Миротворческие операции

Литература

  • Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 243—270. — 272 с. — (Современная авиация). — ISBN 5-89327-004-5.
  • Pace, Steve. Boeing North American B-1 Lancer. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 19). — ISBN 1-58007-012-4.
  • Logan, Don & Miller, Jay. Rockwell International B-1A/B. — Arlington, Texas: Aerofax Inc., 1986. — 40 p. — (Aerofax Minigraph 24). — ISBN 0-942548-32-9.
  • П. Иванов. Бомбардировщик B-1B: некоторые итоги первых лет эксплуатации // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1988. стр.37-38.
  • А. Боков. Радиоэлектронное оборудование бомбардировщика B-1B // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.44-50

Ссылки

Вторые Чрезвычайные вооружённые силы ООН

Дорогостоящая и кровопролитная миротворческая миссия ООН в Конго в первой половине 1960-х годов заставила эту организацию по-новому оценить необходимость и эффективность международных миротворческих операций. После проведения миротворческой миссии на Кипре в марте 1964 года и отправки наблюдателей в Доминиканскую Республику и в район индо-пакистанского конфликта в следующем году в миротворческих операциях ООН наступил длительный перерыв. Его окончание было ознаменовано решением о формировании вторых Чрезвычайных вооружённых сил в зоне ближневосточного конфликта, последовавшим за арабо-израильской войной 1973 года.

После Шестидневной войны и окончания работы первых ЧВС ООН на Синайском полуострове Ближний Восток на протяжении нескольких лет был ареной так называемой Войны на истощение, в рамках которой происходили регуярные боестолковения между египетскими и израильскими силами. Кульминацией восстановления военной мощи Египта и других арабских соседей Израиля стала атака в октябре 1973 года, развернувшаяся в полномасшабную войну. Как и в случае с Суэцким кризисом, Совет Безопасности ООН был парализован, на этот раз — противостоянием двух его постоянных членов, СССР и США, поддерживавших противоположные стороны конфликта. Как результат, миротворческая миссия по окончании активных боевых действий была снова возложена на соединённые вооружённые силы третьих стран, принципы деятельности которых повторяли принципы деятельности первых ЧВС.

Канадские и панамские миротворцы на Синайском полуострове, 1974 год

Ядром новых ЧВС стали миротворцы, в срочном порядке переброшенные в Египет с Кипра, а их первым командующим — финский генерал Энсио Сииласвуо. Планируемая численность военного контингента, в основном состоящего из лёгкой пехоты, должна была составить 7000 человек. В рамки мандата ЧВС входило, как и в прошлый раз, наблюдение за прекращением огня между войсками Египта и Израиля, а после заключения перемирия — за передислокацией этих войск. В дальнейшем войска ООН должны были осуществлять патрулирование специально для этой цели созданных буферных зон. В долгосрочный мандат сил входил также контроль за отсутствием в зонах разделения войск фортификационных сооружений; помимо этого, с 1974 по 1979 год ЧВС вместе с Международным комитетом Красного Креста выступали в качестве посредника в переговорах об обмене военнопленными и воссоединении семей.

Мандат ЧВС-2, первоначально утверждённый на полугодичный срок, продлевался в общей сложности восемь раз. За период с октября 1973 по июль 1979 года погибли 53 военнослужащих и двое граждаских сотрудников миротворческих сил на Синае; при этом все жертвы среди миротворцев относились к начальному периоду работы ЧВС, в дальнейшем же зона размещения войск ООН на протяжении их работы оставалась в основном безопасной — за всё время имели место лишь пять инцидентов, в которых были задействованы вооружённые силы сторон. Более того, наиболее серьёзный инцидент задевал Египет только как третью сторону: во время обострения конфликта между Израилем и Ливаном в 1974 году из-за активизации палестинских боевиков, действующих с территории этой страны, Египет угрожал выступить на стороне Ливана, но никак не реализовал эти угрозы. Напротив, на израильско-сирийской границе, несмотря на присутствие миротворческих войск, аналогичных синайским, неоднократно имели место боевые столкновения сторон.

На финансирование вторых ЧВС Организация Объединённых Наций потратила в общей сложности 446,5 млн долларов. Параллельно с ЧВС начиная с 1975 года на Синае по настоянию Израиля базировалась также Миссия поддержки на Синае (англ. Sinai Support Mission, SSM), укомплектованная представителями США. После успеха египетско-израильского мирного процесса, завершившегося подписанием мирного договора, силы ООН были выведены из этого региона, их место заняла миротворческая миссия международной коалиции, не координируемой ООН; такая замена была связана с тем, что некоторых членов Совета Безопасности (в первую очередь Советский Союз) не устраивали условия заключённого мирного договора. Окончательный вывод израильских войск и поселений с Синайского полуострова проходил под наблюдением представителей ОНВУП.

Вторые Чрезвычайные вооружённые силы ООН

Дорогостоящая и кровопролитная миротворческая миссия ООН в Конго в первой половине 1960-х годов заставила эту организацию по-новому оценить необходимость и эффективность международных миротворческих операций. После проведения миротворческой миссии на Кипре в марте 1964 года и отправки наблюдателей в Доминиканскую Республику и в район индо-пакистанского конфликта в следующем году в миротворческих операциях ООН наступил длительный перерыв. Его окончание было ознаменовано решением о формировании вторых Чрезвычайных вооружённых сил в зоне ближневосточного конфликта, последовавшим за арабо-израильской войной 1973 года.

После Шестидневной войны и окончания работы первых ЧВС ООН на Синайском полуострове Ближний Восток на протяжении нескольких лет был ареной так называемой Войны на истощение, в рамках которой происходили регуярные боестолковения между египетскими и израильскими силами. Кульминацией восстановления военной мощи Египта и других арабских соседей Израиля стала атака в октябре 1973 года, развернувшаяся в полномасшабную войну. Как и в случае с Суэцким кризисом, Совет Безопасности ООН был парализован, на этот раз — противостоянием двух его постоянных членов, СССР и США, поддерживавших противоположные стороны конфликта. Как результат, миротворческая миссия по окончании активных боевых действий была снова возложена на соединённые вооружённые силы третьих стран, принципы деятельности которых повторяли принципы деятельности первых ЧВС.

Канадские и панамские миротворцы на Синайском полуострове, 1974 год

Ядром новых ЧВС стали миротворцы, в срочном порядке переброшенные в Египет с Кипра, а их первым командующим — финский генерал Энсио Сииласвуо. Планируемая численность военного контингента, в основном состоящего из лёгкой пехоты, должна была составить 7000 человек. В рамки мандата ЧВС входило, как и в прошлый раз, наблюдение за прекращением огня между войсками Египта и Израиля, а после заключения перемирия — за передислокацией этих войск. В дальнейшем войска ООН должны были осуществлять патрулирование специально для этой цели созданных буферных зон. В долгосрочный мандат сил входил также контроль за отсутствием в зонах разделения войск фортификационных сооружений; помимо этого, с 1974 по 1979 год ЧВС вместе с Международным комитетом Красного Креста выступали в качестве посредника в переговорах об обмене военнопленными и воссоединении семей.

Мандат ЧВС-2, первоначально утверждённый на полугодичный срок, продлевался в общей сложности восемь раз. За период с октября 1973 по июль 1979 года погибли 53 военнослужащих и двое граждаских сотрудников миротворческих сил на Синае; при этом все жертвы среди миротворцев относились к начальному периоду работы ЧВС, в дальнейшем же зона размещения войск ООН на протяжении их работы оставалась в основном безопасной — за всё время имели место лишь пять инцидентов, в которых были задействованы вооружённые силы сторон. Более того, наиболее серьёзный инцидент задевал Египет только как третью сторону: во время обострения конфликта между Израилем и Ливаном в 1974 году из-за активизации палестинских боевиков, действующих с территории этой страны, Египет угрожал выступить на стороне Ливана, но никак не реализовал эти угрозы. Напротив, на израильско-сирийской границе, несмотря на присутствие миротворческих войск, аналогичных синайским, неоднократно имели место боевые столкновения сторон.

На финансирование вторых ЧВС Организация Объединённых Наций потратила в общей сложности 446,5 млн долларов. Параллельно с ЧВС начиная с 1975 года на Синае по настоянию Израиля базировалась также Миссия поддержки на Синае (англ. Sinai Support Mission, SSM), укомплектованная представителями США. После успеха египетско-израильского мирного процесса, завершившегося подписанием мирного договора, силы ООН были выведены из этого региона, их место заняла миротворческая миссия международной коалиции, не координируемой ООН; такая замена была связана с тем, что некоторых членов Совета Безопасности (в первую очередь Советский Союз) не устраивали условия заключённого мирного договора. Окончательный вывод израильских войск и поселений с Синайского полуострова проходил под наблюдением представителей ОНВУП.

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Первые Чрезвычайные вооружённые силы ООН

Наблюдательная миссия Организации Объединённых Наций на Ближнем Востоке, известная как , начала свою деятельность ещё в 1948 году, с подписанием соглашений о прекращении огня между Израилем и его арабскими соседями в ходе войны 1948—1949 годов. Однако эта наблюдательная миссия оказалась недостаточно эффективна в вопросе предотвращения нарушений перемирий, в особенности в условиях крупномасштабного конфликта 1956 года, известного как Суэцкий кризис. В то же время в Совете Безопасности ООН, постоянными членами которого были Великобритания и Франция, непосредственно участвовавшие в конфликте, не было достигнуто консенсуса по организации коллективной миротворческой операции.

В условиях, когда решение о вмешательстве ООН в конфликт на Синайском полуострове и его формах было возможно только вне рамок Совета Безопасности, Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд последовал советам министра иностранных дел Канады Лестера Пирсона о создании международных чрезвычайных вооружённых сил, которые будут составлены из военнослужащих государств — временных членов Совета Безопасности и дислоцированы между противоборствующими сторонами (в данном случае между войсками Израиля и Египта). Пирсону удалось также убедить в жизнеспособности такого решения посланника США в ООН Генри Лоджа.

Рекомендации Хаммаршёльда легли в основу резолюции 1000 Генеральной Ассамблеи ООН, учреждавшей международные миротворческие вооружённые силы под командованием канадского генерал-майора . Эти силы стали первой официальной миротворческой миссией ООН; в отсутствие прецедентов в деятельности Лиги Наций или ОНВУП Хаммаршёльд разрабатывал их принципы работы этих сил с нуля, и в дальнейшем эти принципы применялись на протяжении всей Холодной войны.

Югославские миротворцы на Синайском полуострове, 1957 год

В полномочия ЧВС входил контроль за выводом вооружённых сил Великобритании, Франции и Израиля с египетской территории, а затем выполнение роли буфера между вооружёнными силами Израиля и Египта. Помимо этого на них возлагалась задача общего контроля над операциями по очистке Суэцкого канала. Эти войска, планируемой численностью 6000 человек (максимально зафиксированная численность 6073, в 1960-е годы число служащих контингента снижалось, упав менее чем до 4 тысяч к 1966 году), располагались на протяжении более чем десяти лет на Синайском полуострове вдоль международной границы Египта и линий прекращения огня (в общей сложности 72 постоянных наблюдательных поста, осуществлявших контроль над территорией площадью почти в 500 км). Войска дислоцировались полностью на египетской стороне границы с согласия этой страны. Среди стран, чьи военнослужащие были шире всего представлены в ЧВС, были Канада (единовременно до 1172 человек), Индия (до 957) и Югославия (до 673). На их содержание Организация Объединённых Наций потратила 214 миллионов долларов (значительную долю расходов также покрывали государства, предоставлявшие войска).

Почтовая марка в честь первых Чрезвычайных вооружённых сил ООН (1957 год)

Хотя в 1960-е годы боевики-фидаины часто проникали на территорию Израиля, а тот в свою очередь проводил операции возмездия на территориях сопредельных арабских стран, это происходило большей частью вдоль границ с Иорданией и Сирией, тогда как израильско-египетская граница, контролируемая миротворцами ООН, оставалась достаточно спокойной. Более часты были мелкие нарушения условий перемирия (в частности, нарушение израильскими ВВС воздушных границ Египта) и дипломатические кризисы, включавшие угрозу применения или демонстрацию военной силы (16 за время действия мандата). При выполнении своих обязанностей погибли 109 военных и 1 гражданский сотрудник ЧВС.

Конец деятельности первых ЧВС ООН был положен в 1967 году. Весной этого года обострился конфликт между Израилем и Сирией, более частыми стали вооружённые столкновения на их границе и вероятность перехода к полномасштабным боевым действиям оценивалась как очень высокая. В этих условиях египетское командование начало концентрацию сил на Синайском полуострове, и 16 мая Египет потребовал вывода миротворцев ООН со своей территории. Поскольку мандат ЧВС предполагал согласие одной из сторон на их дислокацию, а Израиль не удалось убедить принять войска ООН вместо Египта, требование о выводе было удовлетворено, и последний миротворец покинул Синайский полуостров 17 июня. К этому времени успела начаться и закончиться Шестидневная война, в которой Израиль разгромил Египет и его арабских союзников и захватил значительные территории, включая большую часть Синайского полуострова. При этом в ходе боёв в секторе Газа погибли 15 военослужащих ЧВС.

ru_ireland.png

Россия в миротворческих операциях

  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.

1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.

Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

Примечания

  1. . www.un.org. Дата обращения: 14 октября 2017.
  2. Коллектив авторов. ООН и укрепление международного мира и безопасности // Советский Союз и Организация Объединённых Наций 1966-1975 гг. / АН СССР, Институт истории СССР. — М.: Наука, 1975. — С. 52-53. — 536 с. — 6700 экз.
  3. Семёнов В. С. Устав ООН и вопрос об операциях по поддержанию мира // Ассоциация международного права Советский ежегодник международного права 1968 : Печатный орган АМП СССР. — М.: Наука, 1969. — С. 64. — Тираж 2300 экз.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2008.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2011.
  6. . Galwayfilmfleadh.com. Дата обращения: 11 сентября 2016.
  7. . IMDb. Дата обращения: 11 сентября 2016.

Модернизации

В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщиков B-1B, средний возраст которых составил 24,1 года. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа, начавшаяся в 1993 году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями.
В рамках программы были реализованы следующие модернизации:

  • Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
  • Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
  • Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддержки GPS-навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
  • Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
  • Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.

Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные устройства. Link-16 — программа по оснащению самолётов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолётами в режиме реального времени.

: намерены провести плановые работы по модернизации оснащения кабин пилотов.

После проведения модернизации B-1B ВВС США планирует сохранить данные самолёты на вооружении до 2038 года.

JASSM / JASSM ER (AGM-158A/B)

The JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile) is a conventional, stealthy, air-launched ground attack cruise missile designed for the U.S. Air Force and international partners. An extended range version, AGM-158B JASSM-ER, was developed alongside the standard variant, and went into service in 2014.

JASSM At A Glance

Originated From: United StatesPossessed By: United States, Australia, Finland, PolandClass: Cruise MissileBasing: Air-launchedLength: 4.27 mWingspan: 2.4 m

Launch Weight: 1,021 kgWarhead: 450 kg WDU-42/B penetratorPropulsion: Turbojet (AGM-158A), Turbofan (AGM-158B)Range: 370 km (AGM-158A), 1,000 km (AGM-158B)Status: OperationalIn Service: 2009-Present

JASSM utilizes a low-observable airframe designed to defeat various targets, to include enemy air defenses. The missile’s low-profile airframe is particularly important given the proliferation of sophisticated air defenses such as the S-300 (and newer variants). The JASSM-ER will eventually incorporate a weapons data link (WDL) into the missile allowing for course corrections after launch.This is a critical upgrade for road-mobile and maritime targets.

The missile is fitted to the B-1B Lancer, B-2 Spirit, B-52H Stratofortress, F-15E Strike Eagle, F-16C/D, F/A-18C/D, and possibly the F-35 Joint Strike Fighter. The B-1B is considered the starting point platform, and can carry 24 missiles, and is currently the only one equipped with JASSM-ER. The B-2 can carry up to 16 missiles and the B-52H can carry 12 internally on rotary launchers. Fighter aircraft can carry one or two missiles under each wing. The F-35, if certified to carry the JASSM, would have to carry the weapon externally, because the missile would not fit in the main internal weapon bays the aircraft boasts.

The standard variant has a range of 370 km, whereas the JASSM-ER has a range of approximately 1,000 km. Their airframes are identical, so the weapons cannot be distinguished merely by appearance. The primary differences lie in a larger internal fuel tank, and a more efficient turbofan engine. The airframe itself can be described as angular, similar to the Taurus KEPD 350, although more rounded and fluid. When the missile is carried by aircraft, the fins and wings are folded, and then unfolded by small explosive charges after released. Source missilethreat.csis.org

Награды

Медали за участие в ЧВС ООН

ЧВС-1

ЧВС-2

Автор идеи создания Чрезвычайных вооружённых сил ООН Лестер Пирсон был в 1957 году удостоен Нобелевской премии мира.

Участие в Чрезвычайных вооружённых силах ООН в зоне израильско-египетского конфликта отмечалось медалями Организации Объединённых Наций. Медалью за службу в первых ЧВС награждались военнослужащие, проведшие в составе миссии от 90 дней и дольше. К медали представлялись военные Бразилии, Дании, Индии, Канады, Колумбии, Норвегии, Швеции и Югославии. Колодка медали выполнена в бледно-жёлтом или песочном цвете, символизирующем пески Синайского полуострова, с широкой вертикальной полосой голубого цвета, символизирущего ООН, по центру. Парные узкие вертикальные полосы по краям ленты символизируют Суэцкий канал (синяя) и долину Нила (зелёная).

Медаль за службу во вторых ЧВС также предназначалась тем, кто провёл в их рядах 90 и более дней. В число служащих ЧВС входили военные Австралии, Австрии, Ганы, Индонезии, Ирландии, Канады, Непала, Панамы, Перу, Польши, Сенегала, Финляндии и Швеции. Колодка разделена на три широких вертикальных полосы — центральную бледно-жёлтую, символизирующую Синайскую пустыню, и две боковых голубых — цвета ООН. Две узких тёмно-синих вертикальных полосы посередине символизируют Суэцкий канал.

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector