Летающая мощь вмф: чем вооружена морская авиация россии
Содержание:
- Командующие морской авиацией Балтийского Флота
- АН-72П — гроза контрабандистов и нарушителей
- Молитва о ликвидации ядерного оружия
- Новые возможности МиГ-31
- «ФОККЕР F-27 MPA» — защитник побережья
- Командующие морской авиацией Тихоокеанского Флота
- «Новелла» для Ил-38
- История
- Состав Морской Авиации ВМФ с апреля 2009 г.
- Тринадцать лишних дней
- Амфибии спешат на помощь
- В любой точке мира
- «ДОРНЬЕ DO-228 МЭРИТАЙМ ПЭТРОЛ» — морской патруль
- Создание Морской Авиации Красного флота
- В ожидании «Миноги»
- Состав
- Ил-14. «Полярник»
- ИЛ-38 — охотник за подлодками
Командующие морской авиацией Балтийского Флота
В период 1914-1946 гг. морской авиацией Балтийского флота командовали:
Б.П. Дудоров (сентябрь 1914 г. — 1915 г.),А.А. Тучков (1915-1916 гг.),
Б.А. Щербачёв (март 1915г. — ноябрь 1916г., ВрИД),
Б.П. Дудоров (декабрь 1916 г. — июль 1917 г.),
С.А. Лишин (июнь-август 1917 г.),
Б.А. Щербачёв (июль 1917 г., ВрИД),
В.В. Ковалевский (август-ноябрь 1917 г.),
С.А. Лишин (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г., ВрИД),
И.Н. Дмитриев (февраль-сентябрь 1918 г.),
С.А. Лишин (апрель-июль 1918 г., репрессирован в ноябре 1919 г.),
С.М. Кочедыков (июль 1918 г.— сентябрь 1919 г.),
А.П. Онуфриев (с сентября 1919 г.),
Л.М. Порцель (август 1922 г., ВрИД — август 1924 г., погиб в 1932 г.),Г.С. Скрягин (в 1923г., умер),
М.А. Горбунов (1924 г.),
Л.И. Гикса (сентябрь 1924 г. — июль 1927 г.),
Г.И. Силин (август 1927 г. — май 1928 г.),
В.Д. Авсюкевич (1929 — август 1930 г.),
Л.И. Никифоров (август 1930 г. — июль 1932 г., снят, репрессирован в 1938 г.),
В.К. Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.),
В.П. Баруздин (1935 г.),
Г.П. Галкин (до сентября 1936 г., репрессирован),
М.А. Горбунов (сентябрь 1936 г. — июль 1937 г., репрессирован),
А.И. Ильин (август 1937 г. — июль 1938 г., репрессирован),
А.А. Кузнецов (июль 1938 г. — октябрь 1939г., ВрИД, снят),
В.В. Ермаченков (октябрь 1939 г. — июль 1941 г., снят),
(ГСС) М.И.Самохин (июль 1941 г. — февраль 1946 г.).
После разделения БФ на два самостоятельных объединения их ВВС командовали:
ВВС Южно-Балтийского флота (ВВС 4-го ВМФ) в 1946-1956 гг.:
ГСС М.И. Самохин (февраль 1946 г. — август 1947 г.),
Д.Ф. Бартновский (август 1947 г. — июнь 1950 г.),
Г.Г. Дзюба (август 1950 г. — май 1953 г.),
А.А. Кузнецов (май 1953 г. — февраль 1956 г.),
ВВС Северо-Балтийского флота (ВВС 8-го ВМФ) в 1946-56 гг. :
ГСС А.Х. Андреев (февраль-декабрь 1946 г.),
Д.И. Манжосов (декабрь 1946г. — март 1947 г., ВрИД),
ГСС А.Х. Андреев (март-август 1947 г.),
Б.Л. Петров (август 1947 г. — ноябрь 1955 г.),
ГСС И.И. Борзов (ноябрь 1955 г. — январь 1956 г.).
После соединения 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот его авиацией командовали:
ГСС И.И. Борзов (февраль 1956 г. — декабрь 1957 г.),
Б.Л. Петров (декабрь 1957 г. — февраль 1961 г.),
ГСС С.А. Гуляев (1961-1976 гг.),
А.И. Павловский (1976-1984 гг.),
П.И. Гончаров (1984-1990 гг.),
В.В. Проскурнин (1990-1998 гг.),
А.И. Новиков (1998-2000гг.),
В.Н. Сокерин (2000-2004 гг.),
А.Г. Кулаков (2004-2006 гг., снят),
А.В. Коляко (2006-2009 гг.),
И.О. Комаров (2009-2011 гг.),
А.В. Крупеник (с 2011 г. — ?),
С.Г. Рассказов (2011 — февраль 2013)
А.Р. Костерин (февраль 2013 — )
АН-72П — гроза контрабандистов и нарушителей
Морской патрульный самолет (СССР)
На фото видны поднятые над двигателями щитки реверса тяги, которые служат для сокращения пробега при посадке
В конце 1970-х годов на вооружении ВВС СССР появился военно-транспортный самолет Ан-72. Эту машину отличали высокая дальность полета и большая грузоподъемность. Почти сразу же встал вопрос об ее использовании для охраны морских границ.
Оборудование самолета дополнили системами спутниковой навигации, дальней радионавигации, а также оптико-телевизионным комплексом, камеры которого могли увидеть в море объект на большом расстоянии и в любую погоду. Для патрулирования в ночное время Ан-72 снабдили осветительными бомбами.
На подвесках под фюзеляжем разместили обычные бомбы и неуправляемые ракеты, а также двуствольную 23-мм пушку ГШ-23. В число задач переоборудованной машины вошли патрулирование прилегающей к берегу 200-мильной морской зоны, охрана рыбных запасов, обнаружение нарушителей в территориальных водах и борьба с ними, а также поисково-спасательные операции.
Ан-72П обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками — пробег при посадке составляет всего 350 м
Первые самолеты Ан-72П несли службу на Дальнем Востоке, а 22 февраля 2001 года один из них потопил судно-нарушитель, принадлежавшее, как выяснилось впоследствии, некоему сахалинскому ООО.
Спустя четыре года самолет пришел на помощь сторожевому кораблю, преследовавшему другого нарушителя, и несколькими точными попаданиями заставил того остановиться. Ан-72П продолжают нести службу по защите территориальных вод страны. С 1996 года к их производству в кооперации с Россией приступили в нескольких городах Украины.
Подобное расположение двигателей создает дополнительную подъемную силу за счет «прилипания» к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел
Молитва о ликвидации ядерного оружия
Для Кейко Огуры и других выживших после ядерных взрывов политика не имеет значения. Каждый год 6 августа она участвует в мемориальной церемонии по случаю бомбардировки Хиросимы, часто вместе с группой волонтеров «Переводчики за мир». Женщина говорит, что в этом году число участников официального мероприятия пришлось сильно ограничить из-за страха перед коронавирусом.
«На этот раз годовщину отмечали не так, как обычно, — признает Кейко Огура. — Я постояла у реки в Парке Мира, вспоминала те дни и чувствовала огромное сожаление, что даже сейчас в мире столько ядерного оружия».
По словам Кейко, она много лет молилась за то, чтобы ядерное оружие во всем мире было ликвидировано. Но ее молитвы пока что не были услышаны. «Так что я и дальше буду рассказывать свою историю», — говорит женщина, пережившая атомную бомбардировку Хиросимы.
Новые возможности МиГ-31
В составе морской авиации также есть две эскадрильи, вооруженные истребителями МиГ-31. Одна дислоцируется на Кольском полуострове, другая — на Камчатке. Последняя активно перевооружается на модернизированные МиГ-31БМ. И ее можно считать драйвером освоения новых методов использования воздушных кораблей.
Камчатские «МиГи» совершают полеты в район Северного полюса, учатся работать в стратосфере, прикрывают наши стратегические бомбардировщики во время патрулирования у берегов Аляски. Сейчас в России создаются противоспутниковые ракеты воздушного базирования. После их принятия на вооружение флотские МиГ-31 смогут вести звездные войны.
Авиация_2
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ во время учебно-тренировочных полетов
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Но это еще не всё. В ближайшие годы эскадрильи МиГ-31БМ будут развернуты в полки и вооружены гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». По сути, произойдет возрождение знаменитой советской морской ракетоносной авиации.
В годы холодной войны одной из основных сил советского ВМФ были полки с ракетоносцами Ту-22М. Эффектная атака такими самолетами американского авианосца и его поражение ракетами Х-22 показана в фильме «Все страхи мира».
Вместе с тем прорыв противовоздушной обороны корабельных соединений стран НАТО и выход самолетов Ту-22М на рубеж атаки оставляли мало шансов уцелеть пилотам этих машин. Теперь же полки «МиГов» с «Кинжалами» на борту и ударные беспилотники дальнего радиуса действия станут глобальной ударной силой и смогут поражать корабельные группировки противника на любых расстояниях.
Авиация_3
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» во время летно-тактических учений
Фото: ТАСС/Министерство обороны РФ
Но самое главное, при этом не придется рисковать жизнями экипажей. Потенциал, заложенный в истребители МиГ-31 при их создании 40 лет тому назад, начал полностью раскрываться только в последнее время.
«ФОККЕР F-27 MPA» — защитник побережья
Патрульный самолет (Нидерланды)
F-27MPA оснащен поисковой радиолокационной станцией AN/APS-504, антенна которого смонтирована в обтекателе под фюзеляжем
Фоккер F-27 МРА» используется береговой охраной и Военно-воздушными силами Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и некоторых других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и ведения поисково-спасательных работ. Он был создан на базе пассажирской машины F-27, разработанной компанией «Фоккер» в 1950-х годах. Его серийное производство началось в 1978 году.
Самолет имеет полностью герметичный фюзеляж с метеорологической радиолокационной системой, размещенной в его передней части, а также фотокамеры и прожектор для наблюдения. В задней части фюзеляжа находится грузовой люк, через который можно осуществлять спасательные работы.
У машины есть две модификации: F-27 «Мэритайм» для простого патрулирования и F-27 MPA, вооруженный противолодочными торпедами, минами, управляемыми ракетами «Гарпун», «Экзосет», «Мэйврик», «Си Скьюа», «Си Игл», глубинными бомбами, гидроакустическими буями.
Под черным носовым обтекателем F-27 MPA находится метеорологическая радиолокационная станция
На фото пассажирская машина, из которой, путем масштабной переделки, получили патрульный «Фоккер F-27 Мэритайм»
Поделиться ссылкой
Командующие морской авиацией Тихоокеанского Флота
Авиацией ТОФ в различные годы командовали:
В.Н. Лопатин[] (1932 г. — апрель 1933 г., репрессирован в 1938 г.),
А.Г. Добролеж (февраль 1932 г. — апрель 1933 г., репрессирован в 1938 г.),
Л.И. Никифоров (апрель 1933 г. — январь 1937 г., репрессирован),
С.Ф. Жаворонков (январь 1938 г. — май 1939 г.),
П.Н. Лемешко (май 1939 г. — ноябрь 1944 г. и январь 1945 г. — февраль 1946 г.),
ГСС И.Г. Романенко (ноябрь 1944 г. — январь 1945 г., ВрИД),
ГСС Е.Н. Преображенский (февраль 1946 г. — май 1947 г., командующий ВВС ТОФ, май 1947 г. — февраль 1950 г., командующий ВВС 5-го ВМФ)
ГСС В.П. Канарев (февраль 1950 г. — июнь 1953 г., командующий ВВС 5-го ВМФ, июнь 1953 г. — май 1955 г., командующий ВВС ТОФ),
Н.С. Житинский (май 1955 г. — 1960 г.),
А.Н. Томашевский (1960-1970гг.),
А.И. Павловский (1970-1976 гг.),
И.А. Портянченко (1976-1980 гг.),
Г.В. Павлов (1980-1981 гг.),
Ю.С. Гудков (1981-1987 гг.),
В.В. Акпорисов (1987-1992гг.),
В.И. Бумагин (1992-1998 гг.),
А.В. Тихомиров (1998-2001 гг.),
Ю.Д. Антипов (2001-2003 гг.),
ГРФ И.И. Бохонко (апрель 2003 г. — декабрь 2006 г.),
А.И. Сердюк (январь 2007 г. — январь 2008 г., ВрИД),
А.Г. Нуретдинов (январь 2008 г. — январь 2010 г.),
П.А. Киселёв (январь 2010 г. — февраль 2012 г.),
С.Г. Рассказов (с февраля 2012 — )
- Комбриг Всеволод Николаевич Лопатин в указанный период занимал должность помощника командующего войсками ОКДВА по ВВС. Он отвечал за боевую подготовку, формирование и комплектование частей ВВС моря. Оперативное руководство этими частями осуществлялось командующим МСДВ М.В. Викторовым. Комбриг А.Г. Добролеж являлся старшим авиационным начальником в ВВС МСДВ. []
«Новелла» для Ил-38
Как сообщил Игорь Кожин, в настоящее время продолжаются испытания противолодочного самолёта средней дальности Ил-38Н. Данное воздушное судно представляет собой глубоко модернизированную версию советской машины, которая снискала заслуженную славу в войсках.
Ил-38Н оснащены комплексом БРЭО «Новелла-П-38» разработки ОАО «ЦНПО «Ленинец» (Санкт-Петербург). Визуально машина отличается от предшественницы наличием дополнительных антенн радиолокационной станции кругового обзора поверх носовой части фюзеляжа.
- Истребитель Су-33 производит взлет с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» у берегов Сирии в Средиземном море
- РИА Новости
«Модернизация заключается в том, что парк Ил-38 проходит капитально-восстановительный ремонт. В ходе него заменяются устаревшие и неисправные агрегаты, устанавливаются современное оборудование, усовершенствованные двигатели. Также самолёт получает новое покрытие. И на выходе мы фактически имеем новую машину», — пояснил Дрозденко в интервью RT.
Использование «Новеллы» позволяет в четыре раза увеличить производительность самолёта при выполнении противолодочных задач. Комплекс БРЭО включает в себя системы обнаружения субмарин, средства навигации и прицеливания. Бортовая РЛС Ил-38Н обеспечивает сопровождение до 50 воздушных и морских целей.
Дмитрий Дрозденко считает, что модернизация морской авиации проходит в плановом режиме. Подразделения ВМФ обеспечиваются необходимой техникой, оборудованием и запчастями. Эксперт не исключает, что в будущем в частях МА найдёт широкое применение самолёт-амфибия Бе-200, который способен эффективно патрулировать акваторию и проводить поисково-спасательные операции.
История
К началу Первой мировой войны морская авиация в мире была развита крайне слабо, находясь в стадии первоначального создания.
В ходе Первой мировой войны на вооружение воюющих стран начали поступать самолёты морской авиации, способные решать боевые задачи. К таким самолётам относились немецкий «Флугбот», французский «Борель» и английский «Авро».
Морская авиация в России зародилась накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на БФ и ЧФ. В период (1910 — 1914 годов) на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.
В августе 1914 года введён в действие первый руководящий документ авиации флота России — «Положения о службе авиации в службе связи», закрепивший организационное включение флотской авиации в состав службы связи флотов Империи.
В составе РИФ ВС России находилось двенадцать авианесущих кораблей (АВК), семь из них принимали участие в боевых действиях в качестве носителей гидроавиации.
В конце 1916 года введено в действие — «Положения о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского флота» и были сформированы на флотах РИФ воздушные дивизии, бригады и дивизионы.
За годы Первой мировой войны, в Русском флоте, был накоплен уникальный опыт строительства, управления и боевого применения морской авиации и воздухоплавания (в интересах флота применялись гидросамолёты, самолёты, дирижабли, аэростаты и воздушные шары).
В 1918 — 1919 годах морская авиация организационно состояла из Балтийской воздушной бригады, воздушного дивизиона Волжской флотилии, авиаотряда Каспийско-Астраханской флотилии, авиаотряда Онежской флотилии и насчитывала в своём составе 76 самолётов. С 1920 по 1938 годы морская авиация входила в ВВС РККА, её самолётный парк составлял 36 самолётов. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, состав которых непрерывно увеличивался количественно. К началу Великой отечественной войны ВВС ВМФ насчитывали 2906 самолётов (торпедоносцы — 10 %, бомбардировщики — 14 %, истребители — 45 %, гидросамолёты-разведчики — 25 % и другие) но, преимущественно, старых образцов.
В период Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника. Всего на счету морских лётчиков 1015 потопленных кораблей и судов, более 5500 уничтоженных самолётов противника. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».
В 1953 году морская авиация стала называться авиацией ВМФ, а ВВС флотов — авиацией флотов. С 1980 года авиацию флотов вновь стали называть ВВС флотов.
Состав Морской Авиации ВМФ с апреля 2009 г.
Управление начальника МА ВМФ — г. Москва.
- 444-й ЦБП и ПЛС, 240-й гв. ОСАП (ИИ), 46-й ОТАП (бывш. 399-я ОТАЭ);[]
- МА БФ;
- МА ЧФ;
- МА СФ;
- МА ТОФ.
- Следует отметить, что попытка вернуться к подобной системе была сделана в середине 1990-х гг. Тогда, в условиях тотального дефицита запчастей и топлива, командование Авиации ВМФ было вынуждено делить лётный состав авиационных частей на три категории, соответствующие их уровню подготовки. Личному составу «оргядра» планировался максимальный налёт, а остальные две группы летали по остаточному принципу. []
- Передача МРА и ИА в ВВС и ПВО, по ряду причин, затянулась, и уже во вновь сформированных авиабазах МА ВМФ пришлось весной 2010 г. срочно вводить штаты на ракетоносцы и истребители. Однако к этой теме вернулись весной 2011 г. []
- На этом процесс формирования новых структур в 2010 г. не был завершён. Руководство Министерства обороны РФ держит курс на сокращение количества гарнизонов и военных городков. Так, уже расформирована 7059-я АвБ на аэр. Кневичи (она вошла в состав 7062-й АвБ гарнизона Николаевка). Подобные преобразования в 2011 г. проходят на всех флотах, где намереваются оставить по одной авиабазе, имеющей несколько аэродромов. []
- на базе расформированного 444-го ЦБП и ПЛС в Ейске был сформирован новый 859-й ЦБП и ПЛС, а полки ЦП с 1 декабря 2009 г. были переформированы в 7055-ю гв. АвБ на аэр. Остафьево. []
Тринадцать лишних дней
Настоящая дата воздушного боя, ставшего поводом для назначения профессионального праздника морских летчиков России, — 21 июня 1916 года по старому стилю, или 4 июля по новому стилю. 21 июня четыре русских гидроплана М-9 вступили в воздушный бой с тремя германскими гидросамолетами «Фридрихсхафен» FF.33 и летающей лодкой «Бранденбург» FB. Первым на перехват вражеских самолетов вылетел подпоручик Александр Извеков — и погиб, когда его гидроплан загорелся после попадания в бензобак и рухнул в море. Три других русских летчика — мичманы Геннадий Карцов и Борис Щепотьев и лейтенант Сергей Петров — навязали немцам встречный воздушный бой и в итоге подбили два германских гидроплана, а один сбили. Он упал в воду поблизости от русских кораблей, которые подобрали его членов экипажа: летчика лейтенанта цур зее фон Зибурга и наблюдателя обермата Майера; сняли с него пулемет и приборы, а потом затопили. Именно дата 21 июня 1916 года фигурирует в архивных материалах и исследованиях, посвященных истории отечественной морской авиации. А ошибка в приказе главкома, судя по всему, появилась потому, что готовившие документы офицеры приняли уже рассчитанную по новому стилю дату боя — 4 июля 1916 года — за дату по старому стилю и по привычке прибавили к ней тринадцать дней.
Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года
Амфибии спешат на помощь
Взамен противолодочных самолетов советской разработки Ил-38 и Ту-142 морская авиация в ближайшие годы получит новый патрульный комплекс на базе Ту-204. Он будет действовать в едином информационном пространстве ВС России, сможет управлять беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными катерами, а также бороться с любыми надводными и подводными объектами.
Авиация_6
Первый построенный для Министерства обороны РФ самолет-амфибия Бе-200ЧС
Фото: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
В феврале этого года в Таганроге совершил свой первый полет флотский Бе-200ЧС. ВМФ РФ уже более века эксплуатирует самолеты-амфибии. Если вспомнить, морская авиация России и была создана на базе гидросамолетов. Однако в настоящее время летает несколько Бе-12 почти полувекового возраста.
Амфибии крайне удобны в поисково-спасательных операциях. В годы Второй мировой войны американские гидросамолеты «Каталины» спасли несколько сотен сбитых летчиков. Теперь же можно наблюдать возрождение российской военной гидроавиации. Первые флотские Бе-200 будут служить на Каспийском море, и местная флотилия получит свою собственную морскую авиацию, которой у нее не было со времен Великой Отечественной войны.
В любой точке мира
Если ранее на вооружении палубной авиации были истребители Су-33, способные бороться только с воздушными целями, то после их оснащения прицельно-навигационными системами «Гефест» они получили возможность поражать и сухопутные цели. Также палубная авиация пополнилась истребителями МиГ-29К.
Палубный многоцелевой истребитель МиГ-29К во время учебно-тренировочных полетов на военном аэродроме Североморск-3 / Фото: ТАСС/Лев Федосеев
Во время похода авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии в 2016–2017 годах летчики корабельной авиации приобрели огромный боевой опыт. После окончания процесса восстановления авианосца ВМФ получит действенный инструмент для проведения операций вдали от родных берегов. Таким образом, морская авиация трансформируется в подлинную «дальнюю руку» ВС России, способную присутствовать в самых разных районах Мирового океана.
Дмитрий Болтенков
«ДОРНЬЕ DO-228 МЭРИТАЙМ ПЭТРОЛ» — морской патруль
Многоцелевой патрульный самолет (Германия)
Несмотря на свой неказистый квадратный вид Do-228 обладает высокими летными характеристиками и надежностью
В 1980-х годах к производству патрульных машин приступила Германия. В качестве базы был взят транспортный самолет Do-228 компании «Дорнье». Машина получила новый профиль крыла, две радиолокационные станции, обзорную и поисковую, а также противокорабельные ракеты, размещенные на подвесках крыла.
Кроме того, самолет оборудован ИК-системой обзора передней полусферы, стабилизированной системой наблюдения большой дальности, прибором ночного видения, прожектором и новейшей навигационной системой. Первый полет машина, названная Do-228, совершила в мае 1981 года.
Серийное производство этого многоцелевого патрульного самолета началось в 1984 году. Сейчас он входит в состав воздушно-морских сил Германии, Индии, Италии, Нигерии, Омана, Таиланда, Мавритании и Мальдивских островов.
Морской патруль Do-228 ВМС Германии готовится к взлету
Do-228 имеет прочную конструкцию и приспособлен для эксплуатации на плохо подготовленных аэродромах
Последняя модификация Do-228 оснащена современными пятилопастными винтами и новейшими двигателями ТРЕ331-10
Создание Морской Авиации Красного флота
Смена существующей власти, изменение строя и начавшееся гражданское противостояние привело к разрушению Российской армии, ВМФ и всех оборонных структур. Отдельные оставшиеся в строю гидросамолеты были переброшены с акваторий морей на реки и большие озера для поддержки наземных операций противостоящих сторон. Разруха того времени добила остатки могучего воздушного флота и Советской власти нужно было начинать все сначала. Реввоенсовет Советской России пытался восстановить отдельные гидроавиаотряды, и к 1920 году удалось сохранить всего 75 гидропланов и колесных аэропланов
Пришли в негодность авианесущие корабли, авиастроительные и ремонтные предприятия, не пополнялся личный состав, а самое важное, то, что ВМА перестала быть отдельной силой в структуре РКВМФ
После кровопролитных войн страна пребывала в страшной разрухе, и ее восстановление требовало огромного напряжения ресурсов и средств. Поэтому на восстановление морской авиации не хватало денег, современных материалов, специалистов. Ее не считали важным элементом в укреплении обороноспособности и парк пополнялся минимумом гидросамолетов, которые фактически были пригодны только для разведывательных операций на морях.
В 30-е годы, с ростом промышленного потенциала, авиация стала символом развития страны, каждый мальчишка мечтал стать военлетом, а специальные операции в полярных льдах сделали морских летчиков национальными героями и примером для подражания. Было создано общество ОСОАВИАХИМ, позже переименованное в ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту). Это было время лучшей конструкторской мысли, активного развития авиастроения, технического обновления армии и флота. Утверждение Наркомата ВМФ и включение морской авиации в состав флота, утвердило ее как важнейший род Военно-Морских сил СССР. Конструкторы разработали, а заводы запустили в производство тяжелые гидросамолеты, оснащенные минно-торпедным и бомбардировочным вооружением.
Период второй мировой войны
В конце сороковых фашистская Германия развязала в Европе Вторую Мировую войну, а союзница Гитлера и Муссолини милитаристская Япония включилась в нее на Юго-Востоке и в Тихоокеанском бассейне. Вступив в активное противостояние с Америкой за контроль над Китаем, военное руководство решало, как нанести сокрушительный удар по США. В своей стратегии они решили использовать опыт англичан, когда корабельные самолеты с авианосца разбомбили итальянский флот в гавани Таранто. Японские авианосцы подошли на подлетное расстояние, и морская авиация провела массированный налет на американскую базу Пирл-харбор, расположенную на Гавайях. В результате, одним мощным ударом был уничтожен американский Тихоокеанский флот. Большую роль в этом налете сыграли летчики смертники «камикадзе», которые направляли свои машины на авианосцы, крейсера и другие корабли, стоящие у причалов.
На европейском театре война продолжалась по своему сценарию и после вторжения фашистских орд все силы страны были брошены на отражение агрессии. Участвуя в Великой Отечественной войне, морские летчики наносили фашистам серьезный урон в акваториях Балтики, южных и северных морей. Кроме уничтожения кораблей и других судов, военная обстановка требовала нанесения урона врагу на земле и в небе. В летопись Морской авиации ВМФ России вписано огромное количество страниц об успешных сражениях и беспримерных подвигах морских летчиков.
Мировым признанием и неувядаемой славой покрыла себя морская авиация Балтийского флота, когда в начале августа 1941 года, первыми во Второй Мировой войны, нанесли бомбовый удар по столице третьего рейха. За годы Отечественной войны авиация ВМФ сделала свыше 350 тысяч боевых вылетов, сбила более 5.5 тысяч машин врага в воздушных боях и разбомбила на аэродромах. В морских операциях и при защите Северных конвоев уничтожила 407 военных кораблей и 371 транспортное судно Германии и флотов ее союзников. Обо всех подвигах можно узнать, посмотрев экспозицию музея Морской Авиации Военно-морского флота России, а память о них хранится в сердцах благодарных внуков.
В ожидании «Миноги»
В настоящее время невозможно себе представить крупный боевой корабль без палубного вертолета. Спектр таких машин, находящихся на вооружении морской авиации, поражает своим разнообразием. В него входят и ударные вертолеты Ми-24, базирующиеся в Калининградской области. А также палубные вертолеты семейства Ка-27. Вертолеты Ка-27ПЛО модернизируются в Ка-27М, и флот регулярно их получает.
Авиация_4
Многоцелевые вертолеты Ка-27М во время репетиции военно-морского парада в честь Дня Военно-морского флота
Фото: ТАСС/Вадим Савицкий
На Черноморском флоте начался процесс подготовки пилотов для вертолета радиолокационного обнаружения и наведения Ка-31Р. Продолжается доработка палубного ударного вертолета Ка-52К. Как известно, 9 мая 2020 года в Керчи будут заложены два универсальных десантных боевых корабля. Именно на их палубах и будут базироваться эти машины.
Вернулись в строй транспортно-боевые Ка-29. Построенные в советские годы вертолеты с 1990-х годов находились на хранении и, по сути, были брошены. Теперь же потребность в таких машинах вернулась.
В 2020 году начнутся и опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения корабельных вертолетов «Минога», которые лет через 10 заменят существующие машины Ка-27.
Авиация_6
Вертолет радиолокационного дозора Ка-31Р
Фото: Министерство обороны РФ/mil.ru
Такое насыщение вертолетами потребует нарастить темпы выпуска пилотов. Морская авиация не имеет собственного училища для подготовки летных кадров, поэтому на службу в нее берут выпускников училищ ВКС и переучивают их. Это сильно увеличивает время подготовки пилотов. Но и здесь ситуация меняется.
Так, на днях стало известно о возобновлении строительства специального судна для отработки взлета-посадки корабельных вертолетов. Не исключено, что для них будет создано и флотское училище подготовки пилотов морской авиации в Ейске.
Состав
В состав морской авиации входят: морская ракетоносная, противолодочная, разведывательная, штурмовая авиация корабельного и наземного базирования, а также подразделения и части транспортных самолётов и подразделения другого назначения. Организационно состоит из ВВС флотов, включает части и подразделения берегового и корабельного базирования, а также части, подразделения и службы обеспечения. ВВС флотов в специальном отношении подчиняются начальнику авиации ВМФ. На него непосредственно замыкаются части центрального подчинения. В вооружённых силах некоторых стран называется авиацией ВМС (авиацией флота). В состав её входят базовая патрульная авиация, а также штурмовая, истребительная, разведывательная и специального назначения (дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и другие). В ВС США, кроме того, имеется авиация морской пехоты.
Ил-14. «Полярник»
На основе опыта эксплуатации Ил-12 в самых различных климатических и погодных условиях был создан пассажирский самолет Ил-14, ставший впоследствии рабочей лошадкой «Аэрофлота» и всей полярной авиации.
Машина получилась очень удачной, легкой в управлении, неприхотливой и достаточно надежной. Особенно приглянулась полярникам, поскольку суровый климат не позволял использовать большинство других самолетов. В 1962 году для действий в Арктике несколько «полярников» получили убираемое лыжное шасси и внутрифюзеляжный топливный бак.
Вплоть до второй половины 1950-х годов Ил-14 являлся основным самолетом правительственного отряда, а различные его варианты эксплуатировались до начала 1990-х годов.
Ил-14
Источник изображения: Владимир Мусаэльян/ТАСС
Самолет использовался больше как гражданский лайнер, однако были в его истории и боевые эпизоды. Машины обеспечивали деятельность контингента советских войск в подавлении восстания в Венгрии в 1956 году. Поставленные за рубеж Ил-14 стали участниками Суэцкого кризиса на стороне Египта. Впоследствии они использовались для высадки десанта в ходе различных локальных конфликтов. Также заметным эпизодом стало участие в Кубинском кризисе 1962-го — самолеты применялись для доставки различных грузов на Кубу и там впоследствии и остались. Ил-14 эксплуатировался в 31 стране мира.
Известно, что машины также использовались для отбора проб воздуха и фото- и киносъемки в ходе различных ядерных испытаний на полигоне Новая Земля.
Первые отечественные массовые пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14 положили начало созданию воздушного транспорта для гражданской авиации.
ИЛ-38 — охотник за подлодками
Патрульный противолодочный самолет (СССР)
Ил-38 долгое время был лучшим в мире самолетом по обнаружению подводных лодок
После Второй мировой войны американцы, наученные германским примером, взялись за усиленное строительство подводных лодок. Невидимые, быстроходные и вездесущие, они казались наилучшим средством для размещения новейших видов оружия, прежде всего баллистических ракет с ядерными зарядами.
С 1960 года пять подводных лодок вели постоянное боевое патрулирование в режиме готовности к нанесению ядерного удара по территории СССР. Средствами, способными находить такого противника, Военно-морской флот СССР тогда не располагал. Первая отечественная атомная подводная лодка вышла в море только в 1958 году, и ее боевые возможности значительно уступали американским.
Летающие лодки Бе-6 серьезной угрозы для субмарин США также не представляли. В 1959 году в СССР приступили к созданию противолодочной акустической системы под названием «Беркут». В эти же годы ВВС СССР передали в ОКБ-240 С. В. Ильюшина задание на проектирование и изготовление на базе пассажирского Ил-18 противолодочного самолета Ил-38, оснащенного этой системой.
На модернизированных Ил-38Н установлена новейшая система поиска «Новелла» (надстройка над кабиной), способная обнаруживать и удерживать в поле зрения одновременно 32 воздушные, надводные и подводные цели
Первый полет Ил-38 под управлением В. К. Коккинаки состоялся 27 сентября 1961 года. В фюзеляже появились два отсека для размещения буев системы «Беркут», бомб и торпед. Крыло перенесли вперед на 3 м и усилили его профиль. В фюзеляже поместили еще один топливный бак. Изменили и конструкцию многих самолетных систем. Помимо радиоакустических буев следить за передвижениями лодок должна была магнитометрическая система.
В 1967 году началось его серийное производство, а в 1969 году самолет приняли на вооружение. В 1970-х годах желание приобрести три такие машины выразила Индия.
В 1968 году самолет, принадлежавший Северному флоту, обнаружил первую подводную лодку в Баренцевом море. В 1974 году Ил-38 Тихоокеанского флота нашел еще одну в Японском море, а в 1976 году машина Балтийского флота застигла таковую в Индийском океане.
Всего с 1969 по 1981 год самолеты обнаружили 172 иностранные подводные лодки. После того как морская авиация России лишилась разведывательных самолетов, Ил-38 начали нести и патрульную службу. В настоящее время этот самолет остается основной противолодочной машиной ВВС России, и замены ему в ближайшем будущем не предвидится.
В годы холодной войны самолеты ВВС США не раз отгоняли слишком назойливые Ил-38 от своих кораблей в нейтральных водах