Магатэ: на пути к мирному атому

См. также

Рекомендации

Проблемы организации

Агентство время от времени подвергается критике. Объектом нападок становится устаревшая структура МАГАТЭ, не способная в полной мере обеспечить контроль за безопасностью эксплуатации ядерной энергии. Несмотря на расширение организации, в ней не были в полной мере проведены работы по реструктуризации и реорганизации, из-за чего МАГАТЭ оказывается неспособна проводить требуемое количество проверок и инспекций.

Другая причина, по которой часто критикуют агентство — появление ядерного оружия у Индии, Пакистана, Южноафриканской Республики и Израиля. Нужно заметить, что подобные обвинения часто политически ангажированы. Несмотря на критику, следует признать, что МАГАТЭ удалось добиться крупных успехов в своей сфере.

Именно эта организация разработала ряд необходимых норм по эксплуатации объектов, а её многочисленные инспекции позволяют предотвращать крупные техногенные катастрофы. Являясь структурным подразделением ООН, организация не страдает от нехватки бюджета, а потому может ответственно подходить к решению вопросов атомной энергетики.


Автор статьи:
Никифоров Владислав

Региональные соглашения о сотрудничестве

В рамках МАЭА существуют четыре региональные области сотрудничества, которые обмениваются информацией и организуют консультации в своих регионах:

АФРА

Африканское региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и подготовки кадров, связанных с ядерной наукой и техникой (АФРА):

ARASIA

Соглашение о сотрудничестве арабских государств Азии в области исследований, разработок и подготовки кадров в области ядерной науки и техники (АРАСИА):

RCA

Региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и подготовки кадров в области ядерной науки и техники для Азиатско-Тихоокеанского региона (РСА):

AR <UNK>

Соглашение о сотрудничестве в области развития ядерной науки и техники в Латинской Америке и Кариббейском регионе (ДРНТ):

Членство

Процесс присоединения к IAEA довольно прост. Как правило, государство удостоверяет Генерального директора в его желании присоединиться к Совету, а Директор представляет заявление на рассмотрение Совета. Если Совет рекомендует утвердить заявление о членстве и Генеральная конференция утверждает его, то государство должно затем представить документ о принятии Устава МАЕА Соединенным Штатам, которые выполняют функции правительства-депозитария Статута МАЕА. Государство считается членом, когда его письмо о принятии сдается на хранение. Затем Соединенные Штаты информируют об этом МАЕА, которая другие государства — члены МАЕА. Подписание и ратификация Договора о нераспространении ядерного оружия (НПТ) не являются предварительными условиями для членства в МАЕА.

В состав МАЕА входят 172 государства-члена. Большинство членов Организации Объединенных Наций и Святейший Престол являются государствами-членами ИАЭА. Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, Капе Верде (2007 год), Тонга (2011 год), Гамбия (2016 год), Гинея (2020 год) и Самоа (2020 год) были утверждены в качестве государств-членов и станут ими, если они сдадут на хранение необходимые правовые документы.

Четыре государства вышли из IAEA. Северная Корея была государством-членом с 1974 по 1994 год, но вышла из него после того, как Совет губернаторов признал, что она не соблюдает свое соглашение о гарантиях безопасности и приостановил большинство технического сотрудничества. Nicaragua стал членом в 1957 году, отозвал свое членство в 1970 году, и вновь присоединился в 1977 году, Honduras присоединился в 1957 году, вышел в 1967 году, и вновь присоединился в 2003 году, в то время как Cambodia присоединился в 1958 году, вышел в 2003 году и вновь присоединился в 2009 году.

Вклад МАГАТЭ в научную работу

МАГАТЭ постоянно созывает научные конференции и контролирует передачу ядерных материалов. Организация разработала ряд систем оценок безопасности, например:

сбор и анализ данных об авариях, несчастных случаях и инцидентах на атомных электростанциях стран-участников МАГАТЭ;
шкала экстренных ядерных событий, обозначающая уровень важности тех или иных инцидентов;
группа экспертов эксплуатации, задача которых — улучшить условия эксплуатации ядерных объектов, передавая свой собственный опыт и знания работникам энергетического сектора;
нормы ядерной безопасности.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС эксперты МАГАТЭ предложили ряд отчётов и материалов, призванных установить причину катастрофы. Согласно этим документам, к аварии привели конструктивные дефекты энергоблока и халатность персонала.

Рабочие зоны

Договор о нераспространении ядерного оружия

Среди прочего, МАГАТЭ отвечало за мониторинг Договора о нераспространении ядерного оружия с марта 1970 года . Помимо направления инспекторов для проведения около 2500 инспекций на местах по всему миру, МАГАТЭ теперь также использует спутниковое наблюдение и аналогичные средства для контроля за соблюдением договора о блокировании. Он стал представлять международный интерес в 1991 году после окончания второй войны в Персидском заливе , когда впервые в Ираке было разрешено проводить расследования вне договорных обязательств подписавшего государства, тем самым раскрывая секретную программу создания ядерного оружия.

Повышение ядерной безопасности

В целях повышения безопасности реакторов МАГАТЭ поддерживает, среди прочего, осуществление Конвенции о ядерной безопасности . С этой целью он также поддерживает операторов ядерных установок в классификации инцидентов и аварий в соответствии с Международной шкалой оценки ядерных инцидентов (INES) :

  • Перечень аварий на ядерных установках (уровни 4-7 INES)
  • Список регистрируемых событий на ядерных объектах Германии (уровни 1–3 INES)
  • Список аварий на европейских ядерных установках (уровень 2–3 INES)

IRS (Международная система отчетности по опыту эксплуатации)

МАГАТЭ предоставляет международную частную базу данных о неисправностях на ядерных установках, таких как атомные электростанции , «Международная система отчетности по опыту эксплуатации» IRS, также называемая «системой отчетности об инцидентах МАГАТЭ / АЯЭ». Он управляется и управляется Агентством по ядерной энергии (NEA) , которое также управляет другими ядерными базами данных. IRS — единственная международная база данных, в которой собираются и обмениваются отчеты о неисправностях, опыте и извлеченных уроках « Извлеченные уроки ». Координаторы IRS проводят ежегодные встречи. Некоторые данные IRS доступны в отчетах шведского агентства по радиационной защите Strålsäkerhetsmyndigheten (до 2008 SKI ).

Другие направления работы

Национальный щит МАГАТЭ в Зайберсдорфском исследовательском центре

Кроме того, организация участвует в применении и развитии мирных возможностей ядерных технологий, например Б. в медицине, сельском хозяйстве, производственных процессах и, конечно же, в электроэнергетике . В исследовательском центре МАГАТЭ на территории Австрийского технологического института в Зайберсдорфе (Нижняя Австрия) находятся несколько отделов, занимающихся различными возможными видами использования ядерной энергии; в области агробиотехнологии существуют отдельные отделы селекции растений (селекция растений), почвоведения (почвоведение), агрохимии , энтомологии (энтомология, и в рамках … исследуется указанная нижняя программа МСН), а также ветеринарные приложения. Другие отделы занимаются ядерной физикой , дозиметрией , химией, инструментальной техникой и т. Д. Лаборатории по гарантиям также расположены в Зайберсдорфе. В лабораториях работает около 180 человек (всего около 2229 МАГАТЭ).

Совместно с ФАО МАГАТЭ, среди прочего, реализует исследовательскую программу, касающуюся технологии стерильных насекомых (SIT). Таким образом самцы насекомых подвергаются радиоактивному облучению и стерилизации. Затем они выпускаются в дикую природу и могут передавать свою стерильную сперму самкам. Затем самки насекомых избегают контакта с самцами или откладывают яйца, из которых не развиваются личинки или развиваются только низшие личинки. В долгосрочной перспективе следует искоренить такие болезни, как малярия или сонная болезнь .

МАГАТЭ управляет центрами лечения рака в разных странах, например. B. в Нигерии (350 000 новых случаев в год, вирус папилломы).

история

  • История вопроса: В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию (не имеющую обязательной силы), которая предусматривала создание международного органа, который — по причинам единственного мирного использования — владел и эксплуатировал все ядерные реакторы и урановые рудники во всем мире. Взамен следует прекратить строительство атомных бомб и уничтожить существующие запасы. В своей речи « Атом для мира» в 1953 году президент США Эйзенхауэр предложил создать несколько менее обширную форму этого «Международного агентства по атомной энергии», которое также должно защищать исключительно мирное использование атомной энергии.
  • Организация была основана 29 июля 1957 года. Первым генеральным директором стал американский политик Уильям Стерлинг Коул .
  • В 1961 году генеральным директором был избран швед Сигвард Эклунд . В 1962 году он предположил, что к 1980 году половина годового прироста выработки электроэнергии будет производиться атомными электростанциями.
  • 30 марта 1962 года США передали четыре атомные электростанции под контроль МАГАТЭ.
  • На генеральной конференции 18-26 сентября 1962 года Саудовская Аравия была принята в МАГАТЭ, и бюджет на 1963 год объявлен в размере 7,4 миллиона долларов США .
  • В 1962 году система безопасности МАГАТЭ находится под эгидой австралийско-японского соглашения о мирном использовании ядерной энергии.
  • С марта 1970 года МАГАТЭ также взяло на себя надзор за Договором о нераспространении ядерного оружия .
  • 1981: Ханс Бликс , министр иностранных дел Швеции в 1978/79, становится новым Генеральным директором. Он остается на этом посту до 1997 года.
  • После чернобыльской ядерной катастрофы МАГАТЭ было больше озабочено безопасностью атомных электростанций, чем раньше .

В 2003 году МАГАТЭ произвело фурор своей миссией в Ираке перед началом войны в Ираке (20 марта — 1 мая 2003 г.).

  • В декабре 2004 года стало известно, что Мохаммед эль-Барадеи , генеральный директор МАГАТЭ с 1997 по ноябрь 2009 года, систематически прослушивался США. Эль-Барадей возмущен. До сих пор он знал, что правительство США работает против него, но не знал, что они рискнут скандалом и перехватят его. Эль-Барадей предположил, что правительство США хотело подслушать инкриминирующие материалы, чтобы шантажировать его или вынудить покинуть офис.
  • В 2005 году эль-Барадеи и МАГАТЭ получили Нобелевскую премию мира .

МАГАТЭ оперативно задокументировало ядерную катастрофу на Фукусиме с марта 2011 года и опубликовало ее в Интернете. МАГАТЭ создало RANET (Сеть реагирования и помощи); любое государство-участник может обратиться за помощью к МАГАТЭ и другим государствам-членам в случае ядерного или радиологического инцидента или аварийной ситуации. Он также активен в Северной Корее (→ северокорейская программа создания ядерного оружия ) и в Иране (→ иранская ядерная программа).

Функции и цели

Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН

При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:

  • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
  • поощрение обмена научными достижениями и методами;
  • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
  • разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности.

Международный молодежный ядерный конгресс (IYNC)

Международный молодёжный ядерный конгресс (IYNC – аббревиатура от англ. International Youth Nuclear Congress) – международная сетевая общественная организация, объединяющая молодое поколение специалистов, занимающихся ядерными технологиями. IYNC основана в апреле 2000 года, во время Конгресса в Братиславе, Словакия.

Основная цель организации – передача знаний и опыта в области мирных ядерных технологий новому поколению специалистов. Основная деятельность IYNC – организация общих конференций (которые также называются Конгрессами), проходящих один раз в два года в различных странах мира. Кроме того, в промежутках между общими Конгрессами IYNC ведет деятельность, направленную на обмен мнениями между молодыми ядерными специалистами, пропагандой мирных ядерных технологий, ядерного образования и международного сотрудничества.

Миссия, цели и задачи:

  • разрабатывать новые подходы в освещении преимуществ атомной энергии и её роли в энергетическом балансе;
  • содействовать дальнейшему мирному использованию ядерной науки и технологий на благо человечества;
  • передавать знания и опыт от нынешнего поколения ведущих ученых следующему поколению, поверх национальных границ.

IYNC – это форум для представления научных, политических, общественных и корпоративных взглядов, касающихся разработки различных проблем ядерной отрасли для того, чтобы обеспечить всестороннее обсуждение данного предмета. Так как именно молодёжи предстоит иметь дело со всеми перспективами и проблемами в будущем, то IYNC приветствует открытое их обсуждение нынешним молодым поколением специалистов.

В круг обсуждаемых на конференциях вопросов входят:

  • проектирование, конструирование, строительство, эксплуатация и безопасность АЭС;
  • ядерный топливный цикл и ядерные материалы;
  • теплогидравлика и термоядерная энергетика;
  • радиационные исследования;
  • ядерные технологии в медицине;
  • ядерная политика, экономика и управление человеческими ресурсами;
  • деятельность молодёжных ядерных организаций.

 Сайт: http://www.iync.org/

критика

МАГАТЭ и Чернобыль

МАГАТЭ также упомянуло этот тип реактора РБМК до аварии на Чернобыльской АЭС . В публикации, доступной на ее веб-сайте (Бюллетень ИАЭО, том 22, № 2), она говорит об «экономически полностью оправданной конструкции» этого типа реактора и о том, что он требует очень небольших усилий (за счет увеличения плотности мощности в активной зоне) может быть достигнуто увеличение мощности с 1000 МВт эл. до 1500 МВт эл.

1 июля 2009 г. IPPNW , международная медицинская организация, критикующая ядерную медицину, раскритиковала соглашение 50-летней давности между МАГАТЭ и Всемирной организацией здравоохранения . В этом соглашении МАГАТЭ берет на себя основную ответственность за все проекты ядерных исследований. Тем самым они помешали ВОЗ отчитаться о рисках для здоровья от радиации. Последствия Чернобыля для здоровья, которые обсуждались на двух крупных конференциях ООН, в Женеве в 1995 г. и в Киеве в 2001 г. , не были доведены до сведения общественности.

МАГАТЭ и Фукусима

После аварии на реакторе в Японии в 2011 году IPPNW призвал 22 марта 2011 года прекратить действие соглашения между ВОЗ и МАГАТЭ. ВОЗ должна без прикрас и объективно проинформировать население, особенно японцев, о рисках для здоровья и провести кампанию по эвакуации женщин, детей и беременных женщин из пострадавших районов.

Измерения радиации, проведенные МАГАТЭ в Фукусиме, были подвергнуты критике из-за их .

Во время конференции МАГАТЭ в Вене в июне 2011 года не было высказано принципиальной критики использования ядерной энергии. Напротив, делегаты высказались за сохранение статус-кво или строительство новых атомных электростанций. Постепенный отказ от ядерной энергии в Германии был встречен с непониманием, в сочетании с опасениями, что это может привести к остановке ядерной энергетики в других странах. Юкия Амано, генеральный директор МАГАТЭ, пропагандировал рост мирового производства ядерной энергии во время своего визита в Японию в июне 2011 года.

Общая критика

Присуждение Нобелевской премии мира МАГАТЭ в 2005 году подверглось критике со стороны международной критически важной для ядерной среды медицинской организации IPPNW, а также со стороны Greenpeace и BUND, которые утверждали, что цели МАГАТЭ — расширение и распространение ядерной энергии — являются несовместимо с Нобелевской премией мира

Членство

]]

Процесс присоединения к МАГАТЭ довольно прост. Обычно, государство уведомило бы генерального директора своего желания присоединиться, и директор подаст заявление к Управлению по соображению. Если Совет рекомендует одобрение, и Генеральная конференция принимает заявление на членство, государство должно тогда представить свой инструмент принятия Устава МАГАТЭ в Соединенные Штаты, которые функционируют как депозитное правительство для Устава МАГАТЭ. Государство считают участником, когда его извещение о принятии депонировано. Соединенные Штаты тогда сообщают МАГАТЭ, который регистрирует другие государства-члены МАГАТЭ. Подпись и ратификация Договора о нераспространении ядерного оружия (NPT) не являются предварительными условиями для членства в МАГАТЭ.

МАГАТЭ есть 163 государства-члена. Большинство членов ООН и Святой престол — государства-члены МАГАТЭ. Кабо-Верде (2007), Тонга (2011), Коморские острова (2014), Джибути (2014) и Вануату (2014), как государства, не входящие в союз, было одобрено для членства и станет государством-членом, как только они вносят необходимые правовые документы.

Два государства ушли из МАГАТЭ. Северная Корея была государством-членом от 1974–1994, но ушла после того, как Совет управляющих нашел его в несоблюдении его соглашения о гарантиях и приостановил большую часть технического сотрудничества. Камбоджа стала участником в 1958, забрала ее членство в 2003 и воссоединилась с 2009.

Нобелевская премия мира

См. также

Ссылки

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств — участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector