протяжении XIX века и XX века это положение всегда практически толковалось в том смысле, что вице-президент становится полновластным президентом; первый прецедент такого перехода полномочий имел место с Джоном Тайлером в 1841 году, который после кончины Уильяма Гаррисона немедленно провозгласил себя президентом США и отказывался распечатывать письма, адресованные «и. о. президента». Лишь в 1967 году принята 25-я поправка к Конституции, согласно которой в таком случае однозначно «вице-президент становится президентом».

В случае отстранения, смерти, отставки или недееспособности как президента, так и вице-президента Конгресс может принять закон, указывающий, какое должностное лицо будет действовать в качестве президента. Такое должностное лицо выполняет соответствующие обязанности, пока не устранена причина неспособности президента выполнять свои обязанности или не избран новый президент. C 1947 года действует закон, согласно которому президента замещают в его должности следующие официальные лица в таком порядке (указан современный состав министерств, включая созданные после 1947 года):

  1. вице-президент,
  2. спикер Палаты представителей (после освобождения с должности спикера и члена Палаты представителей),
  3. временный председатель Сената (традиционно этот пост занимает старший сенатор из партии большинства; постоянным председателем Сената является вице-президент),
  4. государственный секретарь,
  5. министр финансов,
  6. министр обороны,
  7. министр юстиции,
  8. министр внутренних дел,
  9. министр сельского хозяйства,
  10. министр торговли,
  11. министр труда,
  12. министр здравоохранения и социальных служб,
  13. министр жилищного строительства и городского развития ,
  14. министр транспорта,
  15. министр энергетики,
  16. министр образования,
  17. министр по делам ветеранов,
  18. министр внутренней безопасности.

После вице-президента и избираемых председателей палат в списке идут министерские должности Кабинета США в порядке учреждения (последним идёт Министерство внутренней безопасности, созданное в 2003 г.). До 1947 г. председатели палат Конгресса не имели приоритета над министрами; этот приоритет введён Гарри Трумэном для уменьшения вероятности ситуации, когда президент сам назначает своего преемника. В настоящее время список насчитывает всего 18 должностей (есть теории заговора, согласно которым существует секретное продолжение списка, насчитывающее 50 или 100 имён и рассчитанное на случай ядерной войны или масштабной катастрофы; большинство экспертов воспринимает их скептически).

Порядок замещения ограничен тем условием, что лицо, вступающее в обязанности президента, должно быть гражданином США по рождению на его территории, иметь не менее 35 лет от роду и жить в США 14 лет (если одно из этих условий не выполняется, то соответствующее лицо пропускается, и право замещения переходит на следующий номер в списке). Невозможен переход президентских полномочий к временно исполняющему обязанности спикера или министра; лицо, получающее президентские полномочия, должно быть до момента открытия вакансии на этом посту официально назначено (избрано Конгрессом) на дающую это право должность. Опять же не существует действующих законов, уточняющих, становится ли это лицо президентом или и. о. президента; прецедентов такой передачи власти пока не было.

Следующие президенты: Дж. Тайлер, М. Филлмор, Э. Джонсон, Ч. Артур, Т. Рузвельт, К. Кулидж, Г. Трумэн, Л. Джонсон и Дж. Форд вступили в должность с поста вице-президента, причём Дж. Форд раньше не был избран и на этот пост, а назначен Конгрессом по представлению президента. Т. Рузвельт, К. Кулидж, Г. Трумэн и Л. Джонсон были избраны впоследствии на очередных выборах.

Что означают названия европейских государств?

Отзывы владельцев ГАЗ ГАЗель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector