Глава 14. арабский халифат

АНТ-40 ИС

Переселение мусульман

Первую хиджру, паломничество и переселение совершил Пророк Мухаммед ﷺ в 621 году: он переехал в Йасриб, чтобы разорвать все связи с обществом, в котором он вырос, но которое не приняло призыв к единобожию и стало преследовать его и его последователей. Позже Йасриб в честь Пророка Мухаммеда ﷺ был назван Мадинат-ун-Наби, что в переводе означает «город Пророка».

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Особенности исламского искусства

Почему в исламской традиции запрещено изображать не только Аллаха и его пророков, но и вообще людей и животных? Считается, что в день Последнего суда изображенные художником люди оживут и придут к нему за своей душой, а он не сможет исполнить их просьбу и будет гореть за это в вечном пламени. По этой причине Коран и другие богословские книги мусульман всегда украшаются лишь орнаментом.

Мечети (дословно — «места поклонения») с самого начала создаются подобными дому пророка Мухаммеда — это было здание с большим навесом на столбах из пальмовых стволов, которое размещалось в глубине двора. В старинных мечетях Багдада, Дамаска и Каира огромный прямоугольный или квадратный двор окружен аркадами, которые опираются на мраморные колонны.

Джунейд. Миниатюра к поэме персидского поэта Хаджу Кермани «Хомай и Хомаюн» (кон. XIV в.)

В мечетях Северной Африки и Испании молитвенные залы образованы множеством стоящих рядом колонн и украшены орнаментом, выполненным с помощью различных техник: резьбы по камню, мозаики, майоликовой плитки.

К мечети обязательно примыкает минарет— многоярусная круглая или квадратная башня, с высоты которой муэдзин призывает верующих к молитве. Что такое арабески? Так называют декоративный орнамент — сложный узор, который часто используется в странах Ближнего и Среднего Востока. Такой узор складывается из геометрических фигур, стилизованных (условных) изображений растений и надписей на арабском языке — их вырезают на камне или искусственном мраморе (стукко), выкладывают из разноцветных кирпичиков, разрисовывают красками. Арабесками украшают не только стены зданий, но и ткани, ковры, предметы быта, даже ювелирные изделия.

Архитектура

Арабы своей архитектурой прославляли Ислам. В первую очередь они строили мечети и мавзолеи. Научившись у римлян строить арки, они развили этот стиль в своём строительстве, сделав его образцом архитектуры. В Дамаске находится Большая Мечеть, которую построили ещё в VIII веке. В её архитектуру прекрасно вписалась подковообразная арка. Остроконечные арки можно увидеть в старинных мечетях Каира.

Такой стиль был перенят европейскими зодчими, строивших соборы в Англии, Франции, Италии. Прекрасные мечети были построены в Иерусалиме, Мекке, Триполи, Каире, Дамаске, Константинополе. Кубические арабские переходные опоры под куполами были применены в строительстве соборов и дворцов в Палермо в XI и XII веках. Очень много архитектурных сооружений арабского заимствования находится в России. Они пришли туда с завоеваниями Тамерлана. Старинная красота поражает своей элегантностью.

Ремёсла

Малые художественные произведения были подняты арабами на высокий уровень. Их стеклянная посуда, керамика, текстиль прославились на весь мир. Стены зданий арабские мастера покрывали сложной мозаикой, плиткой, резьбой. В Европе очень любили сирийские мензурки и изделия из горного хрусталя. В Валенсии использовали мавританские обжиговые печи.

Арабским стеклодувам удалось получить синий цвет стекла, который в Европе стали называть мусульманским блюзом. Получив шёлк из Китая, арабские мастерицы научились делать прекрасные ткани. Кроме шёлка, ткачихи изготавливали хлопковый муслин, дамасский лён, шерсть Шираз. Всё это пользовалось большим спросом в Европе. Дубильщики из Марокко научились выделывать шкуры до мягкости шёлка. Марокканская кожа отличается высоким качеством. Прославилось на весь мир и калёное дамасское холодное оружие.

Структура корабля

Анечка, Цыпа и змеюка подколодная

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Астрономия

Как и математика, астрономия в древнем арабском мире усовершенствовалась, опираясь на религию. В ней учитывалось точное время восходов и закатов Солнца. Это нужно было для определения Уразы (мусульманского поста) во время Рамадана. Средневековые арабские астрономы создали карты звёздного неба в обсерваториях в Пальмире и Мараге. Им удалось определить длину градуса.

Арабские учёные установили долготу и широту. Они исследовали относительные скорости света и звука. Аль-Бируни даже обсуждал теорию вращения Земли вокруг собственной оси ещё задолго до Галилея. Аль-Фазари, аль-Фергани, аз-Заркали занимались разработкой магнитного компаса и построения знаков Зодиака. Большое количество арабских астрономов в XIII веке работали в Мараге.

Математика

Арабы внесли в цифру 0, что дало возможность решать сложные математические задачи. 0 стал усовершенствованием индуистской концепции. Также арабская десятичная система счисления облегчила курс математики. Большая роль арабов в разработке алгебры и тригонометрии, отцом которых считают Аль-Хорезми. Он нашёл более точный и всеобъемлющий метод точного деления земель, чтобы можно тщательнее соблюдать Коран. Арабские математические исследования стали проходить в европейских университетах. Арабы реформировали календарь, в результате этого за пять тысяч лет произошла погрешность лишь в 1 день.

История 6 класс

«Игра про Древнюю Русь» — Кто являются создателями славянской азбуки? князь Святослав. Данный урок проводится по типу телевизионной передачи… Первые киевские князья 100. Крещение Руси 200. о князе Ярославе Мудром. Культура Древней Руси 300. Крещение Руси 400. Когда и кем была создана «Повесть временных лет»? Кирилл и Мефодий. В КОНЦЕ IX века. Своя игра. Определите значения принятия христианства на Руси. И не было двора, где бы не горело. Крещение Руси 500.

«Боги в Древней Греции» — По ходу урока заполните таблицу: Артемида и Аполлон. Расскажите миф о Нарциссе. Тициан «Венера». Гестия. Афина Паллада – Минерва – богиня мудрости и справедливой войны. Великаны. Посейдон — Нептун – бог морей. Гея – Земля + Уран — небо. Здесь, по представлениям древних греков, обитали бессмертные боги. Гера. Зевс – царь богов и людей. Статуя Зевса в Олимпии. Гефест. Гермес – Меркурий – бог торговли, дорог и воров.

«Средневековая Индия» — Индийская книга. Индийские цифры. Мавзолей Тадж-Махал. — Миниатюры, портреты — Фрески. Искусство. Архитектура. Изделия из слоновой кости и ценных пород деревьев. Стены храмов были сплошь покрыты рельефами, статуями и искусной резьбой. Расписаны фресками (сцены из жизни князей, придворных. Минарет. Отражены легенды и исторические события). Буддийские храмы в Аджанте. Культура средневековой Индии. Художественные ремёсла.

«Время рыцарей и замков» — Затем рыцарь должен был показать всем свою силу и ловкость. Рыцарь поклоняется Прекрасной Даме. К 12 веку замки превратились в сложные каменные неприступные крепости. В Англии замки строились после нормандского завоевания (1066 год). В центре замка башня донжон. 1180 г. Гент, Бельгия. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Построен в 11-14 веках. Mиниaтюpa 13 в. Замок Честоу в Уэльсе, Великобритания.

«Литература рыцарей» — Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами. Тяжелое вооружение и боевой конь — необходимые атрибуты настоящего воина. Образ Карла Великого в литературе. Большое уважение проявлялось по отношению к античности : переписывались рукописи античных авторов. Гипотеза исследования. Рыцарская Литература. Вес военного снаряжения также был приличным – до 50 кг. Рождение средневекового рыцаря.

«Культура Халифата» — Арабская карта. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Повторение пройденного. Начальные школы у мусульман были частными. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. Миниатюра из арабской рукописи. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Арабский язык стал языком науки и литературы. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. § 10. Средневековый рисунок. План урока. Соборная мечеть в Кордове.

«История 6 класс»

Философия и наука

Культура Халифата состояла из традиций ислама и античных идей. Арабам нравились работы Платона и Аристотеля, но и у самого государства были великие мыслители. Их записи даже переводили на европейские языки.

Больших успехов арабские ученые достигли в математике. Они первыми систематизировали алгебраическую науку. За основу они взяли исследования Архимеда и Евклида. Европа позаимствовала у мусульман десятичные дроби и индийские числа.

В городе Марокко — Фес — в 859 году основали первый университет, позже учебные заведения появились и в Багдаде, Каире. Здесь преподавали сразу несколько дисциплин:

  • исламскую историю;
  • религию (богословие);
  • право.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика».

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

ИЖ-43-1С

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

Технические характеристики

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма «Шахнамэ».

Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Астрономия

Как современная алгебра находит арабский след в своих цифрах и названии, так современная астрономия напоминает о временах халифата названиями звезд и созвездий. Альтаир, Альдебаран, Ригель, Денеб пришли к нам из арабского языка.

Астрономические наблюдения с помощью армиллярной сферы. Миниатюра из турецкой рукописи XVI века.

В мусульманском мире важными вопросами было составление календаря для определения важных дат, а также ориентация в пространстве для молитвы, которая должна быть обращена в сторону Мекки. Благодаря этому, астрономия была почетным делом в халифате, а от арабских ученых осталось много ценных наблюдений.

Известен арабский перевод сочинения Клавдия Птолемея, который называется «Альмагест», в котором были изложены основы космологии, определившие развитие исламской астрономии на пять веков. Так, аль-Батани, известный в Европе под именем Альбатегний, определил величину прецессии, точно измерил эксцентриситет земной орбиты и открыл движение апогея Солнца. Он же создал подробные астрономические таблицы «зиджи», которые настолько точно описывали небесные явления, что ими пользовались даже в XVIII веке.

Аль-Бируни, уже знакомый нам по тригонометрии, не только детально описал явления солнечного и лунного затмения, но и до Коперника предложил гелиоцентрическую систему, указав на слабость системы геоцентрической.

Выдающимся деятелем исламской астрономии был султан Улугбек, правивший в Средней Азии. Хоть политически он и не относится к высоким умам халифата, его традиционно причисляют к средневековым исламским ученым. Пользуясь своим могуществом, он построил одну из самых масштабных и оборудованных обсерваторий Средневековья — в ней, например, был 40-метровый мраморный секстант, установленный в плоскости меридиана. Главное сочинение Улугбека — «Новые астрономические таблицы» — рассказывает о положении более чем тысячи звезд, а также об основных постулатах астрономии того времени.

Павильон персидских ученых в Вене, скульптура Авиценны

Создание союза

Халифат состоял из множества стран, отличающихся высоким развитием культуры: Сирия, Египет, Средняя Азия, Месопотамия. Арабы занимали нижнюю ступень по качеству образования в сравнении с другими народами. Из-за неграмотности они уничтожали памятники культуры на завоеванных территориях. Когда халиф приказал сжечь библиотеку в Александрии, он сказал: «Если в книгах указано не то, что написано в Коране, то их нужно уничтожить. А если сказано то же самое, то они и не нужны».

Постепенно арабы переняли наследие своих соседей, они воспользовались их достижениями в искусстве и науках. Все страны союза заговорили на одном языке, на котором писали новые авторы и переводили старые произведения. Культура создавалась всеми народами мусульманского государства.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Медицина

На голову, если не больше, арабы переросли европейцев в деле врачевания. Несмотря на то что ислам запрещал вскрытие трупов, арабская теоретическая и наблюдательная база была настолько широка, что они стали лидерами в области медицины в Средневековье.

Толчок всему арабскому врачеванию дали первые переводы Галена и Гиппократа, которые запустили процесс 500-летнего развития. За это время были написаны свыше 70 трактатов, составлены рецепты настоек, пилюль и припарок, описаны обширные атласы растений и их лечебные свойства.

В арабской медицине две главные звезды — всюду известный Авиценна и Разес.

Павильон персидских ученых в Вене, скульптура Разеса

Разес, или Абу Бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в VIII веке в Иране, а умер в первой трети века IX в Багдаде. Он инициировал строительство первой багдадской больницы, он же руководил ею после постройки. Разес обобщал знания греческих, сирийских, римских, византийских, египетских и персидских врачей, дополняя их своими комментариями, которые он составлял на основе увиденного на практике. Всего за свою жизнь Разес написал около 50 сочинений. Он же придумал применять прививки от оспы.

Достижения Авиценны, в оригинале ибн Сина, богаты и обширны. И свое место в истории он получил именно как теоретик и практик врачевания. Его фундаментальный труд «Канон медицины» настолько крепко прижился в Европе, что по нему учили врачей еще в XVI веке, то есть спустя 500 лет после смерти самого Авиценны.

Разница в уровнях арабской и европейской медицины тех времен показательна в истории про рыцаря-крестоносца, у которого случился нарыв на ноге. Находясь в походе по святым землям, он обратился за помощью, и местный эмир прислал к нему врача. Врач приложил к гнойнику припарки, тот прорвался и начал подсыхать. Жена рыцаря болела «сухоткой» (неизвестно, что понимал под этим словом автор), и доктор предложил ей диету из свежих овощей. И благородное семейство имело все шансы на выздоровление, но появился некий франкский врач, который сразу сказал рыцарю, что тот будет либо жить с одной ногой, либо умрет с двумя. Воин на ампутацию согласился. Когда ногу начали рубить, первый удар не достиг цели, вторым рыцарю раздробили кость, и он умер. Хуже пришлось его жене, которую франкский врач обвинил в одержимости, приказал остричь бедную женщину и держать на чесноке и горчице. «Сухотка» усилилась, и франк решил, что бес переселился в голову. На это нашлось свое решение: кожу на голове разрезали до черепа и втерли туда соль. Женщина умерла. Тогда изумленный арабский врач удалился обратно в свои края, рассказав эту историю эмиру, чей племянник Усама ибн Мункиз сохранил ее для истории.

На этом кончается первая часть нашего экскурса в арабскую науку Средневековья, впереди еще философия, исламское богословие, физика и бытовые вещи, подаренные нам Востоком. До встречи.

Павильон персидских учёных в Вене. Присутствуют скульптуры 4-х великих людей Арабского мира: Аль-Бируни, Мухаммад ибн Закария аль-Рази, Авиценна и Омар Хайам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector